Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
23 июня 1 9 5 0 'г. Л г 122 (5271 ) 3 Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А Относительно марксизма в языкознании (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Ленин здесь абсолютно прав. Но при чем .тут «классовость» язы ка? Ссылаясь на слова Ленина о двух культурах .при капита лизме, эти товарищи, ка к видно, хотят внушить, читателю, что на личие двух ^культур в обществе, буржуазной и пролетарской, оз начает, что языков тоже должно быть, два,;;Так ка к язы к связан с культурой,— следовательно, Ле нин отрицает необходимость еди ного национального языка, сле довательно, Ленин стоит за «классовые» языки. Ошибка этих товарищей состоит здесь, в том, что они отождествляют и сме шивают язык с ■культурой. Меж ду тем, культура и язык— две разные :вещи: Культура может быть и буржуазной и социалисти ческой, язык ^же, ка к средство общения, являемся всегда обще народным языком; и он может обслуживать и буржуазную и социалистическую культуру- Раз: вс это не факт, что русский, у к раинский, узбекский языки об служивают ныне социалистиче скую культуру этих наций так ж е не плохо, ка к обслуживали они перед Октябрьским переворо том их буржуазные., культуры? Значит глубоко ошибаются эти товарищи, утверждая, что нали чие Двух разных культур ведет к образованию двух разных язы- ко|Г н [;к отрицанию необходимости единого’ языка. Говоря о двух культурах, Ленин исходил из того именно положения, что наличие двух культур не может вести к отри цанию единого языка и образова нию двух языков, что язык дол жен быть единый. Когда бундов цы стали обвинять Ленина в том, что он отрицает необходимость национального языка и трактует культуру, ка к «безнациональ- ную», Ленин, ка к известно, рез ко протестовал против этого, заявив, что он воюет против бур жуазной культуры , а не про тив национального языка, необ ходимость которого он считает бесспорной. Странно, что неко торые наши товарищи поплелись, по стопам бундовцев. ЧтН касается единого языка, необходимость которого будто бы отрицает Ленин, то следова ло бы заслушать следующие сло ва Ленина:' «Язык есть важнейшее сред ство человеческого общения; един- ство я зй ка и его развитие беспрепятственной есть одно из " важ нейших. условии . действительно свободного и широкоро,.' соответ ствующего современному капита лизму, торгового .оборота, .,сво7 боднрй и ., широкой группировки населения по всем отдельным классам».,. Выходит, что уважаемые то варищи исказили взгляды Ленина. Ссылаются, наконец, на Сталина. Приводят цитату из Сталина о том, что «буржуазия и ее националистические партии были и остаются в этот период главной руководящей : силой та ки х наций». Это все правильно. Буржуазий и ее националистиче ская партия действительно руко водят буржуазной культурой, так же, ка к пролетариат и его интер националистическая партия ру ководят пролетарской культурой. Но при чем тут «классовость» языка? Разбе этим товарищам не известно, что национальный язык есть форма национальной культуры, что национальный язык может обслуживать и бур жуазную и социалистическую культуру? Неужели наши това рищи не знакомы с известной фор мулой марксистов о том, что ны нешняя , русская, украинская, белорусская и другие культуры являются социалистическими по содержанию и национальными по форме, т. е. по языку? Согласны ли они с этой марксистской фор мулой? Ошибка наших товарищей со стоит здесь в том, что они не ви дят разпицы между культурой и языком и не понимают, что культура по своему содержанию меняется с каждым новым пе риодом развития общества, тогда ка к язы к остается в основном тем ж е языком в течение, не скольких периодов, одинаково обслуживая ка к новую культуру, Так и старую- Итак: , а) язык, ка к средство обще- - ння, всегда был и остается еди ным для общества и общим для его членов языком; б) наличие диалектов и жар гонов не отрицает, а подтверж дает наличие общенародного язы ка, ответвлениями которого они являются и которому они подчи нены; : в) формула о «классовости» языка есть ошибочная, немарк систская формула. ВОПРОС . Каковы характерные признаки языка? Ответ. Язык относится к чис лу общественных явлений, дейст вующих за все время существо вания общества. Он рождается и развивается с рождением и раз витием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том слу чае, если он изучается в нераз рывной связи с историей общест ва; с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и КО| 0 ^ 1 Й является творцом и но сителем этого языка. 1зык есть средство, орудие, -пр] помощи которого люди обща- зот я друг с другом, обменивают ся мыслями и добиваются взаим ного понимания. Будучи непо средственно связан ^мышлением, язык регистрирует и закреп ляет в словах п в соеди нении слов в предложениях ре зультаты работы мышления, ус пехи познавательной работы че ловека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в че ловеческом обществе. Обмен мыслями является по стоянной и жизненной необходи мостью, та к ка к без него невоз можно наладить совместные дей ствия людей в борьбе с силами • природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в " Ч Г : л • 1 ‘ '} ._ * Л ^ | '-Д производственной ' деятельности общества, следовательно, не возможно .само существование,об щественного производства. Следо вательно, без языка,. понятного, для общества,и общего .для, его членов, общество прекращает производство, распадается и пере стает существовать, ка к общест во. В этом смысле язык, будучи орудием общения,,,является вме сте с тем орудием борьбы и раз вития общества! Как известно, все слова, имею щиеся в языке, составляют вме- сте так называемый словарный состав, языка. Главное в словар-- ном составе языка — основной словарный фонд, куда входят и все корневые слова, к а к его ядро. Он гораздо менее обширен, чем словарный состав языка, но он живет очень долго, в продолже ние веков и дает языку базу для образования: новых слов. Словар ный состав отражает картину со стояния языка: чем богаче и разностороннее словарный состав, тем богаче и развитее язык. Однако словарный состав, взя тый сам по себе, не составляет еще языка,— он скорее всего яв ляется строительным материалом для языка. Подобно тому, ка к строительные м*атериалы в строительном деле не составляют здания, хотя без них и невозмож но построить здание, так лее и словарный состав языка не со ставляет самого языка, хотя без него н немыслим никакой язык. Но словарный состав язы ка полу чает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики языка, которая оп ределяет правила изменения сло ва, правила соединения слов в предложения и, Таким образом, придает язы ку стройный, осмыс ленный характер. Грамматика (морфология, синтаксис) является собранием правил об изменении слов и сочетании слов в предло жении. Следовательно, именно благодаря грамматике язык полу чает возможность облечь чело веческие мысли в материальную языковую оболочку. Отличительная черта грамма тики состоит в том, что опа дает правила об изменении слов, имея в виду не копкретпые слова, а вообще слова без какой-либо кон кретности; она дает правила для составления предложений, имея в виду не какие-либо конкретные предложения, скажем, конкретное подлежащее, конкретное сказуе мое и т . п., а воообще всякие предложения, безотносительно к конкретной форме того или иного предложения. Следовательно, аб страгируясь от частного и кон кретного, ка к«в словах, так и в предложениях, грамматика берет то общее, что лежит в основе из менений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из не го грамматические правила, грам матические законы- Грамматика есть результат длительной, аб страгирующей работы человече ского мышления, показатель громадных успехов мышления. В этом отношении грамматика напоминает геометрию, которая дает свои законы, абстрагируясь от конкретных предметов, рас-, сматривая предметы, ка к тела, лишенные ктткпрфплр*- дёляя отношения между ними не к а к конкретные отношения та ких-то конкретных предметов, а к а к отношения тел вообще, ли шенные всякой конкретности. В отличие от надстройки, ко торая связана с производством не прямо, а через посредство эко номики, язы к непосредственно связан с производственной дея тельностью человека так же, ка к и со всякой иной деятельностью во всех без исключения сферах его работы. Поэтому словарный состав, языка, ка к наиболее чув ствительный к изменениям, на ходится в состоянии почти непре рывного изменения, при этом язы ку, в отличие от надстройки, пе приходится дожидаться лик видации базиса, он вносит из менения в свой словарный со став до ликвидации базиса и безотносительно к состоянию базиса. Однако словарный состав язы ка изменяется не ка к надстрой ка, не путем отмены старого и постройки нового, а путем по полнения существующего слова ря новыми словами, возникшими в связи с изменениями социаль ного строя, с развитием произ водства, с развитием культуры, пауки н т. п. При этом, несмотря на то, что из словарного состава языка выпадает обычно некоторое количество устаревших слов, к нему прибавляется гораздо боль шее количество новых слов. Что же касается основного словарного фонда, то он сохраняется во всем основном н используется, ка к ос нова словарного состава языка. Это н понятно. Нет никакой необходимости уничтожать основ ной словарный фонд, если он мо жет быть с успехом использован в течение ряда исторических пе риодов, не говоря уже о том, что уничтожение основного словарно го фонда, накопленного в течение веков, при . невозможности со здать новый основной словарный фонд в течение короткого срока, привело бы к параличу языка, к полному расстройству дела обще ния людей между собой. Грамматический строй языка из меняется еще более медленно, чем его основной словарный фонд. Выработанный в течение эпох и вошедший в плоть и кровь языка, грамматический строй изменяется еще медленнее, чем основной словарный фонд. Он, конечно, претерпевает с те чением времени изменения, он совершенствуется, улучшает и уточняет свои правила, обога щается новыми правилами, но основы грамматического строя со храняются в течение очень'дол гого времени, так ка к они, ка к показывает история, мбгут с ус пехом обслуживать общество в течение ряда эпох. Таким образом, грамматический строй языка и его основной словарный фонд составляют ос нову языка, сущность его специ фики. История отмечает большую устойчивость и колоссальную сопротивляемость языка насиль ственной ассимиляции.^ Некото рые историки, вместо того, что бы объяснить это явление, огра ничиваются удивлением. Но для 1(Г\ {оснований. Устойчивость языка объясняется устойчивостью его Грамматического строя и основ ного словарного фонда. Сотни лет турецкие ассимиляторы ста рались искалечить, разрушить и уничтожить язы ки балканских народов. За этот период словар ный состав балканских языков претерпел серьезные изменения, было воспринято не мало турец ких слов и выражений, были и «схождения» и «расхождения», однако балканские языки выстоя ли и выжили. Почему? Потому, что грамматический строй и ос новной словарный фонд этих языков в основном сохранились. Из всего этого следует, что .язык, его структуру нельзя рассматривать к а к продукт одной какой-либо .эпохи. Структура языка, его .грамматический стран и основной словарный фонд есть продукт ряда эпох. Надо полагать,, что элементы современного языка были зало жены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был ^язы к не сложный с очень скудным словарным, фондом, но , со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грам матическим строен. Дальнейшее развитие произ водства, появление, классов, по явление письменности, зарожде- , ние государства, нуждавше гося для управления в бо лее или мепее упорядоченной пе реписке, развитие торговли, еще более нуждавшейся в упорядо ченной переписке, появление пе чатного стапка, развитие'литера туры— все это внесло большие изменения в развитие языка. За это время племена и народности дробились и расходились, сме шивались и скрещивались, а в дальнейшем появились нацио нальные язы ки и государства, произошли революционные пе ревороты, сменились старые об щественные строи новыми- Все это внесло еще больше измене ний в язык и его развитие. Одпако было бы глубоко ошибочно думать, что разви тие языка происходило та к же, к а к . развитие надстрой ки : путем уничтожения су ществующего и построения но вого. На самом деле развитие язы ка происходило не путем уни ч тожения существующего языка и построения нового, а путем раз вертывания и совершенствования основных элементов существую щего языка. При этом переход от одного качества языка к другому качеству происходил не путем взрыва, не путем разового уничтожения старого и построе ния нового, а путем постепен ного и длительного накопления элементов нового качества, новой структуры язы ка, путем посте пенного отмирания элементов старого качества. Говорят, что теория стадиаль ного развития языка является марксистской теорией, та к ка к опа признает необходимость вне запных взрывов, к а к условия пе рехода языка от старого качест ва к новому. Это, конечно, не верно, ибо трудно найти что-ли бо марксистское в этой теории. И если „теория стадиальности дей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz