Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 23 июня 1950 г. ^ 1 22 (5 2 7 1 ) Относительно марксизма в языкознании (П Р О Д О Л Ж Е Н И Е ) ВО П РО С . Верно ли, что язык был всегда и остается классовым, что общего и единого для общества неклас сового, общенародного языка не существует? Ответ. Нет, неверно. Не трудно понять, что в обще стве, где нет-классов, не может бр 1 ть и речи о классовом языке. Первобытно - общинный родовой строй не знал классов,, следова тельно, не могло быть там и классового языка,— язы к был там общий, единый для всего коллектива. Возражение о том,, что под классом надо понимать всякий человеческий коллектив, в том числе и первобытно-общин- пый коллектив, представляет не возражение, а игру слов, которая не заслуживает опровержений. Что касается дальнейшего раз вития от языков родовых к язы кам племенным, от языков пле менных к языкам народностей и от языков народностей к языкам национальным,— го везде на всех этапах развития язы к, ка к сред ство общения людей в обществе, был общим н единым для обще ства, равно обслуживающим чле нов общества независимо от со циального Положения- Я имею здесь в виду п с импе рии рабского и средневекового периодов, скажем, империю Кира и Александра Великого, или им перию Цезаря и Карла Великого, которые не имели своей эконо мической базы и представляли временные и непрочные военно- административные об’единения. Эти империи не только пе имели, но И не могли иметь единого для империи и понятного для всех членов империи языка. Они пред ставляли конгломерат племен и народностей, живш их своей жизиыо и имевших свои языки. Следовательно, я имею в виду не эти ц подобные им империи, а те племена и народности, которые бенно отличаются в этом от ношении верхушечные слои иму щих классов, оторвавшиеся от народа и ненавидящие его:, дво рянская аристократий, верхние слои буржуазии. Создаются «классовые» диалекты, жаргоны, салонные «языки». В литературе нередко эти диалекты и жарго ны неправильно квалифицируют ся ка к язы ки: «дворянский язы к», «буржуазный язы к»,— в противоположность «пролетарско му язы ку», «крестьянскому язы ку» . На этом основании, ка к это ни странно, некоторые наши то варищи пришли к выводу, что национальный язык есть фик ция, что реально существуют лишь классовые языки. Я думаю, что нет ничего ошибочнее такого вывода. Мож но ли считать эти диалек ты и жаргоны языками? Без условно нельзя. Нельзя, во-пер вых, потому, что у этих диалек тов и жаргонов нет своего грам матического строя и основного словарного, фонда,— они заимству ют их из национального языка- Нельзя, во-вторых, потому, что диалекты и жаргоны имеют уз кую сферу обращения среди чле нов верхушки того или иного класса и совершенно не годятся, к а к средство общения людей, для общества в целом. Что же у них имеется? У ни|х есть: набор не которых специфических слов, отражающих специфические в к у сы аристократии или верхних слоев буржуазии; некоторое ко личество' выражений и оборотов речи, отличающихся изыскан ностью, галантностью п свобод ны х от «грубых» выражений и оборотов национального языка; входили в состав империи, ймели наконец, некоторое количество свою экономическую базу н имели свои издавна сложившиеся язы ки. История говорит, что языки у этих племен и народностей бы ли не классовые, а общенарод ные, общие для племен и народ ностей и понятные для них. Конечно, были наряду с этим диалекты, местные говоры, но над пйми превалировал и их под чинял себе единый н общий язык племени или народности. В дальнейшем, с появлением капитализма, с ликвидацией фео дальной раздробленности и обра зованием национального рынка народности развились в нации, а язы ки народностей в нацио нальные язы ки. История говорит, что национальные я зы ки явля ются не классовыми, а общена родными языками, общими для членов наций и едиными для нации. Выше говорилось, что я зы к к а к средство общения людей в обществе одинаково обслуживает все классы общества и проявля ет в этом отношении! своего рода безразличие к классам. Но люди, отдельные социальные группы , классы далеко пе безразличны к язы ку. Они стараются использо вать язы к в своих интересах, навязать ему своп особый лекси ко н , свои особые термины, свои особые выражения. Осо- иностранных слов. Все же основ ное, т. е- подавляющее большин ство слов и! грамматический строй, взято из общенародного, национального языка. Следова тельно, диалекты и жаргоны представляют ответвления оТ об щенародного национального язы ка, лишенные какой-либо язы ковой самостоятельности и обре ченные на прозябание. Думать, что диалекты и жаргоны могут развиться в самостоятельные язы ки, способные вытеснить, и заменить национальный язык,— значит потерять историческую перспективу и сойти с позиции марксизма. Ссылаются на Маркса, цити руют одно место из его статьи «Святой Макс», где сказано, что у буржуа есть «свой язык», что этот язы к «есть про дукт буржуазии», что он проник н ут духом меркантилизма н ку п - ли-продажи.Отой цитатой неко торые товарищи хотят доказать, что Маркс стоял будто бы за «классовость» языка, что он от рицал существование единого на ционального языка. Если бы эти товарищи отнеслись к делу объек тивно, они должны были бы привести и другую цитату из той же статьи «Святой Макс», где Маркс, касаясь вопроса о путях образования единого националь-1 ного языка, говорит о «концент рации диалектов .в единый на циональный язык, обусловлен ной экономической и политиче ской концентрацией». ' Следовательно, Маркс призна вал необходимость единого на ционального языка, к а к высшей' формы, которой подчинены диа лекты, к а к низшие формы. ' Что же в таком случае может представлять язы к .буржуа, ко торый, по словам Маркса, «есть продукт буржуазии». Считал ли его Маркс таким же языком,, ка к национальный язык, со своей особой языковой . структурой? Мог ли он считать его таким языком? Конечно, нет! Маркс просто хотел сказать, что ,буржуа’ загадили единый национальный язык своим торгашеским лекси коном, что буржуа, стало быть, имеют свой торгашеский жаргон. Выходит, что, эти товарищи исказили' позицию Маркса.' А ис казили ее потому, что цитирова ли Маркса не к а к марксисты,, а ка к начетчики, не вникая в су щество дела. Ссылаются на. Энгельса, цити руют из брошюры «Положение рабочего, класса в Англии» слова Энгельса- о том, что «...англий ский рабочий класс с течением времени стал совсем другим, на родом, чем английская буржуа зия», что «рабочие говорят на другом дйалекФе, имеют другие идеи и представления, другие нравы и нравственные Принци пы,- другую религию и полити ку, чем буржуазия». На основа нии этой цитаты некоторые то варищи делают вывод, что Энгельс отрицал необходимость общенародного, национального языка, что он стоял, стало быть, за «классовость» языка. Правда, Энгельс говорит здесь не об язы ке, а о диалекте, вполне пони мая, что диалект, ка к ответвле ние от национального языка, не может заменить национального языка. Но эти товарищи, видимо, не очень сочувствуют наличию разницы между языком и диа лектом... Очевидно, что цитата приведе на не к месту, так к а к Энгельс говорит здесь не о «классовых языках», а главным образом о классовых идеях, представлени ях, нравах, нравственных прин ципах, религий, политике. Совер шенно правильно, что идеи, представления, нравы, нравствен ные принципы , религия, полити ка у буржуа и пролетариев пря мо противоположны. Но при чем здесь национальный язык, или «классовость» языка? Разве на личие классовых противоречий в обществе может служить доводом в пользу «классовости» языка, или против необходимости едино го национального языка? Марк сизм говорит, что общность язы ка является одним из важней ших признаков наций, хорошо зная при эром, что внутри нации имеются классовые противоре чия. Признают ли упомянутые то варищи этот марксистский тезис? Ссылаются на Лафарга, указы вая на то, что Лафарг в своей брошюре «Язык и революция» признает «классовость» языка, что он отрицает будто бы необ ходимость общенародного, наци онального языка. Это неверно. Лафарг действительно говорив о «дворянском» или «аристократи ческом языке» и о «жаргонах» различных слоев общества. Не эти товарищи забывают о том что Лафарг, не интересуясь воп росом о разнице междулязыком и жаргоном и. называя1диалекты то «искусственной речью», то «жар гоном», — определенно заявляет в своей брошюре,, что «искус ственная речь, 1отличающая ари стократ!®)... выделилась из язы- кагОбщ|шародного, на котором го ворили .и. буржуа, и ремесленни ки, город и деревня». Следовательно, Лафарг призна ет. Наличие и необходимость об щенародного -языка, вполне пони мая, подчиненный характер и за висимость «аристократического языка» и других диалектов и жаргонов от общенародного язы ка. Выходит, .что;ссылка на Ла фарга бьет мимо цели. Ссылаются, на то, что в одно время в Англии английские фео далы «в течение столетий» гово рили на французском языке, тогда к а к английский, народ гово рил на английском языке, что это обстоятельство является буд то бы доводом в пользу «классо вости» языка, и против необходи мости общенародного языка. Но это не: довод, а> анекдот какой-то. Во-первых, на французском язы ке, говорили! тогда не-все феода лы, а незначительная верхушка английских феодалов; при коро левском дворе и в графствах. Во- вторых, они говорили не на ка ком-то «классовом языке:», а на обыкновенном общенародном французском языке. В-третьих, к а к известно, это баловство фран цузским языком исчезло потом бесследно, Уступив место обще народному английскому .я зы ку . Думают ли эти товарищи, что английские феодалы «в течение’ столетий» объяснялись с англий ским народом через переводчи ков, что они не пользовались английским языком, что общена родного английского языка не существовало тогда, что фран цузский язы к представлял тогда .в Англии что-нибудь более серьез ное, чем салонный язык, имею щий хождение лишь в У31К0М кр у гу верхушки английской ари стократии? К а к можно на основа нии таких анекдотических «до водов» отрицать наличие и необ ходимость общенародного языка? Русские аристократы одно вре мя тоже баловались -француз ским языком при царском дворе и в салонах- Они кичились тем, что, говоря по-русски, заикают ся по-французски, что они уме ют говорить по-русски лишь с французским акцентом. Значит ли это, что в России не было тогда общенародного русского языка, что общенародный язык был тогда фикцией, а «классовые язы ки»— реальностью? Наши товарищи допускают здесь, по крайней мере, две ошибки. Первая ошибка состоит в том, что они смешивают язык с над стройкой. Они думают, что если надстройка имеет классовый ха рактер, то и язы к должен быть не общенародным, а классовым. Но я уже говорил выше, что язык и надстройка представляют два различных понятия, что марк сист не может допускать их сме шения. Вторая. ошибка состоит в .том,,, что эти товарищи воспринимают, противоположность интересов буржуазии и пролетариата, их ожесточенную классовую борьбу, к а к распад общества, ка к раз рыв" всяких связей между враж дебными классами. Они считают, .что поскольку ,общество распа лось и нет больше единого об щества, а есть только классы, то не нужно и единого для общест ва-языка1, не нужно национально го языка. Что же остается* если общество распалось и нет боль ше общенародного, национально го языка? Остаются классы и «классовые языки». Понятно, что у каждого «классового язы ка» будет своя «классовая» грамматика, — «пролетарская» грамматика, «буржуазная» грам матика. Правда, таких грамматик, не существует в природе; но.это не смущает этих товарищей: они верят, что такие грамматики по-. ЯВЯТСЯ; У нас были одно время «мар ксисты», которые утверждали, что железные доррги, оставшиеся в нашей стране после Октябрь ского переворота, являются бур жуазными, что не пристало нам, марксистам, пользоваться ими, что нужно их срыть и построить новые, «пролетарские» дороги.. Они получили за это -прозвище «троглодитов»... Понятно, что такой примитив но-анархический взгляд на об щество, классы, язык не имеет ничего общего с марксизмом- Но он безусловно существует и про должает жить в головах некото рых наших запутавшихся, това рищей. - Конечно, неверно, что ввиду наличия ожесточенной классовой борьбы общество якобы распалось на классы, не связанные больше друг с другом экономически в одном обществе. Наоборот. Пока существует капитализм,. буржуа и пролетарии будут связаны меж ду собой всеми нитями экономи ки, ка к части единого капитали стического общества. Буржуа не могут жить и обогащаться, не имея в своем распоряжении наем ных рабочих, пролетарии не мо гут продолжать свое существова ние, не нанимаясь к капитали стам. Прекращение всяких эко номических связей между ними означает прекращение всякого производства, прекращение же всякого производства ведет к гибели общества, к гибели самих классов. Понятно, что ни один класс не захо чет подвергнуть себя уничто жению. Поэтому классовая борь ба, какая бы она ни была острая, не может привести к распаду общества. Только невежество в вопросах марксизма и полное не понимание природы языка могли подсказать некоторым нашим то варищам сказку о распаде обще ства* о «классовых» языках, о «классовых» грамматиках. Ссылаются, далее, на Ленина и напоминают о том, что Ленин признавал наличие двух кул ь тур при капитализме, буржуаз ной и пролетарской, что лозунг национальной культуры при ка питализме есть националистиче ский лозунг. Все это верно и (Продолжение см. ва 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz