Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

3 18 нюня 1950 г. Я 119 (5 2 6 8 ) Л Я Д Е Д В А А В О Д М У Н А Л И Т Е Р й Т У "■ '■ " ‘У :’у ;■ • Навстречу жизни Они шли берегом реки. .Далеко позади, где река делала крутой изгиб, слышались’ звонкие голоса, задорный смех,. всплески волн... А здесь было совершенно тихо. Подруги шли молча,,погруженные в свои, мысли, .... Старшей из них казалась М ари­ на. Она была и ростом выше своих подруг, а сосредоточенный взгляд. больших голубых, глаз придавал серь-рное выражение её лИцу.. , Н о они были ровесницы и се­ годня сдали последний экзамен на аттестат зрелости... Тепсрь вы­ пускницы взволнованы заманчи­ вым будущим,.. которое открывала перед ними Родина, и в то же .врёлуг,, немножко опечалены тем, что школьные годы уже ушли в невозвратное прошлое. Когда подруги дошли до того места; откуда начиналась ясеневая аллея, ведущая в тенистый город­ ской парк, Марина задорно ска­ зала: ". ' 7 — А ну, девчата, довольно гру­ стить... Давайте-ка повеселимся как в детстве. И подруги стайкой понеслись по аллее. В конце ее на берегу залива, называемого «Бухтой юно­ сти», виднелся бронзовый мону­ мент работы местного скульптора Виктора Николаевича Княжева. Вначале подруги бежали, взяв­ шись за рукг$. Потом эта живая цепочка ; сама собою разорвалась. Марина вырвалась, вперед. З а ней Ё жала Вера:- Галанина, а на не- льшом расстоянии от нее— К атя Фомичева, Надя Стратинская и Женя .Иванова... Самой последней рыла Лена .Горская. Вначале она тоже старалась не отстать от по­ друг, а потом— то ли она потеря­ ла надежду нагнать их, то ли ей надоело это развлечение — Лена спокойно пошла. Марина тем временем достигла монумента и, немного утомленная бегом, опустилась на скамейку. Щ е ки её , горели ярким румянцем, глаза выражали восторг. Вскоре подбежали и остальные. — Вот здорово-то!— с восхище­ нием говорила Вера Галанина. .Общего веселья не разделяла только Лена Горская. Она молча подошла к подругам и также молча села на скамейку. «Глупенъ'кие,— думала Лена.— Радуются, как де­ сятилетние! девчонки. И чему?!», Её размышления перебила М а ­ рина: — В нашем городе я больше все­ го люблю именно это место. И аллею, и бухту юности украшает монумент. Вы только посмотрите, — обратилась она к подругам,— какой глубокий смысл заложен в нем! ^ Все взглянули на скульптуру. Н а массивном постаменте был изображен юноша. Он, обвязавшись' гранатами, бросается навстре­ чу движущемуся на него враже­ скому танку. Его лицо, поза оли­ цетворяли волю, с которой бес­ страшные советские воины шли на врага. Все в юноше как бы говори­ ло: «Это за твое счастье, моя Отчизна, за радость жизни твоих сынов на твоей земле иду я на смерть». Подруги молчали. Они продол­ жали смотреть на монумент, и об­ раз юноши рождал в них все но­ вые и новые мысли'. Женя Иванова взволнованно ска­ зала: — Д а, Виктор Николаевич дей­ ствительно своим искусством слу­ ж и т народу. — По-моему, служить народу— это долг, всех нас, . и каждая из выпускниц мечтает об этом, — вос­ кликнула Марина. Она встала со скамейки, отошла от подруг и легла на траву. Марина долго смотрела вверх. Голубое летнее небо было ясное и чистое. — Я решила стать врачом и пой­ ду учиться только в медицинский — продолжала Марина.— А потом уеду или в Якутию - или на Чу- Р А С С К А З ★ ' котку. В .трудных условиях севера работа врача тяжелей, но очень нужна... ' , . Катю Фомичеву тронули эти слова: ■ — А я, когда окончу архитек­ турный, буду.строить агрогорода— такие, как в колхозе .имени това­ рища Сталина„ша Украине,.. ;.. 'К а т я ,., , пристально ' посмотрела вдаль, точно пытаясь сквозь зной­ ное марево, в котором утопала ок­ рестность', разглядеть контуры бу­ дущих колхозных строек , и за­ кончила свои, мысли: >— М не кажется,, что не так да­ леко то время, когда каждое кол­ хозное село по своему благоустрой­ ству, и внешнему облику будет по­ хоже на город. И мне очень и очень; ’1хочетсд. , своими руками, своим трудом* приблизить это пре­ красное время... Надя Стратинская уже ’ не раз делилась с подругами своими меч­ т а м и — стать ученым-садоводом. Она й сейчас заявила, что после окочания института так же, как и Марина, уедет на север и бу­ дет выращивать там фруктовые сады и ягодники... Пока подруги высказывали со­ кровенные думы о своем будущем, Лена Горская испытывала какое- то двойное чувство. Ей нравилась смелость мечты подруг, их уверенный взгляд в бу­ дущее. Н о Лена понимала, что она не в состоянии преодолеть всех трудностей, которые, бесспорно, будут на таком пути. Д а и к чему это, когда в жизни часто, по ее мнению, рядом с неизведанной, тя­ желой дорогой есть торная, по которой легче итти, и такая доро­ га приводит к желанному буду­ щему. Это Лена твердо усвоила еще с детских лет. Ее мать всех и всегда уверяла, что у Леночки редкий го­ лос, что достаточно в жизни и этого, а остальное все приложит­ ся... И , может быть, потому Л ена сейчас так откровенно высказала то, о чем думала не раз: — А я стану певицей. Представь­ те: летний вечер, большой город... В театре я даю концерт. Мне аплодируют, преподносят огромные букеты дорогих цветов... После концерта выхожу из театра. П уб­ лика уступает ' дорогу и востор­ женно говорит обо мне: «Да, это талант!» Лена ждала, что подруги забро­ сают её вопросами, будут хвалить за удачный выбор дороги в ж и з­ ни, но они почему-то молчали. Это начинало тяготить Лену. Н о вот Марина спросила: — Ты давно так решила? •—Со школьного вечера, когда, помните, я пела «Песню о Дн?п- ре», а потом вы меня несколько раз вызывали на «бис». 7—И с тех пор все думаешь об аплодисментах и цветах? ... Н ет, это пришло позднее. Н о теперь, когда вопрос поставлен прямоу Лене уже стыдно было со­ знаться в этом. Она не хотела отступать перед подругами й не­ ожиданно запела: . У прибрежных лоз, у высоких круч И любили мы и росли. Лена надеялась, что подруги сейчас, как .и тогда на школьном вечере, подхватят песню. Это-то, по её мнению, и : должно было ре­ шить, кто же из них прав. Но никто из подруг не вступал в пес­ ню, и ей пришлось одной продол­ жать: Ой, Днипро, Днипро, ты широк, I могуч, Н ад тобой летят журавли... Странное чувство овладело ею. Лена хорошо помнила: когда на школь’ном вечере она пела эту пес­ ню, то отчетливо представляла, как наши бойцы шли в атаку на. врага, как они геройски сражались за Днепр. Она и себя тогда ощу­ щала участницей великой битвы. И это придавало её голосу ’нёобы- чайную силу, а всей песне— боль­ шое внутреннее напряжение. А се4 годня все иначе. % Лена чувствовав ла, что и голос звучит не та к, а! слова были "лишь обрамлением к песне и органически не Сливались с её мелодией. Подруги сидели, опустив 'глаза... Потом Лена увидела, как- Марина взяла горсть камешков и отошла к самому берегу залива. Она броса­ ла один за другим камешки в ' воду и долго смотрела, как от них раз­ бегаются круги,- бесследно исче­ зая.,. ■ И Лене вдруг стало больно:! может быть, так будет -и с ней. Станет она певицей," но её песни прозвучат слабо, никого н е :тронут и так же бесследно исчезнут, как вот эти круги на воде... «Нет! Этого не может быть!»— говорил в её душе другой голос. И чтобы окончательно уверить себя, Лена с новой силой запела: ... Враг напал' на ‘нас, мы с _ Днепра ушли. Смертный бой гремел, как гроза. Ой, Днипро, Днипро, ты течешь вдали И волна твоя, как' слеза... К а к это иногда бывает, Лена вдруг почувствовала, что на неё кто-то внимательно и очень при­ стально смотрит. Она обернулась и увидела невдалеке скульптора Княжева. Аена очень обрадова- лась. «Вот сейчас подойду и спро­ шу: вам понравилось?»’ В эту ми­ нуту ей очень нужно было слово ободрения. Она встала и направилась’7 к скулУптору. Н о в его глазах она не прочла восхищения. Теперь уже отступать было поздно, н она спросила: — Вы слышали? Виктор Николаевич еше внима­ тельнее посмотрел на Лену: — Слышал... И не только песню, но и весь ваш разговор... Теперь все выпускницы замети­ ли скульптора и подошли к нему. Виктор Николаевич ласково улыб­ нулся им. — В молодости— это было нака­ нуне революции,— продолжал он,— я знал одного начинающего худож­ ника. О н был талантлив и мастер­ ски владел кистью... Скульптор разгладил свои гу ­ стые усы, подернутые сединой, и совсем тихо, с грустью в голосе, вновь заговорил: И что же, вы думаете, из него получилось? В поисках дешевой славы он отошел от настоящего народного искусства и стал пи­ сать надуманные пейзажи да са­ лонные портреты доживающих свой век барынь... — О н так и не вышел на пра­ вильную дорогу?— спросила Женя Иванова. — Пытался, но было уже позд­ но... Год от года талант его засы­ хал.— Виктор Николаевич указал рукой в сторону молодого ясеня:— К а к засыхает вот это дерево... Для работника искусства питаю­ щие корни— это интересы народа, его исторические судьбы... Скульптор отечески посмотрел на Лену: — А вы мечтаете об аплодисмен­ тах и цветах... Нет, настоящее ис­ кусство выше этого. Я вот почти каждый день прихожу сюда. И вы думамете, что здесь я дожида­ юсь букета цветов? Д а для меня дороже тысячи букетов— прочитать на лицах, какие чувства и мысли вызывает у людей этот монумент! ... Расстались они большими друзьями. Когда Виктор Николае­ вич отошел далеко от выпускниц в глубь парка, Марина как-то осо­ бенно взволнованно сказала: — Красивый человек!.. Лена подощла к Марине совсем близко— так, что подруга ощущала ее дыхание. — Я постараюсь стать такой, как Виктор Николаевич... В ответ на это Марина привлек­ ла Лену к себе и крепко обняла. ... Подруги еще долго стояли и смотрели в '"ту'сторону, "пока за поворотом аллеи не скрылась не­ много сутуловатая' фигура скульп­ тора. П . К А Ш М Е Н С К И И . Смело в дорогу, друзья! - ’ " Г V - ’ ; ; .• - . .... ... / > 'ш в е Лейся, веселая, звонкая песня, К синему небу лети! Нашего детства светлей и чудесней В мире нигде не найти. Все озаряя потоками света, Солнце над нами встает. .В путь нас зовет пионерское лето— В лагерь и в дальний поход. Трогает алые галстуки наши Легкий степной ветерок, Ветки деревьев приветливо машут. Травы шумят у дорог. В балках' призывно синеют озера, Плещет речная струя. Сколько чудес открывается взору,— ' Смело в дорогу, друзья! А . И Л Ь И Н . Молодой строитель Е го п о р ы в ы г о р я ч и , Р а з м а х и р у к п р о в о р н ы , т о ч н ы . Л е г ко л о ж а т с я к и р п и ч и , И дом р а с т е т — к р а с и в ы й , п р о ч н ы й . . . С веселой ш у т к о й о н в л а д у , У п а р н я —х в а т к а к о м с о м о л а . У ч и л а э т о м у т р у д у Е го р е м е с л е н н а я ш к о л а . Л о т о н н а м и г п е р е д о х н у л Ж , о т ст е н ы ш а г н у в п о с х о д н я м , В о к р у г с у л ы б к о ю в з г л я н у л : —К а к м ного сде л а но с е г о д н я ! ...З а к о н ч и в с м е н у , о н , в е с е лы й , Ж д ет , гордя сь с в о и м т р у д о м . О н з н а е т : с к о р о н о в о с е лы П р и д у т в п р о с т о р н ы й н о в ы й дом . Е . ГАВРИЛОВ. НЕ ДОПУСТИМ ! Когда мы на запад с боями Сквозь пламя и дым пробивались, Поспешно зарытые ямы На наших дорогах встречались. Мы в этих суровых могилах, Злодейства от мира ие скрывших, Советских людей находили, В которых стреляли фашисты. У степ городоз украинских, У. тихих молдавских селений, В лесах под Смоленском и Минском ’ Мы видели их преступленья. И сердце до боли сжималось, Свинцом наливалися руки, Когда мы средь жертв узнавали Ребенка истерзанный трупик. К груди материнской прижатый, Л.сжал .он с головкой пробитой... И клятву давали солдаты, Что мстить они будут бандитам. Что враг не уйдет от расплаты. Нам солнце Победы сияет. Для счастья дорога открыта. Но снова , войну замышляют Банкиры-дельцы с Уолл-стрита. ...Нет, мы никогда не допустим, Чтоб хищ ни ки в небе летали, Чтоб дети опять погибали От р ук этих варваров гнусных! Нет, мы не позволим убийцам, Что вновь угрожают войною, Над радостью жизни глумиться, Над детской глумиться душою! Великие звезды свободы Горят над землею советской. Сегодня стоят все народы На страже счастливого детства. Станислав СЕРИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz