Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 7 апреля 1950 г. № 69 (5218) Б ЕС Е ДЫ НА Е С Т Е С Т В Е Н Н О -Н А У Ч Н Ы Е ТЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ Лекция тов. 3. А. ШИШКОВОЙ, прочитанная горнякам Кулешовского рудника Липецкого рудоуправления Великий советский народ под руководством партии Ленина— Сталина совершает постепенный переход от социализма: к. комму­ низму. Но для того, чтобы ре-' шить ату великую историческую задачу, необходимо усилить ком­ мунистическое воспитание тру­ дящихся, преодолеть пережитки капитализма в сознании людей. Одним из наиболее ж и вучих и вредных пережитков прошлого являются религиозные предрас­ судки. Наша коммунистическая партия неоднократно указывала на .необходимость усиления рабо­ ты но коммунистическому воспи­ танию трудящихся и научно­ атеистической пропаганды. Почему сейчас необходимо усилить научно-атеистическую пропаганду в нашей стране? Во-первых, потому, что Совет­ ский Союз в. своем развитии пе­ реживает новый исторический период завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социа­ лизма к коммунизму, когда ком­ мунистическое воспитание тр у­ дящихся приобретает периосте-! пенное значение. Во-вторых, потому, что Совет­ ский Союз и страны народной демократии находятся во враж­ дебном капиталистическом окру­ жении. Реакционные силы п их служители принимают все меры и средства, к тому, чтобы задер-- жать развитие советского обще­ ства к коммунизму и развитие стран народной демократии к со­ циализму. В-третьих, необходимость уси­ ления научно-йтеистической про­ паганды вызывается тем, что за последние годы в пашей стране оживилась деятельность религи­ озных организаций, которые стремятся расширить свое влия­ ние на трудящихся. Научно-атеистическая нропа- ганда и вся политика нашей партии в отношении религии ос­ нованы на единственно правиль­ ном марксистско-ленинском об’- ясл'лши социальных корней и классовой сущности религии. Религиозные верования сначала были порождены бессилием дика­ ря в борьбе с природой. В пери­ од возникновения первобытных религиозных верований произво­ дительные силы были на чрез­ вычайно низком уровне. Так, удача на охоте зависела нс столь­ ко от оружия, сколько от благо­ приятной обстановки, условий местности и обилия животных. Дикарь со своим несовершенным оружием часто сам становился добычей хищников. «Одежда» первобытного человека также бы. ла слабой защитой от непогоды или от палящих лучей солнца. Он чувствовал себя слабым и беспомощным перед стихийными силами природы. Бессилие людей в борьбе с природой в условиях неразвитых общественных порядков порожда­ ло самые туманные и извращен­ ные представления о внешнем мире, ка к н о жизни самих лю­ дей. Движение солнца и луны, гром и молнию, болезнь д смерть человека и животных— все это дикари об’ясняли действиями сверхестествонных существ. Важно отметить, что дикари первоначально не. знали представ­ ления об индивидуальной душе. Душа носила коллективный хан рактер. Она- являлась не инди­ видуальным достоянием данного человека, а душой племени, Че­ ловек получал душу от племени, от предков, владел ею при ж из­ ни, а после смерти душа опять становилась достоянием племени. В соответствии с этим не было представления и об индивидуалы ной жизни человека за гробом. В первобытной общине не могло возникнуть представления об и н ­ дивидуальной душе по той при­ чине, что сами люди не обособи­ лись, не выделились еще из ес­ тественных родовых связей. Возникновение представлений об индивидуальной душе связано было с разложением первобытно­ общинного строя. С расколом об­ щества на классы религия ста­ новится орудием эксплоататорско- го класса. Аппарат религиозной пропаганды становится состав­ ной частью государственного ап­ парата, господствующих классов. В классовом обществе изменились представления людей о функции богов. Если в доклассовом обще­ стве различным божествам при­ писывалось главным образом у п ­ равление силами природы, то здесь богам, помимо этого, при­ писывается и управление об­ щественной жизнью. Эксплоататоры всячески воз­ вышали ботов, приписывали им неограниченную власть и могу­ щество, чтобы устрашать людей именем бога и держать их в по­ корности. «Чем более мощным и властным становился рабовладе­ лец,— тем выше в небеса подни­ мались боги»,— говорил А. М. Горький. На разных ступенях общест­ венного развития придавленность эксплоатируемых людей выступа­ ет по-разному, в разных формах, в зависимости от различных об­ щественно-экономических форма­ ций, повсюду и везде религия порождается социальным гнетом. Ленин писал по этому вопро­ су: «Бессилие эксплоатируемых классов в борьбе с эксплоатато- рами также неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, ка к бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» Вскрывая сущность религии, ссылаясь на знаменитое положе­ ние Маркса, Ленин писал: «Ре­ лигия есть опиум народа»,— это изречение Маркса есть краеуголь­ ный камень всего миросозерцания марксизма в вопросах о рели­ гии». В религии, ка к и в опиуме, люди, бессильные перед природ­ ными и общественными силами на земле, ищ ут забвения и уте­ шения. Если опиум физически одурманивает человека, рисуя ему картину призрачного сча­ стья, то религия духовно усы п­ ляет верующего, рисуя ему ■счастливую загробную жизнь, отвлекая внимание и силы угне­ тенного человека от борьбы за действительное счастье на земле, от борьбы за ликвидацию экс-' плоатации, за победу коммуниз­ ма. На всем протяжении истории эксплоататорские классы, всяче­ ски поддерживали и поощряли ре­ лигиозные верования народа. Не жалея средств, они создавали ог­ ромный аппарат для пропаганды религии и-использовали церковь, ка к важное орудие духовного у г­ нетения трудящихся.' Буржуазия и теперь стремится всеми сила­ ми, полицейскими и духовными, задушить рост сознательности трудящихся, совлечь их « пути классовой борьбы. Магнаты им­ периализма и их слуги-церков­ ни ки стараются опорочить в глазах трудящихся народную демократию и коммунизм, стре­ мятся всеми методами и способа­ ми отвлечь народные массы от прогрессивного революционного движения. Германский и итальянский фашизм оправдывал кровавый ре­ жим своей диктатуры при помо­ щи религии, представители кото­ рой об’являли Гитлера посланцем бога. Папа римский помогал Мус­ солини и Гитлеру в деле осу­ ществления их коварных планов. Ныне католическая церковь, во главе с папой римским, служит верой и правдой американскому империализму. О.на превратилась в один из основных центров борьбы против Советского Союза н стран народной демократии, против рабочего и национально- освободительного движения, она 016 ’яБила поход против демокра­ тии, социализма, коммунизма. 17 марта 1950 года римский папа Пий X II направил кардина­ лам, нунциям и резидентам Ва­ тикана в европейских странах послание, в котором содержится указание развернуть широкую кампанию за безоговорочную под­ держку политики правительства Соединенных Штатов Америки. Религия в дореволюционной России была опорой царского самодержавия. Православная церковь составляла часть само--, державного государственного ап­ парата. В 1914 году в России насчитывалось 77.767 церквей и 1.025 монастырей с сотнями ты ­ сяч священников и монахов. Царское правительство ежегодно отпускало из своего бюджета на содержание православной церкви десятки миллионов рублен. При помощи церковников н урядников в принудительном порядке ' за­ ставляли посещать церковь и от­ правлять религиозные обряды всех чиновников, военнослужа­ щих, учителей и учащихся. За теми, кто не подчинялся этим предписаниям, устанавливалась полицейская слежка. Ш колы на­ ходились в полной зависимости от церкви. Закон божий в низ­ ших школах был главным пред­ метом, при помощи которого в детях воспитывались религиоз­ ные воззрения и рабская христи­ анская мораль. Так выглядела церковь в цар­ ской России. Таковы социальные корь.-! религии, являющиеся опо­ рой реакции и орудием в руках эксплоататорских классов. А от­ сюда ’ следует вывод: основным условием освобождения трудя­ щихся масс от духовного пора­ бощения и религиозных предрас­ судков является ликвидация эксплоататорското строя, уничто­ жение социального и националь­ ного гнета. После Октябрьской социали­ стической революции в области идеологии произошел- коренной переворот. Советское правитель­ ство приняло декрет об отделе­ нии церкви от государства и школы от церкви. Этим была обеспечена в нашей стране сво­ бода совести, каждый гражданин мог исповедывать любую рели-; гию или же не исповедывать ни­ какой. Вместе с тем была предо -1 ставлена свобода пропаганды против религиозных предрассуд­ ков. Христианская религия, ка к и другие религии, учит, что суще-, ствуег два мира: мир телесный и мир духовный. Страдание, отре­ шение от всех радостей земных, нищета и голод, по учению ре­ лигии, являются прямым путем к вечному блаженству «на том свете». Они проповедуют веру в загробную жизнь. Этот призыв— подчинить всю земную деятель, ность исключительно интересам спасения собственной «души»— враждебен научному мировоззре­ нию, враждебен советской идео­ логии и морали. Религиозная идеология пропи­ тана ненавистью к труду чело­ века. Труд, который является решающим фактором в развитии общества, труд, который создал всю материальную и духовную культуру общества, согласно ре­ лигиозным поучениям является «проклятьем божьим», наказани­ ем людям за их прегрешения. В наших советских условиях, где труд из зазорного и тягостного бремени, каким он был и остает- мя в капиталистических странах, стал деЛом чести н славы, делом доблести и геройства, проповедни­ ки религии не решаются теперь говорить'' верующим, что труд «проклятье божье». Христианская религия учит человека прощать своим врагам и любить их. Советские люди, в том числе и верующие, отверга­ ют эту религиозную мораль. Они по опыту революционной борьбы н строительства социализма зна­ ют, что победа над врагом достиг гается не проповедью любви к нему, а. борьбой с ним и иена -1 вистыо к нему. Все религиозные,учения прони­ заны ненавистью к науке и просвещению. На протяжении всей истории проповедники рели­ гии сеяли невежественные воз­ зрения на мир и являлись жесто­ кими сопителями науки и разу­ ма человека. Религия глуш иг пытливый ум, всякую попытку познать мир н воспитывает без­ вольных н пассивных, людей, верующих только в чудо. В на­ шей стране— стране расцвета культуры, науки, искусства, техники— религиозные деятели продолжают внушать трудящим­ ся, что познание мира— дело греховное. Такая проповедь враж­ дебна коммунизму. Большевист­ ская партия зовет советских лю­ дей овладевать наукой, ибо по­ знание законов развития природы и общества и использование их в практике строительства укрепля­ ют могущество нашей социали­ стической Родины. Каждая религия учит, что толь­ ко ее бог настоящий, а боги дру­ ги х религий— это лжебоги. Этим самым религия воспитывает своих последователей в духе нетерни -1 мости к инаковерующим, что в корне противоречит идеологии дружбы народов. Советской идеологии также враждебны и поучения всех религий о женщи­ не. Так называемые «священ­ ные книги» — библия, коран, талмуд и др. полны самых мерз­ ки х ругательств и наставлений в отношении женщин. В этих к н и - ' гах женщина иначе не именует­ ся ка к только «раба своего му­ жа» и т. д. В нашей стране, где женщйца выступает ка к полноправный строитель коммунистического об­ щества, религиозные поучения в отношении женщины являются реакционным призывом к возвра­ ту рабского прошлого. Большевистская партия воспи­ тывает советских людей в духе любви к своей социалистической Родине, в духе глубокой убежден, пости в неизбежности победы коммунизма. Она воспитывает у советского человека мужество, смелость, бесстрашие в борьбе с врагами, инициативу и творче­ ское дерзание в науке и труде. Коммунистическая мораль учи т гражданина нашей страны ста­ вить интересы народа, интересы Родины превыше всего. Совет­ ские люди, воспитанные, в духе коммунистической морали, уве­ ренно и радостно смотрят в свое будущее, которое они кую т се­ годня своим трудом. Патриотизм советского народа, его преданность партии и совет­ ской власти, независимо от на­ циональности и вероисповедания, в годы мирного строительства и" особенно в период Великой Оте­ чественной войны заставили ■пре., обладающее большинство пра­ вославного:, мусульманского и другого духовенства стать на путь лойяльного отношения к со­ ветскому государству. В связи с лойяльным отноше­ нием церкви к советскому госу­ дарству советское правительство разрешило православной церкви учинить синод, открыть духов­ ные учебные заведения, издавать журнал «Московская патриар­ хия» и т. и. При Совете Минист­ ров создан Совет по делам рус­ ской православной церкви. Изменилось ли в связи с этим отношение нашей партии к рели, гнн? Нет, не изменилось. Только недальновидные люди, не разби­ рающиеся в вопросах теории и и политике нашей партии, могут видеть в указанных фактах «изменение» политики партии по отношению к религии. На самом деле политика нашей партии по отношению к религии остается неизменной. Лойялыюе отношение, церков­ ны х служителей к советскому строю, не изменило реакционного характера религии. Если комму­ низм учит советских людей под­ держивать все новое, прогрессив­ ное, то религия проповедует рабское преклонение перед ста­ рым, реакционным, отживающим свой век. Вера и знание, религия и коммунизм— непримиримы. Борьба за марксистско-ленин­ ское мировоззрение, за полное преодоление пережитков в со­ знании людей есть борьба за коммунистическое воспитание трудящихся, за победу комму­ низма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz