Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
3 21 марта 1ЭБ0 г. № 57 (5 2 0 6 ) 1 1 П Е Ц Е Л Я К О М М У Н А СОРЕВНОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Письма» реданццн) цт частых ударов парового мо лота слегка вздрагивает под но гами земля. Звонки кранов сли ваются с пронзительным шипень ем пара... Люден в огромном, наполненном шумом цехе почти незаметно. Но быстро передвигаются краны, с конвейера то и дело сходят го товые детали. Около широкого светлого окна ■с тихим шелестом, извиваясь причудливыми кольцами, блесну ла на мгновенье и упала в ящик горючая стружка. Над станком выпрямилась стройная фигура токаря. Он держал в руках,-,бле-} стящую, только' что обработан ную деталь. Токарь внимательно обмбряет ее кронциркулем, за тея, весело улыбаясь, поворачи вается к своему соседу: — Саша! У меня седьмая! Как. твои дела? — Шестую заканчиваю, — •слышится сквозь завывание электромотора ответ. — Ну, н у , нажимай, а то Семикрленов опять нас обгонит. После смены около доски пока зателей собралась молодежь. Де- •гяткн глаз напряженно наблюдал ют, ка к нормировщик медленно выводит аккуратные цифры: 17 0 проц., 190 проц,, 200 проц. — Поздравляю, — обращается бригадир комсомольско-молодеж но^ бригады токарей В. Афанасов % бригадиру слесарей Семиколе- иову.— Опять вы пас обогнали. — Ничего, Вася, пе огорчай-’ «я. Сегодня мы вас обогнали, а завтра, может, вы нас,— отвеча ет Семи колонов .— Простоев у вас достро пожимали друг другу ру ки-.- На доске показателей против фамилий бригадиров стояла а к куратная цифра 180 процентов. . .Шли днр. Соревнование бригад токарей и слесарей про должалось с неослабеваемой энергией. И ни одна из них не могла выйти вперед, обе шли ровно. Комсомольцы настойчиво стремились закончить кварталь ное задание до 12 марта. Они вдвое и втрое перевыполняли нормы, помогали отстающим. Однажды во время обеденного перерыва в цех быстро вошел секретарь комитета комсомола Новолипецкого завода тов. Жмур- ко. Оглядевшись, он направился к двум бригадирам, оживленно бе седующим. - — А ну ка, бригадиры, со бирайте своих людей,— обратился он к ним,— Радостную весть вам принес, Когда обе бригады собрались в узком пространстве между токар-. нымн станками, секретарь ска зал: ' — Итак; сегодня обе ■'ваши бригады закончили выполнение квартального плана. на 15 дней раньше взятого на себя срока. — : Это хорошо,— проговорил Сс- миколеиов.— -И порадоваться нам есть йемУ- Слово свое наши бригады сдержали. Но к лицу ли комсомольцам успокаиваться ус пехами? Я предлагаю: будем и дальше продолжать соревнование -между нашими бригадами. Я от имени своей бригады даю обяза тельство выполнить апрельское У П О Р Я Д О Ч И Т Ь П Р О Д А Ж У Б И Л Е Т О В В Б А Н Е Казалось бы, чего проще, ка к приобрести билеты для того, чтобы помыться в номере город ской бани. 11о по воле работни ков городской бани купить би лет в кассе стало почти невоз можно. Обратившись в кассу, вы ус лышите следующий ответ: ■ — Билеты проданы. Такие ответы вы можете ус лышать от работников бани в любое время дня. Я убедился в этом иа своем собственном опы те. Придя как-то в баню, я занял очередь первым. А когда обра тился в кассу, то услышал все тот же ответ: — Билетов нет.. Номера заня ты. Я был удивлен, когда же касса успела продать билеты,. та к ка к в бане, кроме меня, никого це было. " То же самое повторилось и па другой день,. Есть полное основание пола гать, что билеты в номера работ, ники бани с ведома зав. бапей т. Шляшшой продают знакомым или по выбору. И. ФРОЛОВ, Герой Советского Союза. Большие простои вагонов Утром 7 марта диспетчер ст. Липецк предупредил Заготзерио о много... Вечером в кр у гу членов брига ды Афанасов говорил: — Слово мы дали в 12 марта выполнить квартальный план. Слово свое нужно"1сдержать. Мы его не только, себе дали. Ну, а т а к ; ка к мы работаем, слово не сдержишь, опозоришься. Видели, ка к бригада Семиколенова рабо тает? Ни одиой минуты простоя. А у нас то покурить, то пить хочется. А неделю спустя, после гудка, известившего о конце смены, члены соревнующихся бригад ра- задание к 15 апреля. А договор оформим после смены. Правильно я гррорю, ребята? .— обратился он к своей бригаде. Одобрительными возгласами поддержала молодежь предложе ние Семиколенова. .-..Весело завивалась в кольца горячая стружка. Словно отпля сывая, стучали молотки слеса рей. Позванивая, из конца в ко нец цеха проползали краны. А над стайками, склонившись, работали комсомольцы. Соревно вание продолжалось... га. козлов. подходе в его адрес трех вагонов с грузом. В 6 часов вечера этого же дня диспетчер т , Федотов позвонил но телефону дежурному по Заготзерио т. Новиковой о прибытии еще трех вагонов. Станция несколько раз напо минала директору Заготзерио т. Булатову о том, чтобы уско рить разгрузку вагонов. Но"" все это оказалось безуспешным. Ва гоны простояли до 3 часов утра. Руководители Заготзерио еже месячно платят большие суммы штрафов за простои вагонов. н , ПОПОВ. НОВО Е В ГО Р Н О Й Т Е Х Н И К Е Погрузочная машина инженера Хромова сконструированной им по грузом-' В - горнорудной промышленно сти процессы отбойки руды ме ханизированы. Механизирована также и доставка отбитой массы от забоя до ствола шахты. Отсю да груженые вагонетки подни маются в клетях электрическими под’ емными лебедками. На- по верхности руда поступает в бун кера, откуда грузится в железно дорожные вагоны. Словом, почти весь процесс добычи руды, вклин чая погрузку на железнодорож ные платформы, механизирцвац- Узким мертом в механизации добычи руды является погруз-: ка руды в вагонетки. Этой работой заняты лопаточии-ки, от которых во многом и зависит судьба добычи руды. Вопросом механизации откидкп и погрузки руды в вагонетки продолжительное время занимал ся управляющий Липецкими же лезными рудниками горный ин женер И. Хромов. В результате долгих исканий им был найден ключ к разрешению этой задачи. В конце февраля он уже до кладывал на совещании специа листов Министерства металлурги ческой промышленности о воз можности применения в забоях Липецких железных рудников По следам выступлений ной машины. Предложение тов. Хромора было утверждено глав ным инженером Главруды. На из готовление первой опытной по грузочной машины было отпуще но 75 тыс. руб. Первая опытная погрузочная машина по чертежам т. Хромова была изготовлена механическим цехом рудников. До своему устройству погру зочная машина очень проста. Она снабжена небольшим скреб ком и бесконечной лентой. Руда захватывается из забоя скребком и подается на ленту, е которой ссыпается в вагонетку. Машина передвигается и приводится в движение электромотором. Погрузочная машина очень удобна и занимает мало места в забое. При применении погру- зочпой машины инженера тон. Хромова труд лопаточников бу дет исключен. Министерство металлургиче ской промышленности обязало криворожский завод горного обо. рудования «Коммунист» изгото вить погрузочную машину инже нера т. Хромова. Л. ЕРОХИН. «Липецкой коммуны» , «НА ПОСЕЛКЕ НУЖЕН Под таким заголовком в № 31 «Липецкой коммуны» была поме щена корреспонденция, в которой говорилось о необходимости от- крытия второго магазина на по селке Студеповского рудоуправ ления. ВТОРОЙ МАГАЗИН» К а к сообщил редакции т. П а хомов, зам. нач. О РС ’а Новоли пецкого завода, на поселке Сту- деновского рудоуправления от крыт второй магазин по торговле продовольственными и промыш ленными товарами. КН ИЖ Н А Я ПО Л КА В магазин К О Г И З 'а поступила в продажу новая художественная и политическая литература: А . П У Ш К И Н . Лирика. Госу дарственное издательство худо жественной литературы. 109 стр. Цена 12 руб. А. П У Ш К И Н . Дубровский. Г осударственное издательство детской литературы. 85 стр. Цена 6 руб. Ф . Б О Н Т . Дорога чести. Издательство иностранной лите ратуры. 361 стр. Цена 19 руб. Вот она, Америка. (С Б О Р Н И К П А М Ф Л Е Т О В , Р А С С К А З О В И О Ч Е Р КО В О С О Е Д И Н Е Н Н Ы Х Ш Т А Т А Х А М Е Р И К И ) . И зда тельство Ц К В Л К С М «Молодая гвардия». 263 стр. Цена 8 руб. 50 коп. А Н Р И К Л О Д . Кому нужна война. Издательство иностранной литературы. 203 стр. Цена 9 руб. СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося рус с к о го изобретате'ля, строителя первого в мире самолета Алек сандра Федоровича Можайского. Сын морского офицера А. Ф. М ожайский долго плавал на Балтийском, Белом и Северном ■морях, пересек Атлантический и Тихий океаны. Во время этих плаваний он исследовал законы давления воздуха, изучал дейст вие гребного винта. Выводы, по лученные в результате этих на блюдений; ’ были положены нм в •основу проекта летательного ап парата. Свободное от морской службы время Можайский проводил в -библиотеках и архивах, тщатель но изучая все, что относилось к воздухоплаванию. Он ознакомил- ,, ся с материалами о первом в мире геликоптере Ломоносова, научном ’ полете на воздушном шаре академика Захарова, уп равляемом 'летательном аппарате Снегирева, аэростате с паровым двигателем Архангельского ид р . Много (внимания М ож айский. уделил исследованию полета л т 1 щ. Начиная с 1873 года М о жайский изучал условия под’ема в воздух- человека о помощью гигантского воздушного з м е я - прототипа планера. В 1876 году он дважды летал на таком змее, опередив зарубежных воздухо- | плавателей. Только через 10 лет, [ в 1886 году, француз Майо сумел | запустить воздушный змей с на грузкой, примерно равной весу ! человека. I Можайский строил летающие модели самолета. Одна из них, приводимая а действие воздушным винтом, поднималась в воздух с полезной нагрузкой до одного ки лограмма. Этим была практиче ски доказана возможность полета аппарата тяжелее воздуха. Все это позволило изобретате лю научно обоснованно опреде лить й экспериментально прове рить назначение и конструкцию отдельных частей будущего ле тательного аппаратг. В 1877 году он испытал действие «маленьких площадей на задней части крыль ев на- повороты аппарата, на на правление его вверх и вниз», то- есть создал элероны за тридцать лет до того, -как их «изобрел» Фарман. В 1878 году Можайский пере дал русскому правительству де тально разработанный проект первого в мире самолета, а затем представил программу дальней ших научных и эксперименталь ных работ. В 1881 году Департамент тор говли и мануфактур выдал М о жайскому привилегию (так на зывался тогда патент), в которой было указано, что на «сие изобре тение прежде сего никому друго му в Роосии привилегий выдано не было». Для реализации выдающегося изобретения была создана спе циальная комиссия. Вначале, ко гда Можайский еще начинал ра ботать над своим проектом, она оказала ему поддержку. Н о вско ре состав комиссии изменился. Проект попал в руки иностран цев, состоящих на службе у царского двора. В деньгах на постройку самолета было отказа но. К а к ныне документально установлено-, это было сделано умышленно, под давлением гене ральных штабов иностранных го сударств. Это, однако, не остановило М о жайского. Он оставил службу во флоте и целиком посвятил себя реализации своей идеи, приступив к постройке самолета -на личные средства. В процессе работы М о жайский изобрел ряд аэронавига ционных приборов: специальный компас, измеритель скорости, ба рометр-высотомер, оптический прицел для бомбометания. Испытание первого в мире са молета состоялось в Красном Сече род Петербургом. Самолет Можайского имел все необходимые составные части со- - временного самолета:- фюзеляж, I крыло, шасси, силовую установ- • ку, горизонтальное и- вертикаль- | ное управление. Появившийся два десятка лет спустя аэроплан братьев Райт имел только две -части из пяти (не было фюзеля ж а, хвостового оперения н шас си). ...М есто у штурвала самолета занял помощник Можайского мо лодой механик Иван Никифорович Голубев— первый в мире летчик. Быстро завертелись винты, -само лет оторвался от земли, пролетел по прямой над полем более двух сот метров, а затем, накренив шись, опустился « а землю. А. Ф. М ожайский критически подошел к оценке результатов испытания своего самолета. Он пришел к выводу, что решена лишь первая задача— самолёт поднялся в воздух. Необходимо добиваться дальнейшего совер шенствования конструкции, чтобы осуществить длительный и сво бодный полет. Несмотря на большие мате риальные затруднения, изобрета тель приступил к работам по дальнейшему усовершенствова нию самолета. Ц о царские чи новники, раболепствующие перед всем, что шло из-за границы, с преступной небрежностью отнес лись к важнейшей проблеме— завоеванию воздуха. В отпуске средств М ожайскому было о тка зано, несмотря на ряд ходатайств самого изобретателя и виднейших русских ученых. 31 марта 1890 года Можайский скоропостижно скончался. Имя А . Ф . А)ожайского с боль шой любовью, произносится со ветским народом. Благодаря упор ным трудам этого талантливого русского изобретателя наша стра на стала родиной авиации, полу чившей в СССР невиданный в мире расцвет. И . А Б Р А М О В , кандидат технических наук»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz