Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
1 марта ,1950 г. № 43 (5 1 9 2 ) Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 3 Голосуйте за кандидатов коммунистов и беспартийных! Наш кандидат в депутаты Верховного Совета СССР Батраков Сергей Алек сандрович Шел 1921 год— четвертый год Великой Октябрьской социалистической революции. В уездном, а , впослед ствии районном городе Липецке, как и во всей совет ской стране, произошли большие перемены. Лозунг советского правительства «Н аука— трудя щимся» нашел конкретное воплощение в создании еди ной трудовой школы, рабочих факультетов. Они от крывали трудящейся молодежи путь к знаниям, к вы сотам .науки и техники. Перемены эти горячо обсуждались в семье рабочего- кустаря Александра Сергеевича Батракова. — Наконец-то и нам можно учить детей,— говорила жена Батракова Любовь Ильинична, ласково погля дывая на 9-летнего сына Сережу. ...Наступила осень, и сероглазый смышленый Сере ж а Батраков пошел в школу. С аптских Лет у него была тяга к технике. Каждая машина казалась непостижимым творением, чудом. Начав изучать в школе физику и математику, Сер гей узнал, что машины создаются руками человека, что творцами их являются ученые и одаренные рус ские люди из народа. Воспитанный в уважении к труду, юноша Батракэв начал задумываться !над выбором профессии. К момен ту окончания семилетки у него созрело твердое ре шение. __ Хочу быть токарем,— сообщил он родителям,— Думаю в профтехшколу поступать. Отец и мать выбор его одобрили. /В профтехшколе он обратил на себя внимание ма стера Михаила Елизаровича Трухачева. — Отличный токарь выйдет,— говорил мастер заве дующему производственным! обучением Ивану Петро вичу Стрельникову. — Ныне Цакие именно и нужны,__ отвечал Стрель ников.— Слышал, завод у нас новый строить будут? Свои кадры потребуются. 1932 год. Профтехническая школа окончена успеш но. С удостоверением токаря 4-го разряда на руках Сергей Батраков прикидывал уже, куда пойти на ра боту. И вдруг... его приглашают к заведующему тов; Стрельникову. — Решили не отпускать тебя из школы. — Почему? — Предлагаем тебе должность мастера производст венного обучения. Батраков согласился. За год он действительно крепко вырос: усовершенствовал практические навыки, про читал много технической литературы. Обучая молодых токарей, он все больше и больше увлекался своей про фессией. Но желание поработать самостоятельно росло неодолимо. И когда Сергей Батраков однажды расска зал об этом Стрельникову, то 1 ,' улыбнувшись;' ответил: — Понимаю. Теперь удерживать не станем. Тут же он дал ему много полезных советов: при сматриваться к работе опытных токарей, спрашивать, не стесняясь, о том, что непбнятно. А главное__ не стоять на месте, пополнять знания. В 1933 году Сергей Александрович Батраков посту пил в Липецкую мотороремонтную мастерскую. Работа там была разнообразная. Батраков охотно брался за выполнение любого задания и тогда уж е проявил дисциплинированность и добросовестное от ношение к делу. Заведующий мастерской Иван Лаврентьевич Радюков помогал молодому токарю, давал полезные советы, поощрял за инициативу. Д а и все мастера и бригади ры, под руководством которых работал тов. Батраков, старались развить у него чувство ответственности даже за маленькое дело, воспитывали профессиональную гордость. __ Ты— советский рабочий,— говорили они.— Люби свою профессию, совершенствуй ее и помни: токарю требуется большая культура. Сергей Александрович и сам понимал это. За годы сталинских пятилеток советское производство оснасти лось первоклассной техникой. Появились новые мощные и точные станки. Работа на них требовала знания гео метрии, основ механики и технологии обработки метал лов. Нужно было поспевать за общим ростом, и токарь Батраков упорно учился. Он завелиевою библиотечку. Еще до появления победитовых резцов Сергей Алек сандрович работал хорошо заточенным и доведенным режущим инструментом, умел полностью загрузить станок и дать высокую выработку. ...А в это время на левом берегу реки Воронеж пол ным ходом шло строительство Новолипецкого метал лургического завода. Сергей Александрович, мечтавший работать на большом предприятии, поступил туда то карем автогаража. В апреле 1935 года он был призван в ряды Красной Армии. Прослужив срок службы, тов. Батраков в нояб ре I®36 /Рода вернулся в Липецк и поступил в мастер скую отдела главного механика машиностроительного завода. „ В годы Великой Отечественной войны Сергеи Алек сандрович Батраков с оружием в руках защищал Ро дину. Находясь в специальных подразделениях, обес печивавших наступление советских войск, он проявил мужество и выдержку. За образцовое выполнение бое вых заданий Командования в борьбе против немецко- фашистских захватчиков, он награжден орденом Крас ной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За побе ду над Германией». В родной город тов. Батраков возвратился после де мобилизации возмужагшлм и закаленным. Инструмен тальный цех тракторного завода, куда поступил тока рем Сергей Александрович, представлял собою важный участок. Завод, осваивающий выпуск отечественных дизельных тракторов новой конструкции, сам изготов лял оснастку. Опытному и исполнительному токарю поручали самые сложные заказы. Товарищи по профшколе— начальник отделения Курдюмов и токарь Вениамин Шеметов— лучше других видели, как вырос Батраков, и нередко любовались его точной и красивой работой. А работал Сергей Александрович поистине красиво. Чуткие руки— на рычагах управления. Инструмент, де тали и все необходимое— под рукой. Ни одного лишне го движения. Не было случая, чтобы тов. Батраков выполнил менее двух норм. С марта 1948 года Сергей Александрович начал .са мостоятельные поиски высоких скоростей резания ме таллов. В некоторых случаях он доводил скорость то чения до 200 метров в минуту, но дальше двинуться не мог: обычные резцы, которыми он пользовался, быстро «садились», срабатывались. Стахановец не знал еще о новой геометрии заточки резцов, о твердых сплавах, открывающих огромные возможности в области резания./Вскоре тов. Батракова перевели на носый станок, обладающий мощным мото ром и широким диапазоном скоростей—от 25— до 1.000 оборотов в минуту. Сергей Александрович снова взялся за поиски высоких скоростей. Кривая скорости подни малась, но очень медленно. Она не превышала 300 мет ров в минуту. Токари тт. Усароз и Солодилов— сосед слева и сосед справа, как в ш утку называл их Батраков, нередко за ставали Сергея Александровича за вычислениями. — Не поймем, что тебе нужно, Сергей,— говорили они.— Зарабатываешь ты прилично. В работе своей вы сокий класс показываешь. — Какой ж е это высокий класс,— возражал Батра ков,— если я многого не знаю. Почему на больших ско ростях резцы срабатываются? Скажите. Н е знаете? А ведь вы тоже классные токари. __ Н а д этим пусть инженеры думают. — Н ет, друзья, над этим и нам думать надо. К а ж дый должен искать лучшие методы труда. В газетах появились заметки о р"корде ленинград ского токаря Генриха Борткевича. Сергей Александро вич прочитал их. Но короткие информации не расска зывали о методе новатора. Одно было ясно: Борткевич применил новую геометрию резцов и новые сплавы. Узнав у заводских инженеров имевшиеся у них дан ные о сплавах и новой геометрии заточки резцов, ли пецкий новатор, присовокупив свой опыт, опять взялся за дело. Скорость точения резко повысилась, а вскоре тов. Батраков перекрыл рекорд ленинградца. Он достиг скорости резания 926 метров в минуту. Свое достижение рабочий-патриот посвятил пятой сессии Верховного Совета СССР. К а к подлинный ста хановец социалистического прои—- ' » " * сделал его достоянием всех рабочих цеха и завода. — Ну, 'Сергей, показывай и нам, как ты точишь, обратились к нему соседи тт. Уваров и Солодилов и первыми перешли на скоростное точение. Новатор выступил с подробным докладом о скорост ном резании на стахановском вторнике в цехе, затем на районном слете стахановцев Тракторозаводского района г. Липецка. К нему начали приезжать рабочие с других липецких предприятий. И всем он показывал, как нужно рабо тать по-новому. Летом 1949 года тов. Батраков по собственной ини циативе организовал стахановскую школу в механиче ском цехе завода феррзсплавов. Ездил он туда после рабочего дня. В результате 8 токарей начали точить металл со скоростью до 300 метров в минуту. А то карь Николай Чурилов довел ее до 700 метров в ми нуту. На тракторном заводе и на других предприятиях Липецка появились десятки последователей тов. Бат ракова. Не ограничиваясь практическим показом нового ме тода, Сергей Батраков выступил с обстоятельной стать ей в областной газете «Коммуна» и по радио. Воронежский Обком- В К П (б ), оценивая новаторский почин стахановца, принял специальное решение, пред ложив директорам предприятий и партийным организа циям широко распространить опыт липецкого скорост ника. Тов. Батраков выступил с лекцией на собрании ста хановцев, технологов и инженеров г. Воронежа, осенью прошлого года издал брошюру «Мой опыт скоростного резания металлов», которая разошлась многотысячным тиражом по области. Работу тов. Батракова отметил в приказе Министр автомобильной и тракторной промышленности СССР, наградив стахановца денежной прем/.ей и значком «Отличник социалистического соревнования Министер ства автомобильной и тракторной промышленности СССР». По указанию Министра Сергей Александрович выез жал на тракторные заводы в Сталинград и Харьков для передачи опыта скоростного резания металлов. После его пребывания в цехах Сталинградского трак торного завода появилось много скоростников. А токарь ремонтно-механического цеха Геннадий Шкуратов ус тановил новый рекорд скоростного точения— 1080 мет ров в минуту. В письме Сергею Александровичу сталинградец сер дечно благодарит своего учителя за помощь и советы. С присущей советскому рабочему заботой об улучшении техники производства тов. Батраков продол жал свои опыты. В новый метод он внес свой ценный вклад: разработал способ и режимы скоростного точе ния стальных каленых деталей. Этим заинтересовались инженеры лаборатории резания Московского автозавода им. Сталина. Группа их побывала в Липецке у тов. Батракова и на рабочем месте изучила особенности об работки каленой стали при е ы с о к и х скоростях. Работу на производстве Сергей Александрович сов мещает с общественной деятельностью. Он— член за водского профсоюзного комитета. Осенью 1949 года на с’езде профсоюза работников автотракторной промыш ленности избран членом Ц К союза. Чуткий и отзывчивый к запросам молодых рабочих и товарищей по заводу; тов. Батраков пользуется в коллективе уважением и любовью. Он скромен, по-большевистски принципиален, когда дело касается общественных и государственных инте ресов. За эти высокие качества— горячий патриотизм, скромность, трудолюбие, за государственный подход к любой работе— ценят тов. Батракова тракторостроители. Когда в стране началось выдвижение достойных сы нов народа кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР, 'коллектив тракторного завода единодушно на звал своим кандидатом в депутаты по Липецкому изби рательному округу Сергея Александровича Батракова. Сергей Александрович Батраков принадлежит к чис лу рабочих, которые на рядовом участке труда подни маются до уровня инженеров. О таки х людях, актив ных строителях коммунизма, Владимир Маяковский писал: Я знаю— город будет. Я знаю— саду цвесть, Когда в стране Советской Такие люди есть. Тов. Батраков зарегистрирован кандидатом в депу таты Верховного Совета СССР по Липецкому избира тельному округу. Скромному труженику, непартийному большевику оказано высокое доверие. Нет сомнения, что Сергей Александрович Батраков, воспитанный в духе предан ности Роли»" «■" - — ‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz