Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

1 марта ,1950 г. № 43 (5 1 9 2 ) Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 3 Голосуйте за кандидатов коммунистов и беспартийных! Наш кандидат в депутаты Верховного Совета СССР Батраков Сергей Алек сандрович Шел 1921 год— четвертый год Великой Октябрьской социалистической революции. В уездном, а , впослед­ ствии районном городе Липецке, как и во всей совет­ ской стране, произошли большие перемены. Лозунг советского правительства «Н аука— трудя­ щимся» нашел конкретное воплощение в создании еди­ ной трудовой школы, рабочих факультетов. Они от­ крывали трудящейся молодежи путь к знаниям, к вы­ сотам .науки и техники. Перемены эти горячо обсуждались в семье рабочего- кустаря Александра Сергеевича Батракова. — Наконец-то и нам можно учить детей,— говорила жена Батракова Любовь Ильинична, ласково погля­ дывая на 9-летнего сына Сережу. ...Наступила осень, и сероглазый смышленый Сере­ ж а Батраков пошел в школу. С аптских Лет у него была тяга к технике. Каждая машина казалась непостижимым творением, чудом. Начав изучать в школе физику и математику, Сер­ гей узнал, что машины создаются руками человека, что творцами их являются ученые и одаренные рус­ ские люди из народа. Воспитанный в уважении к труду, юноша Батракэв начал задумываться !над выбором профессии. К момен­ ту окончания семилетки у него созрело твердое ре­ шение. __ Хочу быть токарем,— сообщил он родителям,— Думаю в профтехшколу поступать. Отец и мать выбор его одобрили. /В профтехшколе он обратил на себя внимание ма­ стера Михаила Елизаровича Трухачева. — Отличный токарь выйдет,— говорил мастер заве­ дующему производственным! обучением Ивану Петро­ вичу Стрельникову. — Ныне Цакие именно и нужны,__ отвечал Стрель­ ников.— Слышал, завод у нас новый строить будут? Свои кадры потребуются. 1932 год. Профтехническая школа окончена успеш­ но. С удостоверением токаря 4-го разряда на руках Сергей Батраков прикидывал уже, куда пойти на ра­ боту. И вдруг... его приглашают к заведующему тов; Стрельникову. — Решили не отпускать тебя из школы. — Почему? — Предлагаем тебе должность мастера производст­ венного обучения. Батраков согласился. За год он действительно крепко вырос: усовершенствовал практические навыки, про­ читал много технической литературы. Обучая молодых токарей, он все больше и больше увлекался своей про­ фессией. Но желание поработать самостоятельно росло неодолимо. И когда Сергей Батраков однажды расска­ зал об этом Стрельникову, то 1 ,' улыбнувшись;' ответил: — Понимаю. Теперь удерживать не станем. Тут же он дал ему много полезных советов: при­ сматриваться к работе опытных токарей, спрашивать, не стесняясь, о том, что непбнятно. А главное__ не стоять на месте, пополнять знания. В 1933 году Сергей Александрович Батраков посту­ пил в Липецкую мотороремонтную мастерскую. Работа там была разнообразная. Батраков охотно брался за выполнение любого задания и тогда уж е проявил дисциплинированность и добросовестное от­ ношение к делу. Заведующий мастерской Иван Лаврентьевич Радюков помогал молодому токарю, давал полезные советы, поощрял за инициативу. Д а и все мастера и бригади­ ры, под руководством которых работал тов. Батраков, старались развить у него чувство ответственности даже за маленькое дело, воспитывали профессиональную гордость. __ Ты— советский рабочий,— говорили они.— Люби свою профессию, совершенствуй ее и помни: токарю требуется большая культура. Сергей Александрович и сам понимал это. За годы сталинских пятилеток советское производство оснасти­ лось первоклассной техникой. Появились новые мощные и точные станки. Работа на них требовала знания гео­ метрии, основ механики и технологии обработки метал­ лов. Нужно было поспевать за общим ростом, и токарь Батраков упорно учился. Он завелиевою библиотечку. Еще до появления победитовых резцов Сергей Алек­ сандрович работал хорошо заточенным и доведенным режущим инструментом, умел полностью загрузить станок и дать высокую выработку. ...А в это время на левом берегу реки Воронеж пол­ ным ходом шло строительство Новолипецкого метал­ лургического завода. Сергей Александрович, мечтавший работать на большом предприятии, поступил туда то­ карем автогаража. В апреле 1935 года он был призван в ряды Красной Армии. Прослужив срок службы, тов. Батраков в нояб­ ре I®36 /Рода вернулся в Липецк и поступил в мастер­ скую отдела главного механика машиностроительного завода. „ В годы Великой Отечественной войны Сергеи Алек­ сандрович Батраков с оружием в руках защищал Ро­ дину. Находясь в специальных подразделениях, обес­ печивавших наступление советских войск, он проявил мужество и выдержку. За образцовое выполнение бое­ вых заданий Командования в борьбе против немецко- фашистских захватчиков, он награжден орденом Крас­ ной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За побе­ ду над Германией». В родной город тов. Батраков возвратился после де­ мобилизации возмужагшлм и закаленным. Инструмен­ тальный цех тракторного завода, куда поступил тока­ рем Сергей Александрович, представлял собою важный участок. Завод, осваивающий выпуск отечественных дизельных тракторов новой конструкции, сам изготов­ лял оснастку. Опытному и исполнительному токарю поручали самые сложные заказы. Товарищи по профшколе— начальник отделения Курдюмов и токарь Вениамин Шеметов— лучше других видели, как вырос Батраков, и нередко любовались его точной и красивой работой. А работал Сергей Александрович поистине красиво. Чуткие руки— на рычагах управления. Инструмент, де­ тали и все необходимое— под рукой. Ни одного лишне­ го движения. Не было случая, чтобы тов. Батраков выполнил менее двух норм. С марта 1948 года Сергей Александрович начал .са­ мостоятельные поиски высоких скоростей резания ме­ таллов. В некоторых случаях он доводил скорость то­ чения до 200 метров в минуту, но дальше двинуться не мог: обычные резцы, которыми он пользовался, быстро «садились», срабатывались. Стахановец не знал еще о новой геометрии заточки резцов, о твердых сплавах, открывающих огромные возможности в области резания./Вскоре тов. Батракова перевели на носый станок, обладающий мощным мото­ ром и широким диапазоном скоростей—от 25— до 1.000 оборотов в минуту. Сергей Александрович снова взялся за поиски высоких скоростей. Кривая скорости подни­ малась, но очень медленно. Она не превышала 300 мет­ ров в минуту. Токари тт. Усароз и Солодилов— сосед слева и сосед справа, как в ш утку называл их Батраков, нередко за­ ставали Сергея Александровича за вычислениями. — Не поймем, что тебе нужно, Сергей,— говорили они.— Зарабатываешь ты прилично. В работе своей вы­ сокий класс показываешь. — Какой ж е это высокий класс,— возражал Батра­ ков,— если я многого не знаю. Почему на больших ско­ ростях резцы срабатываются? Скажите. Н е знаете? А ведь вы тоже классные токари. __ Н а д этим пусть инженеры думают. — Н ет, друзья, над этим и нам думать надо. К а ж ­ дый должен искать лучшие методы труда. В газетах появились заметки о р"корде ленинград­ ского токаря Генриха Борткевича. Сергей Александро­ вич прочитал их. Но короткие информации не расска­ зывали о методе новатора. Одно было ясно: Борткевич применил новую геометрию резцов и новые сплавы. Узнав у заводских инженеров имевшиеся у них дан­ ные о сплавах и новой геометрии заточки резцов, ли­ пецкий новатор, присовокупив свой опыт, опять взялся за дело. Скорость точения резко повысилась, а вскоре тов. Батраков перекрыл рекорд ленинградца. Он достиг скорости резания 926 метров в минуту. Свое достижение рабочий-патриот посвятил пятой сессии Верховного Совета СССР. К а к подлинный ста­ хановец социалистического прои—- ' » " * сделал его достоянием всех рабочих цеха и завода. — Ну, 'Сергей, показывай и нам, как ты точишь, обратились к нему соседи тт. Уваров и Солодилов и первыми перешли на скоростное точение. Новатор выступил с подробным докладом о скорост­ ном резании на стахановском вторнике в цехе, затем на районном слете стахановцев Тракторозаводского района г. Липецка. К нему начали приезжать рабочие с других липецких предприятий. И всем он показывал, как нужно рабо­ тать по-новому. Летом 1949 года тов. Батраков по собственной ини­ циативе организовал стахановскую школу в механиче­ ском цехе завода феррзсплавов. Ездил он туда после рабочего дня. В результате 8 токарей начали точить металл со скоростью до 300 метров в минуту. А то­ карь Николай Чурилов довел ее до 700 метров в ми­ нуту. На тракторном заводе и на других предприятиях Липецка появились десятки последователей тов. Бат­ ракова. Не ограничиваясь практическим показом нового ме­ тода, Сергей Батраков выступил с обстоятельной стать­ ей в областной газете «Коммуна» и по радио. Воронежский Обком- В К П (б ), оценивая новаторский почин стахановца, принял специальное решение, пред­ ложив директорам предприятий и партийным организа­ циям широко распространить опыт липецкого скорост­ ника. Тов. Батраков выступил с лекцией на собрании ста­ хановцев, технологов и инженеров г. Воронежа, осенью прошлого года издал брошюру «Мой опыт скоростного резания металлов», которая разошлась многотысячным тиражом по области. Работу тов. Батракова отметил в приказе Министр автомобильной и тракторной промышленности СССР, наградив стахановца денежной прем/.ей и значком «Отличник социалистического соревнования Министер­ ства автомобильной и тракторной промышленности СССР». По указанию Министра Сергей Александрович выез­ жал на тракторные заводы в Сталинград и Харьков для передачи опыта скоростного резания металлов. После его пребывания в цехах Сталинградского трак­ торного завода появилось много скоростников. А токарь ремонтно-механического цеха Геннадий Шкуратов ус­ тановил новый рекорд скоростного точения— 1080 мет­ ров в минуту. В письме Сергею Александровичу сталинградец сер­ дечно благодарит своего учителя за помощь и советы. С присущей советскому рабочему заботой об улучшении техники производства тов. Батраков продол­ жал свои опыты. В новый метод он внес свой ценный вклад: разработал способ и режимы скоростного точе­ ния стальных каленых деталей. Этим заинтересовались инженеры лаборатории резания Московского автозавода им. Сталина. Группа их побывала в Липецке у тов. Батракова и на рабочем месте изучила особенности об­ работки каленой стали при е ы с о к и х скоростях. Работу на производстве Сергей Александрович сов­ мещает с общественной деятельностью. Он— член за­ водского профсоюзного комитета. Осенью 1949 года на с’езде профсоюза работников автотракторной промыш­ ленности избран членом Ц К союза. Чуткий и отзывчивый к запросам молодых рабочих и товарищей по заводу; тов. Батраков пользуется в коллективе уважением и любовью. Он скромен, по-большевистски принципиален, когда дело касается общественных и государственных инте­ ресов. За эти высокие качества— горячий патриотизм, скромность, трудолюбие, за государственный подход к любой работе— ценят тов. Батракова тракторостроители. Когда в стране началось выдвижение достойных сы­ нов народа кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР, 'коллектив тракторного завода единодушно на­ звал своим кандидатом в депутаты по Липецкому изби­ рательному округу Сергея Александровича Батракова. Сергей Александрович Батраков принадлежит к чис­ лу рабочих, которые на рядовом участке труда подни­ маются до уровня инженеров. О таки х людях, актив­ ных строителях коммунизма, Владимир Маяковский писал: Я знаю— город будет. Я знаю— саду цвесть, Когда в стране Советской Такие люди есть. Тов. Батраков зарегистрирован кандидатом в депу­ таты Верховного Совета СССР по Липецкому избира­ тельному округу. Скромному труженику, непартийному большевику оказано высокое доверие. Нет сомнения, что Сергей Александрович Батраков, воспитанный в духе предан­ ности Роли»" «■" - — ‘

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz