Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)

$ января 1950 г. № 4 (5 1 5 8 ) Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 3 Январское совещание учителей города 5 января, закончило «вою работ)' январское совещание учителей города. Оно подвело итоги работы школ в первом учебном полугодии и наметило конкретные задачи на второе по­ лугодие. С докладом «Осуществление в городе всеобщего обучения детей и подростков и .мероприятия по борьбе с отсевом» выступил зав. горОНО тов. Харин. Подробно останавливаясь на вгромпом размахе дела народного образования в нашей стране и на введении всеобщего обязательного *емилетдего обучения, докладчик приводит убедительные примеры госта школ и учащихся по наше­ му городу. • -— Если в 1913— 1914 учеб­ ном году в Липецке'было началь­ ных школ— 10 , одно ’ реальное училище и одна женская, гимна­ зия с .количеством 1.867 уча­ щихся, то в настоящее время на­ считывается. 12 -начальных зи©*д, 5 семилетних и 10 сред­ них Школ с общим количеством учащихся около 15.000 человек. Кроме этого, в городе имеются учительский .институт, педучи­ лище, горно-металлургический и машиностроительный техникумы, нейакола. • На 1 октября 1949 года учте­ но детей, подлежащих семилетае- ш .обучению, .14.237 человек. Из эдого количества на 1 января 1950 г. обучается в школе 14.087 человек. Причины отсева заключаются в том, что некото­ рые детине учатся по болезни, а часть выехала вместе со своими родителями из города. Как видно, в основном все дети, подлежащие •бучению* охвачены школами. Од­ нако естЬ' И такие школы, кото­ рые не' полностью охватили детей учебой. К ним, в частности, от­ носятся школы № 8 и № 1 7 . Анализируя причины отсева по некоторым школам, докладчик указывает, что руководители и общественность этих школ ведут недостаточную борьбу за осущест­ вление всеобщего семилетнего ьбучепия. ч Для выполнения закона о все­ обуче у нас имеются все условия. Необходимо шире развернуть мас- «ово-раз’яенитетьную работу' «реди родителей об огромном значении этого закона, в каждой школе создать фонд всеобуча, ока­ зывать материальную помощь )к»5гронуждающимся детям, уси­ лить внимание к отстающим в учебе учащимся, — словом, до­ биться того, чтобы все дети на- - шего города учились в школе. С докладом «О мероприятиях по повышению качества знапий и предупреждению неуспеваемо­ сти учащихся» выступила ин­ спектор горОНО тов. Ильина. — Подводя итоги работы школ города за первое полугодие учеб­ ного года,— говорит она,— следу­ ет отметать, что школы города добились некоторых успехов по сравнению с прошлыми года­ ми. В результате улучшения учебно-воспитательной работы поднялась общая успеваемость учащихся. Если на конец первого полугодия прошлого учебного года она равнялась 87 проц., то в настоящее время успеваемость до­ стигла 88,5 проц. Наилучшие показатели в учебе дали средние школы № № 10, 19, 1, семилет­ няя школа № 15 и начальные школы № № 24, 22 и 9. Знания учащихся стали более прочными и глубокими, значи­ тельно поднялась общая грамот­ ность учащихся, возросла мате­ матическая культура, стали более прочными навыки в обращении- с учебными приборами и выполне­ нии практических заданий. Улучшению работы школ на­ шего города в текущем учебпом году во многом способствовало то, что .все школы своевременно и хорошо подготовились к началу занятий. За это Липецкому гор­ совету депутатов трудящихся присуждено переходящее Красное знамя. Воронежского Облисполко­ ма. Однако наряду с положитель­ ными моментами у нас имеется еще много недостатков, главный из них— это значительное коли­ чество неуспевающих учащихся, все еще низкая успеваемость в целом ряде школ по русскому языку и арифметике. Какие же характерные недо­ статки встречаются на уроках некоторых учителей, почему мы имеем значительное количество неуспевающих? Во-первых, организация и проведение уроков отдельпыми учителями находится на низком методическом уровне, отсутствует надлежащая борьба за усовершен­ ствование педагогического про­ цесса, а в некоторых случаях и нет серьезной подготовки к уро­ кам. Во-вторых, есть такие учителя, которые очень схематично и од­ нообразно планируют уроки, а некоторые из них настолько вы­ холащивают планы урока, что даже не пишут, какие же цели и| задачи должны быть разрешены! на данном уроке. [ В - третьих, опрос учащихся! отдельными учителями строится неправильно и методически не- | грамотно. I В-четвертых, все еще встре­ чается изложение учебного мате­ риала на низком идейно-теорети­ ческом уровне и не всегда' ис­ пользуется материал в воспита­ тельных целях учащихся. ' Но в городе имеется ц много учителей, опыт которых заслу­ живает самого широкого распро­ странения. Докладчик подробно останавливается на положитель­ ном опыте учительницы средней школы № 1 тов. Знаменской, учительницы средней школы № 2 тов. Евдокимовой, учительницы средней школы № 2 тов.' Саха­ ровой, учительницы средней ш ко­ лы № 1 тов. Рассказовой, учите­ ля средней школы № 5 тов. Жда­ нова и других, призывая участ­ ников совещания тщательно изу­ чить его во время работы секций. Значительное место в докладе было уделено вопросам дальней­ шего улучшения преподавания, русского языка и литературы, математики, физики и химии, истории, биологии, географии и других дисциплин. Далее докладчик останавли­ вается на внеклассной работе, на роли комсомольских и пионерских организаций в повышении каче­ ства знаний учащихся. В заключение т. Ильина гово­ рит о тех огромных задачах, ко­ торые стоят перед учителями го­ рода во втором учебном полугодии до коммунистическому воспита­ нию детей,, и выражает твердую уверенность в том, что они будут с честью осуществлены. Но докладам тт. Харина и Иль­ иной развернулись оживленные прения. Всего выступило свыше 20 человек. Первым взяла слово заведующая начальной школой № 12 тов. Смагнна. Она заявила: — Работники городского отдела народного образования больше всего посещают первую, вторую, третью и другие средние школы, а в начальные и гемилетпис— редко заглядывают. Нам, работникам начальных школ, хотелось бы чаще видеть у себя работников городского от­ дела народного образования, слы­ шать от пих отзывы о нашей ра­ боте, обобщения опыта лучших учителей начальных школ. Директор 2Г)-й г емплетней школы тон. Данилов отметил, что городской отдел народного образо­ вания иногда формально подходит к подбору кадров преподавателей для школ. — У нас, например,— говорит он,— есть преподаватели, которые не соответствуют своему назначе­ нию. В результате этого школа имеет большой процент неуспева­ ющих. 8 зале заседаний январского учительского совещания. Фото Г. Баранова. ★ * * ’ Участницы совещания; учительница средней школы Л г -2 дважды орденоносец А. М . Сахарова, учительница средней шкоЛьъ № 1 Н . Д .' Знаменская, заслуженная учительница РСФСР ;А . П . Рассказова. Фото Г. Баранова. ★ ★ Выступившая в прениях зав. отделом пионеров н школьников горкома ВЛКСМ тов. Елизова заявила; что X I с’езд ВЛКСМ уде­ лил большое внимание работе комсомольских организаций в школе. После с’сзда пионеры под руководством комсомольских ор­ ганизаций значительно оживили свою работу. — Однако до енх пор,— гово­ рит она,— в работе пионерских организаций имеют место серьез- пые недостатки. Сборы звеньев и пионеротрядов проводятся фор­ мально. И .ответственны за это, прежде всего, не только руково­ дители комсомольских и пионер­ ских организаций, но и директо­ ра школ и учителя. Они редко присутствуют на сборах, не всег­ да интересуются планами работы пионерских организаций. — Инспекторы горОНО,— гово- . рит преподаватель средней школы № 19 тов. Васильев,— иногда от­ носятся к проверке работы пре­ подавателей формально. Они не всегда глубоко вникают в дея­ тельность того или иного педаго­ га, а проверяют их.работу лишь тогда, когда нужны сведения к конференции или к совещанию. Председатель горкома союза на­ чальных и средних школ тов. Го- ева подняла вопрос (I том, что местные комитеты школ не всег­ да стоят во главе борьбы за вы ­ сокую успеваемость в школах; слабо заботятся о проведении производственных совещаний уч и ­ телей. Не всегда они вникают в существо выполнения учебного плана, а подчас стоят в сторопе от борьбы за отличную учебу. Важный вопрос поднял препо­ даватель географии пятой средней школы тов. Жданов. Он заявил: — Серьезное зпачение в пре­ подавании географии имеет ис­ пользование местного материала. Между тем не все педагоги пра­ вильно понимают это. Многие учителя не используют материала краеведческого музея, слабо при­ влекают к этому учащихся. Пре­ подавание географии не выдержи­ вается в соответствии с требова­ ниями нашей материалистической науки, т. е. ведется оно отдель­ ными географами на низком идей­ но-политическом уровне, особенно при изложении материала о стра­ нах народной демократии. Директор семилетней школы № 27 тов. Мерников поднял воп­ рос о нормальном обеспечении школ необходимым школьным обо­ рудованием. Он отметил, что ча­ сто в школу засылают некомп­ лектные парты, столы и шкафы. Он также заметил, что педагоги­ ческий методический кабинет не всегда удовлетворяет’ потребности учителей школы. Участник совещания тов. Бе­ логуров посвятил свое выступле­ ние недочетам в работе школ ра­ бочей молодеаси. Он заявил, чтчь эти школы не имеют таких усло­ вий, ка к стационарные учебные заведения. Заслуженная учительница РСФСР тов. Сахарова посвятила свое выступление ' недочетам в преподавании математики. Она отмечает, что не исе учителя за­ ботятся о том, чтобы привить учащимся навы ки устного счёта и устного вычисления. А это от­ рицательно сказывается на ре­ зультатах успеваемости. — Городской отдел народного образования не всегда четко пла­ нирует работу школ,— говорит преподаватель физики пятой ш ко­ лы тов. Казанский .— Часто при­ ходится менять расписание из-за дополнительных указаний^ на ко­ торые время не запланировано. Так, например, из-за этого мы со­ кратили на десять часов сдачу зачетов в текущем году. Директор восьмой средней ш ко­ лы тов. Можаров делает справедливые упреки в адрес горОНО и горкома ВЛКСМ за не­ достаточное ветшание к пионер­ ской работе в школах. Вопросам улучшения препода­ вания биологии посвятила свое выступление преподаватель пер­ вой средней школы гов. Мелехова. В прениях также выступили директор ередпей школы № 19 тов. Еркин, зам. председателя горисполкома тов; Лобанов, ин­ спектор горОНО тов. Волкова, ди­ ректор десятой средне® школы тов. Стапкевнч, секретарь горко­ ма ВЛКСМ тов. Мещеряков, зав. педагогическим мётодкабинетом тов. Козлова п другие. Следует отметить, что высту­ пивший в заключение докладчик тов. Харин, неправильно воспри­ няв кр и ти ку но адресу работни­ ков горОНО, стал делать упреки в адрес выступавших в прениях тт. Васильева, Казанского, Е р ки - на, Черникова. Инспектор горОНО тов. Волкова, по адресу котором было больше всего справедливых критических замечаний, бросала из-за стола президиума бесконеч­ ные реплики выступавшим. Под бурные аплодисменты участники совещания приняли приветственное письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину. Вчера, после работы секций, январское совещание учителей города закрылось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz