Липецкая коммуна. 1950 г. (г. Липецк)
$ января 1950 г. № 4 (5 1 5 8 ) Л И П Е Ц К А Я К О М М У Н А 3 Январское совещание учителей города 5 января, закончило «вою работ)' январское совещание учителей города. Оно подвело итоги работы школ в первом учебном полугодии и наметило конкретные задачи на второе по лугодие. С докладом «Осуществление в городе всеобщего обучения детей и подростков и .мероприятия по борьбе с отсевом» выступил зав. горОНО тов. Харин. Подробно останавливаясь на вгромпом размахе дела народного образования в нашей стране и на введении всеобщего обязательного *емилетдего обучения, докладчик приводит убедительные примеры госта школ и учащихся по наше му городу. • -— Если в 1913— 1914 учеб ном году в Липецке'было началь ных школ— 10 , одно ’ реальное училище и одна женская, гимна зия с .количеством 1.867 уча щихся, то в настоящее время на считывается. 12 -начальных зи©*д, 5 семилетних и 10 сред них Школ с общим количеством учащихся около 15.000 человек. Кроме этого, в городе имеются учительский .институт, педучи лище, горно-металлургический и машиностроительный техникумы, нейакола. • На 1 октября 1949 года учте но детей, подлежащих семилетае- ш .обучению, .14.237 человек. Из эдого количества на 1 января 1950 г. обучается в школе 14.087 человек. Причины отсева заключаются в том, что некото рые детине учатся по болезни, а часть выехала вместе со своими родителями из города. Как видно, в основном все дети, подлежащие •бучению* охвачены школами. Од нако естЬ' И такие школы, кото рые не' полностью охватили детей учебой. К ним, в частности, от носятся школы № 8 и № 1 7 . Анализируя причины отсева по некоторым школам, докладчик указывает, что руководители и общественность этих школ ведут недостаточную борьбу за осущест вление всеобщего семилетнего ьбучепия. ч Для выполнения закона о все обуче у нас имеются все условия. Необходимо шире развернуть мас- «ово-раз’яенитетьную работу' «реди родителей об огромном значении этого закона, в каждой школе создать фонд всеобуча, ока зывать материальную помощь )к»5гронуждающимся детям, уси лить внимание к отстающим в учебе учащимся, — словом, до биться того, чтобы все дети на- - шего города учились в школе. С докладом «О мероприятиях по повышению качества знапий и предупреждению неуспеваемо сти учащихся» выступила ин спектор горОНО тов. Ильина. — Подводя итоги работы школ города за первое полугодие учеб ного года,— говорит она,— следу ет отметать, что школы города добились некоторых успехов по сравнению с прошлыми года ми. В результате улучшения учебно-воспитательной работы поднялась общая успеваемость учащихся. Если на конец первого полугодия прошлого учебного года она равнялась 87 проц., то в настоящее время успеваемость до стигла 88,5 проц. Наилучшие показатели в учебе дали средние школы № № 10, 19, 1, семилет няя школа № 15 и начальные школы № № 24, 22 и 9. Знания учащихся стали более прочными и глубокими, значи тельно поднялась общая грамот ность учащихся, возросла мате матическая культура, стали более прочными навыки в обращении- с учебными приборами и выполне нии практических заданий. Улучшению работы школ на шего города в текущем учебпом году во многом способствовало то, что .все школы своевременно и хорошо подготовились к началу занятий. За это Липецкому гор совету депутатов трудящихся присуждено переходящее Красное знамя. Воронежского Облисполко ма. Однако наряду с положитель ными моментами у нас имеется еще много недостатков, главный из них— это значительное коли чество неуспевающих учащихся, все еще низкая успеваемость в целом ряде школ по русскому языку и арифметике. Какие же характерные недо статки встречаются на уроках некоторых учителей, почему мы имеем значительное количество неуспевающих? Во-первых, организация и проведение уроков отдельпыми учителями находится на низком методическом уровне, отсутствует надлежащая борьба за усовершен ствование педагогического про цесса, а в некоторых случаях и нет серьезной подготовки к уро кам. Во-вторых, есть такие учителя, которые очень схематично и од нообразно планируют уроки, а некоторые из них настолько вы холащивают планы урока, что даже не пишут, какие же цели и| задачи должны быть разрешены! на данном уроке. [ В - третьих, опрос учащихся! отдельными учителями строится неправильно и методически не- | грамотно. I В-четвертых, все еще встре чается изложение учебного мате риала на низком идейно-теорети ческом уровне и не всегда' ис пользуется материал в воспита тельных целях учащихся. ' Но в городе имеется ц много учителей, опыт которых заслу живает самого широкого распро странения. Докладчик подробно останавливается на положитель ном опыте учительницы средней школы № 1 тов. Знаменской, учительницы средней школы № 2 тов. Евдокимовой, учительницы средней школы № 2 тов.' Саха ровой, учительницы средней ш ко лы № 1 тов. Рассказовой, учите ля средней школы № 5 тов. Жда нова и других, призывая участ ников совещания тщательно изу чить его во время работы секций. Значительное место в докладе было уделено вопросам дальней шего улучшения преподавания, русского языка и литературы, математики, физики и химии, истории, биологии, географии и других дисциплин. Далее докладчик останавли вается на внеклассной работе, на роли комсомольских и пионерских организаций в повышении каче ства знаний учащихся. В заключение т. Ильина гово рит о тех огромных задачах, ко торые стоят перед учителями го рода во втором учебном полугодии до коммунистическому воспита нию детей,, и выражает твердую уверенность в том, что они будут с честью осуществлены. Но докладам тт. Харина и Иль иной развернулись оживленные прения. Всего выступило свыше 20 человек. Первым взяла слово заведующая начальной школой № 12 тов. Смагнна. Она заявила: — Работники городского отдела народного образования больше всего посещают первую, вторую, третью и другие средние школы, а в начальные и гемилетпис— редко заглядывают. Нам, работникам начальных школ, хотелось бы чаще видеть у себя работников городского от дела народного образования, слы шать от пих отзывы о нашей ра боте, обобщения опыта лучших учителей начальных школ. Директор 2Г)-й г емплетней школы тон. Данилов отметил, что городской отдел народного образо вания иногда формально подходит к подбору кадров преподавателей для школ. — У нас, например,— говорит он,— есть преподаватели, которые не соответствуют своему назначе нию. В результате этого школа имеет большой процент неуспева ющих. 8 зале заседаний январского учительского совещания. Фото Г. Баранова. ★ * * ’ Участницы совещания; учительница средней школы Л г -2 дважды орденоносец А. М . Сахарова, учительница средней шкоЛьъ № 1 Н . Д .' Знаменская, заслуженная учительница РСФСР ;А . П . Рассказова. Фото Г. Баранова. ★ ★ Выступившая в прениях зав. отделом пионеров н школьников горкома ВЛКСМ тов. Елизова заявила; что X I с’езд ВЛКСМ уде лил большое внимание работе комсомольских организаций в школе. После с’сзда пионеры под руководством комсомольских ор ганизаций значительно оживили свою работу. — Однако до енх пор,— гово рит она,— в работе пионерских организаций имеют место серьез- пые недостатки. Сборы звеньев и пионеротрядов проводятся фор мально. И .ответственны за это, прежде всего, не только руково дители комсомольских и пионер ских организаций, но и директо ра школ и учителя. Они редко присутствуют на сборах, не всег да интересуются планами работы пионерских организаций. — Инспекторы горОНО,— гово- . рит преподаватель средней школы № 19 тов. Васильев,— иногда от носятся к проверке работы пре подавателей формально. Они не всегда глубоко вникают в дея тельность того или иного педаго га, а проверяют их.работу лишь тогда, когда нужны сведения к конференции или к совещанию. Председатель горкома союза на чальных и средних школ тов. Го- ева подняла вопрос (I том, что местные комитеты школ не всег да стоят во главе борьбы за вы сокую успеваемость в школах; слабо заботятся о проведении производственных совещаний уч и телей. Не всегда они вникают в существо выполнения учебного плана, а подчас стоят в сторопе от борьбы за отличную учебу. Важный вопрос поднял препо даватель географии пятой средней школы тов. Жданов. Он заявил: — Серьезное зпачение в пре подавании географии имеет ис пользование местного материала. Между тем не все педагоги пра вильно понимают это. Многие учителя не используют материала краеведческого музея, слабо при влекают к этому учащихся. Пре подавание географии не выдержи вается в соответствии с требова ниями нашей материалистической науки, т. е. ведется оно отдель ными географами на низком идей но-политическом уровне, особенно при изложении материала о стра нах народной демократии. Директор семилетней школы № 27 тов. Мерников поднял воп рос о нормальном обеспечении школ необходимым школьным обо рудованием. Он отметил, что ча сто в школу засылают некомп лектные парты, столы и шкафы. Он также заметил, что педагоги ческий методический кабинет не всегда удовлетворяет’ потребности учителей школы. Участник совещания тов. Бе логуров посвятил свое выступле ние недочетам в работе школ ра бочей молодеаси. Он заявил, чтчь эти школы не имеют таких усло вий, ка к стационарные учебные заведения. Заслуженная учительница РСФСР тов. Сахарова посвятила свое выступление ' недочетам в преподавании математики. Она отмечает, что не исе учителя за ботятся о том, чтобы привить учащимся навы ки устного счёта и устного вычисления. А это от рицательно сказывается на ре зультатах успеваемости. — Городской отдел народного образования не всегда четко пла нирует работу школ,— говорит преподаватель физики пятой ш ко лы тов. Казанский .— Часто при ходится менять расписание из-за дополнительных указаний^ на ко торые время не запланировано. Так, например, из-за этого мы со кратили на десять часов сдачу зачетов в текущем году. Директор восьмой средней ш ко лы тов. Можаров делает справедливые упреки в адрес горОНО и горкома ВЛКСМ за не достаточное ветшание к пионер ской работе в школах. Вопросам улучшения препода вания биологии посвятила свое выступление преподаватель пер вой средней школы гов. Мелехова. В прениях также выступили директор ередпей школы № 19 тов. Еркин, зам. председателя горисполкома тов; Лобанов, ин спектор горОНО тов. Волкова, ди ректор десятой средне® школы тов. Стапкевнч, секретарь горко ма ВЛКСМ тов. Мещеряков, зав. педагогическим мётодкабинетом тов. Козлова п другие. Следует отметить, что высту пивший в заключение докладчик тов. Харин, неправильно воспри няв кр и ти ку но адресу работни ков горОНО, стал делать упреки в адрес выступавших в прениях тт. Васильева, Казанского, Е р ки - на, Черникова. Инспектор горОНО тов. Волкова, по адресу котором было больше всего справедливых критических замечаний, бросала из-за стола президиума бесконеч ные реплики выступавшим. Под бурные аплодисменты участники совещания приняли приветственное письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину. Вчера, после работы секций, январское совещание учителей города закрылось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz