Липецкая коммуна. 1945 г. (г.Липецк Воронежской обл.)

Липецкая коммуна. 1945 г. (г.Липецк Воронежской обл.)

2 Л И П ЕЦ К А Я К О М М УН А 15 ав г уста 1945 г . № 133 (4034) г К о д н ю а в и а ц и и Воздухоплавание в России [ К 75-летию русского военного воздухоплавания ) Впервые человеку удалось оторваться от земли и улететь в беспредельные просторы воз­ душного океана на аэростате (воздушном шаре) только в 1783 году. Чегез одиннадцать лет, в 1754 году в битве при Мобоже над полем сражения в воздухе висел привязанный воздушный шар, из корзины которого пер­ вый военный воздухоплаватель в мире—француз Кутель—вел на блюдения за передвижениями австрийских войск и сигнализа­ цией сообщал о нихсвоему коман дованию на землю. Особенно большую услугу оказал воздуш­ ный шар французам во время осады немцами Парижа в 1870 г. Воздушный шзр являлся тогда единственным средством сооб­ щения окруженного неприятелем города с остальными частями Франции. Проф. Н. ЯНОЩ ЕНКО В России с воздухоплаванием также были знакомы уже давнк Созданная по приказу военного министра еще в 1869 году комис­ сия должна была построить при­ вязной аэростат и определить целесообразность его примене­ ния в войсках. В результате дли­ тельных работ комиссия дала свое положительное заключение, подтверждавшее, что с высоты 50 —100 саженей из.корзины аэро­ стата можно было хорошо наблю­ дать за местностью в радиусе до 30 верст и даже зачерчивать кроки. После предварительных испы­ таний аэростат из Петербурга, где в Зоологическом саду про­ изводились первые под'емы, был походным порядком переведен в Усть-Ижорский саперный ла­ герь. Там с 23 июля по 1 авгу­ ста (старого стиля) 1870 г. были произведены первые аод'емы не­ посредственно в войсковой ча­ сти. День окончания работ ко миссии 1-е августа (13-е августа по новшу стилю) 1870 года и принято считать датой зарожде­ ния русского военного воздухо­ плавания. несли армии большую пользу. Изменившийся характер боевых операций свел в дальнейшем опе­ рации воздухоплавателей только к работе на привязных аэроста­ тах, которые стали незаменимым средством длительной разведки тылов противника и корректи­ ровки артиллерийского огня. Результаты совместной работы воздухоплавателей с артиллерией были настолько успешными, что требования на воздухоплаватель­ ные части со стороны командо вания все увеличивались. К кон­ цу войны 1914—1917 гг. на фрон­ те имелось 87 воздухоплаватель­ ных отрядов, две крепостные морские воздухоплавательные роты (Ревельс тая и Свеаборг- ская), 14 дизизионов и 4 пар­ ка. В .результате сформирования первых армейских воздухоплава­ тельных частей и их реоргани­ зации основным центром русско­ го военного воздухоплавания становится так называемое .Во л­ кове поле" в Петербурге, где постепенно создается Воздухо плавательный парк и Офицерская Военная Воздухоплавательная Школа, которой в продолжение многих лет руководил генерал лейтенант А, М. Кованько. Здесь, кроме под‘емов на при­ вязных аэростатах я соверше­ ния свебодных полетов на воз­ душных шарах, в 1908 г. был по­ строен и первый русский дири­ жабль .Учебный*, на котором военные воздухоплаватели со­ вершили несколько полетов. Молодые воздухоплаватели ге­ роическими усилиями сознали первые части, которые своей бое­ вой работой на всех фронтах вписали много славных страниц и в историю героической борь­ бы доблестной Красной Армии. Уж е в сентябре-октябре 1918 г. наши первые воздухоплаватель­ ные отряды, только что прибыв­ шие на фронт, начали работать совместно с Волжской речной флотилией. Поднятый аэростат являлся тем зорким глазом ко раблей флотилия, который .щ у­ пал" расположение противника, скрытое берегами и корректиро­ вал стрельбу плавучих бата­ рей. воину слож- совет- Работая в гражданскую на всех фронтах в самых ных и суровых условиях, ские военные воздухоплаватели нашли еще один новый и весьма целесообразный способ боевой деятельности, применяя привяз­ ные аэростаты для совместной работы с бронепоездами. О поль­ зе так ого содружества можно судить хотя бы по деятельности тогдашнего 8-го воздухоплава­ тельного отряда на Крымском направлении. За полгода работы он, несмотря на крайне неблаго­ приятную обстановку, совершил 226 под'емов, пробыв в воздухе в общей сложности свыше 500 часов. За 1920 год работавшие тогда 24 воздухоплавательных отряда совершили свыше двух тысяч под'емов, пробыв в воз­ духе около 3.300 часов Они сде­ лали 547 ценных наблюдений, обнаружили 108 батарей и про вели 106 корректировок по бата­ реям и другим важным об'ектам противника. Кзевое крещение русское воз­ духоплавание впервые получило во время русскэ-ядонской войны 1904—1905 гг. Работой, часто проводившейся под артиллерий­ ским огнем, воздухоплаватели блестяще доказали полную целе сообразность использования этой новой техники на полях сраже­ ний в любых боевых условиях. Интересно отметить попытку на­ ших военных воздухоплавателей еще в то время применить при­ вязной аэростат для работы в морском флоте. Для этого был специально оборудован крейеер «Русь*, явившийся, таким обра­ зом, первый в мире . аэронос- Цем* и предтечей современных авианосцев". По окончании гражданской войны советские военные воздухо­ плаватели взялись за возрожде­ ние свободного и управляемого аоздухоалавання. К началу империалистической войны хэН—1917 гг. русское всенное воздухоплавание уже имело в своем составе (в крепо­ стях) значительное количе ство воздухоплавательных рот с привязными и управляемы ми аэростатами, которые при- сентябре 1935 г., когда они за 56 часов без посадки пролетели из Москвы в Казахстан, пройдя путь в 2.300 клм. Тогда же пи­ лот И. И. Зыков и А. М. Тропиа совершили полет, поодолжавший- ся без перерыва 91 час 35 мин Этот полет не был зарегистри рован как мировой, т. к. при спу­ ске оказался поврежденным за­ печатанный контрольный баро­ граф. В борьбе за высоту наши со­ ветские воздухоплаватели оказа­ лись в первых рядах. Всем памя­ тен полет на первом русском стратостате,Осоавиахим-1“ ЗОто января 1934 года, когда Федосе- енко, Васенко и Усыск ин по ра. дно сообщили на землю, что до­ стигнутая ими высота по альти­ метру равнялась 22.000 метров. Пилот стратостата .СССР* во­ енный воздухоплаватель Г. Про­ кофьев 30 сентября 1934 года достиг высоты 19.000 метров. Советскими пилотами было со­ вершено много полет--в для на учных исследований самого раз­ личного характера. С 1920 г. в нашей стране нача лось возрождение управляемого воздухоплавания, имеющего не только огромное значение в во­ енном деле, но и для работы в мирной обстановке (воздушные сообщения на большие раестоя ния а для переброски больших грузов, работа по разведке хода рыбы, по охране лесов, для борь­ бы с лесными пожарами, для железнодорожных научных на­ блюдений, для аэрофэтос'емки и т. л.). Началось создание соб­ ственных дирижаблей советской конструкции. В 1922 г Глав- зоздухофлот принимает проект разработанного нами налоге учебного дирижабля „Анощевко- П ар ти й н ая ж и зн ь П е р в ы е ш а г и Недавно один и з р абоч их этом встр ети л то льк о ч то и зб р ан - ;шое I" . В следующем 1923 г . в Ленин­ градской Высшей Военной Воз­ духоплавательной Школе был построен учебный дирижабль „ VI Октябрь*, а в Москве по почину рабочих одного из заводов и по проекту инженера Н. Б. Фомина строился первый советский ди- оижабль „Московский химик-ре- зинщик" (переименованный впо следствии в „Комсомольскую Правду"). него сек р етар я п ар то р ган и ­ зац и и тр ак то р н о го к о р п уса то в . Щ у к и н а вопросом? — Ск аж и те , то вар ищ се­ к р е тар ь ,—ск азал о н ,— к ак о е знач ение имеет воссоедине,- ние Зак ар п атск о й Ук р аи н ы с Ук р аи н ск о й ССР? То в- Щ у к и н то лк о во и подробно о твети л на в т р о е рабоч его . Но сек р етар ь не о гр ан и ч и лся этим . Он вы яс­ н и л, ч то в ц ехах тр ак то р ­ ного к о р п уса п о ли ти ч еск ая аг и тац и я была п о ставлен а совершенно н еудо влетво р и ­ тельн о , беседы с рабочими п р о во дили сь от случ ая к случ зю и но сили чаще всего о бщ и й , н ек о н к о етный х а ­ р ак тер . После был со став­ лен подробный п лан массо ­ во - п оли тич еск ий р або ты, пе­ ресмотрен и утвер ж ден с )- став аги тато р о в Они п одо ­ браны из наиболее гр ам о т­ ны х то вар ищей , передови­ к о в п р о и зво дства. Та к новый со став п ар т­ бюро н ач ал п ер естр о й к у п ар ти й н о й рабо ты. Особен­ но много вн им ан и я уделяе т­ ся улуч ш ен ию п о ли ти ч еск о й аг и тац и и . Теп ер ь к роме лек ­ ц и й , к оторые еж емесячно ч и таю тся, во всех ц ехах два р аза в неделю п р о во дятся беседы по общеп о ли тич еск им и эк о номи ч еск им вопросам В этом месяце проведено »уж е тр и беседы на темы : I „О во ссоединении Зак ар п ат- сзи де тель ств у е т' боль- к олич ество задан н ы х В дальнейшем, с созданием специальной организации „Ди- рижаблестроя", появляется це­ лый ряд опытных воздушных ко­ раблей различной конструкции, которые совершили немало ус­ пешных полетов и подготовили значительные кадры. ск о й Ук р аи н ы с Ук р аи н ск о й ССР» , и0 оеШении Бер ли н ­ ск о й Ко нфер ен ц и и тр ех Д ер ­ ж ав» и «О заявлен и и Со вет­ ск о го П р ави тельства П р а­ в и тельств у Яп о н и и " . Эти бе­ седы робочие п р о слуш али с о гр омным ин тересом . Об ими во п р о со в. Бо льш им уваж ен и ем у р а­ бо ч их терми ч еск о го ц еха п о льзуется аг и тато р ч лен ВсСП(б) то в . М ордвино в По­ п уляр н о сть его бесед будет более п о н ятн о й , если ск а­ з ать , что он при выборе темы уч и тывает зап р о сы са­ мих слуш ателей . С вели ч ай ­ шим интересом п р о слуш али рабочие беседу о стар и н н о й р усск о й морск ой к р еп о сти По р т- Ар тур е. Жи во и ин тересно ста­ раю тся п р о води ть п оли тбе- седы аги тато р ы и та к и х це­ хо в тр ак то р н о го к о р п уса, к ак заднего мо ста, к ор о бк и ск о р о стей , нормалей , шасси и р азн ы х деталей . Беседы аги тато р о в н о сят к о н к р ет­ ный хар ак тер . Он и тесн о увязы ваю тся с выполнением задач , сто ящ и х перед цеха* ми . А г и тато р ы п р о во дят не то льк о гр уп п о вы е, но и и н ­ ди ви дуальн ы е, беседы, вос­ п и тываю т у р або ч и х лю бовь к п р о и зво дству, о тветствен ­ ность за п оруч енное дело . Так и е беседы даю т п о ло ­ ж и тельные р езуль таты . Б у ­ дуч и в к ур се п о ли ти ч еск и х со быти й , рабочие яснее п р ед­ ставляю т свои обязанно сти перед заводом , стр ан о й . Во время подобных встреч с аги тато р ам и они бер ут на себя повышенные п р о и зво л ственные о бязательства. П о н ятн о , ч то за к о р о т­ кое время п ар тбю ро тр а к ­ то р но го к о р п уса еще не пе­ рестроило до к о н ц а всей своей р або ты . То , что оно сделало—эго то льк о первые шаги Я, Ш усто в а. Тракторный завод. Н ауч н о - просвети тельная пропаганда Двадцать пять лет назад—27 июля 1920 года—по разрешению Реввоенсовета Республики, с Красной площади в Москве нами был совершен первый в совет­ ской России свободный полет на сферическом аэростате, при­ чем красный флаг страны Сове­ тов впервые был поднят на 5.000 метров—высоту в то время недосягаемую для наших самоле­ тов. В дан Великой Отечественной Войны огромное распростране­ ние получили у нас так назы­ ваемые „аэростаты заграждения" („ АЗ”), которые сохранила не­ мало ценных об‘йктов государст­ венного значения. Они сыграли большую роль и в охране нашей столицы. Н а- дн ях р або тн и к и тр ан ­ спор тной к о н то ры с н ап р я­ ж енным вниманием п р о слу­ шали лек цию уч и тельн и цы то в. Ведер н и к о во й на тему: «Пр им еты о погоде и м ест­ ные п р едск азан и я п о го ды». Л е к то р у было задано более 10 вопросов Затем тр ан с­ п о р тн и к и и з 'яв и ли ж елан и е п р о слуш ать еще н еск о льк о лек ц и й на н ауч но - п р о свети ­ тельные темы: о во зн и к н о ве­ нии ж и зн и на земле, проис- О результатах этого истори­ ческого полета мы рапортовали великому Ленину и фактически этим полетом положили начало советскому свободному воздухо­ плаванию, принесшему в даль­ нейшем русским пилотам заслу женную славу. Наши советские пилоты совершили самые даль нае, самые продолжительные и самые высокие полеты. Мировой рекорд дальности полета на аэро­ стате без спуска был установлен молодыми пилотами Б. А. Рома­ новым и А. И. Болыкиным в Героически работали на фрон­ тах Отечественной войны экипа жи привязных аэростатов („аэростаты наблюдения*—„ АН " ), на которых наши военные воз­ духоплаватели подогнем враж е­ ской авиации и артиллерии вели свои длительные наблюдения за противником и корректировали огонь батарей. Польза, принесенная аэростата­ ми заграждения и аэростатами наблюдения на фронтах, дири­ жаблями и свободными аэроста­ тами („воздушными шарами" и стратостатами) в тылу, еще раз пеказала, что вэздухоалавание в нашей стране имеет все данные для своего дальнейшего разви тия. Эс 11! Ч Ка *а Л 'За 'се Ч о* >е ‘31 3(): ГоЕ 1>У: ц», ■1У' с3( г0' № *0 хо ж ден и и ч ело век а, строении солнеч ной системы. Усп гш н о так ж е п р ошли лек ­ ции о к о м етах в лесо п ар к о ­ вом хо зяй ств е, п р о ч и тан н ая уч и тельн и ц ей первой ш к о лы то в . Хейфед, о в у лк ан ах на к аменном к ар ьер е, к о тор ую п р о ч и тала уч и тельн и ц а шк о ­ лы № 24 то в. Ер о хи н а. Всего в ав густе на н ауч ­ но - просветительные темы б у' дет про ч итано о к оло 50 лек * ц и й . '11 УЧо 'и ч % ч ^а !>Р Эшелон с демобилизованными из Красной Армии и возвращаю­ щимися на родину советскими бойцами отправляется из Берлина- Фото Е. Халдея. (Фотохроника ТдСС)- ГР; К : к ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz