Липецкая коммуна. 1945 г. (г.Липецк Воронежской обл.)
15 м ая 1945 г . № 69 (3 9 7 0 , ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА Я С ЕМ А Ш К О , засл уженный деят ел ь нау ки, академик Великий русский ученый И . И. Мечников . (К 100- ЛЕТИЮ СО Д НЯ РОЖД ЕНИ Я— 15 М АЯ 1845 ГО Д А ) в Ильи Ильича Мечникова нием, уважением и почетом, Меч- в цент ре К, тео известно не только в на стране, но и за яраницей. ^ ографии многих деятелей дают примеры того , как уже с малых лет избирают специальность и любят ее. •Чальвый Дарвин, например, %щеских лет обнаруж ивал уннссть к естествознанию , а великий соотечественник , Пирогов—к медицине. Так и ‘'®вков в ранней молодости при ютился к биологическим на- Ю Изучение болезней живот- человека стояло 'внимания. Двгодаря своим блестящим рСбностям, Мечников быстро Ю по ступеньк ам среднего и Са>его образования: гимназию окончил с золотой медалью, (верситетское о б р а з о в а н и е есто полагавшихся четырех 3*»ершил в два года. Л ч н в в 1864 г . ученую сте- кандидата естественных н а- 5 ‘8-летний юноша решил рас-» ,?“ть и углубить свои знания. Свон ск удные средства он о т ъелся за границу, где изучал ,,5твозаание у наиболее из- ученых Франции, Италии вриании. В Неаполе совместно ДСскям ученым А . С. Кова- | ,;Ккм он написал работу, по-1 лавщую начало новой науке— ^ внктелькой эмбриологии", ^ аауке о развитии различных ротных, начиная от зародыше- *х состояния. Рвувшись в Россию , Мечни- *»Щитил диссертацию на зва- ‘ Доктора естественных наук и ,<с*ачала доцентом в Одесском ,'верситете. а затем переехал в > б ур г . ’87в году отк рылось свободное профессора в Петербург- Медико-химяческой акаде- I*1и Хотя Мечнякова рекомен- • ** знаменитый И. М . Сеченов, ,ч*«ший в нем будущую знг- **тость, реакционная профес- с* академии, считая Мечникова С«Ным“ , провалила его канди- НРУ, и Мечникову пришлось : **Уть .негостеприимный Пе- 1 ?Дрг*. Од принял предложе- занять место профессора в ^ Российском университете в |('ссе. Но и здесь черносотен- I,’ врофессура же давала ему З^ Чак о» не был политическим Цвелей. Но он ве мог мярить- с хеи, к ак наука попиралась царских чвновкиков, I,' Рвсправлялось царское пра- к'взьство с передовым етуден- ников работал до конца дней своей ж изни. Но и ж ивя в Пари ж е, отдавая все свои силы нау ке, Мечников чувствовал себя русским человеком, живо инте ресовался русскими делами, лю бил свой народ. В области науки Мечвиков про славился своим замечательным Умением о так называемом имму нитете—невосприимчивости к за болеваниям заразными болезнями. Гениальное о тк рытие Мечникова выросло из пр о стых, казалось бы, фак тов. В крошечное тельце прозрачной личинки морской звезды Мечников воткнул тонень кую стеклянную палочку,заострен ную с одного конца. Под микро скопом ученый наблюдал удиви тельную к артину: вокруг палочки скоплялись белые кровяные шари ки (лейкоциты). Они ок руж или ее, з&щищая, таким образом, тельце личинки. Мечников проверял это явление на другом о пыте: в те ло водяной блохи (дафнии) во ткнул иглы и увидел аналогичную к ар тин у. Знач и т, заключил М еч ников, в живом организме име ю тся .защитные силы". Эти лей коциты он н азвал, „фагоцитами" от греческ их слов: фаго—пож ира ют, цитос—к летк а. Значит, к огда инфекция (микробы) попадает в организм. начинается борьба меж ду защитными силами (фаго цитами) и врагом (б ак тер и ям и ). Исход борьбы зависит, следова тельно, от то го , к го сильнее: нападающая сторона или защит ники. Отсю да ученый сделал вывод, что для усп еха борьбы с мировоззрения", к оторые печата лись не только в медицинских ж урналах, но и в общеполити ческ их газетах, Мечников прихо дит к тому выводу, что причи ной преждевременной старости является от равление человечес кого организма всевозмож ными ядами со стороны к ишечник а: все, что мешает кишечному гни ению, говорит ученый, в то же время должно и отдалить ста рость. А для этого нуж но уста новить так ой пищевой режим, к оторый содействовал бы разви тию в кишечнике безвредных микробов и тем препятствовал бы развитию микробов гниения. Реж им, рекомендованный М еч никовым, предусматривал о гра ничение потребления мяса и пи тание овещами, фруктами, а главное—молочными продуктами. Особое значение Мечников при давал просток ваше, приготовлен ной путем скисания молока под влиянием „болгарск ой палочки „Болгарск ую просто к вашу" он всячески пропагандировал и сам строго придерж ивался рекомен дованного им реж има. „ К то уми рает раньше 120 лет,— говорит Мечников,—-тот умирает к атастро фической неестественной смертью . Величайшее счастье, говорил ученый, заклю чается в нормаль ной эволюции ч увства жизни приводящей к спокойной старое Наши трофеи. На снимке: немецкий бронепоезд, захваченный в Гданьске (Данциге). ________________________________Фото Е Копыта. (Фото зрсник а ТА СС). Н а у ч н о - п р о с в е т и т е л ь н а я п р о п а г а н д а В ноябре прош л ого года по решению горкой» ВКП(б) прн город ском отде ле нар одного об разования бы л о организовано лект ор ское бюро. На лект ор ское "бюро воз л ожен» чрвзвычвйио важная задача: веетж научно- цроевегнге льау ю пропаганду среди насе ленна г орода и пред приятий. К лект ор ское работе прив лечен о 36 вы сококва лнфк- цир ованных учите ле», врачей, инженер ов, агрономов. Научно-про светите льна я про паганда у на с в городе ве лась и раньше, н о она чаще в се го но си ла случайный характер и пр оводи лась главным образом в самом городе. В каче стве лект оров вы ступа л о не бо лее 5—6 чел овек. Тематика лек сти и, наконец, к ч увству н асыщ е- :ц*® была Очень у зко !, > 0 ния ж изнью . То гда исчезнет непоследовательности Н6 МОГЛО стр ах смерти. ^ -итти и речи. Мечников умер в возрасте 711 Теперь научно-проеввтнте ль- года от грудной ж абы. Свое дол- ППтт* гам ла тюлччжла птм голетие он обменял установлен- 1к ая пропаганда получила ши ным режимам, так к ак другие рОКИЙ р азм ах. 1бматжК» Л6К- члены его семьи умирали не цнЗ значите льн о ра сширен», ж старше 50 лет. „Оби дн о ,- го во - о н ^ ла ют с я на бо льших малевьках пре дприятиях, __ _ . _ . заразными болезнями надо укреп цс,*ом. Пробыв 12 лет в уне-1 лять защитные силы организма (/ Чтете, профессор вынуж ден | и ослаблять силы инфекции. * “ 0д«ть ваявленне об уходе. 1 По существу на атом учении " Мечникова основана вся наша про- звяков лихорадочно ищет Для научной деятельности: I, Саж ает за границу, то снова 1 & е г работать в России и в г. основывает в Одессе пер- г * бактериологическую станцию . 1 ^ -ь он, задавшись целью унич- (Ачть сусликов, стал прививать (. куриную холеру. Однако одес- А* градоначальник по неве- ( Ст»у смешал куриную холеру 1 'вДовеческой, усмотрел в опы- I* Мечникова опасность рас- (^ страаенйя холеры среди на- и вапретил проводить .Мечииков вынуж ден был уе- ** границу. Германии, к уда он прибыл, , ВДские жрецы от науки" встре- его высокомерно и холод- вааменитое ныне учение Меч- „о защитных силах орга н а " они об'явили „азиатской 1|**мой’п. Уч еный отправился в V*1* * , где его радушно вгтре- )4' **аменитый Пастер . В лабо- I, 1 ®Р*ш Пастеровского няститу- ®ьруженный всеобщим внима- фнлактика, сущность которой состоит в том, чтобы поднять защитные силы организма, сде лать его устойчивым против за болеваний. На этом же принци пе основаны и прививки против зарвзных болезней. Учение Мечникова, так им об разом, внесло в свет очень важ ный и благотворный для челове чества раздел науки об иммуни тете, о борьбе с заразными бо лезнями. Правда, после Мечникова его учение „о защитных силах" ор ганизма и иммунитете подвер галось некоторому изменению и уточнению . Но в основном это учение не потеряло своего зна чения и в настоящее время. Углубившись в вопрос об ук реплении защитных сил организ ма и о борьбе с заразными бо лезнями,- Мечников поставил на- учно-фклософский вопрос о про длении человеческой жизни. В своих работах „Этю ды о при роде человека", „Этю ды опти мизм*.", „40 лет рационального гов рил М еч няк о *,—уж асно обидно, что я уж е стариком стал приме нять это т реж им, к оторый про длил бы мою ж изнь, если бы я начал применять его до разви тия склероза". Мечников освещал вопрое о продлении человеческой жизни только к ак биолог и патолог. Он не затрагивал условий труда и быта являющихся, к ак известно, основным фактором, влияющим на здоровье человека и продол ж ительность его ж изни. Ярким примером этому мож ет служ ить наша советск ая страна, где сред няя продолж ительность жизни по сравнению с дореволюционным временем значительно возросла. Социализм—вот то т самый вер ный путь, к оторый ведет к про длению человеческой ж изни. Од нако все зто нисколько не за слоняет научной ценности трудов великого ученого. Наоборот, именно яри социализме впервые для широких трудящихся масс создаю тся условия осуществле ния так ого режима ж изни, о ко тором мечтал Мечников. Мечников тяж ело переживал уж асы первой нмпериалнетиче ской войны. Он искренне возму щался темн актами вандализма, которые совершали то гда немцы Как человек, далекий от полити ки, он не мог понять, почему, не смотря на прогресс неук и, зна ний, продолж аются разбойничьи войны. Он не знал волчью при роду, волчью повадку немецких империалистическ их захватчик ов, поверженных ныне в п рах герои ческой Красной Армией совет ского народа, но он любил свою родину, был патриотом родной страны н отдавал все свон силы на служ бу интересам общества. В памяти народов нашей роди ны Мечников будет ж ить, как представитель передовой науки, к ак ученый, упорно и неутомимо боровшийся за счастье челове ческого рода. театрах, рабочих к лубах к в цехах пре дприятий. За шеет ь мес яцев ваши» лект орам прочитано бо лее 250 лекцай. Их пр о с лушал о око л о 15 ты с яч че л овек. Научно-про светите льные лек- п и не ю? бо льш ое у спех. Напркмер, лекци я *Ве лике тра диции ру сско го патриотизм» в к ласскческ о ! лктературе XVIII— ИХ век ов», прочвтаная пре подавате лем перво! шко лы т ов. ЧередкеК в промкомбинате, в Центра льн ой биб ли отеке н в шко ле ФЗО Я 3, вы зв ала б о ль ш ой интере с. Лектору бы л о задано много вопро сов. Тов. Чередвяя прочита л» чекци ю в интере сной форме, бна уме л о подобра ла самые яркие на ста из про язведеиай «Тара с Буль ба», « Подтава» и др. С бо льшим интерес ом бы ли пр о с лушаны на мн огих пред приятиях лекции о Некра сове, Грибоедове, Червышевеком, Пушкине и других пи сате л ях. Тематика лекций весьма р аз нообразна. Преподавате ль пято! школы тов. Жданов прочитал ряд лекций на географические темы: «Экономическая карта СССР», «Карта мира», «Соеди ненные Штаты Америки», «Франция», «Польша», «Чехо словакия» и др. Особенно боль шой успех имеют лекции: «Как возникла жизнь на земле», «Происхождение человека», ко торые читает г. Скляднева, лек ции «Сон и сновидения», про читанные гт. Ведерниковой и Евдокимовым. В последнее время прочита но несхольхо лекций врачами и агрономами. Врач г. Кузнецов прочитал лекцию «Малярия и борьб» с ней», врач ‘т. Богомо лов—«Сыпной тиф и борьба с ним». Лекцию «Эпидемические заболевания и борьба с ними» прочитал врач тов. Граве. Лек цию «Природные факторы уро жайности в условиях нашей об ласти» прочитал агроном т. Кди- ■еико. Большим успехом у слу шателей пользуются лекции т. Поповой на семы: «Воспитание советского патриотизма в школе и семье» и «Воспитание воли н характера». Лекцхи ха научно-просвети тельные темы прочитаны*» 77 предприятиях и в учреждениях города. Читаются они е учетом подготовленности слушателей и общеобразовательного уровни. Соблюдается также последова тельность н свяаь между лек циями. Большое внимание мы уделя ем качеству лекций, форме их изложения. Подготовленные лекции, как правило, обсужда ются на лекторском бюро рань ше, чем лектор должен высту пить перед слушателями, У нас в стране еоздаиы все необходимые условия д«и раз вертывания научно - просвети тельной пропаганды. Недавно при горисполкоме организован культурно-просветительный от дел, на который вокложено ру ководство этой работой. Лешин на научно-просвети тельные темы достаточно попу лярны и вызывают большой ин терес населения. Хотелось бы, чтобы на эту важную работу было больше обращено внима ния первичных партийных и профсоюкнвх оргаянзацвй. Р. Мелехова, зав. культурно-просвети тельным отделом горис полкома. Вы п уск н и к и м еди ц и н ск о й ш к о лы Н а - д н я х сту де н ты п о след него к у р са м еди ц и н ск о й ш к о лы «ак о н ч и ли тео р ети ч еск и й к ур е и в ы е хали н а п р а к ти к у в р ай о н ы н аш ей о б ласти . Все 93 сту ден та- в ы п у ск - н и к а по во к вр ащ ен и и е п р а к ти к и б у д у т сд ав а ть го судар ств ен н ы е в ы п у ск н ы е эк зам ен е! н а зв ан и е фель д ш ер а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz