Липецкая коммуна. 1945 г. (г.Липецк Воронежской обл.)

Липецкая коммуна. 1945 г. (г.Липецк Воронежской обл.)

15 м ая 1945 г . № 69 (3 9 7 0 , ЛИПЕЦКАЯ КОММУНА Я С ЕМ А Ш К О , засл уженный деят ел ь нау ки, академик Великий русский ученый И . И. Мечников . (К 100- ЛЕТИЮ СО Д НЯ РОЖД ЕНИ Я— 15 М АЯ 1845 ГО Д А ) в Ильи Ильича Мечникова нием, уважением и почетом, Меч- в цент ре К, тео известно не только в на стране, но и за яраницей. ^ ографии многих деятелей дают примеры того , как уже с малых лет избирают специальность и любят ее. •Чальвый Дарвин, например, %щеских лет обнаруж ивал уннссть к естествознанию , а великий соотечественник , Пирогов—к медицине. Так и ‘'®вков в ранней молодости при­ ютился к биологическим на- Ю Изучение болезней живот- человека стояло 'внимания. Двгодаря своим блестящим рСбностям, Мечников быстро Ю по ступеньк ам среднего и Са>его образования: гимназию окончил с золотой медалью, (верситетское о б р а з о в а н и е есто полагавшихся четырех 3*»ершил в два года. Л ч н в в 1864 г . ученую сте- кандидата естественных н а- 5 ‘8-летний юноша решил рас-» ,?“ть и углубить свои знания. Свон ск удные средства он о т­ ъелся за границу, где изучал ,,5твозаание у наиболее из- ученых Франции, Италии вриании. В Неаполе совместно ДСскям ученым А . С. Кова- | ,;Ккм он написал работу, по-1 лавщую начало новой науке— ^ внктелькой эмбриологии", ^ аауке о развитии различных ротных, начиная от зародыше- *х состояния. Рвувшись в Россию , Мечни- *»Щитил диссертацию на зва- ‘ Доктора естественных наук и ,<с*ачала доцентом в Одесском ,'верситете. а затем переехал в > б ур г . ’87в году отк рылось свободное профессора в Петербург- Медико-химяческой акаде- I*1и Хотя Мечнякова рекомен- • ** знаменитый И. М . Сеченов, ,ч*«ший в нем будущую знг- **тость, реакционная профес- с* академии, считая Мечникова С«Ным“ , провалила его канди- НРУ, и Мечникову пришлось : **Уть .негостеприимный Пе- 1 ?Дрг*. Од принял предложе- занять место профессора в ^ Российском университете в |('ссе. Но и здесь черносотен- I,’ врофессура же давала ему З^ Чак о» не был политическим Цвелей. Но он ве мог мярить- с хеи, к ак наука попиралась царских чвновкиков, I,' Рвсправлялось царское пра- к'взьство с передовым етуден- ников работал до конца дней своей ж изни. Но и ж ивя в Пари­ ж е, отдавая все свои силы нау­ ке, Мечников чувствовал себя русским человеком, живо инте­ ресовался русскими делами, лю ­ бил свой народ. В области науки Мечвиков про­ славился своим замечательным Умением о так называемом имму­ нитете—невосприимчивости к за­ болеваниям заразными болезнями. Гениальное о тк рытие Мечникова выросло из пр о стых, казалось бы, фак тов. В крошечное тельце прозрачной личинки морской звезды Мечников воткнул тонень кую стеклянную палочку,заострен­ ную с одного конца. Под микро­ скопом ученый наблюдал удиви­ тельную к артину: вокруг палочки скоплялись белые кровяные шари­ ки (лейкоциты). Они ок руж или ее, з&щищая, таким образом, тельце личинки. Мечников проверял это явление на другом о пыте: в те­ ло водяной блохи (дафнии) во­ ткнул иглы и увидел аналогичную к ар тин у. Знач и т, заключил М еч­ ников, в живом организме име­ ю тся .защитные силы". Эти лей­ коциты он н азвал, „фагоцитами" от греческ их слов: фаго—пож ира­ ют, цитос—к летк а. Значит, к огда инфекция (микробы) попадает в организм. начинается борьба меж ду защитными силами (фаго ­ цитами) и врагом (б ак тер и ям и ). Исход борьбы зависит, следова­ тельно, от то го , к го сильнее: нападающая сторона или защит­ ники. Отсю да ученый сделал вывод, что для усп еха борьбы с мировоззрения", к оторые печата­ лись не только в медицинских ж урналах, но и в общеполити­ ческ их газетах, Мечников прихо­ дит к тому выводу, что причи­ ной преждевременной старости является от равление человечес­ кого организма всевозмож ными ядами со стороны к ишечник а: все, что мешает кишечному гни­ ению, говорит ученый, в то же время должно и отдалить ста­ рость. А для этого нуж но уста­ новить так ой пищевой режим, к оторый содействовал бы разви­ тию в кишечнике безвредных микробов и тем препятствовал бы развитию микробов гниения. Реж им, рекомендованный М еч ­ никовым, предусматривал о гра­ ничение потребления мяса и пи­ тание овещами, фруктами, а главное—молочными продуктами. Особое значение Мечников при­ давал просток ваше, приготовлен­ ной путем скисания молока под влиянием „болгарск ой палочки „Болгарск ую просто к вашу" он всячески пропагандировал и сам строго придерж ивался рекомен­ дованного им реж има. „ К то уми­ рает раньше 120 лет,— говорит Мечников,—-тот умирает к атастро ­ фической неестественной смертью . Величайшее счастье, говорил ученый, заклю чается в нормаль­ ной эволюции ч увства жизни приводящей к спокойной старое Наши трофеи. На снимке: немецкий бронепоезд, захваченный в Гданьске (Данциге). ________________________________Фото Е Копыта. (Фото зрсник а ТА СС). Н а у ч н о - п р о с в е т и т е л ь н а я п р о п а г а н д а В ноябре прош л ого года по решению горкой» ВКП(б) прн город ском отде ле нар одного об­ разования бы л о организовано лект ор ское бюро. На лект ор ское "бюро воз л ожен» чрвзвычвйио важная задача: веетж научно- цроевегнге льау ю пропаганду среди насе ленна г орода и пред­ приятий. К лект ор ское работе прив лечен о 36 вы сококва лнфк- цир ованных учите ле», врачей, инженер ов, агрономов. Научно-про светите льна я про­ паганда у на с в городе ве лась и раньше, н о она чаще в се го но си ла случайный характер и пр оводи лась главным образом в самом городе. В каче стве лект оров вы ступа л о не бо лее 5—6 чел овек. Тематика лек сти и, наконец, к ч увству н асыщ е- :ц*® была Очень у зко !, > 0 ния ж изнью . То гда исчезнет непоследовательности Н6 МОГЛО стр ах смерти. ^ -итти и речи. Мечников умер в возрасте 711 Теперь научно-проеввтнте ль- года от грудной ж абы. Свое дол- ППтт* гам ла тюлччжла птм голетие он обменял установлен- 1к ая пропаганда получила ши ным режимам, так к ак другие рОКИЙ р азм ах. 1бматжК» Л6К- члены его семьи умирали не цнЗ значите льн о ра сширен», ж старше 50 лет. „Оби дн о ,- го во - о н ^ ла ют с я на бо льших малевьках пре дприятиях, __ _ . _ . заразными болезнями надо укреп цс,*ом. Пробыв 12 лет в уне-1 лять защитные силы организма (/ Чтете, профессор вынуж ден | и ослаблять силы инфекции. * “ 0д«ть ваявленне об уходе. 1 По существу на атом учении " Мечникова основана вся наша про- звяков лихорадочно ищет Для научной деятельности: I, Саж ает за границу, то снова 1 & е г работать в России и в г. основывает в Одессе пер- г * бактериологическую станцию . 1 ^ -ь он, задавшись целью унич- (Ачть сусликов, стал прививать (. куриную холеру. Однако одес- А* градоначальник по неве- ( Ст»у смешал куриную холеру 1 'вДовеческой, усмотрел в опы- I* Мечникова опасность рас- (^ страаенйя холеры среди на- и вапретил проводить .Мечииков вынуж ден был уе- ** границу. Германии, к уда он прибыл, , ВДские жрецы от науки" встре- его высокомерно и холод- вааменитое ныне учение Меч- „о защитных силах орга­ н а " они об'явили „азиатской 1|**мой’п. Уч еный отправился в V*1* * , где его радушно вгтре- )4' **аменитый Пастер . В лабо- I, 1 ®Р*ш Пастеровского няститу- ®ьруженный всеобщим внима- фнлактика, сущность которой состоит в том, чтобы поднять защитные силы организма, сде­ лать его устойчивым против за­ болеваний. На этом же принци­ пе основаны и прививки против зарвзных болезней. Учение Мечникова, так им об­ разом, внесло в свет очень важ ­ ный и благотворный для челове­ чества раздел науки об иммуни­ тете, о борьбе с заразными бо­ лезнями. Правда, после Мечникова его учение „о защитных силах" ор­ ганизма и иммунитете подвер­ галось некоторому изменению и уточнению . Но в основном это учение не потеряло своего зна­ чения и в настоящее время. Углубившись в вопрос об ук ­ реплении защитных сил организ­ ма и о борьбе с заразными бо­ лезнями,- Мечников поставил на- учно-фклософский вопрос о про длении человеческой жизни. В своих работах „Этю ды о при­ роде человека", „Этю ды опти­ мизм*.", „40 лет рационального гов ­ рил М еч няк о *,—уж асно обидно, что я уж е стариком стал приме­ нять это т реж им, к оторый про­ длил бы мою ж изнь, если бы я начал применять его до разви­ тия склероза". Мечников освещал вопрое о продлении человеческой жизни только к ак биолог и патолог. Он не затрагивал условий труда и быта являющихся, к ак известно, основным фактором, влияющим на здоровье человека и продол­ ж ительность его ж изни. Ярким примером этому мож ет служ ить наша советск ая страна, где сред­ няя продолж ительность жизни по сравнению с дореволюционным временем значительно возросла. Социализм—вот то т самый вер­ ный путь, к оторый ведет к про­ длению человеческой ж изни. Од­ нако все зто нисколько не за­ слоняет научной ценности трудов великого ученого. Наоборот, именно яри социализме впервые для широких трудящихся масс создаю тся условия осуществле­ ния так ого режима ж изни, о ко­ тором мечтал Мечников. Мечников тяж ело переживал уж асы первой нмпериалнетиче ской войны. Он искренне возму щался темн актами вандализма, которые совершали то гда немцы Как человек, далекий от полити­ ки, он не мог понять, почему, не смотря на прогресс неук и, зна­ ний, продолж аются разбойничьи войны. Он не знал волчью при­ роду, волчью повадку немецких империалистическ их захватчик ов, поверженных ныне в п рах герои­ ческой Красной Армией совет­ ского народа, но он любил свою родину, был патриотом родной страны н отдавал все свон силы на служ бу интересам общества. В памяти народов нашей роди­ ны Мечников будет ж ить, как представитель передовой науки, к ак ученый, упорно и неутомимо боровшийся за счастье челове­ ческого рода. театрах, рабочих к лубах к в цехах пре дприятий. За шеет ь мес яцев ваши» лект орам прочитано бо лее 250 лекцай. Их пр о с лушал о око л о 15 ты с яч че л овек. Научно-про светите льные лек- п и не ю? бо льш ое у спех. Напркмер, лекци я *Ве лике тра диции ру сско го патриотизм» в к ласскческ о ! лктературе XVIII— ИХ век ов», прочвтаная пре­ подавате лем перво! шко лы т ов. ЧередкеК в промкомбинате, в Центра льн ой биб ли отеке н в шко ле ФЗО Я 3, вы зв ала б о ль­ ш ой интере с. Лектору бы л о задано много вопро сов. Тов. Чередвяя прочита л» чекци ю в интере сной форме, бна уме л о подобра ла самые яркие на ста из про язведеиай «Тара с Буль­ ба», « Подтава» и др. С бо льшим интерес ом бы ли пр о с лушаны на мн огих пред­ приятиях лекции о Некра сове, Грибоедове, Червышевеком, Пушкине и других пи сате л ях. Тематика лекций весьма р аз­ нообразна. Преподавате ль пято! школы тов. Жданов прочитал ряд лекций на географические темы: «Экономическая карта СССР», «Карта мира», «Соеди ненные Штаты Америки», «Франция», «Польша», «Чехо­ словакия» и др. Особенно боль­ шой успех имеют лекции: «Как возникла жизнь на земле», «Происхождение человека», ко­ торые читает г. Скляднева, лек­ ции «Сон и сновидения», про­ читанные гт. Ведерниковой и Евдокимовым. В последнее время прочита­ но несхольхо лекций врачами и агрономами. Врач г. Кузнецов прочитал лекцию «Малярия и борьб» с ней», врач ‘т. Богомо­ лов—«Сыпной тиф и борьба с ним». Лекцию «Эпидемические заболевания и борьба с ними» прочитал врач тов. Граве. Лек­ цию «Природные факторы уро­ жайности в условиях нашей об­ ласти» прочитал агроном т. Кди- ■еико. Большим успехом у слу­ шателей пользуются лекции т. Поповой на семы: «Воспитание советского патриотизма в школе и семье» и «Воспитание воли н характера». Лекцхи ха научно-просвети­ тельные темы прочитаны*» 77 предприятиях и в учреждениях города. Читаются они е учетом подготовленности слушателей и общеобразовательного уровни. Соблюдается также последова­ тельность н свяаь между лек­ циями. Большое внимание мы уделя­ ем качеству лекций, форме их изложения. Подготовленные лекции, как правило, обсужда­ ются на лекторском бюро рань­ ше, чем лектор должен высту­ пить перед слушателями, У нас в стране еоздаиы все необходимые условия д«и раз­ вертывания научно - просвети­ тельной пропаганды. Недавно при горисполкоме организован культурно-просветительный от­ дел, на который вокложено ру­ ководство этой работой. Лешин на научно-просвети­ тельные темы достаточно попу­ лярны и вызывают большой ин­ терес населения. Хотелось бы, чтобы на эту важную работу было больше обращено внима­ ния первичных партийных и профсоюкнвх оргаянзацвй. Р. Мелехова, зав. культурно-просвети­ тельным отделом горис­ полкома. Вы п уск н и к и м еди ц и н ск о й ш к о лы Н а - д н я х сту де н ты п о след­ него к у р са м еди ц и н ск о й ш к о ­ лы «ак о н ч и ли тео р ети ч еск и й к ур е и в ы е хали н а п р а к ти ­ к у в р ай о н ы н аш ей о б ласти . Все 93 сту ден та- в ы п у ск - н и к а по во к вр ащ ен и и е п р а к ти к и б у д у т сд ав а ть го ­ судар ств ен н ы е в ы п у ск н ы е эк зам ен е! н а зв ан и е фель д ­ ш ер а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz