Липецкая коммуна. 1944 г. (г. Липецк)
о августа 1 8 4 4 г. № 1 4 4 (78 05) Л И П Е Ц К А Я КОММУНА 8 С. ДР УЖИНИН Го рдость русского н арода (К столетию со дня рождения И, Е, Репина) Илья Ефимович Репин еще зри жизни пользовался мвро- *ой известностью. Но никогда в нигде его имя не произио салось с такой любовью, как в вашей стране* Советским лю дям дорого и близко его под линно народное творчество. Мы высоко ценим его полнокров ие реалистическое жизнеутвер ждающее искусство. Товарищ Сталин в докладе 24-й годовщине Великой Ок тябрьской социалистической ре волюции назвал имя Репина <-реди имен лучших иредстави- рлей великой русской нации. Р'епин но праву может быть {отвесен к плеяде тех славных Деятелей русского националь ного искусства, которые высо ко несли знамя реализма, зна- ря, гуманистических и демо кратических идеалов. Мы вено ршнаем художника наряду с рругим великим русским живо писцем В. И. Суриковым, на рду с Толстым, Чеховым, Му- Иргским и Чайковсаим, кото рые каждый по своему, лучше рм кто-либо из современных N мировых художников, сила ми своего искусства служили де- Ы борьбы за торжество свободы Р разума, правды и красоты. ! -Два типа гениев различаем “авискусстве всякой эпохи,— тисал Репин в одной из своих Татей.—Первый гений—нова- •ор, дающий начало новому ви- >У искусства; он обладает свой ством изобретателя и часто ос тается непризнанным. Это на- гУра в высшей степени само бытная, с большими крайно стями: он открывает эпоху, шорой гений завершитель все сторонне использованного на правления, натура многооб'ем- ДвЩая, способная выразить в рйможной полноте своего -ис кусства свое время; к Опенке ?'Гч накопляется большая под ковка—он ясен». ДСкромный, вечно неудовле-; ^оренный свои* творчеством, I ‘«ьа Ефимович говорил здесь :31е о себе. Но он бесспорно от- йосится к числу гениев того дорого типа», характеристи- аа которого дана в приведен ных словах. Он явился «завер ителем» того направления в Русском искусстве, начало ко торому положили демократичес- ;в« художники бО-х годов и а1>одолжалв художники пере движники в 70-х годах. Репин, как он говорил, отре к с я создавать картины «из ■’-амой животрепещущей дейст- а*тельности, окружающей нас, ,1(®ятяой нам я волнующей вас Солее всех прошлых событий». демии Художеств, Репин начал писать своих знаменитых «Бур лаков на Во 1 ге», законченных в 1473 году. Чтобы создать эту картину, художник два ле та подряд провел на Волге. Он восторженно рассказывал о при роде и городах на берегах ве ликой реки, в частности о Ни- жнем-Повгороде. «Этот царст венно-поставленный над всем востоком России город совсем заквужил наши головы. Мы за- Й{ он, как никто из худошни- ;;оз, чутко откликнулся всвоих сроизведениях на вопросы, вол- фовавшие передовых людей его времени. Могучий дар реалие- Р * в соедвнени с упорным рремлением понять и раскрыть Имения окружающей социаль ной действительности сделали Рвтовые картина Репина зна- ртельными, богатыми, по со- ,••ржанию и волмтющнми Кед будучи учеником Ана хлебывались от упоительных далей, а прежде всего от его живой истории старой Руси, с ее художественностью и тепло той людей ценивших жизнь, сильных людей, хорошей поро ды...» Вернувшись в 1870 году из заграничной командирозки. Илья Ефимович приступил к долгой и упорной работе над картиной «Крестный ход в Курской гу бернии» (1883 год), являющей ся одним из наиболее выдаю щихся произведений русской бытовой живописи. В этой кар тине изображена огромная, за литая солнцем людская толпа, движущаяся «за иконой» по пыльной дороге. -Художник по казал здесь по существу всю пореформенную провинциальную Россию: сытую' тупость, ложь и лицемерие «власть ммущжх», заботливо охраняемых палками понятых, нужду и бесправие бедняков, теснимых жандарма ми. “Правдиво показывая темные стороны тогдашней жизни, би чуя существовавший обществен ный строй, Репин, естественно с ашвкм интересом и горячим сочувствием относился к тем, кто боролся за лучшее будущее. Он нарисовал образы револю ционной интеллигенций своего времени. Илья Ефимович пока зал романтику революционного подаолья («Сходка», 1883 г ) , типичную сцену из эпохи «хо ждения в народ» («Арест про пагандиста в деревне», 1878 г. и вариант той же темы 1880—89 гг.), полный щемя щей тоски путь на каторгу («Под конвоем», 1876 г.), по следнее утро перед казнью осужденного революционера («Отказ от исповеди», 1882 г.) и неожиданное возвращение по литического ссыльного в «вою семью («Не ждали», 1884 г.). В последнем произведении ху дожник, передавая лишь крат кий миг, полный волнения и разноречивых чувств, изобра жая, на первый взгляд, лишь семейное событие, сумел раз решить глубокую социальную тему. Эта картина, как и ряд других, имела большое револю ционизирующее значение,—мно гие русские люди укреплялись в своей готовности бороться за народное счастье. Наряду с широким отображе нием современной ему жизни и окружавших его людей Репин много внимания уделил темам исторического прошлого рус ского народа. Некоторые пз его исторических картин прочно вошли в «золотой фонд» рус ского искусства. Таково, быть может, самое известное из про изведений нашей живописи— «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.). Таковы и его «Запорожцы» (1891 г.) Илья Ефимович го ворил, что он обратился к за порожцам потому, что, но его мнению, «никто на всем свете не чувствовал так глубоко сво боды, равенства и братства». В основу картины положен исто рический рассказ о том, как в 1675 году турецкий султан Магомет IV обратился к запо рожцам с письмом, требуя от них покорности. Свободолюби вые люди послали султану смелый ответ, который был на писан отнюдь не дипломатиче ским языком. Художник изоб разил момент, когда запорожцы, об‘единенные общим настрое вием. сгрудились вокруг писа ря п сочиняют ответное пись мо, вызывающее взрывы могу чего смеха. В этой картине с особенной яркостью проявился горячий патриотизм художника, его крепкая вера в неисчерпае мые силы родного народа, способного отстоять свою сво боду и независимость от лю бого врага. В конце своей жизни Репин писал: «В душе русского чело века есть черта особого, скры того героизма, Это—внутрмле жащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его жи тейскую лмчность до самозабве ния. Но это—велмчайшая сиза жизни, она двигает горами; она делает великие завоевания; она руководила Бородинским сражением: она пошла, за Ми ниным; она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла сердце престарелого Кутузо ва...» Эти слова, написанные мно го лет тому назад, с особенным волнением читаем мы сейчас, когда русский народ во главе других братских народов Совет ского Союза ведет героическую борьбу за честь, свободу и не зависимость нашей великой Ро дины, гонят фашистских зах ватчиков с родной земля. Этот народ вдохновлял Репина на создание его замечательных произведений. Этому народу аосвятил Репин нее свое могу чее творчество, й народ никог да иа забудет своеге и-дикого художииса. Восстановлен и пущен А"эксплуатацию стан для сварки труб на Днепропетровском орденоносном заводе имени Ленина. Фото Е. Тиханова. (Фотохроника Т4СС). Полностью удовлетворить нужды населения Приближается время уборки урожая с индивидуальных ого родов. Население города оза бочено: на чем перевезти с ноля картофель, свеклу—с транспортом у нас большие затруднения; где взять тару для засолки капусты, номодо ров? А тут еще и квартиру надо подготовить к зиме: ис править печь пли установить времянку, отеплить окна и две ри. Но вот беда— где достать чугунную плиту для печки, кусок стекла, замазки, желез ную трубу, или печную двер ку, духовку? Словом, с приближением осенне-зимнего периода пот ребность городского населения в предметах домашнего обихо да, в предметах ширпотреба возрастает все больше и боль ше. Тем не менее руководите лей предприятий местной про мышленности и всех, заводов, расположенных на территории города, мало волнует этот воп рос, нисколько не заботятся они о том, чтобы хоть частич но удовлетворить спрос на предметы ширпотреба, С при ближением осени, казалось бы, надо значительно увеличить выпуск ширпотреба, расширить его ассортимент. А между тем получается как раз наоборот. Далеко за примером не хо дить. Если весной литейщики радиаторного завода и отлива ли хоть по небольшому коли честву печных плит (всего от лито 25 тонн), то теперь, ког да в плитах ощущается особо острая нужда, они совсем прекратили выпуск этого важ нейшего вида ширпотреба. Печ ное литье прекратили и чугу нолитейный завод и завод «Сво бодный сокол». Кстати заме тить, что вместе с этим там прекратилось и производство чугунной посуды—сковородок и чугунов. которых и до этого выпускали, к сожалению, очень' мало и в продаже на местном рынке их совсем не было. Один из крайне необходимых сейчас предметов домашнего обихода—ручная тележка. На ней и овощи перевезти с поля можно и привезти из леса вы писанный кубометр дров, или завезти торф. А вот не встре тишь у нас в продаже ни од ной тележки, разве только на базаре у ку старя-частннка, за баснословно высокую цену. А разве нельзя делать эти те лежки на предприятиях мест ной промышленности и даже на некоторых заводах союзно- I г* значения, где есть хоть маленькие столярно-плотницки* мастерские? Конечно можно и безусловно нужно. Об этом да же как-то еще весной возникал вопрос у заместителя председа теля горисполкома по местной промышленности т. Бобырева. Но, к сожалению, дальше раз говоров дело не пошло. Пого ворили, запланировали, дали даже задание на изготовление тележек промкомбинату. Н* последний к выполнению этог* задания даже и не приступал, а в горисполкоме об этом очень скоро забыли и не вспоминают и до настоящего времени. А ведь тележки с успехом моги бы делать не только в пром комбинате, по также и в строй конторе и на некоторых дру гих предприятиях. Там же мог ли бы наладить и производстве кадок для засолки овощей, хо тя бы в небольшом количестве. Металлообрабатывающая ар тель «Искра», а также артели имепп 17-го партс'езда и име ни 18-го партс'езда имеют нвл- вую возможность делать печ ные трубы, дверки и духовки, нужда в которых сейчас также очень большая, хотя бы из да вальческого сырья. Почему за этой мелочью городское населе ние также адресуется до енх нор к кустарю-частнику ? Не чему названные артели до сих пор не наладят это*' несложный вид производства—неизвестн*. МТС нашего района, ЦЭв завода «Свободный сокол», а также и многие механически* цеха наших заводов имеют до статочное количество отработан ных масел и нефтепродукт*». Масляные отходы есть и в ар тели «Ударник». При желании и умении их можно было бя использовать на изготовлен** замазки. Но и тут предприя тия местной промышленности не проявляют должной инициа тивы. Руководители этих пред приятий подчас и вами жалу ются на отсутствие замазки, н* не хотят почему то использо вать наличных резервов для е* изготовления. Полностью удовлетворить воз растающую в связи е наступ лением осенне-зимнего период* потребность городского населе ния в предметах необходимое* ширпотреба в настоящее время — одна из первоочередных за дач предприятий. I она должна найти соответствующее разре шение как на вами предприя тиях, так и в гвривнолком*. * само* ближайше* время. Р. М и х ай ло ва-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz