Липецкая коммуна. 1944 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1944 г. (г. Липецк)

о августа 1 8 4 4 г. № 1 4 4 (78 05) Л И П Е Ц К А Я КОММУНА 8 С. ДР УЖИНИН Го рдость русского н арода (К столетию со дня рождения И, Е, Репина) Илья Ефимович Репин еще зри жизни пользовался мвро- *ой известностью. Но никогда в нигде его имя не произио салось с такой любовью, как в вашей стране* Советским лю­ дям дорого и близко его под­ линно народное творчество. Мы высоко ценим его полнокров­ ие реалистическое жизнеутвер­ ждающее искусство. Товарищ Сталин в докладе 24-й годовщине Великой Ок­ тябрьской социалистической ре­ волюции назвал имя Репина <-реди имен лучших иредстави- рлей великой русской нации. Р'епин но праву может быть {отвесен к плеяде тех славных Деятелей русского националь­ ного искусства, которые высо­ ко несли знамя реализма, зна- ря, гуманистических и демо­ кратических идеалов. Мы вено ршнаем художника наряду с рругим великим русским живо­ писцем В. И. Суриковым, на­ рду с Толстым, Чеховым, Му- Иргским и Чайковсаим, кото­ рые каждый по своему, лучше рм кто-либо из современных N мировых художников, сила­ ми своего искусства служили де- Ы борьбы за торжество свободы Р разума, правды и красоты. ! -Два типа гениев различаем “авискусстве всякой эпохи,— тисал Репин в одной из своих Татей.—Первый гений—нова- •ор, дающий начало новому ви- >У искусства; он обладает свой­ ством изобретателя и часто ос­ тается непризнанным. Это на- гУра в высшей степени само­ бытная, с большими крайно­ стями: он открывает эпоху, шорой гений завершитель все­ сторонне использованного на­ правления, натура многооб'ем- ДвЩая, способная выразить в рйможной полноте своего -ис ­ кусства свое время; к Опенке ?'Гч накопляется большая под­ ковка—он ясен». ДСкромный, вечно неудовле-; ^оренный свои* творчеством, I ‘«ьа Ефимович говорил здесь :31е о себе. Но он бесспорно от- йосится к числу гениев того дорого типа», характеристи- аа которого дана в приведен­ ных словах. Он явился «завер­ ителем» того направления в Русском искусстве, начало ко­ торому положили демократичес- ;в« художники бО-х годов и а1>одолжалв художники пере­ движники в 70-х годах. Репин, как он говорил, отре­ к с я создавать картины «из ■’-амой животрепещущей дейст- а*тельности, окружающей нас, ,1(®ятяой нам я волнующей вас Солее всех прошлых событий». демии Художеств, Репин начал писать своих знаменитых «Бур­ лаков на Во 1 ге», законченных в 1473 году. Чтобы создать эту картину, художник два ле­ та подряд провел на Волге. Он восторженно рассказывал о при­ роде и городах на берегах ве­ ликой реки, в частности о Ни- жнем-Повгороде. «Этот царст­ венно-поставленный над всем востоком России город совсем заквужил наши головы. Мы за- Й{ он, как никто из худошни- ;;оз, чутко откликнулся всвоих сроизведениях на вопросы, вол- фовавшие передовых людей его времени. Могучий дар реалие- Р * в соедвнени с упорным рремлением понять и раскрыть Имения окружающей социаль­ ной действительности сделали Рвтовые картина Репина зна- ртельными, богатыми, по со- ,••ржанию и волмтющнми Кед будучи учеником Ана­ хлебывались от упоительных далей, а прежде всего от его живой истории старой Руси, с ее художественностью и тепло­ той людей ценивших жизнь, сильных людей, хорошей поро­ ды...» Вернувшись в 1870 году из заграничной командирозки. Илья Ефимович приступил к долгой и упорной работе над картиной «Крестный ход в Курской гу­ бернии» (1883 год), являющей­ ся одним из наиболее выдаю­ щихся произведений русской бытовой живописи. В этой кар­ тине изображена огромная, за­ литая солнцем людская толпа, движущаяся «за иконой» по пыльной дороге. -Художник по­ казал здесь по существу всю пореформенную провинциальную Россию: сытую' тупость, ложь и лицемерие «власть ммущжх», заботливо охраняемых палками понятых, нужду и бесправие бедняков, теснимых жандарма­ ми. “Правдиво показывая темные стороны тогдашней жизни, би­ чуя существовавший обществен­ ный строй, Репин, естественно с ашвкм интересом и горячим сочувствием относился к тем, кто боролся за лучшее будущее. Он нарисовал образы револю­ ционной интеллигенций своего времени. Илья Ефимович пока­ зал романтику революционного подаолья («Сходка», 1883 г ) , типичную сцену из эпохи «хо­ ждения в народ» («Арест про пагандиста в деревне», 1878 г. и вариант той же темы 1880—89 гг.), полный щемя­ щей тоски путь на каторгу («Под конвоем», 1876 г.), по следнее утро перед казнью осужденного революционера («Отказ от исповеди», 1882 г.) и неожиданное возвращение по­ литического ссыльного в «вою семью («Не ждали», 1884 г.). В последнем произведении ху­ дожник, передавая лишь крат­ кий миг, полный волнения и разноречивых чувств, изобра­ жая, на первый взгляд, лишь семейное событие, сумел раз­ решить глубокую социальную тему. Эта картина, как и ряд других, имела большое револю­ ционизирующее значение,—мно­ гие русские люди укреплялись в своей готовности бороться за народное счастье. Наряду с широким отображе­ нием современной ему жизни и окружавших его людей Репин много внимания уделил темам исторического прошлого рус­ ского народа. Некоторые пз его исторических картин прочно вошли в «золотой фонд» рус­ ского искусства. Таково, быть может, самое известное из про­ изведений нашей живописи— «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.). Таковы и его «Запорожцы» (1891 г.) Илья Ефимович го­ ворил, что он обратился к за­ порожцам потому, что, но его мнению, «никто на всем свете не чувствовал так глубоко сво­ боды, равенства и братства». В основу картины положен исто­ рический рассказ о том, как в 1675 году турецкий султан Магомет IV обратился к запо­ рожцам с письмом, требуя от них покорности. Свободолюби­ вые люди послали султану смелый ответ, который был на­ писан отнюдь не дипломатиче­ ским языком. Художник изоб­ разил момент, когда запорожцы, об‘единенные общим настрое вием. сгрудились вокруг писа­ ря п сочиняют ответное пись­ мо, вызывающее взрывы могу­ чего смеха. В этой картине с особенной яркостью проявился горячий патриотизм художника, его крепкая вера в неисчерпае­ мые силы родного народа, способного отстоять свою сво­ боду и независимость от лю­ бого врага. В конце своей жизни Репин писал: «В душе русского чело­ века есть черта особого, скры­ того героизма, Это—внутрмле жащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его жи­ тейскую лмчность до самозабве­ ния. Но это—велмчайшая сиза жизни, она двигает горами; она делает великие завоевания; она руководила Бородинским сражением: она пошла, за Ми­ ниным; она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла сердце престарелого Кутузо­ ва...» Эти слова, написанные мно­ го лет тому назад, с особенным волнением читаем мы сейчас, когда русский народ во главе других братских народов Совет­ ского Союза ведет героическую борьбу за честь, свободу и не­ зависимость нашей великой Ро­ дины, гонят фашистских зах­ ватчиков с родной земля. Этот народ вдохновлял Репина на создание его замечательных произведений. Этому народу аосвятил Репин нее свое могу­ чее творчество, й народ никог­ да иа забудет своеге и-дикого художииса. Восстановлен и пущен А"эксплуатацию стан для сварки труб на Днепропетровском орденоносном заводе имени Ленина. Фото Е. Тиханова. (Фотохроника Т4СС). Полностью удовлетворить нужды населения Приближается время уборки урожая с индивидуальных ого­ родов. Население города оза­ бочено: на чем перевезти с ноля картофель, свеклу—с транспортом у нас большие затруднения; где взять тару для засолки капусты, номодо ров? А тут еще и квартиру надо подготовить к зиме: ис­ править печь пли установить времянку, отеплить окна и две­ ри. Но вот беда— где достать чугунную плиту для печки, кусок стекла, замазки, желез­ ную трубу, или печную двер­ ку, духовку? Словом, с приближением осенне-зимнего периода пот­ ребность городского населения в предметах домашнего обихо­ да, в предметах ширпотреба возрастает все больше и боль­ ше. Тем не менее руководите­ лей предприятий местной про­ мышленности и всех, заводов, расположенных на территории города, мало волнует этот воп­ рос, нисколько не заботятся они о том, чтобы хоть частич­ но удовлетворить спрос на предметы ширпотреба, С при­ ближением осени, казалось бы, надо значительно увеличить выпуск ширпотреба, расширить его ассортимент. А между тем получается как раз наоборот. Далеко за примером не хо­ дить. Если весной литейщики радиаторного завода и отлива­ ли хоть по небольшому коли­ честву печных плит (всего от­ лито 25 тонн), то теперь, ког­ да в плитах ощущается особо острая нужда, они совсем прекратили выпуск этого важ­ нейшего вида ширпотреба. Печ­ ное литье прекратили и чугу­ нолитейный завод и завод «Сво­ бодный сокол». Кстати заме­ тить, что вместе с этим там прекратилось и производство чугунной посуды—сковородок и чугунов. которых и до этого выпускали, к сожалению, очень' мало и в продаже на местном рынке их совсем не было. Один из крайне необходимых сейчас предметов домашнего обихода—ручная тележка. На ней и овощи перевезти с поля можно и привезти из леса вы­ писанный кубометр дров, или завезти торф. А вот не встре­ тишь у нас в продаже ни од­ ной тележки, разве только на базаре у ку старя-частннка, за баснословно высокую цену. А разве нельзя делать эти те­ лежки на предприятиях мест­ ной промышленности и даже на некоторых заводах союзно- I г* значения, где есть хоть маленькие столярно-плотницки* мастерские? Конечно можно и безусловно нужно. Об этом да­ же как-то еще весной возникал вопрос у заместителя председа­ теля горисполкома по местной промышленности т. Бобырева. Но, к сожалению, дальше раз­ говоров дело не пошло. Пого­ ворили, запланировали, дали даже задание на изготовление тележек промкомбинату. Н* последний к выполнению этог* задания даже и не приступал, а в горисполкоме об этом очень скоро забыли и не вспоминают и до настоящего времени. А ведь тележки с успехом моги бы делать не только в пром­ комбинате, по также и в строй­ конторе и на некоторых дру­ гих предприятиях. Там же мог­ ли бы наладить и производстве кадок для засолки овощей, хо­ тя бы в небольшом количестве. Металлообрабатывающая ар­ тель «Искра», а также артели имепп 17-го партс'езда и име­ ни 18-го партс'езда имеют нвл- вую возможность делать печ­ ные трубы, дверки и духовки, нужда в которых сейчас также очень большая, хотя бы из да­ вальческого сырья. Почему за этой мелочью городское населе­ ние также адресуется до енх нор к кустарю-частнику ? Не­ чему названные артели до сих пор не наладят это*' несложный вид производства—неизвестн*. МТС нашего района, ЦЭв завода «Свободный сокол», а также и многие механически* цеха наших заводов имеют до­ статочное количество отработан­ ных масел и нефтепродукт*». Масляные отходы есть и в ар­ тели «Ударник». При желании и умении их можно было бя использовать на изготовлен** замазки. Но и тут предприя­ тия местной промышленности не проявляют должной инициа­ тивы. Руководители этих пред­ приятий подчас и вами жалу­ ются на отсутствие замазки, н* не хотят почему то использо­ вать наличных резервов для е* изготовления. Полностью удовлетворить воз­ растающую в связи е наступ­ лением осенне-зимнего период* потребность городского населе­ ния в предметах необходимое* ширпотреба в настоящее время — одна из первоочередных за­ дач предприятий. I она должна найти соответствующее разре­ шение как на вами предприя­ тиях, так и в гвривнолком*. * само* ближайше* время. Р. М и х ай ло ва-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz