Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

П О ЗАВЕТАМ ЛЕНИНА Окончание док лада то». А. С. Щербакова 2 1 января 1941 года на торжественно -траурном заседании в Большом театре, посвященном XVII годовщине со дня смерти В. И . Ленина Принцип не увлекаться успехами и не зазнаваться—всегда являлся руководящим для нашей партии. Однако предупреждение товарища Сталина в теперешней обстановке приобретает особую остроту и акту­ альность, и вот почему. В капита­ листических странах бушует пламя второй мировой войны. Искры по­ жара этой войны разносятся по всему миру. Советский Союз не участвует в войне, строго соблюдая политику мира и нейтралитета. Для того, что­ бы проводить такую политику, на­ до постоянно подкреплять ее реаль­ ной силой. Военная слабость нашей страны отошла в далекое прошлое. Опира­ ясь на свою хозяйственную и обо­ ронную мощь, СССР ведет ни от ко­ го не зависимую политику, которая исходит только из интересов Совет­ ской страны. Чтобы обезопасить нашу родину от опасности военного нападения, следуя завету Ленина, Советская власть создала могучую Красную Армию, оснастила ее новейшей тех­ никой и обеспечила советскому на­ роду мирный труд. В этом заклю­ чается величайшее достижение со­ ветского правительства и нашей партии. Но. страна социализма растет и развивается в условиях капитали­ стического окружения. Мы не мо­ жем безучастно смотреть на то, что происходит за советскими рубежа­ ми. Международная обстановка сей­ час особенно сложна и чревата вся­ кими неожиданностями. В этих ус­ ловиях необходимо проявить уси­ ленную бдительность к делу внеш­ ней безопасности и к укреплению всех наших позиций. Поэтому интересы обороны стра­ ны во всей нашей работе должны стоять на первом месте. Изучая опыт первой империали­ стической войны, Ленин говорил: «Ведь война многому научила, не только тому, что люди страдали, но и тому, что берет верх тот, у кого величайшая техника, органи­ зованность, дисциплина и лучшие машины; этому научила война, и прекрасно, что научила. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя,—или надо пре­ одолеть высшую технику, или быть раздавленным». (Том XXII, стр. 406). Эти слова были сказаны почти 23 года назад, но они не потеряли своего значения, и сегодня звучат столь же остро, как и тогда. Вот почему никто не имеет пра­ ва самоуспокаиваться, быть беспеч­ ным, «почивать на лаврах». Торжественно-траурное собрание в городском театре На торжественно-траурное собра­ ние, посвященное памяти В. И. Ленина. 21 января в городской театр собрались трудящиеся липец­ ких предприятий и учреждений. В зале театра лозунги, призывающие воплотить в жизнь заветы Ленина. «Под знаменем Ленина—Сталина к новым победам коммунизма» — зо­ вет огромный лозунг над сценой, в глубине которой большой портрет Владимира Ильича. Рядом — бюст великого продолжателя дел бессмерт­ ного Ленина—товарища Сталина. Торжественно-траурное собрание открывает секретарь горкома ВКП(б) тов. Яковлев. — Имя Ленина, великого мысли­ теля, великого организатора масс, с любовью произносится всеми тру­ дящимися мира, всем передовым человечеством. На II с'езде Советов великий Сталин дал клятву претво­ рить в жизнь заветы Владимира Ильича. Сталинская клятва выполне­ на. В нашей стране успешно строит­ ся коммунизм. Тов. Яковлев предлагает по­ чтить память Ленина вставанием. В строгой торжественной тишине все встают, оркестр исполняет траурный марш. По приглашению тов. Яковлева места за столом президиума зани­ мают члены бюро городского и рай­ онного комитетов ВКП(б), горкома и райкома ВЛКСМ, члены исполкомов горсовета и райсовета депутатов трудящихся. Слово предоставляется тов. Федоровой. В обстоятельном докладе тов. Федорова рассказывает 0 пути, пройденном трудящимися Советского Союза без Ленина, под руководством Сталина. — Величайшая иблагороднейшая борьба за коммунизм является вы­ полнением заветовЛенина. Эта борь­ ба, руководимая великим продолжа­ телем дела Ленина — товарищем Сталиным, привела нас к всемирно- историческим победам социализма. Она приведет нас к полной и окон­ чательной победе коммунизма,—за­ канчивает тов. Федорова под гром рукоплесканий. Тов. Яковлев об'являет торжест­ венно-траурное собрание закрытым. Оркестр играет «интернационал». «Да здравствует Сталин!»,«Да здрав­ ствует наша родина — Советский Союз!», «Да здравствует великоезна- 1мя Маркса—Энгельса — Ленина — Сталина!»—несутся возгласы, под­ хватываемые криками «ура». После собрания состоялся спек­ такль городского театра. IV. Социализм победил в нашей стра­ не, а это и есть выполнение основ­ ного завета Ленина. Социализм «уже вошел в быт, в повседневный быт ! народа... пронизывает всю жизнь народа» (Сталин). Мы прошли большой путь. Но впереди перед нами еще более гран­ диозные задачи. Мы должны превратить СССР в страну изобилия всех продуктов, подняться к высшей ступени разви­ тия человеческого общества—к ком­ мунизму. I Догнать и перегнать в экономи­ ческом отношении наиболее разви- ‘ тые капиталистические страны Ев- ( ропы и Соединенные Штаты Аме- 1рики—такова конкретная программа, указанная товарищем Сталиным в | врагам коммунизма. тизма. Каждый трудящийся Совет­ ской страны—является бойцом вели­ кой армии социализма. Товарищ Сталин учит нас—нель­ зя жить, как трава растет, прош­ лого не анализировать, о будущем не думать, кругом не смотреть. Ау некоторой части людей еще есть та­ кая наклонность к беспечности с этим мириться неи-оя- упорнее воспитывать трудящихся в духе со­ циалистической дисциплины и орга­ низованности, в духе повышения требовательности к себе и к другим. Надо упорнее воспитывать всех бойцов великой армии социализма в духе уменья жертвовать за Родину, в духе героизма, смелости и бес­ страшия в бою, беспощадности к борьбе за строительство коммунизма. Мы можем решить эту задачу в течение ближайших 10—15лет. Для этого требуется—говорил товарищ Сталин на ХУЛ! с‘езде партии— прежде всего серьезное и неукро­ тимое желание итти вперед и готов­ ность пойти на жертвы, пойти на серьезные капитальные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности. Для этого требуется наличие вы- 1 СОКОЙ т ехник и произ во дст ва и вы со­ ких темпо в ра з вития промышлен­ ности . В 1941 г. мы должны сделать еще 4один серьезный шаг в решении этой задачи. Развертывается новое капи­ тальное строительство в промышлен­ ности, серьезно должны двинуться вперед все отрасли народного хо­ зяйства. В области техники производства нами многое сделано. Ликвидирована техническая отсталость нашей стра­ ны, промышленность и сельское хо­ зяйство оснащены передовой совре­ менной техникой. Но техника не стоит на одном месте. Война, бешеная гонка во­ оружений особенно подстегнули раз­ витие техники. В развитии техни­ ки мы отставать не можем. Конеч­ но, выпускать старые, уже освоен­ ные машины—проще и легче. Но не все то хорошо, что дается легко п просто. Надо неустанно двигать впе­ ред технику и науку, надо неуто­ мимо работать над созданием новых машин, моторов, вооружения. Техникой, особенно военной тех­ никой, воплощенной в современных машинах, моторах, танках, самоле­ тах,—должны в совершенстве овла­ деть бойцы, воспитанные вдухе без­ заветной преданности Советской Ро­ дине и народу, воспитанные в духе Внестудийная передача Липецкого радиовещания Липецкое радиовещание провело 20 января внестудийную передачу. Микрофон был установлен в каби­ нете секретаря горкома партии, где заседала гопо»* * 4" .......... - »•> ководству социалистическим соревно- мов смонтировал испытательный стенд, играющий крупную роль в определении качества ремонтируемых миторов. Смена мастера товд,,()|]лЙЙа _____ варя выполнила производственное ванием им. XVIII Всесоюзной'парт- задание на 180 процентов, а стаха- неустрашимости исоветского патрио-'ционал») Великие задачи по строительству коммунизма, а также международ­ ная обстановка, в которой мы жи­ вем, требуют от всех нас работать еще более самоотверженно, закалять волю, не пасовать перед трудностя­ ми, не зазнаваться, не упиваться успехами. Сейчасбольше, чем когда либо, требуется организованность, собранность, готовность пойти на не­ обходимые жертвы. Необходимо по стоянно учиться и переучиваться изучать свой собственный опыт и опыт других и в особенности опыт войны. Не быть рутинерами, ломать ста­ рые нормы и традиции, если они устарели, заменять их новыми— таков долг каждого ленинца-ста- линца. Всему этому у нас есть у кого учиться, кому подражать. Во всем следовать Ленину! Во всем следовать Сталину! (Аплодис­ менты). Во всем быть такими, как Ленин, как Сталин! Какие только средства не пускали в ход враги, чтобы задушить нашу революцию, отнять у народа завое­ ванную власть, отнять плоды его труда и борьбы... Анароды страны Советов, как и при Ленине, под ру­ ководством Сталина—смело и не­ преклонно идут своей дорогой кком­ мунизму (аплодисменты). И если бы кто вздумал помешать этому движению вперед, то, следуя завету Ленина, «Мы должны оту­ чить их так, чтобы они детям, внукам и правнукам своимзаказали этой штуки не делать» (Ленин). Да здравствует ленинизм! Да здравствует и живет многие годы товарищ Сталин! (Аплодисменты, все встают, оркестр исполняет «Интерна- конференции. Сюда с разных предприятий Ли­ пецка с'ехались стахановцы и пред­ ставители коллективов, завоевавшие почетное право вписать свои произ­ водственные достижения в общего­ родскую Книгу подарков XVIII Все­ союзной конференции ВКП(б). Вме­ сте с н и ми приехали и руководите­ ли предприятий, чтобы доложить комиссии о работе своих лучших производственников. Включается микрофон. Председа­ тель комиссии тов. Яковлев, откры­ вая заседание, предоставляет слово директору завода «Свободный сокол» тов. Тетеревятникову, который док­ ладывает комиссии о том, как луч­ шие люди завода выполняют свои обязательства всоциалистическом со­ ревновании имени XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б). Катали доменного цеха тт. Суш- ков и Бочаров, токарь электрогруп- пы тов. Малышев, бригада грузчи­ ков тов. Качанова (транспортный цех) большевистскими делами под­ крепляют свои обязательства, на­ много перевыполняя своп нормы Бригадир-электрослесарь тов. Арте­ ковцы смены тт. Путилин, Ростов­ цев, Прусаков и Морозов дают по две с половиной нормы. Директора Новолипецкого завода— тов. Сергеев, радиаторного завода— тов. Левченко и секретарь парторга­ низации промкомбината тов. Родю- ков рассказали о работе стаха­ новцев, прося к о миссию предоста­ вить право лучшим людям предпри­ ятий вписать свои производственные успехи в общегородскую Книгу по­ дарков XVIII партконференции. О своей работе, о том, как они выполняют обязательства в социа­ листическом соревновании, говорили и сами стахановцы. Полторы, две, три нормы выработки—вот их по­ дарки родине в ознаменование XVIII конференции партии большевиков. Их рассказы о победах на произ­ водстве слушали тысячи радиослу­ шателей Липецка. В этот вечер на страницах город­ ской Книги подарков XVIII Всесоюз­ ной партконференции появились 14 новых записей—14 новых производ­ ственных подарков родине от кол­ лективов и отдельных стахановцев. Поворот I Праздник начался. Михаила на несколько минут забыли. Он стоял и щурил глаза от яркого солнца. В мае оно особенно хорошо. Вот так же и дома Михаил выходил на улицу и смотрел на небо, опреде­ ляя, какой выдался денек. II так же в руке дергался повод от кивков лошади. По-весеннему пахла земля, на горизонте стлалось марево. Михаил был внуком крестьянина, сыном крестьянина, и он знал цену пого­ жего весеннего дня, в который мож­ но многое сделать. Повидимому, из крестьянской семьи был и сосед его. Он держал под уздцы выхолен­ ную лошадь, трепал ее по гриве и широко улыбался. Потом с той же улыбкой на лице он подошел к Ми­ хаилу. Ему хотелось сказать что-то хорошее, но породистый скакун, которого держал Михаил, тихо за­ ржал и лягнул лошадь соседа. Ми­ хаил хотел успокоить скакуна, но до гривы лошади ему не пришлось дотянуть руки—сильный и резкий удар «под ложечку» свалил его на землю. В глазах потемнело, отку­ да-то глухо донеслась отборная ру­ гань офицера, лошадь которого перед парадом держал румынский солдат Михаил Городецкий. Был парад, но о нем Городецкий ничего не помнит. Оп даже забыл, по какому случаю справляли празд­ ник. Украинцам мало дела до ру­ мынских официальных торжеств Городецкий помнит только удар и ноющую боль. Еще он помнит го­ лод. В румынской армии ново­ бранцам обед выдают в последнюю очередь, остатки. Вот почему он при цервой возможности покинул румынскую армию и вернулся в родное село Ракария, уже советское село. 1 сичорил З а сел и и л украин­ цы, но украинский язык нельзя бы­ ло слышать здесь. За каждое слово на родном языке румынские власти взыскивали штраф («аманду»). Ук­ раинцы любят музыку. Песни у них звучны, но они пели без слов, что­ бы не платить «аманду». Этот му­ зыкальный народ не любил один музыкальный инструмент—барабан. На это были основательные при­ чины. Подати жителям села Ракария, как и всем румынским крестьянам, приходилось платить огромные. С маленького клочка земли хлеба со­ берешь немного. Обычно ко време­ ни сбора податей половина жителей села не имела денег. Тогда на ули­ це раздавался удар барабана. С барабанным боем в избу долж­ ника заходили премар села и его приближенный: — Платите подати. — Нечем. Звучал барабан, к дому подкаты­ вала телега. На нее взваливали весь скарб крестьянина и увозили. При­ читания женщин и проклятия муж­ чин заглушали барабан. С соседом Михаила Городецкого— с пастухом Иваном Скрипником од­ нажды поступили еще хуже. Он не внес в срок подати. Кнему пришел премар и без долгих слов снял с петель дверь и оконные рамы и за­ брал их особой. Стоял жгучий ян­ варский мороз. Дети и жена захле­ бывались слезами. Барабан рассы­ пал сухой, деревянный треск. Скрип- ник отдал все, что у него было, чтобы получить назад окна идвери. Много еще горестного осталось в памяти народа от румынского прав­ ления. Вот почему они с ликова­ нием встретили свою освободитель­ ницу Красную Армию. Михаил Го­ родецкий, как и многие его собратья, сразу же вызвался ехать работать в РСФСР. III Клеть скользнула из-под ног. От неожиданностиМихаил присел. Спут­ ник еле заметно улыбнулся. На рудном дворе Городецкий, пугливо озираясь, вышел из клети. Все бы­ ло ему в новинку. Мысль о том, что над его головой слой земли в 60 метров, вызывало боязливую дрожь. Встретили новоприбывших на руд­ нике радостно, как старых знако­ мых. Городецкого направили рабо­ тать на лучшую шахту № 2—19. Обучать его вызвался кадровый гор­ няк, известный стахановец тов. Би­ рюков. Вдвоем они прошли по известко­ вому штреку, поднялись на рудный горизонт. Подробно рассказал Би­ рюков устройство шахты. Мало- помалу Михаил освоился. Онвидел, как спокойно, уверенно орудует от­ бойным молотком Бирюков, и его увлек напористый теми работы. Ког­ да прозвучал гудок, Бирюков ска­ зал ему: — Не знаю, как там у вас, а у нас просто—хорошо работаешь, хорошо живешь. А ты можешь работать. Слова запали в память. Михаил старался изо всех сил, но все-таки отставал от напапников. Не было из рук выскакивает, работа не клеи­ лась.' Трудно пришлось первое вре­ мя, однако освоился. Сперва план не выполнял, но в ноябре дал 135 проц. задания, а в декабре еще больше. Сейчас имя Городецкого, одного из лучших лопаточников шахты, значится в рудничной Книге по­ дарков XVIII Всесоюзной партийной конференции. Он за 16 дней янва­ ря откидал столько руды, сколько откидывал за 22—25 дней. IV Вечерами на копре шахты № 2 —19 пламенеет красная звезда. Это знак того, что на-гора сполна выдана руда суточного задания. Часто Михаил получает письма от отца и братьев. Отец беспокоится— хорошо ли работает сын: — Дед был наш гарным хлебо­ робом. Я исправно пахал свою паш­ ню, а имели мы только долги. Слу­ чился поворот в жизни—все теперь идет хорошо, так неужели сын мой будет плохим работником? Сын ответил по-русски. Он на­ писал ему, чтобы батько не волно­ вался, и в доказательство привел показатели своей работы. А. Ерохин. ‘^снимке: здание филиала Института Маркса- *'ЭЯ) в Тбилиси (Грузинская ССР). (Гру -Энгельса—Ленива Фото ТАСС. Первые шаги в организации внеклассной работы В нашей стране созданы сотни ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. Шестьсот ты­ сяч юношей вот уже более полуто­ ра месяцев осваивают в этих учили­ щах и школах различные профес­ сии, чтобы стать высококвалифици­ рованными металлургами, строите­ лями, горняками, нефтяниками, металлистами, химиками, железно­ дорожниками, связистами. Большевистская партия и совет­ ское правительство проявили о под­ растающем поколении отеческую за­ боту. Эту заботу учащиеся школ и училищ оправдают тем, что подго­ товят из себя пополнение рабочего класса, которое будет ио-стаханов- ски работать на благо своей роди­ ны. Почетна обязанность мастеров преподавателей и воспитателей учи­ лищ, призванных формировать но­ вого человека, ибо «дело воспита­ ния является одним из труднейших Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства» (Калинин). Каждое учебное заведение, наря­ ду с учебно-воспитательной рабо­ той на уроке, ведет работу вне уроков. Задача последней—расши­ рение образовательного кругозора учащихся, пробуждение интереса к разным отраслям знаний, развитие общественно-политической активно­ сти и творческих способностей мо­ лодежи, организация ее культурно­ го досуга В нашем училище № 7 вся вне­ классная работа подчинена учебно- воспитательным целям и теснейшим образом связана с учебой, причем основана она на индивидуальных запросах подростков и их самодея­ тельности. В связи с этим хочется расска­ зать о работе мастеров, преподава­ телей и воспитателей по укрепле­ нию учебно-производственной дис­ циплины среди учащихся. Борьбу за дисциплину, в широком понима­ нии этого слова, мы теснейшим об­ разом увязываем со всей системой воспитательной работы. Воспита­ тельная работа в училище проводит­ ся единым фронтом: в кабинетах, в цехах, в общежитиях, в красном уголке, в столовой и т. д. Вот пример из повседневной практики. «Почему вы нам сегодня в учетную тетрадь за дисциплину поставили «удовлетворительно» ? Разве мы плохо сидели? Ведь вы нам не сделали ни одного замеча­ ния?»—с таким вопросом обратил­ ся ученик к мастеру-преподавате­ лю. Преподаватель раз'яснил ребя­ там, что тихо сидеть на уроке—не­ обходимое условие, но этого мало. Понятие о дисциплине не ограни­ чивается тем, что ученики на уро­ ке не шумят, не портят стен и ме­ бели в кабинетах или мастерской. Дисциплинированный ученик—это тот, который не только не соверша­ ет дезорганизаторских проступков, ио и проявляет внимание, интерес к уроку, к занятию в цехе, кото­ рый имеет опрятный вид, веж­ лив, ведет себя хорошо не толь­ ко в школе, но и за ее преде­ лами. В борьбе за сознательнуюдисцип­ лину мы много внимания уделяем раз'яснительной работе. Эту работу проводят мастера, преподаватели, партийная, комсомольская и проф­ союзная организации училища. На­ конец, эту работу ведет и актив учеников. В каждом случае нару­ шения дисциплины мы стараемся вскрыть причины, которые вызыва­ ют подобные проступки учеников. Случаи нарушения дисциплины мы обсуждаем с учащимися и находим такие мероприятия, которые преду преждают повторение подобных, нежелательных явлений. Воспитываем мы трудовую дис­ циплину и при помощи самодея­ тельных и оборонно-физкультурных кружков: аккуратность явки на ре­ петицию или на занятие кружка, соблюдение порядка во время бесе­ ды с руководителем, усвоение пре­ подаваемого материала, — все это находится в поле нашего внима­ ния. В к лю ч и вш и с ь в социалистическое соревнование с ремесленным учили­ щем № 6, мы организовали 17 кружков: 11ВХ0, ГСО, пулеметный, струнный, хоровой, драматический радио- и фотокружки и др. Учащие­ ся с большим желанием приступи­ ли к работе в них. Многие учащие­ ся, работая над собой, в то же вре­ мя передают свои знания другим. Так, ученик Сокольских Николай руководит фотокружком, Сычиков Станислав—в свободное от учебы время обучает кружковцев игре на струнных инструментах. Ученики Маслов, Беленкин, Гостев увлекают­ ся лыжным спортом и помогают освоить его другим учащимся. Сей­ час лыжники готовятся к всесоюз­ ному комсомольскому лыжному крос­ су имени 23-й годовщины РККА. Большую помощь в налаживании воспитательной работы оказывает нам комсомольская организация училища. Политико-воспитательная и куль­ турная работа проводится в учили­ ще и в форме бесед, докладов, лек­ ций, просмотра кинокартин, поста­ новок силами самодеятельности учи­ лища. За время существования ре­ месленного училища мы в коллек­ тиве провели ряд бесед: «Каким должен быть молодой человек со­ ветской эпохи», «Коммунистическая мораль и воспитание молодежи», «Трудовое воспитание—основа ком­ мунистического воспитания», «Слу­ жить родине там, где она требует», «О личной гигиене», сделаны до­ клады на темы: «О Сталинской Конституции», «Злодейское убийство С. М. Кирова», «0 международном положении» и др. Борьба за дисциплину,основанная на систематической воспитательной работе, при помощи ученических организаций дала нам хорошие ре­ зультаты. Было бы, однако, грубой ошиб­ кой удовлетворяться достигнутым. Нельзя забывать, что прошли лишь недели занятий, а впереди целый учебный год. Успех года зависит от настойчивой, последовательной и кропотливой работы всего коллекти­ ва. Первый учебный год в ремеслен­ ном училище должен быть прове­ ден с большими успехами. Для это­ го созданы все необходимые усло­ вия Эти условия должны быть ис­ пользованы как можно лучше. М. Жбанов, зам. директора ремесленного учили­ ща № 7 (завод «Свободный сокол»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz