Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
П О ЗАВЕТАМ ЛЕНИНА Окончание док лада то». А. С. Щербакова 2 1 января 1941 года на торжественно -траурном заседании в Большом театре, посвященном XVII годовщине со дня смерти В. И . Ленина Принцип не увлекаться успехами и не зазнаваться—всегда являлся руководящим для нашей партии. Однако предупреждение товарища Сталина в теперешней обстановке приобретает особую остроту и акту альность, и вот почему. В капита листических странах бушует пламя второй мировой войны. Искры по жара этой войны разносятся по всему миру. Советский Союз не участвует в войне, строго соблюдая политику мира и нейтралитета. Для того, что бы проводить такую политику, на до постоянно подкреплять ее реаль ной силой. Военная слабость нашей страны отошла в далекое прошлое. Опира ясь на свою хозяйственную и обо ронную мощь, СССР ведет ни от ко го не зависимую политику, которая исходит только из интересов Совет ской страны. Чтобы обезопасить нашу родину от опасности военного нападения, следуя завету Ленина, Советская власть создала могучую Красную Армию, оснастила ее новейшей тех никой и обеспечила советскому на роду мирный труд. В этом заклю чается величайшее достижение со ветского правительства и нашей партии. Но. страна социализма растет и развивается в условиях капитали стического окружения. Мы не мо жем безучастно смотреть на то, что происходит за советскими рубежа ми. Международная обстановка сей час особенно сложна и чревата вся кими неожиданностями. В этих ус ловиях необходимо проявить уси ленную бдительность к делу внеш ней безопасности и к укреплению всех наших позиций. Поэтому интересы обороны стра ны во всей нашей работе должны стоять на первом месте. Изучая опыт первой империали стической войны, Ленин говорил: «Ведь война многому научила, не только тому, что люди страдали, но и тому, что берет верх тот, у кого величайшая техника, органи зованность, дисциплина и лучшие машины; этому научила война, и прекрасно, что научила. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя,—или надо пре одолеть высшую технику, или быть раздавленным». (Том XXII, стр. 406). Эти слова были сказаны почти 23 года назад, но они не потеряли своего значения, и сегодня звучат столь же остро, как и тогда. Вот почему никто не имеет пра ва самоуспокаиваться, быть беспеч ным, «почивать на лаврах». Торжественно-траурное собрание в городском театре На торжественно-траурное собра ние, посвященное памяти В. И. Ленина. 21 января в городской театр собрались трудящиеся липец ких предприятий и учреждений. В зале театра лозунги, призывающие воплотить в жизнь заветы Ленина. «Под знаменем Ленина—Сталина к новым победам коммунизма» — зо вет огромный лозунг над сценой, в глубине которой большой портрет Владимира Ильича. Рядом — бюст великого продолжателя дел бессмерт ного Ленина—товарища Сталина. Торжественно-траурное собрание открывает секретарь горкома ВКП(б) тов. Яковлев. — Имя Ленина, великого мысли теля, великого организатора масс, с любовью произносится всеми тру дящимися мира, всем передовым человечеством. На II с'езде Советов великий Сталин дал клятву претво рить в жизнь заветы Владимира Ильича. Сталинская клятва выполне на. В нашей стране успешно строит ся коммунизм. Тов. Яковлев предлагает по чтить память Ленина вставанием. В строгой торжественной тишине все встают, оркестр исполняет траурный марш. По приглашению тов. Яковлева места за столом президиума зани мают члены бюро городского и рай онного комитетов ВКП(б), горкома и райкома ВЛКСМ, члены исполкомов горсовета и райсовета депутатов трудящихся. Слово предоставляется тов. Федоровой. В обстоятельном докладе тов. Федорова рассказывает 0 пути, пройденном трудящимися Советского Союза без Ленина, под руководством Сталина. — Величайшая иблагороднейшая борьба за коммунизм является вы полнением заветовЛенина. Эта борь ба, руководимая великим продолжа телем дела Ленина — товарищем Сталиным, привела нас к всемирно- историческим победам социализма. Она приведет нас к полной и окон чательной победе коммунизма,—за канчивает тов. Федорова под гром рукоплесканий. Тов. Яковлев об'являет торжест венно-траурное собрание закрытым. Оркестр играет «интернационал». «Да здравствует Сталин!»,«Да здрав ствует наша родина — Советский Союз!», «Да здравствует великоезна- 1мя Маркса—Энгельса — Ленина — Сталина!»—несутся возгласы, под хватываемые криками «ура». После собрания состоялся спек такль городского театра. IV. Социализм победил в нашей стра не, а это и есть выполнение основ ного завета Ленина. Социализм «уже вошел в быт, в повседневный быт ! народа... пронизывает всю жизнь народа» (Сталин). Мы прошли большой путь. Но впереди перед нами еще более гран диозные задачи. Мы должны превратить СССР в страну изобилия всех продуктов, подняться к высшей ступени разви тия человеческого общества—к ком мунизму. I Догнать и перегнать в экономи ческом отношении наиболее разви- ‘ тые капиталистические страны Ев- ( ропы и Соединенные Штаты Аме- 1рики—такова конкретная программа, указанная товарищем Сталиным в | врагам коммунизма. тизма. Каждый трудящийся Совет ской страны—является бойцом вели кой армии социализма. Товарищ Сталин учит нас—нель зя жить, как трава растет, прош лого не анализировать, о будущем не думать, кругом не смотреть. Ау некоторой части людей еще есть та кая наклонность к беспечности с этим мириться неи-оя- упорнее воспитывать трудящихся в духе со циалистической дисциплины и орга низованности, в духе повышения требовательности к себе и к другим. Надо упорнее воспитывать всех бойцов великой армии социализма в духе уменья жертвовать за Родину, в духе героизма, смелости и бес страшия в бою, беспощадности к борьбе за строительство коммунизма. Мы можем решить эту задачу в течение ближайших 10—15лет. Для этого требуется—говорил товарищ Сталин на ХУЛ! с‘езде партии— прежде всего серьезное и неукро тимое желание итти вперед и готов ность пойти на жертвы, пойти на серьезные капитальные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности. Для этого требуется наличие вы- 1 СОКОЙ т ехник и произ во дст ва и вы со ких темпо в ра з вития промышлен ности . В 1941 г. мы должны сделать еще 4один серьезный шаг в решении этой задачи. Развертывается новое капи тальное строительство в промышлен ности, серьезно должны двинуться вперед все отрасли народного хо зяйства. В области техники производства нами многое сделано. Ликвидирована техническая отсталость нашей стра ны, промышленность и сельское хо зяйство оснащены передовой совре менной техникой. Но техника не стоит на одном месте. Война, бешеная гонка во оружений особенно подстегнули раз витие техники. В развитии техни ки мы отставать не можем. Конеч но, выпускать старые, уже освоен ные машины—проще и легче. Но не все то хорошо, что дается легко п просто. Надо неустанно двигать впе ред технику и науку, надо неуто мимо работать над созданием новых машин, моторов, вооружения. Техникой, особенно военной тех никой, воплощенной в современных машинах, моторах, танках, самоле тах,—должны в совершенстве овла деть бойцы, воспитанные вдухе без заветной преданности Советской Ро дине и народу, воспитанные в духе Внестудийная передача Липецкого радиовещания Липецкое радиовещание провело 20 января внестудийную передачу. Микрофон был установлен в каби нете секретаря горкома партии, где заседала гопо»* * 4" .......... - »•> ководству социалистическим соревно- мов смонтировал испытательный стенд, играющий крупную роль в определении качества ремонтируемых миторов. Смена мастера товд,,()|]лЙЙа _____ варя выполнила производственное ванием им. XVIII Всесоюзной'парт- задание на 180 процентов, а стаха- неустрашимости исоветского патрио-'ционал») Великие задачи по строительству коммунизма, а также международ ная обстановка, в которой мы жи вем, требуют от всех нас работать еще более самоотверженно, закалять волю, не пасовать перед трудностя ми, не зазнаваться, не упиваться успехами. Сейчасбольше, чем когда либо, требуется организованность, собранность, готовность пойти на не обходимые жертвы. Необходимо по стоянно учиться и переучиваться изучать свой собственный опыт и опыт других и в особенности опыт войны. Не быть рутинерами, ломать ста рые нормы и традиции, если они устарели, заменять их новыми— таков долг каждого ленинца-ста- линца. Всему этому у нас есть у кого учиться, кому подражать. Во всем следовать Ленину! Во всем следовать Сталину! (Аплодис менты). Во всем быть такими, как Ленин, как Сталин! Какие только средства не пускали в ход враги, чтобы задушить нашу революцию, отнять у народа завое ванную власть, отнять плоды его труда и борьбы... Анароды страны Советов, как и при Ленине, под ру ководством Сталина—смело и не преклонно идут своей дорогой кком мунизму (аплодисменты). И если бы кто вздумал помешать этому движению вперед, то, следуя завету Ленина, «Мы должны оту чить их так, чтобы они детям, внукам и правнукам своимзаказали этой штуки не делать» (Ленин). Да здравствует ленинизм! Да здравствует и живет многие годы товарищ Сталин! (Аплодисменты, все встают, оркестр исполняет «Интерна- конференции. Сюда с разных предприятий Ли пецка с'ехались стахановцы и пред ставители коллективов, завоевавшие почетное право вписать свои произ водственные достижения в общего родскую Книгу подарков XVIII Все союзной конференции ВКП(б). Вме сте с н и ми приехали и руководите ли предприятий, чтобы доложить комиссии о работе своих лучших производственников. Включается микрофон. Председа тель комиссии тов. Яковлев, откры вая заседание, предоставляет слово директору завода «Свободный сокол» тов. Тетеревятникову, который док ладывает комиссии о том, как луч шие люди завода выполняют свои обязательства всоциалистическом со ревновании имени XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б). Катали доменного цеха тт. Суш- ков и Бочаров, токарь электрогруп- пы тов. Малышев, бригада грузчи ков тов. Качанова (транспортный цех) большевистскими делами под крепляют свои обязательства, на много перевыполняя своп нормы Бригадир-электрослесарь тов. Арте ковцы смены тт. Путилин, Ростов цев, Прусаков и Морозов дают по две с половиной нормы. Директора Новолипецкого завода— тов. Сергеев, радиаторного завода— тов. Левченко и секретарь парторга низации промкомбината тов. Родю- ков рассказали о работе стаха новцев, прося к о миссию предоста вить право лучшим людям предпри ятий вписать свои производственные успехи в общегородскую Книгу по дарков XVIII партконференции. О своей работе, о том, как они выполняют обязательства в социа листическом соревновании, говорили и сами стахановцы. Полторы, две, три нормы выработки—вот их по дарки родине в ознаменование XVIII конференции партии большевиков. Их рассказы о победах на произ водстве слушали тысячи радиослу шателей Липецка. В этот вечер на страницах город ской Книги подарков XVIII Всесоюз ной партконференции появились 14 новых записей—14 новых производ ственных подарков родине от кол лективов и отдельных стахановцев. Поворот I Праздник начался. Михаила на несколько минут забыли. Он стоял и щурил глаза от яркого солнца. В мае оно особенно хорошо. Вот так же и дома Михаил выходил на улицу и смотрел на небо, опреде ляя, какой выдался денек. II так же в руке дергался повод от кивков лошади. По-весеннему пахла земля, на горизонте стлалось марево. Михаил был внуком крестьянина, сыном крестьянина, и он знал цену пого жего весеннего дня, в который мож но многое сделать. Повидимому, из крестьянской семьи был и сосед его. Он держал под уздцы выхолен ную лошадь, трепал ее по гриве и широко улыбался. Потом с той же улыбкой на лице он подошел к Ми хаилу. Ему хотелось сказать что-то хорошее, но породистый скакун, которого держал Михаил, тихо за ржал и лягнул лошадь соседа. Ми хаил хотел успокоить скакуна, но до гривы лошади ему не пришлось дотянуть руки—сильный и резкий удар «под ложечку» свалил его на землю. В глазах потемнело, отку да-то глухо донеслась отборная ру гань офицера, лошадь которого перед парадом держал румынский солдат Михаил Городецкий. Был парад, но о нем Городецкий ничего не помнит. Оп даже забыл, по какому случаю справляли празд ник. Украинцам мало дела до ру мынских официальных торжеств Городецкий помнит только удар и ноющую боль. Еще он помнит го лод. В румынской армии ново бранцам обед выдают в последнюю очередь, остатки. Вот почему он при цервой возможности покинул румынскую армию и вернулся в родное село Ракария, уже советское село. 1 сичорил З а сел и и л украин цы, но украинский язык нельзя бы ло слышать здесь. За каждое слово на родном языке румынские власти взыскивали штраф («аманду»). Ук раинцы любят музыку. Песни у них звучны, но они пели без слов, что бы не платить «аманду». Этот му зыкальный народ не любил один музыкальный инструмент—барабан. На это были основательные при чины. Подати жителям села Ракария, как и всем румынским крестьянам, приходилось платить огромные. С маленького клочка земли хлеба со берешь немного. Обычно ко време ни сбора податей половина жителей села не имела денег. Тогда на ули це раздавался удар барабана. С барабанным боем в избу долж ника заходили премар села и его приближенный: — Платите подати. — Нечем. Звучал барабан, к дому подкаты вала телега. На нее взваливали весь скарб крестьянина и увозили. При читания женщин и проклятия муж чин заглушали барабан. С соседом Михаила Городецкого— с пастухом Иваном Скрипником од нажды поступили еще хуже. Он не внес в срок подати. Кнему пришел премар и без долгих слов снял с петель дверь и оконные рамы и за брал их особой. Стоял жгучий ян варский мороз. Дети и жена захле бывались слезами. Барабан рассы пал сухой, деревянный треск. Скрип- ник отдал все, что у него было, чтобы получить назад окна идвери. Много еще горестного осталось в памяти народа от румынского прав ления. Вот почему они с ликова нием встретили свою освободитель ницу Красную Армию. Михаил Го родецкий, как и многие его собратья, сразу же вызвался ехать работать в РСФСР. III Клеть скользнула из-под ног. От неожиданностиМихаил присел. Спут ник еле заметно улыбнулся. На рудном дворе Городецкий, пугливо озираясь, вышел из клети. Все бы ло ему в новинку. Мысль о том, что над его головой слой земли в 60 метров, вызывало боязливую дрожь. Встретили новоприбывших на руд нике радостно, как старых знако мых. Городецкого направили рабо тать на лучшую шахту № 2—19. Обучать его вызвался кадровый гор няк, известный стахановец тов. Би рюков. Вдвоем они прошли по известко вому штреку, поднялись на рудный горизонт. Подробно рассказал Би рюков устройство шахты. Мало- помалу Михаил освоился. Онвидел, как спокойно, уверенно орудует от бойным молотком Бирюков, и его увлек напористый теми работы. Ког да прозвучал гудок, Бирюков ска зал ему: — Не знаю, как там у вас, а у нас просто—хорошо работаешь, хорошо живешь. А ты можешь работать. Слова запали в память. Михаил старался изо всех сил, но все-таки отставал от напапников. Не было из рук выскакивает, работа не клеи лась.' Трудно пришлось первое вре мя, однако освоился. Сперва план не выполнял, но в ноябре дал 135 проц. задания, а в декабре еще больше. Сейчас имя Городецкого, одного из лучших лопаточников шахты, значится в рудничной Книге по дарков XVIII Всесоюзной партийной конференции. Он за 16 дней янва ря откидал столько руды, сколько откидывал за 22—25 дней. IV Вечерами на копре шахты № 2 —19 пламенеет красная звезда. Это знак того, что на-гора сполна выдана руда суточного задания. Часто Михаил получает письма от отца и братьев. Отец беспокоится— хорошо ли работает сын: — Дед был наш гарным хлебо робом. Я исправно пахал свою паш ню, а имели мы только долги. Слу чился поворот в жизни—все теперь идет хорошо, так неужели сын мой будет плохим работником? Сын ответил по-русски. Он на писал ему, чтобы батько не волно вался, и в доказательство привел показатели своей работы. А. Ерохин. ‘^снимке: здание филиала Института Маркса- *'ЭЯ) в Тбилиси (Грузинская ССР). (Гру -Энгельса—Ленива Фото ТАСС. Первые шаги в организации внеклассной работы В нашей стране созданы сотни ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. Шестьсот ты сяч юношей вот уже более полуто ра месяцев осваивают в этих учили щах и школах различные профес сии, чтобы стать высококвалифици рованными металлургами, строите лями, горняками, нефтяниками, металлистами, химиками, железно дорожниками, связистами. Большевистская партия и совет ское правительство проявили о под растающем поколении отеческую за боту. Эту заботу учащиеся школ и училищ оправдают тем, что подго товят из себя пополнение рабочего класса, которое будет ио-стаханов- ски работать на благо своей роди ны. Почетна обязанность мастеров преподавателей и воспитателей учи лищ, призванных формировать но вого человека, ибо «дело воспита ния является одним из труднейших Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства» (Калинин). Каждое учебное заведение, наря ду с учебно-воспитательной рабо той на уроке, ведет работу вне уроков. Задача последней—расши рение образовательного кругозора учащихся, пробуждение интереса к разным отраслям знаний, развитие общественно-политической активно сти и творческих способностей мо лодежи, организация ее культурно го досуга В нашем училище № 7 вся вне классная работа подчинена учебно- воспитательным целям и теснейшим образом связана с учебой, причем основана она на индивидуальных запросах подростков и их самодея тельности. В связи с этим хочется расска зать о работе мастеров, преподава телей и воспитателей по укрепле нию учебно-производственной дис циплины среди учащихся. Борьбу за дисциплину, в широком понима нии этого слова, мы теснейшим об разом увязываем со всей системой воспитательной работы. Воспита тельная работа в училище проводит ся единым фронтом: в кабинетах, в цехах, в общежитиях, в красном уголке, в столовой и т. д. Вот пример из повседневной практики. «Почему вы нам сегодня в учетную тетрадь за дисциплину поставили «удовлетворительно» ? Разве мы плохо сидели? Ведь вы нам не сделали ни одного замеча ния?»—с таким вопросом обратил ся ученик к мастеру-преподавате лю. Преподаватель раз'яснил ребя там, что тихо сидеть на уроке—не обходимое условие, но этого мало. Понятие о дисциплине не ограни чивается тем, что ученики на уро ке не шумят, не портят стен и ме бели в кабинетах или мастерской. Дисциплинированный ученик—это тот, который не только не соверша ет дезорганизаторских проступков, ио и проявляет внимание, интерес к уроку, к занятию в цехе, кото рый имеет опрятный вид, веж лив, ведет себя хорошо не толь ко в школе, но и за ее преде лами. В борьбе за сознательнуюдисцип лину мы много внимания уделяем раз'яснительной работе. Эту работу проводят мастера, преподаватели, партийная, комсомольская и проф союзная организации училища. На конец, эту работу ведет и актив учеников. В каждом случае нару шения дисциплины мы стараемся вскрыть причины, которые вызыва ют подобные проступки учеников. Случаи нарушения дисциплины мы обсуждаем с учащимися и находим такие мероприятия, которые преду преждают повторение подобных, нежелательных явлений. Воспитываем мы трудовую дис циплину и при помощи самодея тельных и оборонно-физкультурных кружков: аккуратность явки на ре петицию или на занятие кружка, соблюдение порядка во время бесе ды с руководителем, усвоение пре подаваемого материала, — все это находится в поле нашего внима ния. В к лю ч и вш и с ь в социалистическое соревнование с ремесленным учили щем № 6, мы организовали 17 кружков: 11ВХ0, ГСО, пулеметный, струнный, хоровой, драматический радио- и фотокружки и др. Учащие ся с большим желанием приступи ли к работе в них. Многие учащие ся, работая над собой, в то же вре мя передают свои знания другим. Так, ученик Сокольских Николай руководит фотокружком, Сычиков Станислав—в свободное от учебы время обучает кружковцев игре на струнных инструментах. Ученики Маслов, Беленкин, Гостев увлекают ся лыжным спортом и помогают освоить его другим учащимся. Сей час лыжники готовятся к всесоюз ному комсомольскому лыжному крос су имени 23-й годовщины РККА. Большую помощь в налаживании воспитательной работы оказывает нам комсомольская организация училища. Политико-воспитательная и куль турная работа проводится в учили ще и в форме бесед, докладов, лек ций, просмотра кинокартин, поста новок силами самодеятельности учи лища. За время существования ре месленного училища мы в коллек тиве провели ряд бесед: «Каким должен быть молодой человек со ветской эпохи», «Коммунистическая мораль и воспитание молодежи», «Трудовое воспитание—основа ком мунистического воспитания», «Слу жить родине там, где она требует», «О личной гигиене», сделаны до клады на темы: «О Сталинской Конституции», «Злодейское убийство С. М. Кирова», «0 международном положении» и др. Борьба за дисциплину,основанная на систематической воспитательной работе, при помощи ученических организаций дала нам хорошие ре зультаты. Было бы, однако, грубой ошиб кой удовлетворяться достигнутым. Нельзя забывать, что прошли лишь недели занятий, а впереди целый учебный год. Успех года зависит от настойчивой, последовательной и кропотливой работы всего коллекти ва. Первый учебный год в ремеслен ном училище должен быть прове ден с большими успехами. Для это го созданы все необходимые усло вия Эти условия должны быть ис пользованы как можно лучше. М. Жбанов, зам. директора ремесленного учили ща № 7 (завод «Свободный сокол»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz