Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
ТРУДИТЬСЯ САМООТВЕРЖЕННО, НЕ ЩАДЯ СИЛ, НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ! Б ОЛЬШЕ РУДЫ! Уве ренно, ровно работают гор няки Липецкого рудника. Во всех шахтах и цехах чувствует ся подтянутость. Комсомольцы-забойщики шах ты № 8-бис отлично работали в мирное время. При норме в 30 тонн они обычно отбивали по 45—50 тонн. Теперь такие по казатели их не удовлетворяют. . —Мало, —говорят они. —Для того, чтобы уничтожить фаши стских гадин, надо давать удво енную норму. И дают. 25 июля т. Корогодин выполнил задание на 212, а Де нисов—на 208 процентов. Забой щик той же шахты т. Чебота рев перекрыл норму в два с лишним раза. Для того, чтобы шахты Ку- лешовского участка успешно выполняли план, требовалось увеличить число людей. — Этого совсем не нужно,— заявили шахтеры на собрании,— Обойдемся своими силами. Лиш ний час—другой поработаем, и план будет выполнен. По предложению рабочих, шах ты были переведены на двух сменную работу. И вот резуль т а т а первый же день работы по - новому участок выполнил план на п о процентов. Смена мастера - коммуниста т. Барба- шина (шахта № 6) с меньшим ко личеством людей дала 124 про цента сменного задания. Забой щики той же шахты тт. Чеботарев и Колыхалов выполнили около двух норм. Вагонщик шахты № 9 т. Дьяков, обычно выраба тывавший по полторы нормы, теперь дает две и больше. Па-днях к начальнику Студе но-Хуторского куста пришел ко мендант поселка т. Соловьев и попросился, чтобы ему разре шили поработать в шахте. Раз решение было дано. 25 июля т. Соловьев спустился в шахту № 8-бис в качестве проходчика и выполнил норму на 245 про центов. Соловьев не один. Из поверх ностных цехов идут работать в шахты слесари, кузнецы, от катчики. Не считаясь со време нем, люди трудятся во славу родины. Е. К остров. Каж д ый д о л ж е н быть на с в о ем п о с т у . Всякая работа в в о е н н о е время п оч етна и п о л е з н а для п о б е д ы . С м ом ен т а объявления войны нет б ол ьш е мирных п р оф е с си й . Вся с тран а о тны н е р а б о т а е т на о б о р о н у , на з ащ и т у р о дин ы . П о б е д а р еш а ет ся не тольк о на ф р о н т е , но и в тыл у . •к к Г Е Р О И Т Р У Д Я ЗА ТРИ ч а с а ВМЕСТО ДВЕНЯДЦЯТИ Токарь механического цеха завода „Свободный сокол* тов. Тихонов и до войны носил по четное звание стахановца. Те перь же он работает с утроен ной энергией. Па-днях он выполнял срочный заказ, рассчитанный на 12 ча сов. Тов. Тихонов выполнил его за з часа. Па другой день, ког да в цех поступил другой и не менее срочный заказ, тов. Тихонов, не уходя из цеха, за 11 часов закончил всю работу, на которую предполагалось за тратить 24 часа. В непроглядной темноте без лунной ночи будто раствори лись, исчезли огромные корпу са ТЭЦ. Только на очень близ ком расстояния с трудом мож но различить еле заметные их очертания. Ии* огонька, ни зву ка кругом. Кажется, останови лось энергетическое сердце района. Но впечатление это обманчи во. Под непроницаемым покро вом ночного мрака в цехах стан ции к и п и т напряженная горячая работа. И хотя многих недосчиты вает теперь коллектив в своем составе (много стахановцев, ин женеров, техников ушло на фронт), все так же равномерно и непрерывно по проводам и кабелям течет электроэнергия, давая жизнь десяткам промыш ленных предприятий. ...Огромный двухярусный зал турбинного цеха. Кругом свер кающая чистота. Блестит све жевымытый паркет пола, бле стят машины. Дежурит старший машинист т. Кривоносое—один из луч ших стахановцев станции. Его бригада уменьшилась теперь наполовину. По ничто не изме нилось в связи с этим в цехе. Попрежнему ровно работает турбогенератор, когда его об служивает эта бригада, все так же с превышением выполняется план выработки электроэнергии. В зале котельного цеха не обычное оживление. Помимо де журной вахты эксплоатациошш- ков, здесь много посторонних людей. Это—ремонтники мастера т. Моисеева. Обычно ремонтники работают только днем. Но вот уже целую педелю они почти не выходят из цеха. Ремонтники обязались в 10 дней вместо 15 закончить слояс- ную ответственную работу—ка питальный ремонт котла № 1. Вот почему и день и ночь не прекращается скрежет борма шины, прочищающей трубы кот ла, вот почему так торопливы движения обмуровщиков, меня ющих его внутреннюю кладку; вот почему каждый спит по 2— 3 часа в сутки, а некоторые, в том числе и мастер т. Моисеев, и вовсе не спали по нескольку ночей подряд. По две нормы ежедневно выполняют ремонтни ки бригады тт. Шелудченко, Грищенко, Должникова и мно гие другие. Не прошло и поло вины намеченного срока, а ре монт котла уже приближается к концу. Совсем забыв о времени, не щадя сил, самоотверженно тру дится сейчас весь коллектив станции. Благородное чувство долга перед родиной, неуклон ное стремление крепить ее обо-! ронную мощь руководит каждым рабочим, каждым инженером ТЭЦ. Отлично понимают они, ка кая большая ответственность ле жит на них пе только за свое пред приятие, но и за работу других предприятий района. И харак терно, что никто из них не ви дит ничего необыкновенного в своих делах. На вопрос о том, как живет и работает коллектив станции, теперь, в военное вре мя, начальник ТЭЦ т. Галков ский скромно отвечает: —Живем обыденной производст венной жизнью. Только немного более подтянуто и напряженно. Р. Михайлова. ЭКОНОМИЯ ГОРЮЧЕГО Ценное новшество осущест влено на каменном карьере. По предложению конструктора тов. Лукина на мотовозах устанавли вается приспособление для ис пользования картерного газа. Тов. Лукин изготовил черте жи необходимых деталей. Кол лектив механического цеха в минимально короткий срок вы полнил заказ на детали. Установка приспособления ве дется под руководством брига дира мотористов т. Пишикина. Стремясь быстрее осуществить ценное предложение, т. Пиши- кин расставил силы таким образом, что сложная установка деталей на первом мотовозе бы ла выполнена за 12 часов. Сам он не ушел из цеха до тех пор, пока не было закончено обору дование и не проверено его действие. По предварительным подсчетам, использование кар терного газа дает возможность экономить 25 проц. горючего. Колонна бронемашин пере двигается на н овые позиции. Фото Л. Великжанина (Фотохроника ТАСС). БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ В А Ж Н А Я П О Ч Т А Стахановки ра диат орного заво да М. 0. Р уденченк о и А. И. Ан дреева перешли недавно на формовку фасонного литья. Они быстро освоились с новой работой и выполняют произво дственн ое за дание на 130 проц. Н а снимке (слева н аправо): М. 0. Р уденченк о и А. И. Ан д реева. Фото П Р усан ова. ЗА ДВОИХ И ТРОИХ Неуклонное стремление ра ботниц Липецкой обогатитель ной фабрики—самоотверженным трудом помогать Красной Ар мии — претворяется в живое практическое дело. Мотористка т. Куницына до войны обслуживала один мотор. Но ушли на фронт некоторые из мотористов, и она взялась за об служивание двух моторов. Тов. Куницына не только отлично справляется с удвоенной на грузкой, но еще и находит вре мя сбрасывать куски руды с конвейера, тогда как до войны конвейер обслуживал специаль но поставленный около него ра бочий. Таким образом, тов. Ку ницына работает сейчас за троих. Мотористка тов. Крохотина, помимо своей основной обязан ности, обслуживает теперь еще и транспортер. НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛИПЕЦКА Ф Служащие главной и цехо вых контор станкостроительно го завода решили помогать про изводству. После своей основ ной работы они ежедневно по три часа работают на заводе. Ф Кадровые рабочие подсоб ного хозяйства Новолипецкого завода в дни войны значительно повысили производительность труда. Рабочие тт. Кочер- гии, Жихарева, Уварова, Чиви- кова, Пугачев и ряд других на полевых работах выполняют до двух норм и выше. Ф Слесарно-механический цех горпромкомбината заканчивает июльскую программу. Стаханов цы этого цеха кузнецы тт. Вали- хов и Дмитриев и жестянщик т. Петунии выполняют норму на 220 — 230 процентов. В районе И. одна из наших частей разбила крупную немец кую группировку. Во время боя был убит фашистский генерал, не успевший удрать. Красноар мейцы подобрали генеральский портфель, в котором оказалась документы первостепенной важ ности. Их нужно было срочно доставить нашему командова нию. За портфелем* отправился капитан Майоров. Во второй по ловине дня он вылетел на связ ном самолете, который вел пи лот Смолянников. Прибыв в часть, капитан по лучил портфель. Для сопровож дения почты был выделен боец- разведчик Филипенко. Когда солнце клонилось к закату, связ ной самолет вылетел обратно. Уже темнело, самолет попреж нему шел на бреющем полете и, пересекая изогнутую линию фронта, поровнялся с рощей. Тут капитан отчетливо услы шал яростную дробь зенитного пулемета, и тотчас все стихло. Смоляшшков повел самолет на лощину и показал жестом, что намерен садиться. Майоров недоумевал. До ко нечного пункта было еще дале ко. Машина мягко коснулась земли. Не успел капитан спро сить, что случилось, как пилот, повернувшись к нему, тихо и раздельно сказал: — Товарищ капитан, я ранен, полет продолжать не могу. Майоров и Филипенко выпрыг нули и заглянули в кабину летчика. Смолянников пытался приподняться, лицо его искази лось от боли, и он со стоном произнес: „Не могу...“ Две пули, попавшие в ногу, раздробили кость. Сколько са мообладания понадобилось лет чику, чтобы в таком состоянии вывести самолет в безопасную зону! Оставив раненого с бойцом, капитан поднялся на пригорок и увидел недалеко очертания хат. Он быстро побежал в село. На улице его встретил пожилой крестьянин. Оказалось, что со седние деревни заняты немцами. Три немецких мотоциклиста промчались и по этому селу стреляя вдоль улицы. Маноров кратко рассказал ста рику о случившемся, и скоро группа крестьян отправилась к месту посадки самолета. Маши ну замаскировали ветвями и се ном, а раненого летчика колхоз ники взяли к себе, чтобы ук рыть его от врагов. Капитан на прощанье поцело вал боевого товарища, наказал колхозникам беречь его и в слу чае опасности сжечь самолет. Забрав почту, капитан и крас ноармеец начали пробираться к своим. Они шли оврагами, ро жью, перелесками, каждую ми нуту рискуя натолкнуться на противника. Спустилась ночь. Пошел дождь. Путники решили до ждаться утра. Устроившись под развесистой елью, деряса ору жие наготове, они не смыкали глаз, пока не забрезжил рассвет. — Пошли дальше,—сказал ка питан. Двинулись. Пересекая ржаные поля, в нескольких десятках метров от себя они заметили противника. Филипенко пополз на разведку. Вскоре он возвратился и шо- потом доложил: — Товарищ капитан, их толь ко семь. Вот бы ударить, всех бы перебили. Искушение было велико, но нельзя было подвергать случай ностям почту. Пройдя под самым носом фа шистских солдат, связные бы стро спустились в поросший лесом овраг. Рискованное путешествие про должалось долго. Наконец, пут ники подошли к колхозу, где их радушно встретили крестья не. Немцы остались позади. По близости находился наш поле вой аэродром. На паре быстрых колхозных коней Майоров по мчался туда. Скоро с аэродрома к месту посадки Смолянникова отправились два наших самоле та. Три самолета взяли курс, указанный капитаном. В штабе считалось, что Майо ров погиб, но он вернулся и смог доложить, что важная поч та доставлена. К. Тар аданкин. В Ш Т Ы К И ! ГЕ РОИ ОТЕЧЕСТВЕ НН ОЙ ВОЙ Н Ы Ка питан Гастело К На рассвете в июля на раз ных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Го ворила московская радиостан ция, диктор по голосу был ста рим знакомым—сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о ге роическом подвиге капитана Га- стело. Сотни людей на разных участках фронта повторили это имя. __ Гастело? Да это же о на шем капитане. Николай Францевич Гастело был членом большой и дружной семьи сталинских соколов. Это был человек, упорно вос питывающий себя на трудно стях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось—Николай Га стело стоющий человек. Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шелк известности. Во время боев 1939—40 г. он разведывал, бом бил. Он перевозил раненых. Он все мог, все умел, на все у не го хватало сил. воздуха бистро узнают друг о друге! Последний подвиг капитана Гастело не забудется никогда. Это не фраза. Подвиг его не Кто знал его прежде, до сих забудется, потому что будет пор помнит, как однажды приш лось ему везти тридцать чело век раненых. Путь пролегал над хребтом, погода капризни чала, над перевалом неистов ствовал грозовой шквал. Пытаясь пробиться к месту назначения, Гастело едва не задевал самолетом вершины гор. И тут на беду „отказал" один из моторов. Ну, что же, гибель? Но он не захотел сдаться да же перед явною неизбежностью. Он попробовал набрать высоту. Он набрал ее. Он взял перевал. Приземлившись, Гастело сам удивился тому, что сделал. В 1939 году он бомбил бело финские военные заводы, мосты и ДОТ. В Бессарабии выбрасы вал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бо яр от грабеяса страны. С первого же дня великой отечественной войны капитан Гастело во главе своей эскад рильи громил фашистские тан ковые колонны, разносил в пух и в прах военные об'екты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастело уже шла слава в летных частях. Люди повторен сотнями других лет чиков, если им придется ока заться в столь же безвыходном положении, что и капитану Га стело. 3 июля во главе своей эскад рильи капитан Гастело сражал ся в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Мото ризованные части противника прорывались на советскую зем лю. Огонь нашей артиллерии и авиации сдерживали и останав ливали их движение. Ведя бой, Гастело не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоп лений, сгрудившиеся бензино вые цистерны говорили о за минке в боевых действиях врага И бесстрашный Гастело про должал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Гастело сде лал все, чтобы сбить пламя, но это не удалось! Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, за пятой врагом, сдаться в по стыдный плен? Пет, это не вы ход. И капитан Гастело не отсте гивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит ов огненный комок своего самоле та. Огонь уже возле летчика Но земля близка. Глаза Гастело, мучимые огнем, еще видят, опа ленные руки тверды. Умираю щий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот как закончится сей час жизнь—не аварией и не пленом, —подвигом. Машина Гастело врезается в „толпу" цистерн и машин—и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются враже ские цистерны. Запомним имя героя капитана Николая Францевича Гастело. Его семья потердла сына и му жа, семья, родина приобрела героя. Среди бессмертных ста линских соколов навсегда оста нется подвиг человека, отдав шего свою жизнь до последнего дыхания своей родине, своему народу. П. Крылов, П. Павленко. В районе селения Ф. спустил ся фашистский парашютный десант. Гитлеровцы были во оружены автоматическими вин товками и ручными пулеметами Ликвидировать вражеский де сайт командование части пору чило подразделению старшего сержанта Овчинникова. По высокой ржи незаметно подползали красноармейцы к врагам. Когда до них осталось всего 20—25 метров, Овчинни ков подал сигнал. С криком „ура“ подразделение бросилось в штыки. Удар был таким стре мительным, что фашисты не вы держали. Часть немцев была уничтожена, часть сдалась плен. На этом же участке группа советских танков и два взвода пехоты получили приказ выбить батальон немцев, закрепивший ся на оборонительных позициях Враг окопался на опушке ле са. С флангов у него были со средоточены орудия и крупно калиберные пулеметы. По этим- то огневым точкам и ударили наши танки. Следовавшая за танками пехота под командова нием лейтенанта Белявского не прерывно вела огонь, а подо бравшись на близкое расстоя ние, бросилась в штыковую атаку. С возгласом: „За родину! За Сталина!“ грозной лавиной хлынули бойцы на врага, опро кинули его и выбили со всех оборонительных участков. Многочисленные примеры убе дительно говорят о том, что комбинированные атаки танков и пехоты, завершаемые штыко вым ударом, парализуют врага. В рукопашном бою победа всег да остается за Красной Армией. Возле селения II. немцы за няли господствующую над местностью высоту и тормозили продвижение наших войск. Сер жанту Альжапарову было по ручено атаковать высоту. На ступление группы Альжапарова поддерживало наше противо танковое орудие, метко стре лявшее по пулеметным гнездам противника. Фашисты отчаянно сопротивлялись. Все простран ство перед высотою прострели валось их ружейным и пуле метным огнем. Но бесстрашные советские бойцы продвигались все ближе и ближе. Первым бросился в атаку командир. За ним, крепко сжи мая в руках винтовки, бежали бойцы. Немцы выскочили из окопов. Началась схватка. Она была короткой и губительной для врага: ни один из фаши стов, защищавших первую ли нию окопов, не остался в жи вых. Вторая линия немецких око пов держалась крепче, и под бираться к ней было значитель но труднее. Но и здесь грозный штыковой удар решил исход боя. Высота была занята, при каз выполнен. Действ у ющая армия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz