Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

ТРУДИТЬСЯ САМООТВЕРЖЕННО, НЕ ЩАДЯ СИЛ, НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ! Б ОЛЬШЕ РУДЫ! Уве ренно, ровно работают гор­ няки Липецкого рудника. Во всех шахтах и цехах чувствует­ ся подтянутость. Комсомольцы-забойщики шах­ ты № 8-бис отлично работали в мирное время. При норме в 30 тонн они обычно отбивали по 45—50 тонн. Теперь такие по­ казатели их не удовлетворяют. . —Мало, —говорят они. —Для того, чтобы уничтожить фаши­ стских гадин, надо давать удво­ енную норму. И дают. 25 июля т. Корогодин выполнил задание на 212, а Де­ нисов—на 208 процентов. Забой­ щик той же шахты т. Чебота­ рев перекрыл норму в два с лишним раза. Для того, чтобы шахты Ку- лешовского участка успешно выполняли план, требовалось увеличить число людей. — Этого совсем не нужно,— заявили шахтеры на собрании,— Обойдемся своими силами. Лиш ­ ний час—другой поработаем, и план будет выполнен. По предложению рабочих, шах­ ты были переведены на двух­ сменную работу. И вот резуль­ т а т а первый же день работы по - новому участок выполнил план на п о процентов. Смена мастера - коммуниста т. Барба- шина (шахта № 6) с меньшим ко­ личеством людей дала 124 про­ цента сменного задания. Забой­ щики той же шахты тт. Чеботарев и Колыхалов выполнили около двух норм. Вагонщик шахты № 9 т. Дьяков, обычно выраба­ тывавший по полторы нормы, теперь дает две и больше. Па-днях к начальнику Студе­ но-Хуторского куста пришел ко­ мендант поселка т. Соловьев и попросился, чтобы ему разре­ шили поработать в шахте. Раз­ решение было дано. 25 июля т. Соловьев спустился в шахту № 8-бис в качестве проходчика и выполнил норму на 245 про­ центов. Соловьев не один. Из поверх­ ностных цехов идут работать в шахты слесари, кузнецы, от­ катчики. Не считаясь со време­ нем, люди трудятся во славу родины. Е. К остров. Каж д ый д о л ж е н быть на с в о ем п о с т у . Всякая работа в в о е н н о е время п оч етна и п о л е з н а для п о б е д ы . С м ом ен т а объявления войны нет б ол ьш е мирных п р оф е с си й . Вся с тран а о тны н е р а б о т а е т на о б о р о н у , на з ащ и т у р о дин ы . П о б е д а р еш а ет ся не тольк о на ф р о н т е , но и в тыл у . •к к Г Е Р О И Т Р У Д Я ЗА ТРИ ч а с а ВМЕСТО ДВЕНЯДЦЯТИ Токарь механического цеха завода „Свободный сокол* тов. Тихонов и до войны носил по­ четное звание стахановца. Те­ перь же он работает с утроен­ ной энергией. Па-днях он выполнял срочный заказ, рассчитанный на 12 ча­ сов. Тов. Тихонов выполнил его за з часа. Па другой день, ког­ да в цех поступил другой и не менее срочный заказ, тов. Тихонов, не уходя из цеха, за 11 часов закончил всю работу, на которую предполагалось за­ тратить 24 часа. В непроглядной темноте без­ лунной ночи будто раствори­ лись, исчезли огромные корпу­ са ТЭЦ. Только на очень близ­ ком расстояния с трудом мож­ но различить еле заметные их очертания. Ии* огонька, ни зву­ ка кругом. Кажется, останови­ лось энергетическое сердце района. Но впечатление это обманчи­ во. Под непроницаемым покро­ вом ночного мрака в цехах стан­ ции к и п и т напряженная горячая работа. И хотя многих недосчиты­ вает теперь коллектив в своем составе (много стахановцев, ин­ женеров, техников ушло на фронт), все так же равномерно и непрерывно по проводам и кабелям течет электроэнергия, давая жизнь десяткам промыш­ ленных предприятий. ...Огромный двухярусный зал турбинного цеха. Кругом свер­ кающая чистота. Блестит све­ жевымытый паркет пола, бле­ стят машины. Дежурит старший машинист т. Кривоносое—один из луч­ ших стахановцев станции. Его бригада уменьшилась теперь наполовину. По ничто не изме­ нилось в связи с этим в цехе. Попрежнему ровно работает турбогенератор, когда его об­ служивает эта бригада, все так же с превышением выполняется план выработки электроэнергии. В зале котельного цеха не­ обычное оживление. Помимо де­ журной вахты эксплоатациошш- ков, здесь много посторонних людей. Это—ремонтники мастера т. Моисеева. Обычно ремонтники работают только днем. Но вот уже целую педелю они почти не выходят из цеха. Ремонтники обязались в 10 дней вместо 15 закончить слояс- ную ответственную работу—ка­ питальный ремонт котла № 1. Вот почему и день и ночь не прекращается скрежет борма­ шины, прочищающей трубы кот­ ла, вот почему так торопливы движения обмуровщиков, меня­ ющих его внутреннюю кладку; вот почему каждый спит по 2— 3 часа в сутки, а некоторые, в том числе и мастер т. Моисеев, и вовсе не спали по нескольку ночей подряд. По две нормы ежедневно выполняют ремонтни­ ки бригады тт. Шелудченко, Грищенко, Должникова и мно­ гие другие. Не прошло и поло­ вины намеченного срока, а ре­ монт котла уже приближается к концу. Совсем забыв о времени, не щадя сил, самоотверженно тру­ дится сейчас весь коллектив станции. Благородное чувство долга перед родиной, неуклон­ ное стремление крепить ее обо-! ронную мощь руководит каждым рабочим, каждым инженером ТЭЦ. Отлично понимают они, ка­ кая большая ответственность ле­ жит на них пе только за свое пред­ приятие, но и за работу других предприятий района. И харак­ терно, что никто из них не ви­ дит ничего необыкновенного в своих делах. На вопрос о том, как живет и работает коллектив станции, теперь, в военное вре­ мя, начальник ТЭЦ т. Галков­ ский скромно отвечает: —Живем обыденной производст­ венной жизнью. Только немного более подтянуто и напряженно. Р. Михайлова. ЭКОНОМИЯ ГОРЮЧЕГО Ценное новшество осущест­ влено на каменном карьере. По предложению конструктора тов. Лукина на мотовозах устанавли­ вается приспособление для ис­ пользования картерного газа. Тов. Лукин изготовил черте­ жи необходимых деталей. Кол­ лектив механического цеха в минимально короткий срок вы­ полнил заказ на детали. Установка приспособления ве­ дется под руководством брига­ дира мотористов т. Пишикина. Стремясь быстрее осуществить ценное предложение, т. Пиши- кин расставил силы таким образом, что сложная установка деталей на первом мотовозе бы­ ла выполнена за 12 часов. Сам он не ушел из цеха до тех пор, пока не было закончено обору­ дование и не проверено его действие. По предварительным подсчетам, использование кар­ терного газа дает возможность экономить 25 проц. горючего. Колонна бронемашин пере двигается на н овые позиции. Фото Л. Великжанина (Фотохроника ТАСС). БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ В А Ж Н А Я П О Ч Т А Стахановки ра диат орного заво да М. 0. Р уденченк о и А. И. Ан дреева перешли недавно на формовку фасонного литья. Они быстро освоились с новой работой и выполняют произво дственн ое за дание на 130 проц. Н а снимке (слева н аправо): М. 0. Р уденченк о и А. И. Ан д реева. Фото П Р усан ова. ЗА ДВОИХ И ТРОИХ Неуклонное стремление ра­ ботниц Липецкой обогатитель­ ной фабрики—самоотверженным трудом помогать Красной Ар­ мии — претворяется в живое практическое дело. Мотористка т. Куницына до войны обслуживала один мотор. Но ушли на фронт некоторые из мотористов, и она взялась за об­ служивание двух моторов. Тов. Куницына не только отлично справляется с удвоенной на­ грузкой, но еще и находит вре­ мя сбрасывать куски руды с конвейера, тогда как до войны конвейер обслуживал специаль­ но поставленный около него ра­ бочий. Таким образом, тов. Ку­ ницына работает сейчас за троих. Мотористка тов. Крохотина, помимо своей основной обязан­ ности, обслуживает теперь еще и транспортер. НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛИПЕЦКА Ф Служащие главной и цехо­ вых контор станкостроительно­ го завода решили помогать про­ изводству. После своей основ­ ной работы они ежедневно по три часа работают на заводе. Ф Кадровые рабочие подсоб­ ного хозяйства Новолипецкого завода в дни войны значительно повысили производительность труда. Рабочие тт. Кочер- гии, Жихарева, Уварова, Чиви- кова, Пугачев и ряд других на полевых работах выполняют до двух норм и выше. Ф Слесарно-механический цех горпромкомбината заканчивает июльскую программу. Стаханов­ цы этого цеха кузнецы тт. Вали- хов и Дмитриев и жестянщик т. Петунии выполняют норму на 220 — 230 процентов. В районе И. одна из наших частей разбила крупную немец­ кую группировку. Во время боя был убит фашистский генерал, не успевший удрать. Красноар­ мейцы подобрали генеральский портфель, в котором оказалась документы первостепенной важ­ ности. Их нужно было срочно доставить нашему командова­ нию. За портфелем* отправился капитан Майоров. Во второй по­ ловине дня он вылетел на связ­ ном самолете, который вел пи­ лот Смолянников. Прибыв в часть, капитан по­ лучил портфель. Для сопровож­ дения почты был выделен боец- разведчик Филипенко. Когда солнце клонилось к закату, связ­ ной самолет вылетел обратно. Уже темнело, самолет попреж­ нему шел на бреющем полете и, пересекая изогнутую линию фронта, поровнялся с рощей. Тут капитан отчетливо услы­ шал яростную дробь зенитного пулемета, и тотчас все стихло. Смоляшшков повел самолет на лощину и показал жестом, что намерен садиться. Майоров недоумевал. До ко­ нечного пункта было еще дале­ ко. Машина мягко коснулась земли. Не успел капитан спро­ сить, что случилось, как пилот, повернувшись к нему, тихо и раздельно сказал: — Товарищ капитан, я ранен, полет продолжать не могу. Майоров и Филипенко выпрыг­ нули и заглянули в кабину летчика. Смолянников пытался приподняться, лицо его искази­ лось от боли, и он со стоном произнес: „Не могу...“ Две пули, попавшие в ногу, раздробили кость. Сколько са­ мообладания понадобилось лет­ чику, чтобы в таком состоянии вывести самолет в безопасную зону! Оставив раненого с бойцом, капитан поднялся на пригорок и увидел недалеко очертания хат. Он быстро побежал в село. На улице его встретил пожилой крестьянин. Оказалось, что со­ седние деревни заняты немцами. Три немецких мотоциклиста промчались и по этому селу стреляя вдоль улицы. Маноров кратко рассказал ста­ рику о случившемся, и скоро группа крестьян отправилась к месту посадки самолета. Маши­ ну замаскировали ветвями и се­ ном, а раненого летчика колхоз­ ники взяли к себе, чтобы ук­ рыть его от врагов. Капитан на прощанье поцело­ вал боевого товарища, наказал колхозникам беречь его и в слу­ чае опасности сжечь самолет. Забрав почту, капитан и крас­ ноармеец начали пробираться к своим. Они шли оврагами, ро­ жью, перелесками, каждую ми­ нуту рискуя натолкнуться на противника. Спустилась ночь. Пошел дождь. Путники решили до­ ждаться утра. Устроившись под развесистой елью, деряса ору­ жие наготове, они не смыкали глаз, пока не забрезжил рассвет. — Пошли дальше,—сказал ка­ питан. Двинулись. Пересекая ржаные поля, в нескольких десятках метров от себя они заметили противника. Филипенко пополз на разведку. Вскоре он возвратился и шо- потом доложил: — Товарищ капитан, их толь­ ко семь. Вот бы ударить, всех бы перебили. Искушение было велико, но нельзя было подвергать случай­ ностям почту. Пройдя под самым носом фа­ шистских солдат, связные бы­ стро спустились в поросший лесом овраг. Рискованное путешествие про­ должалось долго. Наконец, пут­ ники подошли к колхозу, где их радушно встретили крестья­ не. Немцы остались позади. По­ близости находился наш поле­ вой аэродром. На паре быстрых колхозных коней Майоров по­ мчался туда. Скоро с аэродрома к месту посадки Смолянникова отправились два наших самоле­ та. Три самолета взяли курс, указанный капитаном. В штабе считалось, что Майо­ ров погиб, но он вернулся и смог доложить, что важная поч­ та доставлена. К. Тар аданкин. В Ш Т Ы К И ! ГЕ РОИ ОТЕЧЕСТВЕ НН ОЙ ВОЙ Н Ы Ка питан Гастело К На рассвете в июля на раз­ ных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Го­ ворила московская радиостан­ ция, диктор по голосу был ста­ рим знакомым—сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о ге­ роическом подвиге капитана Га- стело. Сотни людей на разных участках фронта повторили это имя. __ Гастело? Да это же о на­ шем капитане. Николай Францевич Гастело был членом большой и дружной семьи сталинских соколов. Это был человек, упорно вос­ питывающий себя на трудно­ стях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось—Николай Га­ стело стоющий человек. Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шелк известности. Во время боев 1939—40 г. он разведывал, бом­ бил. Он перевозил раненых. Он все мог, все умел, на все у не­ го хватало сил. воздуха бистро узнают друг о друге! Последний подвиг капитана Гастело не забудется никогда. Это не фраза. Подвиг его не Кто знал его прежде, до сих забудется, потому что будет пор помнит, как однажды приш­ лось ему везти тридцать чело­ век раненых. Путь пролегал над хребтом, погода капризни­ чала, над перевалом неистов­ ствовал грозовой шквал. Пытаясь пробиться к месту назначения, Гастело едва не задевал самолетом вершины гор. И тут на беду „отказал" один из моторов. Ну, что же, гибель? Но он не захотел сдаться да­ же перед явною неизбежностью. Он попробовал набрать высоту. Он набрал ее. Он взял перевал. Приземлившись, Гастело сам удивился тому, что сделал. В 1939 году он бомбил бело­ финские военные заводы, мосты и ДОТ. В Бессарабии выбрасы­ вал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бо­ яр от грабеяса страны. С первого же дня великой отечественной войны капитан Гастело во главе своей эскад­ рильи громил фашистские тан­ ковые колонны, разносил в пух и в прах военные об'екты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастело уже шла слава в летных частях. Люди повторен сотнями других лет­ чиков, если им придется ока­ заться в столь же безвыходном положении, что и капитану Га­ стело. 3 июля во главе своей эскад­ рильи капитан Гастело сражал ся в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Мото ризованные части противника прорывались на советскую зем­ лю. Огонь нашей артиллерии и авиации сдерживали и останав­ ливали их движение. Ведя бой, Гастело не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоп лений, сгрудившиеся бензино­ вые цистерны говорили о за­ минке в боевых действиях врага И бесстрашный Гастело про­ должал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Гастело сде­ лал все, чтобы сбить пламя, но это не удалось! Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, за пятой врагом, сдаться в по стыдный плен? Пет, это не вы ход. И капитан Гастело не отсте гивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит ов огненный комок своего самоле­ та. Огонь уже возле летчика Но земля близка. Глаза Гастело, мучимые огнем, еще видят, опа­ ленные руки тверды. Умираю­ щий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот как закончится сей­ час жизнь—не аварией и не пленом, —подвигом. Машина Гастело врезается в „толпу" цистерн и машин—и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются враже­ ские цистерны. Запомним имя героя капитана Николая Францевича Гастело. Его семья потердла сына и му­ жа, семья, родина приобрела героя. Среди бессмертных ста­ линских соколов навсегда оста­ нется подвиг человека, отдав­ шего свою жизнь до последнего дыхания своей родине, своему народу. П. Крылов, П. Павленко. В районе селения Ф. спустил­ ся фашистский парашютный десант. Гитлеровцы были во­ оружены автоматическими вин­ товками и ручными пулеметами Ликвидировать вражеский де сайт командование части пору чило подразделению старшего сержанта Овчинникова. По высокой ржи незаметно подползали красноармейцы к врагам. Когда до них осталось всего 20—25 метров, Овчинни ков подал сигнал. С криком „ура“ подразделение бросилось в штыки. Удар был таким стре­ мительным, что фашисты не вы­ держали. Часть немцев была уничтожена, часть сдалась плен. На этом же участке группа советских танков и два взвода пехоты получили приказ выбить батальон немцев, закрепивший­ ся на оборонительных позициях Враг окопался на опушке ле­ са. С флангов у него были со­ средоточены орудия и крупно калиберные пулеметы. По этим- то огневым точкам и ударили наши танки. Следовавшая за танками пехота под командова­ нием лейтенанта Белявского не­ прерывно вела огонь, а подо­ бравшись на близкое расстоя­ ние, бросилась в штыковую атаку. С возгласом: „За родину! За Сталина!“ грозной лавиной хлынули бойцы на врага, опро­ кинули его и выбили со всех оборонительных участков. Многочисленные примеры убе­ дительно говорят о том, что комбинированные атаки танков и пехоты, завершаемые штыко­ вым ударом, парализуют врага. В рукопашном бою победа всег­ да остается за Красной Армией. Возле селения II. немцы за­ няли господствующую над местностью высоту и тормозили продвижение наших войск. Сер­ жанту Альжапарову было по­ ручено атаковать высоту. На­ ступление группы Альжапарова поддерживало наше противо­ танковое орудие, метко стре­ лявшее по пулеметным гнездам противника. Фашисты отчаянно сопротивлялись. Все простран­ ство перед высотою прострели­ валось их ружейным и пуле­ метным огнем. Но бесстрашные советские бойцы продвигались все ближе и ближе. Первым бросился в атаку командир. За ним, крепко сжи­ мая в руках винтовки, бежали бойцы. Немцы выскочили из окопов. Началась схватка. Она была короткой и губительной для врага: ни один из фаши­ стов, защищавших первую ли­ нию окопов, не остался в жи­ вых. Вторая линия немецких око­ пов держалась крепче, и под­ бираться к ней было значитель­ но труднее. Но и здесь грозный штыковой удар решил исход боя. Высота была занята, при­ каз выполнен. Действ у ющая армия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz