Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

КОМ СОМОЛЬЦЫ В АВАН ГАРДЕ Комсомольская организация меха­ нического цеха завода «Свободный «окол» (секретарь тов. Стукалов) насчитывает в своих рядах 25 чле- ю в . Жизнь в атой организации бьет ключом. Комсомольцы быстро откли­ каются на происходящие события в нашей стране, на заводе, в своем це­ хе. инициатива каждого быстро под­ хватывается всей организацией. Как только было передано сооб­ щение о созыве XVIII партийной конференции, секретарь организа­ ции тов. Стукалов созвал собрание, рассказал на »том собрании о зада­ чах комсомольцев в социалистиче­ ском соревновании имени XVIII пар­ тийной конференции, поставил пе­ ред каждым из них конкретные ус­ ловия. На собранна комсомольцы обяза­ лись выполнять план на 150 ыроц., п каждый стал энергично бороться за выполнение этого обязательства. Результаты этой борьбы налицо. С первых же дней почти все члены ВЛКСМ стали давать по полторы- две нормы Так, за первую декаду января т Скуратов выполнил произ­ водственное задание на 220 про­ центов, т. Ростовцев—на 210 проц. т. Головкин —на 152 проц , т. Ягод- никын —на 1*0 проц. Каждый комсомолец заботится не только о себе, но и о товарище, о его работе. В первые дни соревнова­ ния отставали тт. Мании, Губанов, Беляев и Алексеев. Тов. Стукалов 2У декабря 1940 года собрал комсомоль­ ское собрание. На собрании передо­ вые комсомольцы поделились опы­ том своей работы. Это принесло пре­ красные результаты. Отстающие стали теперь выполнять план на 120 проц. и больше. Так органи заци я,разви вая и под­ держивая инициативу каждого ком­ сомольца, завоевывает авторитет у рабочих. Опыт передовых комсо­ мольцев передается всем рабочим, всему коллективу. Все комсомольцы являются не только замечательными производ- ствениками, но и прекрасными аги­ таторами. Они ведут среди рабочих беседы, читки, знакомят их с теку­ щими событиями. По инициативе комсомольцев в цехе три раза в месяц выпускается стенная газета. В ней они пишут об успехах ц< ха, пишут о недостатках, мешающих росту производительности труда, улучшению качества продукции. И. К о в о и ы х и н . СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ СТЕНГАЗЕТ И РАБКОРОВСКОГО АКТИВА На-днях па Поволипецком заводе, состоялось совещание редакторов степных газет и рабкоровского ак­ тива. Совещание заслушало отчет о работе многотиражной газеты «За чугун». Выступавшие резко крити­ ковали редакцию за то, что опа мало пишет о стахановцах, об их опыте работы. Совещзпие обсудило также воп­ рос о задачах стенных газет в со­ циалистическом соревнования име­ ни XVIII партийной конференции и наметило по этому вопросу кон­ кретные мероприятия. Выборы депут атов в Верховный Совет СССР в новых советских республиках и областях 12: января 1941 г. На снимке: крестьяне Саласпильской волости, Латвийской ССР (слева направо): А. Якобсон, К. Калныньш и П. Реньгитнс голосуют па избирательном участке № 172/40. Фото Д. Чернова и Я. Крпевиныи (Фото ТАСС). Партийная жизнь Партбюро отчитыва ется о вы полнении решения партсобрания Накануне ленинских дней 14 января на собрании первич­ ной парторганизации црп Липецком райкоме В 1 Ш( 6 ) секретарь партбюро тов. Забоев сделал доклад о том, как партбюро выполняло решение отчетно-выборного партсобрания от 25 марта 1940 года. В своем докладе тов. Забоев от­ метил, что решение собрания вы­ полняется удовлетворительно. Парт­ организация за этот период идейно и политически значительно окрепла, улучшила работу по политическому воспитанию коммунистов. Вместе с этим партбюро имеет еще ряд существенных недостатков. Оно слабо руководило доброволь­ ными обществами, месткомом проф­ союза п комсомольской .ор гани за­ цией. Партбюро недостаточно требо­ вало от коммунистов своевременно­ го выполнения партийных поруче­ ний. В парторганизации имели ме­ сто случаи срыва партийных соб­ раний и т. д. Собрание резко критиковало чле­ нов партбюро, отвечающих за ра­ боту М0ПР и Союза воинствующих безбожников —организаций, которые работают еще плохо. Партбюро не­ достаточно вело воспитательную ра- бвту среди комсомольцев. В резуль­ тате некоторые зз них не работают над собой, не повышают сэоего по­ литического и культурного уровня. К таким комсомольцам относятся тт. Стукалива (технический секре­ тарь отдела пропаганды и агитации), Булатова (секретарь комсомольской организации), Максимова (зав. биб­ лиотекой парткабинета). Они Есе еще изучают 1—11 главы «Краткого курса истории ВЬ'П(б)», не проявля­ ют активности в работе. Как о хорошем примере на соб­ рании говорйлось о тех коммуни­ стах, которые успешно овладевают большевизмом, регулярно читают политическую и художественную литературу, следят за международ­ ными событиями и событиями в нашей стране. К таким товарищам относятся Бурындин, Куликов К., Куликов В., Ермоченко, Чеботарев, Извеков и др. Повышая свои поли­ тические знания, они смелее стали решать практические задачи, их практическая работа стала значи­ тельно лучше. Собрание прошло на высоком идейно-политическом уровне, при активном участии коммунистов в обсуждении поднятых вопросов. П. С т о л я р о в . Па всех предприятиях и в уч ­ реждениях Липецка 20 января со­ стоятся траурно-торжественные собра­ ния, посвященные памяти Владимира Ильича Ленина. Траурно-торжеетвепное собрание рабочих, служащих п интеллигенции города состоится 21 января, в го­ родском театре. На этом собрании тов. Федорова сдма*т доклад «17 лет без Ленина —по ленинскому пути, под руководством Сталина». Затем будет показана лучшая художест­ венная самодеятельность рабочих и служащих города. Горком ВКИ(б) выделил 56 док­ ладчиков. Докладчикам ибеседчикам даны темы докладов к ленинским * Партийно* бюро Новолипецкого завода развернуло подготовку к ле­ нинским дням. Выделено двенадцать докладчиков, которые готовятся выступить с докладами на темы: «Клятва това­ рища Сталина о выполнении ленин­ ских заветов», «Социалистическое соревнование и производительность труда», «Коммунистическое Боепи­ тание трудящихся» и другие. Бесе­ ды и доклады будут проведены в цехах, в общежитиях рабочих и дням; подобрана художественна:! литература о Ленине. В городском парткабинете прове­ ден инструктивный доклад «17 лет без Левина—по ленинскому пути». Там же организована выставка про­ изведений Владимира Ильича и еже­ дневно проводи сея консультация для товарищей, выделенных доклад­ чиками на торжественпо-траурных собраниях и для проведения бесед в цехах и общежитиях. 21 и 22 января в городском ки­ нотеатре будет демонстрироваться картина «Будем как Ленин». В фойе кинотеара городской партка­ бинет организует выставку, посвя­ щенную жизни и революционной деятельности великого вождя. » * учащихся ремесленного училища 20 и 21 января. 21 января в заводском клубе состоится торжественно-траурное собрание рабочих и служащих за­ вода, на котором секретарь парт­ бюро топ. Михалевский сделает до­ клад «17 летбез Ленина—по ленин­ скому пути, под руководством Сталина». Затем будет показана кинокартина и выступят кружки художественной самодеятельности. Чтецы готовят отрывки из произ­ ведений, посвященных В. И. Ленину. Приписка молодежи к призывным участкам С 5 янтаря Липецкий городской вое&комат проводит приписку к при­ зывным участкам молодежи 1922 го­ да рождения и учащихся последних классе* средних учебных заведений, рождения 1923 года. Еще задолго до того, как был из­ дан нрикда о приписке, в военкомат со всех предприятий города без кон­ ца зкоянли по телефону молодые патриоты . Одни просили сообщить— когда будет приказ о приписке, дру­ гие запраш ивали—скоро ли военный комиссариат примет на учет тех, возраст которых позволяет осущест­ вить желание стать бойцом нашей доблестной Красной Армии. Молодые патриоты нашей родины являются на приписные пункты уже владеющими разными воен­ ными специальностями. В процессе своей работы на производстве или учебы в школе многие из них ов­ ладели знаниями всего комплекса военного обучения в Осоавнахиме. К звркмер, допризывник тов. Мусин (завод «Свободный сокол») имеет оборонные значки ВС, ГТ0, ГСО, НВХ0, он--ворошиловский всадник и пулеметчик, Тт. Ярцев, Шацких, Йилованов II. С., Евтихов также пме»т по 4 оборонных значка и каждый из них продолжает овладе­ вать новыми военными специально­ стями. Допризывники тт. Леликов, Степанов, Шеховцов имеют по 4 оборонных значил. Тт. Меринов, Хри­ пунов, Миловано» М. П., Зотов, Ры ­ бин, Фабричных и ряд других товари­ щей сдали нормы на 3 оборонных значка. Все они принимают участие в подготовке к всесоюзному комсо­ мольскому лыжному кроссу. Придя на приписной пункт, мо­ лодые патриоты заявляю т, что они уже избрали военную специальность и желают быть: одни—моряками, другие—танкистами, третьи—артил­ леристами. Приписная комиссия, учитывая стремления молодежи и приобретенные ею навыки в воен­ ной подготовке, делает предвари­ тельное назначение допризывников в соответствующие их выбору роды войск. Наряду со всеми, в этом году проходят припискам к призывным участкам и молодые граждане Бес­ сарабии и Северной Буковины, кото­ рые осенью текущего года также! будут призваны в ряды РККА. Но и молодежь, которая еще ке достигла приписного возраста, так­ же не хочет отставать от своих товарищей и стремится попасть % этом году в ряды Красн Й Армии.. Например, ученик 10 класса школы Л» 2 В. П. Семевов в заявления на имя военного комиссара пишет: «М о й год рождения 1924, но я в 1941 году заканчиваю 10 Й класс. Так как 18 лет мне исполняется в апреле 1942 года, то я призыву в этом году не подлежу. Желая поел» окончания 10 класса вместе со сво­ ими товарищами быть призванным в ряды Красной Армии, служба * которой является почетной обязавг ностью каждого гражданина СССР, прошу комиссию призвать меня до- срочно. Прошу не отказать в моей просьбе и записать ценя к призыву в настоящем 1941 году. Со сво й стороны обещаю быть достойны* сыном своей родины». Тов. Семенов —член ВЛКСМ. О» принимает активное участие в воен­ ной игре пионеров и школьников, где является младшим сержантом. Эта замечательная молодежь должна безусловно найти возмож­ ность и все условия для осущест­ вления своего желания овладеть военной специальностью в органи­ зациях Осоавиахима города и пред­ приятий. Чтобы получить почетное аваяи* бойца Красной Армии, допризывни­ ки обязаны все, как один, подгото­ вить себя к вступлению в РККА, изучить оборонное дело так, каН изучили его их передовые товари­ щи. Каждый призывник имеет боль­ шие возможности в Осоавиахим», получить достаточные знания для того, чтобы осенью текущего год* заявить призывной комиссии, что он избрал для себя ту ила другу® военную специальность. Дело чести организаций Осо- авиахима охватить всю молодежь военной учебой с таким расчетом, чтобы к моменту призыва каждый призывник имел по нескольку об*' ронных значков. Ф . Д а в ы д о в . Организация Освода в колхозе В пригородном колхозе имени Сталина создана первичная органи ­ зация Освода. Большую работу по вовлечению в члены обществз Ос- вод провели председатель правле­ ния колхоза тов. Сарафанов и член правления тов. Корнев. Они в те­ чение трех дней вовлекли в орга­ низацию 25 человек. На общем собрании членов общества оба они избрапы членами совета первичной организации. При новой организации Освода создан кружок по изучению военно- морского дела, в который записа­ лось 15 человек. Городской совет Освода выделил инструктора для руководства кружком. 22 января состоится первое занятие. Колхозная молодежь горит же­ ланием изучить основы морского дела и с нетерпением ожидает пер­ вого дня занятий. Общее собрание членов обществ» постановило к празднованию XXIII годовщины Красной Армии увели­ чить число членов общества в дв» раза и вызвать на социалистиче­ ское соревнование первичную орга­ низацию Освода при швейной фаб­ рике № 3. М Д у н а е в . Авторитет учителя В неразрывном процессе обучения и воспитания детей решающая роль принадлежит учителю. Его авторитет является одним из важнейших фак­ торов воспитания сознательной дис­ циплины у учащихся. Учитель- воепитатель часто становится идеа­ лом детей, в нем дети видят «соеди­ нение всех добродетелей» (Добролю­ бов). Характерная особенность педаго­ гической профессии состоит в том, что учитель имеет дело с человеком в период его физического, нравствен­ ного и умственного развития. На кого устремляется сотня любопыт­ ных глаз? Кому чаще всего подра­ жают дети? О ком они чаще всего упоминают? Учитель—постоянно в центре вни мания детей, особенно в их раннем возрасте. Под его руководством обу­ чается и воспитывается советский школьник. Поэтому вопрос о педа гогпческом значении личного приме­ ра учителя имеет актуальное зн а­ чение На совещании учптелей-отлични ков тов. Калинин говорил об особен ностях учительской профессии. «В работе учителя много трудностей и велика ответственность учителя. Ми­ ровоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению—так или иначе влияют на всех учеников». Роль советского учителя ни в ка­ кой степени не может сравниться с следний был далек от учеников, от их интересов. Он являлся проводни­ ком буржуазной морали и тех иска­ женных знаний, которые школа да­ вала п сейчас дает в буржуазных странах. Советский учитель—друг советской детворы. Это— воспитатель, сочетающий любовь и заботу о школь­ нике с требовательностью и стро­ гостью. Я провел письменную работу сре­ ди учащихся 10 классов, в которой они имели возможность высказаться об авторитете учителя. Эти выска­ зывания дают представление о том, какими качествами, по мнению уча­ щихся, должен обладать учитель, почему дети считают того или ино го учителя любимым, какое влияние оказывает любимый учитель на де­ тей и в чем оно проявляется. Из пятидесяти учащихся ни один не сказал об учителе ничего плохого. Наоборот, лишний раз можно убе­ диться, насколько детям нравится профессия педагога, как высоко они ставят назначение учителя. Учени­ ца Ф. пишет, что учителю, которо­ го уважаешь, «стыдно не пригото­ вить н не ответить урок, потому что огорчишь его». Большим авторитетом и уважени­ ем пользуются у педагогов и уча­ щихся школы № 1 заслуженная учи­ тельница республики А. Ц. Расска­ зова, учитель физики В. П. Попов. У этих учителей очень редко бы- ролью учителя старой школы. По- 1 вает, чтобы их ученик не выучил урока. Как же они достигла таких результатов? Всякое преподавание должно быть доходчивым, урок не должен быть сухим и его, где это возможно, сле­ дует иллюстрировать наглядными пособиями. Учитель обязан сообщить учащимся много интересного по пред­ мету, чего они не встретят в учеб­ нике. Вот почему ученик 3 пишет: «Как хорошо иногда запоминаются уроки, если учитель расскажет что- нибудь дополнительно, чего пет в учебниках». Ученик должен получпть четкие ответы на свои вопросы. Пи один любознательный детский вопрос не надо оставлять без ответа. В этом также заключается авторитет учите­ ля. Нам, воспитателям, никогда не надо забывать слова Добролюбова: «Самое несчастпое отношение между учителем и учеником то, когда в них закрадывается сомнение отно­ сительно познаний учителя». Впечатление от первых уроков учителя у учащихся создастся бук­ вально через несколько дней, и ав­ торитет учителя во многом зависит от того, как успешно были прове­ дены им эти уроки. Ученик И. пи­ шет: «Отношения между учителем и учеником создаются сразу же после нескольких двей знакомства. Впечат­ ление о себе учитель создает в боль­ шей степени своим поведением, от­ ношением к учащимся, простотой и ясностью изложения материала». Школьники придают большое зна­ чение плановости урока, умению учителя вести урок продуманно. По плану ли учитель ведет урок, не теряется ли он, уложился ли он во времени, не комкается ли материал пз-за спешки? Аккуратность учите­ ля, его готовность ответить на во­ просы по теме, умение не допускать ничего лишнего на уроке, все рас­ планировать оказывает большое вос­ питательное влияние на учеников, приучает детей быть во всем акку­ ратными. Ученица Б. пишет: «Мне нравится в учителе отношение его к делу, четкое выполнение им плана, построение урока». Положительно влияет на детей спокойный тон учителя. Доказано, что в каждом случае дело выигры ­ вает от спокойного и продуманного его выполнения. Учителям прихо­ дится сталкиваться с нарушителями дисциплины, с нерадивыми учащи­ мися. Учителю в обращении с ни­ ми никогда не следует терять само­ обладания, надо умело держать се­ бя, не распускаться. В спокойствии и в требовательности учащиеся ви­ дят положительные качества учите­ ля. Ученик Ж. пишет по этому по­ воду так: «Хорошее качество учи­ теля—его спокойствие. Когда учи­ тель спокоен, это очень хорошо дей­ ствует на учеников, они так же спо­ койно и лучше отвечают урок». Культура учителя - воспитателя должна стоять на высоком уровне. Костюм, чистота, опрятность, куль­ турная и совершенно грамотная речь учителя также обеспечивают его авторитет и в положительном смысле влияют на учащихся. Нече­ го греха таить—с этим делом у нас не всегда благополучно. Еще встречаются учителя неряшливого вида и с неряшливой речью. Уче­ ник Б. пишет: «Нравится хорошее развитие речи учителя. Иногда да­ же неинтересный урок по содержа­ нию, благодаря хорошей речи учи­ теля, становится интересным». Уче­ ница X. добавляет: «Учитель должен быть всегда опрятен, так как ма­ лейший недостаток в его туалете резко бросается в глаза». Для завоевания учителем любви, авторитета и уважения у молодежи имеет большое значение строгость и требовательность педагога. «Я утверждаю, что не может быть воспитания, если нет требования. Требование не может быть половин­ чатым. Оно должно быть больше­ вистски предельным, доведенным до возможного предела. Эта организация требования, ко­ нечно, очень трудная вещь, но она вовсе не требует какой-то особой воли, как многие думают... В боль­ шинстве случаев бывает так, что достаточно просто выразить реши­ тельное, не ломающееся, н е гнущее­ ся требование, чтобы дети вам ус­ тупили и поступили так, как вы хотите. Тут есть некоторая доля внушаемости и некоторая доля со­ знания того, что вы правы. Все в дальнейшем будет зависеть от ва­ шего интеллекта»,— пишет А. С. Макаренко. В таком понимании от учителя и воспитателя требуется проявление требовательности и к самому себе, и к своей работе. В этом его посто­ янная забота об учащихся. Учени­ ца Т. пишет: «Без строгости нет дисциплины, да и не так уроки го­ товишь, не чувствуешь ответствев- ности». II дальше: «Строгий учитель, по-моему, тот, который всегда тре­ бует самого тщательного исполнения домашнего задания. Строгость толь­ ко полезна». Такие взгляды ученИ' ков лишний раз показывают, кай неправы родители, которые так су­ дят об учителе: «Он потребовал о* сына выучить урок, повысил голос и поставил плохую отметку,—зна­ чит учитель груб» и пр. На поставленный вопрос—ка­ кие стороны поведения учителя луч­ ше всего воспринимаются, ученики дали интересные ответы. Одни хо­ тят перенять у учителя историй «ясность мысли и взглядов», «тру-, долюбие», другие хотят заимство­ вать у учителя физики «точность, аккуратность, он ничего не путае* и но ошибается». Некоторые хотя* научиться у учителей «способном* прекрасно знать коллектив учащих­ ся, знать его слабости и стремле­ ния». Во всех работах ученики выска­ зали пожелание перенять какие-ли­ бо качества любимого учителя, й большинство учащихся хочет обл»' дать знаниями в той же мере, * какой ими обладает учитель. Каждый учитель и воспитатель, анализируя свою работу, ее успех* и ошибки, должен добиться проч­ ного и незыблемого авторитета У учащихся. Авторитет учителя обес­ печит высокую дисциплину, за ко­ торую так упорно борются школЫ'< Н. Миронов, заведующей учебной частью школы № 1 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz