Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

’>г*л.л+чы • !У'Г 3 лет ео д ня смерти Л. М , Горьк ог о Л ЕНИН и ГОРЬКИЙ Последние дни видно было из газет, что уходят силы у Алек­ сея Максимовича. И невольно вспоминалось прошлое. Влади­ мир Ильич очень любил Горько­ го как человека. „Милый он па­ рень", -гов ори л Ильич про Алек­ сея Максимовича. Очень любил он „Мать“, „На дне“, нравились ему песни о Соколе и Буревест­ нике, любил он такие вещи, как „Страсти-мордасти", „Двадцать Шесть и одна", „Мои универси ­ теты". Любил Ильич то, что пи­ сал Горький о рабочих ,о город­ ской бедноте, видел, как нена­ видит Горький всякий гнет, эксплоатацию, пошлость, ценил Горького как человека, безгра­ нично преданного делу револю­ ции. Любил Ильич говорить с Горьким о том, что его самого волновало. У меня хранится одно письмо Горького, которым я особенно Дорожу. Эго—письмо с Капри от 16 мая 1930 г. В этом письме Горький вспоминает и свои раз­ говоры с Ильичом. Пишет он, что не спал всю ночь, вспоминая Ильича, и добавляет: Очень ярко вспоминался ви­ зит мои в Горки летом, кажет­ ся, 20-го года,жил я в то время вне политики, по уши в „бы­ ту" и жаловался В. И. на за силие мелочей жизни, гово­ рил, между прочим, о том, что, разбирая деревянные до ма на топливо, ленинградские рабочие ломают рамы, бьют стекла, зря портят кровель­ ное железо, а у них в домах крыши текут, окна забиты фа­ нерой и т. д. Возмущала ме­ ня низкая оценка рабочими продуктов своего же труда „Вы В. И., думаете широки­ ми планами, до Вас эти мело­ чи не доходят**. Он—промол­ чал, расхаживая по террасе, а я— упрекнул себя:иаирасно надоедаю пустяками. А после чая пошли мы с ним гулять и он сказал мие: „Напрасно думаете, что я нс придаю зна­ чения мелочам, да и не ме­ лочь это—отмеченная вами не­ дооценка труда, нет, конечно, не мелочь: мы бедные люди и должны понимать цену каждо­ го полена и гроша. Разруш е­ но много, надобно очень бе речь все то, что осталось, что необходимо для восстановле­ ния хозяйства. Но—как обви нишь рабочего за то, что он еще не осознал,что он уж е хо­ зяин всего, что есть. Сознание это явится не скоро и может явиться только у социалиста**. Разумеется, я воспроизвожу его слова не буквально, а— по смыслу. Говорил он на эт у -тему весьма долго и я был изумлен тем, как много он видит „мелочей" и как по­ разительно просто мысль его восходит от ничтожных быто­ вых явлений к широчайшим обобщениям. Б еседуя со мной на Капри о литературе тех лет, замеча­ тельно метко характеризуя пи­ сателей моего поколения, б ес ­ пощадно и легко обнажая их сущность , он указал и мне на некоторые существенные недостатки моих рассказов, а затем упрекнул: „Напрасно дробите опыт ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу в какой-ни­ будь большой роман". Я ска­ зал, что есть у меня мечта написать историю одной семьи на протяжении 100 лет, с 1813 г., с момента, когда от­ страивалась Москва и до на­ ших дней. Родоначальник, семьи—крестьянин, бурмистр, отпущенный на волю помещи­ ком за его партизанские под­ виги в 12 году , из этой семьи выходят: чиновники, попы, фабриканты, петрашевцы, не- чаевцы семи- и восьмидесят­ ники. Он очень внимательно слушал , выспрашивал, потом сказал: „Отличная тема, ко­ нечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но—не вижу: чем вы ее кончите. Кон- ца-то действительность не дает. Нет, это надо писать пос­ ле революции, а теперь что-ни­ будь вроде „Матери" надо бы". Конца книги я, разумеется, и сам не видел. Вот так всегда он был на удивительно пря­ мой линии к правде, всегда все предвидел, предчувствовал**. Я не знаю, работал ли Алек­ сей Максимович над тем рома­ ном, который он задумал в го­ ды реакции на Капри. Октябрь скал социалистическая револю­ ция и перестройка всего наше­ го общественного уклада на со­ циалистических началах дали ответ, чем можно было бы за­ кончить задуманный роман. Массы мыслят живыми об­ разами, и художественная ли­ тература—важнейший участок социалистической стройки. Мно­ го сделал Алексей Максимович на этом участке. Об этом рас­ скажут товарищи, расскажут массы, которым все ближе бу ­ дут становиться его произведе­ ния. Эти произведения будут все вновь и вновь растить мо­ лодые кадры художников слова. Н. Крупская. .Правда* от 18/У1—1936 г. МЫСЛ И А. М. ГОРЬНОГО „Надо любить человека, надо уметь ценить человеческое"4. * „Т ру д и наука —выше этих двух сил нет ничего на земле"". * „ Превратить слово в дело го раз до т ру днее, чем дело в сло­ во". * „Г ероическое дело т ребует героического слова". * „Не уме я ненавидеть, невоз­ можно иск ре нне любить". „Если враг не сдастся—его уничтожают Ба рство—как оспа... и выз до­ ровеет человек , а знаки остают­ ся". * „Человек —вот п рав да!" * „Чело век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жа­ леть... не унижать его жа­ лостью... уважать надо!" * „Всякая работа требует мас­ тера." * „Все истинно мудрое — прос­ то и понятно." * „Человек по натуре своей — художник: он всюду, так или ина­ че, стремится вносить в свою жизнь красоту." * „Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!" * „Кто слаб душою... и кто живет чужими соками,—тем ложь нужна... одних она поддер­ живает, другие—прикрываются ею... А кто—сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужо­ го, зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Прав­ да—бог свободного человека." * „Мы—дети солнца! Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мыс­ ли, освещая мрак наших недо­ умений, оно—океан энергии, кра соты и опьяняющей душу ра­ дости!" А. М. Горький читает 11 октября 1931 г. тт. Сталину, Молотову и Ворошилову свою сказку .Девушка и смерть*. Сзади А. М. Горького стоит его сын Максим Пешков- (Репродукция с картины работы худож­ ника А. Н. Яр-Кравченко). Репродукция Г. Широкова (Фотохроника ТАСС). ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ Бессмертный Горький Алексей Максимович Горький ^-величайший писатель челове­ чества, трибун революции — прожил большую жизнь, полную °громных творческих дел , не­ устанного служения революции Иинтересам трудящ и хся . В своих замечательно прав­ дивых художественных произ­ ведениях, в своих ярких пуб­ лицистических статьях Горький "свидетель страшных лет эпо­ хи царизма—запечатлел, по его «е словам, „свинцовые мер­ зости" старого общества и про­ вес через самые тяжкие годы Реакции светлую веру в чело­ чка, достойного лучш ей жиз­ ни. Горький вступил в литерату­ ру в 90-х годах—в эпоху бур ­ ного роста капитализма в Рос- сни, под'ема рабочего движения н широкоявфазвития марксист­ ских кружков. Первые расска Горького, их высокая рево­ люционная романтика, непокор Пий, дерзкий, мятежный герой его произведений— были про- тИвопоставлены звериному, ме­ динскому быту царской Рос- Сии и выразили в худож ествен и°-образной форме нарастаю­ щую силу революции и проле­ тариата, активные и героиче- "Не настроения передового, | Рабочего класса. Горький быч буревестником При слове „человек",— во с -|ци я в России , открывшая но- клицал гениальный Горький,— I вую эру в истории человечест- в моей груди словно солнце за­ горается! Великий гуманист, он искрен­ не, с глубокой любовью и необы­ чайным благоговением прекло­ нялся перед Человеком —„са­ мым великим чудом мира и творцом всех чудес на земле". Горький свято верил в твор­ ческие силы Человека, в бога­ тырскую мощь народа. Тесно связанный с народными масса­ ми, он еще в тяжкие годы ца­ ризма видел, как расправляет могучие плечи новый человек- рабочий, как в недрах само­ державного строя растет и креп­ нет исполин, призванный сва­ лить и растоптать мир рабства и изуверства. И каким торжеством для вер­ ного сына своего народа яви­ лась социалистическая ревэлю - Щ в .Ж!- „ революции, пропа­ гандистом социа­ лизма. Горячая мечта о сильных, смелых, гордых людях при­ вела Горького к романтике его ранних сказок-легенд („Старуха Изергиль", „Песня о соколе", „Песня о Буревестнике"). Насы­ щенные духом протеста против мерзостей собственнического быта, эти рассказы, зажигав­ шие в людях чувство мужества, готовность к борьбе за ниспро­ вержение строя эксплоатаго- ров, явились художественными прокламациями, создали исклю­ чительную популярность писа­ телю в годы, предшествующие первой русской революции 1905 года. Глубокой верой в грядущую победу социализма проникнуты все произведения Горького, на­ писанные до дней Октября. Одна из центральных тем горьковского творчества—худо ­ жественное изображение путей капитализма, внутренних тен­ денций его развития, несущих в себе неизбежность его гибели („Фома Гордеев**, „Городок Оку- ров" и др .). В своей большой повести „Трое**, написанной тотчас же после революции 1905 года, в пьесе „Враги" Горький сталкивает два мира—мир экс- плоататоров и мир рабочих—и предрекает решительную побе­ д у пролетария в их грядущей схватке с „хозяевами жизни**. Вслед за пьесой Горький на­ писал свой знаменитый роман „Мать", столь тепло оцененный ва! В рабочем классе новой Рос­ сии он видел родоначальника нового человечества и совер­ шенно нового отношения к миру. До конца дней своих он не уставал воспевать человека труда , его всемирно-истори­ ческую созидательную деятель­ ность. Но Горький умел не только любить. Он столь же сильно умел и ненавидеть. Ненавидеть во имя любви. Его могучий ра­ зум и большие чувства страст­ но восставали против темных сил гибнущего мира, против ка­ питализма с его волчьими зако­ нами, с его насквозь фальшивой „моралью" и внутренним опус­ тошением человеческой лично­ сти. „Гуманизм пролетарский ,— убеждал Горький,—требует не­ угасимой неиависти к мещан­ ств у , к власти капиталистов, его лакеев". В мещанстве, как родном от­ прыске гниющего и смердящего капитализма, Горький видел по­ зор и несчастье человечества. Для Горького „мещанство—про­ клятие мира, ово пожирает лич­ ность изнутри, как червь опу­ стошает плод**. В его романах, драмах, пове­ стях, рассказах, публицистиче­ ских статьях и сказках жад­ ность, зависть, жестокость, ли­ цемерие, предательство, ковар­ ство, лень, ложь, клевета—нахо­ дят своего гневного и сурового обличителя. „Мы живем в атмосфере н е­ нависти к нам со стороны ди ­ карей Европы"—писал Горький. „Наша героическая работа вызы­ вает свирепую и ядовитую не­ нависть всемирной буржуазии , дряхлой, бездарной, но богато вооруженной и, более чем всег­ да, способной на всякие преступ ­ ления против рабочего народа". Именно поэтому „нам нужно уметь ненавидеть"—призывает Горький. Именно это обязывает нас, поняв весь всемирный смысл своего грандиозного труда , от­ вечать глубокой ненавистью на ненависть врагов, готовить им решительный, всесокрушающий удар . Так учил свой народ гениаль­ ный художник, мыслитель, боль­ шевик. Его мудрые слова о люб­ ви и ненависти, воплотившие в себя великую заповедь проле­ тарской борьбы, б удут жить в веках до полного торжества тр у ­ да и разума во всем мире. И. Викторов. А. М. Горький в Сорренто, 1931 год. Лениным. В этом романе Горь­ кий раскрыл замечательные об­ разы рабочих - большевиков, показал превращение темной, забитой женщины в героиче­ ского революционного борца и с исключительной глубиной вскрыл силу идей социализма, их значение для революционно­ го пробуждения рабочих масс. В годы предшествующие Ве­ ликой Октябрьской социали­ стической революции Горький со здает свои автобиографиче­ ские повести: „Детство", „В людях". Это не только детально рассказанная, жуткая по своему содержанию, художественная автобиография. Это гневное об­ личение царской России , всего политического, социального и бытового строя , ею порожден­ ного, ею охраняемого. Это—суро ­ вый приговор капиталистиче­ ской системе. Это—повесть о жестоких обидах, об обмане и издевательстве над человеком, о „множестве заразной грязи" и „ядовитых отравах жизни" — о всех подлостях самодержав­ ной российской действитель­ ности. Но э т о—не безнадежные картины, притупляющие радо­ стные надежды человека; они полны большой веры в челове­ ка, в неисчерпаемые силы на­ рода. Ведущий герой этих по­ в естей—сам Горький, с его сознанием, что „подлая" и „оскорбительная" действитель­ ность должна быть сокрушена, сокрушена во что бы то ни стало, что человек может и дол­ жен сломать все преграды, сто­ ящие на пути к жизни справе­ дливой, светлой и красивой. Художник неотделим в Горь­ ком от революционера,—вот по­ чему новая эпоха—эпоха Вели­ кого Октября, явилась органи­ чески и еще более углублен ­ ным продолжением его деятель ­ ности во имя торжества соци ­ ализма. И в советские годы Горький считал своей основной художественной задачей, по его же собственным словам, от­ служить „панихиду" старому миру, „добить старинку со всей ее красивенькой и отвратитель­ ной гнилью". Эту „старинку" Горький „добил" в автобиогра­ фической повести „Мои универ ­ ситеты", в романе „Дело Арта­ моновых", в котором на приме­ ре трех поколений одной семьи показал историю российского капитализма, процесс его загни­ вания и неизбежную победу его могильщика—пролетариата; в пьесах „Егор Булычев и д р у ­ гие", „Достигаев и другие", где он раскрыл последние стра­ ницы истории русской б ур ­ жуазии , показал ее идейный кризис, обреченность класса эксплоататоров; в грандиозной четырехтомной эпопее „Жизнь Клима Самгина", посвященной всесторонней характеристике типичного бурж уа , трусливого мещанина, интеллигента - либе­ рала, который в поисках наи­ более независимого, удобного и спокойного места в жизни ли­ цемерно примыкает в револю­ ции, а затем предательски из­ меняет ей. Горький, как он сам говорил, ратовал за „прививку" совет­ скому гражданину „оздоровля­ ющей ненависти" к строю прош ­ лого. Он решительно и гневно обличал мещанскую психологию людей, боящихся новизны, пе­ рестройки привычного уклада жизни. И горячо, восторженно, с огромным убеждением Горь­ кий принимал деятельное уча­ стие в социалистическом строи­ тельстве Советского Союза, яв­ ляясь непосредственным бор­ цом за утверждение социализ­ ма в нашей стране. Горький был дружески близок с Лениным и Сталиным. Он часто беседовал с ними, сове­ товался по основным вопросам культуры и строительства. В своих блестящих статьях Горь­ кий раскрывал все величие де ­ ла, проводимого в жизнь гени­ альными вождями революцион­ ного пролетариата. Художественный гений Горь* кого открыл новую эпоху в ИС“ кусстве. Горький был любимым писателем трудящихся всего мира, родоначальником повой, социалистической литературы. Пять лег тому назад от нас ушел Горький. Его неутомимая деятельность, как страстного трибуна революции, певца боль­ шевистских побед, его борьба за дело Ленина—Сталина были не­ навистны прислужникам импе­ риализма, врагам социалистиче­ ской родины—и он был злодей­ ски умерщвлен бандой убийц из право-троцкистского блока. Прекрасные творения Горько­ го, его героический д у х и не­ сокрушимая воля живут сейчас и долго б у д у т жить в челове­ честве. В образе Горького—вели­ кого трибуна, убежденного ре­ волюционера, несгибаемого ста­ линца—в ярких картинах его замечательных художественных полотен мы всегда будем черпать вдохновение для борьбы за рас­ цвет неиссякаемых творческих способностей человека в стране социализма. И в нашей памяти Горький бессмертен. Проф. С. Д . Балухатый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz