Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
’>г*л.л+чы • !У'Г 3 лет ео д ня смерти Л. М , Горьк ог о Л ЕНИН и ГОРЬКИЙ Последние дни видно было из газет, что уходят силы у Алек сея Максимовича. И невольно вспоминалось прошлое. Влади мир Ильич очень любил Горько го как человека. „Милый он па рень", -гов ори л Ильич про Алек сея Максимовича. Очень любил он „Мать“, „На дне“, нравились ему песни о Соколе и Буревест нике, любил он такие вещи, как „Страсти-мордасти", „Двадцать Шесть и одна", „Мои универси теты". Любил Ильич то, что пи сал Горький о рабочих ,о город ской бедноте, видел, как нена видит Горький всякий гнет, эксплоатацию, пошлость, ценил Горького как человека, безгра нично преданного делу револю ции. Любил Ильич говорить с Горьким о том, что его самого волновало. У меня хранится одно письмо Горького, которым я особенно Дорожу. Эго—письмо с Капри от 16 мая 1930 г. В этом письме Горький вспоминает и свои раз говоры с Ильичом. Пишет он, что не спал всю ночь, вспоминая Ильича, и добавляет: Очень ярко вспоминался ви зит мои в Горки летом, кажет ся, 20-го года,жил я в то время вне политики, по уши в „бы ту" и жаловался В. И. на за силие мелочей жизни, гово рил, между прочим, о том, что, разбирая деревянные до ма на топливо, ленинградские рабочие ломают рамы, бьют стекла, зря портят кровель ное железо, а у них в домах крыши текут, окна забиты фа нерой и т. д. Возмущала ме ня низкая оценка рабочими продуктов своего же труда „Вы В. И., думаете широки ми планами, до Вас эти мело чи не доходят**. Он—промол чал, расхаживая по террасе, а я— упрекнул себя:иаирасно надоедаю пустяками. А после чая пошли мы с ним гулять и он сказал мие: „Напрасно думаете, что я нс придаю зна чения мелочам, да и не ме лочь это—отмеченная вами не дооценка труда, нет, конечно, не мелочь: мы бедные люди и должны понимать цену каждо го полена и гроша. Разруш е но много, надобно очень бе речь все то, что осталось, что необходимо для восстановле ния хозяйства. Но—как обви нишь рабочего за то, что он еще не осознал,что он уж е хо зяин всего, что есть. Сознание это явится не скоро и может явиться только у социалиста**. Разумеется, я воспроизвожу его слова не буквально, а— по смыслу. Говорил он на эт у -тему весьма долго и я был изумлен тем, как много он видит „мелочей" и как по разительно просто мысль его восходит от ничтожных быто вых явлений к широчайшим обобщениям. Б еседуя со мной на Капри о литературе тех лет, замеча тельно метко характеризуя пи сателей моего поколения, б ес пощадно и легко обнажая их сущность , он указал и мне на некоторые существенные недостатки моих рассказов, а затем упрекнул: „Напрасно дробите опыт ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу в какой-ни будь большой роман". Я ска зал, что есть у меня мечта написать историю одной семьи на протяжении 100 лет, с 1813 г., с момента, когда от страивалась Москва и до на ших дней. Родоначальник, семьи—крестьянин, бурмистр, отпущенный на волю помещи ком за его партизанские под виги в 12 году , из этой семьи выходят: чиновники, попы, фабриканты, петрашевцы, не- чаевцы семи- и восьмидесят ники. Он очень внимательно слушал , выспрашивал, потом сказал: „Отличная тема, ко нечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но—не вижу: чем вы ее кончите. Кон- ца-то действительность не дает. Нет, это надо писать пос ле революции, а теперь что-ни будь вроде „Матери" надо бы". Конца книги я, разумеется, и сам не видел. Вот так всегда он был на удивительно пря мой линии к правде, всегда все предвидел, предчувствовал**. Я не знаю, работал ли Алек сей Максимович над тем рома ном, который он задумал в го ды реакции на Капри. Октябрь скал социалистическая револю ция и перестройка всего наше го общественного уклада на со циалистических началах дали ответ, чем можно было бы за кончить задуманный роман. Массы мыслят живыми об разами, и художественная ли тература—важнейший участок социалистической стройки. Мно го сделал Алексей Максимович на этом участке. Об этом рас скажут товарищи, расскажут массы, которым все ближе бу дут становиться его произведе ния. Эти произведения будут все вновь и вновь растить мо лодые кадры художников слова. Н. Крупская. .Правда* от 18/У1—1936 г. МЫСЛ И А. М. ГОРЬНОГО „Надо любить человека, надо уметь ценить человеческое"4. * „Т ру д и наука —выше этих двух сил нет ничего на земле"". * „ Превратить слово в дело го раз до т ру днее, чем дело в сло во". * „Г ероическое дело т ребует героического слова". * „Не уме я ненавидеть, невоз можно иск ре нне любить". „Если враг не сдастся—его уничтожают Ба рство—как оспа... и выз до ровеет человек , а знаки остают ся". * „Человек —вот п рав да!" * „Чело век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жа леть... не унижать его жа лостью... уважать надо!" * „Всякая работа требует мас тера." * „Все истинно мудрое — прос то и понятно." * „Человек по натуре своей — художник: он всюду, так или ина че, стремится вносить в свою жизнь красоту." * „Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!" * „Кто слаб душою... и кто живет чужими соками,—тем ложь нужна... одних она поддер живает, другие—прикрываются ею... А кто—сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужо го, зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Прав да—бог свободного человека." * „Мы—дети солнца! Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мыс ли, освещая мрак наших недо умений, оно—океан энергии, кра соты и опьяняющей душу ра дости!" А. М. Горький читает 11 октября 1931 г. тт. Сталину, Молотову и Ворошилову свою сказку .Девушка и смерть*. Сзади А. М. Горького стоит его сын Максим Пешков- (Репродукция с картины работы худож ника А. Н. Яр-Кравченко). Репродукция Г. Широкова (Фотохроника ТАСС). ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ Бессмертный Горький Алексей Максимович Горький ^-величайший писатель челове чества, трибун революции — прожил большую жизнь, полную °громных творческих дел , не устанного служения революции Иинтересам трудящ и хся . В своих замечательно прав дивых художественных произ ведениях, в своих ярких пуб лицистических статьях Горький "свидетель страшных лет эпо хи царизма—запечатлел, по его «е словам, „свинцовые мер зости" старого общества и про вес через самые тяжкие годы Реакции светлую веру в чело чка, достойного лучш ей жиз ни. Горький вступил в литерату ру в 90-х годах—в эпоху бур ного роста капитализма в Рос- сни, под'ема рабочего движения н широкоявфазвития марксист ских кружков. Первые расска Горького, их высокая рево люционная романтика, непокор Пий, дерзкий, мятежный герой его произведений— были про- тИвопоставлены звериному, ме динскому быту царской Рос- Сии и выразили в худож ествен и°-образной форме нарастаю щую силу революции и проле тариата, активные и героиче- "Не настроения передового, | Рабочего класса. Горький быч буревестником При слове „человек",— во с -|ци я в России , открывшая но- клицал гениальный Горький,— I вую эру в истории человечест- в моей груди словно солнце за горается! Великий гуманист, он искрен не, с глубокой любовью и необы чайным благоговением прекло нялся перед Человеком —„са мым великим чудом мира и творцом всех чудес на земле". Горький свято верил в твор ческие силы Человека, в бога тырскую мощь народа. Тесно связанный с народными масса ми, он еще в тяжкие годы ца ризма видел, как расправляет могучие плечи новый человек- рабочий, как в недрах само державного строя растет и креп нет исполин, призванный сва лить и растоптать мир рабства и изуверства. И каким торжеством для вер ного сына своего народа яви лась социалистическая ревэлю - Щ в .Ж!- „ революции, пропа гандистом социа лизма. Горячая мечта о сильных, смелых, гордых людях при вела Горького к романтике его ранних сказок-легенд („Старуха Изергиль", „Песня о соколе", „Песня о Буревестнике"). Насы щенные духом протеста против мерзостей собственнического быта, эти рассказы, зажигав шие в людях чувство мужества, готовность к борьбе за ниспро вержение строя эксплоатаго- ров, явились художественными прокламациями, создали исклю чительную популярность писа телю в годы, предшествующие первой русской революции 1905 года. Глубокой верой в грядущую победу социализма проникнуты все произведения Горького, на писанные до дней Октября. Одна из центральных тем горьковского творчества—худо жественное изображение путей капитализма, внутренних тен денций его развития, несущих в себе неизбежность его гибели („Фома Гордеев**, „Городок Оку- ров" и др .). В своей большой повести „Трое**, написанной тотчас же после революции 1905 года, в пьесе „Враги" Горький сталкивает два мира—мир экс- плоататоров и мир рабочих—и предрекает решительную побе д у пролетария в их грядущей схватке с „хозяевами жизни**. Вслед за пьесой Горький на писал свой знаменитый роман „Мать", столь тепло оцененный ва! В рабочем классе новой Рос сии он видел родоначальника нового человечества и совер шенно нового отношения к миру. До конца дней своих он не уставал воспевать человека труда , его всемирно-истори ческую созидательную деятель ность. Но Горький умел не только любить. Он столь же сильно умел и ненавидеть. Ненавидеть во имя любви. Его могучий ра зум и большие чувства страст но восставали против темных сил гибнущего мира, против ка питализма с его волчьими зако нами, с его насквозь фальшивой „моралью" и внутренним опус тошением человеческой лично сти. „Гуманизм пролетарский ,— убеждал Горький,—требует не угасимой неиависти к мещан ств у , к власти капиталистов, его лакеев". В мещанстве, как родном от прыске гниющего и смердящего капитализма, Горький видел по зор и несчастье человечества. Для Горького „мещанство—про клятие мира, ово пожирает лич ность изнутри, как червь опу стошает плод**. В его романах, драмах, пове стях, рассказах, публицистиче ских статьях и сказках жад ность, зависть, жестокость, ли цемерие, предательство, ковар ство, лень, ложь, клевета—нахо дят своего гневного и сурового обличителя. „Мы живем в атмосфере н е нависти к нам со стороны ди карей Европы"—писал Горький. „Наша героическая работа вызы вает свирепую и ядовитую не нависть всемирной буржуазии , дряхлой, бездарной, но богато вооруженной и, более чем всег да, способной на всякие преступ ления против рабочего народа". Именно поэтому „нам нужно уметь ненавидеть"—призывает Горький. Именно это обязывает нас, поняв весь всемирный смысл своего грандиозного труда , от вечать глубокой ненавистью на ненависть врагов, готовить им решительный, всесокрушающий удар . Так учил свой народ гениаль ный художник, мыслитель, боль шевик. Его мудрые слова о люб ви и ненависти, воплотившие в себя великую заповедь проле тарской борьбы, б удут жить в веках до полного торжества тр у да и разума во всем мире. И. Викторов. А. М. Горький в Сорренто, 1931 год. Лениным. В этом романе Горь кий раскрыл замечательные об разы рабочих - большевиков, показал превращение темной, забитой женщины в героиче ского революционного борца и с исключительной глубиной вскрыл силу идей социализма, их значение для революционно го пробуждения рабочих масс. В годы предшествующие Ве ликой Октябрьской социали стической революции Горький со здает свои автобиографиче ские повести: „Детство", „В людях". Это не только детально рассказанная, жуткая по своему содержанию, художественная автобиография. Это гневное об личение царской России , всего политического, социального и бытового строя , ею порожден ного, ею охраняемого. Это—суро вый приговор капиталистиче ской системе. Это—повесть о жестоких обидах, об обмане и издевательстве над человеком, о „множестве заразной грязи" и „ядовитых отравах жизни" — о всех подлостях самодержав ной российской действитель ности. Но э т о—не безнадежные картины, притупляющие радо стные надежды человека; они полны большой веры в челове ка, в неисчерпаемые силы на рода. Ведущий герой этих по в естей—сам Горький, с его сознанием, что „подлая" и „оскорбительная" действитель ность должна быть сокрушена, сокрушена во что бы то ни стало, что человек может и дол жен сломать все преграды, сто ящие на пути к жизни справе дливой, светлой и красивой. Художник неотделим в Горь ком от революционера,—вот по чему новая эпоха—эпоха Вели кого Октября, явилась органи чески и еще более углублен ным продолжением его деятель ности во имя торжества соци ализма. И в советские годы Горький считал своей основной художественной задачей, по его же собственным словам, от служить „панихиду" старому миру, „добить старинку со всей ее красивенькой и отвратитель ной гнилью". Эту „старинку" Горький „добил" в автобиогра фической повести „Мои универ ситеты", в романе „Дело Арта моновых", в котором на приме ре трех поколений одной семьи показал историю российского капитализма, процесс его загни вания и неизбежную победу его могильщика—пролетариата; в пьесах „Егор Булычев и д р у гие", „Достигаев и другие", где он раскрыл последние стра ницы истории русской б ур жуазии , показал ее идейный кризис, обреченность класса эксплоататоров; в грандиозной четырехтомной эпопее „Жизнь Клима Самгина", посвященной всесторонней характеристике типичного бурж уа , трусливого мещанина, интеллигента - либе рала, который в поисках наи более независимого, удобного и спокойного места в жизни ли цемерно примыкает в револю ции, а затем предательски из меняет ей. Горький, как он сам говорил, ратовал за „прививку" совет скому гражданину „оздоровля ющей ненависти" к строю прош лого. Он решительно и гневно обличал мещанскую психологию людей, боящихся новизны, пе рестройки привычного уклада жизни. И горячо, восторженно, с огромным убеждением Горь кий принимал деятельное уча стие в социалистическом строи тельстве Советского Союза, яв ляясь непосредственным бор цом за утверждение социализ ма в нашей стране. Горький был дружески близок с Лениным и Сталиным. Он часто беседовал с ними, сове товался по основным вопросам культуры и строительства. В своих блестящих статьях Горь кий раскрывал все величие де ла, проводимого в жизнь гени альными вождями революцион ного пролетариата. Художественный гений Горь* кого открыл новую эпоху в ИС“ кусстве. Горький был любимым писателем трудящихся всего мира, родоначальником повой, социалистической литературы. Пять лег тому назад от нас ушел Горький. Его неутомимая деятельность, как страстного трибуна революции, певца боль шевистских побед, его борьба за дело Ленина—Сталина были не навистны прислужникам импе риализма, врагам социалистиче ской родины—и он был злодей ски умерщвлен бандой убийц из право-троцкистского блока. Прекрасные творения Горько го, его героический д у х и не сокрушимая воля живут сейчас и долго б у д у т жить в челове честве. В образе Горького—вели кого трибуна, убежденного ре волюционера, несгибаемого ста линца—в ярких картинах его замечательных художественных полотен мы всегда будем черпать вдохновение для борьбы за рас цвет неиссякаемых творческих способностей человека в стране социализма. И в нашей памяти Горький бессмертен. Проф. С. Д . Балухатый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz