Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
Заводск ой двор Когда речь заходит о культуре на производстве, то многие руко водители предприятий сплошь и рядом имеют ввиду лишь чистоту и порядок в цехе. У нас, мол, полы подметаются, хлам из це хов убрали. А вот о состоянии заводского двора они беспокоятся мало. Здесь сплошь и рядом борь ба за культуру ограничивается уборкой навоза. Между тем за водской двор всем своим видом должен напоминать рабочим о необходимости соблюдать чистоту на каждом шагу, в каждом угол ке завода, чтобы об этом помнил каждый еще при входе в завод ские ворота. Заводской двор, что прихожая в квартире. Чисто в прихожей, и пришедший, прежде чем войти в квартиру, старается привести себя в порядок. Но частенько когда во шедший видит грязь, хлам, он идет в квартиру, не снимая га лош. Чистота дисциплинирует, заставляет людей быть подтяну тыми. Правильно поняли значение культуры заводского двора на Новолипецком заводе. Оседающая всюду колошниковая пыль ни сколько не мешает здесь выра щивать неподалеку от самих до менных печей красивые цветы. Здесь заводской двор превращен в своего рода скверик, радующий взор приходящих на работу. Ежегодно разбиваются клумбы, цветники, растут аккуратно под стриженные деревья. Соблюдать чистоту на заводском дворе здесь вошло в привычку. Но часто бывает так: начнут люди благое дело, а потом, не доведя его до конца, бросают. Перед труболитейным цехом раз бит скверик, построен фонтан, а вот, чтобы этот фонтан работал— никто не заботится, скверик за хламлен. Большинство же заводских дво ров вообще лишено зелени; нет на них и порядка. Па дворе ра диаторного завода есть все воз можности разбить клумбы, цвет ники, посадить деревья, но об этом руководители завода не ду мают. После первого же дождя невозможно бывает пройти по двору мотороремонтного завода. Здесь даже никак не соберутся сделать дорожки. На руднике богатые возможности, чтобы при входе в нарядные, в надшахтные здания расстелить ковры из зеле ни и цветов. К сожалению, эти возможности не используются. Не требуется каких-то особен ных затрат на то, чтобы во дво рах каждого предприятия были зелень, цветы, чтобы были поде ланы и посыпаны песком дорож- кп. В этом могут помочь и мо лодежь и активистки-работницы. Стоит только руководителям пред приятий уделить культуре завод ского двора немного внимания, понять, что она играет серьезную роль для наведения культуры и на самом производстве. С наступлением теплых дней сейчас началась высадка цветов в грунт, и не поздно еще теиерь же разбить в заводских дворах клумбы и цветники, иметь зелень. Выходной день — Как вы провели свой вы ходной день? — С рабочими шахты ездил в лес,—ответил горняк. — Наша секция охотников и рыболовов отправилась за город, —ответил физкультурник. — Был на спортплощадке,— сказал другой. — Полдня провела в Нижнем парке, танцовала. играла в теннис, —сказала девушка. Вот такие ответы хотелось бы слышать от липчан. По шока все это лишь перечень возножно- стей, которые не используются. Не случайно на календаре вы ходной день помечен красным. Это должен быть день веселья, богатого впечатлениями отдыха. Между тем выходной воскрес ный день, скажем, на руднике, как две капли похож на буднич ный. В лучшем случае вечером в клубе демонстрируется кино, по играет оркестр, на стадионе со берется небольшая группа. Даем нет ничего. Таков отдых у гор няков. Ничем не лучше он и у жителей города. До вечера лип чанину итти совсем некуда. В Нижнем парке он увидит закры тые ларьки. Там нет никаких игр, оркестр появится только вечером. На замке клубы. Сло вом, развлекайся кто как может. Липчане хорошо работают, но они еще плохо отдыхают. Это упрек нашим профессиональным и комсомольским организациям. Нм надлежит организовывать от дых рабочих. Ни в коем случае нельзя всю заботу о проведении выходных дней сваливать на клуб. Хороший председатель шахткома, цехкома, месткома, энергичный комсорг должны всегда позабо титься, чтобы рабочие его шах ты, цеха, учреждения отдохнули интересно и весело. Можно дого вориться о вечере, о поездке на экскурсию, о массовке за город, о походе. Цри этом излишни трескучие речи, агитация за участие в «массовом мероприятии проводимом профессиональной организацией». Нужно больше непринужденности, остроумия, изобретательности организаторов. А такие организаторы есть везде. Хотелось бы, чтобы каждый выходной день был чем-то памя тен. Нужны массовые гулянья, различные карнавалы, массовки, большие спортивные соревнова ния. К каждому воскресному дню следует готовиться тщательно, как к празднику. Люди, по-стахановски работаю щие, должны интересно отдыхать. Ежегодно сотни миллионов руб лей расходуются государством на здравоохранение и культурный отдых трудящхея. На снимке; те плоход на рейде у курорта Гагры. Фото С. Короткова Продолж ать подписк у на заем! НА МЕСЯЧНЫЙ ЗАРАБОТОК „Желаю приобрести заем. Не имея возможности сделать это лично, прошу оформить подписку заочно11. Такие крат кие письма поступили от учи телей школы № 25 П. В. Яковен ко, Е. И. Мироновой, М. Т. Рыжковой и многих др у ги х то варищей, находящихся в от пуску. Подписка на новый заем сре ди работников городских школ в основном закончена. Сумма подписки составляет 165.100 рублей . Все учителя подписа лись на месячный заработок. С исключительным под'емом прошла подписка в средних школах №№ 1, 5 и 3. Учителя все, как один, подписались на месячный заработок. С. Никулин. Медицинские работники— взаймы государству Большинство медицинских учреждений города и предприя тий закончило реализацию ново го займа. Из 1.820 человек, ра ботающих в медицинских уч реждениях, на заем подписа лось 1.762 чел. на общую сум му 354.682 рубля, что" состав ляет 86 проц. общего фонда ме сячной зарплаты. Подписка продолжается. Плоды самотека Партийная н профсоюзная ор ганизации хлебокомбината сла бо проводят массово-раз'ясни- тельную работу по реализации нового займа. Самотек в рас пространении займа привел к тому, что сумма подписки со ставляет лишь 73 проц. фонда заработной платы. Не все ра ботающие еще охвачены подпи ской. П а р т и й н а я ж и з н ь В аван гарде борьбы з а т ехн ологию Печь лихорадило. То шел до бела раскаленный металл, и тог да заливщики, формовщики едва поспевали за ритмом печи. То печь останавливалась—и тогда в цехе воцарялась гнетущая тишина. На вопрос, почему сорван план, руководители цеха обычно лаконично отвечали: — Печь подвела. Партийная организация ли тейного цеха станкостроитель ного завода потребовала помощи заводоуправления. В цех пришел работать коммунист т. Боев и ряд инженерно-технических ра ботников. К началу апреля печь начала работать нормальнее. Однако брак продолжал оставаться вы соким. Руководители цеха сами не отрицали, что погоня за ко личеством сопровождалась со знательным нарушением техно логического процесса. Передовой технике противостояли отсталые методы работы. Ц еху необходим был серьез ный толчок. Таким толчком яви лось решение партбюро завода. Были намечены мероприятия по снижению брака. На рабочих местах появились инструкции и карты, введена материальная ответственность за брак. За со блюдением технологической дис циплины, кроме технологов, на чали следить сменные и старшие мастера. Агитаторами в цехе были выделены те, кто хорошо знает производственный про цесс. Такие мастера-коммунисты, как тт. Кострыкии, Людаев, Голо- шубов, Сафонов, зарекомендова ли себя лучшими агитаторами. Каждый коммунист стремился внести посильную лепту, чтобы снизить брак. Сошлемся на примеры. Ин женер-коммунист т. Сафонов на своем участке ввел щиты на ка русели и конвейер, ликвидиро вав тем самым возможность засора литья. Молодой инженер- коммунист т. Малегин сделал щиты у формовочных станков, предохраняющие опоки от засо ра. Член партии т. Шкурдода ввел приспособление, позволив шее сократить брак по недоли ву. Технические совещания в цехе стали большой органи зующей силой. Постепенно дела цеха пошли в гору. Брак резко снизился. В апреле он был наполовину меньше, чем в марте. В мае брак сократился уж е втрое по срав нению с мартом. Цех стал пере выполнять производственное за дание. Апрель коллектив закон чил с перевыполнением и по то варному и по валовому выпуску изделий. В мае эти показатели еще более повысились. С большим производственным под'емом коллектив литейного цеха вступил в соревнование за досрочное выполнение полу годового задания. В цехе под нялась новая волна соревнова ния. И в авангарде борьбы идут коммунисты, показывая личный пример социалистического от ношения к тр уду . А. Кузнецов. И С К ЛЮ Ч Е Н И Е И З Р Я Д О В В К П (б ) Решением бюро Обкома ВКП(б) | ВКП(б) с 1932 года—за злоупо- исключены из ВКП(б): Вален- требленне служебным положена- тина Васильевна Коростелева, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года, как осужденная за прогул; Нина Фроловна Морозова, член ВКП(б) с 1931 года—за растра ту государственных средств и как осужденная на два года ли ш е н и я с в о б о д ы ; А л е к с а н д р а Н и к о л а е в н а А н д р е е в а , ч л е н ем и как осужденная на два года лишения свободы, Иван Миронович Апухтин, член ВКП(б) с 1927 года—за растра ту государственных средств и как осужденный на один год шесть месяцев лишения сво боды. Городской парткабинет разместился в новом здании. На снимке: фойе парткабинета- Фото Б. Цаплина. Не выполняют решения Г Коммунисты швейной фабри ки на отчетно-выборном партий ном собрании критиковали сек ретаря организации т. Бойко и директора фабрики т. Воробье ва за то, что в их работе нет | согласованности, за то, что они оторвались от масс. Коммуни сты в своем решении подчерк нули необходимость изжития этой разобщенности в руковод стве, ибо от этого страдает и партийная и хозяйственная ра- бота на фабрике. Прошло более полутора меся цев после собрания, а положе ние на фабрике не изменилось. Попрежнему в цехах отсутст вует политическая работа. Ру- , ководнтели планируют выпуск одной продукции, а выпускают другую . Работа идет рывками. В начале мая фабрика выпол няла план на 60 процентов, а в конце мая—на 91 проц. П о т о му месячный план выполнен всего лишь на 81 проц. не улучшилось положение и в п ер вой декаде июня. На фабрике есть замечатель ные производственники, как, на пример, мастер т. Ганцман, вы полняющий норму ежедневно п оч тив два с половиной раза. Но его опыт не популяризируется среди рабочих други х цехов. На фабрике не развернуто социали стическое соревнование. В чем причина плохой рабо ты фабрики? — Причина в том, — дока зывает директор т. Воробьев,— что секретарь парторганизации не помогает мне в работе, не мобилизует коллектив на вы полнение производственной про граммы. — Директор оторвался от ' масс и не опирается на партий ную организацию, — заявляет секретарь партийной организа ции т. Бойко. Оба они правы. И в этом при чина плохой работы фабрики. П. Бабич. Курсы по изучению экономики производства На заводе Станкострой созда ны курсы по экономическому образованию партийно-хозяйст венного актива: секретарей ни- [ зовых парторганизаций, их за- * местителей, начальников и за- | местителей начальников отде-1 лов, цехов, старших мастеров и т. д. В программе курсов—лекций на темы: „Марксистско-ленин ское учение об экономическом развитии общества", „Социали стическое расширенное воспро- ; изводство, роль денег и кр еди -| та при социализме" и другие. Большинство лекций прочтут < местные лекторы. Неи стовы й Виссарион (130-летие со дня рож дения В. Г. Белинского) В 1834 году в журнале „Мол ва", издаваемом профессором На деждиным, появилась статья „Литературные мечтанья". Ста тья обратила на себя всеобщее внимание остротой постановки вопроса, смело с т ь ю мыслей, широтой темы: в ией говорилось о всех явлеииях русской литера туры за ЮО лет от Ломоносова до Пушкина. Эта статья принад л е ж а л а п е р у В. Г. Белинско го, 23-ле т н е г о юноши, автору трагедии, пол ной резкого про теста п р о т и в к р е п о с т н о г о права. Эта тра г е д и я б ы л а „Димитрий Ка линин". Цензура при знала трагедию „безнравственной и безчестящим университет произведением". Автор же ее после выговора был взят под подозрение. Единственным в ту пору воз можным оружием в борьбе с самодержавно - крепостническим чение 14 лет ведет напряжен ную литературную деятель ность. Он дал литературе то, чего ей недоставало—критику, насы щенную огромным обществен ным содержа нием, передовые мысли, страст ную веру в буду щее Р о с с и и . О н писал: „Завиду ем внукам и правнукам на шим, которым суждено видеть Россию в 1940 году —стоящую во главе обра зованного мира, дающую зако ны и науке и искусству, и принимающую благоговей н у ю давь уважения от всего просве щенного чело вечества". Веря в светлое б у д у щее России, Белинский выдви гал свою революционно-демокра тическую программу преобразо вания страны: „России нужны не проповеди(довольно она слы шала их!), а пробуждение в наро де чувства человеческого досто- строем могло быть только перо |пнства , столько веков потерян- литератора, и Белинский в т е -‘ ного в грязи и навозе,—права и законы сообразные не с учением | церкви, а со здравым смыслом и справедливостью". И дальше: „Самые живые современные н а -| циональные вопросы в России теперь: уничтожение крепост ного права, отмена телесного наказания". Белинский создал русскую критику, как Пушкин создал русскую литературу. Передовая молодежь с жадно стью накидывалась иа свежие листки „Отечественных запи сок", где печатался Белинский. Первые же замечательные по остроте мысли и мастерству языка статьи были посвящены Пушкину. В них великий поэт нашел себе достойного критика. Белинский первый вводил твор чество Пушкина в глубокую историко - литературную перс пективу: „чем более думали мы о Пушкине,—пишет он во вве дении к своим пушкинским ста тьям,—тем глубже прозревали в живую связь его с прошедшим и настоящим русской литера туры и убеждались, что писать о Пушкине—значит писать о целой русской литературе". Белинский указывает, что в лице Пушкина вошел в русскую литературу первый поэт-худож ник: „Наша русская поэзия была до Пушкина позолочениой пилю лей, подслащенным лекарством, и потому в ней истиниая, вдох новенная н творческая поэзия проблескивала временами в част ностях, и эти проблески тонули в массе риторической воды". Поэзии в ее истинном значении до Пушкина не было, и „Пушкин явился живым откровением ее тайны на Руси" . Но Пушкин был не только поэтом, но и пер вым русским поэтом-художни- ком. Поэтому даже самые пер вые его незрелые юношеские произведения, каковы „Руслан и Людмила", „Братья разбой-, ники" и другие, явили своим! появлением новую эпоху в ' истории русской п о э з и и . Но не только поэтом - художником был Пушкин. В нем общество впервые нашло „поэта действи тельности", великого художни- ка-реалиста. Некоторая часть современной Пушкину критики считала, на пример, что в своем „Евгении Онегине" Пушкин дал всего-на всего изображение „заматерев шего от бездельничества по весы". Белинский противопо ставил свой взгляд на это ве личайшее произведение Пушки на:,, ...в „Онегине" мы видим поэ тически воспроизведенную кар тину русского общества, взято го в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения „Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Она яви- !лась первой истинно националь ной русской поэмой в стихах". Художественная литература была в глазах Белинского зерка лом действительности, огромной общественной силой, формирую щей общественное сознание. По этому он требовал от литерату -1 ры, чтобы она отражала жизнь, не копируя ее, а воплощая в образы. В зрелые годы Белинский от ходит от своих юношеских взгля дов—„искусство для и ск у сст ва". Искусство должно служить общественным интересам, у т верждает отныне Белинский, и отнимать у искусства это пра во, значит лишать его мысли, делать игрушкой праздных ле нивцев. Пламенный революционер-де мократ, он всю жизнь боролся с ненавистным ему самодержав- по-крепостническим правом. И когда Гоголь опубликовал реак ционнейшую книгу „Выбранные места из переписки с дру зь ями", направленную на защиту самодержавия, православия и „официальной народности*, Бе линский с беспощадной рез костью и присущей ему прямо той высказал Гоголю все то, что накипело у него на сердце при чтении этой „зловредной книги". „Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обескурантизма и мракобесия, панегерист татарских нравов— что вы делаете?"—восклицает, Белинский. „Великий писатель который своими дивно худож е ственными, глубоко истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию Рос сии, давши ей возможность взглянуть в самое себя, как буд то в зеркале—является с книгой, в которой во имя Христа и цер кви учит варвара-помещика на живать от крестьян больше де нег, учит их ругать побольше. И это не должно было привести меня в негодование?" Так впервые заговорил Белин ский полным голосом. И голос этот приобрел громовую силу- Письмо явилось приговором все му самодержавно-крепостниче скому строю. Оно сыграло боль шую роль в русском освободи тельном движении. Славянофил Аксаков писал: „Нет ни одного учителя гимна зии в губернских городах, кото рый не знал бы наизусть пись ма Белинского к Гоголю". Ряд членов к ужка Петрашев- ского был подвергнут суровом)' наказанию только за то, что они не донесли о распространении письма Белинского. Представи тели царского самодержавна говорили о Белинском: „Жаль, что он скоро умер, не то мы бы сгноили его в крепости". ч В. И. Ленин высоко цени-1 Белинского, он писал о нем: „Его знаменитое “письмо к Го* голю" было одним из лучший произведений бесцензурной де- мократи ческой печати, сохра нившей громадное живое значе ние и по сию пору". Статьи Белинского—это вели кий вклад вфонд_ мировой кри тики. Его имя неразрывно свя зано с историей революционной борьбы в России, ему принадле жит наряду с Герценом и Чер нышевским почетное место в ря дах предшественников русской социал-демократии. О. Г. Ермолова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz