Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

1 я«яа 1 >«аайг 8 маам»»-шд .'| ж 1 |л— 1 т«ч1Д 1 И|И 1 Пч1Г|ПШ»уи п’п яггшаыи-т . «ш и г В Ленин гр адском филиале Музея В. И. Ленина. На снимке: в зимнем оаду Музея. Фото Э. Хаикина и Г. Чертова (Фото ТАСС). Партийная жизнь Пленум Липецкого райкома ВКП(б) Состоявшийся 15 января с. г. очередной пленум Липецкого рай­ кома ВКП(б) рассмотрел вопрос о подготовке к весеннему севу и об организации в районе социалисти­ ческого соревнования имени XVIII партийной конференции. Пленум освободил тов. Родионо­ ва II. С. от обязанностей первого секретаря райкома ВКП(б) в связи с выездом его на учебу. Исполняющим обязанности пер­ вого секретаря райкома ВЕЩб) пленум утвердил тов. Стрельникова Андрея Павловича, члена ВКИ(б) с 1928 года. Повседневно заботиться о росте партии Рост парторганизации определяет силу воздействия коммунистов на массы, качество партийно-политиче­ ской работы среди стахановцев, ударников, инженерно-технических работников и служащих. Как с этой точки зрения оценить работу парторганизации радиатор­ ного завода? За весь 1940 год ею принято в кандидаты ВКП(б) толь­ ко три человека, причем среди них нет ни одного рабочего ведущей профессии, ни одного члена ВЛКСМ. В члены ВКП(б) принят только один товарищ, хотя из 15 канди­ датов партии здесь десять имеют просроченный стаж. Беседы с кандидатами партии показали, что некоторые из них не задумывались над необходимостью готовиться к вступлению в члены ВКП(б). Тов. П')Пов па вопрос, по­ чему он не вступает в члены пар­ тии, ответил: «Не знаю ...» Но есть такие товарищи, которые оп­ равдывают просроченность своего кандидатского стажа пожалуй осно­ вательными причинами. Например, кандидат Загряжский говорит: «Не подавал заявление о приеме в чле­ ны партии потому, что плохо рабо­ тал председателем завкома». Если Загряжских работал плохо, значит он просто не готовился к вступле­ нию в партию. Кандидат партии тов. Николаев снят с работы начальника цеха, так как допустил перерасход зар­ платы. В общественной жизни за­ вода не участвует. Кандидат партии тов. Загорский вместо организации в цехе социалистического соревно­ вания даже не оформил в договоре свои обязательства. Низким политическим уровнем кандидатов партии, их теоретиче­ ской отсталостью об гон яется сла­ бый рост парторганизации радиатор­ ного завода. Тов. Загряжский с мар­ та 1940 г. читает одно произведе­ ние В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов^', причем записи не делает. Тов. М. Никитин с сентября не брался за «Краткий курс истории ВКП(б)», а тт. Козлов, Кутьин вообще не изучают историю партии, в партийный кабинет гор­ кома ВКП(б) не заходят, хотя и жалуются на неумение работать с книгой. Приходится удивляться, как это до сих пор партийное бюро завода не сочло нужным провести совеща­ ние с кандидатами ВКП(б). Ведь есть решения партбюро и партсоб­ рания, в которых говорится о необ­ ходимости работать с кандидатами и рабочими ведущих профессий, чтобы обеспечить рост партийной организации. А Загорская. Недостатки руководства парторганизации связи В парторганизации связи только один коммунист глубоко изучает историю большевистской партии— это тов. Кромов—начальник конто­ ры связи. Давно он закончил изуче­ ние «Краткого курса» и вниматель­ но прочитал некоторые работы Ленина и Сталина. Сейчас он читает работу К Маркса «Наемвый труд и капитал». Интересуется вопросами политэкономии. К сожалению, этого нельзя ска­ зать о других коммунистах парт­ организации связи. Тов. Андрусенко вот уже два с половиной года изу­ чает IV главу. А тов. Проскурин не дошел и до этой главы. Нередко бывает так: собираются комму­ нисты в красном уголке и делят­ ся опытом работы над собой. Про­ скурин обычно молчит; ему нечего сказать, потому что никакого опы­ та в этом отношении он не имеет. Он даже не читает газет. Как яге парторганизация руково­ дит политическим самообразованием коммунистов и беспартийного ак­ тива? Этим вопросом она вообще не аанимается. Секретарь парторганиза­ ции—тот же Проскурин—даже не знает, кто что изучает, в какой по­ мощи нуждаются основные кадры, работающие над собой. Этим, по­ жалуй, можно об‘яснить, что парт­ организация связи не растет. За весь прошлый год она приняла в свои ряды только одного радиотехника тов. Подзорова, теперь избранно­ го председателем рабочкома. Не лучше обстоит и с агитацией, которая поручена комсомольцам и начальникам цехов. Агитаторы бе­ седы проводят не систематически, никем не инструктируются Они ог­ раничиваются лишь читкой газет и то от случая к случаю. У секретаря парторганизации сложилось непра­ вильное мнение о руководстве агит­ коллективом. Он уверяет, что руково­ дить агитколлективом—прямая обя­ занность хозяйственника, а не секре­ таря парторганизации, и оп, как сек­ ретарь, за это, мол, не отвечает. Такое заявление, по меньшей мере, несуразно. Но оно все же характери­ зует Проскурина, как не желающего руководить и отвечать за работу парторганизации. А. Андреев. В помощь изучающим марксизм-ленинизм Ленинский конспект „О диктатуре пролетариата" В конце 1919 года и в начале 1920 года Ленин написал конспект заду­ манной им книги «О диктатуре про­ летариата». Но в сутолоке повседнев­ ной работы Владимиру Ильичу не удалось пойти дальше предваритель­ ной подготовки отдельных частей этого сочинения. Мысли и замеча­ ния, высказанные в конспекте «О диктатуре пролетариата», Ленин раз­ вил в работах «Экономика и поли­ тика в эпоху диктатуры пролетариа­ та», «Великий почин», «Тезисы об основных задачах второго конгресса Коммунистического Интернациона­ ла», «К истории вопроса о диктату­ ре» И др. Консиект Ленина «О диктатуре пролетариата» замечателен как ге­ ниальный набросок основных про­ блем диктатуры рабочего класса. При этом Ленин учитывал истори­ ческий опыт борьбы за установле­ ние и укрепление диктатуры проле­ тариата в нашей стране, окружен­ ной капиталистическими державами. Ленин делит вопрос о диктатуре пролетариата на четыре отдела: «А) Диктатура пролетариата, как новые формы классовой борьбы про­ летариата (иначе: новая стадия ее с новыми задачами). B) Диктатура пролетариата как разрушение буржуазной и создание пролетарской демократии. C) Диктатура пролетариата и осо­ бенности империализма (или импе­ риалистской стадии капитализма). Д) Диктатура пролетариата и Со­ ветская власть» (Левин, том XXV, стр. 5). Исследуя первый отдел, Ленин отправляется от известного пись­ ма Маркса к Вейдемейру от 5 марта 1852 года. Новое в теории классо­ вой борьбы, данное Марксом, состоя­ ло в доказательстве того, что суще­ ствование классов связано с опреде­ ленными историческими фазами производства, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре про­ летариата, что эта диктатура состав­ ляет переход к уничтожению вся­ ких классов, к бесклассовому об­ ществу. Диктатура пролетариата—главное в революционном учении марксизма. Всецело исходя из этого, Ленин пи­ сал в своем конспекте: «Диктатура пролетариата есть продолжение классовой борьбы пролетариата, в новых формах. В этом гвоздь...» Победивший пролетариат продол­ жает вести классовую борьбу в но­ вой обстановке, в условиях завое­ ванного им политического господ­ ства. Будучи особым классом, рево­ люционным до конца, пролетариат доводит классовую борьбу до конца, до полного уничтожения классов. Ленин доказывал, что государство всегда есть выражение диктатуры того или иного общественного клас­ са. Государство есть аппарат наси­ лия, орудия политического господ­ ства в руках того класса, который господствует экономически. «Государство л иш ь = :о р у д и е про­ летариата в его классовой борьбе». После победоносной социалистиче­ ской революции формы классовой борьбы пролетариата не могут ос­ таваться прежними. Новизна поло­ жения пролетариата в этих услови­ ях состоит в том, что пролетариат —теперь господствующий класс, он направляет всю общественную жизнь и в духе своих социалистических целей переделывает остальные слои трудящегося населения. Из новых исторических условий вытекают но­ вые задачи, новые формы классовой борьбы. II Ленин указывает пять новых форм классовой борьбы пролетариа­ та в эпоху его диктатуры. Первая форма— подавление со­ противления эксплуататоров. Сверг­ нутые эксплуататоры сильны и опасны своими связями, поддержкой со стороны всего лагеря эксплуата­ торов, господствующих в буржуаз­ ных странах, влиянием на неустой­ чивые слои населения. Свержение эксплуататоров делает их озлоблен­ ными до самой крайвей степени Буржуазия пускает в ход новые фирмы сопротивления: саботаж, уси­ ление хозяйственной разрухи, ис­ пользование международных связей капитала, заговоры Победивший ра­ бочий класс беспощадно подавляет контрреволюцию и всю ее разномаст­ ную агентуру. Именно благодаря тому, что партия Ленина—Сталина последовательно руководствовалась этим непреложным ленинским зако­ ном, власть Советов укрепилась в нашей стране и социализм у нас построен. Вторая форма — гражданская война, этот наивысший пункт сопро­ тивления эксплуататоров. Здесь во­ прос идет о жизни и л и смерти но­ вого режима, так как эксплуататоры и их приспешники подымаются против диктатуры пролетариата с оружием в руках. Гражданская вой­ на делается особенно острой в об­ становке укрепившихся международ­ ных связей эксплуататоров в эпоху империализма. Капиталисты поддер­ живают интервенцию, организуют «крестовый поход» против победив­ шей диктатуры пролетариата. Так оно и было в нашей стране. 14 капиталистических государств организовали в 1918 —1920 гг. ин­ тервенцию против Советской России. Они обильно снабжали и поддержи­ вали многочисленные белогвардей­ ские армии Деникина, Колчака, Юде­ нича, Врангеля и др. Интервенты и белогвардейцы были разгромлены, уничтожены потому, что рабочий класс и все трудящиеся не жалели никаких сил, шли на любые жерт­ вы, чтобы отстоять свою власть. Мы победили в отечественной войне 1918 —1920 гг. благодаря гениаль­ ному, бесстрашному руководству Ленина и Сталина. На самые опас­ ные участки этой героической борь­ бы Ленин посылал Сталина. II на всех фронтах сталинский полковод­ ческий гений приносил победу ра­ бочему классу. Третья фирма классовой борь­ бы пролетариата в эпоху его дик­ татуры касается взаимоотноше­ ний рабочего класса и крестьянст­ ва. Рабочий класс должен вести, увлекать за собой крестьянство, ру­ ководить им. Союз рабочих с тру­ дящимся крестьянством—высший принцип диктатуры пролетариата. Ленин в своем конспекте (во вто­ ром варианте) говорит о руково­ дящем воздействия рабочего класса на всех трудящихся непроле- тариев. Оно необходимо в целях укрепления диктатуры рабочего класса, в целях социалистической переделки крестьянства. Союз рабочих и крестьян имеет свою историю. Союз пролетариата со средним крестьянством в услови­ ях социалистической революции до­ стигается не сразу. Среднее кресть­ янство колеблется в ходе борьбы за диктатуру пролетариата, колеблется в первый период этой диктатуры. Средний крестьянин, по Ленину, имеет две души: он труженик и он собственник. Он может колебаться между пролетариатом и буржуа­ зией. До VIII с'езда партии, т. е. до начала 1919 года «партия проводи­ ла в общем политику нейтрализа­ ции середняка. Это значит, что она добивалась от середняка, чтобы он не становился на сторону кулака, на сторону буржуазии вообще» («Крат­ кий курс истории ВКЩб)», стр. 224). Крестьянство поддержало больше­ виков за землю, за мир, не будучи еще подготовленным к принятию коммунистической программы. Ра­ бочий класс России на первый пе­ риод после Октябрьской революции проводил политику комбедов (коми­ тетов бедноты) в союзе с бедней­ шим крестьянством, при нейтрали­ зации середняка против капитали­ стов города и деревни. После VIII с‘езда партия перешла к политике союза со середняком. Это был военно-политический союз пролетариата с крестьянством. З а­ тем партия установила хозяйствен­ ную смычку государственной про­ мышленности с крестьянским хо­ зяйством и продолжала безостано­ вочно крепить союз рабочих и кре­ стьян, как коренную основу дикта­ туры пролетариата. Подготовив все необходимые ус­ ловия, партия большевиков под ру­ ководством товарища Сталина осу­ ществила в 1929—1930 годах пе­ реход крестьянства на рельсы со­ циализма. Товарищу Сталину принадлежит заслуга теоретической разработки и практического осуществления тех новых путей и методов, которые окончательно перевели крестьянство на позиции социализма. Товарищ Сталин создал учение о сплошной коллективизации и лик­ видации кулачества как класса; он нашел сельскохозяйственную артель как единственно правильную форму колхозного движения при нынеш ­ них условиях, ибо в вей наиболее целесообразно сочетаются общест­ венные и личные интересы колхоз­ ника. В своем докладе о проекте новой Конституции товарищ Сталия указал, что теперь в СССР рабочий класс и класс крестьян живут на основе дружественных отношений, что социальные грани между ними постепенно стираются. Четвертая форма — «использо­ вание» буржуазии, особенно специа­ листов старой школы. Пролетариат после своей победы нуждается в многочисленных культурных силах. Он поэтому берет на работу, при­ нуждает служить новому режиму буржуазных специалистов, одновре­ менно подготовляя и выращивая кадры своей, народной интеллиген­ ции. Иместная часть старой интелли­ генции осталась верной бывшим хозяевам—эксплуататорам, саботаж­ ничала в начале Октябрьской рево­ люции, потом прикинулась лойяль- ной и вредительствовала. Вредители понесли заслуженную кару. Другая часть старой интеллиген­ ции, менее квалифицированная, но более многочисленная, долго выжи­ дала «лучших времен», но потом пошла на службу к советской власти. Третья часть старой интеллиген­ ции присоединилась к народу, до­ училась в наших вузах, вошла в состав нашей социалистической ин ­ теллигенции. Вместе с тем создавалась новая, социалистическая интеллигенция. И теперь мы имеем многочисленную народную, социалистическую ин­ теллигенцию, в корне отличную от старой. Советская социа­ листическая интеллигенция сейчас является великой культурной силой, на которую опирается диктатура рабочего класса в СССР. Пятая форма— воспитание со­ знательной, коммунистической дис­ циплины во Есех областях строи­ тельства нового общества. Без же­ лезной дисциплины нельзя наладить те общественные отношения и до­ биться той производительности тру­ да, которых требует коммунизм. Ленин указывает на роль партии, профсоюзов в деле воспитания ком­ мунистической дисциплины и со­ знательности. Воспитание ком муниствческой дис­ циплины и сознательности в массах есть сложный и длительный процесс. В массах советского населения уже произошли огромные с д ви г и в этом направлении: широкое распростра­ нение социалистического соревнова­ ния, стахановский труд, морально- политическое единство всех слоев нашего общества, дружба народов, советский патриотизм, проявление героизма во всех областях общест­ венной деятельности. Сила новой, коммунистической дисциплины, о которой говорил Ленин, именно в том и состоит, что она внедряется во все слои народа, охватывает все виды общественного труда. Мы должны бороться за это, бороться за высокую производитель­ ность труда и крепкую дисциплину на производстве, за всестороннее воспитание коммунистического со­ знания, за культурность и четкость всей общественной деятельности, за массовое развитие социалистическо­ го соревнования. Нужно расширять и организовывать широчайшую со­ циалистическую активность "в мас­ сах. Но этого нельзя сделать без строгого трудового порядка в стра­ не, без создания такой обществен­ ной дисциплины, которая облегча­ ет нашу борьбу за коммунизм в условиях тревожной международной обстановки. Наше государство пове­ ло решительную борьбу со всеми теми, кто, по существу, подрывает дело мобилизационной готовности Советской страны. Против таких направлены, в частности, Указы об ответственности за выпуск не­ доброкачественной продукции, о запрещении самовольных уходов с предприятий и учреждений, о борь­ бе с прогулами и опозданиями. Мы должны воспитывать уважение к советским законам и бороться за их точное выполнение всеми гражда­ нами. III Диктатура пролетариата, по Ленину, есть разрушение буржуаз­ ной демократии и создание проле­ тарской демократии. Ленин в своих сочинениях разоблачил оппорту­ низм Каутского, утверждавшего, что буржуазная демократия есть чистая, всеобщая, общедоступная демократия. Буржуазия может вы­ ступать за свободу и демократию, но это есть свобода для товаровла­ дельцев, свобода богатых, демокра­ тия имущего меньшинства. Империалистическая война унич­ тожает крохи буржуазной демокра­ тии. Империалистические государ­ ства грабят колонии, подавляют ос­ вободительные движения, держат в тисках полицейского произвола тру­ дящихся, обеспечивают бешеные прибыли для господ капиталистов. Подлая измена вождей II Интер­ национала с особенной силой про­ явилась в нынешней, второй импе­ риалистической войне. Давно ли господа Блюмы и Жуо торжествен­ но говорили о едивстве народного фронта, угрожали империализму, вопили «о честной борьбе» во имя справедливых требований рабочего класса? Давно ли они обещали ве­ сти борьбу с опасностью империа­ листической войны? А на деле они были в первых рядах поджигателей /войны , сажали в тюрьмы коммуни­ стов—н все эти мерзости делались во имя... демократии. Демократия делается реальной для масс только при диктатуре проле­ тариата, которая означает отрицаиле демократии для эксплуататоров. IV Диктатура пролетариата в нашей стране была завоевана в эпоху им­ периализма. Империализм есть вис- I ш ая, последняя стадия капитализ­ ма, характеризующаяся огромным гнетом монополистических о б в и н е ­ ний, всесилием финансового капита­ ла, законченным разделом мира и борьбой за новый передел его. Со- } циальные противоречия в эпоху им­ периализма достигают особой остро­ ты. Усилившаяся неравномерность развития капитализма при империа­ лизме создает условия для победы социализма в одной, озделыю взя­ той стране. Советская стран а—страна соцпа* ^ лизма—находится в капиталистиче­ ском окружении. Капиталистическое окружение со­ здает реальную угрозу войны про­ тив советского государства. Опас­ ность для нашей страны еще боль­ ше увеличивается разбушевавшимся пожаром второй империалистиче­ ской войны. Ленин указывал, что, находясь в окружении капиталистических го­ сударств, мы всегда должны дер­ жать порох сухим, быть готовыми во всеоружии встретить врага. Вы­ полняя указания Ленина, партия под руководством товарища Сталина всемерно и неустанно подымает бо­ евую готовность советского народа, повышает обороноспособность СССР. Ленин открыл новую государст­ венную форму диктатуры пролета­ риата—Советы. Раньш е, до Ленина, к марксисты полагали, что демокра­ тическая республика парламентско­ го типа будет наиболее целесооб­ разной формой политической орга­ низации общества в переходный пе­ риод. На основе нового исторического 5 , опыта масс Левин пришел к выво­ ду, что государством пролетариата \ должна быть не парламентская рес- 1 публика, а республика Советов. Идея Советов облетела весь мир. Советская Конституция стала ма­ яком революционной борьбы трудя­ щихся в странах капитализма. Как только трудящиеся прибал- : тийских стран—Латвии, Литвы и Эстонии —* получили возможность свободного волеиз'явления, они про­ возгласили у себя советскую власть. Советы сильны своей массовостью. Они вышли из революции и служат делу социалистического строитель- : ства. Гениальные идеи Ленина о дикта­ ту ре пролетариата систематизировал и развил дальше товарищ Сталин. Товарищ Сталин создал стройное учение о трех основных сторонах диктатуры пролетариата, об измене­ нии форм и методов ее работы в зависимости от исторических усло­ вий. Товарищ Сталин разработал во­ прос о системе диктатуры пролета­ риата: о партии—руководящей, на­ правляющей силе—и «приводных ремнях»—других массовых органи­ зациях рабочего класса. Концентри­ рованным выражением сталинского учения о диктатуре рабочего класса в условиях первой фазы коммуниз­ ма является Конституция СССР. Товарищ Сталин—творец новой Конституции Союза СС1, Конститу­ ции социалистического общества. Диктатура рабочего класса (государ­ ственное руководство обществом) при социализме значительно расширяет свою социальную базу и осущест­ вляется путем полной демократиза­ ции всей политической жизни об­ щества. В докладе на XVIII с'езде партии товарищ Сталин, творчески развивая марксистско-ленинскую теорию, дал законченное учение о социалистиче­ ском государстве. Обобщив огромный исторический опыт, накопленный партией, товарищ Сталин разрабо­ тал вопрос о двух фазах в разви­ тии советского социалистического го­ сударства. Он сделал новое, вели­ чайшей исторической важности от­ крытие: государство будет существо­ вать и в стране развитого комму­ нистического общества, если к тому времени капиталистическое окруже­ ние не будет еще ликвидировано. Учение Ленина п Сталина о дик­ татуре рабочего класса идейно во­ оружает советский народ для борь­ бы с происками внешних врагов, повышает мобилизационную готов­ ность советских людей. Ленинско- сталинское учение о диктатуре ра­ бочего класса служит нам путевод­ ной звездой для завоевания новых побед коммунизма. Д. Лепевдин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz