Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

гяааа&й&ввая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. На снимке: Павильон Прибалтийских стран. Фото X. Копелиовича. НИ ОДНО ГО ТРУДЯЩЕГОСЯ - БЕЗ ОБЛИГАЦИЙ НОВОГО ЗАЙМА В помощь изучающим марксизм-ленинизм Б ы Т Т Г е И С 0 .3 Н Я Н И Е Передовики подписки П о д п и с к у н а ч а л и с т р е л о ч н и ­ цы т т . О вч инник ов а и Д у б а к и - н а . Они п ервы м и п р иш л и в к он ­ т о р у ц е х а и за я в и л и : — Мы х о ти м п о д п и с а т ь с я на н овы й за ем . П у с т ь н аш и с р е д ­ с т в а п о й д у т на д а л ь н е й ш е е у к ­ р е п л е н и е р о д и ны . А . Д . О вчинник ова и М. П . Д у ­ бинина д а л и взаймы г о с у д а р ­ с т в у б о л ьш е с р е д н е м е с я ч н о г о з а р а б о т к а . П очин п е р е д о в и к о в п о д п и ск и бы л п о д х в а ч е н д р у г и м и . Б ы с т ­ р о з а п о л н я л и с ь п о д п и с н ы е л и ­ с ты . М н оги е ж е л е зн о д о р ож н и к и Н о в о л и п ец к о г о з а в о д а д а л и в за й ­ мы г о с у д а р с т в у м е ся ч ны й з а р а ­ бо ток . Н а д в у х м е с я ч н ы й о к л а д п о д п и с а л и с ь д и с п е т ч е р ы т т . Г он ­ ч ар ов , А л е к с а н д р о в , Б о н д а р е в , н ач ал ьн и к э к сп л о а т а ц и и т. А л е к ­ с е е в и н ач ал ьн и к ц е х а т . П е т - р у ч е н к о . Р е а л и з а ц и я н о в о г о займ а в ж е л е з н о д о р о ж н о м ц е х е за к а н ч и ­ в а е т с я . Н а х о д ящ и м с я в о ч е р е д ­ ны х о т п у с к а х и по б о л е з н и р а с ­ сы л аю т с я п и с ьм а . В. Ц и с а я к . Наш д о л г С большим успехом идет под­ писка на заем среди домохозяек поселка завода Станкострой. За первые два дня 426 женщин— жен рабочих, служащих и ин­ женерно-технических работников завода дали взаймы государст ­ ву 8.365 рублей . Домохозяйки тт. Леонова, Красинская, Кор­ сакова подписались на 100 руб­ лей каждая, т. П оп ов а -н а 80 рублей. Работу по реализации займа ведут 15 женщин-общественшщ, в их числе домашние хозяйки тт. Фаустова, Мишина, Федо­ рова. — В сю д у мы в с т р е ч а е м с а ­ мый р а д уш н ы й п р и е м ,— р а с с к а ­ зы в а е т т . Ф е д о р о в а ,—Д о м о х о ­ зяй ки о х о т н о п о д п и сы в аю т ся на за ем . С. Шапошникова. В г о р т о р г е Заканчивается реализация но­ вого займа в коллективе гортор га. Из 719 работающих в систе­ ме торга подписалось на заем 711 человек. Подписку не оформили лишь 8 человек, находящих­ ся в командировках. При общем фонде заработной платы в 153.475 руб . реализо­ вано нового займа, на 136.270 рублей. Передовиками реализации за й ­ ма являются коллектив ячейки № 7, давший взаймы государ ­ ству 12.025 руб. при месячном фонде зарплаты в 11.405 руб ., и рабочие и служащие строи ­ тельной группы, у которых об­ щая сумма подписки также пре­ вышает месячный фонд з а р ­ платы. А. Попов. Х о р о ш е е н а ч и н а н и е п р е в р а ти ли в ш у м и х у Выполняя решения ХУ1П Все­ союзной партконференции, ком­ сомольцы завода Станкострой проявили хорошую инициативу —они поставили своей задачей, чтобы каждый комсомолец по­ высил свою квалификацию на один разряд. В апреле по инициативе ком­ сомольцев на заводе была орга­ низована сеть технических круж ­ ков. В них занималось 158 чело­ век. Для токарей были органи­ зованы курсы по повышению квалификации. На заводе про­ ведено совещание с молодыми рационализаторами, в результате чего 22 комсомольца за 4 меся­ ца внесли 72 предложения; 32 из них были приняты, от этого за­ вод получил экономии 143 ты­ сячи рублей . Многие комсомольцы уж е до­ бились успехов в повышении своей квалификации: так, на­ пример, комсомолец Поминов с 4 разряда перешел на 5 разряд, Кузнецова с третьего переве­ дена на 4 разряд, Шабанов—с 5 на 6 разряд и т. д. К ом сом о л ь цы зн а ч и т е л ь н о по­ вы си л и п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р у д а . Н а п р и м ер , к ом сом ол к а Е . К у ч и н с к а я вы п ол н я е т з а д а ­ н и е на 121 п р о ц ., С ем и к ол ен ов а — на 120 п р о ц . Д в у р е ч е н с к а я — на 228 п р о ц ., Ю р ов а— на. 162 п р о ц ., К а р ц е в— н а 156 п р о ц ., Г а л к и н— на 165 п р о ц ен т о в . К ом с ом о л ь ск а я о р г а н и з а ц и я в е л а б о р ь б у с б р а к о д ел ам и , о б с у д и л а в о п р о с о к ом с ом ол ь ­ ц а х Г о л о в еш к и н о й , А ф а н а с ь е в о й и Д о р о х о в е , д о п у с к а вш и х брак . К с ож а л е н и ю , в с е э т и б л а г и е н а ч и н а н и я о к а з а л и с ь к р а тк о ­ вр ем енны м и . Н е д о в е л к ом и т ет к ом сом ол а д о конц а п о д н я т о г о в оп р о са п р ек р а т и л з а н и м а т ь с я и т е х н и ­ ч еск ой у ч е б о й . Н е п о д д е р ж а л о и н ици ати вы к ом с ом о л ьц ев п а р т бюро. П а р а д н о с т ь и ш у м и х а ч у ж ды д у х у к ом с ом о л а . Н а ч а т о е н а д о д о в о д и т ь д о к онц а . Н ео б х о ­ ди м о н а с т о й ч и в о о в л а д е в а т ь т е х ­ ник ой , п о вы си т ь свою к вал иф и кацию на 1 р а з р я д в 1941 г о д у . И. Фарафоаов. В о п р о с об о т н ош ен и и бы тия к с о зн а н и ю я в л я е т с я к ор енным в б о р ь б е м е ж д у м а т ер и а л и зм ом и и д е а л и зм ом . Т о в а р ищ С тали н у ч и т : „... В проти воположность идеа­ лизму, утверждающему, что реально сущ е ству ет лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа сущ ествует лишь в нашем сознании, в на­ ших ощущениях, представле­ ниях, понятиях,—марксистский философский материализм ис­ ходит из того, что материя, при­ рода, бытие представляет об'ек- тивную реальность, сущ ествую ­ щую вне и независимо от со ­ знания, что материя первична, так как она является источни­ ком ощущ ений , представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно являет­ ся отображением материи, ото­ бражением бытия, что мышле­ ние есть продукт материи, до­ стигшей в своем развитии высо­ кой степени совершенства, а именно—продукт мозга, а м о з г - орган мышления, что нельзя по­ этому отделять мышление от материи, не желая впасть в гр у ­ бую ошибку" („Вопросы лени­ низма", стр . 542). С п о с о б н о с т ь ощ у щ а т ь , п р е д ­ с т а в л я т ь , м ы с л и т ь с в я з а н а с с у щ е с т в о в а н и е м о р г а н о в ч у в с т в и н е р в н о й с и с т е м ы . К о р г а н ам ч у в с т в о т н о с я т с я о р г а ны з р е н и я , с л у х а , о с я з а ­ н и я , в к у с а , о б о н я н и я . Н ер в н а я с и с т е м а д е л и т с я на ц е н т р а л ь н ую и п е р и ф е р и ч е с к ую . К ц е н т р а л ь н о й н ер в н о й с и с т е ­ ме о т н о с я т с я г ол овн ой и с п и н ­ н ой м о з г . М о зг (г ол овн ой и сп и н н о й ) с о с т о и т и з н ер вны х к л е т о к и и х о т р о с т к о в . С р е ди о т р о с т к о в к л е тк и в ы д е л я е т с я н е р в н о е вол окн о , им еющ ее ви д д л и н н о г о ш н у р к а . Э ти нервны е вол окн а с в я з а н ы м е ж д у собою в п у ч к и , о б р а з ую щ и е н ервны е с т в о л ы . Н ервны е с т в о лы ок ан ­ ч и в аю т ся в н а р уж н ы х ч а с т я х т е л а—в к ож е , в "мышцах, обр а ­ з у я п е р и ф е р и ч е с к ую — н а р у ж ­ н ую или п о в е р х н о с т н ую н ерв ­ н ую с и с т е м у . Н ервны е вол окн а д е л я т с я па ч у в с т в и т е л ь н ы е , н о которым р а з д р а ж е н и е о т п о в е р х н о с т и т е л а п е р е д а е т с я в ц е н т р а л ь н ую н ер в н ую с и с т е м у , и на д в и г а ­ т ел ь ны е , к оторы е п р о в о д я т р а з ­ д р а ж е н и е от ц е н т р а л ь н о й н е р в ­ ной с и с т ем ы к п о в е р х н о с т и т е ­ л а— к мышцам . К о г д а вн еш н и е органы ч у в с т в (г л а з , у х о и т . д .) п о д в е р г аю т с я в о з д е й с т в и ю ок­ р у ж а ю щ е й с р е д ы , т о п о л у ч е н ­ н ое р а з д р а ж е н и е п е р е д а е т с я по ч у в с т в и т ел ь ны м н ервны м вол ок ­ нам в н ер вны е к л етк и г о л о в н о ­ го м о з г а , вы зы вая о п р е д е л е н н о е ощ ущ е н и е . Л у ч с в е т а , п р о й д я ч е р е з р о г о в и ц у , зр а ч о к , х р у с т а ­ л и к и с т е к л о в и д н о е т ел о , п а ­ д а е т н а с е т ч а т к у г л а з а , вы зы ­ вая о с о бы е х и м и ч е с к и е и зм е н е ­ н и я , к оторы е и с л у ж а т р а з д р а ­ ж и т е л ем д л я вол ок он з р и т е л ь ­ н о г о н е р в а . П о л у ч е н н о е таким о бр а зом в о з б у ж д е н и е з р и т е л ь ­ ный н ер в п е р е д а е т в г о л о в н о й м о з г , г д е оно п р е в р ащ а е т с я в з р и т е л ь н о е о щ у щ е н и е . П о д о б ­ ным обр а зом п о л у ч аю т с я и д р у ­ г и е ощ ущ е н и я . О т д ел ь ны м ви д ам ощ ущ е н и й (зр и т е л ь н о м у , с л у х о в о м у , об о ­ н я т е л ь н о м у , в к у с о в о м у , о с я з а ­ т е л ь н о м у ) с о о т в е т с т в у ю т в м о з­ г овой к ор е о п р е д е л е н н ы е ц е н т ­ ры : с р е д о т о ч и е м зр и т ел ь н ы х ощ ущ е н и й я в л я е т с я ч а с т ь з а ­ ты л очны х д о л е й б о л ьш и х п о л у ­ ш а р и й м о з г а , в в и с о ч н о й д о л е з а л о ж е н а с л у х о в а я о б л а с т ь и т. д . О щ ущ е н и я , п о л у ч а ем ы е нами в р е з у л ь т а т е в о з д е й с т в и я п р е д ­ м е т а н а н аш и ор г аны ч у в с т в , д аю т нам в о с п р и я т и е , о б р а з п р е д м е т а . Но в н аш ем с о зн а н и и м ож е т в о зн и к н у т ь о б р а з п р е д ­ м е т а и в том с л у ч а е , е с л и в д а н ны й м ом ен т с а м о г о п р е д ­ м ета п е р е д нами н е т . Т ак , н а ­ п р им ер , м ож н о п р е д с т а в л я т ь с е ­ бе р о з у , х о т я бы он а с е й ч а с и н е н а х о д и л а с ь в п о л е н аш е г о з р е н и я . Э го в о зм ож н о тол ьк о п о ­ т о м у , ч то р о з а у ж е р а н ьш е бы ­ л а в о с п р и н я т а о р г а н ам и ч у в с т в Ч ел о в ек , к оторы й н и к о г д а н е в и д ел р о зы , н е м ож ет е е с е б е п р е д с т а в и т ь . Т аким о б р а зом , н аш и о щ у щ с н я я , в о с п р и я т и я ,п р е д с т а в л е н и я я в л я ю т с я р е з у л ь т а т о м в о з д е й с т в и я в н еш н е г о мира на наш и ор ганы ч у в с т в . О щ ущ ен и я , п р е д ­ с т а в л е н и я во зм ож ны и с у щ е ­ с т в ую т п о т о м у , ч то вн е н а с с у ­ щ е с т в у е т р е а л ь ны й м и р в ещ ей и я в л е н и й и ч то м о зг о б л а д а е т с п о с о б н о с т ь ю о т о б р аж а т ь э т и в ещ и и я в л ен и я . Несмотря па явную очевид­ ность и неоспоримость э т и х фактов, идеалисты пытаются все же отрицать, что иаши представ­ ления являются результатом воздействия на нас предметов, сущ ествующих вне нашего с о ­ знания. Идеалисты не хотят признать существование пред ­ метов и явлений вне наших ощу­ щений. Мы зиэем, говорят идеалисты, только наши ощущения и не знаем, сущ ествует ли предмет вне наших ощущений. Идеали­ сты считают этот „довод" не­ опровержимым. „Где,—вопро­ шают они,—тот свидетель, ко­ торый мог бы удостоверить, что за нашими ощущениями стоит ощущаемый нами предмет?" Материалисты отвечают, что такой свидетель имеется: этот свидетель—практика. П р ак тик а д а е т нам в о зм ож ­ н о с т ь в с я к и й р а з о т д е л я т ь и л ­ лю зо р ны е п р е д с т а в л е н и я , т . е . т а к и е , к оторы м в д е й с т в и т е л ь ­ н о с т и и ет с о о т в е т с т в и я , от п р е д ­ с т а в л е н и й , о т о б р аж аю щ и х р е ­ ал ь ны е , ж и зн ен ны е ф акты и я в ­ л е н и я . М ожно, н а п р и м ер , п р е д ­ с т а в л я т ь с е б е „м едовы е реки" . Но, в о -п ер вы х , такое п р е д с т а в ­ л е н и е в о зм ож н о п о т о м у , ч то в ж и зн и д е й с т в и т е л ь н о "им ею т ся р ек и и м е д , и с о зн ан ию п р и ­ н а д л еж и т з д е с ь л иш ь то , ч т о он о м ож е т п р о и зв о л ь н о о б 'е д и - ни ть э т и в ещ и . В о -в т о ры х , п р а к ­ ти к а т о т ч а с ж е о п р о в е р г а е т т а ­ ки е п р о и зв о л ь ны е с о ч е т а н и я п р е д с т а в л е н и й . Субъективному идеалисту при­ ходится не только созерцать и рассуждать , но и действовать. А как была бы возможна его д е ­ ятельность, если бы он всерьез руководился своей теорией о том, что на свете ничего и ни­ кого, кроме него и его личных ощущений, не сущ ествует? Идеализм, о котором идет здесь речь, носит название „суб'ектив- ный идеализм", так как он сво­ дит мир к совокупности ощу­ щений суб'екта, утверждает, что мир—„мое ощущение". М а т е р и а л и зм , как у ж е с к а ­ з а н о , считает ощущения ре­ з у л ь т а т о м в о з д е й с т в и я в н еш ­ н и х п р е дм е т о в на органы ч у в с т в . Но в нашем сознании имеют­ ся не только чувственные пред­ ставления, но и понятия. Та­ ковы, например, понятия „стои­ мость", „причинность", „необ­ ходимость" и многие, многие другие. Понятие не есть ощущение. „Стоимость", „причинность" и т. п. не ощущаются, а мыслят­ ся. Стоимость есть категория, которая „лишена вещества чув­ ственности". Это, следователь­ но, не какая-нибудь вещь, ко­ торая воспринимается нами посредством органов чувств. Тем не менее, как доказал Маркс в „Капитале", понятие „стоимость" есть отражение ма­ териальной действительности, отражение реально сущ е ству ­ ющих в капиталистическом мире общественных отношений. Точно так же понятия „при­ чинность", „необходимость" и т. д. суть умственное отраже­ ние реально существующих от­ ношений в природе, в обществе. Т ак у т в е р ж д а ю т м а т е р и а л и ­ с ты . И д е а л и с ты -с к е п т и к и о т р и ­ цаю т с у щ е с т в о в а н и е о б 'ек ти в - ной за к о н о м е р н о с т и м и р а , п е з а в и с ящ е й от ч е л о в е ч е с к о г о с о ­ зн а н и я . Н а ч ем ж е о сн о в а н о у т в е р ­ ж д е н и е м а т е р и а л и с т о в и что г о в о р я т и д е а л и с ты ? В о зьм ем д л я п р и м е р а р а с с у ­ ж д е н и я ск еп т и к а Юма (1711— 1776), с т а р а в ш е г о с я д о к а з а т ь , ч то п о н я т и е п р и ч и н н о с т и , н е о б ­ х о д и м о с т и с у б 'е к т и в н о и ч то во вн еш н ем м о р е п р и ч и н н о с т ь , н е о б х о д и м о с т ь н е с у щ е с т в у ю т . Юм за я в л я е т : „К о г д а мы г о в о ­ рим , ч т о о д и н о б 'ек т с в я з а н с д р у г и м , мы тол ьк о п о д р а з у м е в а ­ ем п о д э т и м , что они орвобре л и связь в наших мыслях". П о я сн им с к а за н н о е Юмом на п р и м ер е . , Мы зн а ем , ч то в о д а я в л я е т с я н е о б х о димы м у с л о в и е м в ся к ой ж и в ой п р и р о ды и ч то та ж е в о д а п р и и з в е с т н ы х у с л о в и я х м ож ет о к а з а т ь с я г у б и т е л ь н о й д л я ж и в о т н о г о о р г а н и зм а : п ри о п р е д е л е н н ы х у с л о в и я х ж и в о т - пое м ож е т в в о д е з а д о х н у т ь с я М еж д у в о д о й и ж и в о тны м о р г а ­ ни зм ом с у щ е с т в у е т и з в е с т н а я н е о б х о д и м а я с в я з ь , с у щ е с т в у ю т и з в е с т н ы е о т н ош е н и я . Но д а н о ли нам , с п р аш и в а е т Юм, в на ш и х ощ ущ е н и я х н еч т о т ак о е , ч то м о гл о л еч ь в о с н о в у и д е и н е о б х о д и м о й з д е с ь с в я з и ? Мо- ж ем ли мы с к а з а т ь , что н е о б х о ­ д и м о с т ь э т о й с в я з и нам д а н а в ч у в с т в а х , п о д о б н о , н а п р им ер , т о м у , как нам д а н о в ч у в с т в а х о щ ущ е н и е ц в е т а , т в е р д о с т и , з в у к а и т. п .? В ощ ущ е н и я х д а н а нам п р о з р а ч н о с т ь воды , е е т е к у ч е с т ь и т. п . Н о, гово ­ р и т Юм, „ е сл и д а ж е п р е д п о л о ­ ж и т ь , ч то с и л а р а з у м а А д ам а с п е р в а бы л а в вы сш е й с т е п е н и с о в е рш е н н а , он н е м ог бы з а ­ к лю чи ть на о сн о в а н и и т е к у ч е ­ с т и и п р о з р а ч н о с т и воды , "что он м ож е т в н ей з а х л е б н у т ь с я ... Ни о д и н о б 'ек т не п р о я в л я е т в с в о и х д о с т у п н ы х ч у в с т в а х , ка­ ч е с т в а х ни п р и ч и н , е г о п о р о ­ д и вш и х , ни д е й с т в и й , к оторы е он п р о и з в е д е т " . Но в е д ь с о в е рш е н н о н е о с п о ­ рим о , что в н аш ем с о зн а н и и с у щ е с т в у е т э т а и д е я н е о б х о д и ­ мой с в я з и (м еж д у в о д ой , па- п р и м е р , и ж ив отны м о р г а н и з ­ мом). О т к у д а ж е э т а и д е я б е ­ р е т с я ? На э т о Юм о т в еч а е т : „Причивная связь вовсе не присуща самим предметам,— она привносится рассудком к переживаниям иди вещам". П роти в э т и х и д е а л и с т и ч е с к и х в о ззр ен и й е с т ь в е с ьм а н а д еж н о е о р у ж и е : ч ел о в е ч е с к а я д е я т е л ь ­ н о с т ь . Д е я т е л ь н о с т ь ч ел ов ек а д а е т в о зм ож н о с т ь проверить п р и ­ ч и н н о с т ь . Э н г е л ь с п иш е т : „ У ж е д о и с т о ­ р и ч е с к и е лю ди з н а л и п р а к т и ч е ­ с к и , ч то т р ен и е п о р о ж д а е т т е ­ п л о т у , к о г д а они о т к р ы л и—мо­ ж е т бы ть , у ж е с т о ты с я ч л е т н а з а д— с п о с о б п о л у ч а т ь о г о н ь т р ен и ем , а г о р а з д о р а н ьш е с о ­ г р е в а л и х о л о д ны е ч а с т и т е л а р а с т и р а н и ем и х . Но о т сю д а д о о тк ры ти я т о г о , что т р ен и е е с т ь в о о бщ е и с т о ч н и к т еп л о ты , п р о ­ ш л о кто е г о зн а е т ск ол ьк о ты с я ч е л е т и й . Н о, так или ина­ че, н а с т а л о в р ем я , к о г д а ч е л о ­ в е ч е с к и й м о зг р а з в и л с я н а с т о л ь ­ ко, ч то м о г вы ск а за т ь с у ж д е н и е : трение есть источник тепло­ ты..." (М арк с и Э н г е л ь с . Соч. Т. X I V , стр. 495). Этот пример говорит о том, ч то в н у т р е н н и е , б о л е е г л у б о к и е с в я з и м е ж д у в ещ ам и н е даны ч ел о в ек у н е п о с р е д с т в е н н о , как з в у к н з а п а х п р е д м е т а , а о т ­ к ры в аю т ся в р е з у л ь т а т е д л и ­ т ел ь н о й р аботы с л и ч ен и я , с р а в н и в а н и я , а н а л и з а , о б о бщ е ­ ния и д р у г и х п р и ем о в мыш ­ л е н и я . В о т л и ч и е от ч у в с т в е н н о г о в о с п р и я т и я , к о т о р о е отк ры в а ет нам с т о р о ны п р е д м е т а , д о с т у п ­ ны е ор ган ам ч у в с т в , мыш л ени е д а е т нам п р е д м е т в е г о в н у т ­ р ен н и х н е о б х о д и м ы х с в я з я х с о в с ем и д р у г и м и п р е дм е т ам и и я в л ен и ям и . П о н я ти я , как и о щ у ­ щ е н и я , с у т ь о т о б р аж е н и я в на­ ш ем с о зн а н и и я в л ен и й м ат е­ р и а л ь н о г о м и р а . „ ...И д е а л ь н о е е с т ь н е ч то и н о е , как м а т е р и а л ь ­ н о е , п е р е с а ж е н н о е в ч е л о в е ч е ­ с к ую г о л о в у и п р е о б р а зо в а н н о е н ей" . И д е а л и с ты г о в о р я т , что п о ­ н я т и я , и д е и с у щ е с т в у ю т б у д т о бы н е за в и с и м о о т п р е дм е т н о г о мира и в н о с я т с я в э т о т мир , п р и в о д я е г о в с в я з ь и п о р я д о к , так что р а з у м б у д т о бы д и к т у е т п р и р о д е законы . По мнению и д е ­ а л и с т о в , в ещ и с у т ь в оп л ощ ен и е и д е й . Т ак , н а п р и м ер , и з в е с т ны й ф и л о с о ф -и д е а л и с т Г е г е л ь (1770— 1831) стремился представить всю природу и всю человеческую историю как воплощение движе­ ния „абсолютной идеи", данной до человека и независимо от не­ го. О ступенях природы он го­ ворил, что это не естественные ступени , а что они отражают в с е б е с т у п е н и р а з в и т и я а б с о лю т - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ^ ной и д е и . В с у щ н о с т и г о в о р я , он Iм ер я р к о п ок а зы ва ет с и л у мар" с у д и л о м и р е по а н а л о г и и с от-1 к с н с т с к о -л е н и н кого а н а л и з а хо* д е л ь н о й в ещ ью , в к о т о р ую че —таково исходное положен* материализма. Марксистский философск» материализм сделал это поло»( ние всеобщим, распростраДО его и на изучение обществен!!# явлений. Марксизм обосновал! положение, что обществен®! сознание определяется общее-1 венным бытием. „Каково бытие общества/ учит товарищ Сталин,—каков! условия материальной жиз# общества,—таковы его идеи, те* рии, политические взгляды, до, литические учреждения" („Во# росы ленинизма", стр . 545). Благодаря тому, что Маркс! Энгельс распространили мат? рнализм и на область обществе# ных явлений, материализм одер жал над идеализмом полную п \ беду. Марксистский философски материализм является ввиД) этого высшим достижением мат? риалистической философии, я# ляется материализмом последе вательным, до конца выдержав1 ным, по образному выражений Ленина,„достроенным доверху Товарищ Сталин, гениаль#1 обобщив великий опыт парт#* большевиков, подняв марксист ско-ленинскую теорию на нов}1 высшую ступень, показал гл}' бочайшую связь революционно* политики большевизма с осно#' ными положениями марксисте®? ленинского философского мат? риализма. Товарищ Сталин сфор мулировал законы большевик ской политики в их связи & всем мировоззрением марксизм5' ленинизма, в частности с пол? жением диалектического мат? риализма о первичности быт® и вторичности сознания. ВывоД который делает товарищ Стали# гласит: „Значит, чтобы не ошибиться в политике и не попасть в пол#- жение пустых мечтателей, пар тия пролетариата должна цехе днть в своей деятельности не отвлеченных „принципов чел® веческого разума", а нзконкре?' ных условий материальной жнз- ни общества, как решающей сВ лы общественного развития, не из добрых пожеланий „ве ликих людей", а из реальны#1 потребностей развития матери 1 альной жизни общества" (..Воп­ росы ленинизма", стр. 545—546) У ч е т п о т р е б н о с т е й материал® ного о бщ е с т в е н н о г о р а зв и т и я 1 с о с т а в л я е т о с о б е н н о с т ь ленин­ с к о -с т а л и н с к о й с т р а т е г и и и так­ тики . Б о л ьш ев и к и в с е г д а без­ ош и б оч н о о п р е д е л я л и н еи зб еж ­ ны е р ев олю ц и он ны е с д в и г и 1 с о зн а н и и м а с с и и х о б р а з е д ей ­ с т в и й . В сп ом н им , н а п р им ер , то время, к о г д а п о с л е с в е р ж е н и я царизм» в ф е в р а л е 1917 г. больш евик# п о в ел и п о д г о т о в к у м а с с на свер ­ ж е н и е п ом ещ ик ов и капита­ л и с т о в и з а за в о е в а н и е рабоче- к р е с т ь я н с к о й в л а с т и . Па дрУ"[ гой д е н ь п о с л е п р и х о д а к вл »') с т и б у р ж у а з и и , п о д д ерж а н и о '1 м ен ьш евик ам и и э с е р а м и , влия­ н и я п о с л е д н и х , т . е . м еньш еви ­ ков и э с е р о в , на м а ссы был0 ещ е в е сьм а зн а ч и т ел ь н о . Массй. о бм а н у ты е б у р ж у а з и е й и ее а г е н т у р о й , бы ли во в л а с т и на* с т р о е н и й „ д о б р о с о в е с т н о г о об#' р о н ч е с т в а " , н е р а з о б р а л и с ь е й 6 в п р е д а т е л ь с к о й п оли тик ем ев® ш еви к ов и э с е р о в . Но Л е н и в * С т ал и н в е л и п а р тию в п е р е д * г л у б о ч а й ш е й у в е р е н н о с т ью } том , ч т о м а ссы о б я з а т е л ь н о 0 р е й д у т н а с т о р о н у больш евиков что с ам а ж и зн ь т о л к н ет и х Ж1 р еволю ци онны й больш евистски^ п у т ь р а з р еш е н и я з а д а ч , вста® ш и х п е р е д с т р а н о й . Т ак оно ® выш л о . Э т о т и с т о р и ч е с к и й пр® ловек, создавая се, вкладывает свою идею. Разумеется, когда архитектор строит дом или художник пишет картину, то они материально во­ площают свои замыслы, свои идеи. При поверхностном взгля­ де может показаться, что идея первична, а бытие вторично. Но при более глубоком анализе ока­ зывается, что идеи всегда имеют свое происхождение в материаль­ ном мире. „Рембрандт,—замеча­ ет Маркс,—писал мадонну с ни­ дерландской крестьянки". Итак, мы видим, что как ощу­ щения, представления,так и по­ нятия, идеи являются вторич­ ными, производными, зави­ сящими в своем возникновении от материального мира, отобра­ жением которого они являются. „Бы ти е определяет сознание" д а и с т о р и и . Т ол ьк о в с в е т е м ар к си с т е® 5' л е н и н с к о г о а н а л и з а м ож н о пр8' вил ьн о п о н я т ь и современную1 м еж д у н а р о д н ую о б с т а н о в к у , у в® д е т ь , г д е вы х о д и з т е х с т р а д 8" ни й , н а к о т о ры е империализм о б р ек б о л ьш ую ч а с т ь челове­ ч е с т в а . С р е ди т р у д я щ и х с я масс, в в е р г н у ты х во в т о р ую мирову'*1 и м п е р и а л и с т и ч е с к ую в о й н у , й п р еж д е в с е г о с р е д и т р у д ящ и ® с я воюющ их с т р а н б у д е т нар8' с т а т ь и ш и р и т ь с я д в и ж е н и е з# л и к в и д а ц ию войны , за мирмеЖ' д у н а р о д ам и . Н ар о д ны е масс!® за к о н ч а т в о й н у п о -с в о е м у , в ин­ т е р е с а х в с е г о п р о г р е с си в н о® ч ел о в е ч е с т в а . И з д е с ь с неизбеЖ" н о стью с к а ж е т с я с и л а матери­ ал ьны х у с л о в и й ж и з н и , опр еде­ л яю щ и х с о з н а н и е и о б р а з дей­ с т в и й м а с с , к о т оры е р еш аю 1 с у д ь бы и с т о р и и . Г. Гак.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz