Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
гяааа&й&ввая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. На снимке: Павильон Прибалтийских стран. Фото X. Копелиовича. НИ ОДНО ГО ТРУДЯЩЕГОСЯ - БЕЗ ОБЛИГАЦИЙ НОВОГО ЗАЙМА В помощь изучающим марксизм-ленинизм Б ы Т Т Г е И С 0 .3 Н Я Н И Е Передовики подписки П о д п и с к у н а ч а л и с т р е л о ч н и цы т т . О вч инник ов а и Д у б а к и - н а . Они п ервы м и п р иш л и в к он т о р у ц е х а и за я в и л и : — Мы х о ти м п о д п и с а т ь с я на н овы й за ем . П у с т ь н аш и с р е д с т в а п о й д у т на д а л ь н е й ш е е у к р е п л е н и е р о д и ны . А . Д . О вчинник ова и М. П . Д у бинина д а л и взаймы г о с у д а р с т в у б о л ьш е с р е д н е м е с я ч н о г о з а р а б о т к а . П очин п е р е д о в и к о в п о д п и ск и бы л п о д х в а ч е н д р у г и м и . Б ы с т р о з а п о л н я л и с ь п о д п и с н ы е л и с ты . М н оги е ж е л е зн о д о р ож н и к и Н о в о л и п ец к о г о з а в о д а д а л и в за й мы г о с у д а р с т в у м е ся ч ны й з а р а бо ток . Н а д в у х м е с я ч н ы й о к л а д п о д п и с а л и с ь д и с п е т ч е р ы т т . Г он ч ар ов , А л е к с а н д р о в , Б о н д а р е в , н ач ал ьн и к э к сп л о а т а ц и и т. А л е к с е е в и н ач ал ьн и к ц е х а т . П е т - р у ч е н к о . Р е а л и з а ц и я н о в о г о займ а в ж е л е з н о д о р о ж н о м ц е х е за к а н ч и в а е т с я . Н а х о д ящ и м с я в о ч е р е д ны х о т п у с к а х и по б о л е з н и р а с сы л аю т с я п и с ьм а . В. Ц и с а я к . Наш д о л г С большим успехом идет под писка на заем среди домохозяек поселка завода Станкострой. За первые два дня 426 женщин— жен рабочих, служащих и ин женерно-технических работников завода дали взаймы государст ву 8.365 рублей . Домохозяйки тт. Леонова, Красинская, Кор сакова подписались на 100 руб лей каждая, т. П оп ов а -н а 80 рублей. Работу по реализации займа ведут 15 женщин-общественшщ, в их числе домашние хозяйки тт. Фаустова, Мишина, Федо рова. — В сю д у мы в с т р е ч а е м с а мый р а д уш н ы й п р и е м ,— р а с с к а зы в а е т т . Ф е д о р о в а ,—Д о м о х о зяй ки о х о т н о п о д п и сы в аю т ся на за ем . С. Шапошникова. В г о р т о р г е Заканчивается реализация но вого займа в коллективе гортор га. Из 719 работающих в систе ме торга подписалось на заем 711 человек. Подписку не оформили лишь 8 человек, находящих ся в командировках. При общем фонде заработной платы в 153.475 руб . реализо вано нового займа, на 136.270 рублей. Передовиками реализации за й ма являются коллектив ячейки № 7, давший взаймы государ ству 12.025 руб. при месячном фонде зарплаты в 11.405 руб ., и рабочие и служащие строи тельной группы, у которых об щая сумма подписки также пре вышает месячный фонд з а р платы. А. Попов. Х о р о ш е е н а ч и н а н и е п р е в р а ти ли в ш у м и х у Выполняя решения ХУ1П Все союзной партконференции, ком сомольцы завода Станкострой проявили хорошую инициативу —они поставили своей задачей, чтобы каждый комсомолец по высил свою квалификацию на один разряд. В апреле по инициативе ком сомольцев на заводе была орга низована сеть технических круж ков. В них занималось 158 чело век. Для токарей были органи зованы курсы по повышению квалификации. На заводе про ведено совещание с молодыми рационализаторами, в результате чего 22 комсомольца за 4 меся ца внесли 72 предложения; 32 из них были приняты, от этого за вод получил экономии 143 ты сячи рублей . Многие комсомольцы уж е до бились успехов в повышении своей квалификации: так, на пример, комсомолец Поминов с 4 разряда перешел на 5 разряд, Кузнецова с третьего переве дена на 4 разряд, Шабанов—с 5 на 6 разряд и т. д. К ом сом о л ь цы зн а ч и т е л ь н о по вы си л и п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р у д а . Н а п р и м ер , к ом сом ол к а Е . К у ч и н с к а я вы п ол н я е т з а д а н и е на 121 п р о ц ., С ем и к ол ен ов а — на 120 п р о ц . Д в у р е ч е н с к а я — на 228 п р о ц ., Ю р ов а— на. 162 п р о ц ., К а р ц е в— н а 156 п р о ц ., Г а л к и н— на 165 п р о ц ен т о в . К ом с ом о л ь ск а я о р г а н и з а ц и я в е л а б о р ь б у с б р а к о д ел ам и , о б с у д и л а в о п р о с о к ом с ом ол ь ц а х Г о л о в еш к и н о й , А ф а н а с ь е в о й и Д о р о х о в е , д о п у с к а вш и х брак . К с ож а л е н и ю , в с е э т и б л а г и е н а ч и н а н и я о к а з а л и с ь к р а тк о вр ем енны м и . Н е д о в е л к ом и т ет к ом сом ол а д о конц а п о д н я т о г о в оп р о са п р ек р а т и л з а н и м а т ь с я и т е х н и ч еск ой у ч е б о й . Н е п о д д е р ж а л о и н ици ати вы к ом с ом о л ьц ев п а р т бюро. П а р а д н о с т ь и ш у м и х а ч у ж ды д у х у к ом с ом о л а . Н а ч а т о е н а д о д о в о д и т ь д о к онц а . Н ео б х о ди м о н а с т о й ч и в о о в л а д е в а т ь т е х ник ой , п о вы си т ь свою к вал иф и кацию на 1 р а з р я д в 1941 г о д у . И. Фарафоаов. В о п р о с об о т н ош ен и и бы тия к с о зн а н и ю я в л я е т с я к ор енным в б о р ь б е м е ж д у м а т ер и а л и зм ом и и д е а л и зм ом . Т о в а р ищ С тали н у ч и т : „... В проти воположность идеа лизму, утверждающему, что реально сущ е ству ет лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа сущ ествует лишь в нашем сознании, в на ших ощущениях, представле ниях, понятиях,—марксистский философский материализм ис ходит из того, что материя, при рода, бытие представляет об'ек- тивную реальность, сущ ествую щую вне и независимо от со знания, что материя первична, так как она является источни ком ощущ ений , представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно являет ся отображением материи, ото бражением бытия, что мышле ние есть продукт материи, до стигшей в своем развитии высо кой степени совершенства, а именно—продукт мозга, а м о з г - орган мышления, что нельзя по этому отделять мышление от материи, не желая впасть в гр у бую ошибку" („Вопросы лени низма", стр . 542). С п о с о б н о с т ь ощ у щ а т ь , п р е д с т а в л я т ь , м ы с л и т ь с в я з а н а с с у щ е с т в о в а н и е м о р г а н о в ч у в с т в и н е р в н о й с и с т е м ы . К о р г а н ам ч у в с т в о т н о с я т с я о р г а ны з р е н и я , с л у х а , о с я з а н и я , в к у с а , о б о н я н и я . Н ер в н а я с и с т е м а д е л и т с я на ц е н т р а л ь н ую и п е р и ф е р и ч е с к ую . К ц е н т р а л ь н о й н ер в н о й с и с т е ме о т н о с я т с я г ол овн ой и с п и н н ой м о з г . М о зг (г ол овн ой и сп и н н о й ) с о с т о и т и з н ер вны х к л е т о к и и х о т р о с т к о в . С р е ди о т р о с т к о в к л е тк и в ы д е л я е т с я н е р в н о е вол окн о , им еющ ее ви д д л и н н о г о ш н у р к а . Э ти нервны е вол окн а с в я з а н ы м е ж д у собою в п у ч к и , о б р а з ую щ и е н ервны е с т в о л ы . Н ервны е с т в о лы ок ан ч и в аю т ся в н а р уж н ы х ч а с т я х т е л а—в к ож е , в "мышцах, обр а з у я п е р и ф е р и ч е с к ую — н а р у ж н ую или п о в е р х н о с т н ую н ерв н ую с и с т е м у . Н ервны е вол окн а д е л я т с я па ч у в с т в и т е л ь н ы е , н о которым р а з д р а ж е н и е о т п о в е р х н о с т и т е л а п е р е д а е т с я в ц е н т р а л ь н ую н ер в н ую с и с т е м у , и на д в и г а т ел ь ны е , к оторы е п р о в о д я т р а з д р а ж е н и е от ц е н т р а л ь н о й н е р в ной с и с т ем ы к п о в е р х н о с т и т е л а— к мышцам . К о г д а вн еш н и е органы ч у в с т в (г л а з , у х о и т . д .) п о д в е р г аю т с я в о з д е й с т в и ю ок р у ж а ю щ е й с р е д ы , т о п о л у ч е н н ое р а з д р а ж е н и е п е р е д а е т с я по ч у в с т в и т ел ь ны м н ервны м вол ок нам в н ер вны е к л етк и г о л о в н о го м о з г а , вы зы вая о п р е д е л е н н о е ощ ущ е н и е . Л у ч с в е т а , п р о й д я ч е р е з р о г о в и ц у , зр а ч о к , х р у с т а л и к и с т е к л о в и д н о е т ел о , п а д а е т н а с е т ч а т к у г л а з а , вы зы вая о с о бы е х и м и ч е с к и е и зм е н е н и я , к оторы е и с л у ж а т р а з д р а ж и т е л ем д л я вол ок он з р и т е л ь н о г о н е р в а . П о л у ч е н н о е таким о бр а зом в о з б у ж д е н и е з р и т е л ь ный н ер в п е р е д а е т в г о л о в н о й м о з г , г д е оно п р е в р ащ а е т с я в з р и т е л ь н о е о щ у щ е н и е . П о д о б ным обр а зом п о л у ч аю т с я и д р у г и е ощ ущ е н и я . О т д ел ь ны м ви д ам ощ ущ е н и й (зр и т е л ь н о м у , с л у х о в о м у , об о н я т е л ь н о м у , в к у с о в о м у , о с я з а т е л ь н о м у ) с о о т в е т с т в у ю т в м о з г овой к ор е о п р е д е л е н н ы е ц е н т ры : с р е д о т о ч и е м зр и т ел ь н ы х ощ ущ е н и й я в л я е т с я ч а с т ь з а ты л очны х д о л е й б о л ьш и х п о л у ш а р и й м о з г а , в в и с о ч н о й д о л е з а л о ж е н а с л у х о в а я о б л а с т ь и т. д . О щ ущ е н и я , п о л у ч а ем ы е нами в р е з у л ь т а т е в о з д е й с т в и я п р е д м е т а н а н аш и ор г аны ч у в с т в , д аю т нам в о с п р и я т и е , о б р а з п р е д м е т а . Но в н аш ем с о зн а н и и м ож е т в о зн и к н у т ь о б р а з п р е д м е т а и в том с л у ч а е , е с л и в д а н ны й м ом ен т с а м о г о п р е д м ета п е р е д нами н е т . Т ак , н а п р им ер , м ож н о п р е д с т а в л я т ь с е бе р о з у , х о т я бы он а с е й ч а с и н е н а х о д и л а с ь в п о л е н аш е г о з р е н и я . Э го в о зм ож н о тол ьк о п о т о м у , ч то р о з а у ж е р а н ьш е бы л а в о с п р и н я т а о р г а н ам и ч у в с т в Ч ел о в ек , к оторы й н и к о г д а н е в и д ел р о зы , н е м ож ет е е с е б е п р е д с т а в и т ь . Т аким о б р а зом , н аш и о щ у щ с н я я , в о с п р и я т и я ,п р е д с т а в л е н и я я в л я ю т с я р е з у л ь т а т о м в о з д е й с т в и я в н еш н е г о мира на наш и ор ганы ч у в с т в . О щ ущ ен и я , п р е д с т а в л е н и я во зм ож ны и с у щ е с т в ую т п о т о м у , ч то вн е н а с с у щ е с т в у е т р е а л ь ны й м и р в ещ ей и я в л е н и й и ч то м о зг о б л а д а е т с п о с о б н о с т ь ю о т о б р аж а т ь э т и в ещ и и я в л ен и я . Несмотря па явную очевид ность и неоспоримость э т и х фактов, идеалисты пытаются все же отрицать, что иаши представ ления являются результатом воздействия на нас предметов, сущ ествующих вне нашего с о знания. Идеалисты не хотят признать существование пред метов и явлений вне наших ощу щений. Мы зиэем, говорят идеалисты, только наши ощущения и не знаем, сущ ествует ли предмет вне наших ощущений. Идеали сты считают этот „довод" не опровержимым. „Где,—вопро шают они,—тот свидетель, ко торый мог бы удостоверить, что за нашими ощущениями стоит ощущаемый нами предмет?" Материалисты отвечают, что такой свидетель имеется: этот свидетель—практика. П р ак тик а д а е т нам в о зм ож н о с т ь в с я к и й р а з о т д е л я т ь и л лю зо р ны е п р е д с т а в л е н и я , т . е . т а к и е , к оторы м в д е й с т в и т е л ь н о с т и и ет с о о т в е т с т в и я , от п р е д с т а в л е н и й , о т о б р аж аю щ и х р е ал ь ны е , ж и зн ен ны е ф акты и я в л е н и я . М ожно, н а п р и м ер , п р е д с т а в л я т ь с е б е „м едовы е реки" . Но, в о -п ер вы х , такое п р е д с т а в л е н и е в о зм ож н о п о т о м у , ч то в ж и зн и д е й с т в и т е л ь н о "им ею т ся р ек и и м е д , и с о зн ан ию п р и н а д л еж и т з д е с ь л иш ь то , ч т о он о м ож е т п р о и зв о л ь н о о б 'е д и - ни ть э т и в ещ и . В о -в т о ры х , п р а к ти к а т о т ч а с ж е о п р о в е р г а е т т а ки е п р о и зв о л ь ны е с о ч е т а н и я п р е д с т а в л е н и й . Субъективному идеалисту при ходится не только созерцать и рассуждать , но и действовать. А как была бы возможна его д е ятельность, если бы он всерьез руководился своей теорией о том, что на свете ничего и ни кого, кроме него и его личных ощущений, не сущ ествует? Идеализм, о котором идет здесь речь, носит название „суб'ектив- ный идеализм", так как он сво дит мир к совокупности ощу щений суб'екта, утверждает, что мир—„мое ощущение". М а т е р и а л и зм , как у ж е с к а з а н о , считает ощущения ре з у л ь т а т о м в о з д е й с т в и я в н еш н и х п р е дм е т о в на органы ч у в с т в . Но в нашем сознании имеют ся не только чувственные пред ставления, но и понятия. Та ковы, например, понятия „стои мость", „причинность", „необ ходимость" и многие, многие другие. Понятие не есть ощущение. „Стоимость", „причинность" и т. п. не ощущаются, а мыслят ся. Стоимость есть категория, которая „лишена вещества чув ственности". Это, следователь но, не какая-нибудь вещь, ко торая воспринимается нами посредством органов чувств. Тем не менее, как доказал Маркс в „Капитале", понятие „стоимость" есть отражение ма териальной действительности, отражение реально сущ е ству ющих в капиталистическом мире общественных отношений. Точно так же понятия „при чинность", „необходимость" и т. д. суть умственное отраже ние реально существующих от ношений в природе, в обществе. Т ак у т в е р ж д а ю т м а т е р и а л и с ты . И д е а л и с ты -с к е п т и к и о т р и цаю т с у щ е с т в о в а н и е о б 'ек ти в - ной за к о н о м е р н о с т и м и р а , п е з а в и с ящ е й от ч е л о в е ч е с к о г о с о зн а н и я . Н а ч ем ж е о сн о в а н о у т в е р ж д е н и е м а т е р и а л и с т о в и что г о в о р я т и д е а л и с ты ? В о зьм ем д л я п р и м е р а р а с с у ж д е н и я ск еп т и к а Юма (1711— 1776), с т а р а в ш е г о с я д о к а з а т ь , ч то п о н я т и е п р и ч и н н о с т и , н е о б х о д и м о с т и с у б 'е к т и в н о и ч то во вн еш н ем м о р е п р и ч и н н о с т ь , н е о б х о д и м о с т ь н е с у щ е с т в у ю т . Юм за я в л я е т : „К о г д а мы г о в о рим , ч т о о д и н о б 'ек т с в я з а н с д р у г и м , мы тол ьк о п о д р а з у м е в а ем п о д э т и м , что они орвобре л и связь в наших мыслях". П о я сн им с к а за н н о е Юмом на п р и м ер е . , Мы зн а ем , ч то в о д а я в л я е т с я н е о б х о димы м у с л о в и е м в ся к ой ж и в ой п р и р о ды и ч то та ж е в о д а п р и и з в е с т н ы х у с л о в и я х м ож ет о к а з а т ь с я г у б и т е л ь н о й д л я ж и в о т н о г о о р г а н и зм а : п ри о п р е д е л е н н ы х у с л о в и я х ж и в о т - пое м ож е т в в о д е з а д о х н у т ь с я М еж д у в о д о й и ж и в о тны м о р г а ни зм ом с у щ е с т в у е т и з в е с т н а я н е о б х о д и м а я с в я з ь , с у щ е с т в у ю т и з в е с т н ы е о т н ош е н и я . Но д а н о ли нам , с п р аш и в а е т Юм, в на ш и х ощ ущ е н и я х н еч т о т ак о е , ч то м о гл о л еч ь в о с н о в у и д е и н е о б х о д и м о й з д е с ь с в я з и ? Мо- ж ем ли мы с к а з а т ь , что н е о б х о д и м о с т ь э т о й с в я з и нам д а н а в ч у в с т в а х , п о д о б н о , н а п р им ер , т о м у , как нам д а н о в ч у в с т в а х о щ ущ е н и е ц в е т а , т в е р д о с т и , з в у к а и т. п .? В ощ ущ е н и я х д а н а нам п р о з р а ч н о с т ь воды , е е т е к у ч е с т ь и т. п . Н о, гово р и т Юм, „ е сл и д а ж е п р е д п о л о ж и т ь , ч то с и л а р а з у м а А д ам а с п е р в а бы л а в вы сш е й с т е п е н и с о в е рш е н н а , он н е м ог бы з а к лю чи ть на о сн о в а н и и т е к у ч е с т и и п р о з р а ч н о с т и воды , "что он м ож е т в н ей з а х л е б н у т ь с я ... Ни о д и н о б 'ек т не п р о я в л я е т в с в о и х д о с т у п н ы х ч у в с т в а х , ка ч е с т в а х ни п р и ч и н , е г о п о р о д и вш и х , ни д е й с т в и й , к оторы е он п р о и з в е д е т " . Но в е д ь с о в е рш е н н о н е о с п о рим о , что в н аш ем с о зн а н и и с у щ е с т в у е т э т а и д е я н е о б х о д и мой с в я з и (м еж д у в о д ой , па- п р и м е р , и ж ив отны м о р г а н и з мом). О т к у д а ж е э т а и д е я б е р е т с я ? На э т о Юм о т в еч а е т : „Причивная связь вовсе не присуща самим предметам,— она привносится рассудком к переживаниям иди вещам". П роти в э т и х и д е а л и с т и ч е с к и х в о ззр ен и й е с т ь в е с ьм а н а д еж н о е о р у ж и е : ч ел о в е ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Д е я т е л ь н о с т ь ч ел ов ек а д а е т в о зм ож н о с т ь проверить п р и ч и н н о с т ь . Э н г е л ь с п иш е т : „ У ж е д о и с т о р и ч е с к и е лю ди з н а л и п р а к т и ч е с к и , ч то т р ен и е п о р о ж д а е т т е п л о т у , к о г д а они о т к р ы л и—мо ж е т бы ть , у ж е с т о ты с я ч л е т н а з а д— с п о с о б п о л у ч а т ь о г о н ь т р ен и ем , а г о р а з д о р а н ьш е с о г р е в а л и х о л о д ны е ч а с т и т е л а р а с т и р а н и ем и х . Но о т сю д а д о о тк ры ти я т о г о , что т р ен и е е с т ь в о о бщ е и с т о ч н и к т еп л о ты , п р о ш л о кто е г о зн а е т ск ол ьк о ты с я ч е л е т и й . Н о, так или ина че, н а с т а л о в р ем я , к о г д а ч е л о в е ч е с к и й м о зг р а з в и л с я н а с т о л ь ко, ч то м о г вы ск а за т ь с у ж д е н и е : трение есть источник тепло ты..." (М арк с и Э н г е л ь с . Соч. Т. X I V , стр. 495). Этот пример говорит о том, ч то в н у т р е н н и е , б о л е е г л у б о к и е с в я з и м е ж д у в ещ ам и н е даны ч ел о в ек у н е п о с р е д с т в е н н о , как з в у к н з а п а х п р е д м е т а , а о т к ры в аю т ся в р е з у л ь т а т е д л и т ел ь н о й р аботы с л и ч ен и я , с р а в н и в а н и я , а н а л и з а , о б о бщ е ния и д р у г и х п р и ем о в мыш л е н и я . В о т л и ч и е от ч у в с т в е н н о г о в о с п р и я т и я , к о т о р о е отк ры в а ет нам с т о р о ны п р е д м е т а , д о с т у п ны е ор ган ам ч у в с т в , мыш л ени е д а е т нам п р е д м е т в е г о в н у т р ен н и х н е о б х о д и м ы х с в я з я х с о в с ем и д р у г и м и п р е дм е т ам и и я в л ен и ям и . П о н я ти я , как и о щ у щ е н и я , с у т ь о т о б р аж е н и я в на ш ем с о зн а н и и я в л ен и й м ат е р и а л ь н о г о м и р а . „ ...И д е а л ь н о е е с т ь н е ч то и н о е , как м а т е р и а л ь н о е , п е р е с а ж е н н о е в ч е л о в е ч е с к ую г о л о в у и п р е о б р а зо в а н н о е н ей" . И д е а л и с ты г о в о р я т , что п о н я т и я , и д е и с у щ е с т в у ю т б у д т о бы н е за в и с и м о о т п р е дм е т н о г о мира и в н о с я т с я в э т о т мир , п р и в о д я е г о в с в я з ь и п о р я д о к , так что р а з у м б у д т о бы д и к т у е т п р и р о д е законы . По мнению и д е а л и с т о в , в ещ и с у т ь в оп л ощ ен и е и д е й . Т ак , н а п р и м ер , и з в е с т ны й ф и л о с о ф -и д е а л и с т Г е г е л ь (1770— 1831) стремился представить всю природу и всю человеческую историю как воплощение движе ния „абсолютной идеи", данной до человека и независимо от не го. О ступенях природы он го ворил, что это не естественные ступени , а что они отражают в с е б е с т у п е н и р а з в и т и я а б с о лю т - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ^ ной и д е и . В с у щ н о с т и г о в о р я , он Iм ер я р к о п ок а зы ва ет с и л у мар" с у д и л о м и р е по а н а л о г и и с от-1 к с н с т с к о -л е н и н кого а н а л и з а хо* д е л ь н о й в ещ ью , в к о т о р ую че —таково исходное положен* материализма. Марксистский философск» материализм сделал это поло»( ние всеобщим, распростраДО его и на изучение обществен!!# явлений. Марксизм обосновал! положение, что обществен®! сознание определяется общее-1 венным бытием. „Каково бытие общества/ учит товарищ Сталин,—каков! условия материальной жиз# общества,—таковы его идеи, те* рии, политические взгляды, до, литические учреждения" („Во# росы ленинизма", стр . 545). Благодаря тому, что Маркс! Энгельс распространили мат? рнализм и на область обществе# ных явлений, материализм одер жал над идеализмом полную п \ беду. Марксистский философски материализм является ввиД) этого высшим достижением мат? риалистической философии, я# ляется материализмом последе вательным, до конца выдержав1 ным, по образному выражений Ленина,„достроенным доверху Товарищ Сталин, гениаль#1 обобщив великий опыт парт#* большевиков, подняв марксист ско-ленинскую теорию на нов}1 высшую ступень, показал гл}' бочайшую связь революционно* политики большевизма с осно#' ными положениями марксисте®? ленинского философского мат? риализма. Товарищ Сталин сфор мулировал законы большевик ской политики в их связи & всем мировоззрением марксизм5' ленинизма, в частности с пол? жением диалектического мат? риализма о первичности быт® и вторичности сознания. ВывоД который делает товарищ Стали# гласит: „Значит, чтобы не ошибиться в политике и не попасть в пол#- жение пустых мечтателей, пар тия пролетариата должна цехе днть в своей деятельности не отвлеченных „принципов чел® веческого разума", а нзконкре?' ных условий материальной жнз- ни общества, как решающей сВ лы общественного развития, не из добрых пожеланий „ве ликих людей", а из реальны#1 потребностей развития матери 1 альной жизни общества" (..Воп росы ленинизма", стр. 545—546) У ч е т п о т р е б н о с т е й материал® ного о бщ е с т в е н н о г о р а зв и т и я 1 с о с т а в л я е т о с о б е н н о с т ь ленин с к о -с т а л и н с к о й с т р а т е г и и и так тики . Б о л ьш ев и к и в с е г д а без ош и б оч н о о п р е д е л я л и н еи зб еж ны е р ев олю ц и он ны е с д в и г и 1 с о зн а н и и м а с с и и х о б р а з е д ей с т в и й . В сп ом н им , н а п р им ер , то время, к о г д а п о с л е с в е р ж е н и я царизм» в ф е в р а л е 1917 г. больш евик# п о в ел и п о д г о т о в к у м а с с на свер ж е н и е п ом ещ ик ов и капита л и с т о в и з а за в о е в а н и е рабоче- к р е с т ь я н с к о й в л а с т и . Па дрУ"[ гой д е н ь п о с л е п р и х о д а к вл »') с т и б у р ж у а з и и , п о д д ерж а н и о '1 м ен ьш евик ам и и э с е р а м и , влия н и я п о с л е д н и х , т . е . м еньш еви ков и э с е р о в , на м а ссы был0 ещ е в е сьм а зн а ч и т ел ь н о . Массй. о бм а н у ты е б у р ж у а з и е й и ее а г е н т у р о й , бы ли во в л а с т и на* с т р о е н и й „ д о б р о с о в е с т н о г о об#' р о н ч е с т в а " , н е р а з о б р а л и с ь е й 6 в п р е д а т е л ь с к о й п оли тик ем ев® ш еви к ов и э с е р о в . Но Л е н и в * С т ал и н в е л и п а р тию в п е р е д * г л у б о ч а й ш е й у в е р е н н о с т ью } том , ч т о м а ссы о б я з а т е л ь н о 0 р е й д у т н а с т о р о н у больш евиков что с ам а ж и зн ь т о л к н ет и х Ж1 р еволю ци онны й больш евистски^ п у т ь р а з р еш е н и я з а д а ч , вста® ш и х п е р е д с т р а н о й . Т ак оно ® выш л о . Э т о т и с т о р и ч е с к и й пр® ловек, создавая се, вкладывает свою идею. Разумеется, когда архитектор строит дом или художник пишет картину, то они материально во площают свои замыслы, свои идеи. При поверхностном взгля де может показаться, что идея первична, а бытие вторично. Но при более глубоком анализе ока зывается, что идеи всегда имеют свое происхождение в материаль ном мире. „Рембрандт,—замеча ет Маркс,—писал мадонну с ни дерландской крестьянки". Итак, мы видим, что как ощу щения, представления,так и по нятия, идеи являются вторич ными, производными, зави сящими в своем возникновении от материального мира, отобра жением которого они являются. „Бы ти е определяет сознание" д а и с т о р и и . Т ол ьк о в с в е т е м ар к си с т е® 5' л е н и н с к о г о а н а л и з а м ож н о пр8' вил ьн о п о н я т ь и современную1 м еж д у н а р о д н ую о б с т а н о в к у , у в® д е т ь , г д е вы х о д и з т е х с т р а д 8" ни й , н а к о т о ры е империализм о б р ек б о л ьш ую ч а с т ь челове ч е с т в а . С р е ди т р у д я щ и х с я масс, в в е р г н у ты х во в т о р ую мирову'*1 и м п е р и а л и с т и ч е с к ую в о й н у , й п р еж д е в с е г о с р е д и т р у д ящ и ® с я воюющ их с т р а н б у д е т нар8' с т а т ь и ш и р и т ь с я д в и ж е н и е з# л и к в и д а ц ию войны , за мирмеЖ' д у н а р о д ам и . Н ар о д ны е масс!® за к о н ч а т в о й н у п о -с в о е м у , в ин т е р е с а х в с е г о п р о г р е с си в н о® ч ел о в е ч е с т в а . И з д е с ь с неизбеЖ" н о стью с к а ж е т с я с и л а матери ал ьны х у с л о в и й ж и з н и , опр еде л яю щ и х с о з н а н и е и о б р а з дей с т в и й м а с с , к о т оры е р еш аю 1 с у д ь бы и с т о р и и . Г. Гак.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz