Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

По Советскому Союзу Подписк а проходит с бо льшим под'емом € огромным удовлетворением] встретили трудящиеся нашей страны сообщение о выпуске Займа Третьей Пятилетки (вы­ п у ск четвертого года). На фабриках, заводах, ново­ стройках, в учреж дениях, в кол­ хозах, совхозах и МТС состоя ­ лись многолюдные митинги, на которых трудящиеся продемон­ стрировали" свою любовь и пре­ данность партии и советскому правительству. В цехах и отделах москов­ ского завода „Серп и молот" состоялись многолюдные митин­ ги, на которых рабочие обяза­ лись дать взаймы го судар ству свой месячный и трехнедель­ ный заработок, повысить про­ изводительность труда, выпу­ стить больше металла. В стале­ проволочном ц ех е краткое со ­ общение о новом займе сделал начальник цеха тов. Осипов. За­ тем слово взял мастер механи­ ческой мастерской тов. Пуга­ чев, проработавший на заводе 42 года. — Сегодня я у зн ал ,—сказал он ,—что наше правительство вы­ пустило новый заем. Подписы ­ ваюсь на 1.300 рублей при ме­ сячном заработке в 1.260 руб ­ лей . Я знаю, что средства"от займов у нас идут на укрепле­ ние народного хозяйства, на ос­ нащение боевой техникой нашей любимой Красной Армии и Воен­ но-Морского Флота. В кузнечном цехе Краматор­ ского завода тяжелого машино­ строения имени Сталина сразу же после митингов в вечерних сменах началась подписка, ко­ торая повсеместно проходила дружно, с большим под'емом. Многие колхозники часть под­ писной суммы вносят наличны­ ми. Половину суммы подписки погасили наличными колхозни­ ки артели имени Чапаева, Константиновского района, Ро­ стовской области, колхозники артели имени Жданова, Еланец- кого района, Николаевской об­ ласти, и многие другие. (ТАСС). НИ ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ С каждым днем растет число посетителей выставки. 1 июня с утра сюда пришли колхозники, приехавшие с Украины, из Гру­ зии, с Дальнего Востока, из Уз­ бекистана. Павильон Грузинской ССР посетили участник вы­ ставки — председатель колхоза имени Берия, Ланчхутского рай­ она, тов. Чхаидзе, и сборщица чайного листа орденоносец тов. Ж. Киладзе. За день на выстав­ ке побывали свыше семи тысяч экскурсантов и несколько де ­ сятков тысяч москвичей. Как и в предыдущие дни, осо­ бенно много посетителей было в Главном павильоне. Здесь привлекают внимание новые (диорамы Молдавской, Литов­ ской, Латвийской и Эстонской ССР, а также хрустальный фон­ тан, получивший высокую оцен­ ку на Международной выставке в"Нью-Йорке. За первые восемь дней этот павильон посетило свыше 150 тысяч человек. С большим интересом экскур сайты и посетители выставки осматривали сельскохозяйствен­ ные машины, выставленные в павильоне „Механизация". 1 июня в 1 чао дня здесь было одновременно 32 экскурсии. пР изывники изучают уставы Красной Армии Молодежь города Ленина с большим под'емом готовится к очередному призыву в ряды Красной Армии и Военно-Мор­ ского Флота. Почти все при­ зывники сдали зимние нормы комплекса „Готов к т р у д у и обороне СССР", 91 процент стали значкистами ПВХО, 84 процента имеют право носить значок ГСО. Сейчас будущ ие бойцы тре­ нируются к сдаче норм ГТО по легкой атлетике, плаванию, греб­ ле и гимнастике. Идет изуче­ ние уставов Красной Армии. Первое место в подготовке к призыву занимает Кировский район. Кировцы часто устраи ­ вают выходы в поле. Походы совершаются с оружием, с сапер­ ными лопатами. Подразделения приобретают навыки подготовки огневой позиции, роют окопы, маскируют их, составляют стрел ковые карточки. В основу похо­ дов был положен боевой " устав пехоты. Серьезное изучение уставов, в том числе и устава воинской дисциплины, сказалось на всей подготовке молодежи к призы­ ву. Занятия посещаются отлич но и проходят четко и органи­ зованно. С О ВЕТСК ИЕ ЗАЙМЫ СЛ УЖ АТ ДЕЛУ К ОММУНИЗМ А Выпуск государственных зай­ мов советским правительством всегда вызывает огромный по­ литический под'ем среди тру­ дящихся и превращается в яр­ кую демонстрацию патриотиз­ ма советских граждан, их без­ заветной преданности социали­ стической родине. Постановление Совнаркома СССР о выпуске Государствен ­ ного Займа Третьей Пятилетки (выпуск четвертого года) нашло широкий отклик среди трудя­ щихся гор. Липецка. В первые же полчаса подписки 2 июня липчане дали взаймы государ ­ ству сотни тысяч рублей. В прошлом году трудящиеся горо­ да при подписке на Заем Третьей Пятилетки (выпуск третьего года) дали взаймы государству около 8 миллионов рублей. На деньги , получаемые от займов, правительство о сущ е ст ­ вляет большое хозяйственное и культурно-бытовое строитель­ ство. За годы сталинских пя­ тилеток в Липецке выстроены новые заводы, шахты, свыше 150 жилых домов (в рабочих поселках). Построено 8 новых зданий школ на 6.000 мест, 3 новых больницы, 3 родильных дома, развернута новая сеть детских яслей , садов и пло­ щадок. В городском бюджете на 1941 год предусмотрено получить от­ числений от подписки на заем 1 миллион 247,1 тыс. руб . По плану 1941 года в городе долж ­ но быть израсходовано на на­ родное просвещение 5 миллио­ нов 194,3 тыс. руб., на народ­ ное здравоохранение—7 миллио­ нов 704,3 тыс. руб ., на жилищ ­ но-коммунальное строительство и благоустройство города — 4 миллиона 860 тыс. руб. В ближайшие дни начнется большое строительство дороги от города Липецка до Новолипецко­ го завода. Заканчивается строи­ тельством и будет в этом го­ ду сдан в эксплоатацню 4-этаж­ ный 22-квартирный жилой дом на ул . Пушкина. Вводится в экс- плоатацию часть первой очере­ ди городской канализации, что будет иметь большое оздорови­ тельное влияние на санитарное состояние города. В этом же году заканчивается достройка здания пожарного депо в верх­ ней части города. Около 400 тыс. руб. отпущено на замоще­ ние улиц города. Значительные суммы расходуются на теку­ щий и капитальный ремонт школ, больниц и около 500 тыс. р у б .—на ремонт домов горжил- управления. Из всего этого становится понятным, какую большую роль играют для народного хозяйст­ ва государственные займы. Большие доходы получает на­ селение от выигрышей по зай­ мам и процентам. В Липецке за три прошедших года выплаче­ но трудящимся около 1,5 мил­ лиона рублей . Советские займы являются не только формой ор ­ ганизации сбережения, удобной и выгодной для трудящихся , но также проявлением социали­ стической организованности и единства советского народа, уверенно идущего под водитель­ ством товарища Сталина к ком­ мунизму. Все, как один, подпишемся на Заем Третьей Пятилетки (выпуск четвертого года)! Н. Карцев, секретарь горкомсода. 31 ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛУГОДОВОГО ПЛАНА С ОРЕ ВН О ВАНИ Е Д ВУХ ЗАВ О Д О В Доменщики завода „Свобод­ ный сокол" май закончили с производственным успехом . Про­ изводственная программа цехом выполнена на 108,4 проц. Обе печи в течение месяца работа­ ли ритмично, график выпуска чугуна и шлака не нарушался. Первенство в социалистиче­ ском соревновании одержал кол­ лектив нечи № 2. Месячный план печью выполнен на 109,6 проц. Лучш е всех из смен, об­ служивающих печь Л8 2, рабо­ тали смены тт. Заходякина и Коликова. Успешно закончили месяц и труболитейщики. Они сверх плана далн государству 200 тонн труб. Передовыми брига­ дами оказались бригады литей­ щиков тт. Кордюкова, Федяшо- | ва, Назарова, Соколова, Бессо­ нова, Пьяпникова, Корвякова, Тюленева. Труболитейщики улучшили свою работу, однако там по- прежнему велик брак и выход труб 2 сорта. Брак за месяц составил 13 проц., а труб пер­ вого сорта дано только 82,2 проц. Коллектив Новолипецкого за­ вода майский план выполнил на 106,3 проц. Несмотря на то, что печь № 1 работала непол­ ный месяц, все же план вы­ плавки чугуна выполнен на 104,1 проц. С большим производ- ственщлм под'емом работали до­ менщики, оболуживающие печь Л® 2, выплавив чугуна 108 1 проц. плана. < 105 ПРОЦЕНТОВ ПЛАНА Майский план цех водоснаб­ жения Новолипецкого завода выполнил на 105 процентов. Стахановцы цеха, соревнуясь за досрочное окончание полуго ­ дового плана, значительно по­ высили производительность труда. Слесарь тов. Казьменко месяч­ ное задание выполнил на 180 проц ., еще лучше работал сле­ сарь по ремонту насосов тов. Гордеев . Он выработал 186 проц. нормы. Бригада по бурению скважин тов. Паршевннкова дала 171 проц. нормы. Хорошо работал слесарь тов. Кобляков, вырабо­ тавший 160 процентов нормы Повышению производитель­ ности труда способствовала ме­ ханизация некоторых производ­ ственных процессов, произведен­ ная в мае. Так, например, ме­ ханизирована очистйа решеток, каналов бассейна Дора. Для очи­ стки решеток устроен ворот. Механизирована очистка про­ мышленной канализации. Теперь очистка производится при по­ мощи лебедок. При ревизии брызгального бассейна смыва- \ ние шлама производилось бранд-1 спойтом, что значительно облег-1 чило и ускорило труд ремонт-; ных рабочих. Дорофеев. Коллектив Московской, судостроительной верфи закончил постройку пер­ вого в СССР мелкосидящего винтового буксирного газохода типа „МСВ-39\ предназначенного для колхозных и совхозных грузоперевозок в 100 тонн на малых и мелких реках. Газогенераторная установка нового судна ра­ ботает на древесных чурках. На снимке: руководитель постройки инже­ нер-технолог Н. А. Карякин и мастер отделочных работ Н. Е. Осипов про­ веряют выполнение отделочных работ. Фото В. Башкирэва (Фотохроника ТАСС). Снижены простои вагонов Социалистическое соревнова-] Однако эти успехи есть толь- ние за досрочное выполнение по-1 ко первые шаги в налаживания ; работы транспортного цеха. Как } в предыдущие месяцы, так я в мае случаи нарушения гра- | фика обслуживания цехов имели ! место. Задача коллектива транспорт* ’ ников—не только бороться за; дальнейшее снижение простое» [ вагопов, за перевыполнение пла*} на отгрузки, по и за точное вы-1 полненне графика обслужива- | ния всех цехов завода. А. Плетников, зам. нач. транспорт­ ного цеха. лугодового плана, развернув­ шееся среди транспортников за­ вода „Свободный сокол", дало хорошие результаты . В мае цех значительно улучшил свою ра­ боту. Майский план по отгрузке выполнен на 121 проц ., по раз­ гр у зк е—на ю о проц. Простои вагонов НК11С в пре­ дыдущие месяцы у нас превы­ шали плановые нормы, что при­ носило заводу большие убытки. В мае простои вагонов доведе­ ны до плановых. Лу ч шие мастерск ие промк ом би ната Из предприятий городского промкомбината лучше всех ра­ ботали в мае слесарная и швей­ ная мастерские. Они значитель­ но перевыполнили месячный план по выпуску товаров широ­ кого потребления. Работники швейной мастерской выпустили готового платья на 21 тысячу рублей , а слесарная мастер­ ская дала товаров ширпотреба > на 7 тысяч 800 рублей. В соревновании за досрочное | выполнение плана первые места заняли: мастерицы тт. Малико­ ва и Вязовская, выполнившие норму на 150 процентов. Фаустов. Война м отор ов Ни одна значительная война не являлась точным повторени­ ем предыдущей и, в свою оче­ редь, не была повторена после­ дующими войнами. Иначе и не может быть: вместе с развити­ ем и совершенствованием нау­ ки и техники развивается и из­ меняется также военная .техни­ ка и военное искусство. Энгельс в „Анти-Дюринге" писал, что введение техниче­ ских усовершенствований каж­ дый раз почти насильственно вело за собой изменения и да ­ же перевороты в способе веде­ ния войн. История войн XX века подтверждает справедли­ вость этих слов. Важнейшими техническими новшествами, оказавшими наи­ большее влияние на форму боя начала X X века, были магазин­ ная винтовка и особенно нуле мет, который стал тогда гос­ подствовать на поле сражения В период первой империалисти­ ческой войны пулемет в соче, тании с окопами и проволочны­ ми заграждениями превратился в почти непреодолимую силу. Наряду с усовершенствова­ нием гаубичной и тяжелой ар тиллерии для борьбы с пулеме том создавались такие аффек­ тивные средства, как самоле­ ты, танки, автотранспорт и др., которые стали широко приме­ няться во всех армиях. Цен­ ность этих средств борьбы в том, что они благодаря мотору, который до войны не имел большого распространения, по­ высили темпы наступления. В войне „берет верх тот, у кого величайшая техника, организо­ ванность, дисциплина и луч ­ шие машины",— говорил Ленин, молетов н одной мотомеханизи- вейшим вооружением. Когда рованной бригады Польши. I грянула война, Франция оказа- Авиация и моторизованные |л а сь значительно слабее своего анализируя опыт войны 1914— силы сыграли главную роль в противника, задолго до начала 1918 гг. Послевоенные годы были периодом подлинной моториза­ ции и механизации армий. Мо­ тор вызвал к жизни огромное количество самых разнообраз­ ных средств войны: авиацию, бронеавтомобили, вооруженные мотоциклы, пулеметовозы, ар­ тиллерийские тракторы, дорож ­ ные и строительные машины инженерных войск, машины для рытья окопов и колодцев, радио­ станции , прожекторные у ста ­ новки. Современная империали­ стическая война, если ее рас­ сматривать с технико-экономи­ ческой стороны, является вой­ ной моторов, как подчеркнул в своем докладе на XVIII Все­ союзной партконференции тов. Вознесенский. В результате роста моториза­ ции и механизации армий рез­ ко повысилась энерговоору­ женность бойца, т. е. мощность механических двигателей , при­ ходящаяся в среднем на одно­ го солдата. К концу войны 1914—1918 гг. энерговооружен­ ность солдата передовых армий составляла полторы—две лоша­ диные силы. Ко второй мировой войне эта цифра выросла до 5—6 лошадиных сил . Если к этому прибавить и мощность моторов военно-воздушных сил , то на одного бойца приходится не менее десяти лошадиных сил. Во время наступления Герма­ нии на Польшу со стороны Гер мании участвовало 2.300 само­ летов, 6 моторизованных диви­ зий, 5 тяжелых и 4 легких тан­ ковых дивизии против 1.200 са- успешном развитии операций немцев. Взаимодействуя между собою, эти силы не давали воз­ можности польским войскам ни закрепиться на каком-либо р у ­ беже, не об'единитьск для оказа­ ния упорного сопротивления. Парализуя тылы поляков, рас­ страивая и уничтожая войска противника,германская авиация обеспечивала мотомеханизиро­ ванным частям быстрое движе­ ние в глубь Польши. Авиация была первым эше­ лоном германской армии, кото рый прокладывал путь мотоме­ ханизированным соединениям Мотомеханизированные соедине­ ния являлись вторым эшелоном, который раскалывал польскую армию на части и прокладывал путь третьему эш елону—пехоте. Свои операции в Голландии, Бельгии и Франции германское командование построило также на широком использовании по движных родов войск: авиации, бронетанковых соединений и мо­ торизованной пехоты и артил­ лерии. В широких масштабах были применены воздушные д е ­ санты. Одной из решающих причин военной слабости Франции была плохая работа ее авиационной промышленности. Она выпуска ла самолеты в незначительном количестве. Из рук вон плохо поставлено было производство танков. Правящие классы Франции ставили свое личное благополу­ чие выше национальных инте­ ресов. Они пренебрежительно относились к военной технике, не заботились о том, чтобы снаб­ дить французскую армию до­ военных операций сосредото­ чившего внимание на усилении армии, в частности ее моториза­ ции. К началу войны с Германией Франция располагала 9.000 са­ молетов всех типов. Однако при­ мерно треть их составляли гра­ жданские самолеты, преимуще­ ственно спортивного типа," не пригодные для военцых целей. В строю находилось не больше 4 тыс. самолетов, причем боль­ шинство из них было устарело­ го типа. Моторы, установленные на французских истребителях, поз­ воляли им развивать сравни­ тельно небольшую скорость. Не­ достаточна была скорость и бом бардировщиков. Относительно слабая мотори­ зация французской армии ска­ залась и в недостатке танков. По данным журнала „Инфантрн джорнэл", превосходство немцев над французами в отношении танков составляло, примерно, пропорцию 3 : 1 . При таких у с ловиях трудно было, конечно, противопоставить французские танки немецким О том, какую крупную роль играет мотор в современной вой не, свидетельствуют происходя­ щие сейчас военные операции в Северной Африке. Немцы выса­ дили на североафриканский бе­ рег мотомеханизированные вой­ ска, причем часть танковых эки пажей была переброшена по воз­ д у х у . Примерно в это же время мотомеханизированные части французского генерала де Гол ля, действующего, как известно, на стороне Англии, пересекли труднодоступную часть Сахары и, совершив переход в 1.000 ки­ лометров, появились в .районе оазисов Куфра. Этим переходом полностью доказано завоевание пустыни мотором. Все эти факты подтверждают, что авиация,бронетанковые вой­ ска во взаимодействии с други ­ ми родами войск являются мо­ гущественным средством ве­ дения войны. Вот почему вою­ ющие страны, ‘ как и США, в небывалых размерах строят сей ­ час новые конструкции самоле­ тов, танков, военно-морских ко­ раблей. В США, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии на­ считываются сотни авиацион­ ных заводов. В этих странах строятся новые заводы и пе­ реоборудуются старые с расче­ том на еще большее массовое производство самолетов и мо торов. Но данным иностранной печа ти, Германия выпускает в месяц около 2.300 самолетов и около 4.000 моторов. Великобритания и США выпускают ежемесячно 3.000 самолетов и 8.000 авиамо­ торов. Авиапромышленность США ориентируется на выпуск 50.000 самолетов в год и пред­ полагает в ближайшие два года выпустить 80.000 моторов (с уче­ том потребностей Англии). Ан­ глия выпускает сейчас в два раза больше самолетов, чем в начале войны. Производство са­ молетов ведется во всей Британ­ ской империи, в частности в Канаде. Непрерывно расширяется при­ менение мотора и на морских театрах военных действий, о чем свидетельствуют небыва­ лые темпы судостроения. Конструкции моторов совер­ шенствуются. К концу первой мировой войны мощиость дви­ гателей не превышала 400 л. е., а в начале нынешней войны уж е имелись моторы мощность» в 2.000 л. с. Следовательно, I мощиость моторов увеличилась в 5 ра з,—вот насколько вырос­ ла техника. Помимо высокой техники, мо­ торы требуют также много неф' 1 ти и цветных металлов. Амерй- > канский журнал „Ворлд петроле- \ ум" сделал попытку подсчитать, сколько горючего расходовал* [ германская авиация в боях во Фландрии. Считая, что в эти* операциях участвовало со сто­ роны Германии 4.000 самолетов, | каждый из которых летал еж е -1 диевно по пять часов, журнал ( вычислил, что в день немецкая авиация потребляла от 6.000 Д» 8.000 тоии бензина, то-есть В \ среднем 1,5—2 тонны на одий < самолет. В крупных размера* расходуют горючее и течковые ( части. Конструкторская мысль не-1 устанно работает над новыми типами самолетов, борясь за 1 увеличение их скорости, даль­ ности и потолка. Война моторов | принимает все большие и боль- ] шие размеры. Э т о , конечно, не умаляет ро­ ли людских резервов в соврб' менной войне. Производство 1 разнообразных и сложных б о с -, вых средств, как и обслужива­ ние их на фронте, требует о т -1 лично подготовленного, квалв-? фицированного персонала. Ус - 1 пех борьбы в конечном счете] обеспечивает человек, умеющий хорошо управлять порученной ему машиной. Воениаженер 1-го раага С. БОРИСЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz