Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

П РИ В ЕС ТИ В П О Р Я Д О К ПУТЕВО Е Х О ЗЯ Й С Т В О Пут евое хозяйство железнодо­ рожного цеха Новолииецкого за­ вода требует основательного ре­ монта, чтобы была полная га­ рантия безопасного движения поездов и нормальные условия Для маневровых работ. На про­ ходившем недавно общем собра­ нии железнодорожников-стаха- новцев машинист паровоза Ле­ вин совершенно правильно зая­ вил, что по заводским путям нельзя больше ездить, не под­ вергаясь опасности. Собрание решительно потре­ бовало от начальника пути тов. Ивасенко дать об'яснение, что он думает предпринять для на­ ведения порядка в путевом хо­ зяйстве цеха. Однако ничего вразумительного тов. Ивасенко на это не сказал, за исключе­ нием того, что привести пути в порядок в ближайшем месяце он не сможет. Путевое хозяйство завода еще прошлой осенью нуждалось в капитальном ремонте. К зиме 1940—41 года надо было, на­ пример, сменить более 20 тысяч Штук шпал. Завезено же на за­ вод было только 5 тысяч штук. Но и эти шпалы пустить в де­ ло не удалось, так как их надо было пропитать составом, пре­ дохраняющим шпалы от быстро­ го износа. Непропитанные шпалы укла­ дывать под пути нельзя, и они До сих пор лежат в цехе без дела. Между тем часть путей завода уже давно пора закрыть, так как их очень опасно экспло- атировать. Очень ветхи, напри­ мер, первый, второй и третий пути на бункерах, пятый флю­ совый путь, третий коксовый тупик, нижнерудный и некото­ рые другие пути. Начальник пути тов. Ивасен­ ко, говоря на собрании о плохом состоянии путевого хозяйства, ссылался на всякие об'ектнвные причины, мешающие ему дер­ жать пути в исправности. Одна­ ко далеко не все зависит от при­ чин об'ективных, хотя об этом тов. Ивасенко на собрании умол­ чал. Служба пути располагает полным штатом рабочих, порой бывают даже некоторые излишки рабочей силы, но используется она очень бестолково. Люди ра­ ботают бесконтрольно, неорга­ низованно и, вполне понятно, непроизводительно. Большин­ ство работ но ремонту путей не укладывается в установленные планом сроки. В своем выступлении тов. Ивасенко призывал паровозных машинистов к тому, чтобы они ездили тихо и таким образом из­ бегали бы аварий. Это, может быть, отчасти и правильно. Беда только в том, что от такой ез­ ды железнодорожники не справ­ ляются со своими производст­ венными заданиями, создают пе­ ребои в маневровых работах, в обслуживании доменных печей. Неисправность заводских путей влечет за собой и брак в рабо­ те. За последнее время, напри­ мер, участились случаи схода вагонов с рельс. Для бесперебойной работы железнодорожного цеха нужна не тихая езда паровозов, как то­ го требует т. Ивасенко, а впол­ не исправное, хорошо налажен­ ное путевое хозяйство. Админи­ страция цеха и, в частности, тов. Ивасенко должны серьезно за­ няться этим вопросом. Надо у с ­ корить строительство шпало­ пропитывающего завода, без ко­ торого нельзя производить за­ мену шпал. В. Белолипецкий. Инициатива рабочих не поддержана Экскаватор, занятый в домен­ ном цехе завода „Свободный со- *юл“ на погрузке руды, вот уже более полутора месяцев рабо­ тает без промывки. На-днлх экскаватор остановят. Чистка его будет продолжаться доволь­ но продолжительное время. Выход из строя экскаватора значительно затруднит загруз­ ну печи № 2. Избежать тяжелых последст­ вий выхода из строя экскава­ тора и механизировать погрузку руды можно путем введения в аксплоа гацию скреперных груз­ чиков. Слесари ремонтной группы Доменного цеха бригады тов. Семенюка, учитывая серьезность положения, обязались смонти­ ровать скреперные грузчики в течение трех дней. Однако инициатива рабочих не поддержана. Для изготовле­ ния грузчиков отдел снабже­ ния (начальник отдела т. Чеп­ цов) с большим запозданием приобрел железо и другие нужные материалы. Таким обра­ зом, изготовление столь необхо­ димого оборудования затяну­ лось. Многое говорилось в домен­ ном цехе и о механизации убор­ ки чугуна. Разговоры до неко­ торой степени воплощались в дело. На литейном дворе уста­ новлен паровой кран, оборудо­ ванный магнитной подушкой. Проводились и испытания кра­ на, но дальше этого дело не пошло. Т. Ермольченко. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИСПЫТАНИЙ В ШКОЛА ПРО ЧНЫЕ ЗНАНИ Я Б ригадир заготовщик обувной фабрики П. Н. Борзенко^ систематически выполняет иорму на 130 процентов. На" снимке: тов. Борзенко (слева) за работой. Фото Б. Цаплина. В ответ на призыв дзержинцев Ж ел езнодорож ники включились в соревнование 17 мая коллектив депо желез­ нодорожного цеха Новолипец­ кого завода обсуждал на своем общем собрании обращение ме­ таллургов завода имени Дзер ­ жинского. Едиподушно одобри­ ли рабочие, мастера, инженеры и техники депо инициативу дзержинцев и решили вклю­ читься в социалистическое со­ ревнование за досрочное выпол­ нение полугодового плана; они приняли на себя следующие обязательства: В образцовом порядке содер­ жать все паровозное хозяйство цеха; своевременно и качествен­ но производить промывочный ре­ монт паровозов; процент „боль­ ных- паровозов снизить до 3. Сейчас в депо на капиталь­ ном ремонте находится паро­ воз № 300. По плану отремон­ тировать его должны в конце июня. Отвечая на призыв дзер ­ жинцев, коллектив работников депо обязался выпустить из ремонта этот паровоз досрочно —к 6-му июпя при отличном качестве ремонта. Работники депо вызвали на социалистическое соревнование на лучшие показатели работы коллектив депо железнодорож­ ного цеха завода „Свободный сокол". Б. О с к о л к о в . В классе тишина. Двадцать шесть выпускников средней школы № 1 склонились над тетрадями. Для сочинения им предложены три темы на выбор: „Образы коммунистов в рома­ не Шолохова „Поднятая цели­ на", „Гимн человеческому труду в творчестве Горького" и „По­ каз рождения нового человека в огне революционной борьбы по роману Горького „Мать". Все темы увлекательны, но боль­ шинство десятиклассников вы­ брало первую. В физическом кабинете сдают проверочные испытания учащие­ ся девятого класса. Здесь, в двух комнатах, собраны модели паровой турбины, двигателей внутреннего сгорания, магнето, центробежная машина, регуля­ тор Уатта и множество других учебных пособий, помогающих ученикам в экспериментах луч­ ше усвоить учебный материал. Сейчас, на экзамене, ученики за недостатком времени не экспе­ риментируют. По их подробные об'яснения физических прибо­ ров не оставляют сомнений, что опытами они занимаются часто и серьезно. Отвечает Борис Грибов. Он рисует диаграмму растяжения бруска. Об'яснения его просты, ясны. Видимо, Борис любит этот предмет. Он охотно рас­ сказывает о чортовом колесе, разбирает модель турбины. Учи­ тель физики Василий Павлович задает дополнительные вопроси, но ответы Бориса давно уже убедили и его и ассистента в твердых знаниях ученика. Четыре посредственных от­ метки по физике имеет в табеле Галина Чистякова. Но она под­ готовилась к испытаниям столь хорошо, что ее безукоризненные ответы на все вопроси дают полное право поставить „отлич­ но" в клеточке против ее фа­ милии. За ней к столу подхо­ дит Алла Давыдова. Она тоже могла бы получить „отлично", но, рассказав шее о диффузии и кипении и отлично решив за­ дачу, Алла ие смогла четко об'яснить зависимость кипения от давления. Строгий и взыска­ тельный педагог ставит „хо­ рошо". Учительница Анна Васильев­ на Бехтеева с удовлетворением отмечает стопроцентную явку учащихся на испытания. Член родительского комитета Анна Дмитриевна Дианова вместе с педагогами позаботилась о том, чтобы всегда опрятная школа в дни испытаний приобрела наряд­ ный вид: на полу появились дорожки, прибавилось много цве­ тов. За первые два часа испыта­ ний 20 мая в школе X» 1 по географии, физике, алгебре, не­ мецкому языку, биологии, ли­ тературе никто не получил плохой оценки. К С. Наши обязательства Коллектив чугунолитейного завода горячо одобряет призыв дзержинцев о досрочном вы­ полнении полугодового плана. В ответ на этот призыв кол­ лектив обязался майскую про­ грамму выполнить на 105 про­ центов, полугодовую—к 25 ию­ пя, а годовую—к 20 декабря. До­ биться полной ритмичности в работе завода, строго соблюдать график, не допуская его нару­ шений, и снизить себестоимость продукции не менее чем на процента. По поручению коллектива: директор завода Волович, парторг Алексеев, председатель завкома Коростелев. ОБЯЗУЮТСЯ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН ПЕРЕВОЗОК На собрании работников же­ лезнодорожного транспорта руд­ ника обсуждено обращение дзержинцев о досрочном выпол­ нении полугодового плана. план перевозок досрочно—к 27 июня. Наряду с этим они пред‘- явили требование к работни­ кам обогатительной фабрики, чтобы те ускорили разгрузку ру- Траиспортники смены дежур- ды на бункерах и не задержи ного по станции тов. Печерско- вали вагонов го единодушно поддерживают инициативу передовиков и обя­ зуются выполнить полугодовой П. Куликов, Болдырев, Ненахов, Перфилов, Печерский. СПОКОЙНО, УВЕРЕННО Дима несколько задержался в классе. В коридоре поджида­ ли товарищи. Едва он показался, его окру­ жили со всех сторон. — Каков ответ, Дима? — У меня икс равняется де­ вятнадцати. А у тебя? — Тоже так, значит правильно. — Мнение у всех ребят и учителей неполной средней шко­ лы № 15 одно—ответы на зада­ чи, которые решал отличник 7 класса Дима Сгецкевич, всегда точны. Ученики делятся впечатления­ ми о первых испытаниях. Зада чи в седьмых классах не из лег­ ких, но пока еще никто „не про валился". Дима шутит, расска­ зывает, как решал, где что со­ кращал, а сам то и дело погля­ дывает на дверь. Вышедших он спрашивает: „А как Володя?" Но сведения весьма туманны Никто не знает, „как Володя". Да вот и он сам: — Подумал и догадался. Вы­ шла задача без задоринки. И опять рассказы, воспоми­ нания. Все это в порядке вещей, но в разговоре семиклассников этой школы чувствуется и осо­ бенное. Прежде всего это боязнь за друга, за общий итог. Испы­ тания для них не частное, а общее дело. Дима Стецкевич повторял материал вместе со своим другом Владимиром Пан­ киным. Они решали задачи, „го­ няли" друг друга по карте. На пару с подругой повторяла пред­ меты Лида Копейкина. Подолгу оставались в школе, помогали отстающим пятиклассницы Саша Шаталова, Маруся Чулкова и другие. Таким* примерам нет числа. Помещение школы несколько тесновато. У учеников много тем для разговоров. В такое вре­ мя не усидишь молча. Однако возле классов абсолютная ти­ шина. Дежурные строго следят за порядком. Сдал работу, хо­ чешь потолковать с друзьями— иди в пионерскую комнату. Здесь — игры, веселье. Первый день испытании в шко­ ле прошел хорошо, деловито. Но словам учительницы Веры Гавриловны Зубченко, ученики отвечают уверенно, твердо. Явка на испытания стопроцентная, опозданий нет. А. Е Война р Еще в годы первой империа­ листической войны колоссаль­ ный расход снарядов, усовер­ шенствование старых и введение Новых боевых средств показало, Нто вести войну одними только заготовленными в мирное время средствами вооружения и бое­ припасами невозможно. В энаменитых боя х под Вер­ деном в течение двух недель франц узск ой арти ллери ей было Вы пущено ок оло 4 млн. снарядов весом 120 тысяч тонн. Авиация воюющих государств, насчитывавшая к началу войны всего несколько сот самолетов, к концу войны состояла из не­ скольких десятков тысяч само­ летов в строю и резерве. В 1918 году армии союзников Уже имели в своем распоряже­ нии несколько тысяч танков, хо­ тя впервые они появились на Полях сражений только в 1916 году. Производственная мощ­ ность предприятий военной про­ мышленности н отраслей про­ мышленности, на - ходу приспо­ собленных для выполнения за­ казов армии и флота, оказалась недостаточной. Пришлось стро­ ить новые предприятия, азот­ ные и алюминиевые и другие, которых до тогдашней войны во­ все не было или было мало. Значение производственных резервов в нынешней, второй Империалистической войне по сравнению с первой еще более повысилось. Это обгоняется ко­ лоссальным расходом боевых средств, их быстрым моральным Износом, а также огромным раз­ рушением производительных сил. По оценкам иностранной пе­ чати, в течение первого года нынешней войны воюющие го­ сударства потеряли около 10 тысяч самолетов. В течение пер­ вых 67 недель войны было по­ топлено свыше 1.900 судов об­ щим водоизмещением около 8,3 млн. тонн. Военная техника развивается в настоящее время исключитель­ но быстрыми темпами. В строй входят новые конструкции са­ молетов, танков, военно-морских судов, вводятся усовершенст­ вования в артиллерии. Накопление запасов готового вооружения накануне войны связано с риском их прежде­ временного устарения. Поэтому большие империалистические державы стремятся обеспечить производство боевых средств в период самой войны. В результате военных дей­ ствий во Франции и Бельгии разрушено несколько тысяч фабрично-заводских предприя­ тий. Систематические воздуш­ ные бомбардировки, проводимые германской и английской авиа­ цией, выводят из строя частич­ но (а в некоторых случаях и полностью) крупнейшие военные заводы. Вот почему для обеспе­ чения бесперебойной работы промышленности и транспорта необходимо иметь резервы сы­ рья в резервы производствен­ ных мощностей. Эти резервы государства создают, накапливая запасы стратегического сырья и сооружая новые предприятия. США и Британская империя выплавляют в два раза больше стали, чем страны тройственно­ го иакта, т. е. Германия, Ита­ лия и Япония. В США и англий­ ских владениях размещено боль­ шинство редких металлов—ни­ кель, молибден, ванадий.Ресур­ сы цветных металлов в США и Англии также значительно пре­ восходят ресурсы стран трой­ ственного пакта. Зато алюми­ нием Германия, Италия и Япо­ ния лучше обеспечены, чем их противники. Накануне англо-германской войны капиталистические госу­ дарства резко увеличили импорт важнейших видов стратегиче­ ского сырья. Резервы сырья задолго до на­ чала войны создавались не толь­ ко путем увеличения импорта, но и путем накопления внутрен­ них ресурсов различными спо­ собами. В некоторых империалистиче­ ских государствах специальны­ ми правительственными поста­ новлениями промышленным и торговым организациям предпи­ сывалось иметь на предприя­ тиях и складах неснижаемые постоянные запасы сырья и топлива. Благодаря накопленным запа­ сам стратегического сырья вою­ ющие державы в течение перво­ го года войны не испытывали столь острого дефицита в ряде материалов, как в первую им­ периалистическую войну. Быстрое развертывание воен­ ной промышленности в значи­ тельной мере облегчалось бла­ годаря наличию больших запа­ сов импортных материалов. В Германию, например, в течение 1931—1939 гг. было ввезено 47 тыс. тонн вольфрамовых кон­ центратов, что в полтора раза превышает всю среднегодовую мировую добычу этого металла. Вольфрам—важнейшая состав­ ная часть твердых сплавов, при­ менение которых позволяет уве­ личить скорость обработки* ме­ таллов в 4—6 раз. Широко ис­ пользуя эти твердые сплавы, германская военная промышлен­ ность смогла гораздо более бы­ стрыми темпами, чем промыш­ ленность ее противников, про­ изводить вооружение и военное снаряжение. Но сырьевые ресурсы не иг­ рают единственную роль в раз­ витии военных * производств. Чтобы превратить сырье в пред­ меты вооружения и боеприпасы, необходимо еще специальное оборудование и подготовлен­ ные кадры. Производственная мощность промышленности — важнейший показатель военного потенциала того или иного государства. Эта производственная мощность из­ меняется в зависимости от пу­ ска новых предприятий. К 1935 году Англия и Франция имели бесспорный перевес в само­ летостроении над Германией и Италией. Но через пять лет по­ ложение радикально изменилось. Создав новые производственные мощности, Германия по выпуску военных самолетов перегнала Англию, Францию и США, вме­ сте взятые. Ввод новых производствен­ ных мощностей и возмещение ущерба, нанесенного воздушны­ ми бомбардировками, в очень большой степени зависят от на­ сыщенности предприятий стан­ ками. Высокоразвитое станко­ строение в Германии, по об‘е- му производства превышавшее англо-американское, явилось чрезвычайно ценным резервом как в предвоенный период, так и во время войны. Значительное внимание уде­ ляется сейчас созданию резер ­ вов электроэнергии, в которой воюющие государства ощуща­ ют недостаток, несмотря на то, что в эксплоатацию введены новые электростанции. Большое строительство электростанций развернуто в Германии и Ка­ наде. Новые военные предприятия строятся в Германии и доми­ нионах Британской империи. В Канаде (преимущественно за счет английских кредитов) со­ оружаются и расширяются сот­ ни* заводов, усиленно строятся новые электростанции. В Ав­ стралии и Новой Зеландии но­ вые предприятия также стро­ ятся интенсивно, хотя и в меньшем об'еме. О масштабах создаваемых США сырьевых и производст­ венных резервов дают пред­ ставление такие цифры. Аме­ риканское правительство ас­ сигновало свыше 300 млн. дол­ ларов на закупку олова, мар­ ганцевой и хромовой руды. вольфрама, сурьмы и других стратегических материалов*Эти материалы заготовляются в ко­ личестве, которое обеспечило бы нужды США на два года. В течение 1940 года было вве­ зено свыше 100 тысяч тонн олова, 35,6 тысячи тонн ферро­ сплавов, несколько сот тысяч тонн каучука и марганцевой ру ­ ды. Большая часть этого им­ порта предназначена для накоп­ ления запасов. В 1940 году мощ­ ность новых электростанций в США составила 1,8 млн. кило­ ватт; на 1941 г. запроектиро­ ван ввод новых мощностей в количестве 3,9 млн. киловатт. На расширение и реконструк­ цию металлургических заводов предполагается затратить около зоо млн. долларов. Расходы на строительство военных заводов (авиационных, судостроитель­ ных, пороховых и др.) исчис­ ляются миллиардами долла­ ров. В докладе на XVIII Всесоюз­ ной партконференции тов. Воз­ несенский отмечал, что совре­ менная империалистическая вой­ на, если рассматривать ее с технико-экономической стороны, является „в значительной сте­ пени войной резервов". По ме­ ре затягивания империалисти­ ческой войны и большего раз­ рушения производительных сил капиталнетически х государст в значение этих резервов все бо­ лее возрастает. А. Шпирт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz