Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
П РИ В ЕС ТИ В П О Р Я Д О К ПУТЕВО Е Х О ЗЯ Й С Т В О Пут евое хозяйство железнодо рожного цеха Новолииецкого за вода требует основательного ре монта, чтобы была полная га рантия безопасного движения поездов и нормальные условия Для маневровых работ. На про ходившем недавно общем собра нии железнодорожников-стаха- новцев машинист паровоза Ле вин совершенно правильно зая вил, что по заводским путям нельзя больше ездить, не под вергаясь опасности. Собрание решительно потре бовало от начальника пути тов. Ивасенко дать об'яснение, что он думает предпринять для на ведения порядка в путевом хо зяйстве цеха. Однако ничего вразумительного тов. Ивасенко на это не сказал, за исключе нием того, что привести пути в порядок в ближайшем месяце он не сможет. Путевое хозяйство завода еще прошлой осенью нуждалось в капитальном ремонте. К зиме 1940—41 года надо было, на пример, сменить более 20 тысяч Штук шпал. Завезено же на за вод было только 5 тысяч штук. Но и эти шпалы пустить в де ло не удалось, так как их надо было пропитать составом, пре дохраняющим шпалы от быстро го износа. Непропитанные шпалы укла дывать под пути нельзя, и они До сих пор лежат в цехе без дела. Между тем часть путей завода уже давно пора закрыть, так как их очень опасно экспло- атировать. Очень ветхи, напри мер, первый, второй и третий пути на бункерах, пятый флю совый путь, третий коксовый тупик, нижнерудный и некото рые другие пути. Начальник пути тов. Ивасен ко, говоря на собрании о плохом состоянии путевого хозяйства, ссылался на всякие об'ектнвные причины, мешающие ему дер жать пути в исправности. Одна ко далеко не все зависит от при чин об'ективных, хотя об этом тов. Ивасенко на собрании умол чал. Служба пути располагает полным штатом рабочих, порой бывают даже некоторые излишки рабочей силы, но используется она очень бестолково. Люди ра ботают бесконтрольно, неорга низованно и, вполне понятно, непроизводительно. Большин ство работ но ремонту путей не укладывается в установленные планом сроки. В своем выступлении тов. Ивасенко призывал паровозных машинистов к тому, чтобы они ездили тихо и таким образом из бегали бы аварий. Это, может быть, отчасти и правильно. Беда только в том, что от такой ез ды железнодорожники не справ ляются со своими производст венными заданиями, создают пе ребои в маневровых работах, в обслуживании доменных печей. Неисправность заводских путей влечет за собой и брак в рабо те. За последнее время, напри мер, участились случаи схода вагонов с рельс. Для бесперебойной работы железнодорожного цеха нужна не тихая езда паровозов, как то го требует т. Ивасенко, а впол не исправное, хорошо налажен ное путевое хозяйство. Админи страция цеха и, в частности, тов. Ивасенко должны серьезно за няться этим вопросом. Надо у с корить строительство шпало пропитывающего завода, без ко торого нельзя производить за мену шпал. В. Белолипецкий. Инициатива рабочих не поддержана Экскаватор, занятый в домен ном цехе завода „Свободный со- *юл“ на погрузке руды, вот уже более полутора месяцев рабо тает без промывки. На-днлх экскаватор остановят. Чистка его будет продолжаться доволь но продолжительное время. Выход из строя экскаватора значительно затруднит загруз ну печи № 2. Избежать тяжелых последст вий выхода из строя экскава тора и механизировать погрузку руды можно путем введения в аксплоа гацию скреперных груз чиков. Слесари ремонтной группы Доменного цеха бригады тов. Семенюка, учитывая серьезность положения, обязались смонти ровать скреперные грузчики в течение трех дней. Однако инициатива рабочих не поддержана. Для изготовле ния грузчиков отдел снабже ния (начальник отдела т. Чеп цов) с большим запозданием приобрел железо и другие нужные материалы. Таким обра зом, изготовление столь необхо димого оборудования затяну лось. Многое говорилось в домен ном цехе и о механизации убор ки чугуна. Разговоры до неко торой степени воплощались в дело. На литейном дворе уста новлен паровой кран, оборудо ванный магнитной подушкой. Проводились и испытания кра на, но дальше этого дело не пошло. Т. Ермольченко. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИСПЫТАНИЙ В ШКОЛА ПРО ЧНЫЕ ЗНАНИ Я Б ригадир заготовщик обувной фабрики П. Н. Борзенко^ систематически выполняет иорму на 130 процентов. На" снимке: тов. Борзенко (слева) за работой. Фото Б. Цаплина. В ответ на призыв дзержинцев Ж ел езнодорож ники включились в соревнование 17 мая коллектив депо желез нодорожного цеха Новолипец кого завода обсуждал на своем общем собрании обращение ме таллургов завода имени Дзер жинского. Едиподушно одобри ли рабочие, мастера, инженеры и техники депо инициативу дзержинцев и решили вклю читься в социалистическое со ревнование за досрочное выпол нение полугодового плана; они приняли на себя следующие обязательства: В образцовом порядке содер жать все паровозное хозяйство цеха; своевременно и качествен но производить промывочный ре монт паровозов; процент „боль ных- паровозов снизить до 3. Сейчас в депо на капиталь ном ремонте находится паро воз № 300. По плану отремон тировать его должны в конце июня. Отвечая на призыв дзер жинцев, коллектив работников депо обязался выпустить из ремонта этот паровоз досрочно —к 6-му июпя при отличном качестве ремонта. Работники депо вызвали на социалистическое соревнование на лучшие показатели работы коллектив депо железнодорож ного цеха завода „Свободный сокол". Б. О с к о л к о в . В классе тишина. Двадцать шесть выпускников средней школы № 1 склонились над тетрадями. Для сочинения им предложены три темы на выбор: „Образы коммунистов в рома не Шолохова „Поднятая цели на", „Гимн человеческому труду в творчестве Горького" и „По каз рождения нового человека в огне революционной борьбы по роману Горького „Мать". Все темы увлекательны, но боль шинство десятиклассников вы брало первую. В физическом кабинете сдают проверочные испытания учащие ся девятого класса. Здесь, в двух комнатах, собраны модели паровой турбины, двигателей внутреннего сгорания, магнето, центробежная машина, регуля тор Уатта и множество других учебных пособий, помогающих ученикам в экспериментах луч ше усвоить учебный материал. Сейчас, на экзамене, ученики за недостатком времени не экспе риментируют. По их подробные об'яснения физических прибо ров не оставляют сомнений, что опытами они занимаются часто и серьезно. Отвечает Борис Грибов. Он рисует диаграмму растяжения бруска. Об'яснения его просты, ясны. Видимо, Борис любит этот предмет. Он охотно рас сказывает о чортовом колесе, разбирает модель турбины. Учи тель физики Василий Павлович задает дополнительные вопроси, но ответы Бориса давно уже убедили и его и ассистента в твердых знаниях ученика. Четыре посредственных от метки по физике имеет в табеле Галина Чистякова. Но она под готовилась к испытаниям столь хорошо, что ее безукоризненные ответы на все вопроси дают полное право поставить „отлич но" в клеточке против ее фа милии. За ней к столу подхо дит Алла Давыдова. Она тоже могла бы получить „отлично", но, рассказав шее о диффузии и кипении и отлично решив за дачу, Алла ие смогла четко об'яснить зависимость кипения от давления. Строгий и взыска тельный педагог ставит „хо рошо". Учительница Анна Васильев на Бехтеева с удовлетворением отмечает стопроцентную явку учащихся на испытания. Член родительского комитета Анна Дмитриевна Дианова вместе с педагогами позаботилась о том, чтобы всегда опрятная школа в дни испытаний приобрела наряд ный вид: на полу появились дорожки, прибавилось много цве тов. За первые два часа испыта ний 20 мая в школе X» 1 по географии, физике, алгебре, не мецкому языку, биологии, ли тературе никто не получил плохой оценки. К С. Наши обязательства Коллектив чугунолитейного завода горячо одобряет призыв дзержинцев о досрочном вы полнении полугодового плана. В ответ на этот призыв кол лектив обязался майскую про грамму выполнить на 105 про центов, полугодовую—к 25 ию пя, а годовую—к 20 декабря. До биться полной ритмичности в работе завода, строго соблюдать график, не допуская его нару шений, и снизить себестоимость продукции не менее чем на процента. По поручению коллектива: директор завода Волович, парторг Алексеев, председатель завкома Коростелев. ОБЯЗУЮТСЯ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН ПЕРЕВОЗОК На собрании работников же лезнодорожного транспорта руд ника обсуждено обращение дзержинцев о досрочном выпол нении полугодового плана. план перевозок досрочно—к 27 июня. Наряду с этим они пред‘- явили требование к работни кам обогатительной фабрики, чтобы те ускорили разгрузку ру- Траиспортники смены дежур- ды на бункерах и не задержи ного по станции тов. Печерско- вали вагонов го единодушно поддерживают инициативу передовиков и обя зуются выполнить полугодовой П. Куликов, Болдырев, Ненахов, Перфилов, Печерский. СПОКОЙНО, УВЕРЕННО Дима несколько задержался в классе. В коридоре поджида ли товарищи. Едва он показался, его окру жили со всех сторон. — Каков ответ, Дима? — У меня икс равняется де вятнадцати. А у тебя? — Тоже так, значит правильно. — Мнение у всех ребят и учителей неполной средней шко лы № 15 одно—ответы на зада чи, которые решал отличник 7 класса Дима Сгецкевич, всегда точны. Ученики делятся впечатления ми о первых испытаниях. Зада чи в седьмых классах не из лег ких, но пока еще никто „не про валился". Дима шутит, расска зывает, как решал, где что со кращал, а сам то и дело погля дывает на дверь. Вышедших он спрашивает: „А как Володя?" Но сведения весьма туманны Никто не знает, „как Володя". Да вот и он сам: — Подумал и догадался. Вы шла задача без задоринки. И опять рассказы, воспоми нания. Все это в порядке вещей, но в разговоре семиклассников этой школы чувствуется и осо бенное. Прежде всего это боязнь за друга, за общий итог. Испы тания для них не частное, а общее дело. Дима Стецкевич повторял материал вместе со своим другом Владимиром Пан киным. Они решали задачи, „го няли" друг друга по карте. На пару с подругой повторяла пред меты Лида Копейкина. Подолгу оставались в школе, помогали отстающим пятиклассницы Саша Шаталова, Маруся Чулкова и другие. Таким* примерам нет числа. Помещение школы несколько тесновато. У учеников много тем для разговоров. В такое вре мя не усидишь молча. Однако возле классов абсолютная ти шина. Дежурные строго следят за порядком. Сдал работу, хо чешь потолковать с друзьями— иди в пионерскую комнату. Здесь — игры, веселье. Первый день испытании в шко ле прошел хорошо, деловито. Но словам учительницы Веры Гавриловны Зубченко, ученики отвечают уверенно, твердо. Явка на испытания стопроцентная, опозданий нет. А. Е Война р Еще в годы первой империа листической войны колоссаль ный расход снарядов, усовер шенствование старых и введение Новых боевых средств показало, Нто вести войну одними только заготовленными в мирное время средствами вооружения и бое припасами невозможно. В энаменитых боя х под Вер деном в течение двух недель франц узск ой арти ллери ей было Вы пущено ок оло 4 млн. снарядов весом 120 тысяч тонн. Авиация воюющих государств, насчитывавшая к началу войны всего несколько сот самолетов, к концу войны состояла из не скольких десятков тысяч само летов в строю и резерве. В 1918 году армии союзников Уже имели в своем распоряже нии несколько тысяч танков, хо тя впервые они появились на Полях сражений только в 1916 году. Производственная мощ ность предприятий военной про мышленности н отраслей про мышленности, на - ходу приспо собленных для выполнения за казов армии и флота, оказалась недостаточной. Пришлось стро ить новые предприятия, азот ные и алюминиевые и другие, которых до тогдашней войны во все не было или было мало. Значение производственных резервов в нынешней, второй Империалистической войне по сравнению с первой еще более повысилось. Это обгоняется ко лоссальным расходом боевых средств, их быстрым моральным Износом, а также огромным раз рушением производительных сил. По оценкам иностранной пе чати, в течение первого года нынешней войны воюющие го сударства потеряли около 10 тысяч самолетов. В течение пер вых 67 недель войны было по топлено свыше 1.900 судов об щим водоизмещением около 8,3 млн. тонн. Военная техника развивается в настоящее время исключитель но быстрыми темпами. В строй входят новые конструкции са молетов, танков, военно-морских судов, вводятся усовершенст вования в артиллерии. Накопление запасов готового вооружения накануне войны связано с риском их прежде временного устарения. Поэтому большие империалистические державы стремятся обеспечить производство боевых средств в период самой войны. В результате военных дей ствий во Франции и Бельгии разрушено несколько тысяч фабрично-заводских предприя тий. Систематические воздуш ные бомбардировки, проводимые германской и английской авиа цией, выводят из строя частич но (а в некоторых случаях и полностью) крупнейшие военные заводы. Вот почему для обеспе чения бесперебойной работы промышленности и транспорта необходимо иметь резервы сы рья в резервы производствен ных мощностей. Эти резервы государства создают, накапливая запасы стратегического сырья и сооружая новые предприятия. США и Британская империя выплавляют в два раза больше стали, чем страны тройственно го иакта, т. е. Германия, Ита лия и Япония. В США и англий ских владениях размещено боль шинство редких металлов—ни кель, молибден, ванадий.Ресур сы цветных металлов в США и Англии также значительно пре восходят ресурсы стран трой ственного пакта. Зато алюми нием Германия, Италия и Япо ния лучше обеспечены, чем их противники. Накануне англо-германской войны капиталистические госу дарства резко увеличили импорт важнейших видов стратегиче ского сырья. Резервы сырья задолго до на чала войны создавались не толь ко путем увеличения импорта, но и путем накопления внутрен них ресурсов различными спо собами. В некоторых империалистиче ских государствах специальны ми правительственными поста новлениями промышленным и торговым организациям предпи сывалось иметь на предприя тиях и складах неснижаемые постоянные запасы сырья и топлива. Благодаря накопленным запа сам стратегического сырья вою ющие державы в течение перво го года войны не испытывали столь острого дефицита в ряде материалов, как в первую им периалистическую войну. Быстрое развертывание воен ной промышленности в значи тельной мере облегчалось бла годаря наличию больших запа сов импортных материалов. В Германию, например, в течение 1931—1939 гг. было ввезено 47 тыс. тонн вольфрамовых кон центратов, что в полтора раза превышает всю среднегодовую мировую добычу этого металла. Вольфрам—важнейшая состав ная часть твердых сплавов, при менение которых позволяет уве личить скорость обработки* ме таллов в 4—6 раз. Широко ис пользуя эти твердые сплавы, германская военная промышлен ность смогла гораздо более бы стрыми темпами, чем промыш ленность ее противников, про изводить вооружение и военное снаряжение. Но сырьевые ресурсы не иг рают единственную роль в раз витии военных * производств. Чтобы превратить сырье в пред меты вооружения и боеприпасы, необходимо еще специальное оборудование и подготовлен ные кадры. Производственная мощность промышленности — важнейший показатель военного потенциала того или иного государства. Эта производственная мощность из меняется в зависимости от пу ска новых предприятий. К 1935 году Англия и Франция имели бесспорный перевес в само летостроении над Германией и Италией. Но через пять лет по ложение радикально изменилось. Создав новые производственные мощности, Германия по выпуску военных самолетов перегнала Англию, Францию и США, вме сте взятые. Ввод новых производствен ных мощностей и возмещение ущерба, нанесенного воздушны ми бомбардировками, в очень большой степени зависят от на сыщенности предприятий стан ками. Высокоразвитое станко строение в Германии, по об‘е- му производства превышавшее англо-американское, явилось чрезвычайно ценным резервом как в предвоенный период, так и во время войны. Значительное внимание уде ляется сейчас созданию резер вов электроэнергии, в которой воюющие государства ощуща ют недостаток, несмотря на то, что в эксплоатацию введены новые электростанции. Большое строительство электростанций развернуто в Германии и Ка наде. Новые военные предприятия строятся в Германии и доми нионах Британской империи. В Канаде (преимущественно за счет английских кредитов) со оружаются и расширяются сот ни* заводов, усиленно строятся новые электростанции. В Ав стралии и Новой Зеландии но вые предприятия также стро ятся интенсивно, хотя и в меньшем об'еме. О масштабах создаваемых США сырьевых и производст венных резервов дают пред ставление такие цифры. Аме риканское правительство ас сигновало свыше 300 млн. дол ларов на закупку олова, мар ганцевой и хромовой руды. вольфрама, сурьмы и других стратегических материалов*Эти материалы заготовляются в ко личестве, которое обеспечило бы нужды США на два года. В течение 1940 года было вве зено свыше 100 тысяч тонн олова, 35,6 тысячи тонн ферро сплавов, несколько сот тысяч тонн каучука и марганцевой ру ды. Большая часть этого им порта предназначена для накоп ления запасов. В 1940 году мощ ность новых электростанций в США составила 1,8 млн. кило ватт; на 1941 г. запроектиро ван ввод новых мощностей в количестве 3,9 млн. киловатт. На расширение и реконструк цию металлургических заводов предполагается затратить около зоо млн. долларов. Расходы на строительство военных заводов (авиационных, судостроитель ных, пороховых и др.) исчис ляются миллиардами долла ров. В докладе на XVIII Всесоюз ной партконференции тов. Воз несенский отмечал, что совре менная империалистическая вой на, если рассматривать ее с технико-экономической стороны, является „в значительной сте пени войной резервов". По ме ре затягивания империалисти ческой войны и большего раз рушения производительных сил капиталнетически х государст в значение этих резервов все бо лее возрастает. А. Шпирт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz