Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
$ А ПРЕЛЯ 19 41 г. Я 60 13041] ЛИ ПЕЦКАЛ К О Ш 1 Г Й А 3 IV СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА тов. ПОСКОНОВА А. А. расширения существующих промыш ленных предприятий будет способ ствовать дальнейшему мощному под‘- ему вародного хозяйства и укреп лению обороноспособности нашей родины. На финансирование капитального строительства ио подведомственно му РСФСР хозяйству намечается израсходовать из государственного бюджета 897 миллионов 100 тысяч рублей и за счет средств хозяйст венных организаций 498 миллионов 400 тысяч рублей. Таким образом, бюджетными ассигнованиями покры вается 64,3 96 всех затрат на эту цель По отдельным паркоматам собст венными средствами должна быть ского областных советов построить в прошлом году (не позднее сентяб ря) по нескольку новых угольных шахт. В Свердловской области, хо т я и с запозданием, решение Пра вительства было выполнено. А вот в Молотовской и Челябинской обла стях фактически введено в эксплоа- тацию шахт только в пределах 40 проц. плана. Произошло это, в частно сти, и потону, что Наркомат мест ной топливной промышленности своевременно не обеспечил стройки технической документацией. В Смоленске имеется строитель ная ковтора Торфяного треста этого наркомата. Как она работала в 1940 году? Производственный план вы полнен лишь на 5 5 ,7% , стоимость обеспечена подавляющая часть ка- строительных работ повышена на питальных затрат, в частности, по Наркоммясмолпроыу — 9 7 ,8% , по Наркомторгу—94,4% и по Нарком- пищепрому—92 ,2% . Руководители наркоматов, глав ков, трестов и предприятий обяза ны во-время и полностью вносить средства хозяйственных организа- пий на капитальное строительство. В прошлом году некоторые нарко маты задерживали эти средства и тем самым затрудняли финансиро вание строительства. Нельзя боль ше допускать повторения таких я в лений. Финансовым органам и банкам необходимо строже контролировать своевременность поступления средств хозор танов на капитальное стро ительство. Сверх указанного мною об'ема капитальных работ предусматрива ются еще внелимитные затраты в сумме 2 миллиардов 304 миллионов 300 тысяч рублей. Из государственного бюджета РСФСР на внелимитные затраты от пускается 1 миллиард 486 миллио нов 200 тысяч рублей, или 64,5% потребности, остальная часть по крывается из средств хозяйственных организаций. За прошлый год в РСФСР по строен целый ряд новых предприя тий и большое количество социаль но-культурных учреждений, в том числе 676 школ, 118 больниц, 77 детских яслей. Однако по некоторым отраслям капитальное строительство осуще ствлялось неудовлетворительно. Нар комат текстильной проиытленности выполнил свой план всего на 85 ,8% . Не выполнен по Наркомтекстильпро- му и план ввода в действие новых производственных мощностей. Правительство обязало Наркомат местной топливной промышленности и исполнительные комитеты Сверд ловского, Челябинского и Молотов 2 7% , допущено огромное превыше ние накладных расходов, и в резуль тате год закончен с убытком почти в миллион рублей. На предыдущих сессиях Верхов ного Совета резкой критике была подвергнута деятельность местных строительных трестов. Нужно отме тить, что в 1940 году работа их не сколько улучшилась. Отдельные обла стные тресты дали хорошие пока затели. Например, Архангельский трест выполнил программу за 1940 год на 10 5 ,1% , снизил стоимость строительства на 12,8% и получил сверхплановой прибыли 711 тысяч рублей. Однако многие областные тресты работают еще плохо. Рязанский строительный трест на 47% недовы полнил свою программу, закончив год с убытком в 229 тысяч рублей. Пензенский трест работал еще хуже. Убыток по этому тресту—992 тыся чи рублей. Попрежнему крайне не удовлетворительно работал Омский областной строительный трест. Про грамма недовыполнена им на 45% . Плохая работа строительных тре стов об'ясвяется бесхозяйственно стью, превышением установленных норм накладных и административно- хозяйственных расходов па стройках, перерасходами фондов заработной платы, нерациональным использова нием строительных материалов и оборудования. Наркоматы и местные советы обя заны принять все меры к выполне нию в 1941 году плана капитально го строительства. Особое внимание при этом должно быть обращено на внедрение скоростных методов. Зздача финансовых органов и спецбанков —всемерно усилить кон троль за освоением средств на капи тальное строительстство, укрепить хозрасчет и финансовую дисциплину на стройках принимать меры к устранению мно-1 рентабельные хозяйства, ряд совхо- гнх недостатков и нарушений. зов добился в 1940 году хороших Нужно заметить, что в 1940 году показателей в своей работе. Нельзя отдельные хозорганы продолжали все же не подчеркнуть, что многие практику незаконного использова- совхозы работают еще неудовлетво- ния оборотных средств на капиталь-1 рительно. В значительной степени в ное строительство. Но республикан ской промышленности Наркомлеса вложено из оборотных средств в ка питальное строительство 1 миллион 600 тысяч рублей, а по системе Нар- комсовхозов РСФСР только за 9 ме сяцев—13 миллионов 400 тысяч руб- Надо положить предел этой недо пустимой практике. Руководители наркоматов, главков и трестов обя заны упорядочить снабжение пред приятий и привести запасы товаро материальных ценностей в соответ ствие с действительными нуждами производства. Финансовым органам и банкам на до тщательнее контролировать пра вильность использования оборотных средств предприятий и добиваться максимального использования ре зервов. Каждая копейка, каждый кило грамм топлива и сырья в нашем со циалистическом хозяйстве должны быть использованы правильно и с наи большим эффектом. Для этого наши хозяйственники, выполняя указание товарища Сталина, должны по-насто ящему овладеть производством, его техникой, его финансово-экономиче ской стороной. Разрешите, товарищи депутаты, остановиться еще на работе Нарко мата совхозов и Наркомата торговли. Выполняя решение XVIII с'езда ВКЩб) о превращении совхозов в высокопроизводительные и высоко- этом повинен и сам Наркомат сов хозов РСФСР. Несмотря на критику деятельности Наркомата совхозов на предыдущих сессиях Верховного Совета, этот нар комат не обеспечил выполнения в 1940 году производственной про граммы совхозов и их обязательств перед государством Финансовое хозяйство совхозов до сих пор не упорядочено. Настоящей борьбы за государственную финан совую дисциплину не проводится. Ведомственный контроль Наркомата совхозов обревизовал в 1940 году 440 предприятий из 980. Свыше 40% совхозов и предприятий совер шенно не ревизовалось по два—три года. Наркомат совхозов должен на вести твердый большевистский по рядок в своем хозяйстве и укрепить финансовую дисциплину. Система Нзркомторга выполнила Расх оды на у пра вление. Товарищи депутаты I Правитель ство провело в 1940 году ряд мер по упрощению п удешевлению го сударственного аппарата. Штаты управленческого аппарата сокращены по республиканским уч реждениям на 3 тысячи 295 единиц, по местному аппарату— на 14 ты сяч 502 единицы и по хозяйствен ным организапиям п предприятиям —на 105 тысяч 93 единицы. Эконо мия от этого сокращения составила 43 миллиона рублей в месяц. Расходы на управление по госу дарственному бюджету и содержа ние судебных учреждений намечены в сумме 2 миллиардов 584 миллио нов 200 тысяч рублей. Но ерлвне нию с планам, утвержденным Вер ховным Советам на 1940 год, эти расходы уменьшаются -па 206 мал лионов рублей. В государственный бюджет С е к т ССР включено 2 миллиарда рублей экономии от дальнейшего сокраще ния управленческого аппарата. Часть этих средств должна быть получена в 1940 году свои обязательства пе- от сокращения аппарата в РСФСР. Таким обрагох. р * . . „ непроизводительные расходы. В системе Наркомторга до сих пор слабо поставлен контроль за сохран ностью государственных средств. По этой причине крупные средства не редко растранжириваются. Наркомат торговли обязан уста новить строжайший контроль за рас ходованием государственных средств в своей системе, умело подбирать и повседневно проверять свои кадры. Финан сирование оборотных средств . Государственные хозяйственные организации РСФСР на 1 января 1941 года имели собственных оборот ных средств 9 миллиардов 153 мил лиона 200 тысяч рублей. Прирост оборотных средств за 1941 годдол- матива было вызвано затоваривани ем готовыми изделиями. Хозяйственники этого завода свое временно не позаботились о таре и упаковочных материалах, а это за держало отгрузку готовой продук- жен составить 480 миллионов 5 0 0 . ции. ц 3 ПОданяых в с ен т ябр е -д е- тысяч рублей. На покрытие недо-1кабре для этой цели 109 железно- статна оборотных средств хозорга- вов предусматривается 497 м и л л и о н о в 200 тысяч рублей. Таким образом, общий об'ем по полнения оборотных средств хозяй ственных организаций определен на 1941 год в 917 миллионов 700 ты сяч рублей, из которых покрывает ся 518 миллионов 200 тысяч руб л«й из государственного бюджета п 459 миллионов 500 тысяч из на Коплений хозяйственных организа ц и й . Отпускаемые ассигнования обеспе чивают промышленности, совхозам И другим хозяйственным организа циям необходимые условия для нор мальной производственной работы и выполнения плава накоплений и платежей в бюджет. Должен сказать, что из-за безза ботного отношения части хозяйст венников к экономике и финансам некоторые наши предприятия ис пользуют собственные оборотные средства неправильно. Отчеты за 1940 год показывают, что фактиче ские остатки сырья, материалов, го товой продукции в ряде случаев значительно превышают установлен ные нормативы. Образование сверх нормативных запасов омертвляет средства, создает финансовые за труднения и нарушает нормальную деятельность хозяйственных органи заций. Республиканская легкая промыш ленность на 1-е января 1941 года имела сверхплановые остатки това ро-материальных ценностей в сумме 25 миллионов 313 тысяч рублей. На стекольном заводе имени Лу начарского в Калининской области запасы этих ценностей составили 1 Миллион 721 тысячу рублей, пре т и в норматив на 786 тыс руб. Та- Кое значительное цревышение нор- дорожных вагонов было погружено только 53. В результате значитель ное количество готовых изделий ос талось к концу года на заводе. Большую роль в образовании из лишних запасов, как отметила XVIII Всесоюзная партийная конференция, играет неудовлетворительная поста новка на предприятиях учета обо рудования, сырья и готовой продук ции. О плохом с о с т о я н и и учета то варо-материальных ценностей гово рят, в частности, такие факты Па предприятиях треста Росчер- мет Паркомата местной промышлен ности при проведении в 1940 году инвентаризации было выявлено не достач более чем на два миллиона рублей и излишков на 1 миллион 290 тысяч рублей. По тресту Росин- струмент недостач обнаружено на два миллиона, а излишков на 1 мил лион 700 тысяч рублей. Не ясно ли, что при таком учете хозяйственники из трестов Росчер- мет и Росинструмент в ряде случа ев работали вслепую! Плохое состоя ние учета не дает возможности пра вильно руководить предприятиями. Пли возьмем Наркомат мясо-молоч ной промышленности. Тресты этого наркомата систематически задержи вают отчеты. Ивановский мясотрест представил своему главку баланс за первый квартал 1949 года только 23 мая, т. е. с опозданием на 28 дней, а за второй квартал—21 авгу ста, или с опозданием на 27 дней. Спрашивается: какое оперативное значение могли иметь эти отчеты? В соответствии с указаниями XVIII Всесоюзной партийной конференции надо повернуть внимание наших хо зяйственников к вопросам у чета. Чем чаще хозяйственники будут загля дывать в баланс, тем лучше у них пойдет дело, тем быстрее они могут, Финан сирование социал ьн о- к у льтурных мер оп риятий . На XVIII с'езде ВКП(б) товарищ’ Сталин, характеризуя огромные ус пехи нашей страны в области куль турного строительства, говорил: " «С точки зрения культурного развития народа отчетный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь все обще-обязательного первоначально го образования на языках нацио нальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими шко лами специалистов, создание и ук репление новой, советской интелли генции, — такова общая картина культурпого под'е.ча парода». После XVIII с'езда партии народ ное просвещение, здравоохранение, наука и искусство получили в на шей стране дальнейшее развитие. В 1941 году из государственного бюджета РСФСР на социально-куль турные мероприятия выделяется почти 17 миллиардов рублей, в том числе на просвещение—9 миллиар дов 405 миллионов рублей, на здравоохранение — 5 миллиардов 553 миллиона 100 тысяч руб., на социальное обеспечение и социаль ное страхование—1 миллиард 999 миллионов 500 тысяч рублей. Почти 40% средств государствен ного бюджета РСФСР направляются на нужды народного образования. Выделение такой большой суммы на просвещенце полностью отвечает задаче, поставленной XVIII с'ездом ВКИ(б): осуществить в третьей п я тилетке всеобщее десятилетнее обу чение в городах и завершить все общее семилетнее обучение в де ревне и во всех национальных' рес публиках. В 1941 году в школах РСФСР бу дет обучаться свыше 20 миллионов человек, или на 900 тысяч больше чем в 1940 году. В детских садах будет воспитываться 387 тысяч и в детских доиах до 200 тысяч детей. Ассигнования на подготовку кадров дают возможность довести число учащихся в вузах до 182 тысяч и в техникумах до 387 тысяч чело век. Исключительное внимание в на шей стране уделяется народному здравоохранению. Достаточно ска зать, что из 25-миллвардного бюд жета РСФСР на охрану здоровья трудящихся выделяется почти чет вертая часть—5 миллиардов 533,1 миллиона рублей. Это на 641 мил лион рублей, или на 1 3% , превы шает расходы 1940 года. Предусмотренные по бюджету ас сигнования позволят развернуть 9 тысяч 640 новых коек в городских и сельских больницах и расширить сеть постоянных детских яслей бо лев чем на 45 тысяч мест. Значи тельно расширяется сеть детских консультаций, амбулаторий и дет ских больниц. врача направляются в сельские местности. Почти три четверти всех сельских советов РСФСР в 1941 го ду будут иметь медицинские учреж дения. Крупные ассигнования преду сматриваются на капитальный ре монт лечебных учреждений. Об'ем этих затрат, по сравнению с прош лым годом, повышается на 50%. Пять миллионов рублей отпускает ся на приспособление и ремонт квартир сельских врачей. Возрастают и расходы на социаль ное обеспечение. На выдачу пен сий и пособий предусмотрено 1 мил лиард 740 миллионов рублей про тив 1 миллиарда 586 м и л л и о н о в , израсходованных в 1940 году. Несколько слов о работе органов народного просвещения и здраво охранения. В течение 1940 года Иаркомпрос, совместно с исполко мами местных советов, провел рабо ту по рационализации школьной сети. Выявленные при этом боль шие внутренние резервы направле ны на укрепление материальной базы школ. ремонтяо-бытэвой конторы Москов ского областного промсовета. Проектом предусматривались та кие должности: старший инженер по починке обуви, старший инже нер по починке одежды, старший инженер по ремонту упряжи, инже нер по организации и снабжению оборудованием и инструментом. Нужно сказать, что некоторые исполнительные комитеты советов и совнаркомы автономных республик сами подавали пример нарушения штатной дисциплины, вынося неза конные решения о повышении за работной платы служащих. Такие решения были приняты в 1940 го ду исполкомами Куйбышевского и Курского областных советов, Сов наркомом Чечено-Ингушской АС1Р и другими. Вместе с тем и финансовые орга ны, на которые возложен контроль за штатами, не только не боролись по-настоящему за штатную дисцип лину, но во многих случаях сами нарушали законы о заработной плате. »тению и удешевлению управленче с к о г о аппарата, в особенности по хозяйственным организациям и пред приятиям, должна неослабно про должаться и в текущем году. Структура многих наших хозяй ственных организаций очень гро моздка, а штаты их часто крайне раздуты Вот, например, отдел снабжения Главхимпрома на 36 служащих уп равленческого аппарата имеет 16 секторов и групп. Начальников раз личных рангов и старших в этом отделе 29, а рядовых работников только 7. Следовательно, на каждо го работника приходится по четыре руководителя. Или вот отдел снабжения Роста- бакмахортреста. Штат здееь неболь шой—всего 8 человек, затовсестар- шие: инженеры—старшие, товаро в еды -старш и е. Не старший только один сотрудник. Не лучше обстоит дело н на ряде хозяйственных предприятий. Уп равленческий аппарат электроарма- турного завода Московского город ского управления местной промыш ленности разбит на 13 отделов. В отделе главного механика всего 2 сотрудника, а отдел технического контроля состоит из одного началь ника. На 144 производственных ра бочих имеется 66 служащих. На первом красочном заводе ОГНЗ'а на 66 рабочих приходится 62 служа щих, или почти на каждого рабо чего по одному служащему. Искоренение структурных и штат ных излишеств в аппарате является неотложной задачей всех руководи т е л е й учреждений, предприятий и Проверка финансового хозяйства финансовых органов. Мы должны низовых учреждений просвещения решительно покончить с либераль- показала, что отпускаемые государ-;ным отношением к нарушителям ством средства расходуются в ряде случаев неправильно. В частности, допускаются перерасходы фондов заработной платы. Серьезные недочеты имеются и в учреждениях здравоохранения. Кой ки в некоторых детских яслях ис пользуются недостаточно. Что мы на этом теряем, видно хотя бы из того, что при лучшем использова нии имеющихся коек можно было бы дополнительно обслужить до 30 тысяч детей Ассигнования на здравоохранение кое-где расходуются ве по назначе нию. Так исполком Сталинградско го областного совета нз средств на борьбу с малярией использовал 90 тысяч рублей на ремонт своего са натория в Сочи. Нельзя обойти молчанием и сла бое использование в 1940 году сумм, ассигнованных на нужды здраво охранения и просвещения. Наше правительство ежегодно отпускает огромные средства на школы, боль ницы, клубы, библиотеки, ясли и другие социально-культурные уч режденпя. Необходимо, чтобы ор га ны народного образования и здра воохранения расходовали эти сред ства по-хозяйски, с наибольшей пользой для дела. Наркомпросу и Наркомздраву на до укрепить финансовую дисципли ну в своих учреждениях, обратить особое внимание на улучшение ра боты внутриведомственного финан сового контроля и обеспечить про ведение ревизии Подведомственных учреждений не реже одного раза в штатной дисциплины. Финансовые органы при проверке штатов в 1940 году выявили боль шое количество нарушений, в част ности, 60 тысяч сверхштатных дол жностей п 234 тысячи самовольно повышенных ставок заработной пла ты. Обнаружены факты обхода за конов для увеличения заработной платы служащих путем перевода их в высшие категории и переимено вания должностей. Недавно Московскому областному финансовому отделу был представ- Прокерка регистрации штатов по 25 краям и областям показала, что финансовые органы зарегистрирова ли в 1940 году свыше 8 тысяч не законно повышенных ставок—почти на восемь с половиной миллионов рублей в год. Совет Народных Комиссаров Сою за ССР в своем постановлении от 19 марта этого года отметил совер шенно неудовлетворительное состоя ние штатной работы в финансовых органах. Необходимо в кратчайший срок устранить недостатки в штатном деле. Надо уделить особое внима ние работе по дальнейшему улуч шению и удешевлению управлен ческого аппарата и упорядочению его структуры, а также резко уси лить контроль за соблюдением штат ной дисциплины и за расходовани ем государственных средств на ад министративно-управленческие ну жды. П'ступление в государственный бюджет Союза ССР экономии от дальнейшего сокращения управлен ческого аппарата должно быть пол ностью обеспечено. Важное значение имеет контроль но-ревизионная работа финорганов. Контрольно-ревизионный аппарат Наркомфина в центре и на местах обревизовал в 1940 году 32 тысячи 175 местных бюджетов, что состав ляет 71% к общему их числу. Об ревизовано также 77 тысяч 321 бюджетных учреждений и 2 тыся чи 415 хозяйственных организаций. При ревизиях было выявлено не мало нарушений финансово-бюджет ной дисциплины. В докладе на VIII Сессии Верхов ного Совета Союза ССР о государ ственном бюджете народный комис сар финансов Союза т. Зверев особо подчеркнул, что образование Нар комата государственного контроля ни в какой мере не освобождает финан совые органы от возложенного на них финансового контроля, от борь бы с потерями, бесхозяйственностью, незаконными тратами государствен ных средств. Фпнорганы должны всемерно уси лить контрольно-ревизионную ра боту, активнее бороться за государ ственную финансово-бюджетную дис циплину, предупреждать финавсо- лен на рассмотрение проект штата вые нарушения I V. Бюдж еты автономных республик , к раев и областей. Разрешите, товарищи депутаты, перейти к характеристике местных бюджетов на 1941 год. Общий об'ем местных бюджетов установлен в 20 миллиардов 178 миллионов 900 тысяч ру блей с уве личением против 1940 года " н а 1 миллиард 25 миллионов 800 ты сяч рублей. Сверх этого в распоряжении мест ных советов остаются, в качестве оборотной наличности, остатки бюд жетных средств на счетах в Госбан ке в размере 311 миллионов рублей. Бюджеты отдельных ресиублик, краев и областей определены в сле дующих суммах (в тыс. рубл ): I. Бюдж еты АССР. За пкирская АССР 427.623 Зурят-Монгольсеая АССР 135.387 агестанская АССР 159 496 Кабардино-Балкарская АССР 77 458 Число амбулаторных врачей уве личивается на 4 .637, из них 3.234 год. Важнейшей задачей местных со ветов и финансовых органов является бесперебойное финансиро-Ь ванне всех социально-культурных ЗЬрД"векая АССР мероприятий. ] Немцев Поволжья АССР Еатныцкан АССР Коми АССР Крымская АССР Марийская АССР Северс-Осетинская АССР 84.903 Татарская АССР 415 321 Удмуртская АССР 206 589 Чечено-Ингушская АССР 130 119 Чувашская АССР 163 629 Якутская АССР 172.896 II. Бюджеты крае в. Алтайский край 341.067 Краснодарский край 482.177 Красноярский край 360.617 Орджоникидзевский край 329.205 Приморский край 284 784 Хабаровский край 556.708 Ш. Бюдж еты областей Архангельская область 242.905 Вологодская область 251 873 Воронежская область 447.161 Горьковская збласть 549 227 Ивановская область 451.029 Иркутская область 248 737 Калининская область 439.436 Кировская область 290.962 Куйбышевская область 409.913 Курская область 364.891 Ленинградская область 557.897 гор. Ленинград 1Ю0.811 61.076 ЮГ).806 278.599 105.088 149.002 116.066] (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz