Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
IV СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ РСФСР НА 1941 ГОД Д ок лад Нар од н ог о Номи ссара Фин ансов РСФ СР тов. П ОС К ОНОВА А. А. Го су дарст вен ные займы и вк лады. Т оварищи депутаты! Совет Народ ных Комиссаров РСФСР вносит на ваше рассмотрение и утверждение государственный бюджет Российской Советской Федеративной Социали стической Республики на 1941 год. Бюджет РСФСР, составленный на основе народнохозяйственного пла на, отражает дальнейший хозяйст венный и культурный под'ем Рос сийской Федерации. Многонациональный народ нашей республики вместе со всеми народа ми Советского Союза ведет большую созидательную работу ную к разрешению исторической за дачи—догнать и перегнать и в эко номическом отношении наиболее раз витые капиталистические страны. Программа социалистического строительства в четвертом году Третьей сталинской пятилетки, при нятая XVIII Всесоюзной партийной конференцией, встречена трудящи мися Советского Союза с огромным воодушевлением. Советские люди знают, что путь, по которому ведет их большевистская партия и вели кий Сталин,—это путь новых побед направлен- коммунизма! (Аплодисм енты). I . Предварительные итоги исполнения г осуда рствен ног о бюдж ета РСФСР за 1 94 0 г од. Товарищи депутаты Верховного I осуществить задание товарища Сокета! Хозяйственные итоги 1940 Сталина о ежегодном производстве в года показывают, что в братской семье народов великого Советского Союза больших успехов добились и народы Российской Федерации. Продукция государственной и ко оперативной промышленности РСФСР по сравнению с 1939 годом выросла на 9 ,2% . Особенно быстро росла продукция промышленности во вто рой половине 1940 года. Производ ственная программа по девяти про мышленным наркоматам по отноше нию к соответствующему периоду 1939 года выполнена: в третьем квартале—на 110 ,2% и в четвертом квартале—на 1 1 3 ,3% . Это явилось следствием значитель ного повышения производительно сти труда на основе успешного вы полнения Указа Президиума Верхов ного Совета СССР от 26 июня 1940 года. Паши успехи в области промыш ленности были бы еще более значи тельными, если бы этому не пре пятствовали серьезные недостатки, о которых говорил в своем докладе на XVIII Всесоюзной партийной конфе ренции тов. Маленко в. Товарооборот государственной тор говли и потребительской кооперации на территории РСФСР увеличился в 1940 году до 117 миллиардов 100 миллионов рублей вместо 114 мил лиардов 400 миллионов в 1939 году По пути под'еиа идет и сельское хозяйство. Социалистическое земле делие, оснащенное передовой техни кой, становится все более продук тивным. У колхозов и совхозов есть все необходимое, чтобы полностью СССР 7 —8 миллиардов пудов зерна Под'ем промышленности и сель ского хозяйства обеспечил дальней ший рост благосостояния и куль туры народов Российской Федера ции. Число учащихся в школах соста вило в 1940 году 19 миллионов 200 тысяч человек, а в высших учебных заведениях и техникумах —505 тысяч. В городских больницах республи ки развернуто 10 тысяч 586 новых коек, а в сельских — 4.430 новых коек. Количество ясельных мест воз росло до 464 тысяч. Неуклонное развитие социалистиче ского хозяйства создало благоприят ные условия для исполнения госу дарственного бюджета РСФСР за 1940 год. По предварительным дан ным, бюджет исполнен по доходам в сумме 24 миллиарда 205 миллио нов рублей, а по расходам—в сум ме 23 миллиарда 698 миллионов руб лей (без средств, переданных союз ному бюджету). Таким образом, до ходы превысили расходы на 507 миллионов рублей. В народное хозяйство вложено 4 миллиарда 513 миллионов рублей и ва социально-культурные мероприя ти я—16 миллиардов 204 миллиона рублей. Бюджеты автономных республик и местные бюджеты составили 19 миллиардов 153 миллиона рублей. Таковы предварительные итоги исполнения бюджета за прошлый год. лионов рублей и недодала респуб ликанскому бюджету 7 миллионов 500 тысяч рублей. Или вот Наркомат местной про мышленности. Производственную программу этот наркомат выполнил, но качественные показатели его ра боты неудовлетворительны. Удорожа ние себестоимости продукции респуб ликанской промышленности этого наркомата допущено в 1940 году на 30 миллионов рублей. На фабрике вмени Сакко и Ван- цетти треста школьных письменных принадлежностей себестоимость уве личилась против плана на 1 миллион 727 тысяч рублей. Фабрика должна была снизить в 1940 году себестои мость на 2 ,8% , а она увеличила ее на 5 ,8% . Чем это было вызвано? Наруше нием установленного технологиче ского режима производства, массо вой ломкой и дроблением стержня карандаша при механической обра ботке. Качественная приемка про дукции по отдельным операциям от сутствовала. Борьба с браком не ве лась, бракоделы не выявлялись, убытки от брака по сравнению с 1939 годом возросли более чем в два с половиной раза. Сумма потерь этой фабрики по браку достигла за 1940 год 1 миллиона 387 тысяч рублей. В натуральном выражении это со ставляет более 7 миллионов грифе лей и почти 21 миллион карандашей. Такого количества хватило бы на то, чтобы дать по одному карандашу всем детям, обучающимся в школах нашей республики. Большие потери понесла в нрош- Налог с Следующим важнейшим доходом в нашем бюджете является налог с оборота. Планом развития народного хо зяйства СССР в 1941 году преду смотрен дальнейший рост промыш ленного производства и значитель ное увеличение товарооборота. Это создает прочную экономическую базу для выполнения плана по на логу с оборота. Поступления но налогу с оборота в 1941 году намечены по СССР почти в 125 миллиардов рублей. На территории Российской Федера ции нами должно быть собрано лом году фарфоро-фаянсовая про мышленность: убытки от боя и бра ка составили 5 миллионов 200 тысяч рублей, от пережога топлива и бес хозяйственности пря заготовке и до ставке топлива—3 миллиона рублей, от превышения цеховых и общеза водских расходов—3 миллиона 700 тысяч рублей. Из-за невыполнения плана по сортности продукции фар форо-фаянсовая промышленность не дополучила около 11 миллионов руб лей накоплений. Немудрено, что в результате та кого «хозяйствования» республикан ская промышленность Нарконмест- прома недовыполнила плана накоп лений на 22 миллиона 500 тысяч рублей и недодала республиканскому бюджету 19 миллионов 600 тысяч рублей. Немало бесхозяйственности и по другим наркоматам. Руководители наркоматов, глав ков, трестов и предприятий, в соот ветствии с указаниями XVIII Всесоюз ной партийной конференции, обяза ны решительно укрепить хозрасчет и финансовую дисциплину во всех отраслях хозяйства, повести беспо щадную борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, направлять эко номическую сторону деятельности предприятий так, чтобы планы по себестоимости и по пркбылям без условно выполнялись. Финансовые органы должны глуб же вникать в хозяйство, тщательнее проверять отчеты хозорганов,строже контролировать выполнение обяза тельств перед государственным бюд жетом. I I . Доходы бюдж ета РСФСР на 1941 г од. Доходы государственного бюджета РСФСР на 1941 год определены Советом Народных Комиссаров РСФСР в 24 миллиарда 988 миллионов рублей. Доходная часть бюджета состоит из следующих основных источников: Источники доходов Сумма (в млн. РУб.) 24.988 ВСЕ ДОХОДЫ В т ом ч и с л е : 1) Отчисления от прибылей 7.210 2) Отчисления от налога с оборота 3) Подоходный налог и другие налоги с пред приятий и организаций 4.490 2.511 Источники доходов Сумма (в млн. руб.) 4) Налоги и сборы с насе ления 5) Местные налоги и сборы 6) Отчисления от государ ственных займов 2.578 1.535 2.256 В государственном бюджете РСФСР на 1941 год значительно повышает ся об'ем доходов от местного хозяй ства. Это позволило уменьшить от числения в бюджет РСФСР от госу дарственных налогов и тем самым высвободить часть средств на обще союзные нужды. Перехожу к характеристике важ нейших доходов бюджета. Отчисления от прибылей. Прибыль государственных пред приятий РСФСР на 1941 год опре делена в сумме 8 миллиардов 628 миллионов рублей против 6 миллиар дов 864 миллионов рублей в прош лом году и 3 миллиардов 624 мил лионов в 1938 году. Эго на 25 ,7% больше, чем в 1940 году, и почти в два с половиной раза выше, чем в 1938 г. Таким образом, прибыль ность наших предприятий растет из года в год. На 1941 год отчисления от при былей в бюджет установлены в 7 миллиардов 210 миллионов рублей. Это превышает отчисления от п ри -1 былей прошлого года на 35 ,5% и в три раза отчисления 1938 г. За годы третьей сталинской пятилетки удельный вес этих доходов в бюд жете повысился с 11% до 2 8 ,8% . Социалистическая промышленность нашей республики должна дать в 1941 году 4 миллиарда 371 миллион рублей отчислений от прибылей, или на 19,7% больше, чем в прошлом году. Отчисления от прибылей тор говли составят 1 миллиард 596 мил лионов рублей вместо 945 миллионов рублей в 1940 году. Повышаются доходы и по другим отраслям хо зяйства. Только за счет снижения себе стоимости на 1,35% промышленность оборота. сумму налога с оборота. З а прош лый год инспекторы госдоходов до полнительно начислили налога по таким хозорганам свыше 387 мил лионов рублей! Одна эта сумма показывает, ка кое большое значение имеет провер ка налоговых отчетов. Между тем в 1940 году во многих финансовых отделах налоговые отчеты хозорга нов подолгу лежали непроверен ными, чем наносился явный ущерб бюджету. Руководители хозяйственных ор ганизаций обязаны строго соблюдать интересы государственного бюджета, свыше 84 миллиардов рублей, или: а финансовые работники во-время и на 10 миллиардов больше, чем в тщательно проверять налоговые от прошлом году. Отчпслевия от надо-|четы и решительно пресекать нару- га с оборота в бюджет РСФСР при- шевия государственной платежной дисциплины. В рядах финансовых работников имеется немало йнспекторов-отлач- финансовые органы пиков, успешно выполняющих план, контроль за Эти инспекторы хорошо звают хо зяй с тво , кое большое значение имеет выпол нение этих заданий. В своем докладе на XVIII Всесо юзной партийной конференции тов. Маленков указывал: «Большие убытки терпят наши предприятия вследствие пережога топлива, непроизводительного расхо да сырья, больших отходов ценней ших материалов, неэкономного расхо да электроэнергии»... «Руководители многих предприятий,—говорил далее тов. Маленков,—привыкли к тому, что им все дается в готовом виде, за были о хозрасчете, сжились с нару шениями финансовой дисциплины, сжились с бесхозяйственностью и равнодушно относятся к тому, что за материальный ущерб, нанесенный ими в результате плохого хозяйство вания, расплачивается государство». Эта характеристика относится и к промышленности РСФСР. Вот, к при меру, Наркомат лесной промышлен ности. Производственная программа выполнена им только н а 8 3 ,7% . Се бестоимость продукции возросла в 1940 году против плана больше чей на 50 миллионов рублей. Особенно велики потери вследствие бесхозяйственного использования ме ханизированного транспорта. До статочно сказать, что в октябре и ноябре механизированный транспорт няты в сумме 4-х миллиардов 490 миллионов рублей. Должен сказать, что в прошлой году многие слабо осуществляли своевременным поступлением в бюд жет начисленных сумм налога, а исполнительные комитеты местных советов недостаточно проверяли ра боту по государственным доходам и выполнение хозоргавами финансо вых обязательств перед бюджетом. Ревизоры Наркомфнна установи ли, что в Курске и Белгороде свы ше 40% хозорганов не вносило в срок платежей. Около половины хо зяйственных организаций Костромы ц Рыбинска состояло в числе не доимщиков. В городе Курске дирек тор молочного завода Ляшик систе матически задерживал уплату нало га с оборота, в то время как на расчетном счете завода всегда име лись крупные суммы денег. До сих пор еще находятся и та кие хозяйственные организации, ко торые несвоевременно представляют в фиаорганы налоговую отчетность Неуклонный рост материального благосостояния советского народа и активная поддержка трудящимися всех мероприятий партии и прави тельства обеспечили успешное раз мещение в 1940 году займа Третьей пятилетки выпуска третьего года. Подписка на заем составила по РСФСР 6 миллиардов 124 миллиона рублей, т. е. почти на 1 миллиард больше, чем в 1939 году, а коли чество подписчиков возросло до 40 миллионов человек. Эти цифры свидетельствуют об исключительных успехах советских займов, о стремлении советского на рода еще более укрепить могущест во социалистического государства, о преданности миллионов трудящихся делу партии Ленина —Сталина! (Ап лодисм енты). Особенно успешно прошла подпи ска на заем в Москве и Ленинграде, Ростовской, Молотовской, Тамбовской областях, Удмуртской, Крымской АССР. Во многих районах РСФСР колхозное крестьянство внесло сред ства по подписке на заем букваль но в несколько дней. В 1941 году отчислений от госу дарственных займов в бюджет РСФСР предусмотрено 2 миллиарда 256 мил лионов рублей из общей суммы по ступлений на территории нашей рес публики в 6 миллиардов 692 мил лиона рублей. В нашей стране из года в го; растет сеть сберегательных касс- Почти во всех крупных сельских со встах и рабочих поселках имеютс сберегательные кассы. В 1911 год! на территории республики буду работать 28 тысяч 600 касс. В настоящее время в сберегатель ных кассах хранят свои сбережение 11 миллионов 600 тысяч вкладч» ков. Должен сказать, что наши сбере- гательные кассы работают еще не- удовлетворительно. Р аб лн и ки сбв- регательных касс обязаны чстк0| культурно обслуживать вкладчиков I держателей облигаций государствен ных займов, раз'яснять широки* слоям населения выгоды и прайму щества хранения средств в сберега тельных кассах, привлекать в госу дарственные кассы новых вкладчи ков. Особое внимание необходимо об ратить на укрепление комиссий со действия госкредату и сберегатель ному делу и усиление их деятель ности. Приток вкладов населения в сбер»' гательные кассы зависит от хорошо поставленной работы по обслужива нию вкладчиков, от умелой пропа ганды сберегательного дела и о* той помощи, какую окажут сберега тельным кассам местные советски* и общественные организации. Госу дарственн ое страхование. Не меньшего внимания заслужи вает работа по государственному страхованию. Закон об обязательном окладном страховании, принятый VI Сессией Верховного Совета СССР, способствует дальнейшему органи зационно-хозяйственному укрепле нию колхозов. В прошлом году имущество кол хозов и колхозников было застрахо вано на 23 миллиарда 500 миллио нов рублей больше, чем в 1939 году. План окладного страхования вы полнен полностью. содействуют устранению недостатков в производстве и това рообороте и помогают изыскивать местные ресурсы. В 1940 году в ряде городов и районов по иници ативе передовых инспекторов были организованы новые производства. Широчайшие возможности в деле использования всех местных ресур сов дает постановление Совнаркома Союза ССР и Центрального Комите та ВКП(б) от 9 января 1941 года «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого по требления и продовольствия из ме стного сырья». Это постановление возлагает на местные советы и финансовые ор ганы ответственные задачи. Финан совые работники должны лучше знать экономику своего района и способствовать максимальному ис пользованию местных ресурсов для и не всегда полностью показываю т, увеличения выпуска товаров широко- в отчетах подлежащую начислению ; го потребления и продуктов питания. РСФСР должна обеспечить в этом го- на лесозаготовках простоял свыше ду более 475 миллионов рублей на коплений, а торговля за счет сокра щения издержек обращения—344 50 проц. времени. Фабрично-заводская промышлен ность Наркомлеса недовыполнила миллиона рублей. Отсюда ясно, н а -'п л а н накоплений почти на 12 мил Налог и и сборы Поступления в бюджет от налогов и сборов с населения и подоходного налога с колхозов в 1941 году дол жны составить свыше 3 миллиардов рублей. На III Сессии Верховного Совета РСФСР депутаты указывали, что Нар ком фин слабо руководил работой по налогам, не уделял необходимого внимания организации массовой ра боты. Эти совершенно правильные ука зания депутатов учтены Наркомфи- ном. За прошлый год финансовые органы добились некоторого улуч шения налоговой работы. Начиная со второго квартала 1940 года, пла ны по налогам и сборам системати чески выполняются. План третьего квартала 1940 года был выполнен всеми АССР, краями и областями. Значительно уменьшилась и не доимка. Па 1 января 1940 года она составляла по сельским платежам 380 миллионов рублей, а на 1 янва ря 1941 г. снизилась до 87 миллио нов, или почти в 4,5 раза. Полнее были учтены в 1940 году доходы хозяйств и в более короткие сроки собран сельхозналог. с населения. Улучшению качества налоговой работы способствовал организован ный Наркомфином общественный смотр работы налоговых инспекто ров и агентов. Лучше других про вели смотр и выполнили план финан совые органы Архангельской и Моло товской областей и Калмыцкой АССР. Надо признать, однако, что часть финансовых отделов не обеспечивает еще безнедоимочного поступления платежей. Некоторые финансовые отделы допускали необоснованное списание налоговой недоимки. Это имело место в Чувашской АССР, Кур ской, Рязанской и других областях. VIII Сессия Верховного Совета СССР утвердила новый закон о подоход ном налоге с колхозов и внесла из менения в закон о сельхозналоге. Изменены порядок обложения кол хозов, а также устаревшие нормы доходности и ставки по сельхозналогу Новые заковы безусловно улуч гаают систему налогового обложения и служат дальнейшему укреплению колхозного строя. Местные советы и финансовые органы должны раз'яс- нить населению эти законы и обес печить правильно* их проведение Увеличилось поступление плате жей и но добровольный видам стра хования. Однако план добровольных платежей в 1940 году недовыпол нен. Колхозы, колхозники, рабочие и служащие через государственное страхование получают большую де нежную помощь. Только за один прошлый год органы Госстраха воз местили страховых убытков на 837 миллионов рублей. Рост материального благосостоя ния трудящихся нашей страны со здает большие возможности для развития всех видов государствен ного страхования, особенно коллек тивного страхования жизни и страхо вания домашнего имущества. Задача страховых работников— всемерно использовать эти возмож ности. В работе по привлечению широ ких масс рабочих и служащих к кол лективному страхованию жизни боль шую помощь могут оказать профессй- овальные организации. Особое внимание нужно обратить на развитие добровольных видов страхования на селе. Большая роль в этом деле принадлежит агентам по добровольному страхованию. Органй государственного страхования дол жны шире развернуть сеть агентов* улучшить руководство их работой- Разрешите, товарищи депутаты, на этом закончить характеристик» доходной части государственного бюджета РСФСР. Финансовая программа 1941 год* требует безусловного выполнения всеми отраслями народного хозяйств» производственных планов, заданий по снижению себестоимости планов накоплений. Каждая хозяйственна* организация и каждый гражданин должны в срок и полностью выпол нять свои финансовые обязательств» перед государством. Исполнительные комитеты советов и финансовые органы обязаны всемер' но укреплять платежную дисципли ну и настойчиво бороться за то , что бы финансовый план выполнялся изо дня в день по всем платежам, чтобы каждый рубль, записанный в бюджет, поступал своевременно. Мощный производственный под'ем, которым советский народ ответил в» решения XVIII Всесоюзной партий ной конференции, дает полную уве ренность в том, что доходная часть государственного бюджета РСФСР бу дет выполнена успешно. I I I . Расходы г осударственног о бюдж ета РСФСР на 1941 г од. Расходы государственного бюджета! РСФСР на 1941 год Советом Нзрод- ных Комиссаров установлены в 24 миллиарда 978 миллионов рублей. Средства государственного бюджета направляются: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Назначение расходов Сумма (в млн.руб.) ВСЕ РАСХОДЫ 24.978 В той числе: 1) Народное хозяйство 4 .9 7 0 В том числе: а) промышленность 1.121 б) сельское хозяйство 1.522 в) коммунально-жилищ ной хозяйство 1 693 Назначение расходов Сумма (в млн.руб.) 2) Социально-культурные мероприятия 3) Управление и судеб ные органы 4) Прочие расходы Более двух третей бю дж еты» средств выделяется в 1941 году в» дальнейшее развитие социалистиче ской культуры . Таким образом, государственный бюджет РСФСР является в основной бюджетом социаль о-культурного строительства, что полностью от вечает его роли в общей бюджет ной системе СССР. Перехожу к характеристике от дельных расходов. Финан сирование к ап итал ьн ог о стр ои т ельст ва. Об'ем капиталовложений установ лен на 1941 год в размере 1 мил лиарда 395 миллионов 500 тысяч рублей. Эта сумма, однако, не отра жает всех капитальных затрат, ко торые осуществляются на террито рии нашей республики, в соответ ствии с утвержденным народнохо зяйственным планом Союза ССР на 1941 год. Как указывал в своем докладе на XVIII Всесоюзной партийной конфе ренции тов. Вознесенский, об'ем всех капитальных работ по РСФСР растет в 1941 году по сравнению с 1940 годом на 5 0% . «...капиталовложения в района» Урала и Зааадной Сибири,—гово рил т. Вознесенский,—растут н» 5 8% , в районах Юго-Востока—н» 66% и в районах Севера и Северо- Запада—ва 1 4 7% . Здесь создаются новые мощные промышленные базь» Советского Союза». Принятая на 1941 год Централь ным Комитетом ВКЩ6) и Советов Народных Комиссаров Союза СС? программа строительства новых * С Продолжение см. на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz