Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
ПАРТИЙНОЕ СОБРАНИЕ НА ЧУГУНОЛИТЕЙНОМ ЗАВОДЕ 5 п а рт а на ч угун олитейном за- воде состоялось партийное собрание, посвященное историческим решени ям XVIII Всесоюзной конференции ВКЩб). С докладом об итогах кон ференции выступил представитель горкома ВКП(б) тов. Шуленвн. Ос новное внимание докладчик уделил докладу тов. Маленкова «О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта». На чугунолитейном заводе мно го недостатков, отмеченных в док ладе тов. Маленкова. Бесхозяйст венность и бескультурье свили здесь себе прочное гнездо. Всю зиму под снегом стоят двое весов; металли ческие части на них поржавели, деревянные— почернели и гнию т. Нод снегом погребено много цен ных деталей к станкам, выполнен ные заказы и готовая продукция ширпотреба, несмотря на то, что завод выстроил большой склад го товой продукции. Низкая к ультура производства от разилась и на выполнении годового плана. Программа 1940 года была выполнена только на 78 проц. Рас качка в начале квартала или меся ца и штурмы в конце— таков стиль работы завода. Плохо на заводе и с технологи ческой дисциплиной. Там часто ис пользуются вышедшие мз строя мо дели и опоки. Бывают случаи не правильного составления шихты для вагранки. Бее это вызывает брак. Только за прошлый год за вод допустил брака на 51 тыс. руб , а удержано с бракоделов лишь 300 руб. Большой убыток вызван такж е неэкономным расходованием материалов. Выступившие в прениях тт. Му дрецов, Подущак, К'фостелев, Воло вич и Алексеев вскрыли и другие недостатки на заводе. — В самом деле, у нас большое беск ультурье,—говорит тов. Мудре цов,—по всему заводскому двору, во всех уголк ах у нас разбросано литье, готовые изделия и разный лом. Все ходят по этому добру и затаптывают его в грязь. Во дворе огромный бугор, который мешает работать заливщикам, но раскопай те его, и вы найдете там много чу гунного лома, так нужного наше му заводу. Только теперь руководители за вода заметили все недостатки. Со брание подсказало пи, как быстрее и лучше ввести к ультуру на про изводстве. И. Лавриненко П о ч е м у о т с т а е т ш к о л а № 1 0 Обмен семян проходит неудовлетворительно Повседневно вести интернациональную работу 18 марта—День Международного общества помощи борцам революции (МОПР). В этот день 70 лет назад — в 1871 году революционные мас сы Парижа бросили боевой клич: «Да здравствует Коммуна!». МОПР—это организация, выража ющая солидарность пролетариата всех стран, организация, оказываю щая материальную помощь рабоче му классу в его борьбе против буржуазного строя, против экспло- атации, террора и грабительской империалистической войны. МОПР оказывает действенную помощь ре волюционным борцам, томящимся в застенках капитализма. Основоположники научного ком мунизма Маркс и Энгельс горячо поддерживали Парижскую Коммуну, были неутомимыми организаторами моральной и материальной помощи коммунарам и всем борющимся про тив капитала. Ленин и Сталин учат нас крепить интернациональную связь, оказывать всяческую помощь борцам за дело рабочего класса. Мопровская организация Липецка за прошедший год приделала боль шую работу. Она в своих рядах теперь насчитывает 12.500 членов. Хорошо работали организации МОПР мотороремонтного завода (председа тель завкома т. Вальмап), педаго гического училища (председатель т. Филиппова], гортеатра (председатель комитета т. Кожич). В педучилище т. Филиппова, коммунистка-учительница т. Селян ская и пионерка Нодь регулярно проводили беседы, собрания, осве щали работу МОПР в стенгазете. Ко митет МОПР гортеатра заключил социалистический договор на луч шую постановку интернациональной работы с комитетом МОПР театра имени ХХ-летия ВЛКСМ г . Воронежа. Однако этими успехами нельзя успокаиваться. Работа МОПР в це лом по городу поставлена далеко не удовлетворительно. В 1940 году мопровская органи зация выполнила свой финансовый план лишь на 85 проц., не выпол нила обязательств по вовлечению новых членов. Многие руководите ли парторганизаций совершенно не интересуются работой МОПР. Пло хой пример показывает мопровская организация радиаторного завода. Там до сих пор даже не обсудили вызова на социалистическое сорев нование мопровцев мотороремонтно го завода. Партийная организация и ее секретарь т. Швецов безраз лично относятся к мопровской ра боте. Ослабило руководство мопровской организацией партбюро Новолипец! кого завода. На руднике из-за о т- ' сутствия председателя мопровской организации т. Проскурина интер национальная работа прекратилась. Не лучше на Стаякострое, на ч угу нолитейном заводе. Достаточно приведенных фактов, чтобы пок азать, как мало помощи оказывают организациям МОПР парт организации. Задача состоит в том, чтобы еще упорнее воспитывать трудящихся в духе международной пролетарской солидарности. Партийные организа ции должны улучшить руководство организациями МОПР. Д . Терехова, отв. секретарь горкома МОПР. Первое учебное полугодие п по следующие месяцы учебы показали, что в школах города успеваемость учащихся повышается, их знания становятся более прочными. Во всех школах началась борьба за приви тие учащимся практических навыков Растет методическая вооруженность учителей. Значительно укрепилась дисциплина Большинство учитель ск их и ученических коллективов успешно соревнуется. Но далеко не все школы работают так , к ак надо. Пз средних школ осо бенно отстает школа № 10. Успева емость учащихся в первой четверти была равна 79 проц., во второй четверти—79,8 проц. У одной из учительниц русского язык а успева емость учащихся в начале учебного года равнялась 70 процентам, затем — 74 процентам, а потом пошла на сни жение и дошла до 05 процентов. Такая же картина наблюдается и уп р уги х учителей. Основная причина низкой успе ваемости учащихся в том, что сами учителя недостаточно владеют учеб ным материалом, не повышают свою квалификацию. От книги школьники далеко не уходят, учебные матери алы в их памяти не закрепляются. Закрепленные знания это такие, которые в любое время могут быть воспроизведены. Прочные знания выявляются прежде всего в созна тельном их применении учениками. Но многие учащиеся этой школы отвечают на уроках слабо и неуве ренно. Для отстающих учащихся не ор ганизованы дополнительные заня тия. Некоторые учителя недооцени вают методическую работу: матема тическое об'единение почти не соби рается, плохо работают и другие обвинения Между тем есть еще такие фак ты, когда учитель истории, например, задает воиросы учащимся нечетко, речь учеников не исправ ляет, на об'яснение урока затрачи вает до 7 минут, а на опрос уча щихся—до 35 минут. Ясно, что при такой постановке дела прочных зна ний у учеников ье будет. В работе школы важное значение имеют приемы обучения. Наиболее эффективны те методы обучения, которые развивают у учащался ини циативу. активность, мысль. В шко ле Л» 10 есть прекрасный опыт луч ших учителей —Брайаиной, Смирно ва, Бабенышевой, Нашковского, Ря зановой и КадуНиной. Необходимо организовать взаимное посещение уроков, с последующим обсуждением их на совещаниях методических об1- единений или педагогического сове та. Это мероприятие,бесспорно, даст многое для повышения квалификации малоопытных учителей. Надо повысить требовательность, держать строжайшую дисциплину в коллективе. А дисциплина в школе недостаточно высока: один из учи телей, например, получил строгий выговор с предупреждением за опоз дание, другой—пропускает ошибки в тетрадях учащихся, тр ети й - н е записывает уроки в журнале и т. д. Школа размещена в новом пре красном четырехэтажном здании и могла бы иметь хорошие кабинеты —она располагает приборами, на глядными пособиями и т. д. Но к а бинеты до сих пор не оборудованы, и занятия по физике, химии п био логии ироводятся в классе. Нечего доказывать, как ую большую роль играет наглядность при обучении, но в школе № 10 ее явно недо оценивают. Если педагогический коллектив, учком, комсомольская организация и родительский комитет дружно возь мутся за ликвидацию всех имеющихся недостатков и всю свою энергию на правят к одной цели—дать учащим ся глубокие и прочные знания, то школа № 10 в ближайшее же время займет место в ряду лучших школ города. Ф. Касьянов, заведующий городским отде лом народного образования. Колхозам нашего района для массового сева и обсеменения се менных участков нехватает около трех тысяч центнеров семян Полу чить эти семена паю в Заготзерво и Госсортфовде в обмен па рядовое зерно. Порядок н срок обмена дав но известны руководителям артелей, и все же они недопустимо медлят с этим делом. На 10 марта обме нено немногим более 400 центне ров. Ежедневно колхозы обменива ют 20—45 центнеров,—цпфры явно мизерные. Председатели колхозов, а также исполкомов сельских советов не за нимаются проведением обменных операций. Важнейшую работу они доверили второстепенным людям Почему, например, сенцовские кол хозы заменили только 14 центне ров из 237 центнеров, подлежащих обмену? Только потому, что там никто не интересуется обменом. Председатель исполкома сельсовета тов. Чулюков считает, что с обме ном справятся председатели арте лей м без него, а те полагают, что с обменными операциями управят ся одни кладовщики. И вот «счи таю т», «полагаю т», а дело не дви ж ется. Еще не приступали к обмену колхозы Вешаловского, Кузьмино- Отвержковского, Косыревекого, Ле нинского, Введенского, Сселковско- го н Желтопгсковского сельсоветов. А время все уходит. Дороги скоро ис портятся, наполнятся водой овраги, лощины. Ведь если не мобилизо вать сейчас все свободное тягло на перевозку семян, то может полу читься так , что часть земельной площади придется вли засевать рядовым зерном, или оставлять не засеянной. Ясно, что председателям правлений не позволят делать ни того, ни другого. Возмутительно еще то, что неко торые артели совершенно не подго товились к обмену. Колхозы «Си ла труда», Бутырского сельсовета, им. VII с'езда Советов, Сенцовского сельсовета, «Красная нива , Кузь- мино-Отвержвовского сельсовета, «Победа Ок тябр я;, Бруслаиовского сельсовета, им. Водопьянова, Сту- дено-Выселковского сельсовета, при везли на обмен влажное зерно, от которого отказались н Госсортфонд и Заготзерно. Сев не за горами Надо прило жить все евлы к тому, чтобы в те чение ближайших двух—трех дней закончить обмец семян. А. Попов, агроном земельного отдела. Беспеч ные хозяева в одной из школьных К О М С О М О Л Ь С К И Х О Р Г А Н И З А Ц И Й В прошлом комсомольская орга низация Севцовской средней шко лы считалась одной из лучших в районе. В ней кипела жизнь. Ком сомольцы ставили для учащихся и населения спек такли, проводили бе седы, устраивали для колхозников химические опыты, разоблачая ими многие поповские выдумки. Во вре мя каникул комсомольцы вместе с учащимися помогли исполкому сель совета выполнить финансовый план, а колхозам —бороться с вредной че репашкой, убирать подсолнух и т. д. Комсомольцы регулярно собира лись для изучения важнейших по становлений партии и правительст ва: на собраниях живо обсуждали вопросы учебы и дисциплины. Но что стало теперь? С мая прошлого года комитет ВЛКСМ не созывает комсомольских собраний Организация совершенно не растет. А ведь в школе есть замечательные парни и девушки, достойные быть в комсомоле. Членские взносы сек ретарь комитета тов. Звознпков давво уже не собирал,—многие до пустили задолженность за три ме сяца и больше. Есть комсомольцы, которые приня ты в организацию еще в начале 1940 года, но до сего времени не получили членских билетов. Политическим воспитанней комсо мольцев и учащихся комитет ВЛКСМ сейчас не занимается. Не случайно за последнее время некоторые ком сомольцы замечены в антимораль- ных поступк ах. Хотелось бы хоть один раз увидеть в этой комсомоль ской организации кого-либо из рай кома комсомола. А Терновой. Правление Введенского колхоза им. Сталинской Конституции и его председатель тов. Бочаров полага ют, видимо, что до весеннего сева еще очень далеко. Такое, по край ней мере, складывается мнение у каждого, кто интересовался ходом подготовки этой артели к выезду в ноле. Б пахоте она даже почти не готовится. Колхоз еще не обеспечен полно стью семенами. Нехватает семян зерновых к ультур и 600 центнеров картофрля. Образцы посевного зер на до сих пор не отправлены в контрольно-семенную лабораторию для повторной проверки; не прини мается никаких мер к изысканию у себя на меете семян картофеля. Не закончен ремонт сельскохозяй ственного инвентаря, сбруи. 8 не исправных плугов II С повозок и сейчас стоят под открытым небом. Отвратительно содержатся в кол хозе лошади. Иногда они целыми днямп стоят без кормгГ Солома не запаривается перед скармливанием; конюхи расходуют ее бесконтрольно. Подвоз барды не налажен. В ре зультате лошади плохо упитаны, а 8 лошадей заражены чесоткой. Тов. Бочаров, надеясь на трак торы, со вершенно не заботится о тягле. Трудовая дисциплина в артели крайне расшатана. Колхозники вы ходят на работу кому когда взду мается. Правление не ведет никакой борьбы с дезорганизаторами колхоз ного производства. Звеньевая систе ма организации труда получила широкое признание во всех колхо зах. А вот у руководителей артели им. Сталинской Конституции она в немилости. Там нова не укомплек товано нн одного постоянного зве на. Е. Ян ч ен к о . Т р е б у е т с я вм еш а т ел ь с т в о райЗО Еще задолго до открытия пар тийной конференции руководители казипских колхозов обещали, что они через день—два закончат под готовку к весеннему севу. Они предполагали не позже 10 февра ля отремонтировать сельскохозяйст венный инвентарь, прнвесто в по рядок транспорт, укомплектовать звенья и т. д. А что получилось на деле? Проверкой установлено, что срав нительно неплохо подготовились к выезду в поле лишь два колхоза— «Путь Ленина» и «Пятилетка в 4 года». Остальные три колхоза—«Но вый п уть», «Великан» и «Третий ре шающий»—не готовы к севу. Сеялки не исправлены, телеги еще стоят под снегом, плуги требуют тща тельного осмотра и ремонта. Особенно плохое положение с подготовкой к выезду в поле в са мом крупном казинском колхозе— в колхозе «Великан». Рабочий скот в этой артели истощен, телег не хватает, древесины для ремонта нет. До начала весеннего сева остает* ся немного времени. Казинцы еерьез" но опасаются, как бы беззаботны* руководители артелей не прова* лили сев, и требуют от районного земельного отдела, чтобы он помог им навести порядок в колхозах. В. Охотин Научить школьников дорожить временем Одним из элементов коммунисти ческого воспитания детей является правильная организация школьного и домашнего режима. Соблюдая уста новленный семьей и школой распо рядок дня, ребенок учится ценить фактор времени и более рациональ но использовать свой рабочий день. Строгое соблюдение режима при учает его быть постоянно чем-то за нятым, быть готовым перейти в своей очередной работе. иногда мы сталкиваемся с таким явлением, что у учащихся нет ус тановленного режима, и они неэко номно расходуют свое время, не умеют правильно распределить его между учебными занятиями, играми, отдыхом и т. д. Почему опаздывает ученик на за нятия, хотя из дому он вышел во время? Потому, что он не приучен планировать свой день во времени. Ученик А ., проучившись в школе шесть лет, всегда приходил к нача лу занятий за несколько минут до звонка. Это стало его привычкой. Он не приходил в школу за чае, как это делают некоторые ученики, не болтался в коридорах без дела и все свое время тратил с наиболь шей пользой для учебы. Окончил А. школу отличником. В семье учени ка А. придавали большое значение режиму и требовали от детей его соблюдения. Очень важно, когда в семье тре буют самого строгого выполнения режима детьми. Если установлено, что ребенок должен вставать в 7 ча сов, то он, невзирая ни на какие обстоятельства, обязан встать в 7 часов; установлено—садиться за при готовление уроков в 14 часов, и это должно быть принято ребенком как закон; если сказано, что ребенок должен ложиться спать в 21 час, то не может быть никаких отступ лений от этого требования. А у нас, в семьях, сплошь и ря дом режим не выдерживается: при шли гости—можно разрешить ребен к у лечь спать в 24 часа; интересная картина в кино, и мать ведет с со бой ребенка ч уть ли не на десяти часовой сеанс. «Ну, что здесь такого, завтра выспится»,—говорит она, за бывая, что за этим скрываются дур ные последствия: ученик начинает понимать, что можно не соблюдать режим, можно его нарушать. Если для детей младшего возра ста во многих семьях существует известный распорядок дня, то для школьников старшего возраста обыч но его нет. Между тем, именно школьников старшего возраста важ но приучить рационально исполь зовать время, это им пригодится в их дальнейшей самостоятельной ра боте. Некоторые учащиеся старших классов умеют планировать свой учебный день и учебную неделю, другие же, наоборот, не умеют этого делать. Па поставленный мною вопрос учащимся десятых классов, как у них протекает учебный день, ученик Б. ответил: «У мевя нет какого-либо определенного нлааа. День у меня большей частью про ходит безалаберно. Уроки начинаю учить иногда сразу по возвращении из школы, иногда вечером. Если придет ко мне товарищ, я могу бросить учить уроки Плановости у меня не получается. Вот вчера, на пример, я сидел за сочинением по литературе пять часов, а его можно было писать постепенно, так как задание мы получили неделю тому назад. Иногда я с рвением берусь за подготовку уроков, а потом по степенно запускаю их и тянусь на «посредственно». По наблюдению школы, этого ученика в семье не учили придерживаться определенно му режиму, он не умеет ценить свое время. Ученик К. пишет: «Встаю в оп ределенное время, обязательно делаю зарядку, делаю кое-что по дому, в школу иду в 8 ч. 15 и . Начинаю готовить уроки тоже в определен ное время. Регулярно хож у на лы ж ах, так как очень люблю лыжный спорт. Постоянно читаю комсомоль скую газету». Ученик обязап не менее ч етырех— пяти часов потратить на приготов ление уроков, некоторое время—на общественную работу, на чтение г а зет, художественной литературы, изредка—на посещение театра. Он должен посмотреть хорошую кино картину и обязательно помочь семье в какой-либо работе. Но когда знакомишься с времяпрепровож дением учащихся старших классов, то оказывается, что не так много есть учеников, успевающих сделать все, что от них требуется. Тот же ученик К. говорит: «С чтением ху дожественной литературы у меня дело обстоит плохо, читаю ее нере гулярно». Ученица С. пишет: «Кни ги читаю, когда есть свободное вре мя, читаю газеты, но не всегда». На первом месте в распределении сво его времена учащиеся ставят посе щение кино. Есть ребята, которые смотрят одну и ту же картину по нескольку раз. Театр посещается не регулярно. Чем же объяснить, что ученик не может планировать свое время и зачастую нерационально использует его? Почему мы слышим от учащих ся: «Ие выучил урока, времени не- хватило», или— «Писал сочинение, поэтому не выучил математику»? Все это происходит потому, что ученик не умеет дорож ить своим временем. Учебное задание дано за неделю вперед, задание большое. Вместо того, чтобы начать его го товить заранее, ученик садится за его выполнение нак ануне, он спе шит, нервничает и не успевает вы учить весь материал. Или такой фак т: по окончании занятий во вто рой смене ученик пошел в кино на последний, десятичасовой сеанс. На следующий день он спал до де сяти часов утра и уроки пригото вить не усаел. Некоторая часть учащихся (глав ным образом слабо успевающие) много времени, помимо классных за нятий, проводит в школе, ничего не делая. Необходимо понять, что правильно организованная общест венно-полезная и культурно-массо-1 вая работа учащихся помогает при вить ученикам умение дорожить сво им временем. Внешкольная работа учащихся многогранна, но какой общественной работе отдать пред почтение—выбор должен сделать сам ученик под руководством педагога. Это, конечно, не означает, что уче нику надо браться за любое дело. Здесь необходимо твердо руковод ствоваться указаниями партии и пра вительства о том, что вся обществен но-полезная работа учащихся должна быть подчинена учебно-воспитатель ным целям школы и она не должна перегружать школьников. Часто же бывает так , что уче ник , не делая никакого выбора, за нимается в двух—трех школьных к руж к ах да еще в одном или двух к руж к ах Дома пионеров. Мы хотим, чтобы ученик посещал интересные лекции, доклады, вечера, кинотеатр. И часто получается так , что он це лыми днями в школе или еще где- нибудь, а дома почти не бывает н уроки готовит плохо. Школы обязаны так планировать время учащихся, чтобы большая его часть отводилась на подготовку уро ков, а на внешкольную работу (к руж к и, пионерские сборы, собра ния и др.) в неделю отводились максимально 5 —7 часов. Своевременно будет поставить м вопрос об общественной нагрузке учащихся. Нередко в школах, где учащихся насчитывается от 800 до 1.000 человек, общественную работу стараются дать нескольким десяткам учеников активистов, не используя такам образом богатейшие силы всего ученического коллектива. Чле ны учкома, члены комитета ВЛКСМ и другие активисты иногда разрыва ются на части, они бесконечно засе дают, выносят много решений, про верить которые подчас они не в со стоянии. Сами учащиеся жалуются на чрезвычайную перегруженность общественной работой Ученик К. пишет: «Много време ни отнимает основная нагрузка сек ретаря комитета. Почти каждый ве чер приходится бывать в школе, в горкоме комсомола, на совещаний актива или па собрании. Веду полит кружок, состою в к р уж к ах— «Юный моряк» и военном, политрук штаба пионерской игры». Другой ученик сообщает: «Два раза в неделю при хожу на репетиции струнного круж к а, остальные дни—прихожу на соб рания, на занятия физкультурного к руж к а, к руж к а «Юный моряк»» на заседание учкома и т. д.». Городскому отделу народного об разования и горкому комсомола следует подумать над тем,чтобы ме роприятия общественного характера проводились в школах в течение всего учебного года, а не в течение одной его четверти, что нарушает нормальный ход учебы. Например, в третьей четверти текущего учеб ного года школы проводят следую щие мероприятия: военно-оборонные соревнования, подготовку к физк уль турным соревнованиям, внутри- школьный смотр детской самодеятель ности, подготовку к городской худо жественной олимпиаде, проведение лермонтовского юбилея, пионерскую игру «Разведчик» и т. д. и т. п. Не лучше ли все это провести в те чение всего учебного года? Надо как следует подумать над бюджетом времени школьников, сде лав так , чтобы вся внешкольная ра бота только способствовала успешно! учебе детей. Я. Миронов, заведующий учебной частью шкоды № 1. Вй ву В» бл бо 4&] Уп 4ел 1В( *»]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz