Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
ПАРТИЙНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА НОВОЛИПЕЦКОМ ЗАВОДЕ УМЕЛО И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ (И з выступления ншч. технического отдела тов. Щеголева) Вопросов экономики завода, борь бы за хозрасчет ни в коем случае нельзя отрывать от вопросов борьбы за лучшее использование техник и, за технический прогресс. Неисчерпае мые резервы и возможности, способ ные обеспечить рентабельную, при быльную работу завода, заложены главным образом именно в техник е, которой мы располагаем. Опыт показал нам, например,что переход на уменьшенные мульды на разливочных машинах доменного цеха сможет дать нам огромную прибыль. При разливке ч угуна в уменьшенные мульды значительно ускоряется процесс его охлаждения. Это резко улучшает микрострукту ру ч угуна. Характерно, что значи тельно улучшенная таким образом микроструктура ч угуна не изменяет ся и в процессе переплавки его в вагранк ах. Заводы - потребители по этому с большей охотой принимают от нас такой ч угун и платят нам за него на 9 рублей дороже за каждую тонну. Если мы обе разливочные машины оборудуем конвейерными лентами с парными уменьшенными мульдами, то за год завод получит (по грубым подсчетам) более 4 милли онов руб. чистой прибыли. Вот один на к рупных резервов доменного це ха. А сколько всяк их других резер вов таит в себе техник а доменного цеха?! Еще полтора года вазад главному механику завода дан заказ на изго товление конструкций, установка которых на котлах ТЭЦ даст боль шую экономию пара, идущего на выработку электроэнергии и другие нуж ды. Скорейшее изготовление и установка этих конструкций даст вам возможность добиться большого экономического эффекта и на этом участке. В механическом цехе при отливке металлических болванок делают ко- лсесальные допуски. Это увеличива ет непроизводительный расход ме талла, замедляет и удорожает обра ботку деталей. Снижение допусков до возможно минимальных размеров такж е позволит заводу достигнуть значительной экономии. II так их резервов у нас очень много. Надо только уметь правиль но их использовать, п это даст нам возможность работать рентабельно. Три дн я на Н о во лип ецком заводе р а б от а л а п а рт и й н о -хо зя й ст венная ко нф ер енция , об судивш ая важ нейшие вопросы эко но м и к и своего п р ед п р и ят и я . К омм унисты , беспарт ийны е инже неры , т е х н и к и , н а ч а л ь н и к и цехов и от д ело в, ст ахано вцы п р и н я л а в ее работ е самое горячее уча стие. На п ер вом заседании ко нф ер енция з а с л уш а л а т ри д о к ла д а : I. Э коном ический а н а л и з р аботы цехов за 1940 год <д о к л . на ч а л ь н и к п ла но во го от д ела тов В ет ринский); 2. О вы по лнении финансового п л а н а и соблю д ении финансовой ди сцип лины (д о к л . гла в ны й б у х га лт ер за вода тов. Кож ухов) и 3. А н а л и з работы ц ехов по т р уд у (д о к л . н а ч а л ь н и к от д ела органи зации т р уда тов. П авлов) После д о к лад о в конф ер енция у ст а н о ви л а п о р я док да льн ейш ей работы . Бы ли созданы т р и секции: п л а н о в о э ко н ом и ч ес ка я , ф инансова я а о р гани зации т руда и за р п лат ы . На след ующ ий день каж дая секц и я д ет а л ьн о обсуж дала со от вет ст вующ ий д о к л а д . Особенно организованно р а б от а л а п л а н о во -эк о н ом и ч еск а я секция. Г луб о ко обсуж дая д о к лад тов. В ет рикского, чл ены секции вно си ли конкр ет ны е предлож ения по вопро сам п л а н и р о в а н и я , э к о н ом и к и и т е х н о л о ги и производ ства. В част но ст и, эт ой секцией бы ли реш ены вопросы : у л у ч ш ения т е х н о л о ги и процессов, борьбы за р ент а б ель н о ст ь , пере вода р а з л и в о ч ны х кон вей еро в на ум еньш енны е м у л ь ды (одно это м е р о п р и ят а е даст о ко ло 4 м и л л и о н о в р у б л е й п р и бы л и ), о в д у вании ко лош н и к о во й п ы л и в дом ны , о введении ст р о ги х н о рм а тивов на расходо вани е всех м ат е р и а л о в , об у ст а н о в л е н и и л и м ит о в и к о нт р о л е за и х и сп о лн ени ем , об у л у чш е н и и и сп о льзо ва н и я м а л о й м е ха н и за ц и и и др. С екция о р гани зации т р уда а з а р п л ат ы за н и м а л а с ь вопро сам и повыш ения пр о и зводит ельно ст и и у л у чш е н и я о р га н и за ции т р уд а , у п л о т н е н и я рабочего вр ем ени , сист емы о п лат ы т р уда и т. д. Менее органи зо ванно п р о х о д и л а р аб от а финансовой секции. Но и она р а з р еш и л а весьм а важ ные вопро сы Г ла вно е в н им а ни е ею бы ло у д е л е н о у л у чш е н ию у ч ет а м ат е р и а л ь ны х ценно стей и от чет но ст и за а х р а сход о ва ни е, приб лиж ению счетно го а п п а р ат а к ц е х ам а с к л а д с к ом у х о зя й ст в у , соблю д ению строгой ф инансовой ди сцип лины . Все секции вы р а б от а ли ко н к р ет ны е м ер о п р и ят и я по воп р о сам э к о н ом и к и за вода и п р ед ст а в и л и и х на ут верж дени е п л е нарного за седания конф еренции. Решения парт и й но -хо зяй ст венно й конф ер енции я в л яю т с я д л я всего к о л л е к т и в а завода к о н к р ет н о й п р о гр ам м о й борьбы за п л а н , э ко н ом ию , высокое качест во п р о д ук ц и и . Сегодня мы п ечат а ем часть м ат е р и а л о в эт ой конф еренции. ГЛ У БЖ Е ВН И К А ТЬ В ВО П РО СЫ ЭКОНОМ И КИ (Ц з доклада нач. планового отдела тов. Ветринского) СТРОГО НОРМИРОВАТЬ РАСХОД МАТЕРИАЛОВ (И з выст упления главного м ехани к а завода тов. Капарулина) До сих пор у нас на заводе не существовало нормативов на рас ходование мелких материалов. Рас ходовались они бесконтрольно, без всякого учета. Явление это ненор мальное. На расходование каждого даже самого мелкого материала на до ввести норму. Это позволит уст ранить разбазаривание материалов и постоянные нехватки их. Большим недостатком в нашей работе являлось и то, что говоря о технологии процессов, мы всегда относили это только к крупным ве дущим цехам, забывая о цехах подсобных. И поэтому в технологии подсобных цехов не было достаточ ной дисциплины и четкости. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы в ближайшее время привести в порядок, в стройную систему всю технологию подсобных цехов и в дальнейшем ни на минуту не упу ск ать ее из-под наблюдения. Следует такж е наладить четкий оперативный контроль за ремонтом мелких механизмов. До сих пор у нас этого контроля никто не осу ществлял и качество ремонта меха низмов было низким. После ремон тов они быстро изнашивались и егёбва ремонтировались. В работе ведущего доменного це ха в течение нескольких лет на блюдается один и тот же большой недостаток, связанный с огромными потерями и убытками, это—большой вынос колошниковой пыли. Я счи таю необходимым применить ватой году на наших доменных печах ме тод передовых металлургических заводов —вдувание колошниковой пыли. Этот вопрос надо детально продумать и поскорее окончательно разрешить. Борьба с потерями и перерасхо дами должна вестись упорно, по следовательно и настойчиво на каж дом производственном участке Бесхозяйственности и расточитель ности больше не должно быть места на нашем заводе. В истекшем 1940 году наш завод потерпел убытков более 4 миллионов рублей. Вредная привычка мирить ся с простоями, неполной загружен- ностью^ дюдей и агрегатов, с бесхо зяйственным расходованием матери алов— вот что главным образом поро дило эти убытки. Экономический анализ результа тов нашей работы за год показыва ет, что потери, понесенные заводом, в основном являются результатом вся кого рода технологических и орга низационных неполадок, происходя щих в цехах. Возьмем ведущий цех завода—до менный. Здесь более чем где-либо прочно укоренилась привычка ми риться с ненормальностями. Только на одной рудной шихте доменщи ки допустили за год перерасход в сумме 353 тыс. руб. Более милли она рублей убытков причинили за воду доменщики, перерасходовав боль шое количество флюсов и кокса, сверх установленных плавом расход ных коэфициентов. Доменщики совершенно забыли о том, что использование каждой тыся чи кубометров отходящего доменного газа дает цеху экономию в 6 р. 50 к ., а для ТЭЦ это количество газа за меняет 130 килограммов дорогосто ящего твердого топлива. В течение всего года они допускали огромные потери газа и понесли на этом убытков на сумму 900 тыс. руб. Установлено, что только физиче ские потери газа (от неплотностей в газопроводах, от неправильного и несвоевременного закрывания све чей) составили за год 7 процентов общего выхода газа. А между тем сокращение эти х потерь только на 1 процент дало бы цеху экономию в 130 тысяч рублей. Достигнуть это го можно было бы без всяких особых трудностей. Почти так ую же сумму перерасхо дов составили и физические потери дутья в самом доменном цехе, вслед ствие которых расход воздуха на каждую тонну кокса значительно превысил плановые нормы. Горение фурм и амбразур, приняв шее в истекшем году систематиче ский харак тер, неправильная экспло- атация разливочных машин, плохое содержание оборудования и, следо вательно, частые его ремонты допол няли общую картину бесхозяйствен ности, свидетельствовали об отсут ствии борьбы за хозрасчет, за рен табельность в доменном цехе. В образовании потерь и убытков большую роль сыграла и 'ГЭЦ. Ре шающим участком в ее экономике является котельная; в работе же котельной главное значение имеет рациональное сжигание топлива, по вышение кеэфицента полезного дей ствия котлов. В этом работники ставцян за последнее время добились немалых успехов. Но в целом за 1940 год они все же допустили боль шие перерасходы твердого топлива, не использовав солидное количество доменного газа. Основной причиной убыточной ра боты нашего заводского транспорта являются большие простои вагонов НК11С. Зз год заводу пришлось уп латить болеа 650 тыс. руб. штра фов за простей вагонов сверх уста новленных планом норм. Огромный перерасход материалов, спецодежды, бесхозяйственное, нерачительное ис пользование малой механизации и связанная с этим низкая производи тельность труда (особенно на погруз ке) в общей сложности также дали колоссальные убытки цеху. Этот короткий перечень элементов, из которых сложились миллионные потери и убытки, наглядно показы вает, что мы еще не научились глубоко интересоваться вопросами экономики, бороться за хозрасчет на каждом производственном участк е. П Р А В И Л Ь Н О О Р Г А Н И З УЕМ Т Р УД (И з доклада начальника отдела организации труда тов. Павлова ) В борьбе за выполнение плана, снижение себестоимости продукции экономию большое значение имеют воиросы организации труда и зарплаты. Им-то партийно-хозяй ственная конференция и должна уделить особое внимание. Когда мы говорим о снижении себестоимости ч угуна, то разумеем под этим прежде всего экономное расходова ние рабочей силы, сокращение ад министративно-управленческого ап парата, ликвидацию сверхурочных работ и простоев, правильное рас ходование фондов зарплаты и мате риалов (сырья и проч.). Одной и з основных причин на ших миллионных убытков является низкая производительность труда, слабое уплотнение рабочего дня н в то же время огромное количество простоев и сверхурочных работ. Все это теено переплетается между собой. Приведу цифры: за 1940 год наш завод имеет в общем количест ве убытков 11,4 проц. организаци онных потерь. Это значит, что из- за нераспорядительности команди ров производства потеряно из об щего количества рабочего времени около 30 тыс. человеко-часов к об щему рабочему времени. Особенно велики организационные потери в доменном цехе и ТЭЦ. Потери, за висящие от рабочих, составляют 4,23 проц. Что показывает вторая сторона плохой организации труда? За год у нас израсходовано на сверхуроч ные работы 50 тыс. человеко-часов и вместе с этим простои составили 31.228 человеко-часов. Только это принесло заводу 170 тыс. рублей убытка. Все эти уродливые явления впол не устранимы, но у нас своевре- За учет и строжайшую экономию (И з доклада главного бухгалтера тов. Кож ухова) Основным условием внутрипро- мышленного накопления является снижение себестоимости продукции. У нас себестоимость очень велика. Это вызвано тем, что завод ежегод но перерасходует сверх норм сырье, топливо, материалы, энергетические, транспортные и другие ресурсы, нарушает технологию . Нз-за этого завод ежегодно терпит большие убытки. В 1940 году убыток соста вил 5.485 тыс. руб., а только за январь 1941 г . — 445 тыс. руб. Отсутствие нужного надзора за сохранностью и правильным исполь зованием основных неликвидных средств, бесхозяйственное отноше ние в государственному добру при чинило за два года убыток в 524 тыс. руб. Жилищно-коммунальный отдел сдал в утильцех 112 коек , которые можно было бы использо вать после незначительного ремонта; клуб в этот же цех направил 95 хороших стульев. Может быть, это мелочи. Но у нас и с большими ценностями обращаются так же. По терн от ликвидации основных средств огромны. Железнодорожный цех, например, ежегодно ликвидирует путей на сотни тысяч рублей. Но яа склад от него не поступают ни рельсы, ни шпалы. Особенно безобразно у нее иеполь- вуетс* епецодежда. В етом году ва нее будет аатрачено до миллиона руб. Но если она будет расходО' ватьея так , как и в прошлом году то 8авод опять от этого потерпит огромный.убыток. У нас получа лось так : берет рабочий спецовку и работает в ней не столько на произ водстве, сколько дома. Спецовка быстро приходит в негодность, тог менно этим никто не занимался. Надо ск азать, что в уплотнении рабочего дня большую роль сыгра ло бы использование малой меха низации. А у нас 82 контейнера в железнодорожном цехе, краны, экскаваторы и др. во многих цехах полностью не загруж ены. Рабочие простаивают или вынуждены рабо тать так , что лишь бы день про шел, а потом начинаются штурмы, вызывающие большие перерасходы на оплату «сверхурочных» работ. Необходимо ук азать на чрезмерно раздутые административно-управлен ческие штаты, содержание которых обходится очень дорого. Если в 1937 году у нас на 100 рабочих было 15 инженерно-технических работников и служ ащих, то в 1940 году их на каждые 100 рабочих стало 17. В чем причина? Прежде всего в разбухшей отчетности и в неправильном понимании системы управления производством. В желез нодорожном цехе раньше было 4 учетчика вагонов и они справля лись с делом неплохо, а теперь их 22. Что они делают, за что им пла тят деньги? Заработная плата в производстве не упорядочена. Руководители це хов и отделов при начислении зар платы ориентируются не на произ водительяость, а на тарифные став ки, даже на наиболее высокий фактический заработок рабочего. В транспортном цехе неквалифициро ванного рабочего переводят на нижеоплачивасмую работу, а пла тят дороже—столько, сколько он зарабатывал раньше на высоко оплачиваемой работе. Так их приме ров сколько угодно. Неправильно у нас построена и премиально-по ощрительная система. К аж д ом у ц е х у— с в о й сч етны й а п п а р а т (И з выступления нач. ТЭЦ тов. Галковского ) них только рукавиц каждый груз чик израсходовал но 13 пар в ме сяц. На заводе нерационально исполь зуются средства. Сметная дисцип лина по ряду статей нарушается. Да и сами сметы нереальны, они составляются с гарантией на пере расход. Персональной ответствен ности за лимиты, за соблюдение определенных статей у нас никто не несет. Завод испытывает недо статок средств, а 723 тыс. рублей у нас омертвлены—вложены в не ликвидные материалы, числятся дебиторской задолженностью и, та ким образом, из'яты нз оборота. Особое внимание надо обратить на учет имущества. Новолипецкий за вод существует 10 лет. Каж дый год об‘екты сдаются в экспло- атацию, каждый год оборудо вание на многих участк ах де монтируется, передвигается м т. д. Но это нигде не учитывается. Бывает так : энергобюро ремон тирует какой-либо об'ект в домен ном цехе иди в ТЭЦ, а ответствен ности яа сохранность ценнейшей измерительной аппаратуры на себя не берет. Администрация же цехов не заботится заранее снять эту аппаратуру п оставляет ее на волю случая. В результате дорогостоящее имущество или портится, или чаще всего проиадает. Тч ет точный, оперативный нужен буквально во всем. Это должно при учить всех нас к ответственности за сохранность народного добра, за строжайшую экономию матери альных и финансовых средств На до научиться беречь народную ко- Боротьея за хозрасчет, за высо кие экономические показатели в ра боте невозможно без правильного, повседаевного учета. А учет у нас на заводе поставлен, к сожалению, далеко еще неудовлетворительно. Он, так сказать, оторван от цехов. Весь учет концентрируется в бух галтерии заводоуправления. Цехи не имеют в своем распоряжении пи одного счетного работника. Это сильно затрудняет учет наличия и расходования материальных ценно стей, учет показателей экономично сти работы отдельных производст венных участков, порождает боль шую путаницу. Начальники цехов и смен поэтому иногда теряют пра вильную ориентировку в вопросах ЭКОНОМИКИ. У нас на ТЭЦ был такой казус. По нашему учету в один из меся цев воздуходувка дала высокие эко номические показатели, и мы на числили персоналу, обслуживающе му воздуходувку, цремию за эконо мию. А по подсчетам бухгалтерии завода оказалось, что в этом месяце турбовоздуходувка работала убыточ но. Я считаю, поэтому, необходимым да рабочий ее сдает и получает пейк у, научиться работать эконом новую . Достаточно екадвть, ч та од- ' но, прибыльно. разукрупнить бухгалтерию завода, приблизить учет к цехам, дать к аж дому цеху возможность иметь свой небольшой счетный аппарат. Коли серьезно ставить вопрос о хозрасчете, так надо учитывать все до мельчайших подробностей. Вот мы, например, получаем самое раз носортное твердое топливо. Влаж ность, зольность каждого сорта топ лива различна, стало быть различна и его калорийность. Но вот этого никто и нигде не учитывает. Каче ство топлива, которое поступает на ТЭЦ, не отражено ни в одной до кументе, тогда как при учете эко номичности работы котлов станции учет качества топлива имеет гро мадное значение. Такой учет надо обязательно наладить. Коксовый мусор, поступающий к нам со складов завода, хранится небрежно, перемешивается с песком и со снегом, что сильно снижает его качество. Эго обстоятельство вы нуждает обратиться с требованием к руководителям заводоуправления— хранить коксовый мусор более бе режно и аккуратно. Не д а ю т в о зм о ж н о с т и р а б о т а т ь п о г р аф и к у (И з выст упления зав. планово- экономическим сектором отдела главного механика тов. Лом ского) XVIII Всесоюзная партконференция обязывает нас работать равномерно и четко, выпуск продукции подчи нить строго размеренному ритму, короче говоря—работать по график у. Ничего похожего на это у нас до сих пор не было, особенно в под собных цехах. Ни один из руководителей веду щих цехов не считал нуж ным, на пример, своевременно, до начала месяца давать заявки отделу глав ного механика и механическому це ху . Н начиная месяц, работники механического цеха и отдала глав ноге механика никогда не знали точно, 'к ак ие работы им придется выполнять. В работе их царила постоянная штурмовщина. Ведущие цехи в те чение каждого месяца осаждали их со всякими «срочными», «сверх срочными» и «аварийными?) зака зами. Это путало, ломало производ ственные планы. Больше так их явлений быть не должно. Взаимоотношения подсоб ных и ведущих цехов надо при вести в порядок, положение с заяв ками надо выправить и, таким об разом, дать возможность подсобным цехам работать ровно, ритмично, по график у. РАЗУКРУПНИТЬ БУХГАЛТЕРА ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЯ (И з выступления коммерческого директора тов. Шаламова) Новолипецкий завод ежеднев получает массу самых разнообр ных грузов. Причем часть грузив р уду, кокс, флю сы--мы приннма без веса. II если иногда проверя их вес, то недосчитываемся ера по нескольку тонн. Принимая новное сырье н топливо без вс мы как бы поощряем различи злоупотребления некоторых отп вптелей, а у себя, в ковце-конц1 подсчитываем огромные недоста* убытки. Коммерческая часть никак не ^ жет нести ответственности за г? зы, поступающие к нам без веса поэтому конференции надо внес’ такое предложение: дирекция долА на установить еще одни железу дорожные весы Каждый вагон на,' взвешивать и всякие иедоста1 грузов оформлять соответствуют! актом для прсд'явления иска | правителю. О складском хозяйстве. Оно нас таково, что масса оборудовав и различных материалов, помет* ных в склады, портится, прихо; в негодность. Необходимо постров новые н отремонтировать стар склады для материалов, а таи построить новые склады для топ ва. Ненормально,* что счетно-конт! ский аппарат оторван от складе! го хозяйства. Выписывают иво в конторе какие-либо материалы склада и понятия не имеют, выписывают. Более того, в ков иногда оценивают вещь копейка: а она стоит сотни рублей, * наоборот: вещь стоит рубль с че то, а ее оценивают в 600 с лише' рублей. Это получается потому, ч| конторские работники имеют вес отвлеченное понятие о матери ных ценностях. Необходимо рзз рупнить бухгалтерию заводоупр ления и счетно-конторских работй ков послать непосредственно 1 склады. О непродуманном планировании и неточно1 учете (И з выступления инженер технического отдела тов. Катунина) Планирование и учет у нас н а! воде страдают большими погреши стяни . Вот примеры: в кальку* цию себестоимости ч угуна соверш* но не входит расход мульд на Р лнвочных машинах. А между те это солидная статья расхода. За сяц на конвейерных лентах р*3^ вечных машин сменяют большое ^ личестао мульд. Фактический ежемесячный р&1’% мульд составляет 300 —850, во ком случае не больше 400 штук] плановый отдел определил норм)' расхода в 540 штук в месяц, куда плановики взяли такую Ш ру, так ую норму, которая знз тельно превышает даже самый б( шой фактический расход,—неазв но. Такие завышенные нормы I хода порождают безобразное от шение к мульдам и, следователь быстрый их износ. Такому непродуманному план1* ванию надо положить конец. Н Е Д ОП УСК АТЬ ПОТЕР СЫРЫХ М АТЕРИАЛОВ (И з выступления работни железнодорожного цеха тов. Золот ухина) Работники железнодоро*в транспорта не могут равнодУ1 смотреть, как в огромном коли^ ве гибнет ценное для завода сыр Я хочу сказать об очистке ваг«' после выгрузки от остатков рудЦ кокса. Производится очистка на ном п ути , причем все мешает< к уч у—и руда, м кокс, и ч: флюсы. Потом уже это смеша сырье нельзя использовать в оно списывается в потери. К*1 убытки от этого потерпел заво- многие годы! Считаю целесообразным постр’ новые запасные пути для очю1 и сортировки вагонов отдельно иод руды, кокса и флюсов, кажется, что конференция и Д* тор поддержат это предложи ГД и р ек то р заво да то в . Серг* Ценное предложение, так н над01 лать). Кроме того, грузчиков, Р тающих на очистке вагонов, обеспечить метлами. (Сергеев! уже заказали специальные ные метла). Все это даст завод! малую ЭКоНиМНЮ И ДО НвКОГ степени упорядочит работу & подорожного транспорта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz