Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

ЛШШЦЙАЯ КОММУНА 8 ЯНВАРЯ 1 941 г, Л 1 8 ( 296 ?) $ В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИСТОРИЮ ВКП (б) Ленинский план приступа к социалистическому строительству Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция в СССР уже в пер­ вые месяцы своего существования одержала всемирно-исторические по­ беды. Быстро распространилась власть Советов по всей стране. Дик­ татуре пролетариата очень быстро, в продолжение нескольких месяцев, удалось осуществить важнейшие ре­ волюционные мероприятия: сломать старый, буржуазный государствен­ ный аппарат и на его месте соз­ дать новый аппарат советского го­ сударства; разрушить остатки со­ словного строя и режим националь­ ного гнета; вслед за национализа­ цией земли национализировать всю крупную промышленность и т. д. Первые же мероприятия дикта­ туры рабочего класса укрепили ее авторитет в широких массах трудя­ щихся, сплотили народы России вокруг советской власти. Это дало возможность Советской республике перейти от «красногвардейской ата­ ки на капитал» к решению более сложной задачи—развертыванию со­ циалистического строительства. В эту новую полосу развития, поло­ су перехода от разрушения старого к строительству нового, пролетар­ ская революция в России вступила весной 1918 года. В это время Владимир Ильич Ленин намечал великий план при­ ступа к социалистическому строи­ тельству в нашей стране. Свои ге­ ниальные идеи революционного преобразования отсталой России в мощную страну социализма Ленин изложил в статьях «Очередные за­ дачи Советской власти», «Как орга­ низовать соревнование?» и в других работах этого периода. Отсталое народное хозяйство Рос­ сии было разрушено империалисти­ ческой войной и доведено до пол­ ного краха контрреволюционным Временным правительством Керен­ ского. В первый период существо­ вания советской власти саботаж бур­ жуазии п разгул мелкобуржуазной стихии в стране ухудшили и без того тяжелое состояние народного хозяйства. Большинство фабрик и заводов в стране приостановило свою работу из-за отсутствия сырья и топлива. Транспорт не справлял­ ся даже с сильно сокращенными за­ даниями промышленности. В горо­ дах ощущался острый недостаток в продуктах питания. Рабочие Мос­ квы и Петрограда получали по вось­ мушке хлеба в день и то не еже­ дневно. Хозяйственная разруха и голод, слабость России в военном отноше­ нии были чреваты опасностями для молодой Советской республики. В этой тяжелой исторической об­ становке Ленин учил партию все­ мерно использовать противоречия между империалистическими держа­ вами, с тем, чтобы продлить полу­ ченную нами временную «передыш­ ку». Нужно было во что бы то ни стало добиться экономического под'е- ма страны, укрепления ее оборо­ носпособности. В ленинском плане приступа к социалистическому строительству красной нитью проводится такая мысль: пролетарская революция должна осуществить огромную по­ ложительную, созидательную рабо­ ту, должна построить бесклассовое социалистическое общество. В нед­ рах капитализма лишь созревают материальные и социальные пред­ посылки для пролетарской револю­ ции. По социалистический способ производства создается только дик­ татурой рабочего класса. Она уни­ чтожает старые, капиталистические производственные отношения, кото­ рые стали оковами развития произ­ водительных сил. Она создает но­ вые, социалистические производ­ ственные отношения, которые дают широкий простор развитию произво­ дительных сил. Для созидательной деятельности диктатуры рабочего класса требуются время и упорная борьба с отживаю­ щими классами. Ленин беспощадно боролся с людьми, которые полага­ ли, что социализм можно ввести декретом. В такой отсталой стране, какой была царская Россия, строительст­ во социализма сопряжено было с исключительно большими трудностя­ ми. Экономика Советской России была многоукладной. Ленин указы ­ вал на пять общественных эконо­ мических укладов: патриархальное хозяйство, мелкотоварное производ­ ство, частнохозяйственный капита­ лизм, государственный капитализм и социализм. Переплетение этих различных укладов составляло, как указывал Ленин, своеобразие поло­ жения Советской России. Мелкото­ варное производство преобладало в экономике страны, и это было глав­ ной трудностью для социалистиче­ ского строительства. Мелкобуржуазные элементы я в ­ лялись базой для развития капита­ лизма в стране. Вместе с частно­ капиталистическими элементами они порождали и развивали мелкобур­ жуазную стихию—спекуляцию, ме­ шочничество, стремление к наживе на народной нужде. Эта мелкобур­ жуазная стихия захлестывала отста­ лые слои рабочего класса и угро­ жала самому существованию совет­ ской власти. «Мы имеем,—говорил Л енин ,— одного чрезвычайно опасного тай ­ ного врага, который опаснее мно­ гих открытых контр-революционе­ ров; этот йраг—смертельный враг социалистической революции и Со­ ветской власти... Враг, о котором я говорил, это стихия мелкого соб­ ственника, живущего одной мыслью; «урвал, что можно, а там—хоть трава не расти»—этот враг сильнее всех Корниловых, Дутовых и Кале­ диных взятых вместе» (Соч., т. XXII, стр. 432). ♦ * « Ленинский план приступа к со­ циалистическому строительству тре­ бовал от диктатуры пролетариата обуздания мелкобуржуазной стихии. Строжайший учет и контроль над производством и распределением продуктов—эту задачу Ленин счи­ тал главной и решающей в борьбе с мелкобуржуазной стихией. Организация всенародного учета и контроля над производством и распределением продуктов давала возможность социалистическому го­ сударству целесообразно использо­ вать материальные ресурсы страны; успешно бороться с людьми, кото­ рые пренебрегают интересами го­ сударства и наносят вред обществу; поощрять честных тружевиков, кото­ рые своим трудом укрепляют эконо­ мическую и военную мощь советской власти. Прежде всего необходимо было на­ ладить учет и контроль в социалисти­ ческом секторе хозяйства страны. Этот сектор представлял экономи­ ческую базу диктатуры рабочего класса и основу для развертывания социалистического строительства. С начала Октябрьской револю­ ции по март 1918 года национа­ лизировано было 891 промышлен­ ное предприятие. В ноябре 1917 года национализировано было 89 промышленных предприятий, в де­ кабре—134, в январе 1918 г о д а - 291. К концу 1918 года вся круп­ ная промышленность и транспорт уже находились в руках социали­ стического государства Основная задача заключалась теперь в том, чтобы освоить эти предприятия, наладить в них строгий учет и кон­ троль производства и расходования продукции. Дальнейшая экспроприа­ ция экспроприаторов прежними темпами без должного освоения предприятий могла лишь дискреди­ тировать советскую власть в глазах масс. Проблему учета и контроля Ленин разработал детально и в та­ кой общедоступной форме, что каж­ дому руководителю и рядовому ра­ бочему ясно было, чего требовала от него советская власть для экономи­ ческого под'ема страны. Веди акку­ ратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде—эти лозунги Ленин считал очередными и главными текущего момента. Ленин считал необходимым рас­ пространение строжайшего учета и контроля также на все капитали­ стические промышленные пред­ приятия. , * * * Установлению строжайшего, все- об'емлющего учета хлеба Ленин придавал исключительное значение. «Борьба за хлеб—это борьба за со­ циализм»,—говорил Ленин. Кулаки пытались голодом задушить Совет­ скую республику. У них были боль­ шие запасы зерновых культур уро­ жаев 1916 и 1917 годов, но они отказывались продавать хлеб государ­ ству. Рабочие и деревенская бедно­ та голодали, а кулаки гноили хлеб в ямах. Деревенская буржуазия са­ ботировала хлебную монополию и твердые цены, установленные госу­ дарством. Она продавала хлеб спе- кулянтам-мешочникам по баснослов­ но высоким ценам. Вопрос о хлебе в это время был решающим момен­ том классовой борьбы. Партия призвала трудящихся на борьбу с кулачеством. Были орга­ низованы продовольственные отря­ ды из передовых рабочих промыш­ ленных центров России и комите­ ты бедноты в деревне. Продотряды рабочих и комбеды сыграли исто­ рическую роль в сломе кулацкого саботажа. Значительную трудность представ­ ляла собой организация учета и контроля распыленного мелкотовар­ ного производства, преобладавшего в стране. Марксизм-ленинизм учит, что про­ летариат обязан различать мелких товаропроизводителей, собственность которых основана на личном труде, от буржуазии, живущей за счет эксплоатацни трудящихся масс. К мелким товаропроизводителям нель­ зя применять методов насилия, при­ меняемых к буржуазии. Методы учета и контроля мелкото­ варного производства должны были укрепить союз рабочего класса с крестьянством, приблизить крестьян к социалистическому производству. По мнению Ленина, кооперация об­ легчила бы государству осуществле­ ние учета и контроля над мелкотовар­ ным производством. В то же время кооперация подготовила бы мелких товаропроизводителей к переходу на рельсы социализма. В «Первоначаль­ ном наброске статьи «Очередные за­ дачи Советской власти» Ленин пи­ сал: «...положение кооперативов в корне принципиально меняется со времени завоевания государственной власти пролетариатом, с момента приступа пролетарской государствен­ ной власти к систематическому соз­ данию социалистических порядков. Тут количество переходит в качест­ во» (Соч., т. XXII, стр. 423). Коопе­ ратив в капиталистическом общест­ ве—лавочка. Кооператив в обществе, где национализированы фабрики, заводы, земля, ведет к социализму. * Ленинский план п*риступа к со­ циалистическому строительству глу­ боко и всесторонне намечает про­ блему повышения производительно­ сти труда. Классики марксизма- ленинизма доказали, что каждое новое общество побеждает старое тем, что оно создает более высокую произво­ дительность труда. Ленин неустанно учил нашу пар­ тию, как учит ее и товарищ Сталин, что повышение производительности труда—коренная, главная задача социалистической революции. Воз­ можности роста производительности труда в условиях диктатуры рабо­ чего класса безграничны. Средства производства в социалистическом го­ сударстве принадлежат народу и, таким образом, непрерывно повыша­ ют материальное и культурное бла­ госостояние трудящихся. В январе 1918 года Ленин пи­ сал: «Впервые после столетий тру­ да на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возмож­ ность работы на себя...» (Соч., т. XXII, стр. 161). Ленин не ограничился формули­ ровкой общих положений о произ­ водительности труда. Владимир Ильич определил конкретные пути и условия, необходимые для выполне­ ния этой задачи. Первым условием повышения про­ изводительности труда, указывал Ленин, является борьба за развитие тяжелой промышленности, которая была в царской России крайне сла­ бо развита и тем отражала ее от­ сталость. В 1913 году Россия зани­ мала 6-е место в мире по добыче каменного угля, 15-е—по производ­ ству электроэнергии, 5 - е - п о про­ изводству стали, 4 -е—по машино­ строению; химической промышлен­ ности в царской России не сущест­ вовало вовсе. Между тем по своим естественным богатствам страна за­ нимала одно из первых мест в мире. Ленин требовал полного исполь­ зования естественных богатств стра­ ны для развития «материальной ос­ новы крупной индустрии», т. е. тя­ желой промышленности. Только т а ­ ким путем можно было добиться ликвидации технической отсталости страны и повышения производитель­ ности труда. В этой связи Ленин считал необ­ ходимым привлечение буржуазных специалистов к нашему строитель­ ству и создание своей технической интеллигенции. Согласно ленинским требованиям, партия настойчиво использовала старых специалистов и развернула гигантскую работу по созданию про­ изводственно-технической интелли­ генции рабочего класса. Вторым условием повышения про­ изводительности рабочего класса на­ шей страны Ленин считал соблюде­ ние строжайшей дисциплины в тру­ де. «...Успех социализма, — писал Ленин,—не мыслим без победы про­ летарской сознательной дисциплини­ рованности...» (Соч., т. XXII, стр. 454). При диктатуре рабочего класса коренным образом меняются усло­ вия труда. Дисциплина труда под­ чинена интересам трудящихся масс и способствует непрерывному улуч­ шению их жизни Однако не все трудящиеся способны сразу осознать это. Пережитки капитализма в эко­ номике и сознании людей довлеют еще над многими. Эго сказывается в недобросовестном отношении к труду, к социалистической собствен­ ности. Ленин указывал, что воспитание со­ циалистической дисциплины труда должно сочетать в себе меры убеж­ дения и принуждения. Злостных на­ рушителей трудовой дисциплины надо карать, ибо они наносят ог­ ромный вред обществу. Виноватого в нарушении трудовой дисциплины, писал Ленин, «надо уметь находить, отдавать под суд и карать беспощадно» (Соч., т. XXII, стр. 460). II сейчас наша партия, идя под руководством Сталина по ленинско­ му пути, принимает строжайшие ме­ ры укрепления трудовой дисципли­ ны. Эти мероприятия сыграли зна­ чительную роль в выполнении на­ роднохозяйственного плана 1940 года. Третье условие повышения про­ изводительности труда—это борьба за социалистический принцип опла­ ты труда. Оплата по количеству и качеству труда усиливает заинтере­ сованность каждого рабочего в по­ вышении своей квалификации и про­ изводительности труда. Социалисти­ ческий принцип оплаты труда учи­ тывает личные интересы рабочих и подчиняет их общественным интере­ сам. Уравниловка—злейший враг социализма. Пока не достигнута высшая фаза коммунизма, необхо­ димо осуществлять строгий контроль над мерой труда и потребления. Вот почему Ленин предлагал ввести сдельную оплату труда, соразмерять заработок с общими итогами выра­ ботки продукта. Ленин в этот именно период вы­ двинул свою гениальную идею соци­ алистического соревнования. Ленин говорил, что лишь в условиях дик­ татуры рабочего класса создаются возможности для соревнования в массовом масштабе. «Социализм, —писал Ленин, —не только не угашает соревнования, а на­ против, впервые создает возможность применить его действительно широ­ ко, действительно в массовом раз­ мере, втянуть действительно боль­ шинство трудящихся на арену та­ кой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в на­ роде—непочатый родник и которые капитализм мял, даьил, душил ты­ сячами и миллионами/' (Соч., т. XXII, стр. 158). Ленинские идеи социалистическо­ го соревнования вошли в плоть и кровь советского народа, который творил поистине чудеса, воздвигая величественное здание социалисти­ ческого общества. Товарищ Сталин развил ленивские идеи о социали­ стическом соревновании, сделал их достоянием миллионов трудящихся. Социалистическое соревнование стало основой всей нашей строительной работы. Ленин учил нас, что укрепление дисциплины и повышение произво­ дительности труда не мыслимо без твердого единоначалия. Без едино­ началия нет правильной организа­ ции труда, в особенности в крупной промышленности, составляющей ос­ нову социализма. Твердое единона­ чалие в производстве необходимо сочетать с творческой инициативой и самодеятельностью широких масс трудящихся. В этом важнейшая особенность социалистической орга­ низации труда. Рабочий класс, воодушевленный гениальными ленинскими идеями, горячо взялся за наведение больше­ вистского порядка на предприятиях. 29 мая 1918 года Петроградский совет рабочих и красноармейских депутатов обратился с воззванием ко всему трудящемуся населению Пет­ рограда и окрестностей. «Рабочие,—говорилось в воззва­ нии ,—мы говорим вам надо под­ нять производительность труда. Надо самим рабочим выработать норму производительности труда. Надо ввести взаимный контроль. Надо создать рабочие суды чести против нежелающих работать и рас­ хищающих народное состояние. Надо устраивать собрания на заводах только в нерабочее время. Каж­ дый потерянный час труда увеличи­ вает голод и затягивает петлю на шее рабочего класса» («Петроград­ ская правда», 30/У—1918 г.). Перефразируя эти замечательные слова, мы можем сказать и теперь: каждый потерянный час тормозит дело дальнейшего укрепления обо­ ронной и хозяйственной мощи Со­ ветского Союза. В условиях второй империалистической войны, когда каждый день чреват для великой страны социализма всевозможными неожиданностями, мы не можем, мы не имеем права зазнаваться нашими успехами и должны каждый день, каждый час всесторонне использо­ вать для усиления могущества на­ шей родины. * * * Важнейшим условием осуществле­ ния грандиозного плана социалисти­ ческого строительства Ленин счи­ тал укрепление диктатуры рабочего класса. Переходный период от к а ­ питализма к социализму есть период ожесточенной классовой борьбы, про­ являющейся в различных формах. Подавить сопротивление буржуазии рабочий класс может лишь только с помощью диктатуры пролетариата Вместе с тем, указывал Ленин, нель­ зя забывать, что социализм строит­ ся в капиталистическом окружении; оно поддерживает остатки эксплоа- таторских классов в нашей стране и засылает к вам своих агентов. Ленинский план приступа к со­ циалистическому строительству вы­ звал бешеное сопротивление со сто­ роны бухаринцев и троцкистов. Так называемые «левые» комму­ нисты были идеологами мелкобуржу­ азной стихии. Недаром Ленин назы ­ вал их мелкими буржуа, взбесив­ шимися против режима пролетар­ ской диктатуры, против социализма. Партия дала отпор троцкистско- бухаринским агентам буржуазии и подняла рабочий класс на осущест­ вление ленинского плана социали­ стического строительства. Однако полностью осуществить ленинскую идею в этот период не удалось. Помешала начавшаяся гражданская война. Но даже во время краткосрочной «передышки» (ян в ар ь—апрель 1920 года) Ленин обращал внимание партии на хо­ зяйственное строительство. Именно в дни временной передышки Ленин поставил на IX с'езде партии вопрос о едином хозяйственном плане, в кото­ ром главное место отводилось элек­ трификации страны. Электрифика­ цию всего народного хозяйства Ленин выдвигал как «великую про­ грамму на 10 —20 лет». На осно­ ве ленинских указаний и был раз­ работан потом' знаменитый план ГОЭЛРО. После окончания гражданской вой­ ны партия и советская власть пе­ решли к новой экономической по­ литике (нэп), разработанной Левипым. В этой мудрой политике ленинский план приступа к социали­ стическому строительству получил новое развитие. Товарищ Сталин продолжил и раз­ вил дальше учение Ленина о по­ строении социализма в одной стра­ не, о социалистическом строитель­ стве. Сталинское учение об индуст­ риализации страны и коллективиза­ ции сельского хозяйства является неоценимым вкладом в сокровищни­ цу марксизма-ленинизма, в теорию и практику социалистического стро­ ительства. Товарищ Сталин теорети­ чески обогатил ленинскую програм­ му построения социализма в нашей стране и возглавил практическое претворение в жизнь великих заве­ тов Ильича. Мы вступили в период заверше­ ния построения социализма и посте­ пенного перехода к коммунизму. Мы ликвидировали отсталость нашей страны в области техники — СССР является первоклассной индустриаль­ ной державой. Из года в год повы­ шается производительность труда, ширится стахановское движение — высшая форма социалистического со­ ревнования. Товарищ Сталин поставил перед советским народом важнейшую всемирно-историческую задачу — догнать и перегнать передовые капиталистические страны в эконо­ мическом отношении. Разрешение этой задачи еще больше укрепит хозяйственную и оборонную мощь нашей страны, обеспечит такое изо­ билие предметов потребления, кото­ рое необходимо для перехода к ком­ мунистическому принципу распреде­ ления. Все это требует дальнейшего си­ стематического повышения произво­ дительности труда, укрепления тру­ довой дисциплины, единоначалия, воспитания бережного отношения к социалистической собственности, осу­ ществления строжайшего контроля над производством и потреблением. Все это требует неуклонного выпол­ нения указаний Ленина и Сталина о борьбе с лодырями, тунеядцами, с дезорганизаторами производства и расхитителями общественного добра, с людьми, которые норовят урвать от государства побольше и дать ему по­ меньше. Эти люди наносят огромный вред социалистическому хозяйству. Идеи Ленина, изложенные в его гениальном плане приступа к социа­ листическому строительству, служат нам и по сей день руководством к действию, освещают нам путь дви­ жения к коммунизму. М. Вершин. По городам Советского Союза. На снимке: зима в г. Магадане (Ха­ баровский край). Фото ТАСС. Письма в редакцию В о з м у т и т е л ь н а я б е с х о з я й с т в е н н о с т ь В начале ноября для столовой № 3 при Новолипецком заводе был доставлен пульман с 36 тоннами картофеля. Частично картофель был подморожен и его нужно было пе­ ребрать. Но это почему-то не было сделано. Картофель свалили сперва в подвальное помещение около ко­ чегарки доменного цеха, а затем через несколько дней его оттуда пе­ регрузили в холодный сарай "и... 36 тонн картофеля поморозили. Кар­ тофель и сейчас продолжает валять­ ся в сарае. Бесхозяйственность возмутитель­ ная. Н за это виновные должны по­ нести заслуженное наказание. Д Скопинцев. Невыполненное обещание Жители села Казинкп не раз воз­ буждали перед исполкомом сельсо­ вета вопрос об организации куль­ турного очага на селе и были очень обрадованы, когда руководи­ тели исполкома заверили, что зда­ ние бывшей церкви будет оборудо­ вано под клуб. II когда в необору­ дованное еще помещение приехал киномеханик с картиной, то на киносеанс пришло много колхозни­ ков со своими детьми. Это было начало, но и в то же время конец всей клубной работы. Помещение церкви так и не обору­ довано под клуб, колхозникам не­ где культурно отдохнуть, а кино­ картин они не видели уже с год. Обещания руководителей испол­ кома сельсовета расходятся с делом, не заботятся они о культурно-вос­ питательной работе среди колхозни­ ков. Т. Путилин. О столовой ремесленног о училищ а К 6 Много ненормальностей в работе столовой ремесленного училища № 6 при Новолипецком заводе, но что особенно нетерпимо—это об­ служивание столующихся. Учащим­ ся часами приходится сидеть в сто­ ловой в ожидании обеда. На-днях первая смена учащихся пришла в столовую в 12 часов, и многие потратили на обед больше часа. Некоторые официантки бездельни­ чают, а тут еще нехватает ложек и стаканов. Заведующий столовой тов. Иванов не приьлмает мер к тому, чтобы учащиеся ремесленного училища обслуживались быстро и культурно. Бунеев. Чего не замечает Стриевский Управляющий домами Петровско­ го участка рудника Стриевский без­ ответственно относится к выполне­ нию порученного дела, он совсем не заботится о создании нормальных жилищных условий для горняков. Достаточно посмотреть па общежи­ тие для одиноких рабочих, чтобы убе­ диться в этом. В комнатах холодно, всюду бес­ порядок. На полу в кубовой не про­ сыхает вода, около умывальника — сырость и гря зь такая, что без га­ лош подойти невозможно. Сушилка превращена в кладовую для поло­ манной мебели. Вообще в общежи­ тии грязно и к тому же здесь колют дрова. Управляющий домами Стриевский не требует от уборщиц соблюден! я в общежитии чистоты и порядка. Не заглядывают сюда и работники са­ нитарного надзора. П. Куликов> Г А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz