Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
VIII сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА тов. ЗВЕРЕВА А. Г. Финанси рование оборотных средств хозорганов. Государственные хгзяйственные организации союшого, республикан ского и местного подчинения долж ны были к началу 1941 г . иметь 63,4 млрд. руб. собственных обо ротных средств. По предваритель ным данным, фактически собствен ных оборотных средств у хозорга нов было меньше этой суммы на 2,7 млрд. руб. Это обгоняется тем, что некоторые хозяйственные орга низации не выполнили план на коплений и неправильно использо вали оборотные средства. На 1941 г . предусматривается прирост собственных оборотных средств хозорганов на 10,2 млрд, руб., в том чпсле на 3,3 млрд. руб. за счет бюджета. Правильно использовать оборот ные средства — важнейшая задача р ук о води те^ хозяйственных орга низаций. Приходится снова напоми нать об этом, потому что далеко не все хозяйственники осуществляют эту задачу. В октябре прошлого года Совнар ком СССР обязал наркоматы при нять срочные меры к реализации сверхнормативных запасов товаро- материальных ценностей. Несмотря на это, за время с 1 июля по 1 декабря 1940 г . запасы в отдель ных отраслях промышленности зна чительно выросли: но Наркомату электропромышленности в полтора раза, по Наркомату химической промышленности — в два раза. Многие наркоматы не провели в жизнь указанного постановления СНК СССР, ограничились лишь из данием приказов, не проверяя ис полнения их директорами предпри ятий. Одной из основных причин на копления так их излишних запасов является неудовлетворительная по становка на предприятиях учета сырья, материалов, инструмента, оборудования и плохой надзор за их использованием. К затовариванию готовыми изде лиями сплошь и рядом приводит такж е прак тика неравномерного вы пуска продукции. Так , например, из общего количества продукции, выпущенной в декабре прошлого года московским заводом «Динамо» имени Еирова (Наркомэлектропром), на первые две декады пришлось 10,4 проц., а на последнюю декаду —89,6 проц. Мало изменилось по ложение и в январе 1941 г .: до 21 января завод дал 21,5 проц. ме сячного выпуска продукции, а в третьей декаде — 78,5 проц. Не удивительно, что к началу месяца остатки готовых изделий на этом заводе превышают всякие нормы. К чему ведет накопление пред приятиями излишних запасов това ро-материальных ценностей? Оно замедляет оборачиваемость матери альных ресурсов, нарушает план материального снабжения других предприятий, вызывает излишние перевозки, порождает финансовые затруднения на предприятиях и приводит к тому, что хозяйственни ки пред'являют непомерные требо вания к государственному бюджету и банковскому кредиту. С практикой накопления чрез мерных запасов товаро-материаль ных ценностей надо покончить. Наркоматам и хозяйственным орга низациям необходимо усилить кон троль за снабжением предприятий сырьем и материалами и привести запасы в соответствие с действи тельными нуждами производства. Финансирование сельского хозяйства. В народнохозяйственном плане на 1941 г . намечается дальнейшее раз витие и укреаление сельского хо зяйства. Валовая продукция зерно вых возрастет на 8 проц. и соста вит около 7,9 млрд, иудов. Растет и крепнет социалистическое животно водство. Поголовье круиного рога того скота в колхозах увеличится на 19 проц., лошадей —на 9—10 проц., овец и коз—на 23— 24 проц., сви ней—на 38 проц. Расширяется техни ческая база сельского хозяйства. В 1940 г. МТС имели 437 тысяч трак торов, а в 1941 г . их будет уже около 454 тысяч . Предполагается ор ганизовать 387 новых МТС, в том числе 115 в прибалтийских союзных республиках. Общее число МТС к кон цу этого года составит 7.367. Партия и правительство оказыва ют широкую помощь колхозам и сов хозам. В 1941 г. колхозы и колхоз ники получат 1,7 млрд. руб. госу дарствеиных сельскохозя Йственных кредитов. Крупных размеров—13,5 нлрд. руб. достигнут вложения в сельское хозяйство по государствен ному бюдж ету. Из этой суммы фи нансирование МТС составит около 1,9 млрд. руб. и финансирование совхозов системы Наркомсовхозов— 2,5 млрд. руб. Одной из серьезнейших задач в области сельского хозяйства являет ся повышение рентабельности совхо зов и МТС. Решение XVIII с'езда партии — превратить совхозы в высокопроиз водительные и высокорентабельные хозяйства—еще не выполнено. Есть Немало совхозов, добившихся хоро- Расходы на социально- к Товарищи депутаты! В соответ ствии с задачами, поставленными XVIII с‘ездом нашей партии, госу дарственный бюджет СССР обеспе чивает выполнение растущего из го да в год плана культурного строи тельства Советского Союза. } В 1941 г . на социально-культур ные мероприятия ассигнуется по бюджету 47,8 млрд.руб.—на 6,1 млрд. РУб., или на 14,6 проц. больше, чем В прошлом году. Масштабы роста нашего культурного строительства ших показателей в своей работе. Од нако во многих совхозах задания по снижению себестоимости продук ции не выполняются, велики еще потери от бесхозяйственности, от простоев тракторов и комбайнов. Не выполнен в 1940 г . план капиталь ного строительства в совхозах. Фи нансовое хозяйство в ряде совхозов запущено, что подрывает хозяйст венный расчет и приводит к к руп ным убыткам. Большие недостатки имеют место и в финансовом хозяйстве машинно- трак торных станций. В 1940 г . пе рерасходы средств в МТС не сокра тились. Например, перерасходы на ремонт тракторов достигли в Ростов ской области 10,4 млн. руб., Орлов ской—10 млн. р уб., Воронежской— 11,3 млн. р уб., Калининской—8,8 млн. руб. Перерасходы по горюче му составили за тот же период в Воронежской области 2,4 млн. руб., в Смоленской—1,3 млн. руб., в Ка лининской—1.1 млн. руб. Наркомфин СССР проверил в прош лом году правильность расходования бюджетных средств в 400 МТС. Как установлено, перерасходы по ремон ту тракторов об'ясняю тся, главным образом, тем, что МТС нарушали нормы выработки и расценки, содер жали излишний штат рабочих и слу ж ащих, незаконно завышали зара ботную плату и допускали другие бесхозяйственные расходы. Земельным органам надо добиться, чтобы директора МТС повседневно проверяли ход ремонта тракторов и других сельскохозяйственных машин, бережно и экономно расходовали деньги, материалы и горючее. угльтурные мероприятия. видны из того, что ассигнования на социально-культурные мероприятия возрастают в 1941 г . почти в 9 раз против 1931 г . Такие темпы роста расходов на к ультуру возможны только в стране победившего соци ализма, только в стране, которой ру ководит большевистская партия и великий Сталин. Приведу данные о распределении ассигнований на социально-культур ные мероприятия (в миллионах руб лей): 1940 год (испол нение; по пред варительным итогам) Прирост Назначение расходов 1911 ГОД Сумма Проц. Е Просвещение 2. Здравоохранение и фи- 22.682 26.612 3.930 17,3 зическая к ультура 2. Государственные посо бия многодетным ма- 9.379 10.891 1.512 16,1 терям V Социальное обеспечение 1.225 1.225 (без средств соцстраха) 2. Государственное соци- 1.039 1.206 167 16,1 адьиое страхование 7 388 7.869 481 6,5 ВСЕГО: 41.713 47.803 6.090 14,6 Более половины всех расходов на с°Циадъно-культурные мероприятия " 26 ,6 млрд, руб. —направляется на а)*ды просвещения. Затраты на содержание начальных, неполных средних и средних школ увеличи ваются с 8,7 млрд. руб. в 1940 г до 9,5 млрд. руб. в 1941 г . В вачальвых, неполных средних и средних школах общего образова ния в 1941/ 42 г . будет обучаться 36,2 млн. человек, то-есть на 3,4 проц. больше, чем фактически обу чалось в 1940/ 41 году. В детских садах наркоматов в 1941 г . будет воспитываться 1.272 тысячи детей — на 126 тысяч больше, чем в 1940 г. Значительные ассигнования — 996 млн. руб. — предусматрива ются по бюджету на политико-про светительную работу среди взрос лы х; из этой суммы на избы-чи тальни намечено затратить 227 млн. руб., на школы взрослых — 217 млн. руб. Одной из важ нейших задач госу дарственного бюджета в области финансирования социально-культур ных мероприятий является создание материальной базы для выполнения исторического решения партии и правительства о государственных трудовых резервах. На содержание ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводско го обучения по бюджету нынешне го года ассигнуется 4.065 млн. руб. Эти средства обеспечат орга низованную подготовку новых ква лифицированных рабочих для про мышленности и транспорта. Напом ню, что в ремесленные и железно дорожные учплиша и в школы ФЗО в прошлом году принято 605 тыс. учащихся; в текущем году должно быть принято 887 тыс. человек. Имеется в виду, что школы фаб рично-заводского обучения уже в текущем 1941 году дадут 794 тыс. квалифицированных рабочих. На содержание высших учебных заведений в 1941 г . ассигнуется по бюджету 2.299 млн. руб. и на со держание техник умов— 1.551 млн. руб. Эти ассигнования дают воз можность довести число учащихся в вузах до 657 тыс. человек, то- есть увеличить его почти на 13 проц. против 1940 года. В бюджете отражено то огромное внимание, которое в нашей стране уделяется наук е. Ассигнования на научно-исследовательские учрежде ния и мероприятия определены по бюджету в 1.032 млн. руб., с рос том против плана 1940 г . на 94 млн. руб. Кроме бюджетных ассиг нований, значительные расходы на наук у — 619 млн. р уб .—проекти руются из средств промышленности и других внебюджетных источников. Таким образом, общая сумма расхо дов на научно-исследовательские уч реждения и мероприятия составит 1.651 млн. руб. В 1940 г . расходы на здравоох ранение и физк ультуру составили 9.379 млн. руб. В бюджете на 1941 г . эта сумма повышается на полто ра миллиарда рублей и достигает 10.891 млн. руб. Предполагается в течение года развернуть около 27 тыс. новых коек в городских и сельских больницах, свыше 55 тыс коек в постоянных детских яслях. Государственных пособий много детным матерям намечено выдать 1.225 млн. руб. По бюджету государственного со циального страхования расходы ус танавливаются в 7.869 млн. руб. против 7.388 млн. руб., израсходо ванных в 1940 г . Расходы на выда чу пенсий и пособий за счет средств соцстраха составят 5.904 млн. руб., на обслуживание детей — 664 млн. руб. и на дома отдыха и са натории — 1.022 млн. рублей. Эти цифры показываю т, что, не смотря на огромные задачи, стоя щие перед страной Советов по даль нейшему развитию промышленно сти и укреплению обороны нашей родины, нисколько не ослабляется, а, наоборот, с каждым годом рас ширяется обслуживание социально к ультурных потребностей трудящих ся масс. учет гарантирует от недостач и зло употреблений. Наоборот, именно сложность учета затемняет порой действительное положение дела на предприятии и затрудняет контроль. Бухгалтерам предприятий прихо дится оперировать десятками тысяч документов, что отвлекает их от действенного, повседневного кон троля. Немудрено, что в так их ус ловиях злоупотребления и недоста чи материальных ценностей обна руживаются зачастую лишь после окончания отчетного года. Нередко на однородных предприя тиях совершенно по-разному орга низована работа по расчету зарпла ты. Например, на металлургическом заводе имени Дзержинского расчет зарплаты централизован, а на со седнем заводе имени Петровского такой централизации нет, и при меньшем количестве рабочих и слу жащих там завято расчетом зарпла ты в полтора раза больше счетных работников, чем ва заводе имени Дзержинского. Чтобы упростить учет ва пред приятиях, правительство отменило ежедневный подсчет зарплаты,— одно это значительно облегчило ра боту счетного аппарата. Надо максимально рационализи ровать счетную работу и добиться на этой основе резкого сокраще ния счетного аппарата на пред приятиях. Нельзя правильно отразить ре зультаты хозяйственной деятельно сти и точно установить себестои мость продукции, если плохо нала жен учет самого производства, а между тем и эта сторона дела у нас часто хромает. На заводе «Ма нометр» Наркомобшмаша за три ме сяца 1940 г . списали на производ ство шпилек 1.815 к г . стали, кото рая в действительности уже была IV. Республиканские I почти вся израсходована на другие тетали. Сложность учета и отчетности на предприятиях усугубляется тем,ч то некоторые ведомства под видом вся кого рода обвинительных записок без М'-ры требуют дополнительную отчетность. Метрострой, например, требовал от своих предприятий в обвинительных записках к годово му отчету дополнительно более 2.000 по к азатели , что почти удваивает об‘ем утвержденной годовой отчет ности за 1940 г . К усложнению учета ведет черес чур широко распространившаяся прак тика перевода отдельных частей предприятий, цехов, ж илищных хо зяйств и т. п. ва самостоятельный баланс. Постановлением от 14 де кабря 1940. г . правительство за претило огульный перевод цехов на самостоятельный баланс. После этого постановления Наркомцветмет упразднил на предприятиях восьми главков около 300 самостоятельных балансов. Это дало большой эффек т; на предприятиях трех главков уже сокращено 96 человек и будет сэкономлено 440 тыс. руб. По указанию Совнаркома СССР Наркомфин Союза сократил тек у щую бухгалтерск ую отчетность хо«- организаций больше чем на 60 процентов. Наркоматы на основ* постановления правительства пере сматривают первичную документа цию предприятий в целях ее со кращения. Эта работа в некоторых наркоматах уже подходит к концу. Сокращение и упрощение слож ных форм учета и отчетности бу дет вдвойне полезно: оно позволит не только сэкономить большие го сударственные средства, но в то же время облегчит и усовершенствует руководство производственной р е н той предприятий. I местные бюдж еты. Расходы на управление. В истекшем году значительно со кращены расходы на управленческий аппарат. Экономия от сокращения административно - управленческих расходов превысила 2 млрд, рублей. Однако задача упрощения и уде шевления государственного аппара та остается весьма актуальной и в 1941 г . Особенно большое внима ние необходимо обратить на сокра щение и упрощение управленче ского аппарата предприятий и хоз расчетных организаций. В этом ап парате имеются еще большие из лишества. На XVIII партконференции при водились данные о непомерном ро сте численности служ ащих в про мышленных предприятиях. Непомерный рост количества слу жащих часто обгоняется тем, что небольшие заводы, организуя свой управленческий аппарат, в точно сти копируют струк туру к рупных предприятий. Вот, например, в Ростове-на-Дону на завозе «Красный Ак сай», где имеется 2.690 рабочих, аппарат управления состоит из тех же 30 отделов, что и аппарат за вода «Ростсельмаш», где имеется 11,5 тыс. рабочих. Управление обувной фабрики «Скороход» имело в прошлом году 910 служ ащих, среди которых на считывалось 222 начальника; ап парат управления был разбит на 143 отдела. В разбухшем аппарате заводоуп равлений, трестов, главков на кан целярской работе осело немало ква лифицированных инженерно-техни ческих работников, которые необхо димы на производстве. На XVIII партконференции в док ладе тов. Маленкова и в выступле ниях делегатов уже отмечались фак ты неправильной расстановки в про мышленных наркоматах специали стов с высшим и средним образова нием. Я приведу лишь два приме ра, иллюстрирующих это положе ние. В прошлом году на заводе «Красный пролетарий» (Москва) из 734 инженерно-технических работ ников 327 находились в аппарате заводоуправления. На Московской фабрике «Большевик» из 135 ин женеров и техников 79 работали в заводоуправлении. XVIII партконференция подчерк нула необходимость всемерного ук репления технического руководст ва производством на предприятиях. В этих целях необходимо напра вить на предприятия, в цеха, шахты, на подземные работы часть инженеров и техников, работающих в центральных и мест ных учреждениях и в аппаратах заводоуправлений и шахтоуправле ний. В государственном бюджете н а ! 1941 г . учтены 2 млрд. руб. эко- { вомни от дальнейшего сокращения управленческого аппарата в учреж дениях и хозяйственных организа циях. Чтобы выполнить это зада ние, финансовые органы должны коренным образом улучшить свою работу по штатам. Проверка, произведенная недавно Наркоматом государственного конт роля в Белорусской ССР, в Ленин граде, в Горьковской Тульской областях, а также в Штатном Уп равлении Паркомфина СССР, вскры ла серьезные недочеты в организа ции штатной работы. Выявлены многочисленные факты незаконного завышения окладов при регистра ции штатов и т. д. До сих пор Штатное Управление Наркомфина СССР и штатные инспекции на ме стах работали неудовлетворительно. Контроль со стороны штатных ин спекторов сводился главным обра зом к регистрации штатов, да и это делалось плохо. Финансовые органы Белоруссии, Туркмении и ряда областей РСФСР допустили при регистрации штатов на 1940 г . не законное повышение большого ко личества ставок заработной платы. Наркомфину СССР надо немедленно выправить эти ошибки и не допус кать в дальнейшем незаконного увеличения штатов и ставок зара ботной платы. Надо резко усилить контроль за расходованием средств на административно-управленческий аппарат, предупреждать излишест ва и нарушения. Представленные на ваше утвержде ние бюджеты союзных респуб лик отражают основные принципы ленинско-сталинской национальной политики и обеспечивают дальней ший рост благосостояния и культуры всех народов нашей страны. Общий об'ем расходов ио респуб ликанским и местным бюджетам устанавливается на 1941 г . в 46 млрд. руб. против 41 млрд. руб. по иредварительным итогам исполне ния бюджетов союзных республик за 1940 г . 06‘ем бюджетов отдельных союз ных республик на 1941 г . (без пла нируемых остатков бюджетных средств на 1 января 1942 г .) пред лагается утвердить в следующих суммах (в миллионах рублей): Российская СФСР 24.833 Украинская ССР 8.220 Белорусская ССР 2.110 Азербайджанская ССР 1.048 Грузинская ССР 1.220 Армянская ССР 518 Туркменская ССР 531 Узбекская ССР 1.604 Тадж икская ССР 581 Казахская ССР 1.717 Киргизская ССР 476 Карело-Финская ССР 493 Молдавская ССР 447 Литовская ССР 801 Латвийская ССР 894 Эстовская ССР 511 которые поступают равномерно в течение всего года. Отчисления в бюджеты республик от доходов МТС и от займа, реали зуемого среди городского населения, уменьшены с 50 проц. до 25 проц., отчисления же от налога с оборот» соответственно увеличены. По некоторым союзным республи к ам - РСФСР. Украинской ССР, Бе лорусской ССР и Узбекской ССР—в тех же целях уменьшены проценты отчислений от подоходного налога с колхозов, от сельскохозяйственного налога и от подоходного налога с населения, с соответствующим повы шением отчислений от налога с обо рота. Наконец, ио бюджетам РСФСР, Украинской, Белорусской, Азербайд жанской, Грузинской и Армянской ССР уменьшены отчисления от сбо ра на нужды жилищного и к уль турно-бытового строительства в го родах. Таковы основные изменения в составе доходной части бюджетов союзных республик. Расходы государственных бюдже тов союзных республик по отраслям хозяйства распределяются следую щим образом (в миллионах рублей): Об улучшении учета и отчетности Улучшение работы управленче ского аппарата тесно связано с упо рядочением учета и отчетности. Учет и отчетность—необходимое средство управления, оперативного руководства хозяйством, охраны со циалистической собственности. Не посредственная ответственность за организацию учета и его результа ты на предприятии и в учреждении возлагается, к ак известно, на бух галтеров. Они должны не только обеспечить точный учет денежных и материальных ценностей, но и быть строгими государственными контролерами, зорко следить за рас ходованием каждой государственной конейки, предупреждать и реши тельно пресекать малейшие попыт ки поживиться за счет государства. К вопросам организации учета нуж но также привлечь внимание всех руководителей хозяйственных орга низаций. Они должны вплотную и повседневно заниматься вопросами улучшения учета и всей первичной документации на предприятиях. На VI сессии Верховного Совета СССР депутаты справедливо отмеча ли чрезмерную сложность и гро моздкость учета и отчетности. Надо сказать, что эти недостатки еще да леко не устранены. На многих предприятиях учет материальных ценностей чрезмерно сложен. Ошибочно думать, что сложный Итого 46.004 Одновременно с увеличением рас ходов растет и доходная база бюд жетов союзных республик. Увели чиваются доходы, которые находят ся в прямой зависимости от резуль татов производственной работы рес публиканской промышленности и других отраслей хозяйства. Общая сумма прибылей респуб ликанского и местного хозяйства возрастает в 1941 г . до 14,4 млрд, руб. против 10,4 млрд. руб. по плану 1940 г . Соответственно по вышается и удельный вес отчисле ний от прибылей в бюджете (с 18,2 проц. до 27,2 проц.). Растут и другие собственные доходы респуб ликанских бюджетов. До последнего времени имелась известная неравномерность поступ ления доходов в республиканские и местные бюджеты. В результате эти бюджеты то испытывали временные кассовые затруднения, то распола гали значительными излишками средств. В 1941 г. ставится задача максимально уменьшить сезонность поступления доходов в местные бюд жеты и установить более правиль ные взаимоотношения республикан ских бюджетов с местными бюдже тами В связи с этим внесен ряд из менений в самую струк туру доход ной части бюджетов союзных рес- 1публик Что это за изменения? Они в осноьном сводятся к тому, что от числения в бюджеты союзных рес- п\ блик от налогов и доходов, по ступающих во втором полугодии, уменьшены и за счет этого увели чены отчисления от так их доходов, Отрасли Сумма Всего 46.004 В том чпсле: 1. Народное хозяйство 9.743 Из них: Промышленность 2.465 Сельское хозяйство 3.052 Коммунальное и жи- лищное хозяйство 2.897 2. Социальво-культур- ные мероприятия 30.708 Из н и х: Просвещение 17.924 Здравоохранение и физк ультура 9.814 Как видите, из общей суммы ассиг- новаций по бюджетам союзных республик (включая местные бюд ж еты) 2 1 ,2 проц. направляется на финансирование народного хозяйст ва и 6 6 ,8 проц. на финансирова ние социально - к ультурных меро приятий. Постановление Совнаркома СССР и Центрального Комитета ВКЩб) «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого по требления И продовольствия из мест ного сырья» создало исключительно благоприятные возможности для того, чтобы каждая республика, об ласть, район максимально разверну ли производство товаров широкого Потребления и тем самым лучше удивлетв »|>яли возршшие потребно сти населения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz