Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

VIII сессия Верховного Совета СССР 1-го с о зыва ■и&э—сцлстсяагс ц^ л и и » а мм—и »\ят гии - ■ I 11 I 11 11 Г ~ ' 1 " " " " г г - ' ■1П ЦПГГЧIиц■ ц ц , „■ ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА тов. ЗВЕРЕВА А. Г. н и х расходов и недовыполнил план накоплений на сумму свыше 2 млн. руб. Не выполняет планов также Нар­ комат рыбной промышленности. 6 истекшем году из-за плохой рабо­ ты многих предприятий только по союзной промышленности страна по­ лучила на 1.6 млн. центнеров рыб- вой продукции меньше, чем в 1939 г ., а план 1940 г . недовы­ полнен на 2,4 млв. центн. Дирек­ тора предприятий Наркомата рыб­ ной промышленности не борются за наведение должного порядка в своем хозяйстве. Сверхнормативные потери при перевозке продукции, а такж е от нарушений технологиче­ ского режима и санитарных правил составили за девять месяцев истек­ шего года П З тыс. центнеров. План накоплений 1940 г . по Наркомрыб- прому недовыполнен на 170 млн р уб., а бюджет недополучил 32 млн. руб. отчислений от прибылей. В Нчркомрыбпроме слабо борются с бесхозяйственностью, а в отдель­ ных случаях с ней сжились, при­ мирились. В начале прошлого года У рало Каспийским трестом Главкасп- рыбпрома был обревизован Чертом- байский рыбный завод. Вскрыты были бесхозяйственность и крупные нарушения финансовой дисциплины. И только через полгода, когда ви­ новники этих нарушений уже уш ­ ли с завода, управляющий трестом т. Ротань удосужился издать при­ каз по результатам ревизии и дело было оставлено без последствий. Спрашивается, какой толк от та­ кой ревизии? XVIII партконференция в своих решениях указала на огромное зна­ чение правильно поставленного уче­ та оборудования и материалов. Ди­ ректор предприятия должен знать, что у него лежит на складах, с ка­ кого времени и как хранится. Иначе он не может по-настоящему держать в руках предприятие, ра­ ботает на авось. А посмотрите, как на предприятиях Наркоирыбпрома хранится такой дефицитный мате­ риал, как ж естяная тара. На ком­ бинате имени Микояна, в результа­ те плохого хранения, пришлось вы­ браковать около 1,5 млн. банок. Плохо работает и Наркомлес, ко­ торый в 1940 г . повысил себестои­ мость продукции и по одним лишь лесозаготовительным главкам союз­ ного подчинения имел 156 млн. руб. убытков от бесхозяйственности. Нельзя, конечно, сказать, что по­ тери и непроизводительные расходы имеются лишь в упомянутых мною трех наркоматах. Немало фактов нерадивого отношения к государст­ венным средствам, потерь от брака, разного рода перерасходов можно привести и из практики работы дру­ гих отраслей хозяйства. Товарищ Сталин требует от хо­ зяйственников, чтобы они соблюда­ ли принципы хозрасчета, правиль­ но считали, калькулировали, состав­ ляли обоснованные балансы. «Пи­ шите сколько угодно резолюций, клянитесь какими уводно словами, но если не овладеете техникой, эко­ номикой, финансами завода, фаб­ рики, ш ахты—толк у не будет...» — так говорил товарищ Сталин на Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в 1931 г . Выполнение этих указаний това­ рища Сталина является обязатель­ ным условием успеха в работе каж ­ дого предприятия, каждой хозяйст­ венной организации. В свою очередь финансовым ра­ ботникам надо глубже вникать в хозяйство, своевременно проверять месячные и квартальные отчеты, вскрывать, почему то или иное пред­ приятие не выполняет установлен­ ных планом качественных и коли­ чественных показателей, настой­ чиво добиваться устранения всех причин, мешающих производству и спижающих платежи в государст­ венный бюджет. Налоги и сборы с населения и подоходный налог с колхозов. В истекшем году работа финор- ганов по взиманию налоговых пла­ тежей несколько улучшилась. Не­ доимка, составлявшая к началу го­ да около 600 млн. руб., уменьши­ лась к 1 января текущего года почти в два с половиной раза. Однако, утвержденный на 1940 г . план налоговых платежей населения был недовыполнен на 2,8 проц. Имеется еще немало областей, где налоговая работа стоит на низком уровне. К ним, в частности, относят­ ся: Рязанская область, выполнив­ шая только 88,2 проп. плана, Ор­ ловская область—91,9 проц., Крас­ нодарский к р ай - 9 4 ,4 проц., Пен­ зенская область 94,7 проц . Кур ­ ская область—95,6 проц., Горьков­ ская область — 97 проц.. Тульск ая область — 97,3 проц. Финорганы этих и других отстающих областей должны со всей настойчивостью по­ кончить с имеющимися недостатка­ ми в налоговой работе. На 1941 г . доходы от налога с населения и от подоходного налога с колхозов запроектированы в сум­ ме 14 млрд, рублей. В целях покрытия возросших рас­ ходов на усиление обороны нашей родины в связи с обострением меж­ дународной обстановки считаю не­ обходимым, чтобы подоходный на­ лог с колхозов и сельскохозяйствен­ ный налог с колхозников и едино­ личных крестьянских хозяйств был несколько увеличен. На утверждение сессии Верховно­ го Совета СССР представлен проект изменения закона о подоходном на­ логе с колхозов и проект поправок к закону о сельскохозяйственном налоге с колхозников и единолич­ ных крестьянских хозяйств. По существующему закону колхо­ зы уплачивают подоходный налог в размере 3 проц., а товарищества по совместной обработке земли — в размере 4 проц. со всего валового дохода. В облагаемый доход колхо­ зов включаются суммы, получен­ ные ими за продукцию, сдаваемую в порядке обязательных поставок, госзак упок , контрактации, и за про­ дукцию , реализуемую на колхозном рынк е; в него включаются также стоимость продукции, распределя­ емой по трудодням, натуральные и денежные оплаты за работы МТС, стоимость продукции, идущей на корм скоту п на другие нужды кол- Государственные в сберегате, VI сессия Верховного Совета СССР утвердила на 1940 г . доход бюджета от займов, размещаемых по подписке среди веселения, в 8.665 млн. руб. Фактически посту­ пило в 1940 г . 9.008 млн. руб., то-есть на 343 млв. руб. больше. На 8аем Третьей Пятилетии (вы- хозов. Все это облагается одинако­ вой ставкой. Такой порядок обложения устарел и мало способствует дальнейшему развитию колхозного общественного хозяйства, в частности развитию об­ щественных колхозных животновод­ ческих ферм. Проектом нового закона о подо­ ходном налоге с колхозов намечает­ ся освободить от обложения про­ дукцию , сдаваемую государству в порядке обязательных поставок и используемую на фураж для живот­ новодческих ферм. Из облагаемого дохода исключаются также нату­ ральные и денежные платежи кол­ хозов за работы МТС. Устанавливаю тся, далее, различ­ ные ставки налога по отдельным видам доходов, получаемых колхо­ зами. Доходы от продажи продук­ ции государству в порядке госзаку­ пок, контрактации, а такж е про­ дукции, идущей на производствен­ ные затраты колхозов (кроме фура­ ж а), имеется в виду облагать в размере 4 проц., остальные доходы —в размере 8 проц. По закону о сельскохозяйствен­ ном налоге от 1 сентября 1939 г . доходы от личного подсобного хо­ зяйства колхозников, а также дохо­ ды единоличных крестьянских хо­ зяйств определяются по нормам до­ ходности. Эти нормы были установ­ лены, исходя из уровня пен на колхозном рынке в 1937 —1938 г .г . Сейчас нормы доходности и ставки налога устарели, потому что дохо­ ды колхозников и единоличников от продажи продуктов сельского хозяй­ ства значительно выросли. Поэтому предлагается внести изменения в нормы доходности и в действующие ставки сельхозналога. Предлагаемые изменения норм доходности и ставок сельхозналога не распространяются на западные области Украинской и Белорусской ССР, на новые районы Молдавской ССР, а такж е на Литовскую , Лат­ вийскую и Эстонскую ССР. Вносимые на утверждение Сессии Верховного Совета СССР изменения закона о подоходном налоге с кол­ хозов и поправки к закону о сель­ хозналоге улучшат систему налого­ вого обложения колхозов, колхозни­ ков и единоличных крестьянских хозяйств и вместе с • тем дадут до­ полнительные средства на усиление обороны нашей родины. займы и вклады 1 ьные кассы. пуск третьего года) за короткий срок подписалось около 60 млн. че­ ловек на 9.433 млн. руб. Резко возросла подписка в колхозной де­ ревне: в 1939 г . она составила 1.138 млн. руб., а в 1940 г .—1.603 млн. руб. П о к ш тм ьн ы результаты «бора девег по подписке колхозников. По Займу Третьей Пятилетки (выпуску третьего года) до Г января 19И г . поступило взносов на селе 1.392 млн. руб., а по предыдущему вы­ пуск у займа до 1 января 1940 г . было собрано 806 млн. руб. Наши государственные займы приносят держателям облигаций еже­ годно возрастающий доход. В 1940 г . населению выплачено выигрышей и процентов по займам более 900 млн. руб. против 550 млн. руб. в 1939 г . В доходах государственного бюд­ жета 1941 г . предусмотрено поступ­ ление от государственных займов, реализуемых по подписке среди на­ селения, 10.375 млн. руб. За последние годы значительно расширилась сеть сберегательных касс в СССР, особенно на селе. Сейчас в стране имеется свыше 41 тысячи сберегательных касс. К на­ чалу третьей пятилетки па селе бы­ ло около 14 тысяч сберегательных касс, а сейчас,—более 31.000. Сель­ ские сберегательные кассы откры­ вались главным образом при почто­ вых отделениях и агентствах без найма специальных сотрудников: их обслуживают по совместительству работники почтовых учреждений. В настоящее время остаток вкла­ дов в сберегательных кассах пре­ вышает 7 млрд, рублей. Государственна План доходов по государственному страхованию намечен на 1941 г . в сумме 3.706 млн. руб.—рост по сравнению с прошлым годом на 8 проц. Из них в государственный бюджет поступит 1.565 млн. руб. Кроме того, отчисления в бюджеты АССР, краев и областей по обяза­ тельному окладному страхованию со­ ставят 294 млн. руб. Эти средства предназначаются на предупредитель­ ные мероприятия по борьбе с пожа­ рами и падежом скота, на строитель­ ство п ремовт ветеринарных лечеб­ ниц, пожарных сараев и депо, при­ обретение пожарных машин и т. п. В 1940 г . по обязательному н добровольным видам страхования было собрапо 3 426 млн. руб., т. е. 100 проц. плана. При этом по обя­ зательным видам страхования план выполнен на 101,9 проц , з по доб­ ровольному— на 95,7 ироц. Сумма, в которую застраховано имущество колхозов и колхозников по обязательному окладному страхо­ ванию на случай стихийных бед­ ствий, возросла с 72 млрд. руб. в 1939 г . до 114 млрд. руб. в 1940 г. В 1940 г. колхозам, колхозникам, рабочим и служащим, а также госу­ дарственным, кооперативным и об­ щественным организациям выплаче­ но около 1.300 млн. руб. страхово­ го возмещения. Это—большая по­ мощь хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий. Я должен сказать, что страховые органы в основном справились с проведением в жизнь нового закона об обязательном окладном страхова­ нии. принятого VI сессией Верховно­ го Совета СССР Однако, в работе органов государственного страхова­ ния еще имеются серьезные недо­ статк и. До сих пор, например,не исполь­ зуются все возможности для дей­ ствительно широкого развития доб­ ровольных видов страхования,в осо­ бенности на селе. На этот участок стра­ ховые работники должны в 1941 г . направить максимум сил, не ос­ лабляя при этом внимания к обя- Рост доходов трудящихся города и деревни составляет надежную ос­ нову развития сберегательного дела в СССР. Однако наши сберегатель­ ные кассы еще далеки от использо­ вания всех имеющихся для этого возможностей. В 1940 г. они рабо тали неудовлетворительно, план привлечения вкладов не выполнили В 1941 г . сберегательные кассы должны привлечь 1 200 млн. руб. новых вкладов. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо улучшить работу сберегательных касс, особен­ но на селе, научиться действитель­ но культурно и четко обслуживать вкладчиков и держателей облигаций государственных займов. Нужно ши­ роко популяризировать выгоды и преимущества хранения свободных средств в государственных трудо­ вых сберегательных кассах. Важной задачей текущего года является развитие сберегательного дела в новых республиках и обла­ стях Советского Союза. В прошлом году в западных областях УССР и БССР, а такж е в новых районах Карело-Финской и Молдавской ССР было открыто больше тысячи сбере­ гательных касс. На новых началах перестроена такж е работа сберега­ тельных касс в Литовской, Латвий­ ской и Эстонской союзных респуб­ лик ах. е страхование. зательному окладному страхованию , обеспечивая полный сбор обязатель­ ных платежей. Нужно также доби­ ваться строго целевого и правильно­ го использования страховых средств, передаваемых местным советам на борьбу е пожарами и падежом скота. * * * На этом я заканчиваю изложение доходной части государственного бюджета. Выполнение задания по доходам на 1941 г . в размере 216 миллиардов рублей требует, чтобы руководители наркомата н хозяй­ ственных организаций обеспечили неуклонное выполнение производ­ ственных программ, заданий по сни­ жению себестоимости и планов на­ коплений, чтобы и хозорганы и граждане СССР аккуратно рассчи­ тывались по своим финансовым обя­ зательствам перед государством. Необходимо такж е, чтобы я испол­ комы местных советов следили за поступлением средств в государствен­ ный бюджет, практически содейство­ вали успешному выполнению фи­ нансового плана. Финансовые работники должны пристально следить за товарооборо­ том, усилить воздействие на хо­ зяйство, иринять все меры к тому, чтобы план поступления доходов вы­ полнять в 1941 г . равномерно из декады в декаду, из месяца в месяц по каждому без исключения платеж у. Исторические решения XVIII Все­ союзной конференции ВКЩб) ук азы­ вают конкретные пути использова ния высокой техник и наших фабрик н заводов, роста социалистического накопления. Они требуют больше­ вистской борьбы за снижение себе­ стоимости продукции, за ликвидацию всех излишеств, внедрение режима экономии во всем народном хозяйстве. Проведение в жизнь решений XVIII Всесоюзной партконференции обеспечит выполнение п перевыпол­ нение доходной части бюджета на 1941 г . и еще более укрепит фи­ нансовую мощь нашего государства. III. Расходы государственного бюдж ета СССР в 1941 году. Перехожу к характеристике рас­ ходной части бюджета на 1941 год. Расходы государственного бюдже­ та СССР на 1941 г . определены, к ак я уже ук азал, в сумме 215 ,4 млрд руб. против 173,3 млрд. руб. в 1940 году. По сравнению с прош­ лым годом расходы возрастают на 42,1 млрд, рублей, или на 24,3 процента. Средства государственного бюдже­ та СССР в 1941 г . направляются на следующие цели (в миллионах рублей): 1940 г. (исполнение; по предварительным итогам) 1941 Г. Прирост Сумма Ироц. к итогу Сумма Проц. к итогу Сумма Проц. к итогу Всего расходов В том числе: 173.259 100,0 215.373 100,0 42.114 24,3 1. Народное хозяйство Из них: 57.110 33,0 72.875 33,8 15.765 27,6 Промышленность 27.762 16,0 39.181 18,2 11.419 41,1 Сельское хозяйство 12 168 7,0 13.455 6,2 1.287 10,6 Транспорт и связь 2. Социально-культур- 4.664 2,7 6.576 3,0 1.912 41,0 ные мероприятия В том числе: 41.713 24,1 47.803 22,2 6.090 14,6 Просвещение 22.682 13,1 26.612 12,3 3.930 17,3 Здравоохранение Социальное 9.379 5,4 10.891 5,1 1.512 16,1 обеспечение 3.007 3. Наркомат обороны и Наркомат Военмор- 1,8 3.469 1,6 462 15,4 флота 56.102 4. Суд, прокуратура и органы государст- 32,4 70.865 32,9 14 763 26,3 венного управления 6.752 3,9 7.142 3,3 390 5,8 5 . Расходы по займам 2.785 1,6 3.35* 1,« 565 20,3 Из таблицы видно, что более по­ ловины (56 проц.) всех бюджетных ассигнований направляется на фи­ нансирование народного хозяйства и культуры и почти одна треть (32,9 проц) на финансирование обороны Особенно большое увеличение ас­ сигнований намечено по промыш­ ленности и транспорту. Бюджетных вложений в промышленность преду­ смотрено 39,2 млрд, руб., в транс­ порт и связь—6,6 млрд. руб. По; сравнению с 1940 г . финансирова­ ние промышленности увеличивается на 11,4 млрд, р уб .,’ или на 41,1 проц ; финансирование транспорта и связи возрастает на 1,9 млрд, р уб , или на 41 проц. Такое на­ правление средств государственного бюджета соответствует задачам на­ роднохозяйственного плана 1941 г. и роли промышленности и транспор­ та в осуществления этих задач. Финансирование капитального строительства. Задачи дальнейшего под'ема на­ родного хозяйства и укрепления обороны нашей страны требуют осуществления в 1941 г . огромной программы капительного строитель­ ства и своевременного ввода в экс- плоаташш большого количества— свыше тысячи— новых предприятий. На 1941 г . об‘ем капитальных работ установлен—в сметных ценах 1936 г . —в 57 млрд, р уб., из них 9 млрд. руб. нецентрализованных капиталовложений. На финансиро­ вание этой программы работ, с уче­ том изменения пен и тарифов, по­ требуется 60 млрд. руб. Решающим источником финансирования капи­ тальных работ является государст­ венный бюджет, по которому на эти цели ассигнуется 46,6 млрд, руб., или 77,7 проц. общего об'ема финансирования. Из этой суммы на строительство предприятий промыш­ ленных наркоматов намечено выдать 22,9 млрд, руб., на строительство транспорта и связи—4,8 млрд. руб. Собственные средства хозорганов в финансировании капитального строительства составляют 13,4 млрд, руб. Хозяйственники обязаны свое­ временно передавать эти средства в банки долгосрочных вложений для бесперебойного финансирования го­ сударственного плана капитальных работ. За 1940 г . в банки поступило собственных средств хозорганов на капитальные вложения 8,7 млрд, руб. —на 40 проц. больше, чем в 1939 г. Однако, некоторые нарко­ маты, недовыполнив планы накоп­ лений, внесли собственных средств в банки значительно меньше, чем было установлено государственным планом. Например, Наркомат сред­ него машиностроения выполнил план взноса собственных вложений только на 82 ироц., Наркомат бу­ мажной промышленности—на 83 проц , Наркомат о6щег >машиностро­ ения— на 84,5 проц.. Наркомат неф­ тяной промышленности—на 85,5 проц. Обязанность Есех наркоматов, главков, предпринтпй - обеспечить в 1941 г . ак к уратный взнос в бан­ ки всей суммы амортизационных отчислений и прибыли хозорганов в части, направляемой на финансиро­ вание капитального строительства. Увеличение собственных вложе виб хозорганов на капитальное строительство усиливает ответствен­ ность банков долгосрочных вложе­ ний за своевременное поступление и правильное использование этих средств. Для выполнения плана капиталь­ ных работ крайне важно использо­ вать внутренние ресурсы строек. В 1941 г . должно быть пущено в де­ ло более чем на 750 млн. руб. и з­ быточных запасов оборудования и материалов. Многие стройки не только не вы­ полняют установленных им планов использования внутренних ресурсов, но допускают дальнейшее накопле­ ние и зли ш н и х запасов материалов и оборудования, что, в свою оче­ редь, создает благоприятную обста­ новку для разбазаривания, а иногда и прямого расхищения материаль­ ных ценностей. Надо обеспечить контроль за стро- жайшим проведением в жизнь Ук а­ за Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г . «О запрещении продажи, обмена и от­ пуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия». Виновники разбазаривания матери­ альных ресурсов в строительстве должны привлекаться к суровой от­ ветственности. Нельзя ск азать, что в 1940 г- борьба за снижепие стоимости стро­ ительства не дала никаких резуль­ татов. известное улучшение в де­ ле использования государственных средств в строительстве достигнуто. Так , в 1939 г . безубыточно работа­ ли 27 трестов Наркпмстроя, а в 1940 г . —50. Трест «Южэлектромонтаж» Наркомстроя путем экономии мате­ риалов и фондов заработной платы, снижения накладных расходов за 11 месяцев 1940 г . добился снижения стоимости строительства против сме­ ты на 7,6 млп. руб. и получил 8,1 млн. руб. прибыли. Трест «Сталинск- промстрой» Наркомстроя, снизив иа 1,2 млн. руб стоимость строитель- ' ства, закончил 1940 г. также с хо­ рошими финансовыми показателя*!!: 1 он получил 1,3 млн. руб. прибыли. Однако многие строительные ор- | гавнзации заданий по снижению сто­ имости строительства в 1940 г . не • выполнили. В целом по всему стро - [ телъству, финансируемому Промбан-} ком, вместо снижения стоимости ра­ бот имеется, по предварительным данпым, удорожание на 2—3 про-1 цента. Крупнейшим недостатком, приво- 1 дящим к удорожанию стоимости стро­ ительства, является продолжающаяся прак тика превышения установлен­ ных норм накладных и администра­ тивно-хозяйственных расходов на стройках. За 11 месяцев 1940 г . на­ кладные расходы в системе Нарком­ строя СССР превышены на 199 млв. руб., на стройках Нарком нефти—на 63 млн. руб., Наркомата электро­ станций—на 33 млн. руб. Чем обгоняю тся эти перерасходы? Опять же бесхозяйственностью, раз­ ного рода излишествами, ничем не оправданным разбуханием админи­ стративно-управленческого аппарата. Строительно-монтажные конторы Л ; 1 и № 2 треста «Грознефтестрой» Нарком нефти за 9 месяцев 1940 г. превысили смету административно- хозяйственных расходов на 1 млн. руб. Рук о в)ди те.т этих контор гру­ бо нарушали штатную дисциплину, щедро выплачивали незаконные над­ бавки сотрудникам «за нагэузк у», <за квалификацию», «за особые ра- ' боты» и т. п. Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет нашей пар­ тии дали указание—снизить в 1941 г. норму накладных расходов в строи­ тельстве с 24 до 20 проц по отно­ шению к прямым расходам. Союз- а аые наркоматы, совнаркомы соки- ных республик, исполкомы местных советов и банки, финансирующие строительство, обязаны повседневно контролировать, как выполняется эта важнейшая директива партии и правительства, и привлекать к стро- ^ жавшей ответственности тех, кто ч позволяет себе ее нарушать. Одним из основных элементов стоимости строительства является, : как известно, заработная плата. Рас- I ходы на заработную плату в финан- I сируемом Промбанком строительстве снижены в 1940 г . иротив 1939 г. на 34,4 млн. р уб ., хотя об‘ ем вы­ полненных в 1940 г . строительных работ был выше на 2 млрд, руб Сделан, следовательно, некоторый шаг вперед Но считать его доста­ точным нельзя, поскольку в строи­ тельстве все еще имеют место весьма значительные перерасходы фондов заработной платы. Постановлением Экономсовега при СНК СССР от 23 марта 1940 г . по 50 подрядным стройкам Наркомстроя установлена в виде опыта выдача Промбанком средств на зарплату ; только в меру выполнения строи­ тельных работ. Н о вый порядок це­ ликом себя оправдал, перерасходы фондов зарплаты быстро пошли на убыль Этот порядок выдачи средств на зарплату распространен теперь и на другие стройки. Сверх ук азанных мною выше ка­ питальных затрат намечено израсхо­ довать 7,3 млрд. руб. на нужды ка­ питального ремонта. Большая часть этой суммы—5 ,5 млрд руб. должна быть покрыта из амортизационных отчислений хозорганизаций, осталь- » ные 1,8 млрд. р уб .—из ассигнова­ ний по государственному бюджету. Таковы основные показатели фи­ нансирования капитальных работ в 1941 г . Чтобы выполнить количе­ ственные и качественные показате­ ли этого плана, надо решительно усилить внимание всех хозяйствен­ ных руководителей к экономике строи­ тельного дела, полностью искоренить бесхозяйственность, навести стро­ жайшую экономию в расходовании материальных ресурсов и денежных средств на стройках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz