Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
VIII сессия Верховного Совета СССР 1-го с о зыва ■и&э—сцлстсяагс ц^ л и и » а мм—и »\ят гии - ■ I 11 I 11 11 Г ~ ' 1 " " " " г г - ' ■1П ЦПГГЧIиц■ ц ц , „■ ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА тов. ЗВЕРЕВА А. Г. н и х расходов и недовыполнил план накоплений на сумму свыше 2 млн. руб. Не выполняет планов также Нар комат рыбной промышленности. 6 истекшем году из-за плохой рабо ты многих предприятий только по союзной промышленности страна по лучила на 1.6 млн. центнеров рыб- вой продукции меньше, чем в 1939 г ., а план 1940 г . недовы полнен на 2,4 млв. центн. Дирек тора предприятий Наркомата рыб ной промышленности не борются за наведение должного порядка в своем хозяйстве. Сверхнормативные потери при перевозке продукции, а такж е от нарушений технологиче ского режима и санитарных правил составили за девять месяцев истек шего года П З тыс. центнеров. План накоплений 1940 г . по Наркомрыб- прому недовыполнен на 170 млн р уб., а бюджет недополучил 32 млн. руб. отчислений от прибылей. В Нчркомрыбпроме слабо борются с бесхозяйственностью, а в отдель ных случаях с ней сжились, при мирились. В начале прошлого года У рало Каспийским трестом Главкасп- рыбпрома был обревизован Чертом- байский рыбный завод. Вскрыты были бесхозяйственность и крупные нарушения финансовой дисциплины. И только через полгода, когда ви новники этих нарушений уже уш ли с завода, управляющий трестом т. Ротань удосужился издать при каз по результатам ревизии и дело было оставлено без последствий. Спрашивается, какой толк от та кой ревизии? XVIII партконференция в своих решениях указала на огромное зна чение правильно поставленного уче та оборудования и материалов. Ди ректор предприятия должен знать, что у него лежит на складах, с ка кого времени и как хранится. Иначе он не может по-настоящему держать в руках предприятие, ра ботает на авось. А посмотрите, как на предприятиях Наркоирыбпрома хранится такой дефицитный мате риал, как ж естяная тара. На ком бинате имени Микояна, в результа те плохого хранения, пришлось вы браковать около 1,5 млн. банок. Плохо работает и Наркомлес, ко торый в 1940 г . повысил себестои мость продукции и по одним лишь лесозаготовительным главкам союз ного подчинения имел 156 млн. руб. убытков от бесхозяйственности. Нельзя, конечно, сказать, что по тери и непроизводительные расходы имеются лишь в упомянутых мною трех наркоматах. Немало фактов нерадивого отношения к государст венным средствам, потерь от брака, разного рода перерасходов можно привести и из практики работы дру гих отраслей хозяйства. Товарищ Сталин требует от хо зяйственников, чтобы они соблюда ли принципы хозрасчета, правиль но считали, калькулировали, состав ляли обоснованные балансы. «Пи шите сколько угодно резолюций, клянитесь какими уводно словами, но если не овладеете техникой, эко номикой, финансами завода, фаб рики, ш ахты—толк у не будет...» — так говорил товарищ Сталин на Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в 1931 г . Выполнение этих указаний това рища Сталина является обязатель ным условием успеха в работе каж дого предприятия, каждой хозяйст венной организации. В свою очередь финансовым ра ботникам надо глубже вникать в хозяйство, своевременно проверять месячные и квартальные отчеты, вскрывать, почему то или иное пред приятие не выполняет установлен ных планом качественных и коли чественных показателей, настой чиво добиваться устранения всех причин, мешающих производству и спижающих платежи в государст венный бюджет. Налоги и сборы с населения и подоходный налог с колхозов. В истекшем году работа финор- ганов по взиманию налоговых пла тежей несколько улучшилась. Не доимка, составлявшая к началу го да около 600 млн. руб., уменьши лась к 1 января текущего года почти в два с половиной раза. Однако, утвержденный на 1940 г . план налоговых платежей населения был недовыполнен на 2,8 проц. Имеется еще немало областей, где налоговая работа стоит на низком уровне. К ним, в частности, относят ся: Рязанская область, выполнив шая только 88,2 проп. плана, Ор ловская область—91,9 проц., Крас нодарский к р ай - 9 4 ,4 проц., Пен зенская область 94,7 проц . Кур ская область—95,6 проц., Горьков ская область — 97 проц.. Тульск ая область — 97,3 проц. Финорганы этих и других отстающих областей должны со всей настойчивостью по кончить с имеющимися недостатка ми в налоговой работе. На 1941 г . доходы от налога с населения и от подоходного налога с колхозов запроектированы в сум ме 14 млрд, рублей. В целях покрытия возросших рас ходов на усиление обороны нашей родины в связи с обострением меж дународной обстановки считаю не обходимым, чтобы подоходный на лог с колхозов и сельскохозяйствен ный налог с колхозников и едино личных крестьянских хозяйств был несколько увеличен. На утверждение сессии Верховно го Совета СССР представлен проект изменения закона о подоходном на логе с колхозов и проект поправок к закону о сельскохозяйственном налоге с колхозников и единолич ных крестьянских хозяйств. По существующему закону колхо зы уплачивают подоходный налог в размере 3 проц., а товарищества по совместной обработке земли — в размере 4 проц. со всего валового дохода. В облагаемый доход колхо зов включаются суммы, получен ные ими за продукцию, сдаваемую в порядке обязательных поставок, госзак упок , контрактации, и за про дукцию , реализуемую на колхозном рынк е; в него включаются также стоимость продукции, распределя емой по трудодням, натуральные и денежные оплаты за работы МТС, стоимость продукции, идущей на корм скоту п на другие нужды кол- Государственные в сберегате, VI сессия Верховного Совета СССР утвердила на 1940 г . доход бюджета от займов, размещаемых по подписке среди веселения, в 8.665 млн. руб. Фактически посту пило в 1940 г . 9.008 млн. руб., то-есть на 343 млв. руб. больше. На 8аем Третьей Пятилетии (вы- хозов. Все это облагается одинако вой ставкой. Такой порядок обложения устарел и мало способствует дальнейшему развитию колхозного общественного хозяйства, в частности развитию об щественных колхозных животновод ческих ферм. Проектом нового закона о подо ходном налоге с колхозов намечает ся освободить от обложения про дукцию , сдаваемую государству в порядке обязательных поставок и используемую на фураж для живот новодческих ферм. Из облагаемого дохода исключаются также нату ральные и денежные платежи кол хозов за работы МТС. Устанавливаю тся, далее, различ ные ставки налога по отдельным видам доходов, получаемых колхо зами. Доходы от продажи продук ции государству в порядке госзаку пок, контрактации, а такж е про дукции, идущей на производствен ные затраты колхозов (кроме фура ж а), имеется в виду облагать в размере 4 проц., остальные доходы —в размере 8 проц. По закону о сельскохозяйствен ном налоге от 1 сентября 1939 г . доходы от личного подсобного хо зяйства колхозников, а также дохо ды единоличных крестьянских хо зяйств определяются по нормам до ходности. Эти нормы были установ лены, исходя из уровня пен на колхозном рынке в 1937 —1938 г .г . Сейчас нормы доходности и ставки налога устарели, потому что дохо ды колхозников и единоличников от продажи продуктов сельского хозяй ства значительно выросли. Поэтому предлагается внести изменения в нормы доходности и в действующие ставки сельхозналога. Предлагаемые изменения норм доходности и ставок сельхозналога не распространяются на западные области Украинской и Белорусской ССР, на новые районы Молдавской ССР, а такж е на Литовскую , Лат вийскую и Эстонскую ССР. Вносимые на утверждение Сессии Верховного Совета СССР изменения закона о подоходном налоге с кол хозов и поправки к закону о сель хозналоге улучшат систему налого вого обложения колхозов, колхозни ков и единоличных крестьянских хозяйств и вместе с • тем дадут до полнительные средства на усиление обороны нашей родины. займы и вклады 1 ьные кассы. пуск третьего года) за короткий срок подписалось около 60 млн. че ловек на 9.433 млн. руб. Резко возросла подписка в колхозной де ревне: в 1939 г . она составила 1.138 млн. руб., а в 1940 г .—1.603 млн. руб. П о к ш тм ьн ы результаты «бора девег по подписке колхозников. По Займу Третьей Пятилетки (выпуску третьего года) до Г января 19И г . поступило взносов на селе 1.392 млн. руб., а по предыдущему вы пуск у займа до 1 января 1940 г . было собрано 806 млн. руб. Наши государственные займы приносят держателям облигаций еже годно возрастающий доход. В 1940 г . населению выплачено выигрышей и процентов по займам более 900 млн. руб. против 550 млн. руб. в 1939 г . В доходах государственного бюд жета 1941 г . предусмотрено поступ ление от государственных займов, реализуемых по подписке среди на селения, 10.375 млн. руб. За последние годы значительно расширилась сеть сберегательных касс в СССР, особенно на селе. Сейчас в стране имеется свыше 41 тысячи сберегательных касс. К на чалу третьей пятилетки па селе бы ло около 14 тысяч сберегательных касс, а сейчас,—более 31.000. Сель ские сберегательные кассы откры вались главным образом при почто вых отделениях и агентствах без найма специальных сотрудников: их обслуживают по совместительству работники почтовых учреждений. В настоящее время остаток вкла дов в сберегательных кассах пре вышает 7 млрд, рублей. Государственна План доходов по государственному страхованию намечен на 1941 г . в сумме 3.706 млн. руб.—рост по сравнению с прошлым годом на 8 проц. Из них в государственный бюджет поступит 1.565 млн. руб. Кроме того, отчисления в бюджеты АССР, краев и областей по обяза тельному окладному страхованию со ставят 294 млн. руб. Эти средства предназначаются на предупредитель ные мероприятия по борьбе с пожа рами и падежом скота, на строитель ство п ремовт ветеринарных лечеб ниц, пожарных сараев и депо, при обретение пожарных машин и т. п. В 1940 г . по обязательному н добровольным видам страхования было собрапо 3 426 млн. руб., т. е. 100 проц. плана. При этом по обя зательным видам страхования план выполнен на 101,9 проц , з по доб ровольному— на 95,7 ироц. Сумма, в которую застраховано имущество колхозов и колхозников по обязательному окладному страхо ванию на случай стихийных бед ствий, возросла с 72 млрд. руб. в 1939 г . до 114 млрд. руб. в 1940 г. В 1940 г. колхозам, колхозникам, рабочим и служащим, а также госу дарственным, кооперативным и об щественным организациям выплаче но около 1.300 млн. руб. страхово го возмещения. Это—большая по мощь хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий. Я должен сказать, что страховые органы в основном справились с проведением в жизнь нового закона об обязательном окладном страхова нии. принятого VI сессией Верховно го Совета СССР Однако, в работе органов государственного страхова ния еще имеются серьезные недо статк и. До сих пор, например,не исполь зуются все возможности для дей ствительно широкого развития доб ровольных видов страхования,в осо бенности на селе. На этот участок стра ховые работники должны в 1941 г . направить максимум сил, не ос лабляя при этом внимания к обя- Рост доходов трудящихся города и деревни составляет надежную ос нову развития сберегательного дела в СССР. Однако наши сберегатель ные кассы еще далеки от использо вания всех имеющихся для этого возможностей. В 1940 г. они рабо тали неудовлетворительно, план привлечения вкладов не выполнили В 1941 г . сберегательные кассы должны привлечь 1 200 млн. руб. новых вкладов. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо улучшить работу сберегательных касс, особен но на селе, научиться действитель но культурно и четко обслуживать вкладчиков и держателей облигаций государственных займов. Нужно ши роко популяризировать выгоды и преимущества хранения свободных средств в государственных трудо вых сберегательных кассах. Важной задачей текущего года является развитие сберегательного дела в новых республиках и обла стях Советского Союза. В прошлом году в западных областях УССР и БССР, а такж е в новых районах Карело-Финской и Молдавской ССР было открыто больше тысячи сбере гательных касс. На новых началах перестроена такж е работа сберега тельных касс в Литовской, Латвий ской и Эстонской союзных респуб лик ах. е страхование. зательному окладному страхованию , обеспечивая полный сбор обязатель ных платежей. Нужно также доби ваться строго целевого и правильно го использования страховых средств, передаваемых местным советам на борьбу е пожарами и падежом скота. * * * На этом я заканчиваю изложение доходной части государственного бюджета. Выполнение задания по доходам на 1941 г . в размере 216 миллиардов рублей требует, чтобы руководители наркомата н хозяй ственных организаций обеспечили неуклонное выполнение производ ственных программ, заданий по сни жению себестоимости и планов на коплений, чтобы и хозорганы и граждане СССР аккуратно рассчи тывались по своим финансовым обя зательствам перед государством. Необходимо такж е, чтобы я испол комы местных советов следили за поступлением средств в государствен ный бюджет, практически содейство вали успешному выполнению фи нансового плана. Финансовые работники должны пристально следить за товарооборо том, усилить воздействие на хо зяйство, иринять все меры к тому, чтобы план поступления доходов вы полнять в 1941 г . равномерно из декады в декаду, из месяца в месяц по каждому без исключения платеж у. Исторические решения XVIII Все союзной конференции ВКЩб) ук азы вают конкретные пути использова ния высокой техник и наших фабрик н заводов, роста социалистического накопления. Они требуют больше вистской борьбы за снижение себе стоимости продукции, за ликвидацию всех излишеств, внедрение режима экономии во всем народном хозяйстве. Проведение в жизнь решений XVIII Всесоюзной партконференции обеспечит выполнение п перевыпол нение доходной части бюджета на 1941 г . и еще более укрепит фи нансовую мощь нашего государства. III. Расходы государственного бюдж ета СССР в 1941 году. Перехожу к характеристике рас ходной части бюджета на 1941 год. Расходы государственного бюдже та СССР на 1941 г . определены, к ак я уже ук азал, в сумме 215 ,4 млрд руб. против 173,3 млрд. руб. в 1940 году. По сравнению с прош лым годом расходы возрастают на 42,1 млрд, рублей, или на 24,3 процента. Средства государственного бюдже та СССР в 1941 г . направляются на следующие цели (в миллионах рублей): 1940 г. (исполнение; по предварительным итогам) 1941 Г. Прирост Сумма Ироц. к итогу Сумма Проц. к итогу Сумма Проц. к итогу Всего расходов В том числе: 173.259 100,0 215.373 100,0 42.114 24,3 1. Народное хозяйство Из них: 57.110 33,0 72.875 33,8 15.765 27,6 Промышленность 27.762 16,0 39.181 18,2 11.419 41,1 Сельское хозяйство 12 168 7,0 13.455 6,2 1.287 10,6 Транспорт и связь 2. Социально-культур- 4.664 2,7 6.576 3,0 1.912 41,0 ные мероприятия В том числе: 41.713 24,1 47.803 22,2 6.090 14,6 Просвещение 22.682 13,1 26.612 12,3 3.930 17,3 Здравоохранение Социальное 9.379 5,4 10.891 5,1 1.512 16,1 обеспечение 3.007 3. Наркомат обороны и Наркомат Военмор- 1,8 3.469 1,6 462 15,4 флота 56.102 4. Суд, прокуратура и органы государст- 32,4 70.865 32,9 14 763 26,3 венного управления 6.752 3,9 7.142 3,3 390 5,8 5 . Расходы по займам 2.785 1,6 3.35* 1,« 565 20,3 Из таблицы видно, что более по ловины (56 проц.) всех бюджетных ассигнований направляется на фи нансирование народного хозяйства и культуры и почти одна треть (32,9 проц) на финансирование обороны Особенно большое увеличение ас сигнований намечено по промыш ленности и транспорту. Бюджетных вложений в промышленность преду смотрено 39,2 млрд, руб., в транс порт и связь—6,6 млрд. руб. По; сравнению с 1940 г . финансирова ние промышленности увеличивается на 11,4 млрд, р уб .,’ или на 41,1 проц ; финансирование транспорта и связи возрастает на 1,9 млрд, р уб , или на 41 проц. Такое на правление средств государственного бюджета соответствует задачам на роднохозяйственного плана 1941 г. и роли промышленности и транспор та в осуществления этих задач. Финансирование капитального строительства. Задачи дальнейшего под'ема на родного хозяйства и укрепления обороны нашей страны требуют осуществления в 1941 г . огромной программы капительного строитель ства и своевременного ввода в экс- плоаташш большого количества— свыше тысячи— новых предприятий. На 1941 г . об‘ем капитальных работ установлен—в сметных ценах 1936 г . —в 57 млрд, р уб., из них 9 млрд. руб. нецентрализованных капиталовложений. На финансиро вание этой программы работ, с уче том изменения пен и тарифов, по требуется 60 млрд. руб. Решающим источником финансирования капи тальных работ является государст венный бюджет, по которому на эти цели ассигнуется 46,6 млрд, руб., или 77,7 проц. общего об'ема финансирования. Из этой суммы на строительство предприятий промыш ленных наркоматов намечено выдать 22,9 млрд, руб., на строительство транспорта и связи—4,8 млрд. руб. Собственные средства хозорганов в финансировании капитального строительства составляют 13,4 млрд, руб. Хозяйственники обязаны свое временно передавать эти средства в банки долгосрочных вложений для бесперебойного финансирования го сударственного плана капитальных работ. За 1940 г . в банки поступило собственных средств хозорганов на капитальные вложения 8,7 млрд, руб. —на 40 проц. больше, чем в 1939 г. Однако, некоторые нарко маты, недовыполнив планы накоп лений, внесли собственных средств в банки значительно меньше, чем было установлено государственным планом. Например, Наркомат сред него машиностроения выполнил план взноса собственных вложений только на 82 ироц., Наркомат бу мажной промышленности—на 83 проц , Наркомат о6щег >машиностро ения— на 84,5 проц.. Наркомат неф тяной промышленности—на 85,5 проц. Обязанность Есех наркоматов, главков, предпринтпй - обеспечить в 1941 г . ак к уратный взнос в бан ки всей суммы амортизационных отчислений и прибыли хозорганов в части, направляемой на финансиро вание капитального строительства. Увеличение собственных вложе виб хозорганов на капитальное строительство усиливает ответствен ность банков долгосрочных вложе ний за своевременное поступление и правильное использование этих средств. Для выполнения плана капиталь ных работ крайне важно использо вать внутренние ресурсы строек. В 1941 г . должно быть пущено в де ло более чем на 750 млн. руб. и з быточных запасов оборудования и материалов. Многие стройки не только не вы полняют установленных им планов использования внутренних ресурсов, но допускают дальнейшее накопле ние и зли ш н и х запасов материалов и оборудования, что, в свою оче редь, создает благоприятную обста новку для разбазаривания, а иногда и прямого расхищения материаль ных ценностей. Надо обеспечить контроль за стро- жайшим проведением в жизнь Ук а за Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г . «О запрещении продажи, обмена и от пуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия». Виновники разбазаривания матери альных ресурсов в строительстве должны привлекаться к суровой от ветственности. Нельзя ск азать, что в 1940 г- борьба за снижепие стоимости стро ительства не дала никаких резуль татов. известное улучшение в де ле использования государственных средств в строительстве достигнуто. Так , в 1939 г . безубыточно работа ли 27 трестов Наркпмстроя, а в 1940 г . —50. Трест «Южэлектромонтаж» Наркомстроя путем экономии мате риалов и фондов заработной платы, снижения накладных расходов за 11 месяцев 1940 г . добился снижения стоимости строительства против сме ты на 7,6 млп. руб. и получил 8,1 млн. руб. прибыли. Трест «Сталинск- промстрой» Наркомстроя, снизив иа 1,2 млн. руб стоимость строитель- ' ства, закончил 1940 г. также с хо рошими финансовыми показателя*!!: 1 он получил 1,3 млн. руб. прибыли. Однако многие строительные ор- | гавнзации заданий по снижению сто имости строительства в 1940 г . не • выполнили. В целом по всему стро - [ телъству, финансируемому Промбан-} ком, вместо снижения стоимости ра бот имеется, по предварительным данпым, удорожание на 2—3 про-1 цента. Крупнейшим недостатком, приво- 1 дящим к удорожанию стоимости стро ительства, является продолжающаяся прак тика превышения установлен ных норм накладных и администра тивно-хозяйственных расходов на стройках. За 11 месяцев 1940 г . на кладные расходы в системе Нарком строя СССР превышены на 199 млв. руб., на стройках Нарком нефти—на 63 млн. руб., Наркомата электро станций—на 33 млн. руб. Чем обгоняю тся эти перерасходы? Опять же бесхозяйственностью, раз ного рода излишествами, ничем не оправданным разбуханием админи стративно-управленческого аппарата. Строительно-монтажные конторы Л ; 1 и № 2 треста «Грознефтестрой» Нарком нефти за 9 месяцев 1940 г. превысили смету административно- хозяйственных расходов на 1 млн. руб. Рук о в)ди те.т этих контор гру бо нарушали штатную дисциплину, щедро выплачивали незаконные над бавки сотрудникам «за нагэузк у», <за квалификацию», «за особые ра- ' боты» и т. п. Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет нашей пар тии дали указание—снизить в 1941 г. норму накладных расходов в строи тельстве с 24 до 20 проц по отно шению к прямым расходам. Союз- а аые наркоматы, совнаркомы соки- ных республик, исполкомы местных советов и банки, финансирующие строительство, обязаны повседневно контролировать, как выполняется эта важнейшая директива партии и правительства, и привлекать к стро- ^ жавшей ответственности тех, кто ч позволяет себе ее нарушать. Одним из основных элементов стоимости строительства является, : как известно, заработная плата. Рас- I ходы на заработную плату в финан- I сируемом Промбанком строительстве снижены в 1940 г . иротив 1939 г. на 34,4 млн. р уб ., хотя об‘ ем вы полненных в 1940 г . строительных работ был выше на 2 млрд, руб Сделан, следовательно, некоторый шаг вперед Но считать его доста точным нельзя, поскольку в строи тельстве все еще имеют место весьма значительные перерасходы фондов заработной платы. Постановлением Экономсовега при СНК СССР от 23 марта 1940 г . по 50 подрядным стройкам Наркомстроя установлена в виде опыта выдача Промбанком средств на зарплату ; только в меру выполнения строи тельных работ. Н о вый порядок це ликом себя оправдал, перерасходы фондов зарплаты быстро пошли на убыль Этот порядок выдачи средств на зарплату распространен теперь и на другие стройки. Сверх ук азанных мною выше ка питальных затрат намечено израсхо довать 7,3 млрд. руб. на нужды ка питального ремонта. Большая часть этой суммы—5 ,5 млрд руб. должна быть покрыта из амортизационных отчислений хозорганизаций, осталь- » ные 1,8 млрд. р уб .—из ассигнова ний по государственному бюджету. Таковы основные показатели фи нансирования капитальных работ в 1941 г . Чтобы выполнить количе ственные и качественные показате ли этого плана, надо решительно усилить внимание всех хозяйствен ных руководителей к экономике строи тельного дела, полностью искоренить бесхозяйственность, навести стро жайшую экономию в расходовании материальных ресурсов и денежных средств на стройках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz