Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
Зимние каникулы школьников К омсомольский лыжный кросс Комсомольцы и комсомолки на шей необ'ятной страны включаются в подготовку к проведению комсо мольского лыжного кросса имени XXIII годовщины Красной Армии, который будет проходить с 1 по 28 февраля. По положению, выработанному Центральным Комитетом ВЛКСМ, к участию в кроссе, наряду с други ми, допускаются первичные комсо мольские организации средних и не полных средних школ. Сдав нормы по лыжам на значок ГТО первой ступени и сделав минимальный тренировочный переход на лыжах, предусмотренный положением, каж дый комсомолец получает право участвовать в соревнованиях. Комсомольцы девяти школ города заявили о своем желании участво вать в кроссе. Они выделили коман ду и приступили к тренировке. Но не все уделяют внимание этому важнейшему оборонному мероприя тию. Комсомольцы средней школы № 6 (секретарь комитета тов. Захаров) создали 24 команды. Зимние кани кулы у них не проходят даром. Они устраивают лыжные переходы, заботятся о том, чтобы каждый участник соревнований имел бы свои собственные лыжи. Но не так обстоит дело в средней школе № 25 (секретарь комитета тов. Пронин). Там создали только семь команд, хотя в комсомольской организации этой школы имеется много молоде жи, увлекающейся лыжным спортом Повидимому, не все секретари ши роко информировали комсомольцев о лыжном кроссе, его целях и про грамме. У комсомольцев городских школ есть прекрасные возможности выйти победителями в соревно вании: многие имеют хорошие лы жи, имеют навыки в преодолении на лыжах больших дистанций по пересеченной местности. Надо заин тересовать всех ребят этим спортом, умело организовать подготовку к кроссу, и дело пойдет. Сейчас школьники с увлечением изучают военное дело. Умение хо дить на лыжах, бесспорно, поможет выработать у будущих бойцов Крас ной Армии выносливость, предпри имчивость. Тренировки юнармейцев пока зали, что военные игры можно сделать гораздо интереснее, если юнармейцы умеют владеть лыжами. Лыжники быстрее продвигаются к цели, они проходят по снегу там, где трудно пройти пешему, они мо гут внезапно появиться и исчезнуть, успешней вести разведку и решать тактические задачи в зимних усло виях. Мы должны сделать молодых со ветских лыжников самыми искус ными лыжниками в мире, научить их в пургу и непогоду, днем и ночью двигаться по полю и по ле су, научить преодолевать препят ствия и так рассчитывать свои си лы, чтобы успешно выполнять бо евое задание. Хорошая подготовка к лыжному кроссу поможет нам вы работать эти качества у комсомоль цев. Для школьных комсомольских ор ганизаций города могут служить примером комсомольцы горно-метал лургического техникума (секретарь комитета т. Чернышова). Они систе матически тренируются в ходьбе на лыжах и вырабатывают в себе вы носливость. Многие студенты легко проходят большие дистанции. Лыжный кросс преследует цель— привлечь всех комсомольцев к си стематическим занятиям лыжным спортом, к постоянному совершен ствованию в нем. Каждый день зимних каникул комсомольцы школ должны использовать для успешной подготовки к лыжному кроссу, что бы выйти победителями в этом за мечательном соревновании. А. Аверин , секретарь горкома ВЛКСМ. Встреча с Героем Сове тск ог о Сою за В выходной день школьники го рода в зале кинотеатра встретились с Героем Советского Союза, капи таном Г. М. Соколовым, слушате лем Липецких высших авиацион ных курсов. • Ребята бурно приветствовали мо лодого летчика. С затаенным дыха нием слушали ребята рассказ героя о том, как звено советских само летов, настигнув в глубоком тылу противника поезда с вражеским во оружением, разбомбило их, как со ветский летчик, один над враже ской землей бился с финнами и об ращал их в бегство, как в пяти минутном воздушном бою наша эскад рилья, при численном превосходстве противника, с исключительным ма стерством вывела из строя девять вражеских самолетов, понеся незна чительные потери. — За доблестной работой совет ских летчиков следит лично товарищ Сталин, —говорит тов. Соколов. Эти слова молодые патриоты встречают восторженными рукоплесканиями. Встреча с героем носила радуш ный характер. Школьники тепло проводили знатного гостя. Многие учащиеся средней школы 1 пришли на новогодний бал в 1 игинальных маскарадных костю- х. На снимке: ученик 10 класса Жда- в в костюме Тариэля, героя поэмы гставели „Витязь в тигровой <уре\ ^ „ тт фото Б. Цаплина. На зеркальной г лада к а тк а Ежедневно с самого утра на го родской детский каток собираются юные конькобежцы-школьники. Ка танье на коньках для многих из них является излюбленным видом отды ха в зимние каникулы. Вот школьник лет тринадцати вы делывает такие изумительные фигу ры на льду, что привлекает внима ние прохожих. Группа девочек, взяв шись за руки, стройно скользит по полю. У ребят большое желание играть в хоккей. Поделав из палок импро визированные клюшки, они с азар том гоняют мяч по льду. И только поздним вечером, когда на катке выключают свет, жизне радостная молодежь с раскраснев шимися лицами расходится по домам. Юнармейцы школы .М» 5 готовятся к походу- Фото Б. Цаплина. Н о в ы е п о с т а н о в к и п и о н е р о в Драматический кружок Дома пи онеров по своему составу не очень велик, в нем всего 12 человек. Но эти двенадцать—являются крепким коллективом, все они дисциплини рованы и с энтузиазмом относятся к работе в кружке. Ни одно ме роприятие, проводимое Домом пио неров, внутри и вне его, не про ходило без их участия. За четыре последних месяца кру жок, под моим руководством, при готовил две пьесы —«Сын партиза на» (в трех картинах) и «Испыта ние» (в одном действии). Первая написана на тему о гражданской войне, вторая — о честном отноше нии советских школьников к учебе. К новогоднему празднику актив кружка (Борис Екимов, Ляля Рыж кова и другие) выпустил стенную газету, посвященную зимним кани кулам. 2 января была устроена елка, около которой собрались исключи тельно члены кружков Дома пионе ров. В программе показа самодея тельности Дома пионеров была и комедия «Испытание». Из того, как выполнялись роли в пьесе, можно было видеть отчетливое понимание каждым действующим лицом своей роли, четкое знание текста. Следует пожелать драматическому кружку в 1941. году еще более ин тенсивной и продуктивной работы. М. Селянин, режиссер городского театра. В детской технической станции Зимние каникулы дают возмож ность кружковцам городской детской технической станции больше отводить времени внешкольным занятиям, заниматься в кабинетах ДТС. Сейчас в ДТС работают кружки авиамодельный, фото-и радиокружок. На время каникул составлен план работы. Школьники, занимающиеся в фо токружке, отражают в своей работе зимний отдых учащихся. Они ходи ли с фотоаппаратами по городу, фо тографировали конькобежцев, лыж ников, новогодние елки. Многие ребята увлекаются авиа моделизмом. В этом кружке зани мается 21 человек. Семиклассники школы № 1 Валя Апарин и Паша Буев постоянно работают вместе. Валя строит реечные модели соб ственной конструкции, Паша—фю зеляжную модель конструкции Трун- ченко. Они же вдвоем * построили электромоторчик, работающий от сети через трансформатор; сделали аппарат Морзе. Немало поклонников и у радио. Сейчас в радиокружке занимается 12 человек. Ученик 1-й средней школы Юра Арестов на-днях закон чил одноламповый регенератор. Юра Букреев, ученик 2-й школы, сделал радиоприемник. Ученик этой же школы Женя Черневецкий сма стерил детекторный приемник. Для участников январского учи тельского совещания ДТС организу ет показ детского творчества. Особый интерес представляет тре тий очный тур юных физиков Ли пецка, который состоится 10 янва ря в школе № 1. В нем примут участие до 40 учащихся городских школ. При первом же потеплении мы организуем запуск- шаров монголь фьеров, коробочных змеев, а также соревнования схематических авиа моделей. В. Лихачев, заведующий городской ДТС. Готовимся к оборонным соревнованинм Учащиеся средней школы № 2 с большой охотой идут заниматься в оборонные кружки. Готовясь к третьим всесоюзным военно-физ культурным соревнованиям пионе ров и школьников, мы организова ли кружки ПВХО, в которых зани мается 50 учеников Созданы так же команды по подготовке воро шиловских стрелков, ГСО и другие. Ученики Пишикин и Иноземцева в 1940 году были участниками рес публиканских оборонных соревнова ний. Сейчас они с увлечением проводят занятия по ПВХО И ГСО (с младшими группами). Уделяют большое внимание подготовке своих товарищей к соревнованиям и ак тив] сты оборонной работы Корвя- ков, Овчинников, Ганжа и другие. Связистов тренируют ученики В. Го воров и Федулов. Связисты млад шей группы уже изучили азбуку Морзе. Многие ребята приступили к сдаче норм на значок ГТО и БГТО. Комсомольцы Казанский, И. Заост- рожных, Корвяков тренируют школь ников в ходьбе на лыжах. Некото рые сдали норму по троеборью и по лыжам. Но надо сказать, что гороккие советы Осоавиахима и РОКК не идут нам навстречу. Горсовет Осо авиахима никак не соберется выде лить руководителя по топографии, а горсовет РОКК до сих пор не присылает врачей для руководства кружками ГСО, хотя обещал выде лить для этой работы шесть врачей. В прошлом году наша школа не плохо провела вторые оборонные всесоюзные соревнования и несколь ких своих лучших физкультурни ков мы посылали на областные и республиканские соревнования. В этом году оборонная работа в шко ле несколько ослабла. Но мы сделаем все, чтобы третьи соревнования в нашей школе были хорошо организованы и чтобы в них участвовало как можно больше ре бят. Н. Гуляев, секретарь комитета ВЛКСМ. Школьный шахматный турнир Учащиеся средней школы № 2 в дни зимних каникул проводят у себя шахматный турнир на первен ство в шкоде. 19 шахматистов, уча ствующих в турнире, каждое утро собираются в школу и проводят свой досуг за любимой игрой. Сре ди участников 6 человек имеют четвертую категорию по шахматам, остальные--пятую . Уже сыграно пять туров. После пятого тура впереди идут Савельев, ученик 8 класса, набравший 8 оч ков из 13, и девятиклассники Сатин и Воробьев, имеющие по В очков. Посмотреть на игру своих това рищей приходят другие школьники. В специально отведенной на вре мя каникул комнате отдыха соби рается много любителей поиграть в шашки, с увлечением они играют ц на биллиарде. Юнармейцы В коридоре, у стены собралась группа юнармейцев. В ушанках, ва ленках, в теплых рукавицах, с де ревянными ружьями за плечами, они готовы к походу и нетерпеливо ждут приказа своих командиров. Юнарме’й- цы то и дело выскакивают на улицу, и если появляется новый боец, они стремглав мчатся к комавднрам и докладывают: — Костя пришел!Митька пришел! Командиры жарко спорят. — Ну, что у нас за штаб? Толь ко приказы издает. Не все взводы выполняют приказы, а им и горя мало. — Не следят за явкой бойцов и не помогают нам. Один командир взвода все равно ничего не сделает. — Надо заинтересовать ребят, тогда и стопроцентная явка будет. Некоторых ребят родители не пускают. — Да, морозы какие пошли... А кто это придумал не проводить иг ру при двадцатиградусном морозе?— запальчиво спрашивает комвзвода. — Есть приказ такой ,—со вздо хом отвечает комроты. — Откуда такой при каз?—допы тывается комзвода. —Ведь так и к а никулы пройдут, а мы ничего не сделаем. Ведь на финляндском фрон те какие были морозы и не счита лись с ними. — Хватил... На фронте... На фронте и с тобой не посчитаются—пошлют вдело при любом морозе. — А знаете что? Я недисципли нированных сажал бы на гауптвахту. Запер бы в класс и назначил бы срок высидки. Это неоашданное предложение бы стро отвергается. — Нет, так только отвадишь. По сади его раз; а в другой он не при дет. У стены появляется техник по вооружению Леня Туровский. Его с пристрастием допрашивают—о тре- щетках к пулеметам, о ружьях и гранатах. Выясняется, что 25 де ревянных ружей, кроме имеющихся на руках у юнармейцев, есть на складе. Имеются и пулеметы, ноне ко всем еще сделаны трещетки. Это сообщение вызывает негодование. — Как же мы будем проводить игру? Осталось шесть дней, а не все готово. Но командирам, кажется, невдо мек, что трещетки к пулеметам юнармейцы могут сделать сами, не ожидая особой помощи от штаба и техника по вооружению. Спор этот выявил одно несомненное обстоя тельство: штаб не пользуется еще не обходимым авторитетом у командиров взводов. Но вот все собрались. Выстроив шимся юнармейцам раз'яснена зада ча: часть бойцов идет сейчас в Ниж ний парк и там окапывается с пуле метом. Второй отряд идет на розыски и должен штурмом взять укрепление противника. Бойцы подвязали лыжи, подхва тили пулемет, и не успел еще коман дир второго отряда проинструкти ровать своих юнармейцев, как пер вый отряд уже скрылся из виду. От ряд на укрепление повел комавдир взвода Шура Бударин, второй— на штурм —командир роты Витя Павлов. ’ Войдя в парк, второй отряд вы слал вперед разведчика. В разведку пошел Франц Нейбауэр. На нем—бе лый балахон из простыни, он хоро шо ходит на лыжах. Когда развед чик пригнулся и пошел по следу лыжни противника, создалось впе чатление, что маленький белый ком катится меж кустов. Юнармейцы, пригибаясь и пря чась за кустами, делают перебежку только по команде. Они боятся быть обнаруженными и крепко помнят приказ командира: незаметно подой ти к укреплению «врага», застать его врасплох и разбить наголову. У наступающих—деревянные вин товки и гранаты. Разведчик ползет в обход. За ним немного в стороне продвигается от ряд. Через высокий бугор отряд пе реползает в полной тишине. Лица юнармейцев сосредоточены, но на каждом легко прочесть, что они с тре петом ждут боя, заранее предвку шая победу. Разведчик доносит: он заметил ча сового противника. Теперь ясно, где окопался первый отряд, и Витя Пав лов, все также маскируясь, подтя гивает свои силы к группе деревь ев, за которыми легко укрыться. В дозоре первого отряда стоит юнар- меец Коля Анискин. Он подозри тельно следит за белым комом сне га, медленно ползущим за кустами, но его внимание неожиданно отвле кают крик и шум сзади. Это отряд Шуры Бударина обнаружил трех юнармейцев, идущих на подкрепле ние второму отряду и, выскочив из засады , берет их в илеи. Сердце Виктора Павлова не выдерживает. Как можно сидеть сложа руки, когда начался бой? Он выскакивает с свои ми бойцами, быстро снимает часово го, ранит командира противника и высвобождает пленных. Теперь «враг» отступает. Он умело стягивает свои силы к укре плению и, достигнув его, пускает в дело пулемет. Разгорается жаркий бой. Два юнармейца из отряда Пав лова нападают на зазевавшегося ча сового у пулемета и обезоруживают его. По часовой не сдается и вступа ет в рукопашную. Трещит пулемет, несутся крики «ура». Уже много бойцов «ранено», есть «убитые», но «раненые» продолжают драться как ни в чем не бывало, никто не хо чет быть «убитым»: «мертвые» вска кивают и опять ожесточенно дерут ся. Отряд Бударина яро защищает укрепление и не сдает его. Юнармейцы около часу пробыли на воздухе, а они готовы быть еще здесь, только бы разыгрывались бои, да были бы жаркие схватки. Но игра окончена. Командиры приказали вы строиться и нтти в школу. На обрат ном пути идут горячие споры: мог ли «тяжело раненый» Бударин про должать командовать, нужно ли бы ло нтти в лоб, не лучше ли подой ти с тыла, маскируясь, как намеча ли, и так далее. ♦ * * Командиры юнармейцев — Витя Павлов и Ш ураБударин ,—безуслов но, знают, как заинтересовать школь ников военной игрой, н умеют при вить им вкус к военной учебе. К. Светлова. Организовать экскурсии в музеи Наши школьники проявляют боль шой интерес к изучению родного края. С каким любопытством они рассматривают во время экскурсий экспонаты местного музея Краеве дения, как внимательно слушают пояснения экскурсовода. Некоторые школьники являются активистами музея, они помогают в его работе, пополняют его новыми экспонатами. Сейчас, во время каникул, уча щиеся в одиночку приходят в му зей, с интересом все рассматрива ют, обо всем расспрашивают. Однако эта форма культурного досуга не используется нашими школами в зимние каникулы. Не которые школы города дали свои заявки на экскурсии в местные му зеи и этим ограничились. До сих пор руководители школ не органи зовали коллективного посещения учащимися музеев в дни зимних каникул. Еще не поздно использовать ос тавшиеся дни каникул для прове дения с учащимися организован ных экскурсий в музеи Краеведе ния и Революции. Ярцев, директор музеев Революции и Краеведения. Во всех школах, детских садах и яслях города устроены елки для детей. На снимке: елка в фойе городского кинотеатра. Фото Б. Цапляна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz