Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Зимние каникулы школьников К омсомольский лыжный кросс Комсомольцы и комсомолки на­ шей необ'ятной страны включаются в подготовку к проведению комсо­ мольского лыжного кросса имени XXIII годовщины Красной Армии, который будет проходить с 1 по 28 февраля. По положению, выработанному Центральным Комитетом ВЛКСМ, к участию в кроссе, наряду с други­ ми, допускаются первичные комсо­ мольские организации средних и не­ полных средних школ. Сдав нормы по лыжам на значок ГТО первой ступени и сделав минимальный тренировочный переход на лыжах, предусмотренный положением, каж ­ дый комсомолец получает право участвовать в соревнованиях. Комсомольцы девяти школ города заявили о своем желании участво­ вать в кроссе. Они выделили коман­ ду и приступили к тренировке. Но не все уделяют внимание этому важнейшему оборонному мероприя­ тию. Комсомольцы средней школы № 6 (секретарь комитета тов. Захаров) создали 24 команды. Зимние кани ­ кулы у них не проходят даром. Они устраивают лыжные переходы, заботятся о том, чтобы каждый участник соревнований имел бы свои собственные лыжи. Но не так обстоит дело в средней школе № 25 (секретарь комитета тов. Пронин). Там создали только семь команд, хотя в комсомольской организации этой школы имеется много молоде­ жи, увлекающейся лыжным спортом Повидимому, не все секретари ши­ роко информировали комсомольцев о лыжном кроссе, его целях и про­ грамме. У комсомольцев городских школ есть прекрасные возможности выйти победителями в соревно­ вании: многие имеют хорошие лы­ жи, имеют навыки в преодолении на лыжах больших дистанций по пересеченной местности. Надо заин­ тересовать всех ребят этим спортом, умело организовать подготовку к кроссу, и дело пойдет. Сейчас школьники с увлечением изучают военное дело. Умение хо­ дить на лыжах, бесспорно, поможет выработать у будущих бойцов Крас­ ной Армии выносливость, предпри­ имчивость. Тренировки юнармейцев пока­ зали, что военные игры можно сделать гораздо интереснее, если юнармейцы умеют владеть лыжами. Лыжники быстрее продвигаются к цели, они проходят по снегу там, где трудно пройти пешему, они мо­ гут внезапно появиться и исчезнуть, успешней вести разведку и решать тактические задачи в зимних усло­ виях. Мы должны сделать молодых со­ ветских лыжников самыми искус­ ными лыжниками в мире, научить их в пургу и непогоду, днем и ночью двигаться по полю и по ле­ су, научить преодолевать препят­ ствия и так рассчитывать свои си­ лы, чтобы успешно выполнять бо­ евое задание. Хорошая подготовка к лыжному кроссу поможет нам вы­ работать эти качества у комсомоль­ цев. Для школьных комсомольских ор­ ганизаций города могут служить примером комсомольцы горно-метал­ лургического техникума (секретарь комитета т. Чернышова). Они систе­ матически тренируются в ходьбе на лыжах и вырабатывают в себе вы ­ носливость. Многие студенты легко проходят большие дистанции. Лыжный кросс преследует цель— привлечь всех комсомольцев к си­ стематическим занятиям лыжным спортом, к постоянному совершен­ ствованию в нем. Каждый день зимних каникул комсомольцы школ должны использовать для успешной подготовки к лыжному кроссу, что­ бы выйти победителями в этом за­ мечательном соревновании. А. Аверин , секретарь горкома ВЛКСМ. Встреча с Героем Сове тск ог о Сою за В выходной день школьники го­ рода в зале кинотеатра встретились с Героем Советского Союза, капи­ таном Г. М. Соколовым, слушате­ лем Липецких высших авиацион­ ных курсов. • Ребята бурно приветствовали мо­ лодого летчика. С затаенным дыха­ нием слушали ребята рассказ героя о том, как звено советских само­ летов, настигнув в глубоком тылу противника поезда с вражеским во­ оружением, разбомбило их, как со­ ветский летчик, один над враже­ ской землей бился с финнами и об­ ращал их в бегство, как в пяти­ минутном воздушном бою наша эскад­ рилья, при численном превосходстве противника, с исключительным ма­ стерством вывела из строя девять вражеских самолетов, понеся незна­ чительные потери. — За доблестной работой совет­ ских летчиков следит лично товарищ Сталин, —говорит тов. Соколов. Эти слова молодые патриоты встречают восторженными рукоплесканиями. Встреча с героем носила радуш ­ ный характер. Школьники тепло проводили знатного гостя. Многие учащиеся средней школы 1 пришли на новогодний бал в 1 игинальных маскарадных костю- х. На снимке: ученик 10 класса Жда- в в костюме Тариэля, героя поэмы гставели „Витязь в тигровой <уре\ ^ „ тт фото Б. Цаплина. На зеркальной г лада к а тк а Ежедневно с самого утра на го­ родской детский каток собираются юные конькобежцы-школьники. Ка­ танье на коньках для многих из них является излюбленным видом отды­ ха в зимние каникулы. Вот школьник лет тринадцати вы­ делывает такие изумительные фигу­ ры на льду, что привлекает внима­ ние прохожих. Группа девочек, взяв­ шись за руки, стройно скользит по полю. У ребят большое желание играть в хоккей. Поделав из палок импро­ визированные клюшки, они с азар­ том гоняют мяч по льду. И только поздним вечером, когда на катке выключают свет, жизне­ радостная молодежь с раскраснев­ шимися лицами расходится по домам. Юнармейцы школы .М» 5 готовятся к походу- Фото Б. Цаплина. Н о в ы е п о с т а н о в к и п и о н е р о в Драматический кружок Дома пи­ онеров по своему составу не очень велик, в нем всего 12 человек. Но эти двенадцать—являются крепким коллективом, все они дисциплини­ рованы и с энтузиазмом относятся к работе в кружке. Ни одно ме­ роприятие, проводимое Домом пио­ неров, внутри и вне его, не про­ ходило без их участия. За четыре последних месяца кру­ жок, под моим руководством, при­ готовил две пьесы —«Сын партиза­ на» (в трех картинах) и «Испыта­ ние» (в одном действии). Первая написана на тему о гражданской войне, вторая — о честном отноше­ нии советских школьников к учебе. К новогоднему празднику актив кружка (Борис Екимов, Ляля Рыж­ кова и другие) выпустил стенную газету, посвященную зимним кани­ кулам. 2 января была устроена елка, около которой собрались исключи­ тельно члены кружков Дома пионе­ ров. В программе показа самодея­ тельности Дома пионеров была и комедия «Испытание». Из того, как выполнялись роли в пьесе, можно было видеть отчетливое понимание каждым действующим лицом своей роли, четкое знание текста. Следует пожелать драматическому кружку в 1941. году еще более ин­ тенсивной и продуктивной работы. М. Селянин, режиссер городского театра. В детской технической станции Зимние каникулы дают возмож­ ность кружковцам городской детской технической станции больше отводить времени внешкольным занятиям, заниматься в кабинетах ДТС. Сейчас в ДТС работают кружки авиамодельный, фото-и радиокружок. На время каникул составлен план работы. Школьники, занимающиеся в фо­ токружке, отражают в своей работе зимний отдых учащихся. Они ходи­ ли с фотоаппаратами по городу, фо­ тографировали конькобежцев, лыж­ ников, новогодние елки. Многие ребята увлекаются авиа­ моделизмом. В этом кружке зани­ мается 21 человек. Семиклассники школы № 1 Валя Апарин и Паша Буев постоянно работают вместе. Валя строит реечные модели соб­ ственной конструкции, Паша—фю­ зеляжную модель конструкции Трун- ченко. Они же вдвоем * построили электромоторчик, работающий от сети через трансформатор; сделали аппарат Морзе. Немало поклонников и у радио. Сейчас в радиокружке занимается 12 человек. Ученик 1-й средней школы Юра Арестов на-днях закон­ чил одноламповый регенератор. Юра Букреев, ученик 2-й школы, сделал радиоприемник. Ученик этой же школы Женя Черневецкий сма­ стерил детекторный приемник. Для участников январского учи­ тельского совещания ДТС организу­ ет показ детского творчества. Особый интерес представляет тре­ тий очный тур юных физиков Ли­ пецка, который состоится 10 янва­ ря в школе № 1. В нем примут участие до 40 учащихся городских школ. При первом же потеплении мы организуем запуск- шаров монголь­ фьеров, коробочных змеев, а также соревнования схематических авиа­ моделей. В. Лихачев, заведующий городской ДТС. Готовимся к оборонным соревнованинм Учащиеся средней школы № 2 с большой охотой идут заниматься в оборонные кружки. Готовясь к третьим всесоюзным военно-физ­ культурным соревнованиям пионе­ ров и школьников, мы организова­ ли кружки ПВХО, в которых зани­ мается 50 учеников Созданы так­ же команды по подготовке воро­ шиловских стрелков, ГСО и другие. Ученики Пишикин и Иноземцева в 1940 году были участниками рес­ публиканских оборонных соревнова­ ний. Сейчас они с увлечением проводят занятия по ПВХО И ГСО (с младшими группами). Уделяют большое внимание подготовке своих товарищей к соревнованиям и ак­ тив] сты оборонной работы Корвя- ков, Овчинников, Ганжа и другие. Связистов тренируют ученики В. Го­ воров и Федулов. Связисты млад­ шей группы уже изучили азбуку Морзе. Многие ребята приступили к сдаче норм на значок ГТО и БГТО. Комсомольцы Казанский, И. Заост- рожных, Корвяков тренируют школь­ ников в ходьбе на лыжах. Некото­ рые сдали норму по троеборью и по лыжам. Но надо сказать, что гороккие советы Осоавиахима и РОКК не идут нам навстречу. Горсовет Осо­ авиахима никак не соберется выде­ лить руководителя по топографии, а горсовет РОКК до сих пор не присылает врачей для руководства кружками ГСО, хотя обещал выде­ лить для этой работы шесть врачей. В прошлом году наша школа не­ плохо провела вторые оборонные всесоюзные соревнования и несколь­ ких своих лучших физкультурни­ ков мы посылали на областные и республиканские соревнования. В этом году оборонная работа в шко­ ле несколько ослабла. Но мы сделаем все, чтобы третьи соревнования в нашей школе были хорошо организованы и чтобы в них участвовало как можно больше ре­ бят. Н. Гуляев, секретарь комитета ВЛКСМ. Школьный шахматный турнир Учащиеся средней школы № 2 в дни зимних каникул проводят у себя шахматный турнир на первен­ ство в шкоде. 19 шахматистов, уча­ ствующих в турнире, каждое утро собираются в школу и проводят свой досуг за любимой игрой. Сре­ ди участников 6 человек имеют четвертую категорию по шахматам, остальные--пятую . Уже сыграно пять туров. После пятого тура впереди идут Савельев, ученик 8 класса, набравший 8 оч­ ков из 13, и девятиклассники Сатин и Воробьев, имеющие по В очков. Посмотреть на игру своих това­ рищей приходят другие школьники. В специально отведенной на вре­ мя каникул комнате отдыха соби рается много любителей поиграть в шашки, с увлечением они играют ц на биллиарде. Юнармейцы В коридоре, у стены собралась группа юнармейцев. В ушанках, ва­ ленках, в теплых рукавицах, с де­ ревянными ружьями за плечами, они готовы к походу и нетерпеливо ждут приказа своих командиров. Юнарме’й- цы то и дело выскакивают на улицу, и если появляется новый боец, они стремглав мчатся к комавднрам и докладывают: — Костя пришел!Митька пришел! Командиры жарко спорят. — Ну, что у нас за штаб? Толь­ ко приказы издает. Не все взводы выполняют приказы, а им и горя мало. — Не следят за явкой бойцов и не помогают нам. Один командир взвода все равно ничего не сделает. — Надо заинтересовать ребят, тогда и стопроцентная явка будет. Некоторых ребят родители не пускают. — Да, морозы какие пошли... А кто это придумал не проводить иг­ ру при двадцатиградусном морозе?— запальчиво спрашивает комвзвода. — Есть приказ такой ,—со вздо­ хом отвечает комроты. — Откуда такой при каз?—допы­ тывается комзвода. —Ведь так и к а ­ никулы пройдут, а мы ничего не сделаем. Ведь на финляндском фрон­ те какие были морозы и не счита­ лись с ними. — Хватил... На фронте... На фронте и с тобой не посчитаются—пошлют вдело при любом морозе. — А знаете что? Я недисципли­ нированных сажал бы на гауптвахту. Запер бы в класс и назначил бы срок высидки. Это неоашданное предложение бы­ стро отвергается. — Нет, так только отвадишь. По­ сади его раз; а в другой он не при­ дет. У стены появляется техник по вооружению Леня Туровский. Его с пристрастием допрашивают—о тре- щетках к пулеметам, о ружьях и гранатах. Выясняется, что 25 де­ ревянных ружей, кроме имеющихся на руках у юнармейцев, есть на складе. Имеются и пулеметы, ноне ко всем еще сделаны трещетки. Это сообщение вызывает негодование. — Как же мы будем проводить игру? Осталось шесть дней, а не все готово. Но командирам, кажется, невдо­ мек, что трещетки к пулеметам юнармейцы могут сделать сами, не ожидая особой помощи от штаба и техника по вооружению. Спор этот выявил одно несомненное обстоя­ тельство: штаб не пользуется еще не­ обходимым авторитетом у командиров взводов. Но вот все собрались. Выстроив­ шимся юнармейцам раз'яснена зада­ ча: часть бойцов идет сейчас в Ниж­ ний парк и там окапывается с пуле­ метом. Второй отряд идет на розыски и должен штурмом взять укрепление противника. Бойцы подвязали лыжи, подхва­ тили пулемет, и не успел еще коман­ дир второго отряда проинструкти­ ровать своих юнармейцев, как пер­ вый отряд уже скрылся из виду. От­ ряд на укрепление повел комавдир взвода Шура Бударин, второй— на штурм —командир роты Витя Павлов. ’ Войдя в парк, второй отряд вы­ слал вперед разведчика. В разведку пошел Франц Нейбауэр. На нем—бе­ лый балахон из простыни, он хоро­ шо ходит на лыжах. Когда развед­ чик пригнулся и пошел по следу лыжни противника, создалось впе­ чатление, что маленький белый ком катится меж кустов. Юнармейцы, пригибаясь и пря­ чась за кустами, делают перебежку только по команде. Они боятся быть обнаруженными и крепко помнят приказ командира: незаметно подой­ ти к укреплению «врага», застать его врасплох и разбить наголову. У наступающих—деревянные вин­ товки и гранаты. Разведчик ползет в обход. За ним немного в стороне продвигается от­ ряд. Через высокий бугор отряд пе­ реползает в полной тишине. Лица юнармейцев сосредоточены, но на каждом легко прочесть, что они с тре­ петом ждут боя, заранее предвку­ шая победу. Разведчик доносит: он заметил ча­ сового противника. Теперь ясно, где окопался первый отряд, и Витя Пав­ лов, все также маскируясь, подтя­ гивает свои силы к группе деревь­ ев, за которыми легко укрыться. В дозоре первого отряда стоит юнар- меец Коля Анискин. Он подозри­ тельно следит за белым комом сне­ га, медленно ползущим за кустами, но его внимание неожиданно отвле­ кают крик и шум сзади. Это отряд Шуры Бударина обнаружил трех юнармейцев, идущих на подкрепле­ ние второму отряду и, выскочив из засады , берет их в илеи. Сердце Виктора Павлова не выдерживает. Как можно сидеть сложа руки, когда начался бой? Он выскакивает с свои ми бойцами, быстро снимает часово­ го, ранит командира противника и высвобождает пленных. Теперь «враг» отступает. Он умело стягивает свои силы к укре плению и, достигнув его, пускает в дело пулемет. Разгорается жаркий бой. Два юнармейца из отряда Пав­ лова нападают на зазевавшегося ча сового у пулемета и обезоруживают его. По часовой не сдается и вступа ет в рукопашную. Трещит пулемет, несутся крики «ура». Уже много бойцов «ранено», есть «убитые», но «раненые» продолжают драться как ни в чем не бывало, никто не хо­ чет быть «убитым»: «мертвые» вска­ кивают и опять ожесточенно дерут­ ся. Отряд Бударина яро защищает укрепление и не сдает его. Юнармейцы около часу пробыли на воздухе, а они готовы быть еще здесь, только бы разыгрывались бои, да были бы жаркие схватки. Но игра окончена. Командиры приказали вы­ строиться и нтти в школу. На обрат­ ном пути идут горячие споры: мог ли «тяжело раненый» Бударин про­ должать командовать, нужно ли бы­ ло нтти в лоб, не лучше ли подой­ ти с тыла, маскируясь, как намеча­ ли, и так далее. ♦ * * Командиры юнармейцев — Витя Павлов и Ш ураБударин ,—безуслов­ но, знают, как заинтересовать школь­ ников военной игрой, н умеют при­ вить им вкус к военной учебе. К. Светлова. Организовать экскурсии в музеи Наши школьники проявляют боль­ шой интерес к изучению родного края. С каким любопытством они рассматривают во время экскурсий экспонаты местного музея Краеве­ дения, как внимательно слушают пояснения экскурсовода. Некоторые школьники являются активистами музея, они помогают в его работе, пополняют его новыми экспонатами. Сейчас, во время каникул, уча­ щиеся в одиночку приходят в му­ зей, с интересом все рассматрива­ ют, обо всем расспрашивают. Однако эта форма культурного досуга не используется нашими школами в зимние каникулы. Не­ которые школы города дали свои заявки на экскурсии в местные му­ зеи и этим ограничились. До сих пор руководители школ не органи­ зовали коллективного посещения учащимися музеев в дни зимних каникул. Еще не поздно использовать ос­ тавшиеся дни каникул для прове­ дения с учащимися организован­ ных экскурсий в музеи Краеведе­ ния и Революции. Ярцев, директор музеев Революции и Краеведения. Во всех школах, детских садах и яслях города устроены елки для детей. На снимке: елка в фойе городского кинотеатра. Фото Б. Цапляна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz