Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
XVIII Всесоюзная конференция ВКП(б) ПРОДОЛЖ ЕНИЕ ДОКЛАДП тов. ВОЗНЕСЕНСКОГО да колхозников, получивших б олее высокую , по сравнению с планом , урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животно водства,— еще б ольше поднимет кол хозное крестьянство на б орь б у за дальнейший расцвет социалистиче ского сельского хозяйства. Таковы основные задачи плана 19-11 года в о б лас ти сельского хо зяйства. Т ранспорт Церехожу к вопросам транспорта. I ной державой. Зн ач ение железнодо- Рост продукции народного хозяйства рожного транспорта в СССР столь в стране с каждым годом пред'яв ляет дополнительные тре б ования к железнодорожному и водному тр ан с порту в отношении перевозок огром ной массы грузов. Увеличивается потре б ность транспорта в техниче ском вооружении. Вместе с ростом грузоо б орота в стране повышается также потре б ность в рациональной организации грузопотоков. Современная война показывает ог ромное значение транспорта в ж и з ни стран и народов. Цн одна мор ская держ ава, если она хочет б ыть самостоятельной, не может о б ойтись б ез высоко развитого морского фло та и морских путей соо б щения. Но СССР —не только морская держ ава. Наша страна, что еще б олее важно, является крупнейш ей железнодорож- же велико, к ак и знач ени е морско го флота для крупной морской дер жавы . На протяж ении истекших лет Центральный Комитет ВКП( б ) и Со вет Народных Комиссаров СССР проявляли осо б ую за б оту о нуждах транспорта и всемерно укрепляли его. Военные действия в конце 1939 и начале 1940 года, которые при шлось вести Красной Армии, пока зали, что железнодорожный транс порт, несмотря на отдельные не достатки, справился и б езусловно может справляться с мо б илизацион ными потре б ностями нашей Красной Армии. В 1941 году перевозки растут в следующих разм ерах: Грузоо б орот железнодо рожного транспорта увеличивается до 431 миллиарда тонно-километров или на 4% Грузоо б орот речного транспорта > 46 ,3 Как видите, план 1941 года ис ходит из задачи значительно б олее б ыстрого роста речных перевозок с целью р азгру зки железнодорож ного транспорта и о б еспечения вод ными перевозками б ыстро увеличи вающихся массовых грузов. В свя зи со строительством и развитием водных пу тей—Днепро-Бугского к а нала, к а в ал а Москва—Волга, рекон струкцией Мариинской водной си стемы—речной транспорт имеет полную возможность выполнить это задание. Крупнейшим источником увели чения перевозок грузов в нео б хо димых народному хозяйству разме рах и направлениях является л и к видация нерациональных, то-есть чрезмерно дальних и встречных перевозок. Сокращение времени про б ега грузов снижает издержки производства товаров, уменьшает время, ндущее на их производство, и, следовательно, ускоряет темпы расширен него социалистического воспроизводства. Между тем, у нас в значитель ных размерах сохранились встреч вые и чрезмерно дальние перево з ки. Хотя в целом по всем грузам дальность про б ега в 1940 году не много сократилась против 1939 го да,— все же дальность перевозок таких массовых грузов, как камен ный уголь и лес, в 1940 году не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Приведу несколько при меров нерациональных перевозок, П евших место в 1940 году. В Среднюю Азию— в районы Таш кентской и Ашха б а дской железных Дорог б ыло завезено и I Си б ири 470 тысяч тонн кузнецкого у гл я. Меж ду тем, потре б ность союзных рес публик Средней Азии, в том числе потребность самого железнодорож ного транспорта, с избытком может покрываться за счет добычи местных Углей, запасы которых очень велики. Перевозки из Сибири кузнецкого Угля осуществлялись в 1940 году Даже в районы Куйбышевской, К а занской, Горьковской дорог и далее на за п а д— в количестве 2 ,5 миллио на тони, хотя запасы у гл я, слан цев, торфа на Урале и в централь ных районах Советского Союза так же достаточно велики. Нерациовальвые или чрезмерно Дальние перевозки у г л я , когда льви ная доля перевозимого угля затра чивается на топку паровоза, везу Чего этот уголь, должны быть лик видированы. Необходимо для это го увеличить добычу у гля в цент ральных районах, на Урале и в вредней Азии. Необходимо для это го, чтобы Наркомат путей сообще ния и Госплан по-настоящему кон тролировали ход перевозок. Вследствие отставания Наркома та ч е р н ^ металлургии в проведе нии мер по ликвидации сложившей ся узкой специализации прокатных станов и дефектов в организации I снабжения металлом, до сих пор * осуществляются встречные перевоз ки металла между районами. Нз Районов УССР было вывезено в 2 8% З а 1940 год время оборота в агон а! организован крайне неудовлетвори- на несколько часов сократилось по тельно. I ни- ае1 ль' л * РГ 1940 году 12 ,5 миллиона тонн и завезено 900 ты сяч тонн металла. Из районов Урала вывезено 2 мил лиона тонн, а завезено 1,4 миллио на тонн металла. Из районов Цен тра вывезено 1,8 миллиона тонн и одновременно завезено 3 ,5 миллио на тонн металла. Из районов Севе ро-Запада вывезено 800 тысяч тонн и одновременно завезено 2 миллиона тонн металла. Таким образом, одни и те же районы , отгруж ая большие количества металла, вместе с тем завозят их в обратном направлении из других районов. Вследствие невыполнения Наркома том черной металлургии решений XVIII с'езд а ВКИ(б) о новых р а й онах добычи марганцевой руды, для нужд Урала и Сибири продолжает ся ее завоз из отдаленных районов З а к ав к а зь я и Украины . Из Чиатур и Никополя н а Урал было отправ лено в 1940 году 185 тысяч тонн н в районы Сибири —90 тысяч тонн марганцевой руды. В то же время богатые месторождения марганце вых руд на Северном Урале и в Башкирии Наркоматом черной ме таллургии продолжают слабо раз рабатываться. Таким образом, дополнительные возможности улучш ения работы же лезнодорожного транспорта, связан ные с ликвидацией нерациональных перевозок, далеко не использованы. Между тем, уменьшение средней дальности перевозок, а следователь но дальности пробега вагонов, хо тя бы на 10 километров против фактической дальности пробега в 1940 году, даст возможность увели чить железным дорогам погрузку новых грузов почти на 1,5 тысячи вагонов в сутки. В 1941 году железнодорожный транспорт получает от государства капиталовложения в об'еме" 6 500 миллионов рублей, что превыш ает уровень 1940 года почти на 5 5% . Количество вагонов, поставляемых в 1911 году железнодорожному транспорту, почти удваивается. Перед железными дорогами преж де всего стоит задача привести в полный порядок существующие ос новные фонды— пути, подвижной состав, расширить узкие ж елезно дорожные направления и узлы , сни жающие эффективность работы всей железнодорожной сети страны . Кроме некоторых специальных направлений и узлов, которые Нар комату путей сообщения предстоит в 1941 году усилить, необходимо обратить такж е внимание на усиле ние пропускной способности ураль ских железных дорог, которые до сих пор отстают в выполнении пла новых заданий. Это отставание дол жно быть полностью ликвидировано, так как значение ж елезны х дорог Урала для народного хозяйства СССР очень велико. Большие возможности железно дорожного транспорта заложены в ускорении оборота подвижного соста ва.О больших резервах железнодо рожного транспорта свидетельствуют следующие ф акты : сравнению с 1939 голом. Однако, здесь имеются еще очень большие возможности. Уменьшение оборота вагонов за счет сокращения простоя под погрузкой и вы грузкой, а также технической переработкой на 3 — 4% создает возможность увеличения погрузки новых грузов на ж ел ез ных дорогах примерно на 3 ,5 т ы сяч вагонов в сутки. Но еще большие возможности имеются в народном хозяйстве для роста грузооборота—по линии вод ного т р анспо р та. СССР богатей ш ая страна по своим великим вод ным магистралям . Перевозки по воде хотя и выросли в 1 9 4 0 году, все еще отстают от плановых заданий и недостаточно облегчают работу железнодорожно го транспорта. Особенно неблагопо лучно обстоит дело наречном транс порте с перевозкой таких грузов, к ак лес, строительные материалы , уголь и неф ть. Приведу несколько примеров. В Л енинград и Ленинградскую область ежегодно поступает но же лезнодорожному транспорту 1,5 мил лиона тонн леса Между тем Нар комат речного флота имеет полную возможность организовать доставку этого леса водным транспортом по Беломорско-Балтийскому каналу Мариипской водной системе. Этого требуют интересы народного хо зяй ства и железнодорожного транс порта. В 1940 году на Орджоникидзев- скую и Зак авк азскую дороги было завезено железнодорожным транс портом около 1,2 миллиона тонн ле са. Эти перевозки могли быть це ликом переключены на водный транс порт. Между тем завоз леса по Вол ге и Каспийскому морю в районы Орджоникидзевского кр ая и З ак ав к азь я Наркоматом речного флота До сих пор недостаточно исполь зуется речной транспорт для р а з грузки железных дорог от перевозок нефти. План вефтеперевозок за 1940 год не был выполнен, в ч аст ности не выполнен он по вывозу неф ти из Астрахани вверх по Волге. В 1941 году Наркомату речного фло та предстоит значительное увеличе ние перевозок нефти водой. Данные об использовании речно го флота свидетельствуют о нали чии больших неиспользованных воз можностей для увеличения водных перевозов. В результате несвоевременного вывода судов в з зимнего судоре монта в 1940 году Наркомат речно го флота только по буксирной тяге недовыполнил задание почти на 1,3 миллиарда тонно-километров, в част ности, по крупнейш ему Волжскому нефтеналивному пароходству это недовыполнение составило 750 мил лионов тонно-километров. Кроме того, вследствие задержки судов в летнем ремонте Наркомат речного флота недовыполнил зада ние по перевозке массовых грузов в 1940 году на 700 миллионов тон но-километров. Сокращение простоев речного флота, которые до сих пор продол жают оставаться очень высокими, повышение качества судоремонта особенно в зимний период, полное использование мощных водных ма гистралей Советскаго Союза явл я ются неотложными задачами водно го транспорта. У нас есть все не обходимое для того, чтобы большое задание по увеличению речных пе ревозок в 1941 году на 2 8% вод ники не только выполнили, но и перевыполнили. Таковы основные задания плана 1941 года в области транспорта. ализовать намеченные фонды на материалы и оборудование, во всю раздуть производство местных стро ительных материалов, своевременно подготовить кадры строительных ра бочих. В плане капитальных работ 1941 года по СССР предусмотрено строи тельство 2 .9 5 5 новых и расширение существующих промышленных пред приятий, в том числе: — Продолжается и вновь начи нается строительство 2 .2 1 3 новых предприятий. Расширяется и реконструируется 742 действующих предприятия. При таком разм ахе строительства новых предприятий крайне важное значение имеет ор ганизация пра вильной хозяйственной кооперации будущих предприятий в пределах экономического района. Необходимо предупредить промыш ленные н а р коматы об этой весьма важной за- тов и револьверных станков в а Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, препгзионных станков в Пензенской области, з а водов—протяжны х станков, зуборез ных станков и крупны х токарны х станков в Поволжье, завода про дольностро гальны х станков и заво да автоматов и полуавтоматов в Си бири, завода токарных станков в Рязанской области и а гр егатны х станков в Ярославской области; в) строительство заводов электро апп ар атуры : трансформаторного на Урале, завода низковольтной аппа ратуры в Поволжье, завода элек тромоторов в Сибири, электроизме рительны х приборов в Краснодар ском крае и завода реле и автоиа тики в Поволжье. В текстильной промышленности а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобумаж Капитальное строительство Перехожу к вопросам к ап и таль ного строительства. Программа стро ительства и размещения предприя тий, принятая на 1941 год Цент ральным Комитетом ВКП(б) и Сове том Народных Комиссаров СССР, представляет собой величественный план. Он поднимает народное х о зяй ство СССР на решение новых, к р уп ных задач строительства социализма. Программа к ап и тальны х вложе ний в народное хозяйство СССР превыш ает уровень 1940 года более чем в полтора р аза. В этой про грамме отражается прогрессивное движение социалистического общест ва. Чем вы зван такой значительный Если время оборота вагона в 1910 г. принять за 100, то вагон находился: в движении на промежуточных станциях под погрузкой и вы грузкой под технической переработкой и прочими операциями 19% от всего вре мени оборота 11 % » » в черную металлургию » цветную металлургию * нефтяную промышленность » строительство электростанций » машиностроение Нз структуры капи тальны х вло жений вы ясно видите политику н а шей партии, рассчитанную на д ал ь нейший под'ем социалистической индустрии, а следовательно, всего народного хозяйства СССР. Существенные сдвиги предусмат ривает план 1941 года в террито риальном размещении новых пред приятий. 0 6 ‘ем капитальных работ по союзным республикам растет в 1941 году по сравнению с 1940 го дом в следующих размерах. По РСФСР рост составит 5 0% . При этом капиталовлож ения в районах Урала и Западной Сибири растут на 5 8 % , в районах Юго-Востока—на 6 6% и в район ах Севера и Северо- З ап ад а—на 1 4 7% . Здесь создаются новые мощные промышленные базы Советского Союза. После того, к ак граница СССР возле Ленинграда ис правлена, а безопасность Л евин гр а да серьезно укрепилась, —Централь ный Комитет партии и Совет Народ ных Комиссаров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году на значительны е капиталовложения в промышленность Л енинграда и Ле нннградской области. По Украинской ССР капиталовло жения в народное хозяйство в 1911 Году растут на 7 6 % , при чем рост имеет место особенно в машино строении, металлургии, химической промышленности и на транспорте. Большие капитальные вложения про изводятся в народное хозяйство Мол давской ССР, особенно в ее промыш ленность и транспорт. Но Белорусской ССР капитальные вложения увеличиваются на 4 5% . Особенно быстрое развитие получает здесь топливная промышленность, машиностроение, электростроитель ство и транспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечены темпы роста строительства по союзным республикам З а к а в к а зь я . Капиталь ны е вложения в народное хозяйство рост капитальных вложений:' Он вы зван самыми насущными потреб ностяии нашего развития п расши рения социалистической промышлен ности, необходимостью ускорить вы полнение задачи перегнать в эко номическом отношении главны е к а питалистические страны . Из общего об‘ема централизованных капитальны х вложений в 48 милли ардов рублей вложения в промыш ленность составят 3 0 ,6 миллиарда рублей, что превыш ает уровень 1940 года на 7 1% . Особенно быстро растут капиталь ные вложения в следующие отрасли народного хозяйства: на 122% против 1940 года » 9 3% » ^ * 1 2 3% » » » » 148% » » » » 102% » » » Грузинской ССР растут па 1 0 1% , Армянской ССР на 1 3 5% и Азер байджанской ССР на 1 2 2% . Наиболь шие вложения получает здесь исф- тян ая промышленность, машино строение, черная и цветная метал лур гия В союзных республиках Средней Азии капитальные вложения особен но увеличиваются в нефтяную и родное хозяйство Таджикской ССР увеличиваются н а 8 3 % , Казахской ССР на 5 1 % , Киргизской ССР па 132% и Туркменской ССР на 7 2% . Наибольшие’ по об'ему капиталовло жения получает народное хозяйство Узбекской ССР. Здесь создается ме стная у гольная б аю , продолжается строительство Чирчикских гидростан ций и азотно-тукового комбината. По Карело-Финской ССР капи та ловложения растут на 2 8 0% . Наи более высокими темпами растет здесь строительство черной и цветной ме таллургии, электростроительство, строительство лесной и целлюлозио- бумажной промышленности, а т а к же транспорта. Народное хозяйство Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР в 1941 году будет впервые вы поднять программу строительства социалистических предприятий. Боль шов развитие получает здесь маши ностроение, топливная промышлен ность, электростроительство и т е к стильная промышленность. Роль со циалистической индустрии в народ ном хозяйстве Прибалтики увеличи вается в полном соответствии с ин тересами рабочих, крестьян и интел лигенции новых социалистических советских республик. Предусмотренная планом 1941 го да программа роста капитальных вложений ко многому обязывает нар коматы и местные партипвы е орга низации. Необходимо полностью ре даче. Между тем, наркоматы н е п р о ч н ы х комбинатов в Сталинске, Бар науле, Ташкенте и Красноярске, бельтингового комбината в Астра хани и кордной фабрики в Ярославле. Для выполнения плана к ап и таль ных работ требуется решительное улучшение работы Наркомата по строительству и строительных ор ганизаций. Огромные возможности выполне ния плана капитальны х работ з а ложены в скоростном строительстве. Приведу в качестве примера строи тельство нового производственного корпуса Наркоматом Вооружения. В декабре 1940 года наркомат получил от правительства зад ан и е выстроить новый производственный корпус к 1 апреля 1941 года, то- есть немного больше чем за три месяца. Корпус должен иметь 1 9 ,5 тысяч квадратных метров с несколь кими тысячами рабочих в каждой смене. Наркомат организовал строитель ство корпуса с применением облег ченных стандартных конструкций для достижения максимальной эко номии материалов и быстрого ввода в действие стройки. Проект соору жения составлен и утвержден за 10 дней. Весь подготовленный к стро ительству период был такж е про делан за 10 дней, при чем все ме таллоконструкции были изготовле ны на стройке собственными сила ми строителей. Вес всех материалов, потребных для строительства, сокращен против обычных норм в п я т ь р аз, расход ме талла не превыш ает расхода в обыч ном железо-бетонном сооружении. За счет малой трудоемкости работ и максимальной стандартизации ко личество рабочей силы потребова лось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не было еще никаких следов строительства. В феврале 1911 года уже высятся стены корпуса, идет сборка кон струкций, причем строители обязу ются закончить корпус к концу марта 1941 года, то-есть в зад ан ный срок. Этот опыт показывает, что все наши заводы средней мощности мо гут быть безусловно вводимы в действие в течение одного года. План капитальны х работ 1911 года исходит из того, что строители, партийные и хозяйственные о р га низации должны раздвинуть и лик видировать узкие места в строи тельстве. Товарищ Сталин не раз указы вал нам , что планы не мо гут быть статическими, то-есть опи раться только на достигнутые ре сурсы . Нет хуж е «деятеля», кото рый волочится за жизнью , вместо того, чтобы ее организовы вать и иттн вперед. Наши планы должны бы ть динамическими, чтобы люди, осуществляющие эти п л аны , вели дело вперед, преодолевая трудности и умножая наши возможности. Таковы задачи плана 1911 года в области капитального строитель ства. являю т заботы относительно обеспе чения новых предприятий коопери рованными поставками, в том числе литьем, деталями и полуф абриката ми. Тот, кто рассчитывает на полу чение этих элементов производства со стороны , тем более из других эко номических районов, может иметь серьезны е издержки в пуске в экс- плоатацию нового предприятия. Кооперация должна быть предусмот рена наркоматами и организована прежде всего в пределах данного экономического района. В 1941 году по государственному плану должно быть введено в строй на полную или частичную мощность 1.576 промышленных предприятий, в том числе 1.151 новое предприя тие и 425 реконструируемых. По отдельным отраслям промыш ленности государственный план 1941 года предусматривает следующие за дания по строительству и вводу в действие производственных мощно стей и предприятий. В угольной промышленности: — ввод в действие ш ахт общей мощностью в 27 миллионов тон я, в том числе 2 2 ,7 миллиона тонн по Наркомату угольной промышлен пости. В нефтяной промышленности: — бурение скважин в размере 3 .1 2 0 тысяч метров п ввод в дей ствие 1938 новых неф тяных сква жин из бурения и 1.590 скважин из числа бездействующих. В электростроительстве илан пре дусматривает: — ввод в действие, на электро станциях 1 .7 5 0 тысяч киловатт но вых мощностей, в том числе по районным электростанциям Нарко мата электростанций 815 ты сяч ки ловатт. В черной металлургии: а) ввод в действие новых домен ных иечей общей мощностью в 2 300 тысяч тонн ч у гу н а в год, мартеновских печей мощностью в 2 .7 8 0 ты сяч тонн, новых бессемеров ских конвертеров, коксовых батарей, горячепрокатних станов, агломера ционных лент и железорудных ш ахт; б) развернутое строительство но вых металлургических заводов: вто рого металлургического завода в Сибири, двух заводов на Урале, за водов— в З ак ав к азье, Карело-Фин угольную промышленность, цветную 1ской ССР и в Ленинградской об- металлургию и ирригационное строи-1ласти, тельство. Капиталовложения в и а -| В машиностроении: а) строительство завода тяжелого машиностроения в Сибири, завода тяж елы х кранов в Сибири, завода тяж елых поковок на Украине, 3 за водов кузнечно-прессового оборудо вани я на Украине, 2 заводов куз нечно-прессового оборудования на Урале, а такж е в Поволжье и З а падной Сибири; б) строительство новых станко строительных заводов: тяж елых станков на Урале и в Сибири, рас точных станков в Сибири, автома- Материально -культурный уровень народов СССР Перехожу к вопросу о материале-1 Дальнейшее развитие промышлен ности требует систематического по- но-культурном уровне народов СССР. Систематический рост в нашей стране народного дохода, следова тельно, общественного богатства и личного потребления трудящ ихся является результатом вовлечения в производство все новых кадров р а бочих, колхозников, интеллигенции и поднятия производительной силы труда. Численность рабочего класса в СССР растет из года в год. Количе ство рабочих и служащих в н ар о д ном хозяйстве увеличилось в 1940 году до 30 ,4 миллиона человек про тив 27 м и л л и о н о в человек в 1937 году. План 1941 года предусматри вает увеличение численности рабо чих п служащих до 31 ,6 миллиона человек. волнения рабочего класса новыми квалифицированными кадрами и пра вильного распределения рабочей си лы между отраслями и районами в соответствии с интересами народного хозяйства. По инициативе товарищ а Сталина партия и правительство в 1940 го ду приступили к созданию государ ственных трудовых резервов путем подготовки молодых квалифициро ванных к ад рю в ремесленных учи лищ ах и школах фабрично-завод ского обучения. В 1941 году намечен дополнитель ный набор в ремесленные и ж елез нодорожные училища в количестве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz