Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

XVIII Всесоюзная конференция ВКП(б) ПРОДОЛЖ ЕНИЕ ДОКЛАДП тов. ВОЗНЕСЕНСКОГО да колхозников, получивших б олее высокую , по сравнению с планом , урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животно­ водства,— еще б ольше поднимет кол­ хозное крестьянство на б орь б у за дальнейший расцвет социалистиче­ ского сельского хозяйства. Таковы основные задачи плана 19-11 года в о б лас ти сельского хо­ зяйства. Т ранспорт Церехожу к вопросам транспорта. I ной державой. Зн ач ение железнодо- Рост продукции народного хозяйства рожного транспорта в СССР столь в стране с каждым годом пред'яв ляет дополнительные тре б ования к железнодорожному и водному тр ан с ­ порту в отношении перевозок огром­ ной массы грузов. Увеличивается потре б ность транспорта в техниче­ ском вооружении. Вместе с ростом грузоо б орота в стране повышается также потре б ность в рациональной организации грузопотоков. Современная война показывает ог­ ромное значение транспорта в ж и з­ ни стран и народов. Цн одна мор­ ская держ ава, если она хочет б ыть самостоятельной, не может о б ойтись б ез высоко развитого морского фло­ та и морских путей соо б щения. Но СССР —не только морская держ ава. Наша страна, что еще б олее важно, является крупнейш ей железнодорож- же велико, к ак и знач ени е морско­ го флота для крупной морской дер­ жавы . На протяж ении истекших лет Центральный Комитет ВКП( б ) и Со­ вет Народных Комиссаров СССР проявляли осо б ую за б оту о нуждах транспорта и всемерно укрепляли его. Военные действия в конце 1939 и начале 1940 года, которые при­ шлось вести Красной Армии, пока­ зали, что железнодорожный транс­ порт, несмотря на отдельные не­ достатки, справился и б езусловно может справляться с мо б илизацион­ ными потре б ностями нашей Красной Армии. В 1941 году перевозки растут в следующих разм ерах: Грузоо б орот железнодо­ рожного транспорта увеличивается до 431 миллиарда тонно-километров или на 4% Грузоо б орот речного транспорта > 46 ,3 Как видите, план 1941 года ис­ ходит из задачи значительно б олее б ыстрого роста речных перевозок с целью р азгру зки железнодорож ­ ного транспорта и о б еспечения вод­ ными перевозками б ыстро увеличи­ вающихся массовых грузов. В свя­ зи со строительством и развитием водных пу тей—Днепро-Бугского к а­ нала, к а в ал а Москва—Волга, рекон­ струкцией Мариинской водной си­ стемы—речной транспорт имеет полную возможность выполнить это задание. Крупнейшим источником увели­ чения перевозок грузов в нео б хо­ димых народному хозяйству разме­ рах и направлениях является л и к ­ видация нерациональных, то-есть чрезмерно дальних и встречных перевозок. Сокращение времени про б ега грузов снижает издержки производства товаров, уменьшает время, ндущее на их производство, и, следовательно, ускоряет темпы расширен него социалистического воспроизводства. Между тем, у нас в значитель­ ных размерах сохранились встреч вые и чрезмерно дальние перево з­ ки. Хотя в целом по всем грузам дальность про б ега в 1940 году не­ много сократилась против 1939 го ­ да,— все же дальность перевозок таких массовых грузов, как камен­ ный уголь и лес, в 1940 году не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Приведу несколько при­ меров нерациональных перевозок, П евших место в 1940 году. В Среднюю Азию— в районы Таш ­ кентской и Ашха б а дской железных Дорог б ыло завезено и I Си б ири 470 тысяч тонн кузнецкого у гл я. Меж­ ду тем, потре б ность союзных рес­ публик Средней Азии, в том числе потребность самого железнодорож ­ ного транспорта, с избытком может покрываться за счет добычи местных Углей, запасы которых очень велики. Перевозки из Сибири кузнецкого Угля осуществлялись в 1940 году Даже в районы Куйбышевской, К а­ занской, Горьковской дорог и далее на за п а д— в количестве 2 ,5 миллио­ на тони, хотя запасы у гл я, слан­ цев, торфа на Урале и в централь­ ных районах Советского Союза так­ же достаточно велики. Нерациовальвые или чрезмерно Дальние перевозки у г л я , когда льви­ ная доля перевозимого угля затра­ чивается на топку паровоза, везу Чего этот уголь, должны быть лик­ видированы. Необходимо для это­ го увеличить добычу у гля в цент­ ральных районах, на Урале и в вредней Азии. Необходимо для это­ го, чтобы Наркомат путей сообще­ ния и Госплан по-настоящему кон­ тролировали ход перевозок. Вследствие отставания Наркома та ч е р н ^ металлургии в проведе­ нии мер по ликвидации сложившей­ ся узкой специализации прокатных станов и дефектов в организации I снабжения металлом, до сих пор * осуществляются встречные перевоз­ ки металла между районами. Нз Районов УССР было вывезено в 2 8% З а 1940 год время оборота в агон а! организован крайне неудовлетвори- на несколько часов сократилось по тельно. I ни- ае1 ль' л * РГ 1940 году 12 ,5 миллиона тонн и завезено 900 ты сяч тонн металла. Из районов Урала вывезено 2 мил­ лиона тонн, а завезено 1,4 миллио на тонн металла. Из районов Цен­ тра вывезено 1,8 миллиона тонн и одновременно завезено 3 ,5 миллио­ на тонн металла. Из районов Севе ро-Запада вывезено 800 тысяч тонн и одновременно завезено 2 миллиона тонн металла. Таким образом, одни и те же районы , отгруж ая большие количества металла, вместе с тем завозят их в обратном направлении из других районов. Вследствие невыполнения Наркома­ том черной металлургии решений XVIII с'езд а ВКИ(б) о новых р а й ­ онах добычи марганцевой руды, для нужд Урала и Сибири продолжает­ ся ее завоз из отдаленных районов З а к ав к а зь я и Украины . Из Чиатур и Никополя н а Урал было отправ­ лено в 1940 году 185 тысяч тонн н в районы Сибири —90 тысяч тонн марганцевой руды. В то же время богатые месторождения марганце­ вых руд на Северном Урале и в Башкирии Наркоматом черной ме­ таллургии продолжают слабо раз рабатываться. Таким образом, дополнительные возможности улучш ения работы же­ лезнодорожного транспорта, связан ­ ные с ликвидацией нерациональных перевозок, далеко не использованы. Между тем, уменьшение средней дальности перевозок, а следователь но дальности пробега вагонов, хо­ тя бы на 10 километров против фактической дальности пробега в 1940 году, даст возможность увели чить железным дорогам погрузку новых грузов почти на 1,5 тысячи вагонов в сутки. В 1941 году железнодорожный транспорт получает от государства капиталовложения в об'еме" 6 500 миллионов рублей, что превыш ает уровень 1940 года почти на 5 5% . Количество вагонов, поставляемых в 1911 году железнодорожному транспорту, почти удваивается. Перед железными дорогами преж ­ де всего стоит задача привести в полный порядок существующие ос новные фонды— пути, подвижной состав, расширить узкие ж елезно­ дорожные направления и узлы , сни­ жающие эффективность работы всей железнодорожной сети страны . Кроме некоторых специальных направлений и узлов, которые Нар­ комату путей сообщения предстоит в 1941 году усилить, необходимо обратить такж е внимание на усиле­ ние пропускной способности ураль­ ских железных дорог, которые до сих пор отстают в выполнении пла­ новых заданий. Это отставание дол­ жно быть полностью ликвидировано, так как значение ж елезны х дорог Урала для народного хозяйства СССР очень велико. Большие возможности железно­ дорожного транспорта заложены в ускорении оборота подвижного соста ва.О больших резервах железнодо­ рожного транспорта свидетельствуют следующие ф акты : сравнению с 1939 голом. Однако, здесь имеются еще очень большие возможности. Уменьшение оборота вагонов за счет сокращения простоя под погрузкой и вы грузкой, а также технической переработкой на 3 — 4% создает возможность увеличения погрузки новых грузов на ж ел ез­ ных дорогах примерно на 3 ,5 т ы ­ сяч вагонов в сутки. Но еще большие возможности имеются в народном хозяйстве для роста грузооборота—по линии вод­ ного т р анспо р та. СССР богатей­ ш ая страна по своим великим вод­ ным магистралям . Перевозки по воде хотя и выросли в 1 9 4 0 году, все еще отстают от плановых заданий и недостаточно облегчают работу железнодорожно­ го транспорта. Особенно неблагопо­ лучно обстоит дело наречном транс­ порте с перевозкой таких грузов, к ак лес, строительные материалы , уголь и неф ть. Приведу несколько примеров. В Л енинград и Ленинградскую область ежегодно поступает но же­ лезнодорожному транспорту 1,5 мил­ лиона тонн леса Между тем Нар­ комат речного флота имеет полную возможность организовать доставку этого леса водным транспортом по Беломорско-Балтийскому каналу Мариипской водной системе. Этого требуют интересы народного хо зяй ­ ства и железнодорожного транс­ порта. В 1940 году на Орджоникидзев- скую и Зак авк азскую дороги было завезено железнодорожным транс­ портом около 1,2 миллиона тонн ле­ са. Эти перевозки могли быть це­ ликом переключены на водный транс­ порт. Между тем завоз леса по Вол­ ге и Каспийскому морю в районы Орджоникидзевского кр ая и З ак ав к азь я Наркоматом речного флота До сих пор недостаточно исполь­ зуется речной транспорт для р а з­ грузки железных дорог от перевозок нефти. План вефтеперевозок за 1940 год не был выполнен, в ч аст­ ности не выполнен он по вывозу неф­ ти из Астрахани вверх по Волге. В 1941 году Наркомату речного фло­ та предстоит значительное увеличе­ ние перевозок нефти водой. Данные об использовании речно­ го флота свидетельствуют о нали­ чии больших неиспользованных воз­ можностей для увеличения водных перевозов. В результате несвоевременного вывода судов в з зимнего судоре­ монта в 1940 году Наркомат речно­ го флота только по буксирной тяге недовыполнил задание почти на 1,3 миллиарда тонно-километров, в част­ ности, по крупнейш ему Волжскому нефтеналивному пароходству это недовыполнение составило 750 мил­ лионов тонно-километров. Кроме того, вследствие задержки судов в летнем ремонте Наркомат речного флота недовыполнил зада­ ние по перевозке массовых грузов в 1940 году на 700 миллионов тон­ но-километров. Сокращение простоев речного флота, которые до сих пор продол­ жают оставаться очень высокими, повышение качества судоремонта особенно в зимний период, полное использование мощных водных ма­ гистралей Советскаго Союза явл я­ ются неотложными задачами водно­ го транспорта. У нас есть все не­ обходимое для того, чтобы большое задание по увеличению речных пе­ ревозок в 1941 году на 2 8% вод­ ники не только выполнили, но и перевыполнили. Таковы основные задания плана 1941 года в области транспорта. ализовать намеченные фонды на материалы и оборудование, во всю раздуть производство местных стро­ ительных материалов, своевременно подготовить кадры строительных ра­ бочих. В плане капитальных работ 1941 года по СССР предусмотрено строи­ тельство 2 .9 5 5 новых и расширение существующих промышленных пред­ приятий, в том числе: — Продолжается и вновь начи­ нается строительство 2 .2 1 3 новых предприятий. Расширяется и реконструируется 742 действующих предприятия. При таком разм ахе строительства новых предприятий крайне важное значение имеет ор ганизация пра­ вильной хозяйственной кооперации будущих предприятий в пределах экономического района. Необходимо предупредить промыш ленные н а р ­ коматы об этой весьма важной за- тов и револьверных станков в а Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, препгзионных станков в Пензенской области, з а ­ водов—протяжны х станков, зуборез­ ных станков и крупны х токарны х станков в Поволжье, завода про­ дольностро гальны х станков и заво­ да автоматов и полуавтоматов в Си­ бири, завода токарных станков в Рязанской области и а гр егатны х станков в Ярославской области; в) строительство заводов электро­ апп ар атуры : трансформаторного на Урале, завода низковольтной аппа ратуры в Поволжье, завода элек тромоторов в Сибири, электроизме рительны х приборов в Краснодар ском крае и завода реле и автоиа тики в Поволжье. В текстильной промышленности а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобумаж Капитальное строительство Перехожу к вопросам к ап и таль­ ного строительства. Программа стро­ ительства и размещения предприя­ тий, принятая на 1941 год Цент­ ральным Комитетом ВКП(б) и Сове­ том Народных Комиссаров СССР, представляет собой величественный план. Он поднимает народное х о зяй ­ ство СССР на решение новых, к р уп ­ ных задач строительства социализма. Программа к ап и тальны х вложе­ ний в народное хозяйство СССР превыш ает уровень 1940 года более чем в полтора р аза. В этой про­ грамме отражается прогрессивное движение социалистического общест­ ва. Чем вы зван такой значительный Если время оборота вагона в 1910 г. принять за 100, то вагон находился: в движении на промежуточных станциях под погрузкой и вы грузкой под технической переработкой и прочими операциями 19% от всего вре­ мени оборота 11 % » » в черную металлургию » цветную металлургию * нефтяную промышленность » строительство электростанций » машиностроение Нз структуры капи тальны х вло­ жений вы ясно видите политику н а­ шей партии, рассчитанную на д ал ь­ нейший под'ем социалистической индустрии, а следовательно, всего народного хозяйства СССР. Существенные сдвиги предусмат­ ривает план 1941 года в террито­ риальном размещении новых пред­ приятий. 0 6 ‘ем капитальных работ по союзным республикам растет в 1941 году по сравнению с 1940 го­ дом в следующих размерах. По РСФСР рост составит 5 0% . При этом капиталовлож ения в районах Урала и Западной Сибири растут на 5 8 % , в районах Юго-Востока—на 6 6% и в район ах Севера и Северо- З ап ад а—на 1 4 7% . Здесь создаются новые мощные промышленные базы Советского Союза. После того, к ак граница СССР возле Ленинграда ис­ правлена, а безопасность Л евин гр а да серьезно укрепилась, —Централь­ ный Комитет партии и Совет Народ­ ных Комиссаров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году на значительны е капиталовложения в промышленность Л енинграда и Ле нннградской области. По Украинской ССР капиталовло­ жения в народное хозяйство в 1911 Году растут на 7 6 % , при чем рост имеет место особенно в машино­ строении, металлургии, химической промышленности и на транспорте. Большие капитальные вложения про­ изводятся в народное хозяйство Мол­ давской ССР, особенно в ее промыш ­ ленность и транспорт. Но Белорусской ССР капитальные вложения увеличиваются на 4 5% . Особенно быстрое развитие получает здесь топливная промышленность, машиностроение, электростроитель­ ство и транспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечены темпы роста строительства по союзным республикам З а к а в к а зь я . Капиталь­ ны е вложения в народное хозяйство рост капитальных вложений:' Он вы зван самыми насущными потреб ностяии нашего развития п расши­ рения социалистической промышлен­ ности, необходимостью ускорить вы ­ полнение задачи перегнать в эко­ номическом отношении главны е к а ­ питалистические страны . Из общего об‘ема централизованных капитальны х вложений в 48 милли­ ардов рублей вложения в промыш ­ ленность составят 3 0 ,6 миллиарда рублей, что превыш ает уровень 1940 года на 7 1% . Особенно быстро растут капиталь­ ные вложения в следующие отрасли народного хозяйства: на 122% против 1940 года » 9 3% » ^ * 1 2 3% » » » » 148% » » » » 102% » » » Грузинской ССР растут па 1 0 1% , Армянской ССР на 1 3 5% и Азер­ байджанской ССР на 1 2 2% . Наиболь­ шие вложения получает здесь исф- тян ая промышленность, машино­ строение, черная и цветная метал­ лур гия В союзных республиках Средней Азии капитальные вложения особен­ но увеличиваются в нефтяную и родное хозяйство Таджикской ССР увеличиваются н а 8 3 % , Казахской ССР на 5 1 % , Киргизской ССР па 132% и Туркменской ССР на 7 2% . Наибольшие’ по об'ему капиталовло­ жения получает народное хозяйство Узбекской ССР. Здесь создается ме­ стная у гольная б аю , продолжается строительство Чирчикских гидростан­ ций и азотно-тукового комбината. По Карело-Финской ССР капи та­ ловложения растут на 2 8 0% . Наи­ более высокими темпами растет здесь строительство черной и цветной ме­ таллургии, электростроительство, строительство лесной и целлюлозио- бумажной промышленности, а т а к ­ же транспорта. Народное хозяйство Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР в 1941 году будет впервые вы поднять программу строительства социалистических предприятий. Боль­ шов развитие получает здесь маши­ ностроение, топливная промышлен­ ность, электростроительство и т е к ­ стильная промышленность. Роль со­ циалистической индустрии в народ­ ном хозяйстве Прибалтики увеличи­ вается в полном соответствии с ин­ тересами рабочих, крестьян и интел­ лигенции новых социалистических советских республик. Предусмотренная планом 1941 го ­ да программа роста капитальных вложений ко многому обязывает нар­ коматы и местные партипвы е орга­ низации. Необходимо полностью ре­ даче. Между тем, наркоматы н е п р о ч н ы х комбинатов в Сталинске, Бар­ науле, Ташкенте и Красноярске, бельтингового комбината в Астра­ хани и кордной фабрики в Ярославле. Для выполнения плана к ап и таль­ ных работ требуется решительное улучшение работы Наркомата по строительству и строительных ор­ ганизаций. Огромные возможности выполне­ ния плана капитальны х работ з а ­ ложены в скоростном строительстве. Приведу в качестве примера строи­ тельство нового производственного корпуса Наркоматом Вооружения. В декабре 1940 года наркомат получил от правительства зад ан и е выстроить новый производственный корпус к 1 апреля 1941 года, то- есть немного больше чем за три месяца. Корпус должен иметь 1 9 ,5 тысяч квадратных метров с несколь­ кими тысячами рабочих в каждой смене. Наркомат организовал строитель­ ство корпуса с применением облег­ ченных стандартных конструкций для достижения максимальной эко­ номии материалов и быстрого ввода в действие стройки. Проект соору­ жения составлен и утвержден за 10 дней. Весь подготовленный к стро­ ительству период был такж е про­ делан за 10 дней, при чем все ме­ таллоконструкции были изготовле­ ны на стройке собственными сила­ ми строителей. Вес всех материалов, потребных для строительства, сокращен против обычных норм в п я т ь р аз, расход ме­ талла не превыш ает расхода в обыч­ ном железо-бетонном сооружении. За счет малой трудоемкости работ и максимальной стандартизации ко­ личество рабочей силы потребова­ лось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не было еще никаких следов строительства. В феврале 1911 года уже высятся стены корпуса, идет сборка кон­ струкций, причем строители обязу­ ются закончить корпус к концу марта 1941 года, то-есть в зад ан ­ ный срок. Этот опыт показывает, что все наши заводы средней мощности мо­ гут быть безусловно вводимы в действие в течение одного года. План капитальны х работ 1911 года исходит из того, что строители, партийные и хозяйственные о р га ­ низации должны раздвинуть и лик­ видировать узкие места в строи­ тельстве. Товарищ Сталин не раз указы вал нам , что планы не мо­ гут быть статическими, то-есть опи­ раться только на достигнутые ре­ сурсы . Нет хуж е «деятеля», кото­ рый волочится за жизнью , вместо того, чтобы ее организовы вать и иттн вперед. Наши планы должны бы ть динамическими, чтобы люди, осуществляющие эти п л аны , вели дело вперед, преодолевая трудности и умножая наши возможности. Таковы задачи плана 1911 года в области капитального строитель­ ства. являю т заботы относительно обеспе­ чения новых предприятий коопери­ рованными поставками, в том числе литьем, деталями и полуф абриката­ ми. Тот, кто рассчитывает на полу­ чение этих элементов производства со стороны , тем более из других эко­ номических районов, может иметь серьезны е издержки в пуске в экс- плоатацию нового предприятия. Кооперация должна быть предусмот­ рена наркоматами и организована прежде всего в пределах данного экономического района. В 1941 году по государственному плану должно быть введено в строй на полную или частичную мощность 1.576 промышленных предприятий, в том числе 1.151 новое предприя­ тие и 425 реконструируемых. По отдельным отраслям промыш ­ ленности государственный план 1941 года предусматривает следующие за­ дания по строительству и вводу в действие производственных мощно­ стей и предприятий. В угольной промышленности: — ввод в действие ш ахт общей мощностью в 27 миллионов тон я, в том числе 2 2 ,7 миллиона тонн по Наркомату угольной промышлен пости. В нефтяной промышленности: — бурение скважин в размере 3 .1 2 0 тысяч метров п ввод в дей­ ствие 1938 новых неф тяных сква жин из бурения и 1.590 скважин из числа бездействующих. В электростроительстве илан пре­ дусматривает: — ввод в действие, на электро­ станциях 1 .7 5 0 тысяч киловатт но­ вых мощностей, в том числе по районным электростанциям Нарко­ мата электростанций 815 ты сяч ки­ ловатт. В черной металлургии: а) ввод в действие новых домен­ ных иечей общей мощностью в 2 300 тысяч тонн ч у гу н а в год, мартеновских печей мощностью в 2 .7 8 0 ты сяч тонн, новых бессемеров­ ских конвертеров, коксовых батарей, горячепрокатних станов, агломера­ ционных лент и железорудных ш ахт; б) развернутое строительство но­ вых металлургических заводов: вто­ рого металлургического завода в Сибири, двух заводов на Урале, за­ водов— в З ак ав к азье, Карело-Фин угольную промышленность, цветную 1ской ССР и в Ленинградской об- металлургию и ирригационное строи-1ласти, тельство. Капиталовложения в и а -| В машиностроении: а) строительство завода тяжелого машиностроения в Сибири, завода тяж елы х кранов в Сибири, завода тяж елых поковок на Украине, 3 за водов кузнечно-прессового оборудо­ вани я на Украине, 2 заводов куз нечно-прессового оборудования на Урале, а такж е в Поволжье и З а ­ падной Сибири; б) строительство новых станко­ строительных заводов: тяж елых станков на Урале и в Сибири, рас­ точных станков в Сибири, автома- Материально -культурный уровень народов СССР Перехожу к вопросу о материале-1 Дальнейшее развитие промышлен­ ности требует систематического по- но-культурном уровне народов СССР. Систематический рост в нашей стране народного дохода, следова­ тельно, общественного богатства и личного потребления трудящ ихся является результатом вовлечения в производство все новых кадров р а­ бочих, колхозников, интеллигенции и поднятия производительной силы труда. Численность рабочего класса в СССР растет из года в год. Количе­ ство рабочих и служащих в н ар о д ­ ном хозяйстве увеличилось в 1940 году до 30 ,4 миллиона человек про­ тив 27 м и л л и о н о в человек в 1937 году. План 1941 года предусматри­ вает увеличение численности рабо­ чих п служащих до 31 ,6 миллиона человек. волнения рабочего класса новыми квалифицированными кадрами и пра­ вильного распределения рабочей си­ лы между отраслями и районами в соответствии с интересами народного хозяйства. По инициативе товарищ а Сталина партия и правительство в 1940 го­ ду приступили к созданию государ­ ственных трудовых резервов путем подготовки молодых квалифициро­ ванных к ад рю в ремесленных учи ­ лищ ах и школах фабрично-завод­ ского обучения. В 1941 году намечен дополнитель­ ный набор в ремесленные и ж елез­ нодорожные училища в количестве

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz