Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
XVI I I ВСЕСОЮЗН АЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б) ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА тов. МАЛЕНКОВА ж енеров и техников во многих случаях расставлены и нсиользуютсл неправильно. На предприятиях, в цехах, т. е. там , где непосредственно произво дится продукции, часто бывает боль шой недостаток в квалифицирован ных специалистах, в то же время большое количество этих последних осело на канцелярской работе в апп аратах центральных и местных хозяйственны х учреждений. Мы располагаем , товарищ а, дан ными о расстановке в системе про мышленных наркоматов на 214 ты сяч специалистов с высшим образо ванием и на 164 ты сячи специали стов со средним специальным обра зованием. Эта данные следующим образом характеризую т расстановку специалистов в промышленности. Из 214 тысяч специалистов с высшим образованием 95 ты сяч че ловек, и л и 4 5 % , находятся в раз личных учреждениях системы нар коматов. 51 ты сяч а человек, или 2 4 9 6 ,— в заводоуправлениях про мышленных предприятий и только 68 тысяч человек, или 3 1 % , всех специалистов с высшим образова нием находятся в промышленных предприятиях непосредственно на производстве. 11з 164 тысяч специалистов со средним специальным образованием 41 тысяча человек, или 2 5 % , нахо дятся в различных учреждениях наркоматов, 41 ты сяч а, или 25 96, находятся в заводоуправлениях про мышленных предприятий и 82 ты сячи человек, или 5 0 % , находятся в промышленных предприятиях не посредственно на производстве. В Наркомате нефтяной промыш ленности только 20% специалистов с высшим образованием работает непосредственно на ироизводстве; в Наркомате электростанций—только 1 6 % ; в Наркомате угольной про мышленности—2 7 % ; в Наркомате рыбной промышленности только 996 ; в Наркомате лесной промышленно сти—2 4% . Подобная картин а в расстановке н использовании специалистов с высшим образованием и в других промышленных наркоматах. Такая неправильная практика ис пользования инженеров и техников ■аносит вред нашему народному хо- аяйству, лишает предприятия над лежащего технического руководства. Достаточно ск азать, товарищи, что при наличии в промышленности боль шого количества специалистов с высшим образованием на тех дол жностях, которые должны быть за мешены инженерами, этих специа листов оказы вается крайне недоста точное количество. В составе начальников цехов на предприятиях имеется всего лиш ь 22% специалистов с высшим обра зованием, в составе заместителей н а чальников цехов— 3 2% , в составе начальников смен, пролетов, отде лов, участков, агр егато в—20% и в составе цеховых инженеров только 6 0% . Все остальные раб >тники ук а занны х выше должностей не имеют специального технического образо вания. Аипарат управления хозяйством, как и весь государственный аппарат нашей страны , имеет огромное зн а чение. В этом аппарате должно ра ботать известное количество квали фицированных инженеров и техни ков. Но совершенно ненормально, когда этот аип арат раздувает свои ш таты п попользует инженеров и техников на канцелярской работе, отвлекая тем самым их с производ ства. Необходимо исправи ть ненормаль ность в рассгановке кадров инж ене ров и техников и направи ть часть специалистов, работающих в цен тральных и местных хозяйственных учреж дениях, на предприятия для укрепления технического руководства производством. Необходимо всемерно у к р епить ва п р едп р иятиях техническое ру ководство производством. В отношении мелодых, оканчиваю щих вузы специалистов необходимо установить такой порядок, чтобы каждый окончивший высшее учебное заведение получал производствен ный опыт на предприятии, проходил в обязательном порядке стаж практи ческой работы— помощника мастера, мастера, инженера в цеху. О МАСТЕРЕ . Большую роль, това рищи, в деле наведения порядка на наших предприятиях, в деле пра вильной организации труда и обес печения строжайшей дисциплины технологического процесса должны сы грать мастера Однако, на многих наших пред приятиях мастера свели на положе ние подсобного рабочего или контор щика, который целый день занят либо беготней по заводу за недостаю щими деталями, инструментами, ли бо разного рода конторской работой. Мастер должен быть разгруж ен от несвойственных ему обязанностей Необходимо на предприятиях под нять р оль масте р а, к ак непосред ственного организатора производства и поставить дело таким образом, чтобы мастер являлея полноправным руководителем н а порученном «му участке производств.!, полностью от вечающим за соблюдение техноло гической дисциплины и за выпол нение производственного задания по всем показателям . Таковы меры, которые нужно принять по линии хозяйственно-по литических задач парторганизаций, чтобы ликвидировать недостатки в работе промышленности и транс порта. I V . О рг анизационные задачи па р то рг анизаций в области п р омышленности и т р анспо р та Товарищ е, для того, чтобы успеш но разрешить задачу под 'ен а про мышленности и транспорта, необхо димо значительно улучшить нашу организационную работу в области промышленности и транспорта. Товарищ Сталин учит нас, что са ми хозяйственные успехи, их проч ность и длительность целиком и пол ностью зависят от успехов партийно- организационной и партийно-полити ческой работы, что без этих условий хозяйственные успехи могут оказать ся построенными на песке. Какие меры нужно принять по линии организационных задач парт организаций, чтобы ликвидировать недостатки в работе промышленно сти и транспорта? Прежде всего тут речь идет о том, что, в целях усиления помощи нар коматам и предприятиям промышлен ности и транспорта, необходимо иметь а го р одах, областях, к р аях я р еспубликах с р азви той п р омышленностью не одно го, а несколько сек р ета р ей го р комов и обкомов па р тии по п р омышленности, соответственно основным отраслям промышленности, имеющимся в городе, облаетш, крае, республике, а такж е там, где #то нужно, секретаря по железнодорож ному транспорту и секретаря по водному транспорту. Известно, что сейчас у нас в гор комах н обкомах партии промыш ленностью и транспортом занимает ся только один нз секретарей. Оиыт ноказал, чтовтого явно недостаточно. В проекте резолюции, розданной вам, предлагается увеличить коли чество секретарей горкомов и обко мов партии , ведающих промышлен ностью и транспортом. Очень Еа ж н ым делом для обко мов и горкомов партии будет под бор секретарей по промышленности. Это дело очень серьезное. Е нему нужно подойти со всей тщ атель ностью и ответственностью. ЛЕ4843 Надо выдвинуть на эти посты лучших работников, способных по- большевистски влезать в дела про мышленности и транспорта, способ ных не на словах, а н а д е л е повер нуть внимание парторганизаций в сторону промышленности и транс порта Секретари по промышленности и транспорту обязаны хорошо знать, что делается на предприятиях, ре гулярно бывать на них, должны быть лично связаны к ак с работниками предприятий, так и с соответствую щими наркоматами, должны помо гать им в выполнении планов н ре шений партии по промышленности и трансиорту, систематически про верять исполнение этих решений, вскрывать недостатки в работе пред приятий и добиваться ликвидации этих недостатков. 0 том, к ак справятся горкомы, обкомы и ЦК компартий с делом подбора секретарей по промышлен ности и транспорту, надо будет уже в ближайшее время судить по ре зультатам работы промышленности и транспорта по отдельным горо дам, областям , краям я республикам. Второй важнейшей ор ганизацион ной задачей является значительное усиление внимания партийных ор га низаций к делу подбора кадров, р а ботающих в промышленности п на транспорте. Прежде всего необходимо изу чать, хо р ошо звать хозяйствен ных и инжене р но-технических р аботников п р омышленных ■ р едп р иятий и железных до р ог Без такого изучения и без зн ан и я людей нельзя правильно и во время решить вопрос о замене негодных работников и о выдвижении способных, инициативных людей. Необходимо, товарищи, покончить с бумажным , канцелярским изуче нием работников. Надо покончить с биологическим подходом при подборе кадров и про верять работников на деле, оцени вать их по работе, а не руководство ваться анкетными данными. До сих пор, несмотря на у к а за ния партии, во многих партийных и хозяйственны х ор ганах при на значении работника больше зани маются выяснением его родословной, выяснением того, кем были его дедушка и бабуш ка, а не изу чением его личных деловых и по литических качеств, его способностей. Основным вопросом в деле под бора кадров является вопрос о пра- вилвном выдвижении новых работ ников. Надо смелее выдвигать хоро ших, способных, инициативных ра ботников, умеющих организовать живое дело. При этом надо усвоить, что р ечь идет о выдвижении не только па р тийных, но н непа р тийных большевиков. Среди беспартийных мпого чест ных и способных работников, кото рые, хотя не состоят в партии, не имеют коммунистического стаж а, но работают часто лучш е, добросовест нее, чем некоторые коммунисты со стажем. Товарищ Сталин не раз высмеивал тех работников, которые думают, что на руководящие должности мож но выдвигать лиш ь партийных то варищей. В 1931 году на совещании хозяйст венников товарищ Сталин говорил: «Некоторые товарищи думают, что на руководящие должности на фаб риках, на заводах можно выдвигать лиш ь партийных товарищей. На этом основании они нередко оттира ют способных и инициативных бес- партийиых товарищей, выдвигая на первое место партийцев, хотя и ме нее способных и неинициативных Нечего и говорить, что нет ничего глупее н реакционнее такой, с поз воления сказать, «политики;'. Выдвигая сиособпых и иници а тивных работников, надо своев ре менно ставить воп р ос о замене негодных, слабых, безвольных р аботников,заменять болтунов, не способных о рг анизовать жи вое дело. Нередко бывает, что заведется т а кой никчемный, не способный на живое дело болтун и годами губит дело. А наши наркоматы , обкомы, горкомы па р тии спокойно взирают на это и не принимают м е р к т о м у , чтобы вышибить такого, с позволе ния сказать, «работника». Бывает у нас нередко так. Полу чит завод срочное задание по вы пуску особо нужной продукции. А во главе этого предприятия стоит горе-хозяйственник, не работник, способный выполнить это задание, а болтун. Спросит секретарь обкома такого директора, как идет дело с выпол нением задания, а болтун отвечает, — «нажимаем, товарищ секретарь». Ну, секретарь и доволен. Раз нажи мает, значит дело будет. Однако скоро выясняется, что ни какого дела нет и задание не вы полняется. Снова спрашивает дирек тора секретарь обкома: «В чем де ло, почему не выполняется задание?» «Осваиваем, товарищ секретарь, отве чает болтун. Секретарь удовлетво ряется и этим ответом. Р аз че ловек осваивает, значит будут ско ро результаты . Но дело вперед не двигается. Опять запрос к директо ру: «Почему до сих пор не вы пу скаете продукции» ? «Заедает, това рищ секретарь, н а-д яях поправим дело». Проходит время, нет н и к а кой продукции. «Что у вас делает ся на заводе», спраш ивает секре тарь. «Устраняем неполадки и не у в я зк и » , отвечает болтун. Так и морочит без конца голову, п если, товарищи, паче ч аяни я все же такой директор с большим запоз данием выпустит немного продукции, то не ждите, что у такого директо ра продукция будет выпускаться си стематически. Ждите, н аверн як а, что екоро он прекратит этот вы а у с к . Н если его спросите: «Что случилось, почему вы только что начали выпу скать продукцию и уже прекр ати ли Г>—так и знайте, что болтун и и тут найдет вам ответ и в таком случав обязательно заяви т: «заделы все с'едены». Вот так и водят за нос наших секретарей обкомов таки е горе-руко водители предприятий, такие болту ны. Вооружились эти болтуны словеч ками: «осваиваем», «заедает», «уст раняем неполадки и н еу в язки » , и живут себе за государственный счет, расходуют громадные средства, а в народное хозяйство ничего не дают. А многие наши руководители слу шают такие ответы и удовлетворя ются ими, хотя в точности не знаю т, что, собственно, хочет сказать горе- хозяйственник. Получается, к ак это в песне по ется ,— «.. . и кто его знает, на что намекает». (Смех). В песне, правда, в конце концов выясняется, о чем идет речь. Там, как вы по мните, сердце принимает некото рое участие в этом деле, и дело про ясняется. А вот в отношении болтунов дело так и остается неразгаданным . Тут сердца, видимо, мало. Надо го ловой поработать и раскусить во время болтуна. Пора, товарищи, вытащить такого сорта хозяйственников на свет бо жий. Болтунов, людей не спо собных на живое дело, нужно освобождать вставить на мень шую р аботу, безотносительно к тому, являются они па р тийны ми или беспа р тийными. Есть у нас, товарищи, и работни ки другого ти п а— невежды . Есть у нас и такие. Невежда—это человек, который ничего не знает в знать ничего не хочет. Невежда технику не изучает, но вой техники не при знает, о техно логии понятия не имеет, в экономи ке предприятия не разбирается и не желает разбираться. Зато з а знайства у такого невежды хоть от бавляй. Невежда убежден в том, что он все знает и ему изучать нечего, и нет такой силы в природе, которая могла бы убедить невежду в том, что он чего-то не знает. Об одном из своих героев Салты ков-Щедрин писал: «Он не был ни технолог, пп инж енер ... Он ничего не знал ни о процессе образования рек, ни о закон ах , по которым они текут вниз, а не вверх, но был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих— и на протяже нии отмеренного пространства, на- верпое, возникнет материк, а затем попрежпему, и направо и налево, будет продолжать течь река». "Существуют подобные невежды и в паше время. Займет такой не вежда пост директора ли предприя тия, начальника ли дороги или дру гой какой пост и ничего слушать не хочет. Ты ему говоришь о новой технике, о необходимости улучш ения технологического процесса, о наве дения чистоты и порядка на пред приятии, а он сидпт по уши в гр я зи, сиднт прочно на своей невеже ственной основе и не обращает вни мание ни на какие советы, ни на какие указания (В зале оживле н и е ). Я, дескать, сам соображаю, я сам все могу. Да еще обычно ки чится своим пролетарским происхож дением. Само собой разум еется, что не чего ждать от такого, с позволения сказать, руководителя перехода в а производство новой продукции, луч шего качества и введения новой тех ники. Надо, товарищи, разоблачать та ких невежд и гн ать их в шею от руководства. Нельзя терпеть невежд во главе предприятий и вообще на- руководящих постах. Они только портят живое дело. Но для того, чтобы своевременно зам енять негодных работников, для того, чтобы во-врсмя выдвигать но вых людей, знатоков своего дела, надо, товарищи, исправить положе ние дел с изучением , подбором и выдвижением кадров к а к в партий ных, так и в хозяйственных ор га низациях. В частности, надо решительно улуч шить работу заместителей наркомов по кадрам , которые работают уже давно, однако до енх пор проявили себя очень и очень слабо. Несколько слов, товарищи, о по литотделах железнодорожного и вод ного транспорта. Тут следует сказать о д н о - пора покончить с от ры вом полит отделов железнод орожного и водного транспорта от терри ториальных партийных органи заций и сделать политотделы подотчетными обкомам и гор комам партии Нужно прямо и открыто сказать, что политотделы на транспорте, осо бенно на железнодорожном, работа ют крайне неудовлетворительно. По литотделы работают по-канцелярски, вместо работы занимаю тся сбором многочисленных сводок с мест, по сылают огромное количество теле графны х и письменных директив. Многие политотделы превратились в плохой придаток ведомственных учреждений транспорта, они зам а зываю т ведомственные недостатки и не выполняют даж е такой элемен тарной обязанности, как сигнализа ция парторганам о недостатках в работе транспорта. Находятся такие работники по литотделов, которые забыли о своих большевистских об язанно стях перед партией и страной, обрели себе спокойную жи знь за счет государ ства и стоят в стороне от работы по под'ему транспорта. Товарищи, из организационных вопросов следует остановиться далее на вопросе о хозяйственно-произ водственных активах. Надо сказать, что у нас за по следнее время ослабла работа с ак тивом. Во многих наркоматах вовсе забросили эту работу и не созывают активов. Тираж 10.000 эка. Это не в малой степени о б г о н я е т ся эазнайством некоторых наших руководителей. Такие руководители считают, что они сами все знаю т м не нуждают ся в том, чтобы посоветоваться с активом, чтобы учесть опыт низо вых работников, инженеров, техни ков. стахановцев. Такие руководители боятся р аз вернуть критику и самокритику. Такие руководители забывают то, чему учит нас товарищ Сталин. Вы помните, как товарищ Сталин на совещании стахановцев благода рил участников совещания за по мощь, которую они оказали своими выступлениями и советами. Товарищ Сталин на этом совещании говорил: «Разве можно сомневаться в том, что руководители, пренебрегающие этим опытом, не могут считаться настоящими руководителями?» Необходимо восстановить зна чение производственно-хозяйст венных активов на предприя тиях и в наркоматах. Активы должны и грать значительную роль в деле лучшего использования опы та низовых хозяйственны х и пар тийных работников, инженеров, тех ников, стахаповцев. Активы должны и грать значительную роль в р аз'яс- ненни работникам промышленности значения важнейших мероприятий в области промышленности и транс порта. Активы надо собирать как с привлечением на них работников различных отраслей промышленно сти, так и по отдельным отраслям промышленности и транспорта. Хо зяйственные руководители и партий ные организации обязаны тщательно готовить собрания активов с тем, чтобы обеспечить на них серьез ное и деловое обсуждение постав ленных вопросов. Теперь о соцсоревновании и ста хановском движении 0 значении его говорить нечего. Я хочу отме тить только, что у нас на многих предприятиях партийны е и проф союзные организации неудовлетво рительно руководят делом соцсорев нования и стахановским движением Только формальным отношением к руководству стахановским движе нием можно об'яснить, что на пред приятиях могут уживаться такие ф акты , к ак охват стахановским дви жением на предприятии половины и более всех рабочих и наличие в то же время на этом предприятии грязи и захламленности в цехах, наличие большого количества рабо чих, не выполняющих нормы, и даже невыполнение этим предприя тием своих производственных планов. Необходимо всемерно разви вать стахановское движение, ваир авлл ть инициативу стахановцев на повышение производительности труда, на разрешение важнейших вопросов производства, на подтяги вание отстающих участков произ водства. Наконец, товарищи, последний вопрос. Речь идет о том, что на предприятиях все еще продолжается неправильная практика проведения в рабочее время собраний, заседа ний, совещаний общественных ор ганизаций. Вот почему в проекте резолюции, розданной вам, предлагается безус ловно воспретить партийным , со ветским, профсоюзным и другим общественным организациям : а) созыв на предприятиях Й в учреж дениях в рабочее время собраний, заседаний и всякого ро да совещаний; б) вызов в рабочее время р а бочих и служащих; в) снятие рабочих и служащих предприятий и учреждений для по сылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и т. п. делам ; г) отвлечение в рабочее вре м я рабочих и служащих предприя тий и учреждений от их непосред ственной работы для участия по по ручению общественных организаций в обследовательских к омиссиях и бригадах. Нужно раз навсегда устано вить, что рабочие и служащие предприятий н учреждений вы полняют поручения обществен ных организаций только в не рабочее время. Таковы меры, которые нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы лик видировать недостатки в работе про мышленности и транспорта. * * * Товарищи, наш а промышленность была и есть б аза развития всего народного хозяйства. Промышлен ность была и есть руководящее на чало во всей системе народного хо зяйства. Промышленность ведет впе ред все наш е социалистическое хо зяйство, включая сельское хозяйст во и транспорт. Промышленность была и есть база оборонной мощи страны . Липецк, тип. Н8Д-НЯ Задача заклю чается в том, чтобы неустанно двигать вперед дело раз вития социалистической промыш ленности. Новые и большие задачи стоят перед нашей промышленностью н транспортом в 1941 году. Необ ходимо дело организовать т ак , что бы уже в этом году ни в одной об ласти, ни в одном городе и про мышленном центре не осталось ни одного отстающего предприятия. В наш ей промышленности не должно быть отстающих предприя тий. Все заводы , фабрики, ш ахты , железные дороги обязаны выпол нять план. Бороться за выполнение плана, обеспечить выполнение плана, р а ботать по плану, это значит: а) выполнять годовой, кварталь- 1 ный и месячный планы по вы ра ботке продукции не в среднем, к ак это было до сих пор, а равномер но, по пл ану , по заранее разрабо танному графику производства го товой продукции; б) выполнять план не только в среднем по отрасли промышленно сти, как это было до сих пор, а выполнять его по каждому пред приятию в отдельности; в) выполнять план не только в среднем по предприятию , как это было до сих пор, но выполнять план ежедневно, в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в наждой смене; г) выполнять план не Только по количественным показателям , но обязательно и качественно, ком плектно, по ассортименту, с соблю дением установленных стандартов и по установленной планом себестои мости. Мы должны и можем добиться уже в ближайшее время даль нейшего под'ема нашей промыш ленности и транспорта. Надо только, чтобы все наши партийные органи зации , все руко водящие работники промышленно сти и транспорта со всей больше вистской настойчивостью взялись за немедленную ликвидацию недостат ков в работе промышленности в транспорта, коренным образом улуч-| шили свою работу в этой области. Мы не можем удовлетвориться уж* достигнутым и не видеть крупных недостатков в работе промышлеа-! ностн и транспорта. Терпимость 8.1 этим недостаткам чрезвычайно опас на и вредна. Нельзя терпеть, чтобы у нас где- либо жили и процветали настрое ния благодушия и довольства до стигнутым . Такие настроения дела-1 ют работников нетребовательными* слепыми в отношении к недостат кам. Такие настроения не к липу большевикам. Большевик должен отличаться в*" примиримостью к недостаткам, тр*\ бователькостыо к себе, ко всей сво ей работе. Этому учит нас товаре* Сталин. (Бурные аплодисменты1 Для большевика интересы го«г| дарства, интересы своей родив* должны быть превыш е всего. Бол* шевик должен бы ть диспипливир*' ванным в выполнении решений пар тин и правительства. Закон есть в* кон для всех. Мы все слуги госГ- дарства. Этому учит нас товар*1 Сталин ( а п л о д и с м е н т ы ). Большевик должен быть подля* ным борцом против рутины В В' просах новой техники, новой пр1’ дукпии, новых методов производи ва. Надо воспитывать у наших Р* ботников вкус к тому, чтобы овл» деть техникой, выдвигать таких л* дей, которые способны оседлать**5 инку, ибо техник а без людей в*51 хлам. Больш евик, революционер! технике, в хозяйстве—тот, кто у*г ет ломать устаревшие тр адиц ии .3*' менять их новыми и итти впер*5 Этому учит нас товарищ Сталин (•*' лодисменты). Нет сомнения в том, что на®1 партия, свято вы полняя указе**5 товарища Сталина, мобилизуя в*5, массу рабочих, служащих ияжев* ров и техников, в кратчайшие ср’ ки добьется исключительной орГ* нивованности, максимальной пр? изводительяостн в работе промЯ*1 ленностн и транспорта. ПромЫ* I ленность и транспорт должны и й | дут работать значительно лучИ*' будут давать продукции по в** отраслям гораздо больше и боЛ( высокого качества. 1 . Под испытанным и мудрым Р- ководством вождя народов товар** . Сталина наш а великая родина ' дет вперед к новым, рещитель1* , победам коммунизма. (Бурные в* I лодисменты Все встают). - - - - - - - - - - - - - - - т - - - - - - - -— ю-п.,-— ^ Л Врид. редактора П К САТИ* г . .......... ■■■ и .«у ■ ... .... Ли п е т а я коммуаа*, вакав М 9“
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz