Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)
XVIII Всесоюзная конферени/ия ВКП(б) ПРОДОЛЖ ЕНИЕ ДОКЛАДА тов. МАЛЕНКОВА 111 . Х озяйственно-политические задачи па рюрг анизаций в области п р омышленности и т р анспо р та н сдать в эксплоатацию . Срок испол н е н и я—8 июня 1940 года». Приказ был подписан 5 июня, сдан для рас сылки 7 июня, а срок исполнения ук азан я В в приказе работы , как видите, был определен 8 июня. Или вот другой приказ № 189. Этим при казом завод № 144 обязывался сне позднее 1 июня 1940 года разра ботать график работы цехов на июнь месяц с учетом покрытия недоделок за ап р е л ь—май месяцы?. Этот при к аз был подписан 31 мая и естест венно, что прибыл на завод уже после истечения срока, установлен ного для исполнения зад ания. Вот третий факт. Приказом Л; 151 отме чается плохое состояние техники без опасности на заводах. Пунктом восьмым исполнители обязуются представить тов. Сергееву на ут верждение 29 апреля план работ, а сам приказ подписан 4 мая. Разве это серьезное отношение к делу? Надо же вдумываться в за дания, которые даются подчиненным. А приказы , приведенные выше, спо собны только подорвать дисциплину. Примеров бюрократизма, канце лярской волокиты, отсутствия про верки исполнения можно привести иного, они есть, к сожалению, в к аж дом наркомате, а сколько-нибудь серьезного ежедневного контроля за работой предпри ятий— нет. Между тем серьезный ежедневный контроль за работой заводов является в аж нейшей обязанностью наркоматов. Необходимо, чтобы наркоматы по кончили с канцелярско-бюрократи ческими методами руководства пред приятиями и чтобы вместо всей этой канцелярщины всерьез занялись де лом проверки исполнения решений, делом контроля за работой своих предприятий. Таковы недостатки в руководстве наркоматов. Теперь о недостатках работы парт организаций в области промышлен ности и транспорта. Главное тут заключается в том, что парторганизации не помогают наркоматам, предприятиям своей об ласти, города, района. Парторганизации ослабили свою работу к а к в промышленности, так и на транспорте, неправильно пола г а я , что они не несут ответственно сти за работу промышленности и транспорта. Местные партийные организации так же, как и хозяйственные орга низации. не понимают смысла и зн а чения проверки исполнения и не по могают ввиду етого наркоматам и главкам наладить повседневную про верку исполнения решений варкома тов директорами подчиненных им предприятий. Многие обкомы партии, занимаясь сельским хозяйством , делами з а г о товок сельскохозяйственных продук тов, ааброенли работу в промыш ленности и на транспорте, забыли о своей ответственности за работу за водов, фабрик, ш ахт, рудников, же лезных дорог своей области, города, район а, а горкомы партии, которые обязаны главное свое внимание уде л ять промышленности и транспорту, не занимаются этим делом и не при нимают мер к улучшению работы отстающих предприятий и железных дорог. Горкомы и обкомы партии вместо того, чтобы влезать в дела фабрик, заводов, железных дорог, нередко •толт в стороне от промышленности и транспорта, не контролируют р а боту предприятий, не проверяют, как работают руководящие люди на фаб риках, заводах и железных дорогах, не вскрывают недостатков в их ра боте и тем самым попустительствуют этим недостаткам. Горкомы и обкомы партии свык лись с тем положением, что ряд предприятий у них длительное вре мя находится в глубоком прорыве, и не принимают действенных мер к тому, чтобы покончить с этим по зорным явлением. Возьмем Тульскую область. У вас, товарищи туляки , такие заводы , как Новотульскнй металлургический за вод, Сталиногорский комбинат и не которые другие крупны е предприя тия, выполняли производственный план последние четыре года не свы ше чей на 6 0—8 0% . В Челябинской области такие за воды, к ак Челябинский тракторный завод и Челябинский цинковый за вод на протяжении последних четы рех лет систематически недовыпол няют производственной программы на 1 5—2 0% . Или вот, возьмем Орловскую об ласть Такое крупнейш ее предприя тие области, как «Красный Профин- терн , в 1938 году выполнило план на 66% , в 1939 году на 6 3% и в 1940 году на 7 5% . В Архангельской области Солом- бальский целлюлозный завод, Лаль- ская бумажная фабрика и ряд круп* ных лесозаводов области выполняли за последние три года план всего лишь в пределах от 40 до 8 0% . В Башкирский АССР Белорсцкий металлургический завод в 1938 году выполнил план па 7 7 % , в 1939 го ду на 7 1% и в 1 9 4 0 году на 8 6 % . Таких фактов систематического отставания заводов можно привести много и по всем другим областям, краям и республикам . А ведь всеми этими заводами за нимаются или, точнее, должны за ниматься обкомы и горкомы партии. Результаты же, к ак видите, такие, что эти и подобные нм заводы уже ряд лет сидят на шее государства. Особенно плохо горкомы и обко мы партии занимаются предприя тиями и промышленными стройка ми, подчиненными союзным парко- м атаа, ошибочно полагая, что за состояние дел на этих предприя тиях и стройках отвечают исключи тельно наркоматы . Ряд областей своей плохой рабо той рошающим образом повлияли на срыв выполнения общего плана по некоторым важным видам про дукции. По выплавке чу гун а особенно пло хо работали предприятия Сталин ской, Запорожской и Свердловской областей. Предприятия угольной промыш ленности Ворошиловоградской, Че лябинской, Свердловской и Молотов- СК"Й областей тянули назад уголь ную промышленность. По добыче нефти особенно плохо работали предприятия Грознефти Чечено-Ингушской АССР, Майкоп- иефтн Краснодарского кр ая, пред приятия Башкирской АССР и Хаба ровского кр ая. Отставание производства парово зов явилось результатом плохой р а боты соответствующих предприятий города Харькова, Орджоникндзегра- да, Улан-Удэ. Плохо такж е работа ли Ворошиловградский и Коломен ский заводы. Решающую роль в недовыполне нии плана по хлопчатобумажным ткан ям сы грала плохая работа предприятий областей Ивановской, Калиниаской и особенно Ярослав ской. Ряд промышленных городов, в которых сосредоточены крупные предприятия не выполняют произ водственного план а. Вот, например, гор. Горький в 1940 году выпол нил план по выпуску валовой про дукции на 9 3 ,6 % , Днепром тровск— 9 5 ,8% Сталинград— 9 5 ,8% . К (линии —9 3 ,7 % , Челябинск —9 0 .2 % , Тула —8 5 ,1 % , Ярославль— 7 9 ,9 % , Ста- л в я о—9 0 ,3% А ведь первейшей обязанностью горкомов партии в этих городах является обеспечение успешной ра боты промышленности. Крупный недостаткам в работе горкомов и обкомов партии я в л я е т -! ся то, что они не вникают в су- 1 щество работы предприятия, не изучают экономику предприятий и, вместо этого, отделываются часто поверхностными обследованиями и верхоглядскими реш еянямп . Ведь ф акт, товарищи, что мпо- гие наш и обкомы и горкомы п ар тии свои обязанности в отношении промышленности и транспорта сво дят к заслушиванию докладов ди ректоров предприятий на заседаниях бюро обкомов партии. По этим док ладам обычно выносятся малокон- кретпые и малополезные для заво дов реш ения. Да и эти решения, как правило, совершенно не про веряю тся. Следует отметить и другое обстоя тельство. Заниматься отдельным предприятием обком или горком партии начинает лишь в случае, если это предприятие уж е находит ся в явном прорыве. Заблаговре менно же никто и не думает по мочь заводу или железной дороге. Необходимо покончить с таким поверхностным подходом к пред приятиям промышленности и транс порта. Городские и областные комитеты партии обязаны наряду с наркома тами нести ответственность за рабо ту всех промышленных и транспорт ных предприятий города, области. Именно горкомы и обкомы партии имеют возможность непосредственно на месте, наиболее об'ективно, не считаясь с узковедомственными ин тересами, разобраться в положении дел на предприятии, определить, в чем кроются недостатки в его работе, и помочь руководящим работникам предприятий и наркоматов устра нить их. Таковы , товарищи, причины не удовлетворительной работы ряда отраслей промышленности, таковы | причины недостатков в работе про-! мышленноетн и транспорта. 1 Что же требуется от партийны х организаций для того, чтобы лик видировать недостатка в работе промышленности и транспорта? Для этого надо прежде всего без условно ликвидировать безучаст ное отношение партийных ор гани заций к состоянию промышленности и транспорта п решительно пове р нуть внимание па р то рг аниза ций в сто р ону максимальной заботы о нуждах и инте р есах п р омышленности и т р анспо р та. Партийные организации обяза ны систематически влезать в дела промышленных предприятий и ж е лезны х дорог, вы яспять их нужды и запросы и помогать хозяйственным организациям в их повседневной работе по руководству промышлен ностью и транспортом. Партийные организации до сих пор главное внимание уделяли ру ководству сельским хозяйством. И это было правильно, пока зерновая проблема не была еще разрешена. Но теперь, когда в основном уже решены зерновая проблеиа и за дача ежегодного получения урожая зерна в 7— 8 миллиардов пудов, — необходимо пове р нуть па р тий ные о рг анизации в сто р ону п р омышаенности и т р анспо р та. Это не значит, что надо ослабить внимание к сельскому хозяйству. Но это значит, что партийны е ор ганизации настолько выросли, что опи могут зан яться в р авной м е р е и промышленностью и сельским хозяйством. Важнейшей, неотложной задачей всех партийных организаций я в ляется ликвидация недостатков в их работе в области промышлен ности и транспорта. Партийные организации обязаны помочь наркоматам и предприятиям навести порядок на ф абриках, за водах, ш ахтах, железпых дорогах, в портах и на пристанях. Цра этом надо зан яться конкретно каждым предприятием в отдельности. Пар тийные организации обязаны про являть максимум инициативы в де ле выявления новых возможностей улучш ения п развития промышлен ности и транспорта. Далее необходимо, чтобы партий ные организации помогали наркома там и главкам проверять работу директоров предприятий, п р ове р ять и сп олн ени е р еш ений на р кома те* п р едп ри яти ям и . Партийные руководители обязаны понять настоятельную необходимость коренного улучш ения работы п а р тийных организаций по проверке выполнения решений в области промышленности и транспорта Пар тийные организации должны уяс нять себе, что одни лишь наркома ты не в состоянии контролировать работу предприятий, проверять ис полнение решений наркоматов. По этому партийные организации дол жны помочь наркоматам в деле проверки исполнения директив нар коматов предприятиями, т. е. в деле контролирования работы директоров предприятий. Только при этих условиях можно будет обеспечить систематическое выполнение государственных п л а нов каждым предприятием , каждой железной дорогой и тем самым двинуть виеред развитие промыш ленности п транспорта. Какие же меры далее нужно при н я ть партийным организациям , что бы ликвидировать недостатки в ра боте промышленности и транспорта? ОБ УЧЕТЕ ОБОРУДОВАНИЯ, ВСЯКОГО РОДА ИМУЩЕСТВА И МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДПРИ ЯТИЯХ. Начать надо с этого воп роса потому, что многие забывают, что без правильного учета оборудо вани я, имущества, материалов иель- ся упр авл ять предприятием . Дирек тор предприятия, если он хочет по- настоящему держ ать в руках пред приятие и работать не вслепую, не на авось, должен хорошо зя а ть все хозяйство завода, должен знать, где и сколько имеется на заводе обору дования, инструмента, сы рья, м а териалов. Между тем, к ак это показывают многие ф акты , на предприятиях учет оборудования, учет материа лов, сырья и даж е готовой продук ции поставлен совершенно неудов летворительно. Руководители пред приятий допускают существование разбухш его ш тата и многих изли шеств в учете, а элементарными сведениями о ресурсах предприятия не располагают. Кольчугинского завода Парком цвет мета тов. Петрову потребовалось у зн ать, сколько имелось на 7 я н варя 1941 года незавершенного производства в цехе № 2. Б ух гал те рия завода сообщила ему 81 ,6 тонн, плановый отдел назвал цифру в 4 7 ,7 тонн, по книгам в цехе зн а чилось 5 1 ,5 тонн, а при проверке фактически оказалось 11 тонн (ожив ление в зале). Подумайте сами, товарищи, как может работать директор с таким учетом. При теперешнем состоянии учета немудрено, что имеют место такие, например, ф акты . Суда Касптапкера за 9 месяцев 1940 года перерасхо довали 12 ,5 тыс. тонн топлива, а наркомат начислил Касптанкеру 2 млн. рублей экономии по топли ву. Вот какие порядки в Наркома те морского флота. Можно и топли во переж ечь и прослыть экономным хозяйственником . (Оживленно в зале). В результате запущенности учета на предприятиях образуются излиш ние запасы материалов, заготов ляется излишний и, к ак правило, некомплектный задел, увеличивает ся незаверш енное производство и омертвляются огромные государст венные средства. По данным ЦУНХУ на предпри яти ях 12 промышленных наркома тов на 1 декабря 1940 г. запасы товарно-материальных ценностей пре вышали установленные нормы хра нения материальных ценностей на 2 .6 1 0 млн. рублей. Плохой учет приводит к тому, что на предприятиях, стройках, на железных дорогах не используются ценнейшие станки, машины и мо торы . Очень часто бывает так, что при получении новых задапий ди ректор пред‘являет требование ва дополнительное количество материа лов, стапков, оборудования, в том числе и импортного, в. то время как на предприятиях все это имеется в достаточном количестве. Наркоматы же, не зн ая действительного поло жения дел на предприятиях, вместо того, чтобы проверять заявки и требования предприятий, обычно штампуют их. Работа предприятий, где отсут ствует сколько набудь нормальный учет, чревата неожиданностями. На таких предприятиях неизбежны срывы производства вследствие не ожиданной для руководителя нехват ки того или иного сы рья, материа лов, полуфабрикатов, инструментов. При этом н ехватка всегда обнару живается в тот момент, когда воз никает потребность в этих материа лах и когда необходимо уже сда вать готовую продукцию. З ад ач а состоит в том, чтобы по кончить с запущенностью учета иа наших предприятиях и железных дорогах. Необходимо, чтобы промышлен ные предприятия и железные доро ги имели п р авильно поставлен ный учет обо ру дования, всяко го р ода имущества н мате р иа лов. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБО РУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТА, СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ. Ясно, то варищи, что правильное использова ние оборудования, инструмента, ма териала, сы рья и топлива решает производственный успех предприя тия. Между тем, производственная мощность оборудования наших про мышленных предприятий исполь зуется далеко не полностью, ин струментальное хозяйство на мно гих предприятиях запущ ено, плохо и неэкономно расходуются материа лы , сырье и топливо. Немало стан ков и другого оборудования про стаивает на предприятиях, а иног да и просто лежит на складах этах предприятий, в то время, когда на дру гих предприятиях ощущается острая нужда в этом оборудовании. По данным ЦУВХУ в а 1 ноября 1940 года по 8-ми промышленным нарком атам ,—а эти данные далеко н еполны е,—33 ты сячи металлоре жущих станков, имеющихся ва пред при ятиях, не были установлены и, следовательно, не работали. Кроме того, на предприятиях этих же 8-ми наркоматов 6 тысяч единиц кузнеч но-прессового оборудования также не были установлены и, следова тельно, бездействовали. По тем же данным ЦУНХУ на 7 629 предприятиях страны имелось 170 ты с я ч н о установленных элек- трожоторов с общей мощностью в 2 миллиона киловатт и 4 .5 2 2 не уста новленных электрогенератора с об щей мощностью 340 тысяч киловатт. Разве можно, товарищи, дальше терпеть тзкую вопиющую бесхозяй ственность? Насколько недопустимо использу ются производственные мощности на наших предприятиях, можно пока за т ь еще на примерах цементной и лесной промышленности. Производственная мощность це ментной промышленности из года в год повыш ается. В 1936 г. произ водственная мощность всех цемент ных заводов составляла 6.701 ты сяча тонн, в 1937 г .— 7 .0 2 4 ты ся чи тонн, в 1938 г .— 7.604 тысячи тонн, в 1939 г. — 7 .9 7 6 тысяч тонн в в 1940 году— 8 .2 0 6 тысяч тонн. Между тем, использование этих мощностей за эти годы системати чески уменьшалось. Т ак, если про изводственная мощность цементных заводов в 1936 г. была использова на на 88% , что очень плохо, то в 1937 году эта мощность была ис пользована еще х\’жс, только на 7 7% , в 1938 г, — на 7 5 % , в 1939 г. — 6 5% , а в 1940 г о д у—всего лишь на 6 4% . А ведь цемент, товарищи, каж ет ся, не последнюю роль играет в нашем капитальном строительстве. Нли вот лесная промышленность. На 1 ян в ар я 1939 г. Наркомлес СССР располагал лесопильными р а мами общей производственной мощ ностью по выпуску пиломатериалов на 31 ,5 млн. кубометров, фактиче ски же выработано в 1940 году только 13 млн. кубометров пилома териалов, что составляет всего лишь 4 1% производственной мощности лесной промышленности по выпуску пиломатериалов. А ведь лес такж е очень и очень нужен нашей промышленности и транспорту. Бывает часто и так, что дефицит ное квалифицированное оборудова ние, сложные производственные а г регаты , крупные станки использу ются не по назначению или с не полной нагрузкой. Па таком дефи нитном квалифицированном оборудо вании выполняют простые опера ции или обрабатывают мелкие дета ли, которые разумнее было бы де лать на более простом я мелком оборудовании. Нередко бывает так, что на огромном карусельном станке обра батывается деталь с чайное блюдце величиной. Такого рода нерасчетливое исполь зование оборудования сни к ает ф ак тические производственные возмож ности ваш вх предприятий н нано сит огромный ущерб всему народ ному хозяйству. С использованием инструмента обстоит дело такж е очень плохо. На предприятиях мнетрумент ис пользуется неправильно. Дорогосто ящий инструмент употребляется не по назначению . Часто сдается в лом бывший в употреблснин инструмент, между тем, как он может быть вос становлен н вновь использован. Что же касается материалов, сырья н топлива, то тут у нас п р я мо-таки преступное расточитель ство. Вследствие излишних припу сков литья и поковок много металла уходит в струж ку. В свою очередь струж ка, в том числе и стружка редких металлов, используется н е полностью. Много материалов про падает из-за неправильного и неэко номного раскроя и заготовки. Про кат производится в недостаточно широком сортаменте, вследствие че го металл расходуется излишне. На ваш их предприятиях и доро гах до сих пор велики пережоги топлива и перерасход электроэнер гии. Расточительно расходуется жидкое топливо там, где оно может быть с успехом заменено твердым топливом. Задача заключается в том, чтобы покончить с бесхозяйственностью в использовании оборудования, с рас точительством в расходовании ин струмента, сы рья, материалов, топ лива и электроэнергии, покфнчить с таким положением, когда в нашей промышленности и на транспорте не полностью используются произ водственные мощности. Необходимо, чтобы на наших про мышленных предприятиях и желез ных дорогах полностью и п р авиль но попользовалось обо ру дова ние и хозяйственно р асходова лись инст ру мент, сы рь е, мате р иалы, топливо, влект р овне р- г ия. ОСОХРАННОСТИ НА ПРЕД ПРИЯТИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО ГО ИМУЩЕСТВА. Забота о сохран ности государственного имущества— сооружений, зданий, оборудования, инструмента к всех материальных ценностей, доверенных предприяти я м ,—является первейшим долгом ру ководителей, инженеров, рабочих г служащих наш их фабрив, заводов, железных дорог и водного транспор та. Этого не понимают многие р а ботники предприятий и проявляют на каждом ш агу нерадивое и нехо зяйское отношение к народному* добру. Д . На многих предприятиях оборудо вание, сырье, материалы , инстру мент, в которых остро нуждается наш а промышленность, валяясь где попало, портятся, рж авею т, прихо дят в негодность. Факты на этот счет вы можете, товарищи, найти на предприятиях своей области и города. Товарищам из Воронежской области могу помочь в этом деле. Па заводе № 6 1 в г. Липецке 14 января 1941 года в снегу под от крытым небом среди хлама было случайно обнаружено 70 годных станков. А ведь на этом заводе есть директор, есть п артийная ор гани зация, наконец, в Липецке есть и горком партии. За чем же они смотрят? Где же тут забота о со хранности оборудования? Разве это не преступное отноше ние к государственному добру? Нечего уже говорить о том, что на наших предприятиях широке распространено небрежное и неряш ливое отношение к своему станку, к своему инструменту. А ведь совер шенно очевидно, что плохой уход в» станками и инструментом, несвое временный и недоброкачественный ремонт оборудования зданий преж девременно разруш ает и выводит их из строя. На транспорте запущ енность ре монта подвижного состава и небреж ное содержание железных дорог а водных путей являю тся серьезными причинами аварий. З ад ача состоит в том, чтобы по кончить с такими проявлениями ан тигосударственного отношения к на родному добру. Необходимо добиться, чтобы в» промышленных предприятиях и на транспорте все мате р иальные цен- ности соде рж ались в сох р ан ности и в хо р ошем состояния, чтобы руководители предприятий берегла доверенное им государствен ное имущество—здания, оборудова ние, инструмент, материалы . О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРУДО ВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ. П-4 этому вопросу, товарищи, па-дяя* издан Указ. Чем вызван этот Указ? Он вы зван тем, что иа наших пред приятиях имеет место ра збазарлва нне оборудования и материалов п у тем мх продажи и обмена с други ми предприятиями. Государство от пускает предприятиям для опреде- ленных целей оборудование и мате риалы , а руководители предпрнчтий самовольно и незаконно распоряжа ются ими, продают, обменивают ь отпускают на сторону. Факты продажи, разбаариваниД государственного имущества вы мо жете обнаружить, товарищ», у себ* в областях и городах па многв*| предприятиях. Вот, например, в Донбассе, в го роде Сталино металлургический за вод в 1940 году незаконно отоУ' [ стил разных заводских материале81 КорсунскоЙ текстильной фабрике, Сталинскому пищеторгу и драма тическому театру на сумму свыш8 полумиллиона рублей. Позволительно спросить, кто раз решил директору этого завода т»8 обращаться с доверенным ему гос)'- ( дарственным добром? Или вот, на Омской дороге имел» ! место факты продажи на сторовУ , кровельного ж елеза, гвоздей, олй- фы , круглого леса и других мате риалов. , Какое право имеет на это начала ник Омской дороги? ( Средне-Уральский медеплавиль ный завод в Свердловской области ( в 1940 году продал конто >е «Цвет- { метснаб» водоарматуры на 100 ты- { сяч рублей. Но тут вышел такой с курьез. В то время, как директор а продавал эту арматуру, так назЫ' ? ваемый ответственный исполнитель [ этого же завода искал всякого р°' , да материалы и оборудование длД , й этого завода. В поисках он зашел 0 на склад «Цветметснаба» и увидел д там водоарматуру, которая показалась 8 «му подходящей. Не зн ая , что эта арматура была только что продав1 , к с их завода, ответственный пспол- Т] нитель купил ее и привез на зав'Д' ; ^ уплатив уж е 111 ты сяч рубле** ^ (смех). I, Можно себе представить, товаре- ^ щи, какие порядки па этом заводе, ц По-настоящему на таких, с позволе- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz