Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

Липецкая коммуна. 1941 г. (г. Липецк)

ИИ ИСТОРИИ Н АШЕЙ РОДИНЫ ЛЕ ДЯНАЯ ВАННА С. Глязер В ф еврале 1651 года на Украину | туя казачий отряд. вторглись полчища польских гусар, чтобы подавить народное восстание, которое уже три года продолжалось под предводительством Богдана Хмельницкого. Много славны х помощников бы ­ ло у Богдана Хмельницкого. Но са­ мым храбрым и ловким был пол­ ковник Иван Бо гун . Польские гусары приближ ались к крепости Виннице, где три тысячи казаков во главе с Богуном охра­ няли город. На своем пути враги разоряли мирные села,' убивали крестьян, оставляя за собой пожа­ рища. Только в передовом польском от­ ряде было пять тысяч гусар, а за ними шли все новые и новые пол­ ки. Отступать—значит, оставить го­ род на сожжение. Украинцы не от­ ступят! Богун решил задерж ать по­ ляков у города. Когда на горизонте появились передовые польские полки, ворота Винницкой крепости раскрылись, п впереди отряда в триста человек выехал Нван Богун. При виде такого маленького от­ ряда поляки обрадовались, пришпо­ рили коней и помчались навстречу. Завязался бой. Вдруг после первой стычки казаки повернули своих ко­ ней и понеслись в сторону, к за­ мерзшему Б у гу . Гусары бросились вдогонку. Точно псы при звуке охотничьего рога, мчались польские гусары , пресле- Подковы засту­ чали о лед. По крутому склону бе­ рега неслись кони. Неожиданно го­ ловные отряды преследователей, словно проходя какую-то незри­ мую линию , начали проваливаться под лед. Задние напирали на пе- редпнх. В это время Богун повер­ нул коней и начал бить неприяте­ лей. Из крепости выехали осталь­ ные казаки и разгромили польских гусар. В битве на льду поляки по­ терпели жестокое поражение. Как же случилось, что польское войско потеряло тысячу гусар, преж ­ де чем началось сражение? Оказы ­ вается, когда Богун узнал о при­ ближении вр ага, он приказал своим людям нарубить проруби в Буге. А когда проруби затянулись тон­ ким слоем льда, он приказал его посыпать соломой. Казаки, замани­ вая панов, знали, как обойти про­ руби, а гусары , преследуя их, про­ валились. Т ак, ледяная ванн а, при­ думанная Богуном, привела к по­ ражению врагов украинского народа. Много еще подвигов совершил Иван Бо гун , которого воспел у к р а­ инский народ в своих песнях. А почти три века спустя, в 1919 го­ ду, когда поляки снова вторглись на У краину, полководец-большевик Николай Щорс в честь славного к а­ зака назвал свой полк Богунским . И советские богунцы показали вр агу , что значит отвага и храб ­ рость свободного украинского народа. О Ш И Б К А (Рассказ пионера) Это было летом. Ты знаеш ь мою собаку «Верный», немецкую овчар­ ку? Два года тому назад мне ее по ­ дарил п ап а. Она тогда еще щенком была. Я учил собаку, как умел.у И вот летом я гул ял с ней по лесу. Вдруг она вырвала у меня поводок, бросилась к кусту и зары ­ чала. Я подошел. Вижу—лежит чело­ век. Выхватываю из кармана пугач и кричу: — Руки вверх! — Подожди, —говорит с т а р и к ,— Дай встать. — Руки покажи! Он показал р у к и — ничего нет. Потом медленно поднялся и встал. Подмышкой у н его— костыль, а вместо одной ноги д еревяш ка. Я велел ему итти вперед, а за ним пошли мы с «Верным». — Куда же мы, паренек, пойдем? — Конечно, в сельсовет. Пришли, а там какое-то собрание. Я приказал «Верному» стеречь ста­ рика, а сам впопы хах вбежал в избу. — Что тебе, мальчик, нуж но? — спрашивают меня. — Я шпиона поймал! Все выбежали на улицу. А когда председатель увидел старика, он расхохотался. — Дедушка Фаддей, это ты шпи­ он? — Да, я спал под кустом в лесу, а собака меня обнаружила... А тут малец наставляет пистолет и кри ­ чит «руки вверх». Все рассмеялись, а председатель говорит: — Ну, ты молодец, что стережешь родину. Вы растеш ь—пограничник из тебя будет отличный. А на этот раз ты ошибся, эТо сторож наш , а не шпион. Мне стало немножко стыдно, и л пошел домой. А дорогой думал: «Ну, попадись нам с «Верным» н а ­ стоящий шпион! Уж узнает он то гд а...» Мара т Маликов, ученик 2 класса 13-й школы . А БАРТО ПОМОЩНИЦА У Танюши дел немало, У Танюши много дел. Брату утром помогала— Он с утра конфеты ел. Обещала вымыть ложки. Пролила столярный клей, Отворила двери кошке, Помогла м яукать ей. Вот у Тани сколько дела! Т аня еда, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами Я устала, не могу, | Я вам завтра помогу! КРОЛИК И волк Английская народная сказка Однажды в большом лесу собра­ лись на совет все звери и птицы. Пм нужно было обсудить важный вопрос. Здесь были и лошади, и ко­ ровы, и лисицы , и кролики, и мы­ ши, и всякие птицы . Они были очень нап у ганы , потому что к ним в лес пришел огромный волк и о б 'я ви л : если его не будут кормить три раза в день, то он всех загры зет. — Что же нам делать? Что де­ л а т ь ? !— воскликнула утка. — Что же нам д ел а т ь ?—сказала ли­ сица. — Что же нам д ел ать?— повто­ ряли все звери. — Я знаю , что наи ’д ел а т ь ,—ска­ зал вдруг тол­ стый хитрый кро­ лик. — Мы должны убить этого вол­ ка. Вот и все! Да кто же с ним справится?! Кто посмеет, кто отважится на это?! — нап ере­ бой закричали звери. — Я это сде­ лаю !—ответил хвастливо кролик. I С казал—и сам не рад был: при-1 шлось ему отправиться к логовищу волка. Сначала кролик ш агал важ ­ но, но к ак только скрылся с глаз, свернул с дороги и побежал в поле, к старому колодцу, потому что у него от страха в горле пересохло. Но когда он загл ян ул в колодец и увидел в воде свое отражение, ему в голову пришла такая хитрая шту­ ка, что кролик даже рассмеялся. Он повалялся в луже у колодца, и шерсть у него стала такой в з‘е- рошенной и грязной, что никто не узнал бы в безобразном зверьке хи т­ рого кролика. В таком виде о н и п о т е л к волку. — Кто ты и зачем пришел? — рявкнул волк. — Я ... я кролик, —ответил, заи­ к а я с ь , кроли к.—Звери послали ме­ ня к тебе. С‘ешь меня. Правда, я не очень вкусен, но у нас ничего лучш его не осталось. — Как не осталось?! Цочему? Я не стану есть тебя, такого безобраз­ ного зверя. Ступай обратно и скажи им, что я требую на обед жирную корову, или лошадь, или сотню жирных уток. — И звнни,— сказал кролик,— но этого мы никак не можем сделать. В нашем лесу живет еще один волк, он гораздо больше м сильнее тебя; нам пришлось отослать ему всех коров, лошадей и уток. — Сильнее м еня? —зары чал волк. —Ну. мы сейчас увидим , так ли это! Иди со мной и покажи, где он живет! Кролик повел волка в поле, к ко­ лодцу. ’_Недалеко от колодца он оста­ новился ([и ска­ зал: — Страшный зверь там , внизу. Не подходи бли­ зко, а то |он вы ­ скочит и загры ­ зет тебя. Но волк не обратил внима­ ния на слова кро­ лика, подошел к колодцу, взгля­ нул в него и, конечно, увидел в воде о траж ение своей злой морды. Ох, как свирепо зары ч ал волк, ког­ да подумал, что видит своего злого соперника! Эхо из колодца повтори­ ло его рычание. Тут волк совсем рассвирепел и бросился в колодец! Ну уж как там ни барахтался, вы­ лезть оттуда не мог и утонул. Звери в лесу еще не расходились, все еще спорили, кому придется итти к волку после кролика, когда вдруг увидели—скачет к ним кро­ лик и весело машет им лапой. — Разве волк не с‘ел тебя? Как ты цел о стал ся?—спросили изумлен­ ные звери. — Никого больше не тронет волк, —ответил кроли к,— потому что его нет больше на свете. Я сказал вам, что нужно убить волка, и я это сделал. А когда кролик привел зверей к колодцу и показал утонувшего вол­ ка, никто больше не сомневался, что кролик самый храбрый, самый силь­ ный и самый умный зверь. В. Осеева Кто всех г л у п е е ? Жили-были в одном доме мальчик В аня, девочка Т ан я, нес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку, мальчик Ваня, девочка Т ан я, пес Барбос, у тк а Устинья и цыпленок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмот­ рел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул з а косичку Таню . Рассердилась Та­ ня, хотела дать Ване сдачи, да видит—мальчик большой, сильный. 11 ударила девочка ногой Барбоса. Завизж ал Барбос, обиделся, оскалил зубы . Т ан я— хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Ус­ тинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыпленка Воську своим клювом уда­ рить, да раздумала. Вот н спраш и­ вает ее Барбос: — Что же ты , утка Устинья, Боську не бьеш ь? Он слабее тебя. — Я не так ая гл у п а я , к а к ты, — отвечает Барбосу утка. — Есть глупее меня, — говорит пес и на Таню показывает. Услыхала Т аня. — И глупее меня е с т ь ,—говорит она и па Ваню смотрит. О глянулся Ваня, а сзади него нет никого. «Неужели я самый глупый из всех?» подумал Ваня, и ему стало стыдно. Г. ФИШ и В. ХОДАКОВ ШЕСТЬ ЧАСОВ ИЗ жизни ШОФЕРА КОЙДЫ*) Койда подошел к командиру. — Койда, ты жив?! — изумился командир. — Жив!— отозвался Койда и до­ ложил командиру о том, что про­ изошло. — Теперь любой ценой свяжись с капитаном и предупреди е го ,— сказал командир. Задание было не из л егких . Нуж­ но было проскочить через цепь от­ ступающих белофиннов и опередить их, либо пройти в обход лесом, по глубокому снегу. Медлить нельзя было. Койда по­ вторил приказание и огляделся. Вблизи стоял приземистый трактор- тягач «Комсомолец». Койда вскочил на трактор и крикнул водителю: — А ну, давай ж и зни !—Взялся ва пулемет и добавил: — Давай по быстрее... Водитель прибавил га з. Он вел машину н апрямик— на холм, к боль­ шому дому, около которого суети­ лись белофинны. С т яга ч а , мчавшегося в темноте го скоростью тридцати километров, *) Окончание. Начало смотри * »Д. К.м от 15 декабря 1940 г. Койда огнем своего пулемета при­ вел белофиннов в смятение и пром­ чался дальше. На пути он различил группу ар­ тиллеристов, которые отбивались, защищ ая свои орудия от наседавших со всех сторон врагов. С трактора в помощь артиллери­ стам ударили два пулемета. Попав под пулеметный огонь и слыша скрежет!гусениц, белофинны, видимо, решили, что их атакую т танки , и разбежались. Койда оставил пулеметчика под­ держивать артиллеристов, а сам помчался на тракторе вперед вы ­ полнять приказание. — Держись!— крикнул на про­ щанье Койда. 11 сквозь л язг гусениц донеслось: — Будут довольны ... Трактор-тягач мчался вперед. Чтобы легче было действовать, Койда сбросил полушубок. Но и в ватнике было ж арко. Он сбросил ватник. Машина обгоняла бегущих белофиннов, и Койда расстреливал их на ходу. Вот и свои, они уже ведут бой с белофинскими ротами. Койда наш ел капитана. — У нас все в пор яд ке,— сказал капитан Койде. — Бьем их пома­ л ен ь к у , а вот ты доскачи до заста­ вы . Любой ценой доставь им па­ троны . Ребята в окруж ении бьются с вечера. Патроны , наверное, у них все выш ли ... — Есть доставить п атроны !—в радостном возбуждении откликнул­ ся Койда. Через минуту, нагруж енны й цинковыми ящиками с патронами, пулеметными лентами и дисками, трактор уже мчался к заставе по лесной извилистой дороге, громы­ х ая на ухабах. Трактор домчался до заставы ... Бойцы лежали в снегу и не от­ стреливались. Патроны иссякли. Все теснее сжималось вражеское кольцо. Трактор Койды, к ак вихрь, про­ рвался к своим! В первую минуту бойцы подумали, что это белофин­ ский танк, настолько неожиданным было его появление. Койда высунулся из трактора и громко позвал: — Товарищ Колесник! Начальник заставы подбежал к машине. — Койда, это т ы ?—обрадовался он. — Куда мне стрелять? Где про­ т и в н и к ?—торопился Койда. —Стреляй кругом ! — последовал ответ. — Приказано стрелять кругом! Так! Давай гони на одной гусенице — не раздумывая ни секунды , ска­ зал Койда водителю. Тот понял его с полуслова. Он мгновенно оттянул ры чаг правого тормоза, и т я г а ч волчком завертел­ ся на одной гусенице. Он вращ ал­ ся так минут двадцать, и в тече­ ние этих двадцати минут Койда длинными очередями строчил по врагу во все стороны через головы лежащих бойцов. ...В р аги , осаждавшие заставу, бы ­ ли разбиты и обращены в бегство. Но Койда уже не мог остановить­ ся. Берите патроны !—крикнул он бойцам м, освободившись от гру за, бросился догонять в р а га ... Он гнал его по дороге, расстре­ ливая из пулемета. Белофинны исчезли в лесной чаще, но н тут Койда не успокоился. «Они не могли уйти далеко!»—подумал он. И они их нашли. Разбежавшиеся по лесу белофинны собирались на открытом , занесенном снегом болоте. В молочном тумане зимнего рассвета было видно, что их много, несколько сот. А, вы ту т, д р у зья !— обрадовался Койда. — Ну, тек ать вам отсюда н екуда!.. Он стрелял, пока пулемет не на­ калился. Беж ать удалось лиш ь не­ многим. — Ну, патроны все. Поехала об- После уроков „ГОРНОСТАИ* Игра на лыжах Горностай—красивый проворный зверек. Он прекрасно плавает и ловко пробирается по снежным бар­ ханам. Именем этого зверька н а зв а ­ на интересная спортивная и гр а на лыж ах , где надо не ходить по сне­ гу , а ползти. Это очень трудное и вместе с тем исключительно важное и необходимое искусство в услови­ я х боевой обстановки. Игра заклю чается в следующем. Ребята выстраиваются в шеренги на расстоянии 5 —6 метров друг от друга. Перед н и м и леж ат составлен­ ные рядом (но не сцепленные) лы ­ жи. По сигналу «приготовиться» играющие ложатся на лыж и , а после си гнала «внимание —марш» берут палки чуть выше колец отталкиваясь ими, скользят по сне­ гу , словно стелются по нему. При этом можно скользить не толь­ ко по гладкому полю , но и подни­ маться на сугробы и скаты ваться с них. Для нач ала дистанция для и г­ ры в «горностаи» ограничивается 20 —25 метрами. Затем ее можно у в е­ личить до 100 —120 метров. Выигрывает тот, кто первым су­ мел проскользить дистанцию лежа на лыж ах. Эта и гр а приучает не только скользить на лыж ах , но и подкра­ дываться к неприятелю соверш ен­ но незаметно. Ведь во время бое­ вых действий зимой лыжники оде­ ты в белые маскировочные халаты , которые совершенно сливаются со снежным фоном. И если зимой настоящие горно­ стаи на снежном фоне заметны только по черным кончикам хвости­ ков, то лыжники , отправляющиеся в разведку, так маскируются, что­ бы и хвостика не было ' видно, то есть, если лыжи темные, их красят в белый цвет. ШЯРЯДЫ 1 . Часть колеса—мое начало, Буквы «А»’ я не считал. Слог второй’ в лесу найдешь, А все—одеждой назовеш ь. II. Людей жилищ е— первый слог, Слог второй— простой предлог. Целое—больш ая печь, На нее нельзя уж лечь. Ш. Мой первый слог повсюду С вагонов поездов Сгружаю т наши люди Для сед и городов. Второй сл о г—буква азбуки, Она простой союз. Конец местоимением В грамматике зовут. А целое—республика На южной стороне, Дающая в обилии Плоды своей стране. о с н о н и м Колодца частью я являюсь, Меня увидишь ты легко. Я такж е птицей называюсь, Порой летаю далеко. Иван Чекрыжов (с. Сошки). Угадай По этому рисунку назовите про­ изведение известного русского пи­ сателя. Кяра Кукина, ученица 1-й средней школы. ратно! — сказал Койда, впервые за это время почувствовав холод и вспомнив, что он в одной гимна­ стерке. — Мы так круж или, что дороги назад не найду, — отозвался во­ дитель. — Бди по следу. + * * — Ну, ступай теперь отдыхать! Да не забудь, зайди к врачу пере­ в я зать р уку , — сказал командир полка Койде и посмотрел на часы . Было девять часов утра. КТО о н ? п о п о и в 1 Перед вами шесть квадратиков. Часть их обведена жирными лини­ ями. Эти линии вы должны допол­ нить т а к , чтобы получить фамилию известного русского писателя. Кто он? 4 ^Прислал Б. Дорофеев («Свободный сокол»). Кроссворд ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Средство общения. 6 . Часть слова. 10. Тор­ жественный марш . 11. Хвалебная песнь. 13. Морское млекопнтающее- ся. 15. Оценка. 16. Просьба по­ вторить. 18. Твердое состояние воды. 19. Казахский певец. 20. Название 1 части «Божественной комедии» Данте. 21 . Правительственный чин в Германии. 22 . Мера площади. 23 . Больш ая куч а соломы. 26 . Явле­ ние природы. 27 . Краска. 28 . Р ека в Сибири. 29. Один из видов искусст­ ва. 30 . Вид спорта. 33. Животное из породы гры зунов. 36. Река во Франции. 37. Прививка. 38. Посуда. 39 . Талант. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Древнейшее государство. 2. Один из видов сти­ хосложения. 3. Стихотворение Пуш ­ кина. 4. Глаз. 5. Насекомое. 7. Ав­ тор «Цлиады' . 8. Русский баснопи­ сец. 9. Мера времени. 10. Главный член предложения. 12. Степень учено­ сти. 14. Своеобразный говор. 17. Не­ большое древонасаждение. 18. Боль­ шое естественное древонасажде­ ние. 24. Крутой перевал в горах. 25. Работник радиовещания. 31. Лич­ ное местоимение. 32. Постанов­ ление, издаваемое Верховным Сове­ том. 34. Водоем. 35 . Приток Волги. Н. Фарафонов (Студеные Выселки). МЕТАГРАММА Слева направо проч теш ь—столицу в Европе найдеш ь, Справа налево прочтеш ь— про­ тивоположность войны назовеш ь. Составил Павел Белоусов, ученик школы № 10. Ребус Всего шесть часов прошло с той минуты , когда Койда вскочил по тревоге. З а это время он выдер­ жал бой с батальоном вр ага и уничтожил его. Двенадцать станко­ вых пулеметов и один ручной, три­ дцать четыре тысячи патронов, шестьсот пар лыж , брошенные ши­ нели, винтовки были трофеями это­ го неслыханного в мире сражения одного человека с целым баталь­ оном! Высокое вдохновение, окрылив­ шее его, пережил з а эти шесть ча­ сов Койда. «Есть упоение в бою!» И это упоение Герой Советского Союза шофер Анатолий Григорьевич Койда исаы тал в священном бою за соци­ алистическую родину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz