Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 14, 1991 г. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА У СМАНЬ. Двухэтаж ный старинный дом, отличающийся от дру гих таких же лишь решетка ми на окнах и железными во ротами, оснащенными «глаз ком» и звонком. Этакая тюрьма для маленьких, ,Во- обще-то название «тюрьма» не подходит приемнику-рас пределителю для несовер шеннолетних — ПРИ. Но как иначе скажешь: тюре- мочка? Тюрьмушка? Слово «тюрьма» не имеет умень,- шительно -ласкательного ва- , рианта. И место, где лишают свободы, как ни выдумывай, все равно — тюрьма. Сю да, как на узловую станцию, ведут нелегкие пути поло манных на самом старте дет ских судеб. -И отсюда^— рас ходятся дальше. Куда? Просторный чистый двор, крутая лестница вверх. На лево — «Спальня для маль чиков» и «Спальня для де вочек», всего — пятнадцать коек. Чисто, прибрано, ло, половички, картины на стенах. Библиотека, аквари ум с рыбками. Направо — комната для занятий, цвет ной телевизор, парты. За партами четыре лысых, ло поухих «рецидивиста» сидят и смотрят фильм. Тихие, смирные. Одеть галстук, дать барабан — примерные пио неры. На партах — шахма ты, конструкторы. На первом этаже — Ле нинская комната, столовая, ванная комната, бильярд в комнате для игр. Отопление «автономное», кочегарка — в подвале. Дух обжитости, даже едва уловимого уюта витает в этом старинном здании — ПРН расположи лось здесь очень давно, с до военных еще времен. Но... Рядом со столовой— карцер. Железная дверь, «кормупша». На входе до полнительная дверь из же лезных прутьев. Решетка на окнах. Дежурный и воспита тели — в форме. У карцера на стене «Правила поведе ния в приемнике-распреде лителе для несовершенно летних»... «ПРН является режимным учреждением... Приветствовать начальников стоя... Все коллективные пе редвижения по ПРН —стро ем». Иллюзия домашнего теп ла улетучивается .безвоз вратно. — Поступившего раздева ем, проверяем и в карцер — на карантин. Потом ставим перед правилами, пока не выучит и не расскажет- Что бы потом не было отговорок — вот, мол, не знал. Глав ное — с первых минут дать понять, куда они попали, — говорит ст. сержант А- Лог винов, дежурный по ПРН. — Каков возраст подо печных? — От 3 лет до 18. В ос новном, трех «сортов» — правонарушители, которые находятся у нас до получе ния путевки в спешколу или спецПТУ, в зависимости от возраста. Сироты, которые остаются одни, или дети ро дителей, лишенных роди тельских прав, — их по дет домам и интернатам. И «бе гунки», которых снимают с поездов, подбирают на вокза лах. Этих возвращаем на «место», откуда сбежали. В Добринке недавно умерла женщинк, трое ребятишек у нее — ждем. Когда малыши у нас, всем составом нян чимся. Улюлюкаешь, с гор шками бегаешь... Странное заведение — детский приют и детская тюрьма одновременно. Ми лосердие и наказание. Не бо и земля. Логвинов отработал в ПРН 9 лет. Всего в МВД — 32 года. На вид строг, но рас сказывает о подопечных, и видно — напускная стр.о- гость. Служебная. — За ними — глаз да глаз, — говорит Логвинов. — ^ о как вода — дырочку найдет — утечет обязатель но. Так и они ■— оставили- на минуту без присмотра — что-нибудь наворочают обя зательно. Отвернулся —уже стекло выставили и решетку разгибают... — Сейчас у нас четверо, — говорит воспитатель, стар ший лейтенант В. Насонова, выпускница Липецкого пед института. В ПРН - - тоже 9 лет. Ждут путевок в спецпшолы и спецПТУ. Л ИСТАЮ учетные кар ты. Окулов Алексей. 30.09.79 г. р. Ноче вал в канализационном лю ке... Замечен в вымогатель стве денег у малышей... По чти год не ходил в школу, направлен в интернат, № 9 г. Грязи, учиться не стал... Неоднократно рассматри вался... Выводов не сделал... Постановили: 1 . Направить в спецшколу. 2. До получе ния путевки направить в Усманский ПРН.:. «Неоднократно рассматри ваемый вымогатель денег у малышей» не выглядит даже на свои 11,5—10 лет на вид. Сам малыш. — Жил с-ОТЦОМ и дедом. Матери нет. Отец, когда пьяный, добрый. Десяточку даст... — Что в интернат не по шел?.. — Вот выпустят, пойду. Лучше в интернат, чем в спецшколу... Его не выпустят... — В интернате же кор мят, одевают. Отец, навер ное, напьется, а ты голод ный? — Нет! — врет. — У нас дома торты все время были.. Мороженое, лимонад... — Сюда-то за что? — С другом в столовую «Тополек» залезли. Друг ложкой кассу ковырял, хо тел деньги достать — не до стал. А я сметаны попил и пирожков поел... — Это твой брат? — мальчишка, сидящий рядом с ним за партой — будто двойняшка. —- Нет! Это друг. Мы с ним в Плеханове познако мились. — Где?! — Ну, нас возили туда в психбольницу, проверить «шарики и ролики». Все в порядке оказалось. Надо ли -говорить, почему он вымогал деньги у малы шей? Голод — не тетка. «Не однократно рассматривался и выводов не сделал». Какие выводы в его несмышленой голове на голодный желу док... «Может совершать преступления» — написано в карте. А значит, надо спа сать от него общество — за решетку его. Чернышов Сергей — при мерно то же самое, но в его карте такая бумажка, что становится не по себе. Заяв ление матери: «Прошу на править моего сына в спец- школу.. Не слушается». Корявый почерк. Ведал ли человек, что творил, коря- бая на бумаге приговор сво ему сыну? «Исправительно воспитательная» система, за цепив зубцами своих шесте ренок человека за шиворот, редко кого выпускает... Чернышов постарше Оку лова. Уже все понимает. Ер шистый характер — сразу видно. Самоутверждение че рез отрицание. Личность. Пе реходный возраст. Посадить такого на ттеделю в одиноч ку и не говорить — на сколько. И достаточно. Вы пустить, ангел будет, а не ребенок. На всю жизнь запомнит. _А его в спецшколу, «кузницу кад ров». Ясно,- каких кадров. Будто у нас в них нехватка. — Выпустят, буду по струнке ходить, — говорит Чернышов. — Лучше шёлко вым быть, чем сидеть... Его тоже не выпустят. Спецшкола... Еще, 1 йвер- ное, никто ни в одной био графии не прочитал: «Окон чил спецшколу. (Разумеется, не спецшколу со спортивным или математическим укло ном). Потом поступил в вуз». Потом обычно идет суди мость... Говорим об этом с воспи тателем Валентиной Насо новой. — В спецшколы так про сто не направляют. Эго они у нас тут сидят — ангелоч ки... А вообще, может быть, но мы что — приняли, рас пределили... Мы самооберегаемся, изо лируя преступников. Но есть ли нужда «спасаться» от та кого ребенка, как Окулов, пряча его в спецшколу? Он же пройдет там «курсы по вышения квалификации» и выйдет — кем?' Сейчас некоторые ученые генетики научно обосновыва ют такую версию — . гены, мол, гормоны какие-то в кро ви у них. Так что они обре чены быть уголовниками Во времена Иосифа Виссарионо вича не за то ли «прикрыли» генетику, что она пропове довала наследственную пред определенность, роковую обреченность человека быть тем или иным? Наследственность и гены играют, конечно, свою роль. Но я не верю, что из этого несмышленыша Окулова не избежно должен вырасти пре ступник. ВЫРАСТИТЬ — могут. В той же спецшколе. В 1990 году в органы ми лиции было доставлено по стране около миллиона несо вершеннолетних правонару шителей. За :5 лет преступ ность .среди- малолеток вы росла с 1638 тыс. в 1986 году до 234,7 тыс. в 1990 году. Каждое шестое пре ступление —- тяжкое. Прок, ■г: ./ ноз на 1991 год сулит общее= : увеличение преступности:сна’г.эг- 24 процента (еженедельник ■ «Шит и меч»). Цифры сухи, но страшные это цифры... ' .. Многие подростки-преступ- ' ' ники нигде не работают '-'^-и не учатся. Так что же де-„ . лать? Всех за решетку? При такой тенденции может стать ся. что половина населе ния будет сидеть, а другая половина — «стеречь». В 1990 ГО,ДУ через Ус манский ПРН прошло 180человек. За !квар тал 1990 — 25. За это же время 1991 — уже 40. Ско ро ПРН переезжает в Ли пецк (Сокол, район цемза- вода). Новый приемник, ко нечно, гораздо больше старб- го, и это настораживает — свято место пусто не бывает, как говорится,, но свято ли место? Какие меры государство принимает для снижения подростковой преступности? При участии ааинтересован- ных министерств и ведомств подготовлена и реализуется межведомственная программа .мер по правовому и нравст венному воспитанию подрост ков, их вовлечению в обще ственно полезную деятель ность. Ее реализация наме чена на ближайшее время, 1991—1992 годы. В круп ных городах совместнно с гос- образованием СССР начато создание центров социально психологической помощи под росткам. Но государство не может заглянуть в глаза ребенку. Это могут сделать только конкретные люди и инспек торы по делам несовершен нолетних, участковые, воспи татели, педагоги и, конечно в первую очередь, роййте- ли... Я НЕ СОБИРАЮСЬ за- щищать тех, кто не исправим. Я не могу ручаться за того же Окулова и Чернышова- И если послу шать «другую сторону», офи циальных дядей и тетей, ко торые направили их в спец школу, наверняка услы шишь, что это и не дети во все, а головорезы. Но если государство ли шает детей свободы — это страшно. Тысячу раз прав ст. сер жант Логвинов, который старается «показать им сра зу, что ЭТО такое». Многим из них этого оказывается до статочно, чтобы «стать с го ловы на ноги», и запомнить на всю жизнь — что это та кое. и многих из 1Й1Х можно и нужно выпускать из ПРН на свободу. Но в их учетных картах написано: «Направить в спец». А «спец» — это дет ская тюрьма, давайте назы вать вещи своими- именами.. В иных странах даже взрос лые, настоящие матерые уголовники содержатся в ку да более мягких условиях. Оттуда еще никто не вышел паинькой. Остается пожелать, чтобы в новом областном ПРН по добрались умные, толковые люди, способные отличить возрастную блажь от поро ка, случайное от закономер ного, зерна от плевел и чтобы эти люди имели пол номочия после короткого «испытательного срока» — дваг—три дня в жестких ус ловиях, — возвращать детей на свободу — тех, кого мо жно и нужно. Ведь на ре бенка эти 2—3 дня несво боды действуют куда силь нее, чем на взрослого годы. Это заставило бы и комис сии по делам несовершенно летних На местах, работать добросовестнее, у нас же бывает как — поставят стро гие дяди и тети ребенка пе^ ред собой и отчитывают его мудреными словами, а он в стрессе и не сльппит ничего. В конце спросят: — Будешь еще? — Не буду... Потом еще раз, и: «неод нократно рассматривался. Выводов не сделал. Напра вить в спецшколу». Отдела лись? Конечно, спокойнее «сплавить» неблагополуч ного ребенка со своего «уча стка». Но это же ДЕТИ... Как правило, несчастные, с труд ной судьбой. Об этом дол жны помнить все. И прини мать тысячи мер для того, чтобы спасти ребенка, преж де чем применить послед нюю меру — лишение сво боды.. Геннадий ЧЕРНИКОВ. Остановиться, оглянуться.. Фото Александра КОЗИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz