Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 14, 1991 г. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА У СМАНЬ. Двухэтаж­ ный старинный дом, отличающийся от дру­ гих таких же лишь решетка­ ми на окнах и железными во­ ротами, оснащенными «глаз­ ком» и звонком. Этакая тюрьма для маленьких, ,Во- обще-то название «тюрьма» не подходит приемнику-рас­ пределителю для несовер­ шеннолетних — ПРИ. Но как иначе скажешь: тюре- мочка? Тюрьмушка? Слово «тюрьма» не имеет умень,- шительно -ласкательного ва- , рианта. И место, где лишают свободы, как ни выдумывай, все равно — тюрьма. Сю­ да, как на узловую станцию, ведут нелегкие пути поло­ манных на самом старте дет­ ских судеб. -И отсюда^— рас­ ходятся дальше. Куда? Просторный чистый двор, крутая лестница вверх. На­ лево — «Спальня для маль­ чиков» и «Спальня для де­ вочек», всего — пятнадцать коек. Чисто, прибрано, ло, половички, картины на стенах. Библиотека, аквари­ ум с рыбками. Направо — комната для занятий, цвет­ ной телевизор, парты. За партами четыре лысых, ло­ поухих «рецидивиста» сидят и смотрят фильм. Тихие, смирные. Одеть галстук, дать барабан — примерные пио­ неры. На партах — шахма­ ты, конструкторы. На первом этаже — Ле­ нинская комната, столовая, ванная комната, бильярд в комнате для игр. Отопление «автономное», кочегарка — в подвале. Дух обжитости, даже едва уловимого уюта витает в этом старинном здании — ПРН расположи­ лось здесь очень давно, с до­ военных еще времен. Но... Рядом со столовой— карцер. Железная дверь, «кормупша». На входе до­ полнительная дверь из же­ лезных прутьев. Решетка на окнах. Дежурный и воспита­ тели — в форме. У карцера на стене «Правила поведе­ ния в приемнике-распреде­ лителе для несовершенно­ летних»... «ПРН является режимным учреждением... Приветствовать начальников стоя... Все коллективные пе­ редвижения по ПРН —стро­ ем». Иллюзия домашнего теп­ ла улетучивается .безвоз­ вратно. — Поступившего раздева­ ем, проверяем и в карцер — на карантин. Потом ставим перед правилами, пока не выучит и не расскажет- Что­ бы потом не было отговорок — вот, мол, не знал. Глав­ ное — с первых минут дать понять, куда они попали, — говорит ст. сержант А- Лог­ винов, дежурный по ПРН. — Каков возраст подо­ печных? — От 3 лет до 18. В ос­ новном, трех «сортов» — правонарушители, которые находятся у нас до получе­ ния путевки в спешколу или спецПТУ, в зависимости от возраста. Сироты, которые остаются одни, или дети ро­ дителей, лишенных роди­ тельских прав, — их по дет­ домам и интернатам. И «бе­ гунки», которых снимают с поездов, подбирают на вокза­ лах. Этих возвращаем на «место», откуда сбежали. В Добринке недавно умерла женщинк, трое ребятишек у нее — ждем. Когда малыши у нас, всем составом нян­ чимся. Улюлюкаешь, с гор­ шками бегаешь... Странное заведение — детский приют и детская тюрьма одновременно. Ми­ лосердие и наказание. Не­ бо и земля. Логвинов отработал в ПРН 9 лет. Всего в МВД — 32 года. На вид строг, но рас­ сказывает о подопечных, и видно — напускная стр.о- гость. Служебная. — За ними — глаз да глаз, — говорит Логвинов. — ^ о как вода — дырочку найдет — утечет обязатель­ но. Так и они ■— оставили- на минуту без присмотра — что-нибудь наворочают обя­ зательно. Отвернулся —уже стекло выставили и решетку разгибают... — Сейчас у нас четверо, — говорит воспитатель, стар­ ший лейтенант В. Насонова, выпускница Липецкого пед­ института. В ПРН - - тоже 9 лет. Ждут путевок в спецпшолы и спецПТУ. Л ИСТАЮ учетные кар­ ты. Окулов Алексей. 30.09.79 г. р. Ноче­ вал в канализационном лю­ ке... Замечен в вымогатель­ стве денег у малышей... По­ чти год не ходил в школу, направлен в интернат, № 9 г. Грязи, учиться не стал... Неоднократно рассматри­ вался... Выводов не сделал... Постановили: 1 . Направить в спецшколу. 2. До получе­ ния путевки направить в Усманский ПРН.:. «Неоднократно рассматри­ ваемый вымогатель денег у малышей» не выглядит даже на свои 11,5—10 лет на вид. Сам малыш. — Жил с-ОТЦОМ и дедом. Матери нет. Отец, когда пьяный, добрый. Десяточку даст... — Что в интернат не по­ шел?.. — Вот выпустят, пойду. Лучше в интернат, чем в спецшколу... Его не выпустят... — В интернате же кор­ мят, одевают. Отец, навер­ ное, напьется, а ты голод­ ный? — Нет! — врет. — У нас дома торты все время были.. Мороженое, лимонад... — Сюда-то за что? — С другом в столовую «Тополек» залезли. Друг ложкой кассу ковырял, хо­ тел деньги достать — не до­ стал. А я сметаны попил и пирожков поел... — Это твой брат? — мальчишка, сидящий рядом с ним за партой — будто двойняшка. —- Нет! Это друг. Мы с ним в Плеханове познако­ мились. — Где?! — Ну, нас возили туда в психбольницу, проверить «шарики и ролики». Все в порядке оказалось. Надо ли -говорить, почему он вымогал деньги у малы­ шей? Голод — не тетка. «Не­ однократно рассматривался и выводов не сделал». Какие выводы в его несмышленой голове на голодный желу­ док... «Может совершать преступления» — написано в карте. А значит, надо спа­ сать от него общество — за решетку его. Чернышов Сергей — при­ мерно то же самое, но в его карте такая бумажка, что становится не по себе. Заяв­ ление матери: «Прошу на­ править моего сына в спец- школу.. Не слушается». Корявый почерк. Ведал ли человек, что творил, коря- бая на бумаге приговор сво­ ему сыну? «Исправительно­ воспитательная» система, за­ цепив зубцами своих шесте­ ренок человека за шиворот, редко кого выпускает... Чернышов постарше Оку­ лова. Уже все понимает. Ер­ шистый характер — сразу видно. Самоутверждение че­ рез отрицание. Личность. Пе­ реходный возраст. Посадить такого на ттеделю в одиноч­ ку и не говорить — на сколько. И достаточно. Вы­ пустить, ангел будет, а не ребенок. На всю жизнь запомнит. _А его в спецшколу, «кузницу кад­ ров». Ясно,- каких кадров. Будто у нас в них нехватка. — Выпустят, буду по струнке ходить, — говорит Чернышов. — Лучше шёлко­ вым быть, чем сидеть... Его тоже не выпустят. Спецшкола... Еще, 1 йвер- ное, никто ни в одной био­ графии не прочитал: «Окон­ чил спецшколу. (Разумеется, не спецшколу со спортивным или математическим укло­ ном). Потом поступил в вуз». Потом обычно идет суди­ мость... Говорим об этом с воспи­ тателем Валентиной Насо­ новой. — В спецшколы так про­ сто не направляют. Эго они у нас тут сидят — ангелоч­ ки... А вообще, может быть, но мы что — приняли, рас­ пределили... Мы самооберегаемся, изо­ лируя преступников. Но есть ли нужда «спасаться» от та­ кого ребенка, как Окулов, пряча его в спецшколу? Он же пройдет там «курсы по­ вышения квалификации» и выйдет — кем?' Сейчас некоторые ученые генетики научно обосновыва­ ют такую версию — . гены, мол, гормоны какие-то в кро­ ви у них. Так что они обре­ чены быть уголовниками Во времена Иосифа Виссарионо­ вича не за то ли «прикрыли» генетику, что она пропове­ довала наследственную пред­ определенность, роковую обреченность человека быть тем или иным? Наследственность и гены играют, конечно, свою роль. Но я не верю, что из этого несмышленыша Окулова не­ избежно должен вырасти пре­ ступник. ВЫРАСТИТЬ — могут. В той же спецшколе. В 1990 году в органы ми­ лиции было доставлено по стране около миллиона несо­ вершеннолетних правонару­ шителей. За :5 лет преступ­ ность .среди- малолеток вы­ росла с 1638 тыс. в 1986 году до 234,7 тыс. в 1990 году. Каждое шестое пре­ ступление —- тяжкое. Прок, ■г: ./ ноз на 1991 год сулит общее= : увеличение преступности:сна’г.эг- 24 процента (еженедельник ■ «Шит и меч»). Цифры сухи, но страшные это цифры... ' .. Многие подростки-преступ- ' ' ники нигде не работают '-'^-и не учатся. Так что же де-„ . лать? Всех за решетку? При такой тенденции может стать­ ся. что половина населе­ ния будет сидеть, а другая половина — «стеречь». В 1990 ГО,ДУ через Ус­ манский ПРН прошло 180человек. За !квар ­ тал 1990 — 25. За это же время 1991 — уже 40. Ско­ ро ПРН переезжает в Ли­ пецк (Сокол, район цемза- вода). Новый приемник, ко­ нечно, гораздо больше старб- го, и это настораживает — свято место пусто не бывает, как говорится,, но свято ли место? Какие меры государство принимает для снижения подростковой преступности? При участии ааинтересован- ных министерств и ведомств подготовлена и реализуется межведомственная программа .мер по правовому и нравст­ венному воспитанию подрост­ ков, их вовлечению в обще­ ственно полезную деятель­ ность. Ее реализация наме­ чена на ближайшее время, 1991—1992 годы. В круп­ ных городах совместнно с гос- образованием СССР начато создание центров социально­ психологической помощи под­ росткам. Но государство не может заглянуть в глаза ребенку. Это могут сделать только конкретные люди и инспек­ торы по делам несовершен­ нолетних, участковые, воспи­ татели, педагоги и, конечно в первую очередь, роййте- ли... Я НЕ СОБИРАЮСЬ за- щищать тех, кто не­ исправим. Я не могу ручаться за того же Окулова и Чернышова- И если послу­ шать «другую сторону», офи­ циальных дядей и тетей, ко­ торые направили их в спец­ школу, наверняка услы­ шишь, что это и не дети во­ все, а головорезы. Но если государство ли­ шает детей свободы — это страшно. Тысячу раз прав ст. сер­ жант Логвинов, который старается «показать им сра­ зу, что ЭТО такое». Многим из них этого оказывается до­ статочно, чтобы «стать с го­ ловы на ноги», и запомнить на всю жизнь — что это та­ кое. и многих из 1Й1Х можно и нужно выпускать из ПРН на свободу. Но в их учетных картах написано: «Направить в спец». А «спец» — это дет­ ская тюрьма, давайте назы­ вать вещи своими- именами.. В иных странах даже взрос­ лые, настоящие матерые уголовники содержатся в ку­ да более мягких условиях. Оттуда еще никто не вышел паинькой. Остается пожелать, чтобы в новом областном ПРН по­ добрались умные, толковые люди, способные отличить возрастную блажь от поро­ ка, случайное от закономер­ ного, зерна от плевел и чтобы эти люди имели пол­ номочия после короткого «испытательного срока» — дваг—три дня в жестких ус­ ловиях, — возвращать детей на свободу — тех, кого мо­ жно и нужно. Ведь на ре­ бенка эти 2—3 дня несво­ боды действуют куда силь­ нее, чем на взрослого годы. Это заставило бы и комис­ сии по делам несовершенно­ летних На местах, работать добросовестнее, у нас же бывает как — поставят стро­ гие дяди и тети ребенка пе^ ред собой и отчитывают его мудреными словами, а он в стрессе и не сльппит ничего. В конце спросят: — Будешь еще? — Не буду... Потом еще раз, и: «неод­ нократно рассматривался. Выводов не сделал. Напра­ вить в спецшколу». Отдела­ лись? Конечно, спокойнее «сплавить» неблагополуч­ ного ребенка со своего «уча­ стка». Но это же ДЕТИ... Как правило, несчастные, с труд­ ной судьбой. Об этом дол­ жны помнить все. И прини­ мать тысячи мер для того, чтобы спасти ребенка, преж­ де чем применить послед­ нюю меру — лишение сво­ боды.. Геннадий ЧЕРНИКОВ. Остановиться, оглянуться.. Фото Александра КОЗИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz