Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» N2 13, 199! г. « М 4 М 4 , ОПОМНИСЬ ! » в свои 13 лет я ’ уже многое пони маю в жизни. Я - учусь в 7 классе, хорошо учусь. Сестра в 5 классе, торе хорошо учится. Но зачем все это! Зачем хо рошо учиться, когда не хочется жить. А почему не хочется? Во всем вино вата моя мама. Отец ра ботает на металлургиче ском комбинате, получает деньги и приносит домой, чтобы мы были одеты . и накормлены. А мать тра тит деньги на... не знаю на что. Хотя и сама рабо тает в магазине. Я не го ворю, что она совсем ни чего не приносит, не по купает домой. Но... Она может не прийти домой ночевать. Может, когда отец в ночь на работе, привести любовника, а мы все с сестрой видим и слышим—ведь у нас, одна комната. Отцу я однажды сказала: «С кем ты жи вешь, это же «шалава»! Да отец бы давно разо шелся с матерью, но нас жалеет. Ведь «маме» мы безразличны. Сестра бо леет часто, расшатана нервная система. А я по ка ничего, но что будет дальше, не знаю, и не знаю. Как мне дальше жить. Прошу напечатать мое письмо. Пусть она проч тет его и, может быть, уз нает себя и опомнится. Извините за нецензур ные слова. Извините, но я не могу так больше. ТАНЯ. ЧИТАТЕЛЯ ПОТРЯС СНИМОК В 9-м № «Ленин ца» помещен сни мок Дмитрия Дроб ы ш е в а «Взгляд». ^ Потрясающий снимок! Многих фотографов из газет знаю лично, этого — нет. А хотелось бы взглянуть. Еще лучще — пойти в Выставочный зал на ул. Ленина на его персональную выставку. Наверное, ему есть что показать любителям фо томастерства. Жалею Ленина-. Даже один глаз, который ему оставили, позволяет ви деть, как благороднейщие идеи лучших людей мира пытаются заменить идея ми священнослужителей, хватаясь за них, как уто пающий за соломинку... А во «Взгляде» столько боли и неизбывной тос ки... ■ ‘ Передайте, пожалуйста, Дмитрию .Дробышеву, мой низкий поклон за этот снимок! Анжелика Михайловна ЗАОСТРОВСКАЯ. «О, одиночество, как твой характер крут...» — эти сло ва известного романса, суда по публикациям газеты, дав но стали лейтмотивом нема лой части читательской поч ты. Душевная боль, одиноче ство... Казалось бы, понятия эти неуместны в безмятеж ную пору молодости. Но меж ду тем, подростковый воз. раст — период становления характера —издавна призна вался «трудным». В это вре мя, отделяющее. ребенка от взрослого, нарастают нрав ственный максимализм, мо ральная требовательность к окружающим. И если вокруг себя подросток не обнаружи вает добра, которого ищет в_мщ)е н -К которому распо ложена душа его, он может ожесточиться. Ведь именное ранних лет формируются свойства личности, которые будут влиять потом на даль нейшую жизнь. Родительские конфликты, возникающие иногда из-за мелочей, расхождения во взглядах, нежелание посту питься своими удобствами ради другого, даже близкого • человека — все это держит «на взводе» всех членов семьи. Вспомним письма М. Н. И. и Наташи («Лени нец», №№ 2, 4). Ссоры в семье, пьянство отцов, ру гань создают постоянное эмоциональное напряжение, и в конечном итоге могут привести к появлению у де ЭТОТ НЕВЫНОСИМЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ тей Неуравновешенности. Ведь н зависимости от осо бенностей характера моло дые люди неодинаково пе реносят жизненные невзгоды. У подростков, которым свойственна особая эмоцио- нальность, изменчивость на строения, причинами нерв ных срывов могут стать жиз ненные трудности, неудачи, потрясения. Утрата близшпе или вынужденная разлука с НИМИ, пренебрежение со стороны родных, друзей или объекта влюбленности спо собны вызвать затяжную де прессию. •> Для застенчивых и роб ких непереносимой может быть ситуация, когда они оказываются объектом не благожелательного внима. ния или насмешек. У подростков с тревожяо- пгантельным характером, не посильной нагрузкой стано вятся чрезмерные родитель ские заботы в отношении их будущего — когда требуют ся особые успехи в учебе, на которые ребята иногда не способны, да еще надо пре успеть в дополнительных заг- нятиях: музыкой, иностран ным языком... Лену Н. на прием к врачу привела мама. Девушка за канчивает среднюю школу. По настоянию родителей она посещает курсы по подготов ке в институт. Кроме того, с ней дополнительно заш- .маются два репетитора: осо бенно трудно давались ей математика н физика. Срыв наступил неожидан но: нарушился сон, появи лись раздражительность, ' плаксивость, перестала об щаться с подругами, не вы. ходит на улицу, полагая, что на улице прохожие на нее обращают внимание, будто она плохо одета. Конечно, в таком состоянии не До уче бы. Надо сказать, что «комп лекс неполноценности», свя занный с сомнениями в вх привлекательности нли ка жущейся стеснительности и робости, у старщях школь ников встречаются часто. Бывает, ребята избегают школьных вечеров, предпо читают одиночество, очень плохо чувствуют себя на людях, считая, что они хуже других. Т^ 1 кие переживания возникают после случайной обидной реплшеи, усльпиан- ной от сверстников, учителей и даже родителей. Недоволь ство собой порою бывает очень тягостным, навязчнвьш и оказывает серьезное вли яние на жизненный путь под ростков. Дальнейшее же будет за висеть от того, как поведут себя окружающие Люди. Здесь важно избежать обид ных замечаний,' даже если во внешности подростка ста ли проявляться специфичес кие особенности: появились, к примеру, юношеские угри, склонность к полноте. Ста раясь помочь избавиться от этих явлений, не следует по стоянно напоминать о нш:, а тем более употреблять в своих советах ранящие пси хику подростка выражевия. Болезненно ищущих себя ребят не следует принимать слишком всерьез, но вместе с тем нельзя и оставлять в одиночестве. Непримири мость молодых людей к взрослым часто показная и лишь маскирует их потреб ность в настоящем ^учителе жизни. Было бы хорошо направить энергию подростка на об щественно полезный труд. В свободное от основных за нятий время найти любимое увлечение, которое поможет забыть обо всем остальном. Полезно общение с приро дой, участие в подвижных спортивных играх. ЛЩбимое занятие поможет преодолеть неблагоприятные черты ха рактера, навязчивые пере, живания, отвлечет от вепри- ятных мыслей лучше, друто^ го любого лекарства. Только союз врачей, пе дагогов и родителей спо собен помочь тем, в жом обнаруживаются признаки болезценно протекающего подросткового пфйода. Там же, где болезни нет, а имеется возрастное заострение черт характера, надо набраться терпения и постепенно згчить подростка критически относиться к се. бе, быть более мягким, тер пимым и сдержанным. Ко нечно, все это врзможно только тогда, когда взрос лый пользуется заслужен ным довернем своего подо печного. Ю. ГОЛУБЕВ, врач-психиатр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz