Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» N2 13, 199! г. « М 4 М 4 , ОПОМНИСЬ ! » в свои 13 лет я ’ уже многое пони­ маю в жизни. Я - учусь в 7 классе, хорошо учусь. Сестра в 5 классе, торе хорошо учится. Но зачем все это! Зачем хо­ рошо учиться, когда не хочется жить. А почему не хочется? Во всем вино­ вата моя мама. Отец ра­ ботает на металлургиче­ ском комбинате, получает деньги и приносит домой, чтобы мы были одеты . и накормлены. А мать тра­ тит деньги на... не знаю на что. Хотя и сама рабо­ тает в магазине. Я не го­ ворю, что она совсем ни­ чего не приносит, не по­ купает домой. Но... Она может не прийти домой ночевать. Может, когда отец в ночь на работе, привести любовника, а мы все с сестрой видим и слышим—ведь у нас, одна комната. Отцу я однажды сказала: «С кем ты жи­ вешь, это же «шалава»! Да отец бы давно разо­ шелся с матерью, но нас жалеет. Ведь «маме» мы безразличны. Сестра бо­ леет часто, расшатана нервная система. А я по­ ка ничего, но что будет дальше, не знаю, и не знаю. Как мне дальше жить. Прошу напечатать мое письмо. Пусть она проч­ тет его и, может быть, уз­ нает себя и опомнится. Извините за нецензур­ ные слова. Извините, но я не могу так больше. ТАНЯ. ЧИТАТЕЛЯ ПОТРЯС СНИМОК В 9-м № «Ленин­ ца» помещен сни­ мок Дмитрия Дроб ы ш е в а «Взгляд». ^ Потрясающий снимок! Многих фотографов из газет знаю лично, этого — нет. А хотелось бы взглянуть. Еще лучще — пойти в Выставочный зал на ул. Ленина на его персональную выставку. Наверное, ему есть что показать любителям фо­ томастерства. Жалею Ленина-. Даже один глаз, который ему оставили, позволяет ви­ деть, как благороднейщие идеи лучших людей мира пытаются заменить идея­ ми священнослужителей, хватаясь за них, как уто­ пающий за соломинку... А во «Взгляде» столько боли и неизбывной тос­ ки... ■ ‘ Передайте, пожалуйста, Дмитрию .Дробышеву, мой низкий поклон за этот снимок! Анжелика Михайловна ЗАОСТРОВСКАЯ. «О, одиночество, как твой характер крут...» — эти сло­ ва известного романса, суда по публикациям газеты, дав­ но стали лейтмотивом нема­ лой части читательской поч­ ты. Душевная боль, одиноче­ ство... Казалось бы, понятия эти неуместны в безмятеж­ ную пору молодости. Но меж­ ду тем, подростковый воз. раст — период становления характера —издавна призна­ вался «трудным». В это вре­ мя, отделяющее. ребенка от взрослого, нарастают нрав­ ственный максимализм, мо­ ральная требовательность к окружающим. И если вокруг себя подросток не обнаружи­ вает добра, которого ищет в_мщ)е н -К которому распо­ ложена душа его, он может ожесточиться. Ведь именное ранних лет формируются свойства личности, которые будут влиять потом на даль­ нейшую жизнь. Родительские конфликты, возникающие иногда из-за мелочей, расхождения во взглядах, нежелание посту­ питься своими удобствами ради другого, даже близкого • человека — все это держит «на взводе» всех членов семьи. Вспомним письма М. Н. И. и Наташи («Лени­ нец», №№ 2, 4). Ссоры в семье, пьянство отцов, ру­ гань создают постоянное эмоциональное напряжение, и в конечном итоге могут привести к появлению у де­ ЭТОТ НЕВЫНОСИМЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ тей Неуравновешенности. Ведь н зависимости от осо­ бенностей характера моло­ дые люди неодинаково пе­ реносят жизненные невзгоды. У подростков, которым свойственна особая эмоцио- нальность, изменчивость на­ строения, причинами нерв­ ных срывов могут стать жиз­ ненные трудности, неудачи, потрясения. Утрата близшпе или вынужденная разлука с НИМИ, пренебрежение со стороны родных, друзей или объекта влюбленности спо­ собны вызвать затяжную де­ прессию. •> Для застенчивых и роб­ ких непереносимой может быть ситуация, когда они оказываются объектом не­ благожелательного внима. ния или насмешек. У подростков с тревожяо- пгантельным характером, не­ посильной нагрузкой стано­ вятся чрезмерные родитель­ ские заботы в отношении их будущего — когда требуют­ ся особые успехи в учебе, на которые ребята иногда не способны, да еще надо пре­ успеть в дополнительных заг- нятиях: музыкой, иностран­ ным языком... Лену Н. на прием к врачу привела мама. Девушка за­ канчивает среднюю школу. По настоянию родителей она посещает курсы по подготов­ ке в институт. Кроме того, с ней дополнительно заш- .маются два репетитора: осо­ бенно трудно давались ей математика н физика. Срыв наступил неожидан­ но: нарушился сон, появи­ лись раздражительность, ' плаксивость, перестала об­ щаться с подругами, не вы. ходит на улицу, полагая, что на улице прохожие на нее обращают внимание, будто она плохо одета. Конечно, в таком состоянии не До уче­ бы. Надо сказать, что «комп­ лекс неполноценности», свя­ занный с сомнениями в вх привлекательности нли ка­ жущейся стеснительности и робости, у старщях школь­ ников встречаются часто. Бывает, ребята избегают школьных вечеров, предпо­ читают одиночество, очень плохо чувствуют себя на людях, считая, что они хуже других. Т^ 1 кие переживания возникают после случайной обидной реплшеи, усльпиан- ной от сверстников, учителей и даже родителей. Недоволь­ ство собой порою бывает очень тягостным, навязчнвьш и оказывает серьезное вли­ яние на жизненный путь под­ ростков. Дальнейшее же будет за­ висеть от того, как поведут себя окружающие Люди. Здесь важно избежать обид­ ных замечаний,' даже если во внешности подростка ста­ ли проявляться специфичес­ кие особенности: появились, к примеру, юношеские угри, склонность к полноте. Ста­ раясь помочь избавиться от этих явлений, не следует по­ стоянно напоминать о нш:, а тем более употреблять в своих советах ранящие пси­ хику подростка выражевия. Болезненно ищущих себя ребят не следует принимать слишком всерьез, но вместе с тем нельзя и оставлять в одиночестве. Непримири­ мость молодых людей к взрослым часто показная и лишь маскирует их потреб­ ность в настоящем ^учителе жизни. Было бы хорошо направить энергию подростка на об­ щественно полезный труд. В свободное от основных за­ нятий время найти любимое увлечение, которое поможет забыть обо всем остальном. Полезно общение с приро­ дой, участие в подвижных спортивных играх. ЛЩбимое занятие поможет преодолеть неблагоприятные черты ха­ рактера, навязчивые пере, живания, отвлечет от вепри- ятных мыслей лучше, друто^ го любого лекарства. Только союз врачей, пе­ дагогов и родителей спо­ собен помочь тем, в жом обнаруживаются признаки болезценно протекающего подросткового пфйода. Там же, где болезни нет, а имеется возрастное заострение черт характера, надо набраться терпения и постепенно згчить подростка критически относиться к се. бе, быть более мягким, тер­ пимым и сдержанным. Ко­ нечно, все это врзможно только тогда, когда взрос­ лый пользуется заслужен­ ным довернем своего подо­ печного. Ю. ГОЛУБЕВ, врач-психиатр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz