Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинецп га Ш онйя Галина МОСС и Лесли ДУНКАН (АнглияГ - ________________ Фото А. КОЗИНА Галина МОСС, преоодава- тель университета города Глазго (Велнкобрнтения), н.'урналист: — Что связывает меня с Чеховым? Наверное, то же, что и всех образованных лю дей. в европейской и миро вой культурах он стоит на самом высоком уровне, Я узнала, что в Липецке будут демонстрироваться по становки чеховских расска зов. Это очень интересно. До спх пор я видела в театре только его пьесы, Правда, однажды из нескольких рас сказов сделал спектакль наш передовой, эксперименталь ный театр. Но это бьша за падная интерпретация Чехо ва, Интересно посмотреть, как понимают и как ставят его соотечественники, В Москве внимательно просмотрела афиши театров. Не у всех, но чеховские пье сы есть в репертуаре. Ста вится он и у нас. Недалеко от Глазго есть город Стал- линг. Там сейчас оксфорд ская театральная группа да ет «Чайку», в Лондоне идут «Три сестры». В пьесах Че хова проблемы вечные, об- 1 цечеловеческие... М. Г. РОЗОВСКИИ, ху дожесхвевный руководитель театра-студии «У Никитских ворот». Театр-студия ,«у Никит ских ворот» начала с поста новки чеховских рассказов на сцене — спектакль «Док тор Чехов». Это не случай но. Чеховские- рассказы очень подходят для первых опытов, первых шагов в ис кусстве. Это всегда, или поч ти всегда, острый, интерес ный сюжет с выписанными характерами. Я сознательно предложил молодым актерам постигать профессию на ма териале чеховской прозы. Конкретно НОД каждою ащ- тера мы подбирали специ альный рассказ с тем, нто- бы помочь выявиться актер ской личности. В спектакле я пытался н А театральных чехов ских встречах присут ствовали специалисты из США, Англии, ФРГ. Что заставило их покинуть на время свои благополучные страны и приехать в глубо кую русскую провинцию? Беседую с Элиз Торонн, преподавателем сценического искусства йельского универ ситета (США), — Элиз, что вы можете узнать, чему научиться на этих встречах? — Сюда нас привед, во- первых, конечно, профессио нальный интерес. Мы у себя очень часто ставим спектак ли по произведениям Чехова^ а Липецкий драмтеатр ймеет очень большой опыт чехов ских постановок. У вас сов сем иной подход к театру, как это сказать... бескорыст ный, что ли. У нас же во вся ком деле, даже в театре, есть расчет, и это несколько ме шает чистому искусству. Да и чисто по-чёловечески интересно посмотреть на страну, где жили и работали великие художники- Я очень много читаю Достоевского, Толстого, Булгакова. А те перь у меня есть возмож ность увидеть ясе эти просто ры, не раз описанные ху дожниками, своими глазами. Это помогает полнее понять, прочувствовать их творче ство. — Элиз, у нас из амери канских писателей наиболее известны и любимы трое: Джек Лондон. Марк Твен и Хомингуей. А каких амери канских и русских писателей найти какое-то «особое» про чтение каждого рассказа. Свою интерпретацию, свой жанр. Актер, который иг рает в нашей постановке, чувствует этот стилеобразу ющий элемент, и это помо гает постигать форму. Нас ведь долго отучали от формы. Современный те атр во многом потерял то, чем блестяще владели клас сики, в том числе Антон Павлович. Ведь тот же рас сказ «Спать хочется», фи нальный в спектакле «Док- тор Чехов» — это всего 3—4 странички текста. А сюжет, может быть, самый страшный в мировой лите- ратуре — ребенок убивает ребенка, и в таком машень- ком объеме все настолько замотивйровано, что не возникает вопроса, почему любят у вас в Америке? — Американских — тех же троих. Из русских — очень много. Из классиков, конечно, Достоевский и Че хов. — У нас сейчас падает посещаемость театров. ,Как обстоят дела с этим в Аме рике? — У нас очень много не больших, самодеятельных театров- При нашем универ ситете, разумеется, он тоже есть, ведь мы готовим спе циалистов для театра Чехов привлекает нас тем,'как он удивительно тонко понимает внутренний мир человека, и В. Ю. СТЕБЛОВ, заел, арх. РСФСР, акхер хеахра им. Моссовеха: — Мне нередко говорят, что я «очень чеховский ак тер». Межет, во мне, дейст вительно, сохранились ка кие-то остаточные признаки ■ 5 нтеллигентности? Хотя я се бя тоже не могу назвать ин теллигентом в том смысле, как понимаю это, читая Че хова, Достоевского. В прошлые годы .у нас очень пропагандировалась так называемая народность. При чем, под народом подразуме вали только «простых» лю дей, Но интеллигенция, ку печество — это тоже народ. Мне нравится, конечно, на родное творчество, но все же ближе и интересней тонкое ощущение русской души, ко торое есть у Чехова. Чехов — это «мой ав тор», хотя я его конкретно -не играл. Была только глав ная роль в телеэкранизации рассказа «Дачная жизнь». К сожалению, не довелось сы грать у Никиты Михалкова в «Незаконченной пьесе для механического пианино». Выл уже подписан контракт, но я попал в автомобильную катастрофу. Антон Павлович не толь ко большой знаток русской души. В его произведениях есть некая косм,ичность. Он будто предвидел*? знал, что на нашу долю выпадут стра дания, следствием которых, может быть, должно стать рождение новой цивилизации.. Из этого, конечно, не должно возникать гордыни, что мы. дескать, какие-то особенные. Вспомним религию. Почему Христос явился именно сре ди еврейских племен? Ведь народ был почти нигцим, в то время, как рядом сущест-'^ вовали достаточно благопо лучные. Иисус пришел на помощь больше всего нуж дающимся. Как приходит сейчас ко мне, к вам Чехов.., Варька это сделала. - Структура всего произве дения едина. Нет ничего второстепенного — от ма лейшей детали и образа до построения. Работая над «Доктором Чеховым», мы «пробовали» 50 рассказов. Но в спек- такль вошли только самые удачные постановки. Общая тема спектакля «Доктор Чехов» — защита человеческого в человеке. II это очень актуально для нас. Ведь мы живем в очень смрадное время, когда мно го напряжения, тревоги, вульгарности, разобщения. И если люди пытаются объ единиться с помощью ис кусства, как было на Ли пецком фестивале, это свя тое. мастерски передает его чита телю. В рамках встреч состоя лась также научная конфе ренция, посвященная творче ству Чехова. Выступавшие говорили о том, что в наш век творчест во Чехова не умирает, оно выходит на видеоэкраны — самый популярный ныне вид «массовой культуры». Например, в ФРГ по рас сказу «Ариадна», на чтение которого уходит. 4 5 минут, сняли полуторачасовой ви деофильм, развернув очень плотную структуру рассказа. Умный, тонкий и интересный • . 5 «« рассказ определил и качест во фильма. Доктор Роберт Джэксон, профессор йельского уни верситета в США, крупней ший специалист, чеховед ска зал, что творчество Чехова, особенно такие рассказы, как «Студент», «Черный мо нах», очень трудно понять, не зная Библии. И вообще, вся многовековая культу|?а христианского мира форми-- ровалась под влиянием биб лейских сюжетов, и, не зная их, трудно понять все куль турное наследие веков. Он сказал, что «Черный монах» самое таинственное из Перед входом в комнату, где умер Л. Н. Толстой (слева направо), РИТА ЛИБ- СОН - - профессор, йельский университет СВДА ВЛАДИМИР КАТАЕВ - - профес сор, МГУ, ЭЛИЗ ТОРОН ~ профессор. Йельский университет, США РОБЕРТ ЛУ ИЗ ДЖЕКСОН — профессор, презндевт МШдународнош чеховского общества. всех произведений писателя, и что вокруг него многие де сятилетия ведутся споры, и каждый понимает это произ ведение по-своему. Ректор МГУ Владимир Ка таев: ! — Произведения Чехова, —сказал он, — драматур- гичны по самой своей сути. Даже простые его рассказы, не говоря о пьесах, похожи на маленькие спектакли. Лев Николаевич Толстой, например, на вечный вопрос русской мысли «Кто вино ват?» отвечает, что не вино ват никто. Он как бы оправ дывает людей, списывая все грехи и беды на внешние об стоятельства, судьбу, слу чай. Творчество же Чехова прямо противоположно — у него; «Виноваты все». Во всех неурядицах, роковой не- счастливости русского наро да виноват каждый, считал Чехов, и в доказательство показывал нам внутренний мир людей, часто нечистый, неправедный. Он мог с точ ностью доктора «ставить диагноз» человеческим поро кам. На конференции также много говорилось о чисто профессиональной стороне дела: постановках, сцениче ском мастерстве, завтрашнем дне театра. На прощание гости пожела ли коллективу нашего Липец кого драматического театра суметь сохранить и дальше «свет чеховской свечи» в на ше бурное время. Выпуск подготовили Т. Щеглова, Р. Левыкина, Г. Черников. Фото А КОЗИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz