Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 10, 1991 г ЛИПЕЩСИЕ т а ВСТРЕЧИ В ЛИПЕЦКЕ состоялись «Театральные встре­ чи». В четвертый раз чеховеды и критики, ак­ теры и зрители встретились с творчеством Чехова и друг с другом* Зачем, кому все это нужно? Сейчас, когда мы жалуемся на суету, когда устали отподитики и не­ известности своего завтра... Но ведь, как известно, нет времени, которое не выбрало бы для себя что-либо из классического на­ следия. Как, наверное, и нет людей, равнодушных к вечности — темам любви и добра, раздумьям че­ ловека. Воронежский ТЮЗ показал нам «Палату № 6», Маковский театр-студия «У Никитских во­ рота — спектакль по рассказам Антона Павловича «Доктор Чехов», Липецкий театр — «Пишу на те­ мы любви» и «Боже мой! для чего ты меня оста­ вил?-.» Приехали гости из Великобритании, США, Герма­ нии... — в наш, казалось, заштатный городок- А почему бы и нет? Ведь, по мнению многих, возрож­ дение русской культуры, как и ее экономики, нач­ нется именно с провинции. А почему бы и нет? Ведь заряд оптимизма и зна­ ний, которые привезли с собой наши гости, ничуть не хуже «гуманитарной» прмощи, к которой мы так привыкли (да и слово «гуманитарный» скорее по­ дойдет к фестивалю, чем к посылкам с продуктами). Научить нас желать, научить «тонусу жизни»..- Аигоя Павлович, по крайней мере, был бы этим доволен- Недаром писал (правда, 100 лет назад) «Что должен делать теперь русский человек? Вот мой ответ; желать. Ему нужны прежде всего жела­ ния, темперамент. Надоело кисляйство». Нет ничего лучше проверенных временем советов классиков. Нет ничего изящнее несказанных вслух замечаний. Именно поэтому среди размышлений гостей фестиваля мы публикуем мысли из записных книжек А. П. Чехова разных лет. Кстати, наши да. мы в день праздника найдут там немало любопыт­ ного б себе. МЫСЛИ ЧЕХОВА ф- ...Во все времена богатство языка и оратор­ ское искусство шли рядом. ф- Еюспитанные люди... уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, усгупчивы... \ -ф В произведении должна быть ясная, опреде­ ленная мысль. Вы должны знать, для чего пишете... ф- Дела определяют их целями; то дело называ­ ется великим, у которого велика цель. ф Доброму человеку бывает стыдно д1аже перед собакой. ф- Рели кто присасывается к делу, ему чуждому, то неминуемо становится чиновником. ф- Если хочешь, чтобы у тебя было мало време­ ни, ничего не делай- ф- Желание служить общему благу должно не­ пременно быть потребностью души, условием лич­ ного счастья, если же" оно проистекает не Отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то. ; -ф Настоящий писатель — это то же, что древ­ ний пророк; он видит яснее, чем обычные люди. ф Национальной науки нет, как нет националь­ ной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука. ф- Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти. ф- Не понимает человек шутки — пиши пропа­ ло! И знаете: это уж не настоящий ум, будь че­ ловек хоть семи пядей во лбу- ф- Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскли­ вее пошлости. -ф Если пишешь о женщинах, то поневоле должен писать о любви. ф Жениться интересно только по любви: женить, ся же на девушке только потому, что она симпа­ тичная, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша... -ф Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют- -ф Когда женщина любит, то ей кажется, что предмет ее любви устал, избалован женщинами — и это ей нравится. ф Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не ве­ рится, что так умеешь любить. ■ф Надо воспитать женщину так, чтобы она уме­ ла сознавать свои ошибки, а то, по ее мнению, она всегда права. Г. Ф. ЩЕБОЛЕВА, ди­ ректор музея на Содово- Кудршюкоб. — Я с большим УДОВОЛЬ" ствием уже во второй раз привезла в Липецк выстав­ ку «Чехов в фотографиях». Здесь то.чько те снимки, ко­ торые были в личном фбнде Антона Павловича. Большая часть этой выставки недав­ но демонстрировалась в Иежском университете США. Совсем недавно из наше­ го музея вывозили большие выставки в Швецию, Индию, Чехословакию, Венгрию. Японию. Интерес к Чехову не угасает. Напротив. Его ведь считают вторым в ми­ ре после Шекспира. А по рейтингу в этом году он на первом месте. Гости фестиваля на отк})ытнн выставки «Чехов в фотографиях» нз межорна. кого фонда Дома-музея А. П. Чехова в Москве. Фото А. КОЗИНА В. С. ЛАНОВОЙ, нар. ар­ тист СССР, театр им. Вах­ тангова, — Я никогда не играл че­ ховские роли. Т&тя, на пер­ вый взгляд, странная ситуа­ ция. Но в театре Вахтангова, где я работаю, можно ска­ зать, всю сознательную жизнь, не шли пьесы Чехо­ ва. Они, конечно же, стави­ лись- Много лет назад была «Чайка», недавно «Леший». Но ни тот, ни другой спек­ такль не получились. Удач­ ными можно назвать только комедийные одноактные пьесы «Юбилей» и «Предло­ жение», поставленные самим Вахтанговым еще в 1920— 1921 годах. Почему так происходит? Разница школ. Наша, вах-" танговская, помимо реалисти­ ческих основ и злободневно­ сти, предполагает очень жар­ кую и иногда даже буффонад­ ную форму. Обязательно должно быть то, что мы на­ зывали «стена позади зри­ тельного зала». Что же касается меня, то я всю жизнь мечтал сыграть Чехова, знаю роли, которые мог бы играть — Войницко­ го, Маслова. Ведь встреча каждого актера с Антоном Павловичем всегда удача; праздник. Нам иногда прихо­ дится играть такую чушь-.. Я очень жалею Ланового, который ни разу в жизни не сБтграл Чехова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz