Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

*11Ш|Ш1Шв|1Ш1111ШШ|ш|§1|1Ш - ...... -• ■’■___ •;-*?......... ’-■>!' ’'•• ‘.^•4^'• \>.чч :;ч^\'•Ч.>'^ •« «Ленинец» № 9. 1991 г. «БРЕХОЛОГИЯ», и л и РАЗМЫШЛЕНИЯ С БУКЕТОМ В РУКАХ В электричке народу битком. Кое- как равместилйсь, поехали. Мне бы радоватьсд; какой-то мужчина место уступил (в наше время-то1), а я- как на иголках; туда-сюда глазами — цветы Б руках. Маме. Рядом на сиденье старый дедуля. У окна женщина, напротив ■— тоже' люди старше меня. -Вижу, научают меня внимательно, оглядывают с ног до головы. Знаю, что все в порядке, но все эке тоже оглядываю себя — вдруг что не так? Нет, все нор­ мально. Поднимаю глаза и встре­ чаюсь глазами с дедом. Он, видймо, тоже смутился' и чтобы как-то иснра- вить- положение; спрашивает: ~ Дочка, а цветы-то кому везешь? Никак, мамке? ' _ — Да, маме. В ' разговор вступает- жещцина у окна. —- А вот моя мне никогда не ку­ пит... Пауза, возникшая после' слов, дли­ лась минут пять. Нужно было что-то сказать... ~ А ты откуда будешь? — улыбт нулась вдруг женщина. — Усмань, Липецкая область, ~ Стало быть,, домой едешь? — Домой... Разговор явно не клеился. Но я чувствовала, что он все-таки будет. Я ждала вопроса, и он был задан ~ женщиной, что напротив. — Студентка? Где учишься? Ну вот. Сейчас начнется. Бури, конечно, не будет. Но лица вытянут­ ся. И какой" будет реакция'*-- неиз­ вестно. — ВГУ. Факультет журналисти­ ки... Опять пауза. Женщины перегляну­ лись, Руки потянулись поправлять прически. Дед же нахохлился и про­ тянул: , . - I — А-а-а! БрехОлогия! Так, думаю, что я должна сказать? Обвинение и в адрес и не по адрес.г Перестройка и гласность это понятно. Свобода слова, сво­ бода печати — за это огролшое спа­ сибо партии и правительству. Гово­ рим, что хотим, печатаем, что хотим. Казалось бы люди должны быть довольны. А они — наоборот. Наз­ вался журналистом ~ отвечай за свои и чужие ошибки. «Брехология!» Надо же, еще один синоним журна­ листики... А ведь отвечать.деду надо. И прямо сейчас, не выкручиваясь, не извиваясь. А что сказать ему, этому старому человеку, который всю жизнь трудился, не покладая рук, воевал, вырастил детей на свои тру­ довые. Маленькие глазки, зарос ащтиной, ношеная-лереношеная курт­ ка; заплатки, стежки, руки, с кото­ рых уже никаким талонным мылом не смоешь черноту. Это не грязь. Это зем.пя въелась в кожу, словно аргу­ мент в его пользу: мы с ним одной кровш- Да*'и что я могу ответить?^ Что средства массовой информации охме­ лели после Закона о печати и теперь, гоняясь за сенсационными материала- .мн, зачастую забывают вот о таких дедах - - с вопросом в глазах и пол­ нейшим недоверием к прессе... Так я думала. И не спешила отве­ чать, Не главное — ответить «впо­ пад», Надо — сказать правду. Имен­ но ту, которую знает и которую хо-. чет услышать от меня этот дед, мой случайный попутчик, которого я ни­ когда больше не встречу. Хотят услы- Ц'ать и другие пасеажиры; таращатся на меня, но ждут, не мешают думать. И мне стыдно не за то. что моя бу­ дущая профессия — журналист, и не за то, что дурная о ней слава ,идет в последнее время. Нет. Мне стыдно за себя. Что мне всего 17 лет. И что сейчас эти взрослые люди ждут от меня ответа, как от взрослой; И я от­ вечаю им честно, все, что знаю и что наболело, И они слушают. И слуша­ ет дед, хотя делает вид, что ему без­ различно, А я рассказываю им о се­ бе, ■о друзьях, и в этот момент мне действительно все равно, слышат ли меня все или я держу ответ перед собой. Много противоречий в нашей жизни. Твердо стоять на своем — еще не значит быть правым. Найдут­ ся люди, которые разуверят. Озаре­ ние может наступить слишком позд­ но. и тогда внутри что-то оборвется и горечью растечется по всему телу. , Это самое страшное, когда человек уже ни во что не верит. Я знаю ■- это уже не человек. Это кости, кожа и мышцы, это желания есть, пить и спать. Это завеса от других, равно­ душие Б глазах, приток и отток кро­ ви в сердце, которое, может, и ' не сердце вовсе, а машина, работающая до поры до времени, пока не сядут батарейки. Идентичные мысли в го­ лове: «Мне все равно» и «Мне на ВСЕ' наплевать» — вот на что спосо­ бен мозг. Пока еще способен. Я говорю об этом. Говорю, почему боюсь .этого. Русская хандра — всем хандрам хандра. Начнется полоса не­ везения, так черт с ней —■ куда вы­ везет, туда вывезет, А я жить хочу. .Нормально жить хочу. И другим то­ го же желаю. И профессия моя буду­ щая именно потому мною и выбрана, передумана, передлакана. Много бе­ лых пятен в ней, много запретных тем. Много вранья, много приспособ­ ленчества. «Не женская профессия» • слышу то здесь, то там. Так ду­ мают и декан журфака ВГУ, и пре­ подаватели, и редакторы 1 ^азет, и вы, дедушка, так же думаете? Нет? Ошиблись во мне? Да -вы же меня совсем не знаете! Как фамилия моя? Юрова. Неужели знаете, читали?.. Честное слово, никогда не думала, что такое может быть... Да нет, я не обижаюсь за «брехологию», Иравиль- дао вы сказали. Все правильно. Почё- му. так получается — не пойму.' В университете в полном смысле слова 1 ‘Далбливают нам в головы: проверяй­ те и перепроверяйте факты! Не на­ вредите своими материалами! Казалось, бы, чего тут непонятно­ го? Ан, нет. Беремся за пер© — и снова—здорово, что-нибудь наплета­ ем, придумываем, приукрашиваем... - - Вот и моя остановка/ дочка... Пропускаю дедулю. Вижу, доволен разговором, новерняка' остался при своем мнении, хотя я я использовала все свое красноречие, чтоб хоть чуть- чуть он заколебался, хоть чуть-чуть поверил в то, что есть на свете прав­ дивые журналисты. . — Хорошие цвецы. Мамка будет довольна, — последние слова деда. Не знаю, как па имени-отчеству. Не помню, на какой станции вышел. Словно не было его, словно не было других пассажиров-соседей. Поти­ хоньку растворились ~ вышли кто где. , Букет хризантем ,на деревянном сиденье. Следующая станция конечная. Усмань, Суббота. Два дня дома. С понедельника —• зацятия. С понедельника иачинается если не все, то многое. Приеду, в Во­ ронеж, расскажу друзьям о деде, о его отношении к нам, журналистам. Если даже в чем-то к не прав старик, то это не в счет. Он прожил жизнь, а нам только по семнадцать. НСить, пи­ сать, писать и жить — вот что дол­ жно быть девизом. Где она, черта взрослости, переступить, которую и хочется,,и нет? Каковы критерии ис­ тины, которую мы должны будем ос­ вещать Б печати? Как остаться людь­ ми в жизни и журналистами в жур­ налистике?- Вы, взрослые, тоже затрудняетесь ответить на эти вопросы. Но вам уже столько лет, и вы многое-знаете. Так учите нас хорошему, слышите? Учи­ те, ради Бога! Чтобы потом, через много-много лет, наши дети и внуки не краснели в электричках, когда мы, уже совсем старые, будем задавать им вопросы, поставленные временем. Елена ЮРОВА. студентка I курса журфака ВГУ. в о п р о с - о т в е т Уважаемая редакц.ня! Я I деч 'ч-аа мечг-»к> оабо н мнтпвии Ответьте по. ЖЗ.•^^«ГТ0 .ЧОЖТ’Т 1Й г<*ятшк<- (жг'тям (т нилыши и г,де л (Я ...... ччипк-а’' и *)а. ' '■'.№1 '■>I !■ гон я « >ТУГН#< ( ПК о том что к 1 , 1 е с и чн ‘ои. От редак«у«с <С'Н>ЦЧ>.> чотуЧечй ч н ьащюя УВД; Ле|*\П!ек, желнкчпит рябо тять в Т|Цыцки м»! чзпцав- тяем \ ЧИТЫи к Сэраг<1В1Клй ьфаци'чесм'и Кя- яцявяяются чицз дсччнпшщ сояер!ке< ко к т 1 й 1 ч иш иччие 2 \ .ШГЯШ :ТОЬ работ ь лнтб.'.т< 1>р; К4ЯШЦИИ. Вц ПТЦЫ.'Ч Д'ЧЧМЯТ ДЖ пегч'ТЬ! с чего начинается Родина? Зайдя в среднюю школу имени В. И. Ленина ме терри­ тории бывшего Восточного Берлина, можно подумать, что Берлинская стена никогда не падала. По-прежнему в фойе висят портреты Владимира Ильича. Здесь новый ректор, 1 Ю старая грамота на .стене его кабинета все чаще восхваляет это учебное заведение за анти­ империалистическую солидар­ ность. Впрочем, в аудиториях уже заметны перемены. Старше­ классникам больше не виушаг ют, что «религия — опиум для народа». Теперь они изучают ос­ новные заповеди христианства, ислама, буддизма и сами ре­ шают, во что верить. Учебный год проходит в об­ становке хаоса. Сначала мно­ гих преподавателей уволили за излишне прокоммуиистические настроения, ко затем половину из них пришл<юь восстановить; в школах стало некому рабо­ тать. В этом году немецкое изда­ тельство «Народ и знание» об­ новило всего 63 из 540 школь­ ных учебников, а, двух миллио­ нов пособий, подаренных За ­ падной Германией, не хватает для 2,6 миллиона учащихся бывшей ГДР . «Невозможно изменить все в одночасье, — говорит Юрген Бурковски. ру­ ководитель системы оОразова- Ш 1 я восточного сектора. —По­ ка что педа 1 Г 0 гам предстоит самим решать, чему и как учить». Получив право выбора ино­ странного языка, 90 процентов ажольников отдали предпочте­ ние английскому. Поэтому многие преподаватели начали спешно переквалифицироваться. Учительница немецкой литера­ тур а переживает, что знает только социалистических авто­ ров и . Генриха Гейне. «Теперь я должна преподавать «Пеппи Длинный Чулок», которую ни­ когда ие читала», — жалуется она. Правда» отказаться от при­ вычных стереотипов трудно не только педагогам, но и детям. Старые учебники описывают историю Восточной Германии как вдох.но 1 венный марш к со« вершённому обществу. «Стран­ но, — замечает 15-летняя Бри- гит Мадер. —- Нам всегда го­ ворили, что ГДР •— самая лучшая страна в мире, мы до­ бились всего. А теперь вдруг выясняется, что все это было неправдой». («НЬЮСУИК»). профессию Мы учимся в школе № 40 второй год. Мы — это уча­ щиеся 11 «Б» или, как зовут нас в школе, «медицинский класс», В прошлом году наша (тогда еще чужая для нас) школа объявила прием в спецкласс с медицинским ук­ лоном. И вот уже 2-й год мы вместе. Вместе —■учителя и ученики. У нас удивительный класс — 27 девушек и трое юношей. Нас объединяет об­ щее стремление — посту­ пить в медицинское учебное заведение, И к этому нас го­ товят наши учителя. Мы уве­ рены, что таких знаний в школах, где мы учились прежде, мы бы не получили. За 2 года у нас не было кон­ фликтов с администрацией и педколлективом, все время нам шли навстречу, совмест­ но с нами искали пути реше­ ния возникших проблем. Для знакомства с работой, кото­ рой мы хотим посвятить я-сизнь, и получения навыков .младшего медперсонала мы посещаем областную больни­ цу № 1. Там мы знакомимся с различными заболевания­ ми, их признаками и харак­ тером течения. А разве могут еще быть такие, как У нас, КВН и «Лоле чудес», прогулки по городу и встречи с удиви­ тельными людьми? Мы рады, что 2 года мог­ ли быть вместе. В этом году в нашей школе очередной набор учеников в медкласс. Пусть придут в школу № 40 те, ктой-хочет получить про­ фессию, осознав и проверив на деле свой выбор. Е, ЧИСЛОВА, О. ХРИПУНКОВА 23 подтаси. Взгляд. Фото Дмитрия ДРОБЫШБВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz