Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 37. 1991 г Десятый класс— не п р о нас? Отложив в сторову пачку газот, я повяла, что перелис­ тывать ]фессу последних дней — занятие бесполезное. Она — сплошь о политике. Со­ бытия августа вытеснили все остальное. И все же, давай­ те вспомним — Указ № 1 Президента РСФСР был «О первооч^едных мерах по развитию образования в РСФСР». Срдзу опубликова­ ли и проект Закона РСФСР об образовании. Многие родатели, наверное, ознакомившись с ним, вздох­ нули с облегчением; он дейст­ вительно предлагает корен­ ную реконструкцию системы образования в стране. Я, например, сразу отме­ тила пункт второй статьи 11. «Образовательные учреж­ дения могут быть: государ­ ственными и нш'осударствен- нымн; платными и бесплат­ ными; коммерческими и не­ коммерческими». Появится хоть какая-то возможность выбора; куда отдать ребенка учиться. Проект Закона определяет и кто может выступать ущю- дителем образовательных уч­ реждений: союзные, респуб­ ликанские и местные органы государственного управле­ ния, местная админнст];ацвя. Кроме того — отешственные н иностранные объединения, предприятия, учреждения, ор­ ганизации всех ^ рм собствен, нести. Представьте, какое раз­ нообразие учебных заведений появится в этом случае! Приятно было огромную роль, которая от­ водится Законом родителям в деле образования детей, Отньше заказчиками обуче­ ния д е т ^ будут родители, а не государство, как • ранее. К примеру, в статье 13 «До­ школьное образование» ука­ зывается, что правовые от, ношения между дошкольны­ ми }-чрежденммк н родите­ лями регулируются роди- тельсквм договором, который может иметь свою специфику в различных дошкольных уч­ реждениях. Наиболее спорная статья в проекте Закона № 14 «Об­ щее среднее образование». Как его построить? Предла­ гается несколько вариантов решения проблемы. Какой из них будет принят, зави­ сит от результатов обсужде­ ния проекта. — Опубликуйте, пожалуй­ ста, эту статью, — , обрати­ лись к нам из управления народного образования об­ ласти. — Дело в том, что нроект Закона видел свет только в одном шданин — «Учительской газете». Нам же нужно, чтобы к обсужде­ нию подключились н родите­ ли , и ученики. Итак, внимание; КАКОЙ БЫТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ? Статья 14. Общее среднее образование (из проекта За­ кона РСФСР об образова­ нии). 1. Общее среднее образо­ вание является основным звеном системы образова­ ния и предоставляет всем гражданам РСФСР равные возможности для своевре­ менного получения и про­ должения образования в со­ ответствии с призванием, ин­ тересами и способностями каждого и с учетом общест­ венных потребностей. 2. Общее среднее образо­ вание включает три ступени: начальное, основное и пол­ ное среднее образование. Воз­ раст и продолжительность обучения на каждой ступени обучения Определяются ус­ тавом образовательного уч­ реждения. 3. Основное образование является обязательным. Вариант 1. 4. Экзамены при приеме на первую ступень в госу­ дарственные общеобразова­ тельные учреждения не до­ пускаются. Вариант 2. / ■^ 4. В государственных об­ щеобразовательных учрежде­ ниях с образовательными про- гра.ммамк повышенной слбж- ностгг прием на первую сту­ пень обучения может осу­ ществляться на конкурсной основе. ' Вариант 3. 4. Экзамены при приеме на первую ступень общеоб­ разовательных учреждениий могут быть введены по ре­ шению органа управления данным общеобразователь­ ным ртреждением. Вариант 1. 5. Перевод учащихся с первой на вторую ступень общего образования осущест­ вляется по результатам экза­ менов. Вариант 2. 5. Перевод учащихся со второй на третью ступень общего среднего образования осуществляется по резуль­ татам экзаменов. Вариант 3. 5. Перевод учащихся с первой на вторую ступень общего среднего образования может осуществляться реше­ нием органа управления об­ щеобразовательным учреж­ дением по результатам эк­ заменов. Перевод учащихся со второй на третью ступень общего среднего образова­ ния осуществляется по ре­ зультатам экзаменов. Вариант 1. 6, Прием учащихся на третью ступень обучения об­ щеобразовательных учреж­ дений может осуществляться на конкурсной беноце по ре­ шению органа управления общеобразовательным уч­ реждением. Вариант 2. 6. Прием, учащихся на третью ступень обучения го- суда{>стБенных общеобразо­ вательных учреждений -осу­ ществляется на конкурсной основе. ' . 7. Экзамены при переходе из класса в класс в общеоб­ разовательных учреждениях могут быть введены по реше­ нию органа управления об­ щеобразовательного учреж­ дения. 8. Допускается замена эк­ замена другими формами аттестации по медицинским и иным основаниям, предусг мотренным усхавом образо­ вательного учреждения. 9. В обцщобразовательных учреждениях сверх государ­ ственного стандарта могут осуществляться: а) профилирование обуче­ ния; б) курсы по выбору уча­ щихся; в) курсы углубленного изу­ чения предметов. Программы этих курсов утверждаются общеобразо­ вательным учреждением, 10. По решению органа управления образовательно­ го учреждения допускается исключенйе из государствен­ ного , общеобразовательного учреждения учащихся, достиг­ ших 14-летнего возраста, 11. Начальная профессио­ нальная подготовка при об­ щеобразовательных учреж­ дениях может проводиться в качестве дополнительных об­ разовательных услуг при на­ личии соответствующей мате­ риальной базы, в ,том числе за плату. Начальная профес­ сиональная подготовка про­ водится с согласия учахцихся и их родителей (лиц, их за­ меняющих). ЗАКОН ЕЩЕ НЕ Ш»ИНЯТ. А НА НЕГО УЖЕ ССЫЛАЮТСЯ — Мы почему так настаи­ вали на публикации статьи 14, — я продолжаю разговор с начальником управления народного образования В. Е. Тонких. У нас уже раздава­ лись тревожные звонки из некоторых школ, в которых, практически в администра­ тивном поряде «прикрыли» ребятам доступ в старшие классы. При этом ссылались на проект Закона. Действи- тельно, обратите внимание на вариант 1 пункт 6; «Прием учащихся на третью ступень обучения общеобразователь­ ных учреждений осущест­ вляется на конкурсной ос­ нове по решению органа уп­ равления общеобразователь­ ным учреждением». Это зна­ чит — кого перевести в стар­ шие классы будет решать директор школы лично. А если он, мягко говоря, чело- к век некомпетентный? Увы, в нашей практике такие случаи есть. Представьте, сколько су- деб может искалечить такой директор? ,К тому же, учтите, что в учебе девочки более прилежны, а мальчипгки — пассивны. По собственному опыту . знаю, что они очень часто качественный скачок делают только в старших классах: действительно «бе­ рутся за ум», начинают учиться и раскрывают свои способности. Кто же вправе решать судьбу этих ребят без их на то ведома? Мы, например, в управле­ нии народного образования советовались по этому пово­ ду и считаем, что при любом варианте" приема учащихся на третью стуШ11БТ1ужне-от- Вы когда-нибудь слышали, чтобы мальчишки и девчонки, не хотели идти на каникулы? Вред, скажете, такого не бы­ вает. И, тем не менее, это так. Потому что речь пойдет не о простой школе, а о вос­ кресной, которая в октябре прошлого года открылась при ■Лебедянском .Ново-Казан­ ском соборе. «Благос"ловил нас на это митрополит Воронежский и Липецкий Ме^дий, —. рас­ сказывает настоятель собора протоирей Игнатий Кондра­ тюк. — Я начал заниматься с детьми сам. Но одному трудно. Попросил прихожанок помочь. Сейчас с ребятами занимаются,, причем, безвоз­ мездно, два преподавателя'. Детям у нас нравится. Вери­ те, они даже не хотели ухо­ дить на каникулы. Школа меняет ребятишек к лучше­ му. После наших занятий они приходят домой и уже по-другому разговаривают с родителями. Взрослым при­ ходится держать ответ; по­ чему папа обругал маму плохим словом или по­ чему бабушка сказала не­ правду. Дети понимают, что это грех, что так поступать нельзя, уличают в этом взрослых. За учебный год мы прош- шли «Библию». О сентября начнем изучение «Нового Завета». Как же учатся в этой шко­ ле? Начн 5 ' все по порядку. Когда она открылась, было только 20 человек, а уже в мае их стало 70. Н, кажется, число .учеников будет расти.. Приходят сюда дети в воз­ расте от 7 до 15 лет — это самое трудное для них вре­ мя, время становления ха­ рактера. И они ищут себя, пытаются разобраться и в себе, и в окружающих. Занимаются ш> воскресень­ ям. Изучают Закон Божий, поют в хоре. А с этого учеб­ ного года будет введено обу­ чение церковноч:лавянскому языку. .Каждое занятие на- чинаетс^ с чаепития. Дети это очень любят: вкусный чай, сладкие булочки, конфе­ ты. Правда, с конфетами те­ перь слозкнее, как, впрочем, и с помещением. Тесно стало: детей ведь прибавилось. Но особенно любят петь. «На Рождество, по оконча­ нию службы, ребята устроили для прихожан маленький концерт, — это говорит Ра. иса Александровна Осипова, — преподаватель, музыкаль­ ной школы. — Я рассказы­ ваю детям о живописи, о зна­ чении цветовой гаммы на иконах, знакомлю с особен­ ностями русского, и, в част­ ности, церковного пения. Детские души отзывчивы, им все любопытно. Они задают так много вопросов, и, при­ том, самых разных. Конечно, основная работа у нас идет в плане нравст-. венного воспитания. Мы пы­ таемся привить детям поня­ Фото Алексавдра КОЗИ. НА. разить участие в комплекто­ вании классов третьей сту­ пени советов школ или пре­ дусмотреть другие варианты, обеспечивающие социальную защиту права учащихся на получение полного среднего образования. Вообще же, на наш взгляд, ■начать эту статью следует с роли родителей в повышении престижности учебного про­ цесса; общего среднего обра­ зования. Потому что На пер­ вых этапах, вернее, в особен­ ности на первых этапах, именно они решают, какое образование дать ребенку, в какую школу его отправить. Кроме того, необходимо предусмотреть единые прави­ ла приема на первую ступень в государственное общеобра­ зовательное учреждение.* Или это будет научно-обоснован­ ное руководство, или система тестирования, но и в том, и в другом случаях следует обеспечить максимальное благоприятствование для развития личности каждого ребенка. Мы представили вам точку зрения педагогов. Хотелось бы узнать мнение учеников и их родителей. Итак вопрос — какой быть школе? — остается открытым. Подготовила Руслана | ЛЕВЫКИНА тие о человеческой ценности. Проповедуем основньк нрав­ ственные тезисы: не лги, не убивай, не кради. Наши дети учатся понимать красоту, а мы им в этом помогаем». Еще мне рассказали, что ребятам уже 2 раза показы­ вали видеофильтйы на рели­ гиозные темы. Показы пра- урочйвались к праздникам. ' Бабушка всегда говорила: «Вспомнят еще старину-то». И вот вспомнили. Религия —- не опиум для народа, ' это прежде верго культура,, кото­ рой нам сейчас так не: хва­ тает. ■- Дети, посещающие такие школы, никогда не будут злы­ ми и самолюбивыми, не смо- гут предать или обмануть. Отец Игнатий сказал на прощание: «Надо искать се­ бя, свое место в жизни. Надо быть Человеком с большой буквы». Марина Липе ПАРИНОВА [ецк—Лебедянь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz