Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 37. 1991 г Десятый класс— не п р о нас? Отложив в сторову пачку газот, я повяла, что перелис тывать ]фессу последних дней — занятие бесполезное. Она — сплошь о политике. Со бытия августа вытеснили все остальное. И все же, давай те вспомним — Указ № 1 Президента РСФСР был «О первооч^едных мерах по развитию образования в РСФСР». Срдзу опубликова ли и проект Закона РСФСР об образовании. Многие родатели, наверное, ознакомившись с ним, вздох нули с облегчением; он дейст вительно предлагает корен ную реконструкцию системы образования в стране. Я, например, сразу отме тила пункт второй статьи 11. «Образовательные учреж дения могут быть: государ ственными и нш'осударствен- нымн; платными и бесплат ными; коммерческими и не коммерческими». Появится хоть какая-то возможность выбора; куда отдать ребенка учиться. Проект Закона определяет и кто может выступать ущю- дителем образовательных уч реждений: союзные, респуб ликанские и местные органы государственного управле ния, местная админнст];ацвя. Кроме того — отешственные н иностранные объединения, предприятия, учреждения, ор ганизации всех ^ рм собствен, нести. Представьте, какое раз нообразие учебных заведений появится в этом случае! Приятно было огромную роль, которая от водится Законом родителям в деле образования детей, Отньше заказчиками обуче ния д е т ^ будут родители, а не государство, как • ранее. К примеру, в статье 13 «До школьное образование» ука зывается, что правовые от, ношения между дошкольны ми }-чрежденммк н родите лями регулируются роди- тельсквм договором, который может иметь свою специфику в различных дошкольных уч реждениях. Наиболее спорная статья в проекте Закона № 14 «Об щее среднее образование». Как его построить? Предла гается несколько вариантов решения проблемы. Какой из них будет принят, зави сит от результатов обсужде ния проекта. — Опубликуйте, пожалуй ста, эту статью, — , обрати лись к нам из управления народного образования об ласти. — Дело в том, что нроект Закона видел свет только в одном шданин — «Учительской газете». Нам же нужно, чтобы к обсужде нию подключились н родите ли , и ученики. Итак, внимание; КАКОЙ БЫТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ? Статья 14. Общее среднее образование (из проекта За кона РСФСР об образова нии). 1. Общее среднее образо вание является основным звеном системы образова ния и предоставляет всем гражданам РСФСР равные возможности для своевре менного получения и про должения образования в со ответствии с призванием, ин тересами и способностями каждого и с учетом общест венных потребностей. 2. Общее среднее образо вание включает три ступени: начальное, основное и пол ное среднее образование. Воз раст и продолжительность обучения на каждой ступени обучения Определяются ус тавом образовательного уч реждения. 3. Основное образование является обязательным. Вариант 1. 4. Экзамены при приеме на первую ступень в госу дарственные общеобразова тельные учреждения не до пускаются. Вариант 2. / ■^ 4. В государственных об щеобразовательных учрежде ниях с образовательными про- гра.ммамк повышенной слбж- ностгг прием на первую сту пень обучения может осу ществляться на конкурсной основе. ' Вариант 3. 4. Экзамены при приеме на первую ступень общеоб разовательных учреждениий могут быть введены по ре шению органа управления данным общеобразователь ным ртреждением. Вариант 1. 5. Перевод учащихся с первой на вторую ступень общего образования осущест вляется по результатам экза менов. Вариант 2. 5. Перевод учащихся со второй на третью ступень общего среднего образования осуществляется по резуль татам экзаменов. Вариант 3. 5. Перевод учащихся с первой на вторую ступень общего среднего образования может осуществляться реше нием органа управления об щеобразовательным учреж дением по результатам эк заменов. Перевод учащихся со второй на третью ступень общего среднего образова ния осуществляется по ре зультатам экзаменов. Вариант 1. 6, Прием учащихся на третью ступень обучения об щеобразовательных учреж дений может осуществляться на конкурсной беноце по ре шению органа управления общеобразовательным уч реждением. Вариант 2. 6. Прием, учащихся на третью ступень обучения го- суда{>стБенных общеобразо вательных учреждений -осу ществляется на конкурсной основе. ' . 7. Экзамены при переходе из класса в класс в общеоб разовательных учреждениях могут быть введены по реше нию органа управления об щеобразовательного учреж дения. 8. Допускается замена эк замена другими формами аттестации по медицинским и иным основаниям, предусг мотренным усхавом образо вательного учреждения. 9. В обцщобразовательных учреждениях сверх государ ственного стандарта могут осуществляться: а) профилирование обуче ния; б) курсы по выбору уча щихся; в) курсы углубленного изу чения предметов. Программы этих курсов утверждаются общеобразо вательным учреждением, 10. По решению органа управления образовательно го учреждения допускается исключенйе из государствен ного , общеобразовательного учреждения учащихся, достиг ших 14-летнего возраста, 11. Начальная профессио нальная подготовка при об щеобразовательных учреж дениях может проводиться в качестве дополнительных об разовательных услуг при на личии соответствующей мате риальной базы, в ,том числе за плату. Начальная профес сиональная подготовка про водится с согласия учахцихся и их родителей (лиц, их за меняющих). ЗАКОН ЕЩЕ НЕ Ш»ИНЯТ. А НА НЕГО УЖЕ ССЫЛАЮТСЯ — Мы почему так настаи вали на публикации статьи 14, — я продолжаю разговор с начальником управления народного образования В. Е. Тонких. У нас уже раздава лись тревожные звонки из некоторых школ, в которых, практически в администра тивном поряде «прикрыли» ребятам доступ в старшие классы. При этом ссылались на проект Закона. Действи- тельно, обратите внимание на вариант 1 пункт 6; «Прием учащихся на третью ступень обучения общеобразователь ных учреждений осущест вляется на конкурсной ос нове по решению органа уп равления общеобразователь ным учреждением». Это зна чит — кого перевести в стар шие классы будет решать директор школы лично. А если он, мягко говоря, чело- к век некомпетентный? Увы, в нашей практике такие случаи есть. Представьте, сколько су- деб может искалечить такой директор? ,К тому же, учтите, что в учебе девочки более прилежны, а мальчипгки — пассивны. По собственному опыту . знаю, что они очень часто качественный скачок делают только в старших классах: действительно «бе рутся за ум», начинают учиться и раскрывают свои способности. Кто же вправе решать судьбу этих ребят без их на то ведома? Мы, например, в управле нии народного образования советовались по этому пово ду и считаем, что при любом варианте" приема учащихся на третью стуШ11БТ1ужне-от- Вы когда-нибудь слышали, чтобы мальчишки и девчонки, не хотели идти на каникулы? Вред, скажете, такого не бы вает. И, тем не менее, это так. Потому что речь пойдет не о простой школе, а о вос кресной, которая в октябре прошлого года открылась при ■Лебедянском .Ново-Казан ском соборе. «Благос"ловил нас на это митрополит Воронежский и Липецкий Ме^дий, —. рас сказывает настоятель собора протоирей Игнатий Кондра тюк. — Я начал заниматься с детьми сам. Но одному трудно. Попросил прихожанок помочь. Сейчас с ребятами занимаются,, причем, безвоз мездно, два преподавателя'. Детям у нас нравится. Вери те, они даже не хотели ухо дить на каникулы. Школа меняет ребятишек к лучше му. После наших занятий они приходят домой и уже по-другому разговаривают с родителями. Взрослым при ходится держать ответ; по чему папа обругал маму плохим словом или по чему бабушка сказала не правду. Дети понимают, что это грех, что так поступать нельзя, уличают в этом взрослых. За учебный год мы прош- шли «Библию». О сентября начнем изучение «Нового Завета». Как же учатся в этой шко ле? Начн 5 ' все по порядку. Когда она открылась, было только 20 человек, а уже в мае их стало 70. Н, кажется, число .учеников будет расти.. Приходят сюда дети в воз расте от 7 до 15 лет — это самое трудное для них вре мя, время становления ха рактера. И они ищут себя, пытаются разобраться и в себе, и в окружающих. Занимаются ш> воскресень ям. Изучают Закон Божий, поют в хоре. А с этого учеб ного года будет введено обу чение церковноч:лавянскому языку. .Каждое занятие на- чинаетс^ с чаепития. Дети это очень любят: вкусный чай, сладкие булочки, конфе ты. Правда, с конфетами те перь слозкнее, как, впрочем, и с помещением. Тесно стало: детей ведь прибавилось. Но особенно любят петь. «На Рождество, по оконча нию службы, ребята устроили для прихожан маленький концерт, — это говорит Ра. иса Александровна Осипова, — преподаватель, музыкаль ной школы. — Я рассказы ваю детям о живописи, о зна чении цветовой гаммы на иконах, знакомлю с особен ностями русского, и, в част ности, церковного пения. Детские души отзывчивы, им все любопытно. Они задают так много вопросов, и, при том, самых разных. Конечно, основная работа у нас идет в плане нравст-. венного воспитания. Мы пы таемся привить детям поня Фото Алексавдра КОЗИ. НА. разить участие в комплекто вании классов третьей сту пени советов школ или пре дусмотреть другие варианты, обеспечивающие социальную защиту права учащихся на получение полного среднего образования. Вообще же, на наш взгляд, ■начать эту статью следует с роли родителей в повышении престижности учебного про цесса; общего среднего обра зования. Потому что На пер вых этапах, вернее, в особен ности на первых этапах, именно они решают, какое образование дать ребенку, в какую школу его отправить. Кроме того, необходимо предусмотреть единые прави ла приема на первую ступень в государственное общеобра зовательное учреждение.* Или это будет научно-обоснован ное руководство, или система тестирования, но и в том, и в другом случаях следует обеспечить максимальное благоприятствование для развития личности каждого ребенка. Мы представили вам точку зрения педагогов. Хотелось бы узнать мнение учеников и их родителей. Итак вопрос — какой быть школе? — остается открытым. Подготовила Руслана | ЛЕВЫКИНА тие о человеческой ценности. Проповедуем основньк нрав ственные тезисы: не лги, не убивай, не кради. Наши дети учатся понимать красоту, а мы им в этом помогаем». Еще мне рассказали, что ребятам уже 2 раза показы вали видеофильтйы на рели гиозные темы. Показы пра- урочйвались к праздникам. ' Бабушка всегда говорила: «Вспомнят еще старину-то». И вот вспомнили. Религия —- не опиум для народа, ' это прежде верго культура,, кото рой нам сейчас так не: хва тает. ■- Дети, посещающие такие школы, никогда не будут злы ми и самолюбивыми, не смо- гут предать или обмануть. Отец Игнатий сказал на прощание: «Надо искать се бя, свое место в жизни. Надо быть Человеком с большой буквы». Марина Липе ПАРИНОВА [ецк—Лебедянь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz