Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 35 , 199] г. С НАЧАЛА коротко расскажу о слу­ чившемся;. в Ус- маиской. ;:Воспита . ^ тельно„р-‘трудовой ! колонии шрйиэодел-;,.; •побег, I Это было?! 29 | 1 юля,},^ртот#®да- I Начшедуедщий ;де*ь.: утром I ДШ*Ч|ШРШЙ:нУШе были:.ДОС: I тавлены в колоники Решено I даже =й.,не возбуждать'; уго­ ловное дело 1 10 , это.мукфакту .■ Теперь приведу,- '.реакцию на случившееся ,„ заинтересован­ ных ЛИД', так^ сказать,, .кура­ торов, что- ЛИ- -.Заместитель гфок,урора области А у. А. Бо­ гачев На одном :ИЗ' совеща­ ний. состоявшемся по итогам работы за полугодие в служ­ бе по исправительным делам и социальной реабилитацш, .высказался так: «Гуманность - - это, конечно, хорошо, но надзор должен быть- До это­ го утонул воспитанник, те­ перь убежали. Сколько мож­ но говорить? ;я пообещал, что надо наказывать, вот и разберемся с побегом»! В голосу его прослушивались нотки угрозы. На том же совещании за-: меститель начальника служ-. бы по исправительным де­ лам В, И. Финкель, в. чьем подчинении находятся режим­ ные работники всех колоний, выразился еще короче и сп^деленнее: ^«Детский сад в детской колонии». А под­ чиненный ему офицер, опер­ уполномоченный А. П. Шес­ таков в частной беседе со мной определил ситуацию, сложившуюся в ВТК' просто панически; «Мы сидим на бомбе, фитиль которой уже зажжен». Кто — «мы все»? Прежде всего он имел в ви­ ду работников пенитенциар­ ной системы, отвечающих за порядок в исправительно- трудовом учреждении. А теперь попытаемся ра­ зобраться с обстановкой, сло­ жившейся сегодня в детской колонии. Если чуть копнуть историю, самый ближайший пласт ер, то новая эра в Ус- манскую ВТК пришла (мож­ но даже назвать конкретную дату) в середине мая 1988 года- Именно тогда на базе этой детской колонии с по- поЩью ведомственного жур- на.да МВД СССР «Воспита­ ние и правопорядок» состо­ ялся большой разговор о пу­ тях перестройки в воспита­ тельно-трудовой колонии. В нем участвовали зам. ре­ дактора журнала, инструктор ЦК комсомола, заместитель начальника отдела ВТК ГУИД МВД СССР, началь­ ник отдела УУР МВД СССР, старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР и многие другие. . ; - «Настала иэоа- в корне пе­ ресмотреть п! 1 облемы пере­ воспитания несовершен­ нолетних преступников в ВТК. Гуманизация наших законов в первую отередь дсшжна коснуться подростков. Не по­ ра ли полностью оградить педростков от влияния взрос­ лого преступного мира? Не пора ли воспитывать прежде всего через посредство доб­ рожелательности, вниматель­ ности. чуткости к подростку? Не пора ли снять все колю­ чие заборы, вышки и прочую атрибчтику взрослых коло­ ний?. Убрать нагрудные зна­ ки. одеть подростка в нор­ мальную одежду, нормально кормить его Иметь возмож­ ность выводить подростков на массовые .зре.лищя .за пре­ делы колонии». Много инте­ ресных предложений ■ было высказано тогда. И многое из задуманного ~ сегбдня претворено в жизнь. Нет на хорошей добротной одежде бирок с именем и но­ мером отряда. Разрешено под­ росткам носить прически. Их отлично по нынешним време­ нам (лучше, чем нас с вами) кормят: белый хлеб, молоко, Фото Д. ДРОВЫШ1ВА. и отправляются в поиск. Их можно встретить в таких слу­ чаях в^^амых неожиданных местах,' где предположитель­ но могут появиться бежавшие. А сами подростки свою от­ лучку с поля объясняют уж очень просто. Захотелось го­ роху, забрели в поле. (Хотя, заметим, им это категори­ чески запрещалось). Он был Почти сухой, пошли подаль­ ше поискать молочно-воско­ вой спелости. Нашли, наелись и... заплутали. Они все вре­ мя попадали не на то, «на другое поле» (как напишут потом в объяснительных). Хотя один из воспитанников, участвовавших вместе с ни­ ми в прополке, четко указы­ вает, что корда ехали через железную дорогу, кто-то из двоих спросил; куда ведет до­ рога? Ему объяснили. Когда все разделись, чтобы заго­ рать И' легче работалось, ос­ тавив одежду в автобусе, они этого не сделали. Когда все взяли по грядке, они встали вдвоем на одну, чтобы пора­ ньше закончит^. Но теперь инцидент исчер­ пан. Ребят помещают в ком- нату усиленного наблюдения на три месяца. Уголовное де­ ло на них не заведено: наобо- оот, оформлено постановление об отказе в возбуждении уго­ ловного дела. Побегом ведь считается исчезновение из мест заключения или из-под стражи. Из ВГК они не бе- жали, так как были вывезе­ « СОЛГАВШИЙ...» сок, яйца, сливочное масло, овощи. ‘ Впрочем, давайте заглянем к заместителю начальника по воспитательной ’ работе А. М. Ростовцеву. Он. види­ мо, и сам не заметил, как его кабинет превратился со временем в своеобразный му- . зей. Все стены увешаны стен­ дами. А на них фотографии. Вот подростки на вечере от­ дыха с приглашенными де­ вочками из педучилища, вот с ними же на встрече Ново­ го года. А туг они проводят футбольный матч на„усман- ском городском стадио­ не. Вот день рыбака встре­ чают на пруду (интересное тогда у них состязание полу­ чилось, и уха была отмен­ ная). А ,это они на прополке свеклы в подшефном колхозе, на строительстве жилого до­ ма в другом хозяйстве, спорт­ комплекса, административно­ го здания, на уборке урожая. А вот играют свадьбу в ко­ лонии. Тут же вьшисаны ус­ ловия, при которых воспитан­ ника вместе х родителями, под их ответственность, от­ пускают на свидание за зону. А вот и вообще уникальная фотография; дружно, строем, в ногу шагают чуть ли не все воспитаннкш, и лозунг, крупно так; «Всей колонией за ~ зону?» И причем тут бомба, и о каком горящем Ф итче может идти речь? Тут и самое вре­ мя вернуться к последнему побегу. У заместителя на­ чальника ВТК И. В. Травина беседуем с «побегушникамиЬ- Володей Полянским и Андре­ ем Моздовиньш. — Так что, заблудились? ■— Да, заб.:гудились. и сами отлично осш- нают, какой двоякий смысл заложен в этих словах. Заб­ лудились, не сориентирова­ лись на местности, когда убе­ жали. Или заблудились, блуж­ дая по гороху, ушли далеко от автобуса с воспитанника- .ми. А было та». Утром нача­ льник колонист А. Г- Костерен дал команду: набрать по 10 человек из первого и четвер­ того отрядов для прополки свеклы в колхозе «Россия», что находится в 25 километ­ рах от ВТК. Воспитанники уже ушли трудиться на про­ изводство, потому выбирать пришлось из тех, кто нахо­ дился в общежитии. Так в числе претендентов на про­ полку оказался В. Полянский, хотя в колонии был всего два месяца, а не полгода, после которых разрешается выход за зону. И вот двадцать подростков во главе со старшим лейте­ нантом Б. П Крышовым при­ ехали на полз. Уговор был такой: работать всем рядом, не уходя вперед, но и не от­ ставая, на соседнее поле, где рос обработанный ядохимика­ тами, почти созревший горох, не заглядываться. На деле, конечно, так ье получилось. Один человек за двадцатью, разбредшимися по полю: ес­ тественно, усмотреть не мог. И вот работа окончена, нас­ тала пора уезжать с поля; Б. П. Крышов снова посчи­ тал подопечных и... двух не досчитался. Стали искать, осмотрели все близлежащие посадки. Кто-то залез на нры- Ш 51 - автобуса, увидел в дале­ ком поле две идущие фигу­ ры. Поехали туда. Никого. Ни с чем возвратились в ко­ лонию. Тут, как и положено в та­ ких случаях,, был уже под­ нят на нрги не только личный состав, но и офицеры служ­ бы по исправительным де­ лам и социальной реабилитз; ции, да и вся милиция не только нашей, но и окрестных областей Да, зтд необходимо. Неизвестно, что за мысли в голове у сбежавших, и нет гарантии, что не появятся завтра же новые жертвы со­ державшихся в колонии и сбегающих время от вре­ мени грабителей, на­ сильников, убийц. При побеге жизнь работников пенитенци­ арной системы становится, что называется на «уши». Они бросают свои обычные дела ны за территорию колонии. Из-под стражи или конвоя не совершали побега, так как конвоя как такового не было, а был старший группы от ад­ министрации полонии. Да вдобавок к тому и впрямь заблудились, и вместо того, чтобы бежать в сторону Там­ бова, на свою родину.' рину­ лись к Усмани. назад к коло­ нии. А, может, шли к желез­ ной дороге, а. может; впрямь не мечтали огжать... 'Но не это сейчас главное. Главное — последствия, к которым приводят вот эти от­ дельные факгы недисципли­ нированности, недомыслия, как угодно можно назвать от­ дельных восп 1 ганников, Тут стоит процитировать еще один документ, родившийся тоже в связи с побегом, но не этим, а предыдущим. '«Дан­ ное происшествие стало воз­ можным вследствие ослабле­ ния организации охраны и надзора, ослабления полити­ ко-воспитательной работы в отрядном звене, проявленнвй нерешительности при органи­ зации преследования беж ав- , шего по ГОРЯЧИМ следам». В итоге заместитель начальни­ ка по оперативной работе и режиму подпэлковник . внут­ ренней служба И В. Травин был предупрежден о непол­ ном служебном соответствий занимаемой должности. Тог­ да, при побеге воспитанника Козлова, был отстранен от должности дежурный помощ­ ник начальника колонии, на- Кйяяны другие сотрудники ВТК, Тяжело переживает слу­ чившееся заместитель на­ чальника по воспитательной работе А.. М .Востовдев (хо­ тя внешне абсолютно споко­ ен). Они же поедали нас всех, говорит он. Это же первый случай, норда мы им доверя­ ли на 100 процентов и шли с ними на рыбалку, в кино, на стадион. Куда угодно без конвоя, без етражщ один сот­ рудник с группой'^^ребят. А ОНИ’ предали, подставили нас под удар Работу в исправи- тельно-трудовы.ч учрежденй-' ях и так МОЖНО сравнить, к ' примеру, с хождением по ка­ нату или острию ножа. Се­ годня все хооошо,- а завтра улыбавшийся вчера осужден­ ный сунет тебе НИ с того ни с сего'нож под ребро. И поп­ робуй тух-разберись, кто ви­ новата А при этом, начавшем­ ся в ьмае; 1©88 года, экспери­ менте жизнь (работа, но по . существу жизнь) сотрудников усложнилась впятеро-вдеся­ теро больше, чем улучши­ лось отбывание наказания у малолетних преступников в этом учреждении. Так что же. сегодня вер­ нуться к тем порядкам и обы­ чаям, которые существовали:. здесь до мая 1988 года? Ведь к этому эксперименту' смот­ ря с какой стороны подойти. Можно представить состоя­ ние матери, которой вдруг сообщат, что ее сын утонул.' Как утонул, ведь он живет за высоченным забором, где обязаны следить за каждым его шагом и перевоспитьгоать, исправлять день за днем? Но факт этот имел место в детс­ кой колонии. Вот вам и не­ традиционные формы работы с воспитанниками. Это, с од­ ной стороны. А с ДРУГОЙ, ад­ министрацию колонии сегод. ня больше всего беспокоит вопрос: что же делать "с эти­ ми двумя подростками, «ув­ лекшимися», по их словам, горохом? Ведь их сегодня практически нельзя выпус­ тить из этой комнаты в зону. Вся она, зона, т. е все вос­ питанники, сегодня «закры­ ты», кроме восьми подрост­ ков. работающих на свинар­ нике. где-то там еще. Эх, не успели мы искупать один от­ ряд, сокрушается А. М. Рос­ товцев. Все отряды сводили на речку (раз искупаться не такая уж и великая роскошь для нас, но Не для них), а один не успели. Те из воспиганников, у ко­ торых подошло время оче­ редного свидания, не могут уже свободно встретиться с родственниками,. последние, не смогут забрать их за зо­ ну. Как-то они отнесутся к -этим двоим, пожелавшим во­ ли только для себя,- забыв­ шим про остальных? Вот, оказывается, как доро- го стоит всегэ-навсего один побег. Мы не стали тут счи­ тать тонны сожженного при этом впустую бензина, мас­ су затраченного напрасно, кстати, и не всегда соответ­ ственно оплаченного труда сотрудников, органйзовавших розыск. Тут все очень долго и тщательно можно было бы обсчитывать. Побег и само­ му осужденному, как правилу выходит боком. Суд добавляет срок наказания, красная по­ лоса в документах заставляет, осужденного через каждые два часа являться на провер­ ку к дежурному по колоши. А пот-ом, если ты виноват, будь добр, искупи вину. От- б 5 щь срок, не пытайся житъ за счет других, и в ущерб им: ведь редко бывает счастлив человек, живущий- згоистм , ' лкЛящий н уважающий толь­ ко себя., . Так что же делать с бом­ бой. йа которой сидят сегод. ня и чувствуют себя неуют­ но все, КТО’так или иначе занят в работе с несовер- шёаволетними тгреступшка. ми? Да, конечно, ее надо обезвредить. То есть, есЛи начат был экснеримеят ш столицы, значит, и надо его оттуда же узакошть. Огово­ рив при этом, так сказать, все правила игры, защитив в первую очередь от таких вот «неожиданностей», дово­ дящих до инфарктов прежде всего самих воспитателей. Н. БОР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz