Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 34 , 1991 г поэзия, ПРОЗА Мария Маючая РАССКАЗ, ЗАПИСАННЫЙ СО СЛОВСОСЕКДИ, милоййво открывшей мне двери и выпившей стакан клубничного киселя, мною принесенного Соседка; Знаешь, ведь я скоро сво­ ей подушкой протру лысину у бока пианино. Его купила в надежде, что оно создает волшебную атмосферу, ду­ ховности. которую нес в шестидеся­ тые годы занимающий полкомнаты, изрядно потрепанный, но благо!родный немецкий концертный рояль. Старика выкинули, недальновадно предполагая, что расширение границ комнаты создаст хотя бы иллюзию •свободы и простора. Его долго пытались разбить топо­ ром, но топор отскакивал от дерева, .как от чуг^ша, тогда его разобрали на части и торжественно препроводили в котлован строящегося дома. Смерть благородного рыцаря от руки сатра­ пов! Через некоторое время я опомни­ лась. поняв, что сей инструмент был надежным заслоном от проникновения в щели окон и дверей пошлости, вуль- ^гарности и тупсюта:"“ХЯомнилась бес-" помощно взирая на то, как тянется жесткой рукой похлопать по плечу бестактность, ухмыляется во всех уг­ лах жестокость, нахраписто ломится хамство, уверенно предлагая быть с ним на «ты». Опомнилась, но было поздно. Шрнуть все на свои места не было возможности. .Попробовала я перекрыть ход всем вышеназвашшм зверям инструмен­ том, срочно купленным в раесрочку. Но то ли изготавливался он на фаб­ рике детских Игрушек, то ли руки мои стали необратимо гря; 1 ными, но ни Баха, ни Моцарта, ни Шопена бе­ тонные стены гак и не услышали. По­ лучалось какое-то жалкое «плим- плим».. Правда, хамство, повертев у виска, отступило, жадгокости стало скучновато, только бестактность до­ ставала еще иногда меня своими пот­ ными руками. Но я увертывалась, пыталась взлететьт^Ииогда у менж это- получалось; правда, тяжело и не­ уклюже., И всегда ьв полете я вижу одно и то же: замусоренный тштак своего дворика, бомжика, копающегося в мусО|ре, подержанную «Тойоту», тер­ пеливо ждущую своего хозяина, ху­ дожника лаковой миниатюры, видав­ ший ..ВИДЫ■«Жигуль^нпикаи владель­ ца закусочной Акопяна, гроздья за­ саленных и лысых голов пенсионе­ ров, жадно провожающих носами всяк входящего й выходящего из дшре1Г пщ’Бещщ^^огтдетосНдетьг^дй' послушать, вот где просторно ^ н т а - зии, доходящей до бреда!). Но я ни­ чего не слышу, я только вижу. Господи! А это кто же?! Чья это фигура застыла комочком на широ­ кой тахте, стоящей в грязной обшар­ панной комнате? ‘ Да я же это. Господи! Мое тело бренное вдавилось в пружины мат­ раса и подпирает макушкой бокови­ ну пианино. Грязно, убого, без буду- ш,его. Мне жалко до слез евою обо­ лочку, и я плачу, плачу, плачу. И вместе со слезами выходят из меня тяжесть и неуклюжесть. Я станов­ люсь все легче и легче, я поднима­ юсь все выше и вьипе. Далеко-далеко поблескивает голубой шарик. Рояль во фраке ласково подставляет свою 1 &эльшую надежную спину. Мы мягко летим, кружится голова. И вот я уже ничего не вижу, но слышу пе- тше- скритож, призывной звук рожкаг отдельные такты заполняют вальсы Шопена; затем чаще всего слышу мо- цартовскую сороковую; внезапные спо­ лохи света, и «а{ог1:е врывается орган; — Бах... Тут я просыпаюсь. Как сомнамбу­ ла выхожу на балкон. Внизу все те же, гроздья голов и все та же помой­ ка. Только там теперь два бомжика. Они размахивают руками, пинают ДРУ-Т друга. Наверное, идет борьба за передел пространства. Поблескива­ ет «Тойота» художника-миниатюрис- та, снует суда-сюда ■«Жигуль» Акопя­ Рис. Алексея Конющкова. на. Гомо сапиенс бегут с тяпками, цепко держась ногами за землю. Я же стараюсь держаться за неё всем те­ лом. поэтому опять валюсь «а вдавлен­ ную тахту и.крепко прижимаюсь за­ тылком в торцу бутафорного пиани­ но... А вот интересно, что произойдет бъхстре^г'лжду тшструмента вытрется или моя макушка полысеет?! Я: Ну, мадам, вы по Карелу Чапе- ну пессимистка, заживо разлагаетесь,, ничего не делая. Вам бы.Т. Соседка (перебивает): Благодарю за кисель. Потрудитесь больше не приходить. Вы мне насточертели со своими ярлыками, мне с вами пошло. Я: (ничего не успеваю ответить, вылетаю за дверь со стаканом в ру­ ке). Дверь захлопывается. Слышно, как накидывают крючки, задвигают засо- вы, щелкают ;}амк'ами Р ВА1Ь на мелкие час­ ти бессмысленных мь1 слей поток. Волновать­ ся 110 всякому повода'. Уби вать в себе лучшее. Осо­ знать. что ты ^ л ьш е не смо­ жешь. Узнавать себя в сво­ ем сьше. Разрыдаться над пе,сня,ми Леннона, За!крывать- ся в клозете и часто и дол­ го курить, и молчать, и смот реть фотографии, и просчиты­ вать старые письма жены в надежде прочесть, что-нибудь о себе. И в отрывках старых газет искать свое имя. И хва­ таться за каждое слово. Ви­ деть то, чего нет. Уповать на отсрочку долгов. Укусить себя выше локтя. Искать у себя болезни. И кашлять, и хрипеть, и потеть по ночам. И болеть, и болеть, и болеть. И лечиться. Выходя из дома, делать вид, будто собрался в поход за золотым руном. И возвра­ щаться, будто тебя травили собаками. У твоих ног до-л- жен был лежать весь мир. Но ты только сейчас заметил, что у тебя нет комнатных та­ пок. Вдруг перестал забывать дату ^Щя своего рождения. Завести себе пса, поставить коробку, чтобы он туда гадил, и смотреть ему в глаза, ну точняком, как человеку. Ино­ гда. И плакать. И смеяться, как дикарь. И раз в полгодл привести свою морду в поря­ док. И ко всему быть гото- вьш. И всегда быть застиг­ нутым врасплох. И беспомо­ щность — твое лучшее ка- нество. И ненадежность держ 1 ит тебя и твою се­ мью под домашним арестом. И все горизонты натянулис.^ канатом у самого носа и прю- тивно звенят. И знаешь, что нет того, чего бы ты не знал. И когда В1нук спросит тебя, как звали твоего дедупгда-' а детстве, тебе не захочется врать. Ты скажешь — не знаю. Потом. И когда внуя попросит окаэку, ты будешь лепетать какие-то гл 1 упости цро разных зверьков. Что-то с памятью, что-то с совестью, что-то со здоровьем, что-то с нервами, что-то с головой. И кскгда внук спросит тебя о смерти, ты будешь мудро и загадочно молчать. У тебя есть настоящие друзья. Это очень старые друзья. Они едут к из-за тридевяти земель. Вы встречаетесь. На. пинаетесь до моченедержания и заводите нудный и ненуж­ ный разговор о самом глав­ ном и нужном. А потом они 5 'езжают. Вы понимаете, что все могло бы быть по друго­ му, и сейчас, и тогда, когда За горизонтом что-то было, кроме «я хочу», « я предпо- лагаю»у «я надеюсь». И не- ужети йсе это с тобой. И не­ ужели только раз в пять лет тебе сдится сон, от которого не хочется пробуждаться. И неужели спокуха покинула тебя навсегда. Ведь это и твой слова — «все в наших руках», Где были твои руки? Они держали последние день­ ги, они держали последние нервы, они держали т ^ я . Сни не держали счастья. Они не держаиш дела. Они не дер­ жали ничего. Их нужно тща­ тельно вымыть. Но ученые еще не изгорели такой жид­ кости. Ты спрашиваешь на улице у красивой девушки, который час. Она на тебя смотрит, как будто ты про­ сишь У нее чего-то больше­ го; Все будильники в твоем доме сломаны. Но ты не вы­ брасываешь их. а покупаешь все новые и новые. И п^юто- янно не сльшшшь их, посто­ янно просыпаешь, постоянно опаздываешь. . — Девушка, скажите, по­ жалуйста, который час? Как вы могли обо мне такое подумать?!!! Каждый раз ты переходишь улида' на красный и слы- ТЫ щишь хРуст собственных кос­ тей и видишь испуганные любопытные взгляды. Ас­ фальт от жары под ногами мнется, как пластилин. В дет­ стве ты вькенал из этого ас­ фальта металлическими пру­ тьями искры, ужасно рад 5 '- ясь чуду. Чуть позже тебя молотили примерно такими же прутьями по голове, и ты падал На асфальт. Вот тогд.а второй раз в жизни ты но- НЕютоящему произнес слово «мама». Ты боишься сказать это слово по-настоящему в третий раз. И свюва рвешь на мелкие части бессмыслен­ ных мыслей поток. Смеешь­ ся над идиотским несмешным анекдотом. Не, можешь вспом­ нить первую любовь. Не мо­ жешь забыть последней (Ли­ ды. Считаешь звезды в со­ звездии «Скорпион» и не до­ считываешься одной. Самой важной. Своей. Как? Когда? Еще раз. Все звезды на мес­ те. Все становится на свей места. Все звезды на месте. И все-таки твой сын похсак на т ^ я . На кого же еще ему быть похожим?! И все-таки ты правильно сделал, что же­ нился на сзвоей жене. На ком же еще ты мог жениться? С годами это понимаешь, как истину, над которой билось не одно поколение, умников. Ты знаешь по запаху лю-' бое время года, месяца, не­ дели, дня, часа, м:инуты, се- .кунды. Любое время В1реме- ни. Снова опаздываешь. Пла­ тишь деньги на тачку, думая о том, что время — это, по­ жалуй, единственное, за что можно заплатить. Все осталь­ ное можно украсть. А зачем тебе В 1 ре'МИ, что ты с ним будешь делать? Разбрасьшать камни? Соби­ рать камеи? Солить их в ка-.- душках? Чахнуть над ними? Бред. Ты до сих пор .много­ го не повял, ты до сих пор не поиял ничего. И неуди­ вительно. Ведь твой аттестат зрелости липовый. .Кстати, ведь он так и не пригодился тебе. Когда-то ты хотел по­ кончить с собой. Не ясно, за каким перцем ты до сих цор еще околачиваешься на этом свете. Ты перестал писать стихи по ночам. Ты вообще перестал писать стиш. А но­ чью спишь. И правильно де­ лаешь. И пепел твоих сига­ рет — это только пепел тво­ их сигарет. И тот, кто хохо­ чет среди ветвей, м(}жет за­ ткнуться. Потсму что смот­ реть больше не «а чта И это правда. Ты сел играть в кар­ ты с малознакомыми людь­ ми. На деньга. Тебя снова (Лвегорили. Так грубо, так Не тонко, так не профессио­ нально. То-порная работа. Ты, замечаешь, что уровень тво­ его взг-чяда не поднимается выше названий магазинов, а по сторонам смотришь толь- ' ко когда переходишь улицу на красный. Насильно пыта­ ешься держать голову вько- ко и смотреть По сторонам, как учили, чтобы все заме­ чать, чтобы всему удивлять­ ся, чт()бы радоваться няюии. Но от этого очень быстро, на­ чинает'болеть шея. Спотыка­ ешься и наскакиваешь напро- Х 0 Ж 1 ИХ. И ты снова смотришь под нош, а под ногами толь­ ко ноги и грязь, сухая, мок­ рая, газообразная, вежая . И так до конца. Нет, бог не сой­ дет на землю. А если мо­ литься, надо подумать^о ду­ ше, изрядао заляпанной и за ­ мусоленной, как «один рубль». Надо подготдаить се­ бя к страпшому суду. Твои друг сказал, что если всех праведников со всего земно­ го шара согнать на Красную площадь, то вряд ли они за- Жллнят и !/-1Н часть то!! и.то тцади. И все-тани, ты не -тю- бишь негров. Хоть они - тоже люди и ровным счетом ниче­ го плохого тебе не делали. И все-таки ты цродсхтжаешь смеяться над чукчами. Хоть видишь их реже, чем, ну хоть тех же йегрюв. Стоит псюме- яться над эскимосами, пото­ му что их ты видишь еще ре­ же. чем чукчей. Т ^ е не нра­ вится твое имя. но ты к не­ му привык. Ты жрешь кар­ тошку, как китаец рис. Ты пялишься в телевизор. Он те­ бя бесит, но ты уперся и смотришь. Ты не хочешь ид­ ти на работу, и перед тем. как уснуть, ж-поминаешь о ней, и тебя передергивает, и. др<х;нувшись, упираешься, но все равно идешь. Ты ненави­ дишь ‘соседа. Того, что за стеикой сдграва, а тот что сверху,, бржает тебе на бал­ кон бычки, а ты емл' з а это время от времени брсюа- ешь шелуху от семечек в «ящик для писем и газет». И однажды эта свшючь —- твой сосед наступит на ногу твоей жене, а ты наступишь ему*на лобовое стешю его автомобиля, и вы накояе 1 ц-то к великой радсюти соседа того, что спра­ ва, расквасите ДР^т другу хари. Ты выиирал трусы у себя на заводе. У тебя не оказалось денег, чтобы ихвы- ктаить. И трусы уходят! Тру­ сы ж;дать не будут. Ты сно­ ва кричишь во <ше. Жена бьет тебя коленом под зад — ты просыпаешься и п1»- должаешь орать до отупле­ ния, до черных кругов перед глазами. Голова отделяется от туловища и, продолжая орать, висит над ним санти­ метрах в тридцати. Еще ни­ кто и никогда так не орал. Боже мой, окатько време­ ни?! Боже мой, ну хотя бы один седой волосо 1 к! ТИХОН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz