Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 30, 1991 г " ..... — ■ С о гласно легендам, история возникновения Лебедянской крепости в Романцевоком. лесу, на Яблоневой поляие, в одной версте от Тяп- киной горы, ~ место зарозкдения Лебедяни— , уходит в глубь веков, В 1613 году Лебедянь стала правительственньш горо­ дом, который должен был 'зорко смотреть на Ногайскую сторону, ожидая отсюда постоянных набегов татар. Го­ род, как и псыгажено крепости, охранявшей границы го­ сударства, имел дубовый острог с пятью башнями на' Тяпкиной горе. Каких только легенд ни оставили о ней изобретательные на въвдумки предки; здесь и благород­ ный разбойник Тяпка, наоадавщий на караваны богатых кулцов, и воевода Тяпка, живншй в Х,У1 веке и постро­ ивший Древнюю^ Ильинскую церковь, и многое другое. В 1668 году некий помещик Иван Кузьмин, по прозвивду Тяпка, продал Лебедянскому Троицкому монастырю во­ дяную .мельницу, перестроил воеводский двор и благоус­ троил въезд в гору, каковую и назвали после этого Тяп- киной; ■ : " . В 1642 году в монастыре был заложен, а в 1666 году закончен строиться Троицкий собор. С этого времени мо­ настырь получил наименование по новому соборному хра­ му, сохранив, впрочем, и древнее наименование Святейше­ го патриарха — Домово-Троицкий монастьгрь. Троицко- Лебедянский монастырь на Яблоневой поляне в свое вре­ мя, быд Достаточно богат и.изв^тен. Имел ддже в Мос­ кве сво^ подворье. В 1764 году при большом .пожаре сго­ рели дозже восстановленнью Успенская и Ильинская цер­ кви, обгорела'колокольня. До нас дошли ограда и здания трех церквей; Ильинской, Успенской и Троицкого собора. Они неоднократно обновлялись, подвергаясь реконструк­ циям. Особенно большие переделки в, церквях были осуще­ ствлены в 1679 году, прежде всего — в Ильинской, са­ мой старшей из всех церквей. Однако заложенные в цер­ кви планировочные принципы отражают скорее художе­ ственные воззрения начала ХУЫ векй. Простота и сдержанность ее архитектуры, небольшие оконные проемы напоминают обрамление проёмов и ам­ бразуру в стенах Смоленского кремя , выстроенного в 1596—1602 году выдающи.мся русским архитектором, «городовым- мастером.» Федором Конем. . Стены, ограж­ дающие Лебедянский монастырь, таюке Лвторяют своим конструктивным решением стены Смолшского кремля. Простые и монументальные, с навесом внутри и устрой­ ствами для подъема на стену людей и (Лороиительных средств снаружи {следы этих устройств видны на внут­ ренней стороне стен). Стены Лебедянского монастыря прекрасно отвечали требованиям обороны, свидетельствуя о высоком художественном мастерстве их строителей. Очертанием своим крепостные стены повторяли москов­ ские, выстроенные тем же архитектором, Федором Конем, в конце XVI века. Лебедянский монастырь считался до.мовым монастырем патриархов, поэтому предполагают, что патриарх Никон является не только заказчиком, но и законодателем архи­ тектурного решения здания Троицкого собора. Легенды утверждают, что близ Лебедяни проживал отец будущего царя патриарха Всея Руси Федор Никитич Романов (Фи­ ларет), скрываясь от преследования Бориса Годунова. После смерти царя Федора Иоановича (сына Грозного) на престоле воцарился Борис Годунов. Он опасался Ро­ мановых, . как ближайших родственников угасшего царс­ кого дома, преследовал их. Вот тогда-то, утверждает ле­ генда, Федор Никитич Романов и уехал в свои вотчины «а Дон и поселился в Ромаицевском лесу под Лебедянью, рядом с существующей там издавна Ильинской церковью. В конце XVI века эту местность захватили бояре Ро­ мановы, которые тогда же образовали почины в Сколи,н- ском уезде. Но крестьяне были разорены, и из вотчин хлынули их потони на городище, где к этому времени уже выросло большое с. Романово-Городище. В. 1614 году боярин и. Н. Романов, близкий родственник., царя Ми- хайла Федоровича, построил на городище острог, и селе­ ние стало назьшаться г. Романовым. Новое ■ строитель­ ство укреплений в Романове ве.тось в 1652 год 5 ^ Рома­ нов и его зона вошли в Белгородскую черту, но Белго­ родскому разряду не подчинялись. В XVIII в. город преобразован в с. Ро.маново. Михаил НИКОНОВ, краевед-любитель. зни села Уткино К огда осисжано се- ..Ао Уткинс% ска- зать трудно, но ’ . нередаетёА из по­ коления в поко- в селе легенда что во вфмена очень давние, когда дыйилось еще кострами ко­ чевников Дикое поле, при-' ехали сюда, на окраину Мос­ ковского государства, сле­ дить за полем три казака. Приехали, да так и остались, и фамилий им были Грид­ нев, Лыков и Перегудов. Сей­ час жители села, в основном, носят эти фамилии. Но ле­ генда — легендой, а про­ славилось село при Петре I, До сих пор стоят на берегу речки Репец остатки от пе­ чей," где уткинский умелец Антипка Перегудов выплавил железные бусы из местной руды вьшлавил да и пока­ зал их русскому царю — Петру I. За что и получил шапку серебра из царских рук. Петр I лично .осмотрел печи и подивился простоте и надежности их устройства, А серебро-то у Антипки от­ няли, не любил владелец ут- кинских земель помехцик Бехтеев, чтоб водилось'сереб­ ро у его крестьян. «Долгие годы потом, —- писал Н. Задонский,-^и в Пе- тербурге^ и в Москве, и на Урале, а, более всего, конеч­ но, в Ефидонских- городах и селах славились масте 1 Ютвом и сметкой уткйнские камен­ щики, плотники и маляры», В 1610 году построили в г. Задонске уткинские мужи­ ки женскую гимназию из кирпича, который сами н сделали. Здание это сохрани- лось, стоит оно и сейчас. Однако сметливость и трудолюбие в старые време­ на уткинцев от нищеты- не спасали, жили у'ткинцы в по­ луразрушенных, крытых гни­ лой соломой избенка.х, раз­ бросанных на крутых спус­ ках с обеих сторон задонс­ кой до,роги. Проезжаешь, бы­ вало. через Уткин5 и дума­ ешь; «Как только Лю'ди мо­ гут жить в таком убожест­ ве!» (Н. Задонский «По ста­ рой дороге»). Но это в прошлом. Про­ езжая по той же дороге сейчас, вы не увидите полу- ргюрушенных избенок. Стоят добротные дома, постройки, почти в каждом доме — ав­ томобиль. Ситуация измени­ лась. Нет помещика Вехте- ева, А вот то, что могут за­ рабатывать деньги в селе) Уткино, по-прежнему .многим не нравится. Научились в селе выращивать огурцы в теплицах. И уже лет 30 вы­ ращивают й продают. Сколь­ ко зарабатывают, здесь го­ ворят с неохотой, как в Аме­ рике — это не принято. Но с охотой^расскажз’т -ю- своем нелегком трзще. Труд дейст­ вительно тяжелый. С марта и до самой поздней осени ра­ ботают на огородах уткин- цы. И чем больше сил вкла­ дывают в землю, тем боигь- ше получают. За это очень многие не •тюбят сел'ьчан. В местной районной газете и даже об­ ластной в предыдущие годы появлялись с началом работ в Уткино статьи, где буду­ щие доходы назывались не иначе как «нетрудовыми», и пестрели страницы^такими выражениями, как «о.^ 2 )#чная лихорадка». «жадаоёть»,' «безобразие», «беспцщ^к». Писали о том, что , сошли в . селе все с ума от денег, за­ быв о родном совхозе. Но о совхозе, тем не менее, уткин- цы не забывали, работали не только на своих участках. Многие из них зарабатыва- ^ там аж по 5, а то и по 3 рубля в день. Мы, наверное, живем в удивительное вре­ мя; чем меньше человек ра­ ботает, тем больше завидует другим, или, вспоминая по­ мещика Бехтеева, гак было всегда? Статьи в газетах бы. ли большие, разгромные, с большевистской напористос­ тью и простотой, обличали ав- то|ры «частников-дармоедов». Держали в натруженных ру­ ках крестьяне эти газеты, и что они думали об этих ум­ ных людях-авторах, один Бог знает. Нелюбовь к селу вы. ражалась не только в печа­ ти. Нет в Уткино газа, хотя совсем рядом Задонск, и многие окрестные села гази­ фицированы. На многих ули­ цах в Уткино нет дорог, вес­ ной стоит такая грязь, что не может проехать и трактор, а не то что «скорая помощь»; Да много чего еще нет. Крестьянский труд тяжел, не все справятся с ним. И не многие пока что хотят понять, что крестьянин — это не только каторжный труд. Это образ жизни, это традиции, это своя культу­ ра. Начинается приватизация. Какие акции получит кре­ стьянин? Своих убыточных совхозов? В этом году не было раз­ громных статей. И это уже замечательно. Пусть хоть шо-то среди массового пси­ хоза большой' части населе- ийя; желающей разбогатеть быстро й не работая, зашг.ма_ ется своп.м де.том. Александр БОЕВ, Памяти поэта 27 ИЮЛЯ исполняется 150 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова На снимках: личные вещи поэта — шкатулка орехово­ го дерева в 'золотой оправе и • янтарным мундштуком трубка, черная жестяная па- пиросочница с изображением собаки. Папиросочнищ' Лермон­ тов подарил своему товари­ щу по лейб-гвардии гусарс­ кому полку корнету А. Г, Реми в 1841 году, по пути на Кавказ. В дорожной шка- т'лке поэт хранил докумен­ ты, письма, деньги. Она по­ пала после дуэли в опись его веш.ей. Дуб, по рассказам, поса­ дил еще ребенком Лермон­ тов. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz