Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 30, 1991 г " ..... — ■ С о гласно легендам, история возникновения Лебедянской крепости в Романцевоком. лесу, на Яблоневой поляие, в одной версте от Тяп- киной горы, ~ место зарозкдения Лебедяни— , уходит в глубь веков, В 1613 году Лебедянь стала правительственньш горо дом, который должен был 'зорко смотреть на Ногайскую сторону, ожидая отсюда постоянных набегов татар. Го род, как и псыгажено крепости, охранявшей границы го сударства, имел дубовый острог с пятью башнями на' Тяпкиной горе. Каких только легенд ни оставили о ней изобретательные на въвдумки предки; здесь и благород ный разбойник Тяпка, наоадавщий на караваны богатых кулцов, и воевода Тяпка, живншй в Х,У1 веке и постро ивший Древнюю^ Ильинскую церковь, и многое другое. В 1668 году некий помещик Иван Кузьмин, по прозвивду Тяпка, продал Лебедянскому Троицкому монастырю во дяную .мельницу, перестроил воеводский двор и благоус троил въезд в гору, каковую и назвали после этого Тяп- киной; ■ : " . В 1642 году в монастыре был заложен, а в 1666 году закончен строиться Троицкий собор. С этого времени мо настырь получил наименование по новому соборному хра му, сохранив, впрочем, и древнее наименование Святейше го патриарха — Домово-Троицкий монастьгрь. Троицко- Лебедянский монастырь на Яблоневой поляне в свое вре мя, быд Достаточно богат и.изв^тен. Имел ддже в Мос кве сво^ подворье. В 1764 году при большом .пожаре сго рели дозже восстановленнью Успенская и Ильинская цер кви, обгорела'колокольня. До нас дошли ограда и здания трех церквей; Ильинской, Успенской и Троицкого собора. Они неоднократно обновлялись, подвергаясь реконструк циям. Особенно большие переделки в, церквях были осуще ствлены в 1679 году, прежде всего — в Ильинской, са мой старшей из всех церквей. Однако заложенные в цер кви планировочные принципы отражают скорее художе ственные воззрения начала ХУЫ векй. Простота и сдержанность ее архитектуры, небольшие оконные проемы напоминают обрамление проёмов и ам бразуру в стенах Смоленского кремя , выстроенного в 1596—1602 году выдающи.мся русским архитектором, «городовым- мастером.» Федором Конем. . Стены, ограж дающие Лебедянский монастырь, таюке Лвторяют своим конструктивным решением стены Смолшского кремля. Простые и монументальные, с навесом внутри и устрой ствами для подъема на стену людей и (Лороиительных средств снаружи {следы этих устройств видны на внут ренней стороне стен). Стены Лебедянского монастыря прекрасно отвечали требованиям обороны, свидетельствуя о высоком художественном мастерстве их строителей. Очертанием своим крепостные стены повторяли москов ские, выстроенные тем же архитектором, Федором Конем, в конце XVI века. Лебедянский монастырь считался до.мовым монастырем патриархов, поэтому предполагают, что патриарх Никон является не только заказчиком, но и законодателем архи тектурного решения здания Троицкого собора. Легенды утверждают, что близ Лебедяни проживал отец будущего царя патриарха Всея Руси Федор Никитич Романов (Фи ларет), скрываясь от преследования Бориса Годунова. После смерти царя Федора Иоановича (сына Грозного) на престоле воцарился Борис Годунов. Он опасался Ро мановых, . как ближайших родственников угасшего царс кого дома, преследовал их. Вот тогда-то, утверждает ле генда, Федор Никитич Романов и уехал в свои вотчины «а Дон и поселился в Ромаицевском лесу под Лебедянью, рядом с существующей там издавна Ильинской церковью. В конце XVI века эту местность захватили бояре Ро мановы, которые тогда же образовали почины в Сколи,н- ском уезде. Но крестьяне были разорены, и из вотчин хлынули их потони на городище, где к этому времени уже выросло большое с. Романово-Городище. В. 1614 году боярин и. Н. Романов, близкий родственник., царя Ми- хайла Федоровича, построил на городище острог, и селе ние стало назьшаться г. Романовым. Новое ■ строитель ство укреплений в Романове ве.тось в 1652 год 5 ^ Рома нов и его зона вошли в Белгородскую черту, но Белго родскому разряду не подчинялись. В XVIII в. город преобразован в с. Ро.маново. Михаил НИКОНОВ, краевед-любитель. зни села Уткино К огда осисжано се- ..Ао Уткинс% ска- зать трудно, но ’ . нередаетёА из по коления в поко- в селе легенда что во вфмена очень давние, когда дыйилось еще кострами ко чевников Дикое поле, при-' ехали сюда, на окраину Мос ковского государства, сле дить за полем три казака. Приехали, да так и остались, и фамилий им были Грид нев, Лыков и Перегудов. Сей час жители села, в основном, носят эти фамилии. Но ле генда — легендой, а про славилось село при Петре I, До сих пор стоят на берегу речки Репец остатки от пе чей," где уткинский умелец Антипка Перегудов выплавил железные бусы из местной руды вьшлавил да и пока зал их русскому царю — Петру I. За что и получил шапку серебра из царских рук. Петр I лично .осмотрел печи и подивился простоте и надежности их устройства, А серебро-то у Антипки от няли, не любил владелец ут- кинских земель помехцик Бехтеев, чтоб водилось'сереб ро у его крестьян. «Долгие годы потом, —- писал Н. Задонский,-^и в Пе- тербурге^ и в Москве, и на Урале, а, более всего, конеч но, в Ефидонских- городах и селах славились масте 1 Ютвом и сметкой уткйнские камен щики, плотники и маляры», В 1610 году построили в г. Задонске уткинские мужи ки женскую гимназию из кирпича, который сами н сделали. Здание это сохрани- лось, стоит оно и сейчас. Однако сметливость и трудолюбие в старые време на уткинцев от нищеты- не спасали, жили у'ткинцы в по луразрушенных, крытых гни лой соломой избенка.х, раз бросанных на крутых спус ках с обеих сторон задонс кой до,роги. Проезжаешь, бы вало. через Уткин5 и дума ешь; «Как только Лю'ди мо гут жить в таком убожест ве!» (Н. Задонский «По ста рой дороге»). Но это в прошлом. Про езжая по той же дороге сейчас, вы не увидите полу- ргюрушенных избенок. Стоят добротные дома, постройки, почти в каждом доме — ав томобиль. Ситуация измени лась. Нет помещика Вехте- ева, А вот то, что могут за рабатывать деньги в селе) Уткино, по-прежнему .многим не нравится. Научились в селе выращивать огурцы в теплицах. И уже лет 30 вы ращивают й продают. Сколь ко зарабатывают, здесь го ворят с неохотой, как в Аме рике — это не принято. Но с охотой^расскажз’т -ю- своем нелегком трзще. Труд дейст вительно тяжелый. С марта и до самой поздней осени ра ботают на огородах уткин- цы. И чем больше сил вкла дывают в землю, тем боигь- ше получают. За это очень многие не •тюбят сел'ьчан. В местной районной газете и даже об ластной в предыдущие годы появлялись с началом работ в Уткино статьи, где буду щие доходы назывались не иначе как «нетрудовыми», и пестрели страницы^такими выражениями, как «о.^ 2 )#чная лихорадка». «жадаоёть»,' «безобразие», «беспцщ^к». Писали о том, что , сошли в . селе все с ума от денег, за быв о родном совхозе. Но о совхозе, тем не менее, уткин- цы не забывали, работали не только на своих участках. Многие из них зарабатыва- ^ там аж по 5, а то и по 3 рубля в день. Мы, наверное, живем в удивительное вре мя; чем меньше человек ра ботает, тем больше завидует другим, или, вспоминая по мещика Бехтеева, гак было всегда? Статьи в газетах бы. ли большие, разгромные, с большевистской напористос тью и простотой, обличали ав- то|ры «частников-дармоедов». Держали в натруженных ру ках крестьяне эти газеты, и что они думали об этих ум ных людях-авторах, один Бог знает. Нелюбовь к селу вы. ражалась не только в печа ти. Нет в Уткино газа, хотя совсем рядом Задонск, и многие окрестные села гази фицированы. На многих ули цах в Уткино нет дорог, вес ной стоит такая грязь, что не может проехать и трактор, а не то что «скорая помощь»; Да много чего еще нет. Крестьянский труд тяжел, не все справятся с ним. И не многие пока что хотят понять, что крестьянин — это не только каторжный труд. Это образ жизни, это традиции, это своя культу ра. Начинается приватизация. Какие акции получит кре стьянин? Своих убыточных совхозов? В этом году не было раз громных статей. И это уже замечательно. Пусть хоть шо-то среди массового пси хоза большой' части населе- ийя; желающей разбогатеть быстро й не работая, зашг.ма_ ется своп.м де.том. Александр БОЕВ, Памяти поэта 27 ИЮЛЯ исполняется 150 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова На снимках: личные вещи поэта — шкатулка орехово го дерева в 'золотой оправе и • янтарным мундштуком трубка, черная жестяная па- пиросочница с изображением собаки. Папиросочнищ' Лермон тов подарил своему товари щу по лейб-гвардии гусарс кому полку корнету А. Г, Реми в 1841 году, по пути на Кавказ. В дорожной шка- т'лке поэт хранил докумен ты, письма, деньги. Она по пала после дуэли в опись его веш.ей. Дуб, по рассказам, поса дил еще ребенком Лермон тов. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz