Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 3, 1991 г. НАСЛЕДИЕ к 100-летию М. А, Булгаксза «ПРЕДПРОЗА» ПИСАТЕЛЯ н н В 1991 ГОДУ испслня- ется 100' лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Это сравнительно недавно от крытое Д.ТЯмногих из нас имя сегодня не нуждается уже в пространных комментариях— автор фантасмагории XX ве ка — «Мастера и Маргари ты», «Белой гвардии», «Те- атра.чьного романа» почти каждодневно предстает через новые тиражи книг, литера турные и исследовательские публикадии, г&огое из писа тельского наследия уже си стематизировалось, «разоб раны» для работы критика ми отдельные направления «жизни и творчества». И все же, несмотря на столь тщательную проверку временем, Булгаков остает ся для нас живьш и во м о том непонятным. КГ сохраня ет в себе притяжение для новых вопросов. Они касаю тся не только булгаковской прозы, с которой, по выходу к современному читателю, мы познакомились раньше, чем с фельетонами. Но и булгаковской ^предпрозы»— работы на газетной 'полосе, публицистики. Предлагая сегодня читате лю подборку материалов, ко торые, как нам кажется, по могут прояснить «газетный» этап жизни писателя, тем са мым мы хотели бы отдать дань его мужеству гражда нина и журналиста. Герои ведь не всегда уже при жиз ни становятся трибунами, бVнтом может быть даже уход... М- А. Булгаков стал со трудникам газеты «Накану не», издававшейся в Берлине, и московского «Гудка» пос ле короткого пребывания в Московском ЛИГЧЭ (Литера турном отделе Главполигг- просвета при Наркомпросе) весной 1922 года. В «Гудке», как известно, Булгаков работал рядом с группой начинающих тогда литераторов — Юрием Сле шей, Катаевым, Ильфом и Петровым. Все вместе они и были, по воспоминаниям со временников, знаменитой «четвертой полосой», йсклу- бом безудержных остряков», веселивших читателей свои ми озорными фельетонами. рСотя уже в то время «клуб» этот не был одноро ден. И в большинстве своем колдеги по творчеству вос принимали Булгакова — сына священника, блестяще го эрудита — «на расстоя- ньи, как старшего по возрас ту, да и, пожалуй, по интел- лекту барина из прошлых». Вот как пишет, к примеру, о Булгакове «гудковец» А. Явич; «С виду это был барин, спокойный, доброже лательный, насмешливый... Грубо подтрунивать над кем- л и ^ ему не позволяло вос питание, но если он смеялся, то непременно в типизиру ющих масштабах». Может, именно из этой привязагаости к прошлым традйциям — которую Бул гаков подчеркивал даже в одежде — и. напротив, юно шески беспечного порыва навстречу новому его собра тьев по творчёству, и вырос затем последующий «т^с- кол»? Они по-разному реагиро вали на !«поступь истории», различно оценивали свой труд летописцев. Й однажды уйдя из газеты, Булгаков, в отличие от Катаева, Петро ва ичи Олеши. уже никогда не воспользуется своим ма стерством журналиста. «В Москве долго мучился, чтобы поддерживать сущест вование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, ли шенные отличий. — вспоми нает в своей автобиографии Булгаков. — Заодно и воз ненавидел редакторов, нена вижу их и сейчас и буду не навидеть до конца ЖИЗНИ». «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни — это моя работа в «Гудке», — пишет о том же времени Ю. Олешц — Т.ут соединилась.... и молодость моей Советской России, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики». Не правда ли, сейчас даже трудно поверить, что столь разные авторские оценки объ единили когда-то журнали стов на «веселой четвертой полосе». Знал ли Олеша о том, что сопутствовало, как пишет еда, «росту молодой России»? Скорее всего — да. В днев никовых записях Булгакова приводится в пересказе эпизод из самарских впечат лений Олеши — «В Самаре два трамвая. На одном надпись — «Площадь рево люции — тюрьма», на дру гом — «Площадь Советская — тюрьма»... Словом, все дороги ведут в Рим»- Конечно же, не нам су дить о тех, кто не мог или Н1е не хотел идти своей волей в этот новый, «со ветский Рим», Несомненно одно — балансировать ря дом с этой возможностью приходилось тогда постоянно, и сознательный риск стоил двойного мужества. Одним из первых фелье тонов Булгакова в «Гудке», как известно, была «Беспо койная поездка». Михаил Афанасьевич подписал его словами: «Монолог записал Герасим Петрович Ухов». Второй его фельетон, «Тай ны Мадридского дюра», за канчивался подписью: «Раз говор подслушал Г. П. Ухов». И через две недели после этого следовал фельетон «Как разбился • Бузыгин». подписанный; «Документы собрал Г. П. Ухов». Свеженький псевдоним Булгакова — Гепеухов — после внимательного прочте ния. конечно же, разгадали, И обсуждение этого события велось уже не только с пози ции карьеры Булгакова- Был ноябрь 1923 года. Время, ко гда писатель в своем дневни ке назначит себе дальнейшее поведение фразой «будем молчать». Молчать, конечно же, можно по-разному. И явное безразличие к<юбилейных фельетонов» Булгакова, ко- нечно, неравнозначно от сутствию авторского отноше ния к предмету — нередко многие из описываемых на 1 ’а.зетной полосе событий по- л>^али затем у Булгакова продолжение в «фельетонах для себя», его дневниковых записях. После выхода в свет фе.тьетона «Ноября 7-го дня» (Как Москва праздновала), в примеру, в дневниках писа теля появились такие стро ки: «Для того, чтебы разра зиться хорошим революцион ным рассказом, нужно преж. де всего самому быть рево-. люционером, и радоваться наступлению революцион ного праздника. В противном же сл.учае, рассказ у того, кто им разразится по денежным каким псбуждениям, поду чится плохой». Стоит ли говорить, что «разразиться хорошим рево- люционньш рассказом» Бул. гакову так и не предостави лось случая. Да и возможно ли было? Когда среди все- общего романтического па фоса демонстраций скептиче ский ум замечал для себя: «Впереди оркестр. Распоря- жались порядком верховые в кепках, с красными нарукав никами — повязками. Двух видел — у обоих из-под за дравшихся брюк торчат за вязки подштанников. С ЕГОДНЯ можно еще достаточно четко опре делить граничь! време ни, когда газетное дело из об ласти информации перешло в инструмент идеологии. Хотя опять-таки сегодня, ког да в -«школьной» па мяти ншв еще посыл о «партийности» литерату ры, искусства, и, тем более, журналистики, с трудом уже верится, что некогда газета была демократичной и про сторной лабораторией для большого братства русских советских писателей- И там не только зарабатывались деньги — приобретались не обходимые, . каждодневные навыки писать, «набивалась к перу» рука. Потеряны за годы борь бы «принципов» яркие метафоры, талантливые строки... Смогут ли они, хотя бы в малой ме- ре, окупиться вдохнЬвением и верой тех. кто творит уже сегодня, под знаком нового Закона о печати? Дай-то Бог. И все же, из всего пере^ житого надо учиться делать' выводы. А для этого необхо-’ ДИМЫ исследования, серьез ная, кропотливая работа, воз вращение к дневникам и би ографиям. «Был на заседании, обсу ждавшем первые темы и на звание нового журнала,—пи сал М. А. Булгаков. —Кру той поворот влево; журнал должен быть рабочим и с классово - птоизводственным заглавием. Тщетно С. отста ивал кем-то предложенное название «Петрушка», Назо вут («Тиски» или «Колово рот», И.ПИ как-нибудь в этшн роде». Уже через полгода эти размъппления продолжатся Фразой: «Мы вое люди идео логии», — действует на ме- ня, как зв>тс кавалерийской тоубы». И, наконец: «С ужа сом почувствовал, что я пи сать фельетонов больше не могу. Это надругательство надо мной и над физиоло гией». Было начало 1925 года. Недалеко время, когда ито гом 4-х летнего сотрудниче ства с газетами станет для Булгакова решение навсегда расстаться с журналистикой,- Поиготовила Татьяна ЩЕГЛОВА. /ОЛ' К Х ри его ( С ^йс*{т е^л^ „ Корни села Паршиновка Ак неоднократно уже писала Добринская районная газета, в нашем крае есть немало ар хеологических памятников, относящихся к древнейшей культуре человечества. Од ним жз таковых и являет ся неолитическая стоянка первобытного человека, рас положенная на правом бе регу Битюга в направлении населенного пункта Ровенка от села Паршиновка. Об этой стоянке я узнал в 19Ш году, когда работал там директором школы. |Все свободное время отдавал я работе по краеведению. Тог да бьш) немало молодых лю дей. интересовавшихся исто рией родного края. Помогал мне модадой учитель Нико лай 'Николаевич Травин. Он то и рассказал однажды о .любопытном месте на окраи не его родного села, где многие поколения паршинов- цев находили замыс-шватые камни и черепки с непонят ной росписью. Потом мне. и ребята стал'И приносить оттуда .камни и осколки горшков — неолитические орудия труда и остатки ке рамических изделий бытово го характера. Я, конечно же, сразу .ре шил принять меры к сохра нению археологического па мятника. Но обстоятельства не позволили сделать этого. В бытность В. Г. Журкина председателем колхоза «'Кра сный Октябрь» место это было безжалостно распахано и пробороновано, И когда мы пришли туда, то на чуть всхолмленном поле застали лишь большое зольное пят но. Несомненно, некогда это было местом огромного ко стра, горевшего не менее сот ни .лет. Люди еще не умели тогда добывать огонь и по лучали его, чаще всего, от лесных пожаров или уда ров молшш. Возможно, .древ ние паршиновцы запалили этот костер еще в эпох\' па- леолига... Невдалеке от зольного пятна находились жилища и хозяйственные постройки. В ■культурном слое найдены бы ли орудия труда, бытовые предметы, женские ^жраше- ния, амулеты. Огромное чис- ло этих и других предметов, увы, осталось на руках пар- щиновских ребятишек и, похоже, безвозвратно погиб- -ЛО. Однако некоторые пред меты из ЭТОЙ богатой стоян ки хранятся и в моей скром ной коллекции, которую вот уже несколько лет я демон стрирую своим ученикам и воспитанникам. Последний раз я выставлял ее пепел цекабрьским заседанием 1990 года районного историко-кра еведческого клуба старше классников. Наиболее инте ресные вещи — это деталь зернотерки, ручное рубило. хорошо сохранивш'ийся ка менный молоток, обломок большого каменного топора, скребла, резцы, наконечники стрел, керамика с различным орнаментом. Об обнаружении и варвар ской ликвидации Паршинов- ской стоянки мы соейщиж тогда в Липецкий областной .музей краеведения, И на ар хеологической карте области отметили Паршиновскую сто янку первобыиюго человека. Я показывал орудия труда и керамику специалистам. Собранные нами материа лы, а .также анализ их мес тонахождения и другие ис- точваиси позволяют сделать вывод, что Паршиновская стоянка имела первые посе ления в эпоху среднего па леолита, а расцвет ее отно сится к эпохе позднего нео лита (5—7 тысяч лет до н. э.). Далекие предки паршиновцев не знали металла, но зато умело изготавливали лук. стрелы и рыболовные при способления. В непроходимых местах, где водились товда мамонты, пещерные медведи, зубры и множество других животных, они добывали се бе рищу и шкуры на одежду. По данным А. Ф. Мартынова, в реке Битюг раньше было много белуги, осетра, стерля ди. сомов. А находки оскол ков керамических изделий говорят, что на огне готови лась мясная и рыбная пища с применением собранных в диком виде, а, возможно, и выращенных злаков. Понятно, что спец 1 ^ичес- «ие условия труда, необхо димость защищаться от хищ ников и набегов других пле мен, а равно и охота на круп ных животных заставили в то время паршиновцев спло титься в первобытный кол- .тектив родственников, шить и тоудиться сообща и иметь общее имущество. А найден ные нами предметы шаман ской атшбуташи указьшают и на наличие религиозных ве рований. Подробное изучение Пар- шиноБской стоянки и окру жающих ее территорий сегод ня необходимо. Ведь Приби- тюжье, как со стороны Доб- оинского, так и со стороны Мордовского района Тамбов ской области, заселялось в доисторические времена. Об этом говорят сохранившиеся курганы в районе Ровенки и на юг по дороге от Кужно- го. В девятнадцатом веке, как сообщают дореволюци онные издания, здесь стоя ли каменные «■&бы», увезен ные затем в Воронеж и Та^л- бов. Следует поискать и ме ста поебывания доевнейшего человека в треугольнике Пар шиновка — Нужное — Ро венка... И. ВЕТЛОВСКИИ, краевед. Добринский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz