Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 27, 1991 г. --------- ! —Что сегодня важнее в наше голодное время—-экономика или культура? — Конечно^ культура! Она помо^гт нам не съесть друг друга... в до-МИНОРЕ 22 июня и 17 .00 иа открытой эстраде Нижне­ го парка состоялся концерт Липецкого симфони­ ческого оркестра. Несмотря на условия, макси­ мально рриближенные ^ военным — отсутствие нескольких музыкантов, |Незнакомая, ! необыг- ранная площадка ,и солнце, солнце, солнце, оркестр отработал концерт на достаточно высо­ ком Уровне. 'Зрители устроили овацию и даже бисировали. / Все, как в лучших концертных залах. Вот только не соответствовали акустика да оплата концерта. Елена Олеговна Войко, |гла- вный дирижер оркестра, назвала сумму, (в кото­ рую оценены вдохновение и труд оркестрантов и дирижера: аж 100 рублей! ^ Этот концерт во мно-. гом показателен, —- расска­ зывает Е1лена Олеговна. — Практически в таких же ус­ ловиях мы работаем постоян­ но. Оркестр не укомплекто­ ван. Пустые стулья на кон­ цертах бросаются в гла'за даже непосвященному зри­ телю. На репетиции ’и кон­ церты музыканты приходят после основной работы в музыкальном училище, му­ зыкальных шко.лах. Репети­ руем мы — .самое большое четыре раза в неделю, рань­ ше было три,; - вместо поло-; же^ных шести. Посмотрите, на наши инструменты... Й это назьИзается профессио­ нальным оркестром! Облсовпроф, который нас ' «родил», продолжает нам по.могать. Арендную плату за помещение с нас по!ка не берут, несмотря на то, что сейчас мы находимся на ба- . лансе горисполкома. На со­ держание оркестра юродские власти вьвделяют ЮО тыс. руб. в год. Этого едва хва­ тает на зар|плату музыкан­ там. Даже концертными кос­ тюмами мы, пользуемся в долг. Зал, в котором мы ре­ петируем, остав.ляет желать много лушшего: плохая акус­ тика, маленькая сиена, напо- ловиву занятая роялем, В нашем теперешнем положе­ нии приходится благодарить и за это... ^ Оркестр' — это моя рабо­ та, тяжелая, иногда .мучи­ тельная, зачастую неблаго­ дарная, но единственно воз­ можная для меня работа. И я хсчу делать ее как можно лучШЩ Классическую музыку не­ обходимо исполнять на хоро­ ших инструментах, в зале, предназначенном для этого. ' Половина успеха' оркестра на концерте — это акусти­ ка. У нас в городе есть - только один зал с замеча­ тельной акустикой — круг­ лый зал облисполкома. Но Ьар не дают разрешения да- ' к ё на один концерт в месяц. Жаль, что труд музыкантов зачастую пронадает даром из-за того, что концерт про­ ходит в плохом зале. Зву­ чание теряется, впечатление портится. В следующем сезоне мы . планируем сыграть сцены из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева, б-ю симфо­ нию из «Швого света» А. ДЕоржика, Мендельсона — музыка но «Сну в летнюю ночь» Шекспира. Будем по­ вторять программы В. Калин­ никова, М. Мусоргского, пла- цируем встречу с компози­ тором А. Петровым. У нас уже появилась своя аудитория — человек тридцать, которые посе­ щают все наши концерты. Надеюсь, нам удастся пре­ одолеть все трудности. Му­ зыка стоит того В течение двух лет существования Липецкого симфонического оркестра с ними постоянно сот­ рудничает музыковед областной филармонии Игорь Яковлевич ;Резников. Я попросила его рассказать об 'оркестре, о его проблемах к успе­ хах. — Этот сезон был для Липецкого симфонического оркестра достаточно пло. дотворным. Вырос исполни­ тельский уровень, музыкан­ там под силу сложные про­ изведения. Это, конечно. заслуга дирижера Е. О. Бойко. Она, безусловно, та­ лантлива. трудолюбива, тон­ кий, грамотный дирижер. Как вы знаете, в декабре 1990 года оркестр стал лау­ реатом конкурса симфони­ ческих оркестров, который сосгоя,тся в рамках 3 Все­ союзного фестиваля народ­ ного творчества. К несчастью, существует некий психологический барь­ ер перед серьезной музыкой. Человек может случайно услышать какое-либо произ­ ведение. ему очень поправит, ся, но, не дай Бог, он услы­ шит слово «соната»" или «симфония». Все, телевизор тут Же выключается, уши захлопываются. С.мысл в том, чтобы объяснить людям ,, что симфоническая музыка — это не только сложно, это еще и красиво. Надо пы-' таться воспитывать вкус с са.мого раннего детства. Не случайно на Западе так'мно­ го значения придают разви­ тию искусств. Люди пони­ мают, что этим они. сйеспе- чивают н е . только свое буда'- . щее, но и будущее своих, де­ тей. Психологи уже дока­ зали, что на первом месте по силе эмоционального воз­ действия на человека стоит музыка. А что заставляют слушать нас? Включите ра­ дио, телевизор... . Нет, я не пред.лагаю вам юлушать только классическую музы, ку. Но невероятно низко качество того, что попадает в наши уши. Музыкальная культура должна развивать­ ся естественным путем, пос­ тепенно. А мы пытаемся привить американский рок на русской почве,- Причем, далеко не лучшие его образ­ цы. По этому повода' один американец сказал такую вещь: «Вы думали, что подключились к нашему во­ допроводу. а вы подключи­ лись к нашей канализации». Си 1 уфоничеокий оркестр и его дирижер делают очень бо.льшое дело. Они испол­ няют прсиаведения великих мастеров: Чайковского, Мо­ царта, Бизе. Все это, пусть не в такой большой мере, как нам бы хотелось, но все же влияет на культурный уровень нашего города. Оркестр начинает приоб­ ретать некоторую извест­ ность. С Липецким симфо­ ническим выступали солисты из Мос4шы и Ленинграда, испанский дирижер Триго- рио Гутьерос. На праздно­ вание 150-летия П. И. Чай­ ковского приезжал немецкий композитор Эккерхард Фёль-'' гнер. Оценив возможности, оркестра и дирижера, он подарил музыкантам • свое новое произведение — «Две пьесы для камерного орке­ стра». В начале апреля на одном из концертов камер­ ного абонемента произведе­ ние это было впервые испол­ нено. Очень жаль, что не было автора на этом кон­ церте. Что мешает оркестру: ма­ лое количество репетиций, . неудачно, выбрано вРемя для них; малое количество кон­ цертов- В оркестре не хва-., тает музыкантов: первые скрипки, альты, не говоря о контрабасе, М. А. Гришин, единственный-в городе конт­ рабасист, Для того, чтобы приглашать музыкантов, нуж-' ны квартиры, город же дать жилплощадь не может. Жаль тихо умерший за­ мысел постановки на сцене облдрамтеатра «Пера Гюн-, та». Оркестр-уже успешно репетировал, актеры учили роли, Е, Вольфсон сделал эскизы костюмов, макет и даже афишу. Все уже' было готово. Но дело, как всег­ да. в деньгах: не на что бы­ ло шить костюмы, строить декорации. 1ак и похорони­ ли идею... Ни один симфонический оркестр не в состоянии оку­ пить, затраты на его содер­ жание, не в состоянии содер­ жать себя сам. Об этом «е может быть и речи. Интеллектуальный уро­ вень города, допустим, в Америке проверяется по на­ личию в нем университета и симфонического оркестра. Оркестр у нас существует как административная едини­ ца, и не более того. Похоже, что проблемы оркестра вол­ нуют только его дирижера. Нам давно пора понять простую истину: невозмо^о получать, ничего не |вклады- вая. Особенно это касается развития культуры. Куколь­ ный теа]р, не имеющий сво­ его помещения, здание фи­ лармонии, грозящее рухнуть со дня на день, симфоничес­ кий оркестр, дирижеру ко­ торого впору выходить на улицу с протянутой рукой. Город наш относительно сыт и абсошотно спокош! в культурном отношении это просто непаханая цели­ на. На заезжих поп-звезд билеты раскупаются за ме­ сяц. А о существовании сим­ фонического оркестра в го­ роде знает едва ли половина жителей. Причину этого следует искать, как мне кажется, в том, что искусство и куль­ тура сейчас становятся пред­ метом коммерции. Тому же «Ласковому маю» гораздо проще заработать и на' ин­ струменты, к на костюмы, да еще останутся средства на рекламу. Девочки к маль­ чики с восторго.м рвутся на концерты, плачут, толпясь у сцены. Простенький текст, легко запоминающаяся на­ вязчивая мелодия, ЮНЫЙ, симпатичный ^солист. Что еще надо? Коммерция — это, конечно, хордшо, но при условии, что ее не воз­ водят во главу угла.. Ведь качество того, что мы ежед- невно слышим, чрезвычайно низко. Поколение, воспитан­ ное на «Мираже», «Звез­ дах», «Ласковом мае», про­ сто не в состоянии оценить всей красоты и богатства классической музыки, талан­ та великих исполнителей. Но молодые лишь берут то, что им предлагают, то, что рекламируется. Необходимо с самого ран­ него детства воспитывать ребенка на хорошей класси­ ческой музыке, живописи, развивать, формировать понимание искусства. Повз­ рослев, он сам сможет отли­ чить зерна (от плевел. (В детских садах, школах надо как можно больше внимания уделять духовному развитию детей. Легкомысленное отноше­ ние к культуре и искусству уже дает о себе знать по­ разительной бездуховно­ стью молодых, ростом под­ ростковой преступности, по­ вальным хамством. ...9 сентября Липецкий симфонический оркестр на­ чинает свой третий сезон. Каким он будет? Надолго ли хватит энергии в сия ди­ рижера Е. О. Бойко, пытаю­ щейся сохранить оркестр? Елена БОЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz