Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 27, 1991 г. --------- ! —Что сегодня важнее в наше голодное время—-экономика или культура? — Конечно^ культура! Она помо^гт нам не съесть друг друга... в до-МИНОРЕ 22 июня и 17 .00 иа открытой эстраде Нижне го парка состоялся концерт Липецкого симфони ческого оркестра. Несмотря на условия, макси мально рриближенные ^ военным — отсутствие нескольких музыкантов, |Незнакомая, ! необыг- ранная площадка ,и солнце, солнце, солнце, оркестр отработал концерт на достаточно высо ком Уровне. 'Зрители устроили овацию и даже бисировали. / Все, как в лучших концертных залах. Вот только не соответствовали акустика да оплата концерта. Елена Олеговна Войко, |гла- вный дирижер оркестра, назвала сумму, (в кото рую оценены вдохновение и труд оркестрантов и дирижера: аж 100 рублей! ^ Этот концерт во мно-. гом показателен, —- расска зывает Е1лена Олеговна. — Практически в таких же ус ловиях мы работаем постоян но. Оркестр не укомплекто ван. Пустые стулья на кон цертах бросаются в гла'за даже непосвященному зри телю. На репетиции ’и кон церты музыканты приходят после основной работы в музыкальном училище, му зыкальных шко.лах. Репети руем мы — .самое большое четыре раза в неделю, рань ше было три,; - вместо поло-; же^ных шести. Посмотрите, на наши инструменты... Й это назьИзается профессио нальным оркестром! Облсовпроф, который нас ' «родил», продолжает нам по.могать. Арендную плату за помещение с нас по!ка не берут, несмотря на то, что сейчас мы находимся на ба- . лансе горисполкома. На со держание оркестра юродские власти вьвделяют ЮО тыс. руб. в год. Этого едва хва тает на зар|плату музыкан там. Даже концертными кос тюмами мы, пользуемся в долг. Зал, в котором мы ре петируем, остав.ляет желать много лушшего: плохая акус тика, маленькая сиена, напо- ловиву занятая роялем, В нашем теперешнем положе нии приходится благодарить и за это... ^ Оркестр' — это моя рабо та, тяжелая, иногда .мучи тельная, зачастую неблаго дарная, но единственно воз можная для меня работа. И я хсчу делать ее как можно лучШЩ Классическую музыку не обходимо исполнять на хоро ших инструментах, в зале, предназначенном для этого. ' Половина успеха' оркестра на концерте — это акусти ка. У нас в городе есть - только один зал с замеча тельной акустикой — круг лый зал облисполкома. Но Ьар не дают разрешения да- ' к ё на один концерт в месяц. Жаль, что труд музыкантов зачастую пронадает даром из-за того, что концерт про ходит в плохом зале. Зву чание теряется, впечатление портится. В следующем сезоне мы . планируем сыграть сцены из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева, б-ю симфо нию из «Швого света» А. ДЕоржика, Мендельсона — музыка но «Сну в летнюю ночь» Шекспира. Будем по вторять программы В. Калин никова, М. Мусоргского, пла- цируем встречу с компози тором А. Петровым. У нас уже появилась своя аудитория — человек тридцать, которые посе щают все наши концерты. Надеюсь, нам удастся пре одолеть все трудности. Му зыка стоит того В течение двух лет существования Липецкого симфонического оркестра с ними постоянно сот рудничает музыковед областной филармонии Игорь Яковлевич ;Резников. Я попросила его рассказать об 'оркестре, о его проблемах к успе хах. — Этот сезон был для Липецкого симфонического оркестра достаточно пло. дотворным. Вырос исполни тельский уровень, музыкан там под силу сложные про изведения. Это, конечно. заслуга дирижера Е. О. Бойко. Она, безусловно, та лантлива. трудолюбива, тон кий, грамотный дирижер. Как вы знаете, в декабре 1990 года оркестр стал лау реатом конкурса симфони ческих оркестров, который сосгоя,тся в рамках 3 Все союзного фестиваля народ ного творчества. К несчастью, существует некий психологический барь ер перед серьезной музыкой. Человек может случайно услышать какое-либо произ ведение. ему очень поправит, ся, но, не дай Бог, он услы шит слово «соната»" или «симфония». Все, телевизор тут Же выключается, уши захлопываются. С.мысл в том, чтобы объяснить людям ,, что симфоническая музыка — это не только сложно, это еще и красиво. Надо пы-' таться воспитывать вкус с са.мого раннего детства. Не случайно на Западе так'мно го значения придают разви тию искусств. Люди пони мают, что этим они. сйеспе- чивают н е . только свое буда'- . щее, но и будущее своих, де тей. Психологи уже дока зали, что на первом месте по силе эмоционального воз действия на человека стоит музыка. А что заставляют слушать нас? Включите ра дио, телевизор... . Нет, я не пред.лагаю вам юлушать только классическую музы, ку. Но невероятно низко качество того, что попадает в наши уши. Музыкальная культура должна развивать ся естественным путем, пос тепенно. А мы пытаемся привить американский рок на русской почве,- Причем, далеко не лучшие его образ цы. По этому повода' один американец сказал такую вещь: «Вы думали, что подключились к нашему во допроводу. а вы подключи лись к нашей канализации». Си 1 уфоничеокий оркестр и его дирижер делают очень бо.льшое дело. Они испол няют прсиаведения великих мастеров: Чайковского, Мо царта, Бизе. Все это, пусть не в такой большой мере, как нам бы хотелось, но все же влияет на культурный уровень нашего города. Оркестр начинает приоб ретать некоторую извест ность. С Липецким симфо ническим выступали солисты из Мос4шы и Ленинграда, испанский дирижер Триго- рио Гутьерос. На праздно вание 150-летия П. И. Чай ковского приезжал немецкий композитор Эккерхард Фёль-'' гнер. Оценив возможности, оркестра и дирижера, он подарил музыкантам • свое новое произведение — «Две пьесы для камерного орке стра». В начале апреля на одном из концертов камер ного абонемента произведе ние это было впервые испол нено. Очень жаль, что не было автора на этом кон церте. Что мешает оркестру: ма лое количество репетиций, . неудачно, выбрано вРемя для них; малое количество кон цертов- В оркестре не хва-., тает музыкантов: первые скрипки, альты, не говоря о контрабасе, М. А. Гришин, единственный-в городе конт рабасист, Для того, чтобы приглашать музыкантов, нуж-' ны квартиры, город же дать жилплощадь не может. Жаль тихо умерший за мысел постановки на сцене облдрамтеатра «Пера Гюн-, та». Оркестр-уже успешно репетировал, актеры учили роли, Е, Вольфсон сделал эскизы костюмов, макет и даже афишу. Все уже' было готово. Но дело, как всег да. в деньгах: не на что бы ло шить костюмы, строить декорации. 1ак и похорони ли идею... Ни один симфонический оркестр не в состоянии оку пить, затраты на его содер жание, не в состоянии содер жать себя сам. Об этом «е может быть и речи. Интеллектуальный уро вень города, допустим, в Америке проверяется по на личию в нем университета и симфонического оркестра. Оркестр у нас существует как административная едини ца, и не более того. Похоже, что проблемы оркестра вол нуют только его дирижера. Нам давно пора понять простую истину: невозмо^о получать, ничего не |вклады- вая. Особенно это касается развития культуры. Куколь ный теа]р, не имеющий сво его помещения, здание фи лармонии, грозящее рухнуть со дня на день, симфоничес кий оркестр, дирижеру ко торого впору выходить на улицу с протянутой рукой. Город наш относительно сыт и абсошотно спокош! в культурном отношении это просто непаханая цели на. На заезжих поп-звезд билеты раскупаются за ме сяц. А о существовании сим фонического оркестра в го роде знает едва ли половина жителей. Причину этого следует искать, как мне кажется, в том, что искусство и куль тура сейчас становятся пред метом коммерции. Тому же «Ласковому маю» гораздо проще заработать и на' ин струменты, к на костюмы, да еще останутся средства на рекламу. Девочки к маль чики с восторго.м рвутся на концерты, плачут, толпясь у сцены. Простенький текст, легко запоминающаяся на вязчивая мелодия, ЮНЫЙ, симпатичный ^солист. Что еще надо? Коммерция — это, конечно, хордшо, но при условии, что ее не воз водят во главу угла.. Ведь качество того, что мы ежед- невно слышим, чрезвычайно низко. Поколение, воспитан ное на «Мираже», «Звез дах», «Ласковом мае», про сто не в состоянии оценить всей красоты и богатства классической музыки, талан та великих исполнителей. Но молодые лишь берут то, что им предлагают, то, что рекламируется. Необходимо с самого ран него детства воспитывать ребенка на хорошей класси ческой музыке, живописи, развивать, формировать понимание искусства. Повз рослев, он сам сможет отли чить зерна (от плевел. (В детских садах, школах надо как можно больше внимания уделять духовному развитию детей. Легкомысленное отноше ние к культуре и искусству уже дает о себе знать по разительной бездуховно стью молодых, ростом под ростковой преступности, по вальным хамством. ...9 сентября Липецкий симфонический оркестр на чинает свой третий сезон. Каким он будет? Надолго ли хватит энергии в сия ди рижера Е. О. Бойко, пытаю щейся сохранить оркестр? Елена БОЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz