Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 26, 1991 г. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ «РАДУГА» Поэзия О сновной чертой творчества Аллы ЛИНЕ- ВОИ является женственвб'&гь в ее высшем значении. Поэтический мир на чинающей поэтессы — это лшр любви, добра, света. Светлы ее радости и печали, надежды и тре­ воги. Этот свет чуткой, отзывчивой души пронизывает все без исключения стихотворения, даже горестные по содер­ жанию, частично искупая определенную камерность их. возможно, излишнюю замкнутость автора на собственное «я», некоторое интонационное и тематическое однообра­ зие, объясняющееся, видимо, недостаточным жизненным и духовным опытом. Но опыт, как известно, дело ншкивное, и, думается, тонкая лиричность, острый поэтический слух, высокое напряжение духа помогут автору раздвинуть гра­ ницы миропонимания, расширить и углубить картины ми­ ра, создать качественно новую поэтическую реальность, которая, хочется надеяться, не оставит читателя равно­ душным. Итак, знакомьтесь — АЛЛА ЛИНЁВА Было мне ни холодно, ни жарко. Он ни бед, ни счастья не сулил— Отчего же день тот очень жалко? Оттого, что он ущел с земли. Только и есть у меня Только и есть у меня этой ладошки тепло. Только к нему меня издалека влекло, Только и есть у меня глаз этих шалость, Только к ним у меня нежность и жалость. Только и есть у мешя звонкое: «Ма!» Цену тому, что есть, ' знаю ли я сама? Где-то в памяти, в темном углу, В паутиной заросшей хате. Молчаливо р тобой сижу ■ В старомодном нарядном платье. Догорают в печи дрова... Так уж было судьбе угодно. Что не сказанные слова Стали памятью старомодной. Я уехала из села. Стала, модная раскрасавица. Отчего же не весела? Старомодное больше нравится? * * Не звала и не ждала. Ни к чему теперь сомнения. Заколдована была. Не заметила затмения. Мне и ночь, что ясность дня, И зима была весною, И, казалось, что меня Любят вечною любовью. Словно падала звезда. Пролетело наваждение. Слезы... Талая вода... Ах, какое совпадение! П РЯМОДУШИЕ, честность И" некоторая ре.з кость суждений присущи лирическому герою Евгения Проскурякова. Поэтические работы Проскурякова — попытка дать предмету или явлению имя, наиболее полно отражающее его суть, разобраться в психологических импульсах чело­ веческих поступков, прийти через поэзию к «пониманию себе подобных». Не все равно удается автору в его опы­ тах, но напряженность духовной жизни создает внутрен­ нюю энергию стиха, определенную смысловую и эмоци­ ональную нагрузку, на которую не может не откликнуть­ ся внимательный читатель. Любовь же к детали, к под­ робностям природы и быта делает воссоздаваемые авто­ ром картины действительности живыми и узнаваемьши. ЕВГЕНИЙ ПРОСКУРЯКОВ в мозолях руки. Сердце в ранах, И в вечном трепете душа. И жизнь в бессонницах незваных, И кошелек, где ни гроша, И нежелание быть пригожим, С удобной фальшью обручась. Презренье к мнениям расхожим, В<ж это — я... не весь, но часть... Где-то вечером Нежданная встреча. Занятные речи. Осеннего неба улыбка недолгая. Негаданный вечер. Покорные плечи И кукла чудная С начесаной челкою. Иконка в углу. Ненавязчивы ходики. Колеблется свет Трех высоких свечей. Зверюшек игрушечных Скорбные ротики... И песня сверчка... — Чей ты, вечер?.. — Ничей... - , Ветер Дар осени — сухие листья Срывает ветер января. От неба серого обличья Вновь отрекается заря. Стоят лесные великаны. Вслед ветру ветки протянув. Сугробы — белые бараны ~ Пасутся, головы нагнув... Несется ветер вихрем шумным. Поземку пробует догнать, А лес живет желаньем трудным Его порывы обуздать... К.)БИЛА Женька н себе Женщину. Нравилось смот- реть на себя в зер­ кало, окунуться в ва.мую синь глаз своих. И, чуть вздрагивая от нереаль­ ности этой бездонности, вы­ искивать в них. сказку и ожи­ дание чуда. Нравилось ощу- 1цение легкости в теле, пру­ жинистости ног, когда выша­ гивали они на такую посты­ лую, не дающую ни мораль­ ного, ни материального удов­ летворения, работу. Но Жень­ ка об этом не думала. Нуж­ но было работать, и она пос­ лушно вкалывала за свои 110 рэ. Вот только Женщина стра­ дала. И из коллектива она выпадала своей загадочно­ стью, хрупкостью, стремлени­ ем сохранить свою женскзчо самость. Этого ей не прости­ ли, потому и повесили ей яр­ лык с родным их духу сло­ вом. Однажды директор, заме­ тив стройные ножки, попы­ тался в своем кабинете по­ валить ее на диван. Но Жень­ ка окинула его таким взгля­ дом, что тот испугался, ниче­ го не понял и побыстрее зат­ русил в свое кресло, чтобы утвердить пошатнувшееся по­ ложение. Вскоре и админист­ рация приняла сторону кол­ лектива. Да, Женщине было неуютно. Но у Женьки был маленький секрет, котрый позволял под­ держивать в себе и сказку, и нежность, и ожидание чуда. Этим секретом была музыка. Бах покрьшал загадочным ту­ маном синь глаз ее, Шопен дарил ей любовь и нежность, а блюзы и спиричуэле запол- 11 Я. 1 И все ее поры интонаци­ ями неги, ласки, веры. И (рассказ) 1“ когда Женька 1 Ы.х( 1 ли.та на улицу, вид у нее был такой, как будто всю ночь ей пел гимны Великий Поэт, даруя ей безоблачную жизнь и воз­ можность будущего бессмер­ тия. Это возмущало ' злых, невыспавшихся, растрепан­ ных граждан и гражданок. Ей что-то шипели вслед, пле­ вали- на носки туфель, либо провозили похотливыми взглядами ее летящую фи­ гурку. После работы Женька на крыльях летела домой, к му­ зыке, перехватывала что-ни­ будь на скорую руку. Хрус­ тя морковкой, пришшала душ и окуналась в звуки, смывающие с нее весь не­ нужный хлам, накопленный за день. Т^к шли дни, месяцы, годы. Женька с болью чувствовала, как все труднее и труднее было задерживать в себе Женщину. К тридцати годам музыка уже почти не помогала. Ей просто Не оставалось места. Везде, прочно засел мат, пле­ вки, щипки, презрение и уста­ лость. Однажды на вечеринке. устроенной соседкой по слу­ чаю дня рождения. Женьку познакомили с маленьким лы­ сым математиком. Ов был единственным мужчиной на этом празднике, и Женьке смешно было смотреть, как он пьяненько толчется-танцу- ет, вздрагивая мятенькими фалдами пиджака, среди до­ родных подруг хозяйки. А потом математик расска­ зывал скабрезные анекдоты, и бабы помоггши ему визгли­ вым смехом. Женька почувствовала, как кто-то уверенный в своем праве распоряжаться жизнью ее Женщины перекрывает ей воздух. Сердце выскакивало из грудной клетки, и кровь медленными толчками ударя­ ла в голову. Женька выкарабкалась из- за стола и вышла на кухню. Там баба Сима, бывший фрон­ товой хирург, жарила морков­ ные котлеты. Женщина, уткнувшись в спасительное плечо медика, судорожно пыталась поймать воздух. Баба Сима коротким ударом ложки настрадавшей­ ся в одиночестве бабы прек­ ратила все ее мучении: — Мужика тебе надо, дев- гга. На рожу не смотри... Откуда-то сверху мощным аккордом ворвалась музьша, и Жешцияа, облегченно вздох­ нув, вырвалась из НСеники- ной плоти навстречу этим звукам. Женька вернулась к сто­ лу. А через два часа на ее кровати выводил носом уве­ ренные трели математик. Утром на работу плелась Баба с мешками под глаза­ ми. И не было ни плевков, ни щипков, ни презрения. На работе было тоже все о’кей! Марина МАЮЧАЯ. Мыс каменистый весь обветрей. Иссечен частою пургой. Упрямой выступив дугой. Он спорит с ледяной шугой И бьется с яростной волной... Дрожат в натуге камни—плечи. Взлетает лед, на солнце блещет. Надрывней ветра вой и резче, Но мыс хохочет озорной... И море, сдавшись, м я г к о п л ещ е т . . . «ЖИВИ, РОДНИК!» Можно по-старому на­ звать это «операцией», мож­ но «акцией». Лучше — доб­ рым делом. И суть его прос­ та: надо найти, расчистить и любовно обложить камушка-, ми все родники в округе. За­ одно «помочь муравейникам, малым речушкам, русскому лесу. Достаточно «нырнуть» в лес, выйти к речке и ста­ нет понятным, что надо сде­ лать для родной российской природы. ДЕНЬ русской самодельной ИГРУШКИ Русская игрушка стара, как мир. Игрушку делали руки взросших и ружи детей. Материалом для нее были г.шна и кора деревьев, со­ лома и перья птиц, веревки и лесной материал (шишки, сучки деревьев и кустарни­ ков, желуди и орехи, нарос­ ты и корни). Проведите летом день са­ модельной игрупши. Словом, на этой пеляне идет неглас­ ный конкурс русских краса­ виц «до 15-ти». Путешест­ вие в народную мудрость — это прикосновение детей к родникам, духовности. Найти и пригласить к детям ма­ стеров липецкой игрушки. История нашего края свиг детельствует, что в начале XVI века, к примеру, в Ли­ пецком районе возникло се­ ло Романово (ньше с. Лени­ но). Первым хозяином этого села был отец царя Михаи­ ла Федоровича — Иван Ми- .хайлович Романов. При нем сюда были переселены кре­ постные крестьяне-гончары, положившие начало местно­ му ремеслу. Из белой гли­ ны, добывавшейся в селе Студеном, лепили русские мастера удивительные гли­ няные игрушки на радость детям — романовские потеш­ ки. Сегодня в этом селе про- ‘ толжают традиции прадедов лишь несколько умельцев. А где еще в Липецкой об­ ласти сохранились гончары и мастера игрушки? В Доб­ ром? Где еще? Это надо разведать. Попробуйте, дет­ ские вожаки, найти мастеров плетения корзин, лаптей. Возможно, вы и сами что-то сумеете сделать. Кстати, выставку детского творчества можно приуро­ чить ко дню родителей. А то и ярмарку провести и... продать игрушки. А деньги передать в любой фонд ми­ лосердия. Между прочим, можно рискнуть собрать у сельско­ го населения старые, отшив­ шие вещи, предметы быта «преданья старины глубо­ кой» и продать их на благо­ творительной ярмарке, но, конечно же, самые ценные сдать в музей. ДЕНЬ РУССКИХ КОЛДУНОВ, предсказателей ГАДАЛОК Проведите день, вечер, час «русских колдунов». Оку­ нитесь вместе с детьми в мир забавной, а, порой, и по­ учительной мистики. Вот ка­ кие «гадания» мы предлага­ ем вам провести; АВГУРИЯ. Это гадания по птицам. Все мы когда-ни­ будь задавали вопрос кукуш­ ке: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить»? Тут все ясно, сколько проку­ кует, столько и жить будете. Или вот — направление по­ лета птиц. Летит птица слева направо — это к успеху, на­ ходке. добру. Если же спра­ ва налево — плохой знак. ждет тебя наказание, стылый обед, неприятность. В Месопотамии, Древней Греции, затем и в России га­ дали на породах птиц. Кри­ чит сова, прерывает чью^о речь — дурное предзнатле- нование. Летает над головой ястреб — в чем-то ждет вас победа. Голубь пролетел — встречу жди. Воробьи нале­ тели — к ссоре Вот и вся авгурпя. ГАДАЛЬНАЯ КНИГА. Берется, к примеру, томив стихов А. С. Пушкина или сборник сказок. Ведущий про­ сит назвать наугад страницу книги и строку сверху или снизу. Зачитывается строчка или две, и по смыслу прочи­ танного толкуется судьба. СОЖЖЁННАЯ БУМАГА Сншгается бумага на метал­ лическом блюде или кружке. Гасится свет, зажигается све­ ча и по тени на стене или экране надо угадать, что ждет тебя в будущем. Похо­ жа тень иа кораблик, будешь капитаном. Похожа на птицу, птичником станешь. Ситуа­ ций можно сочинить много. А еще можно гадать на картах, можно сочинить «предсказания», а потом вы­ таскивать бумажки, на кото­ рых записана судьба. Можно гадать на пельменях, пирож­ ках, в тесто которых заранее вложена «судьба» — амулет (безопасный), который опре­ деляет будущее. Если в пель­ мене сплошное тесто, значит, ждет удача. Если бумажный катьпнок, жди интересной вести и т. д. Если достанете кофе, гадайте на кофейной гуще. Желаем добрых пред­ сказаний!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz