Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 26, 1991 г. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ «РАДУГА» Поэзия О сновной чертой творчества Аллы ЛИНЕ- ВОИ является женственвб'&гь в ее высшем значении. Поэтический мир на чинающей поэтессы — это лшр любви, добра, света. Светлы ее радости и печали, надежды и тре воги. Этот свет чуткой, отзывчивой души пронизывает все без исключения стихотворения, даже горестные по содер жанию, частично искупая определенную камерность их. возможно, излишнюю замкнутость автора на собственное «я», некоторое интонационное и тематическое однообра зие, объясняющееся, видимо, недостаточным жизненным и духовным опытом. Но опыт, как известно, дело ншкивное, и, думается, тонкая лиричность, острый поэтический слух, высокое напряжение духа помогут автору раздвинуть гра ницы миропонимания, расширить и углубить картины ми ра, создать качественно новую поэтическую реальность, которая, хочется надеяться, не оставит читателя равно душным. Итак, знакомьтесь — АЛЛА ЛИНЁВА Было мне ни холодно, ни жарко. Он ни бед, ни счастья не сулил— Отчего же день тот очень жалко? Оттого, что он ущел с земли. Только и есть у меня Только и есть у меня этой ладошки тепло. Только к нему меня издалека влекло, Только и есть у меня глаз этих шалость, Только к ним у меня нежность и жалость. Только и есть у мешя звонкое: «Ма!» Цену тому, что есть, ' знаю ли я сама? Где-то в памяти, в темном углу, В паутиной заросшей хате. Молчаливо р тобой сижу ■ В старомодном нарядном платье. Догорают в печи дрова... Так уж было судьбе угодно. Что не сказанные слова Стали памятью старомодной. Я уехала из села. Стала, модная раскрасавица. Отчего же не весела? Старомодное больше нравится? * * Не звала и не ждала. Ни к чему теперь сомнения. Заколдована была. Не заметила затмения. Мне и ночь, что ясность дня, И зима была весною, И, казалось, что меня Любят вечною любовью. Словно падала звезда. Пролетело наваждение. Слезы... Талая вода... Ах, какое совпадение! П РЯМОДУШИЕ, честность И" некоторая ре.з кость суждений присущи лирическому герою Евгения Проскурякова. Поэтические работы Проскурякова — попытка дать предмету или явлению имя, наиболее полно отражающее его суть, разобраться в психологических импульсах чело веческих поступков, прийти через поэзию к «пониманию себе подобных». Не все равно удается автору в его опы тах, но напряженность духовной жизни создает внутрен нюю энергию стиха, определенную смысловую и эмоци ональную нагрузку, на которую не может не откликнуть ся внимательный читатель. Любовь же к детали, к под робностям природы и быта делает воссоздаваемые авто ром картины действительности живыми и узнаваемьши. ЕВГЕНИЙ ПРОСКУРЯКОВ в мозолях руки. Сердце в ранах, И в вечном трепете душа. И жизнь в бессонницах незваных, И кошелек, где ни гроша, И нежелание быть пригожим, С удобной фальшью обручась. Презренье к мнениям расхожим, В<ж это — я... не весь, но часть... Где-то вечером Нежданная встреча. Занятные речи. Осеннего неба улыбка недолгая. Негаданный вечер. Покорные плечи И кукла чудная С начесаной челкою. Иконка в углу. Ненавязчивы ходики. Колеблется свет Трех высоких свечей. Зверюшек игрушечных Скорбные ротики... И песня сверчка... — Чей ты, вечер?.. — Ничей... - , Ветер Дар осени — сухие листья Срывает ветер января. От неба серого обличья Вновь отрекается заря. Стоят лесные великаны. Вслед ветру ветки протянув. Сугробы — белые бараны ~ Пасутся, головы нагнув... Несется ветер вихрем шумным. Поземку пробует догнать, А лес живет желаньем трудным Его порывы обуздать... К.)БИЛА Женька н себе Женщину. Нравилось смот- реть на себя в зер кало, окунуться в ва.мую синь глаз своих. И, чуть вздрагивая от нереаль ности этой бездонности, вы искивать в них. сказку и ожи дание чуда. Нравилось ощу- 1цение легкости в теле, пру жинистости ног, когда выша гивали они на такую посты лую, не дающую ни мораль ного, ни материального удов летворения, работу. Но Жень ка об этом не думала. Нуж но было работать, и она пос лушно вкалывала за свои 110 рэ. Вот только Женщина стра дала. И из коллектива она выпадала своей загадочно стью, хрупкостью, стремлени ем сохранить свою женскзчо самость. Этого ей не прости ли, потому и повесили ей яр лык с родным их духу сло вом. Однажды директор, заме тив стройные ножки, попы тался в своем кабинете по валить ее на диван. Но Жень ка окинула его таким взгля дом, что тот испугался, ниче го не понял и побыстрее зат русил в свое кресло, чтобы утвердить пошатнувшееся по ложение. Вскоре и админист рация приняла сторону кол лектива. Да, Женщине было неуютно. Но у Женьки был маленький секрет, котрый позволял под держивать в себе и сказку, и нежность, и ожидание чуда. Этим секретом была музыка. Бах покрьшал загадочным ту маном синь глаз ее, Шопен дарил ей любовь и нежность, а блюзы и спиричуэле запол- 11 Я. 1 И все ее поры интонаци ями неги, ласки, веры. И (рассказ) 1“ когда Женька 1 Ы.х( 1 ли.та на улицу, вид у нее был такой, как будто всю ночь ей пел гимны Великий Поэт, даруя ей безоблачную жизнь и воз можность будущего бессмер тия. Это возмущало ' злых, невыспавшихся, растрепан ных граждан и гражданок. Ей что-то шипели вслед, пле вали- на носки туфель, либо провозили похотливыми взглядами ее летящую фи гурку. После работы Женька на крыльях летела домой, к му зыке, перехватывала что-ни будь на скорую руку. Хрус тя морковкой, пришшала душ и окуналась в звуки, смывающие с нее весь не нужный хлам, накопленный за день. Т^к шли дни, месяцы, годы. Женька с болью чувствовала, как все труднее и труднее было задерживать в себе Женщину. К тридцати годам музыка уже почти не помогала. Ей просто Не оставалось места. Везде, прочно засел мат, пле вки, щипки, презрение и уста лость. Однажды на вечеринке. устроенной соседкой по слу чаю дня рождения. Женьку познакомили с маленьким лы сым математиком. Ов был единственным мужчиной на этом празднике, и Женьке смешно было смотреть, как он пьяненько толчется-танцу- ет, вздрагивая мятенькими фалдами пиджака, среди до родных подруг хозяйки. А потом математик расска зывал скабрезные анекдоты, и бабы помоггши ему визгли вым смехом. Женька почувствовала, как кто-то уверенный в своем праве распоряжаться жизнью ее Женщины перекрывает ей воздух. Сердце выскакивало из грудной клетки, и кровь медленными толчками ударя ла в голову. Женька выкарабкалась из- за стола и вышла на кухню. Там баба Сима, бывший фрон товой хирург, жарила морков ные котлеты. Женщина, уткнувшись в спасительное плечо медика, судорожно пыталась поймать воздух. Баба Сима коротким ударом ложки настрадавшей ся в одиночестве бабы прек ратила все ее мучении: — Мужика тебе надо, дев- гга. На рожу не смотри... Откуда-то сверху мощным аккордом ворвалась музьша, и Жешцияа, облегченно вздох нув, вырвалась из НСеники- ной плоти навстречу этим звукам. Женька вернулась к сто лу. А через два часа на ее кровати выводил носом уве ренные трели математик. Утром на работу плелась Баба с мешками под глаза ми. И не было ни плевков, ни щипков, ни презрения. На работе было тоже все о’кей! Марина МАЮЧАЯ. Мыс каменистый весь обветрей. Иссечен частою пургой. Упрямой выступив дугой. Он спорит с ледяной шугой И бьется с яростной волной... Дрожат в натуге камни—плечи. Взлетает лед, на солнце блещет. Надрывней ветра вой и резче, Но мыс хохочет озорной... И море, сдавшись, м я г к о п л ещ е т . . . «ЖИВИ, РОДНИК!» Можно по-старому на звать это «операцией», мож но «акцией». Лучше — доб рым делом. И суть его прос та: надо найти, расчистить и любовно обложить камушка-, ми все родники в округе. За одно «помочь муравейникам, малым речушкам, русскому лесу. Достаточно «нырнуть» в лес, выйти к речке и ста нет понятным, что надо сде лать для родной российской природы. ДЕНЬ русской самодельной ИГРУШКИ Русская игрушка стара, как мир. Игрушку делали руки взросших и ружи детей. Материалом для нее были г.шна и кора деревьев, со лома и перья птиц, веревки и лесной материал (шишки, сучки деревьев и кустарни ков, желуди и орехи, нарос ты и корни). Проведите летом день са модельной игрупши. Словом, на этой пеляне идет неглас ный конкурс русских краса виц «до 15-ти». Путешест вие в народную мудрость — это прикосновение детей к родникам, духовности. Найти и пригласить к детям ма стеров липецкой игрушки. История нашего края свиг детельствует, что в начале XVI века, к примеру, в Ли пецком районе возникло се ло Романово (ньше с. Лени но). Первым хозяином этого села был отец царя Михаи ла Федоровича — Иван Ми- .хайлович Романов. При нем сюда были переселены кре постные крестьяне-гончары, положившие начало местно му ремеслу. Из белой гли ны, добывавшейся в селе Студеном, лепили русские мастера удивительные гли няные игрушки на радость детям — романовские потеш ки. Сегодня в этом селе про- ‘ толжают традиции прадедов лишь несколько умельцев. А где еще в Липецкой об ласти сохранились гончары и мастера игрушки? В Доб ром? Где еще? Это надо разведать. Попробуйте, дет ские вожаки, найти мастеров плетения корзин, лаптей. Возможно, вы и сами что-то сумеете сделать. Кстати, выставку детского творчества можно приуро чить ко дню родителей. А то и ярмарку провести и... продать игрушки. А деньги передать в любой фонд ми лосердия. Между прочим, можно рискнуть собрать у сельско го населения старые, отшив шие вещи, предметы быта «преданья старины глубо кой» и продать их на благо творительной ярмарке, но, конечно же, самые ценные сдать в музей. ДЕНЬ РУССКИХ КОЛДУНОВ, предсказателей ГАДАЛОК Проведите день, вечер, час «русских колдунов». Оку нитесь вместе с детьми в мир забавной, а, порой, и по учительной мистики. Вот ка кие «гадания» мы предлага ем вам провести; АВГУРИЯ. Это гадания по птицам. Все мы когда-ни будь задавали вопрос кукуш ке: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить»? Тут все ясно, сколько проку кует, столько и жить будете. Или вот — направление по лета птиц. Летит птица слева направо — это к успеху, на ходке. добру. Если же спра ва налево — плохой знак. ждет тебя наказание, стылый обед, неприятность. В Месопотамии, Древней Греции, затем и в России га дали на породах птиц. Кри чит сова, прерывает чью^о речь — дурное предзнатле- нование. Летает над головой ястреб — в чем-то ждет вас победа. Голубь пролетел — встречу жди. Воробьи нале тели — к ссоре Вот и вся авгурпя. ГАДАЛЬНАЯ КНИГА. Берется, к примеру, томив стихов А. С. Пушкина или сборник сказок. Ведущий про сит назвать наугад страницу книги и строку сверху или снизу. Зачитывается строчка или две, и по смыслу прочи танного толкуется судьба. СОЖЖЁННАЯ БУМАГА Сншгается бумага на метал лическом блюде или кружке. Гасится свет, зажигается све ча и по тени на стене или экране надо угадать, что ждет тебя в будущем. Похо жа тень иа кораблик, будешь капитаном. Похожа на птицу, птичником станешь. Ситуа ций можно сочинить много. А еще можно гадать на картах, можно сочинить «предсказания», а потом вы таскивать бумажки, на кото рых записана судьба. Можно гадать на пельменях, пирож ках, в тесто которых заранее вложена «судьба» — амулет (безопасный), который опре деляет будущее. Если в пель мене сплошное тесто, значит, ждет удача. Если бумажный катьпнок, жди интересной вести и т. д. Если достанете кофе, гадайте на кофейной гуще. Желаем добрых пред сказаний!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz