Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 26, 1991 г. «о , ВРЕМЕНА, о , НРАВЫ!» О ТКУДА в нас та­ кое неуважение, даже ненависть к общественной соб. ственности, к чу­ жому труду?... Сейчас у нас в Липецке почти невозможно спокойно, без очереди позвонить из те­ лефона-автомата. Либо авто­ мат без трубки, либо бу­ дка совсем без авто­ мата, а у магазина № 106 утащили автомат вместе с будкой. Представляете: три- четыре крепких мужичка — будка-то тяжелая — рысцой «транспортируют» будку в неизвестном направлении. Городу на год требуется около 2000 новых'трубок. Я попытался выяснить, в какие «закрома» уходит такой бо­ гатый «урожай» трубок. Го­ ворит .Леонид Андреевич Ру­ даков, бригадир ремонтников таксофонов: — Это кошмар. Рвут труб­ ки, вытаскивают копилки, бьют стекла, ломают двери, гнут рычаги. Пристегивали трубки двойными тросиками — бесполезно. Микрофоны и наушники-капсулы, как мы их называем — стоящие в трубках, ныне в дефиците, вот и рвут. Для домашних теле- фонов. И в музыкальной ап­ паратуре их как-то исполь­ зуют. Мы с ног сбились, чест­ но сказать. Закупили в ко­ оперативе на Украине труб­ ки, теперь ищем капсулы к ним. Убытки — неисчисли­ мые. На трубки в этом году уже потрачено 25.000 руб. Неработаюгцие автоматы не дают сбора, но это матери­ альные убытки. А чем изме­ рить время и нервы, потра­ ченные людьми (лично мною — тоже. Г. Ч.) в очередях? Но и это еще не все—не так давно в пригородном селе орды Батыя сожгли Дубок. И лишь через некоторое время возродилась на пепелище новая Жизнь. Возродившийся город получил название — Данков (или Донков). А затем в 1563 г. пограничный город Данков был перенесен на правый берег, в место впадения в Дон речки Вязовенки. Назывался он но­ вый Данков. Старожилы ут­ верждают, что укрепле 1 ния Дубка были хорошо заметны еще 20—30 лет назад. С 1613 г. правительственным городом Московского царства становится Лебедянь. Го­ род должен был «зор­ ко смотреть во вражью сторону», ожидая набегов. В 1618 г. Лебедянь ,приняла удар войск гетмана. , Ранее эти места облюбовали церковники. И вырос здесь в XI веке Троицкий монастырь. По преданиям, здесь скрывал­ ся Федор Никитович Романов, будущий патриарх Филарет от преследования царя Бориса Годунова. Осенью 1670 года, когда в стране шла крестьянская вой­ на под руководством Степана Разина, под Чернавой (ныне как зеркало нашей 5КУЛЬТУРЫ ШШ ' Л "’" 1 'Л * 'с - Насечки умер человек толь­ ко из-за того, что вовремя не вызвали «Скорую», кто-то снял таксофон. Вот так — есть жертвы, тот, кто снял таксофон в Насечках, должен знать, что он, пусть косвенно, но виновен в смерти челове­ ка. Недавно двое подростков осуждены Советским райсу­ дом на 3,6 года каждый. Они грабили копилки таксофонов - кстати, там собирается максимум сорок рублей, — но попались на другом. Рань­ ше милиция как-то следила Измалковский район) повстан­ цы из окрестных сел разбили отряд «детей боярских». Пос­ ле победы они присоединились к крестьянской армии Степана Разина. 1693 г. — особый год в ис­ тории края. Это начало метал­ лургического производства на липецкой земле. Именно тогда на речке Белый Колодезь был построен первый железодела­ тельный завод. В 1702 г. по указанию Пет­ ра I начинается строительство Верхних Липских заводов, а в 1707 г. Нижних Липских за­ водов. Этого требовали нуж­ ды молодого российского фло­ та. За год заводы отливали бо­ лее 600 пушек. 16 сентября 1779 года сло­ бода Липецкие железные заво­ ды преобразована в уездный город Липецк. В этом же году слобода Те- шевка утверждается городом Задонском. А годом раньше село Слободское преобразовано было в город Раненбург. Открытие в 1805 г. Липецко­ го курорта — еще одна инте­ ресная страница в жизни края. В этом же году заложен Ниж­ ний парк — самый большой в городе. Автором проекта счи­ тается граф Воронцов. В июне 1879 г. в Липецке проходил съезд революционных народников. Его участниками были А. Желябов, А. Михай­ лов, А. Квятков.ский и другие. Участники съезда выработали программу новой революцион­ ной организации и обсуждали вопрос о цареубийстве. В память о съезде на мес­ те, где собирались его участни­ ки, установлен монумент. В ноябре 1917 года была ус­ тановлена Советская власть в Ельце и Усмани. 20—22 декаб­ ря Советская власть побе­ дила в Липецке. 6 ноября 1934 года на Новолипецком заваде состоял­ ся пуск домны № 1. В ноябре и декабре 1941 г. Советская власть вела боевые действия на территории края. 9 декабря советские части очи­ стили от фашистов Елец. Возрастание роли г. Липец­ ка в иромьпнленном развитии страны позволило превратить его в областной центр. Шесто­ го января 1954 г. была образо­ вана Липецкая область. ДАЛЕКОЕ -ВЕЧНОЕ З емля липецкая, как и другие земли России, бо­ гата историческими собы­ тиями, яркими людьми Отече­ ства. Одно дело у костра об этом поговорить, другое —лроЙ 1 - тись походом ли, эксщурсией ли по тем, особым местам. Вдохнуть воздух истории, при­ коснуться к великому. Мы на­ зовем лишь несколько памят­ ных, коротких маршрутов. И не нужно при этом бояться по­ вернуть ребят лицом к траге­ дии. ЛИПЕЦК - КОНЬ-КОЛО­ ДЕЗЬ . Об этом селе немало легенд. Огонг посредине села необычный обелиск-памятник середины ХУП1 века, некогда служивший дорогой вехой. На верхушке обелиска железный конь. Все, кто едет по Хлевен- ской трассе, видят этого коня. Говорят, что здесь сломала но­ гу лошадь Петра I. Говорят, что в этом селе разводили по­ родистых рысаков. Что же бы­ ло на самом деле в этом ста­ ринном селе, расположенном на левом берегу Дона? Узнай­ те сами. ЖЕМЧУЖИНА АРХИТЕК­ ТУРЫ. Есть в Лебедянском районе заброшенное селоКузь- минка, в котором стоит удиви­ тельная церковь — Знамение. Совсем недавно на ее башнях висели три колокола, а кругом была ограда из красного кир­ пича и росли огромные клены и березы. Сегодня этого уже нет... Начало строительства этой необычно красивой церк­ ви — истинной архитектурной _______ _____ ___ таксофонами. Д сейчас хоть к каждому автомату ставь постового, — закончил свой невеселый рассказ Ле­ онид Андреевич. Мне кажется, что нашему обществу вместо телефонной нужна другая связь — с по­ мощью сигнальных костров и «тамтамов». Как в первобыт­ но-общинном обществе. Почему я начал разговор именно с темы разбитых так­ софонов, хотя у нас пример­ но то же самое и с автомата­ ми по продаже абонементов, газировки, газет? Подъезды, лифта!, остановки и туалеты тоже в диком состоянии. Но разбитые таксофоны ка­ жутся мне символом пашей культуры, точнее, ее отсутст­ вия. Нет математически точно­ го определения, аксиомы к понятию «культура». Накрах­ маленная манишка с бабоч­ кой, мудреные витийства в речи и увлечение вымершей, музыкой — это еще не куль­ тура. Иногда грубоватый с виду человек, говорящий на резком жаргоне, может быть намного благороднее, чище и великодушнее иного эстетст­ вующего сноба, способного на так(й1 цинизм, до которо­ го человек попроще и доду- Матвея не может. Я намеренно наступаю на нашу «больную мозоль»: мы, такие, как мы сейчас есть, 1 ;едостойны лучшей жизни. Нет, я не собираюсь нико­ го поучать — что угодно — только не это. Я просто хочу сказать, что между нашим уровнем жизни и уровнем на­ шей же культуры есть пря­ мая монолитная связь. Я бы даже сказал так: уровень нсизни цивилизации — это уровень ее культуры. Давайте представим: вдруг всех нас переселили в слав­ ный штатовский городок Си­ этл, к примеру. Скажем — на пятилетку. А жителей Си­ этла к нам. Бедный город Сиэтл — он потерял бы свой блеск через месяц... На сте­ нах остановок и подъездов НОД самыми потолками поя­ вятся следы «каратистов», на 1 ротуарах — мусор, дымя­ щиеся кучи мусора во дво­ рах и далее, далее. Я пря- .'.10 вижу, как наш «чувак» царапает на стене ухоженно­ го клозета свои «перлы», вы­ сунув от усердия язык, над, извините, парашей: «Калюха. Автапарк — казлы. ПТУ та­ кое-то — ништяк». Просто удивительна мания оставлять свои автографы именно в та­ ких- местах. Кстати, мания эта сильна и на Западе — там даже есть специальные таблички с надписью — пи­ шите здесь. Но нам, уверяю, эти таблички не помогли бы. Я рискую оскорбить наше - в том числе и мое — на­ циональное самолюбие, но мой знакомый украинец сказал вот что: «Въезжая в Россию со стороны Украины и Прибалтики, я узнаю ее по привокзальным туалетам. Ес­ ли туда не влезть — стало быть началась Россия... Обидно слышать? Но это же правда. На остановке, с которой я ежедневно уезжаю на рабо­ ту, есть массивная бетонная лавочка. Вроде бы как раз по нам — железобетонная болванка весом под центнер.. Хотел бы я посмотреть на то­ го дубину, который, надрыва­ ясь, срывал «лавочку» с опор. Только бы глянуть, что у не­ го застыло в глазах, когда он надрывался? Какая идея? В «Икарусах» поручни на спинках сидений обделаны каучуковым бандажом — для нашего удобства венгры де­ ли. Почти все бандажи в «Икарусах» изрезаны, изгры- заны, испилены. Кому это надо было?... Не понимают венгры наших местных усло­ вий. Для нас надо делать чугунное, бронированное, что­ бы ,ни зубами вырвать, ни но­ жом расковырять... Говорят, что очереди изоб­ рели англичане для посадки в транспорт. А мы, казалось, имея такие огромнейшие-тра­ диции стояния в очередях, та­ кой опыт, должны иметь уже идеальный порядок в очере­ дях. Хотя бы потому, что продавец обслуживает нам­ ного быстрее, когда очередь проходит спокойно. Для то­ го, ‘"“чтобы не мотать себе нервы. Ан нет. Штурм вин­ ного отдела в универсаме «Октябрьский» напоминает другой не менее известный октябрьский штурм. Кто-то согласится со мной, но сразу «открестившись» — мол, все верно, но я-то ста­ каны в автоматах «Развода» не крал и спичками кнопки лифта не плавил. Нх, а кто со спокойным сердцем лепит на производст­ ве откровенную халтуру, мол­ чит, когда нельзя молчать, затаптывает миллионы в зем- ЛЮ, завистливо и ревниво смотрит на соседа: как бы сосед не зажил лучше? Кто тянет за ноги вниз тех, кто пытается вырваться из на­ шего болота? «И это — не я»,^ — ска­ жет кто-то. Дай Бог, чтобы было побольше людей, ска­ завших это искренне. Дай Бог, чтобы их становилось больше и больше — только их можно назвать настоящи­ ми людьми. Разбитый таксофон, разру­ шенная церковь, истерзанная природа и пустые магазины —это явления одного порядка. Бедность оождает бескуль­ турье, бескультурье не дает вырваться из бед­ ности. Человек будет соз­ нательным, когда такими бу­ дут все. «Как все, так и я», —говорим мы и смотрим друг на друга, и ждем, ког­ да другие станут лучше. Это заколдованная спираль Ме­ биуса без начала и конца. Она рассыплется, когда мыпе­ рестанем заглядывать в чу­ жие карманы, разевать рот на чужой каравай и будем отвечать только за себя, не кивая и не надеясь на кого- то. Во всем мире телефон — это уже 19 век. Наступило время телефаксов, телексов, телетайпов. А по телефону через спутниковую связь можно связаться с любой точкой земного шара. Связь с территорией СССР — не гарантируется. А наш удел пока — жить в городах с разбитыми нами же таксофонами, обшарпан­ ными подъездами, ходить по замусоренным тротуарам в пустые магазины, мять ребра в очередях. И это мы, сами сдела­ ли нашу жизнь такой. Не надо искать козлов отпуще­ ния. «Разруха — не в клозе­ тах, а в головах», — сказал Булгаков в «Собачьем серд­ це». И «разруха в головах», и «особаченные сердца»—все это нам так близко и сейчас, и так осточертело. Нам нужно уважение др>т к другу... Мы все — «това­ рищи по несчастью»... Геннадий ЧЕРНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz