Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 26, 1991 г. «о , ВРЕМЕНА, о , НРАВЫ!» О ТКУДА в нас та кое неуважение, даже ненависть к общественной соб. ственности, к чу жому труду?... Сейчас у нас в Липецке почти невозможно спокойно, без очереди позвонить из те лефона-автомата. Либо авто мат без трубки, либо бу дка совсем без авто мата, а у магазина № 106 утащили автомат вместе с будкой. Представляете: три- четыре крепких мужичка — будка-то тяжелая — рысцой «транспортируют» будку в неизвестном направлении. Городу на год требуется около 2000 новых'трубок. Я попытался выяснить, в какие «закрома» уходит такой бо гатый «урожай» трубок. Го ворит .Леонид Андреевич Ру даков, бригадир ремонтников таксофонов: — Это кошмар. Рвут труб ки, вытаскивают копилки, бьют стекла, ломают двери, гнут рычаги. Пристегивали трубки двойными тросиками — бесполезно. Микрофоны и наушники-капсулы, как мы их называем — стоящие в трубках, ныне в дефиците, вот и рвут. Для домашних теле- фонов. И в музыкальной ап паратуре их как-то исполь зуют. Мы с ног сбились, чест но сказать. Закупили в ко оперативе на Украине труб ки, теперь ищем капсулы к ним. Убытки — неисчисли мые. На трубки в этом году уже потрачено 25.000 руб. Неработаюгцие автоматы не дают сбора, но это матери альные убытки. А чем изме рить время и нервы, потра ченные людьми (лично мною — тоже. Г. Ч.) в очередях? Но и это еще не все—не так давно в пригородном селе орды Батыя сожгли Дубок. И лишь через некоторое время возродилась на пепелище новая Жизнь. Возродившийся город получил название — Данков (или Донков). А затем в 1563 г. пограничный город Данков был перенесен на правый берег, в место впадения в Дон речки Вязовенки. Назывался он но вый Данков. Старожилы ут верждают, что укрепле 1 ния Дубка были хорошо заметны еще 20—30 лет назад. С 1613 г. правительственным городом Московского царства становится Лебедянь. Го род должен был «зор ко смотреть во вражью сторону», ожидая набегов. В 1618 г. Лебедянь ,приняла удар войск гетмана. , Ранее эти места облюбовали церковники. И вырос здесь в XI веке Троицкий монастырь. По преданиям, здесь скрывал ся Федор Никитович Романов, будущий патриарх Филарет от преследования царя Бориса Годунова. Осенью 1670 года, когда в стране шла крестьянская вой на под руководством Степана Разина, под Чернавой (ныне как зеркало нашей 5КУЛЬТУРЫ ШШ ' Л "’" 1 'Л * 'с - Насечки умер человек толь ко из-за того, что вовремя не вызвали «Скорую», кто-то снял таксофон. Вот так — есть жертвы, тот, кто снял таксофон в Насечках, должен знать, что он, пусть косвенно, но виновен в смерти челове ка. Недавно двое подростков осуждены Советским райсу дом на 3,6 года каждый. Они грабили копилки таксофонов - кстати, там собирается максимум сорок рублей, — но попались на другом. Рань ше милиция как-то следила Измалковский район) повстан цы из окрестных сел разбили отряд «детей боярских». Пос ле победы они присоединились к крестьянской армии Степана Разина. 1693 г. — особый год в ис тории края. Это начало метал лургического производства на липецкой земле. Именно тогда на речке Белый Колодезь был построен первый железодела тельный завод. В 1702 г. по указанию Пет ра I начинается строительство Верхних Липских заводов, а в 1707 г. Нижних Липских за водов. Этого требовали нуж ды молодого российского фло та. За год заводы отливали бо лее 600 пушек. 16 сентября 1779 года сло бода Липецкие железные заво ды преобразована в уездный город Липецк. В этом же году слобода Те- шевка утверждается городом Задонском. А годом раньше село Слободское преобразовано было в город Раненбург. Открытие в 1805 г. Липецко го курорта — еще одна инте ресная страница в жизни края. В этом же году заложен Ниж ний парк — самый большой в городе. Автором проекта счи тается граф Воронцов. В июне 1879 г. в Липецке проходил съезд революционных народников. Его участниками были А. Желябов, А. Михай лов, А. Квятков.ский и другие. Участники съезда выработали программу новой революцион ной организации и обсуждали вопрос о цареубийстве. В память о съезде на мес те, где собирались его участни ки, установлен монумент. В ноябре 1917 года была ус тановлена Советская власть в Ельце и Усмани. 20—22 декаб ря Советская власть побе дила в Липецке. 6 ноября 1934 года на Новолипецком заваде состоял ся пуск домны № 1. В ноябре и декабре 1941 г. Советская власть вела боевые действия на территории края. 9 декабря советские части очи стили от фашистов Елец. Возрастание роли г. Липец ка в иромьпнленном развитии страны позволило превратить его в областной центр. Шесто го января 1954 г. была образо вана Липецкая область. ДАЛЕКОЕ -ВЕЧНОЕ З емля липецкая, как и другие земли России, бо гата историческими собы тиями, яркими людьми Отече ства. Одно дело у костра об этом поговорить, другое —лроЙ 1 - тись походом ли, эксщурсией ли по тем, особым местам. Вдохнуть воздух истории, при коснуться к великому. Мы на зовем лишь несколько памят ных, коротких маршрутов. И не нужно при этом бояться по вернуть ребят лицом к траге дии. ЛИПЕЦК - КОНЬ-КОЛО ДЕЗЬ . Об этом селе немало легенд. Огонг посредине села необычный обелиск-памятник середины ХУП1 века, некогда служивший дорогой вехой. На верхушке обелиска железный конь. Все, кто едет по Хлевен- ской трассе, видят этого коня. Говорят, что здесь сломала но гу лошадь Петра I. Говорят, что в этом селе разводили по родистых рысаков. Что же бы ло на самом деле в этом ста ринном селе, расположенном на левом берегу Дона? Узнай те сами. ЖЕМЧУЖИНА АРХИТЕК ТУРЫ. Есть в Лебедянском районе заброшенное селоКузь- минка, в котором стоит удиви тельная церковь — Знамение. Совсем недавно на ее башнях висели три колокола, а кругом была ограда из красного кир пича и росли огромные клены и березы. Сегодня этого уже нет... Начало строительства этой необычно красивой церк ви — истинной архитектурной _______ _____ ___ таксофонами. Д сейчас хоть к каждому автомату ставь постового, — закончил свой невеселый рассказ Ле онид Андреевич. Мне кажется, что нашему обществу вместо телефонной нужна другая связь — с по мощью сигнальных костров и «тамтамов». Как в первобыт но-общинном обществе. Почему я начал разговор именно с темы разбитых так софонов, хотя у нас пример но то же самое и с автомата ми по продаже абонементов, газировки, газет? Подъезды, лифта!, остановки и туалеты тоже в диком состоянии. Но разбитые таксофоны ка жутся мне символом пашей культуры, точнее, ее отсутст вия. Нет математически точно го определения, аксиомы к понятию «культура». Накрах маленная манишка с бабоч кой, мудреные витийства в речи и увлечение вымершей, музыкой — это еще не куль тура. Иногда грубоватый с виду человек, говорящий на резком жаргоне, может быть намного благороднее, чище и великодушнее иного эстетст вующего сноба, способного на так(й1 цинизм, до которо го человек попроще и доду- Матвея не может. Я намеренно наступаю на нашу «больную мозоль»: мы, такие, как мы сейчас есть, 1 ;едостойны лучшей жизни. Нет, я не собираюсь нико го поучать — что угодно — только не это. Я просто хочу сказать, что между нашим уровнем жизни и уровнем на шей же культуры есть пря мая монолитная связь. Я бы даже сказал так: уровень нсизни цивилизации — это уровень ее культуры. Давайте представим: вдруг всех нас переселили в слав ный штатовский городок Си этл, к примеру. Скажем — на пятилетку. А жителей Си этла к нам. Бедный город Сиэтл — он потерял бы свой блеск через месяц... На сте нах остановок и подъездов НОД самыми потолками поя вятся следы «каратистов», на 1 ротуарах — мусор, дымя щиеся кучи мусора во дво рах и далее, далее. Я пря- .'.10 вижу, как наш «чувак» царапает на стене ухоженно го клозета свои «перлы», вы сунув от усердия язык, над, извините, парашей: «Калюха. Автапарк — казлы. ПТУ та кое-то — ништяк». Просто удивительна мания оставлять свои автографы именно в та ких- местах. Кстати, мания эта сильна и на Западе — там даже есть специальные таблички с надписью — пи шите здесь. Но нам, уверяю, эти таблички не помогли бы. Я рискую оскорбить наше - в том числе и мое — на циональное самолюбие, но мой знакомый украинец сказал вот что: «Въезжая в Россию со стороны Украины и Прибалтики, я узнаю ее по привокзальным туалетам. Ес ли туда не влезть — стало быть началась Россия... Обидно слышать? Но это же правда. На остановке, с которой я ежедневно уезжаю на рабо ту, есть массивная бетонная лавочка. Вроде бы как раз по нам — железобетонная болванка весом под центнер.. Хотел бы я посмотреть на то го дубину, который, надрыва ясь, срывал «лавочку» с опор. Только бы глянуть, что у не го застыло в глазах, когда он надрывался? Какая идея? В «Икарусах» поручни на спинках сидений обделаны каучуковым бандажом — для нашего удобства венгры де ли. Почти все бандажи в «Икарусах» изрезаны, изгры- заны, испилены. Кому это надо было?... Не понимают венгры наших местных усло вий. Для нас надо делать чугунное, бронированное, что бы ,ни зубами вырвать, ни но жом расковырять... Говорят, что очереди изоб рели англичане для посадки в транспорт. А мы, казалось, имея такие огромнейшие-тра диции стояния в очередях, та кой опыт, должны иметь уже идеальный порядок в очере дях. Хотя бы потому, что продавец обслуживает нам ного быстрее, когда очередь проходит спокойно. Для то го, ‘"“чтобы не мотать себе нервы. Ан нет. Штурм вин ного отдела в универсаме «Октябрьский» напоминает другой не менее известный октябрьский штурм. Кто-то согласится со мной, но сразу «открестившись» — мол, все верно, но я-то ста каны в автоматах «Развода» не крал и спичками кнопки лифта не плавил. Нх, а кто со спокойным сердцем лепит на производст ве откровенную халтуру, мол чит, когда нельзя молчать, затаптывает миллионы в зем- ЛЮ, завистливо и ревниво смотрит на соседа: как бы сосед не зажил лучше? Кто тянет за ноги вниз тех, кто пытается вырваться из на шего болота? «И это — не я»,^ — ска жет кто-то. Дай Бог, чтобы было побольше людей, ска завших это искренне. Дай Бог, чтобы их становилось больше и больше — только их можно назвать настоящи ми людьми. Разбитый таксофон, разру шенная церковь, истерзанная природа и пустые магазины —это явления одного порядка. Бедность оождает бескуль турье, бескультурье не дает вырваться из бед ности. Человек будет соз нательным, когда такими бу дут все. «Как все, так и я», —говорим мы и смотрим друг на друга, и ждем, ког да другие станут лучше. Это заколдованная спираль Ме биуса без начала и конца. Она рассыплется, когда мыпе рестанем заглядывать в чу жие карманы, разевать рот на чужой каравай и будем отвечать только за себя, не кивая и не надеясь на кого- то. Во всем мире телефон — это уже 19 век. Наступило время телефаксов, телексов, телетайпов. А по телефону через спутниковую связь можно связаться с любой точкой земного шара. Связь с территорией СССР — не гарантируется. А наш удел пока — жить в городах с разбитыми нами же таксофонами, обшарпан ными подъездами, ходить по замусоренным тротуарам в пустые магазины, мять ребра в очередях. И это мы, сами сдела ли нашу жизнь такой. Не надо искать козлов отпуще ния. «Разруха — не в клозе тах, а в головах», — сказал Булгаков в «Собачьем серд це». И «разруха в головах», и «особаченные сердца»—все это нам так близко и сейчас, и так осточертело. Нам нужно уважение др>т к другу... Мы все — «това рищи по несчастью»... Геннадий ЧЕРНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz