Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 24, 1991 г. чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь, к отеческим гробам.., А. С. ПУШКИН. ТОЛСТОЙ ИЗ... ФРАНЦИИ Фото Александра КОЗИНА. О ДИН из правну­ ков Льва Нико­ лаевича, Илья Иванович Толс­ той, живет сей­ час во Франции. Легкий ак­ цент. иногда пауза, мыслен­ но переводит фразу с фран­ цузского- Интеллигентен, остроумец — от разговора с ним получаешь удовольст­ вие, как от црочтения хоро­ шей книги. < — Я должен взять себя в руйи й как-то успокоиться, чтобы сказать вам несколь­ ко слов. Здесь в этом доме, Лев Николаевич закончил свою жизнь. Посещение та­ ких мест. как Ясная Поляна, Астапово, потрясает нас. Толстых, до глубины души. — Может быть, вы рас­ скажете о себе? — Я очень рано стал взрослым. С 16 лет— в пар- «СКРИПАЧ НА КРЫШЕ» Слышали красивую песню Лаймы Вайкуле? Там есть строки; «Скрипач на крыше» — это оригинально. Но ги­ таристы в подземном перехо­ де, что у Липецкого ЦУМа, да еще на роликовых конь­ ках — это не менее ориги­ нально- Поначалу прохожие удив­ ленно и настороженно мор­ щили лбы, думая — а как это с точки зрения нашей советской морали? А неко­ торые, в основном, пожилые, увидев перед гитаристами кепку с «подаяниями», до­ вольно резко советовали: «Идите работать, оболтусы!» Но они поют в подземном переходе. — Да разве раньше.., — вздыхают пожилые люди, могло такое быть? Я не хочу доказывать, что это хорошо и, наоборот, пло­ хо, — все равно каждый имеет свое мнение на этот счет, при нем и останется. Когда я беседовал с Ген- надиемг Пашинцевым, около нас остановилась интелли­ гентного вида женщина, вни­ мательно выслушала люби­ мую, кйк он сказал, его пес­ ню, и положила в его потре­ панную кепку ассигнацию — за храбрость. — Как вы относитесь к тому, что он здесь стоит и поет? — спросил я. — То, что он здесь стоит — это хорошо. — ответила она. —Мне это нравится. Но, по-моему, он стоит здесь просто так. И ничего своего не высказывает. Российская аристократия, р о с си й с к а я__________ _ Потомки Л- Н. Толстого. С у ;^ а разбросала их яо всему миру, как семена редкого дерева. Но судьба же собрала многих из них 6 нюня у бывшего дома начальшка стан­ ции Астапово. Они плакали. Ведь это для нас музей, место покло­ нения гению, для них же—это дом, где семь дней умирал от воспаления легких близкий в дорогой человек, дом, откуда 7 ноября 1910 года, вместо ежедневиого отчета о состояшш здоровья Льва Николаевича, згшла телеграмма: «Скончался». Все это было, казалось, так недавно, ещё не догорела свеча на столике у постели, еще подушка 1 фа- нит след его головы. И все гудят за окном поезда..- Что может чувствовать человек, впщ|вые посетивший- последнее пристанище Толстого? Комок в горле. А если ты его правнук? Трудно сдержать слезы, когда смотришь на его фотографии, касаешься его вещей, слышишь его го­ лос, записанный в самом начале века. тизанах, служил во фран­ цузской армии. Затем рабо­ тал с мадемуазель Шанель как инженер по тканям, Я сменил много профессий: был водолазом, продавцом, стриг траву, в Великобритании во­ дил машину у очень инте­ ресных людей, изучал ан­ глийский язык. Позиге всту­ пил во французскую авиа­ компанию «Эйр-Франс». Я полагал, что такие страны, как Франция и Россия, не могут не иметь воздушных связей. Много работал, сда­ вал экзамены. В 1956— 57 г.г. я приехал в Москву переводчиком, позже меня назначили постоянным пред­ ставителем компании в Моск­ ве. И было довольно смешно, потому что я представлял гражданскую авиацию, а дру­ гой Толстой был представи­ телем морского флота. Фран­ ции нужны были два Тол­ стых, чтобы представлять ее интересы в России. Я много работал в «Эйр-Франс», бы­ вал в различных странах- Я бьш рад, что эта компания дала мне возможность как-то проявить себя. Но. когда мне исполнился 51 год, я попро­ сил об отставке стал зани­ маться финансовыми пробле­ мами и биржей. Мы создали организацию социального ха­ рактера. У нас 1200—1300 пенсионеров «Эйр-Франс», которые живут на юге Фран­ ции. Встречается много вся­ ких препятствий, когда чело­ век умирает: жена не знает, где какие у нее бумаги, ка­ кие страховые возможности, где какие банки. Мы сгруп­ пировали их по 20—30 чело­ век, и наши местные предста­ вители помогают им. Сейчас я занимаюсь соз­ данием Музея император­ ской России в прекрасном старом соборе- Ведь много редких вещей или в коллек­ циях. иЛи у казаков, или у других людей. Они могут со временем пропасть. Но сей­ час у меня небольшие не­ приятности с епископом по этому поводу. Не в первый раз Толстые имеют какие-то затруднения с епархией, это у нас, наверное, в генах. Сейчас уже подумьшаю уго­ мониться. Шиву в своем до­ ме на холмах, над Ниццей, не в городе. Выращиваю оливки, изготовляю масло, потом — огород, оранжерея. Много читаю, очень люблю природу. — А еще что-ннбуда. пе­ редалось вам е генами от прадеда? Может быть, вы пи­ шете? — Знаете что, я очень люблю рисовать. Говорят — неплохо. Пишу стихи- Но сейчас уже реже. Ведь ког­ да человек пишет, он ста­ рается найти какое-то рав­ новесие своей души. Но я, видимо, нашел это равнове­ сие, так что больше не пи­ шу. Пою иногда. Выжимаю несколько аккордов на ги­ таре. По этому поводу жена всегда меня дразнит. Она святая, моя жена. Я не пред­ ставляю, как она может меня переносить. Она! часто гово­ рит; «Если поставить кувшин холодной водь 1 тебе на го­ лову, то через десять минут будет кипяток»- Свободного вре.мени у Ильи Ивановича было мало, но в этом кратком интервью уместилась почти вся его жизнь. Дорогие могилы, род-, ные места — для 'него это все за границей. Но все же, несмотря ни на что, он ос­ тался русским. Ему удалось сохранить, сберечь в себе ту драгоценную основу, кото­ рая определяет и поддержи­ вает человека^, дает ему си­ лы жить. Неделя прошла после на­ шей встречи, а у меня в памяти все еще звучат про­ щальные слова Ильи Ивано- новича; «Если бы все, что происходит в России сейчас, случилось раньше, я бы вернулся...» Е. БОЕВА. «Все идет по плану». проходит рефреном через любимую песню Пашинцева. — Почему ты любишь эту песню? — спросил я- — Просто люблю — и все. Любовь — вообще вещь не- объяснймая. Мне слова этой, песни не понравились — црлитйзиро- ванный на потребу дня дво­ ровый кич, не более. Мы привыкли делать все строго нополам; левые—пра­ вые, наши не наши, .«ан­ ти» или «про», и я попытал­ ся понять «идеологию» этой песни. Но не смог — види­ мо, у автора слов где-то со­ хранилась вера в наши бы­ лые идеалы, но вера эта сильно потрепана перестрой­ кой общественного созна­ ния, и в итоге такая ка­ ша.-. А. впрочем, всякая идео­ логия — вещь искусствен­ ная, и, к сожалению, иногда она берет верх над здравым смыслом, заминая трезвый ум и логику слепым фанатиз­ мом. Да и вообще — что такое идейная убежденность? Вчера человек — «ярый сторонник» чего-то, а сего­ дня — кончилась месячная «пайка», намяли бока в оче­ реди, порвались туфли, а новых негде купить, обхами­ ли в какой-нибудь «справко­ выдающей» конторе... И вот уже человек клянет всех и вся, вплоть до деда'^шки Ле­ нина... Да и какая может быть идеология в естествен­ ных потребностях работать, творить, .любить, петь. Сло­ вом, хочет человек петь — Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. пусть поет —какие щюбле- мы-то? Но без «идеологии» и здесь не обошлось — ка­ кая-то старушка обвинила ребят в «антикоммунистичес­ кой пропаганде», разразился спор, и Пашинцев отбыл це- -пые сутки в «участке». Чест­ но сказать —- это хорошо- На будущее будет знать,, что общественный порядок надо уважать. Петь можно. Шуметь и скандалить нельзя. — Как у тебя родилась идея выйти на у-шщу и петь? — Бывал в Питере, в Москве на Арбате. Музы­ ка на улице — это людям маленькая радость, а радос­ ти так мало в нашей жизни. — И все же, почему ты стоишь здесь, тебе нужны деньги, публика, или это способ самовыражения? Наверное, все вместе. Но деньги — это не главное, честное слово! — Что ж, стоять и петь — это тоже труд. Может, даже более 01 %тимый, чем «труд» иного чиновника в бессмысленной конторе, ко­ торая и создана-то для борь­ бы с безработицей. — А свое дело развивать собираешься? Ведь есть та­ кой вид уличного творчест­ ва — «человек-оркестр». — Мечтаю собрать чело­ век пять саксофон, удар­ ник. И еще — отлично, ес­ ли бы у~нас в Липецке было место, как, например, ,(АР' бат в Москве или Гайд-парк в Лондоне, куда можно прийти, почитать свои сти­ хи, выставить картины, спеть, песню — зрителей и слуша­ телей там всегда много. Кто ты по убеждениям? — Панк-анархист! — гово:-' рит он с гордой улыбкой, и становится ясно -" все это игра, роль. Панку Пашннцеау 20 дет, недавно демобилизовался, служил во внутреншх войс­ ках, работает литейщиком на трубном заводе, а в свобод­ ное от работы время . он •— «скрвнач на крыше», Г. ОСТАНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz