Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 24, 1991 г. чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь, к отеческим гробам.., А. С. ПУШКИН. ТОЛСТОЙ ИЗ... ФРАНЦИИ Фото Александра КОЗИНА. О ДИН из правну ков Льва Нико лаевича, Илья Иванович Толс той, живет сей час во Франции. Легкий ак цент. иногда пауза, мыслен но переводит фразу с фран цузского- Интеллигентен, остроумец — от разговора с ним получаешь удовольст вие, как от црочтения хоро шей книги. < — Я должен взять себя в руйи й как-то успокоиться, чтобы сказать вам несколь ко слов. Здесь в этом доме, Лев Николаевич закончил свою жизнь. Посещение та ких мест. как Ясная Поляна, Астапово, потрясает нас. Толстых, до глубины души. — Может быть, вы рас скажете о себе? — Я очень рано стал взрослым. С 16 лет— в пар- «СКРИПАЧ НА КРЫШЕ» Слышали красивую песню Лаймы Вайкуле? Там есть строки; «Скрипач на крыше» — это оригинально. Но ги таристы в подземном перехо де, что у Липецкого ЦУМа, да еще на роликовых конь ках — это не менее ориги нально- Поначалу прохожие удив ленно и настороженно мор щили лбы, думая — а как это с точки зрения нашей советской морали? А неко торые, в основном, пожилые, увидев перед гитаристами кепку с «подаяниями», до вольно резко советовали: «Идите работать, оболтусы!» Но они поют в подземном переходе. — Да разве раньше.., — вздыхают пожилые люди, могло такое быть? Я не хочу доказывать, что это хорошо и, наоборот, пло хо, — все равно каждый имеет свое мнение на этот счет, при нем и останется. Когда я беседовал с Ген- надиемг Пашинцевым, около нас остановилась интелли гентного вида женщина, вни мательно выслушала люби мую, кйк он сказал, его пес ню, и положила в его потре панную кепку ассигнацию — за храбрость. — Как вы относитесь к тому, что он здесь стоит и поет? — спросил я. — То, что он здесь стоит — это хорошо. — ответила она. —Мне это нравится. Но, по-моему, он стоит здесь просто так. И ничего своего не высказывает. Российская аристократия, р о с си й с к а я__________ _ Потомки Л- Н. Толстого. С у ;^ а разбросала их яо всему миру, как семена редкого дерева. Но судьба же собрала многих из них 6 нюня у бывшего дома начальшка стан ции Астапово. Они плакали. Ведь это для нас музей, место покло нения гению, для них же—это дом, где семь дней умирал от воспаления легких близкий в дорогой человек, дом, откуда 7 ноября 1910 года, вместо ежедневиого отчета о состояшш здоровья Льва Николаевича, згшла телеграмма: «Скончался». Все это было, казалось, так недавно, ещё не догорела свеча на столике у постели, еще подушка 1 фа- нит след его головы. И все гудят за окном поезда..- Что может чувствовать человек, впщ|вые посетивший- последнее пристанище Толстого? Комок в горле. А если ты его правнук? Трудно сдержать слезы, когда смотришь на его фотографии, касаешься его вещей, слышишь его го лос, записанный в самом начале века. тизанах, служил во фран цузской армии. Затем рабо тал с мадемуазель Шанель как инженер по тканям, Я сменил много профессий: был водолазом, продавцом, стриг траву, в Великобритании во дил машину у очень инте ресных людей, изучал ан глийский язык. Позиге всту пил во французскую авиа компанию «Эйр-Франс». Я полагал, что такие страны, как Франция и Россия, не могут не иметь воздушных связей. Много работал, сда вал экзамены. В 1956— 57 г.г. я приехал в Москву переводчиком, позже меня назначили постоянным пред ставителем компании в Моск ве. И было довольно смешно, потому что я представлял гражданскую авиацию, а дру гой Толстой был представи телем морского флота. Фран ции нужны были два Тол стых, чтобы представлять ее интересы в России. Я много работал в «Эйр-Франс», бы вал в различных странах- Я бьш рад, что эта компания дала мне возможность как-то проявить себя. Но. когда мне исполнился 51 год, я попро сил об отставке стал зани маться финансовыми пробле мами и биржей. Мы создали организацию социального ха рактера. У нас 1200—1300 пенсионеров «Эйр-Франс», которые живут на юге Фран ции. Встречается много вся ких препятствий, когда чело век умирает: жена не знает, где какие у нее бумаги, ка кие страховые возможности, где какие банки. Мы сгруп пировали их по 20—30 чело век, и наши местные предста вители помогают им. Сейчас я занимаюсь соз данием Музея император ской России в прекрасном старом соборе- Ведь много редких вещей или в коллек циях. иЛи у казаков, или у других людей. Они могут со временем пропасть. Но сей час у меня небольшие не приятности с епископом по этому поводу. Не в первый раз Толстые имеют какие-то затруднения с епархией, это у нас, наверное, в генах. Сейчас уже подумьшаю уго мониться. Шиву в своем до ме на холмах, над Ниццей, не в городе. Выращиваю оливки, изготовляю масло, потом — огород, оранжерея. Много читаю, очень люблю природу. — А еще что-ннбуда. пе редалось вам е генами от прадеда? Может быть, вы пи шете? — Знаете что, я очень люблю рисовать. Говорят — неплохо. Пишу стихи- Но сейчас уже реже. Ведь ког да человек пишет, он ста рается найти какое-то рав новесие своей души. Но я, видимо, нашел это равнове сие, так что больше не пи шу. Пою иногда. Выжимаю несколько аккордов на ги таре. По этому поводу жена всегда меня дразнит. Она святая, моя жена. Я не пред ставляю, как она может меня переносить. Она! часто гово рит; «Если поставить кувшин холодной водь 1 тебе на го лову, то через десять минут будет кипяток»- Свободного вре.мени у Ильи Ивановича было мало, но в этом кратком интервью уместилась почти вся его жизнь. Дорогие могилы, род-, ные места — для 'него это все за границей. Но все же, несмотря ни на что, он ос тался русским. Ему удалось сохранить, сберечь в себе ту драгоценную основу, кото рая определяет и поддержи вает человека^, дает ему си лы жить. Неделя прошла после на шей встречи, а у меня в памяти все еще звучат про щальные слова Ильи Ивано- новича; «Если бы все, что происходит в России сейчас, случилось раньше, я бы вернулся...» Е. БОЕВА. «Все идет по плану». проходит рефреном через любимую песню Пашинцева. — Почему ты любишь эту песню? — спросил я- — Просто люблю — и все. Любовь — вообще вещь не- объяснймая. Мне слова этой, песни не понравились — црлитйзиро- ванный на потребу дня дво ровый кич, не более. Мы привыкли делать все строго нополам; левые—пра вые, наши не наши, .«ан ти» или «про», и я попытал ся понять «идеологию» этой песни. Но не смог — види мо, у автора слов где-то со хранилась вера в наши бы лые идеалы, но вера эта сильно потрепана перестрой кой общественного созна ния, и в итоге такая ка ша.-. А. впрочем, всякая идео логия — вещь искусствен ная, и, к сожалению, иногда она берет верх над здравым смыслом, заминая трезвый ум и логику слепым фанатиз мом. Да и вообще — что такое идейная убежденность? Вчера человек — «ярый сторонник» чего-то, а сего дня — кончилась месячная «пайка», намяли бока в оче реди, порвались туфли, а новых негде купить, обхами ли в какой-нибудь «справко выдающей» конторе... И вот уже человек клянет всех и вся, вплоть до деда'^шки Ле нина... Да и какая может быть идеология в естествен ных потребностях работать, творить, .любить, петь. Сло вом, хочет человек петь — Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. пусть поет —какие щюбле- мы-то? Но без «идеологии» и здесь не обошлось — ка кая-то старушка обвинила ребят в «антикоммунистичес кой пропаганде», разразился спор, и Пашинцев отбыл це- -пые сутки в «участке». Чест но сказать —- это хорошо- На будущее будет знать,, что общественный порядок надо уважать. Петь можно. Шуметь и скандалить нельзя. — Как у тебя родилась идея выйти на у-шщу и петь? — Бывал в Питере, в Москве на Арбате. Музы ка на улице — это людям маленькая радость, а радос ти так мало в нашей жизни. — И все же, почему ты стоишь здесь, тебе нужны деньги, публика, или это способ самовыражения? Наверное, все вместе. Но деньги — это не главное, честное слово! — Что ж, стоять и петь — это тоже труд. Может, даже более 01 %тимый, чем «труд» иного чиновника в бессмысленной конторе, ко торая и создана-то для борь бы с безработицей. — А свое дело развивать собираешься? Ведь есть та кой вид уличного творчест ва — «человек-оркестр». — Мечтаю собрать чело век пять саксофон, удар ник. И еще — отлично, ес ли бы у~нас в Липецке было место, как, например, ,(АР' бат в Москве или Гайд-парк в Лондоне, куда можно прийти, почитать свои сти хи, выставить картины, спеть, песню — зрителей и слуша телей там всегда много. Кто ты по убеждениям? — Панк-анархист! — гово:-' рит он с гордой улыбкой, и становится ясно -" все это игра, роль. Панку Пашннцеау 20 дет, недавно демобилизовался, служил во внутреншх войс ках, работает литейщиком на трубном заводе, а в свобод ное от работы время . он •— «скрвнач на крыше», Г. ОСТАНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz