Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
5 ию н я ЛИПЕЦКОМУ ДРАМАТИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ ИМ. Л. И. ТОЛСТОГО ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ «ПРЕЖДЕ всего мн хотцм. лоблатодарять Лиледкий облаегвой драяпеахр нмелл Л. Н. Толстого, Лилецкое отделение СТД за приглашение на ваш большой праздник — 70-летие вашего театра. Мы его давние друзья. Видели спектакли и в Липецке, и в Москве. И нам, актерам, особенно близок подлинный творческий дух этого театра, его коллектива, возглав ляемого талантливым, ищущим художником В. М. Пахомовым. Нам хорошо знакомо постоянство тейтра А П. Чехову, молодой современной драматургия, а теперь — встреча с; великим Толстым. И верится, что эта встреча увенчается праздииком, дос-то&ым вашего театра. «Мелиховские весны» стали нарицательными. Москвичи, любители театра, по клонники А . П. Чехова с нетерпением ждут их каждый год, вот уже без малого де- сжгь лет. На террасе дома А. П. Чехова каждый раз происходит чудо, главный смысл которого — как справедливо заметил гость из США Джон Фридмен, посмо тревший одну из «Мелиховских весен», — «состоит не только в самом спектакле, а гут глубже понять его мысли, задуматься над его творчеством I 70-летие—- это зрелость театра. Он полон сил, замыслов, мечтаний... В эти дни хочется пожелать ш>ллектпву театра, его художественному руководителю творческого долрголетня, верности своим идеям, которые несут радостьи добро людям». Народный щршшх РСФСР Народная артистка СССР Н. К. МАКЕЕВ. Л. В. ШАПОШНИКОВА. ЧТОБЫПОПАСТЬ В ЦЕЛЬ... Народный артист РСФСР, художественный руководитель театра Владимир Пахомов: ИПЕЦКОМУ ... Т Т ; атру — 70 лет. ^ . - 1 ; И мы намерены -А- праздновать этот юбилей. Плохо это или хорошо? Я думаю— хорошо. Наверное, это в русском характере — бро саться из крайности в край ность. И вот сейчас, когда время тяжкое, многие дума ют, что надо только скор беть. Я согласен, конечно, что праздновать надуманные юбилеи, когда в стране раз руха, не совсем порядочно. Но если при этом прекратят ся праздники искусства — чем же жить тогда челове- ку? Конечно, у Липецкого те атра, как и У всех театров страны, непростая история. В первый период после соз дания ставили Островского, Андреева. Потом, как и вез де, был период бесконфликт ности, проходных, «датских» пьес и авторов. Но мы и тогда пытались как-то сохра нить себя. Ставили Василье ва, Арбузова, молодого Злот никова, ^^ережко. Было труд но. конечно. Помню, как в ответ на арбузовскую премь еру с ее глубоко человеч ной, «интимной темой», в областной прессе появилась рецензия, что мы стоим «в стороне от магистрального пути» — не были показаны «передовики производства»... А потом театр пришел к Чехову. И мы ставим его уже 15 лет. Потому что в этом — духовное спасение. В одной из своих статей В. ‘Я. Лакшин сказал, что главная, ошибка Сталина — то, что он не выбросил рус скую классику из школьных учебников. И это, конечно, же так. Потому что в произ ведениях русской классики — и правда, и духовность, и совесть нации. Все давно уже поняли, что даже при самых тяже лых условиях умереть рус ский народ не может. Об щество болеет сейчас, но при выздоровлении — а на чало его я уже чувствую — обязательно появится здоро вый аппетит. Аппетит к на стоящему, духовному — и в жизни, и в искусстве. И то. чем мы занимаемся сейчас, будет востребовано людьми в полной мере. В юбилейную афишу теат ра (праздничная неделя прой дет с 5 по 12 июня) войдут произведения русской клас сики: спектакль по расска зам Чехова: «Боже мой! для чего ты меня оставил?» и по пьесе того же автора «Дядя Ваня». Состоится премьера, — спектакль по пьесе Тол стого «Живой труп». Из со временных авторов будут представлены Семен Злотни ков — «Уходил старик от старухи», Людмила, Разу мовская —- «Дорогая Елена Сергеевна», Василий Шук шин — «А поутру они про снулись». Детское направле ние работы театра будет по казано сказкой Евгения Шварца «Снежная короле- На открытие юбилейной недели назначена «премьера» скульптуры Л. Н. Толстого, выполненная народным ху дожником РСФСР Юрием Дмитриевичем Рришко. С этого дня она «поселится» в фойе второго этажа театра. Центральный музей Тол стого в Москве покажет в мраморном зале выставку личных вещей и предметов Толстого, иллюстрации Нади Рушевой к роману Толстого («Война и мир». ' На юбилейный вечер мы ждем прямых зарубежных потомков Толстого, которые , впервые приедут в нашу страну. Сейчас, когда в афише те атра появляется спектакль по пьесе Льва Николаевича, чье имя театр носит, я ду маю, еще раз уместно здесь пояснить, почему не произо шло этого раньше. Ну, во-пбр- вых, я, как режиссер, убеж ден, что пьесы Антона Пав ловича, которого мы ставили и будем ставить — это, на ряду с другими их качества ми, школа актерского мас терства. И, наконец, главное. В имени Толстого для нас не просто название театра, которое должно отразиться на репертуарной афише. Это определение пути, театра, ви дение его предназначения, которое должно следовать не только Слову, но, в первую очередь. Духу великого Льва, идеям гуманизма и просве тительства, которые • он отстаивал всю свою жизнь. Липецкая территория, как известно, подвергал,ась мно гочисленным «переделам». И сейчас, к северу от Ясной Поляны, к нам отошли даже земли, где Лев Николаевич пытался устраивать свои школы. Он не только учил там грамоте крестьянских детей, он учил их понимать литературу и жизнь. Что знаем мы о великом Философе и писателе, кото рый известен по шцольным учебникам как «зеркало рус ской революции»? Я думаю — почти ничего. :Недавно наш театр побывал в Ясной Поляне, мы разговаривали с заместителем директора му зея В. Б. Ремизовым, и все это подтвердилось. : Оказы вается, почти что Iстолетие Лев Николаевич был од ним из «самых запрещенных авторов». Не публиковалась большая часть его прои.зве- дений — все, что противо речило идеям марксизма ~ и только в этом году, впер вые в России, идет подготов ка к полному изучению его сочинений. ■ 1 Мы отмечаем юбилей те атра, который носит имя Толстого, чтобы ефе раз привлечь внимание 1 к его идеям. 5 июня, ровно через 70 лет после первой премье ры на липецкой сцене, мы показываем спектакль по пьесе Толстого «Живой труп». Художники-постанов щики Ольга Твардовская и Владимир Макушенко, в постановке «цыганских сцен» нам помогает ведущий ар тист и режиссер театра «Ро- 5 дэн» Валерий Муштаков, уроки французского языка преподала педагог ЛГПИ Ираида Николаевна Кузне- Почему мы взяли к поста новке именно эту пьесу? Ну, прежде всего меня, как ре жиссера, на протяжении всей моей жизни волнует тема — что есть творчество. И ког да я изучал пьесу Толстого, я увидел, что через образ Федора Протасова Толстой пытался объяснить себе, что нужно человеку для творчества. Протасов отве чает себе — «воля». Он ощутил невозможность жить по-прежнему. «Счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок можно жить себе потихоньку» был уже невозможен. Но стать другим — поздно. И в фи нальной сцене, когда все уже кончено, Протасов го ворит себе: «Как хорошо, как хорошо!»... ...В премьерном спектакле занята почти вся труппа те атра. Я думаю, что эта по становка станет новым эта пом в нашей творческой жиз ни. Когда-то В. Я. Лакшин сказал: «У вас дом Льва Толстого. Значит, должен по явиться и сам хозяин. Для того, чтобы попасть в цель, надо целить выше и дальше НА СНИМКЕ: У макета к спектаклю «Живой труп» В. Ма^шенко, В. Пахо мов. Народный художник РСФСР, скульптор Юрий Гришко: Н АВЕРНОЕ, мы все имели при частность к ЖИЗт ни, да и к смер ти Толстого. На верное, нет людей, у которых бы не стояли на полке книги Толстого, кто не смотрел бы передачи о нем по телевизо ру, не видел постановок его произведений. Толстой — это человек, который поднял исторический пласт России и сде лал его анализ в художественной форме. Мо жет он, к примеру, не так современен, как тот же Дос тоевский, который удивитель но точно выразил современ ную" «нервную чесотку», давнул на людские страсти на грани жизни и смерти. НО" для людей думающих. Толс той, несомненно, — это нечто очень высокодуховное, «раз мышление для души». . Как скульптору, мне, коне чно, трудно судить, кто из наших русских писателей бо лее «вкусен и тонок» как ли тератор. Могу сказать лишь, что лично мне Толстой до рог как «человек совести», человек мучительного поис ка истины жизни. Толстой был многогранной, стихийной личностью. Конеч но же, никакое это не «зер кало русской революции». Это дво]рянии, творец, хули ган, художник. И для меня большая честь, что я попы тался по-человечески, по-ху дожнически дотронуться хо тя бы до одной грани его личности, раскрыть одну или две ее черты. М:ой Толстой — это свя занный человек, который всю жизнь стремился выйти, из своих противоречий. Это человек, который всю жизнь хотел упроститься — носил толстовку и ходил за плугом. -н о вместе с тем, жил и умер очень сложной лич- костью. Мой Толстой стоит с за ломленными назад руками, опирается на костылик — «работаный», как и вся фигу ра — босой на «земле», ко торая питает его талант. Скульптура будет разме шена на втором этаже теат ра, на фоне облицованной стенки. Архитектурная при вязка выполнена архитекто ром Николаем Родионовичем Полуниным. Это будет вер тикаль фигуры и горизонталь плоскости — извечная борь ба противоречий. Скульптура отлита на НЛМК из бронзы, и, на мой взгляд, очень удачно. ... хотелр:ь, чтобы мой ТШ 1 СТ 0 Й был и строгий, и простой, и торжественный. А получилось все это или нет — судить людям. З д . Л Л н П Е Ц ^ о г о > ТЕЛТРЙ-тРЗЛ*» >9№, «КРАСОТА ЕСТЬ ПРАЗДНИКДУШИ...» БЕТЛАНА По- С г)5ебняк. Это имя запомнилось мне с самого первого .спектакля, сыТран- ного артистами .Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого в Днепропет ровске — «Пришел мужчина к женщине» С- Злотникова. Бывает, что последующие встречи . разочаровывают: вместо ожидаемых открове ний, открытий с сожалением замечаешь, что актер идет наезженной колеей, и остав ленная при знакомстве за рубка в эмоциональной па мяти души стирается. Но встречи с . актрисой С. По гребняк в чеховском «Дяде Ване», в трагифахюе «Ухо дил старик •- от старухи» С. Злотникова убеждают в том, что поистине «прекрас ное — это серьезно». Возможно, творческая ма нера игры актрисы не каж дому близка, но вряд ли тот, кто видел ее на сцене хоть раз, усомнится в том, что перед ним актриса с очень современным видени ем мира, оригинальным, са мобытным дарованием. Прекрасная, утонченная Елена Андреевна («Дядя Ва ня» А. Чехова), душа ее тоскует и куда-то стремится. Но" не дано ей. обрести гар монию, разорвать цепь со бытий и обстоятельств, выр ваться из пут судьбы «жи вых талантливых людей, ко торые гноят свою жизнь в медвежьих углах обширной России» (К .Станиславский).- Вера Максимовна («Ухо дил старик от стар.ухи»):— обычная земная женщйна, посвятившая себя служению «своему Мите», его аппети ту, настроению, его прихо тям, изо всех сил пытающая ся урезонить своего мужа опуститься на грешную зем лю. где простые смертные люди хотят просто жить, ив отличие от него, любят саму жизнь больше, чем рассуж дения о смысле ее. Что, на мой взгляд, объе диняет вйе столь не похо жие друг на друга образы. Артист Юрий Ильин: СТЬ мудрость, Е что через малое можно ВЫЙТи к великому. Да же одна мысль может быть началом глубо кого созидательного процес- У режиссера Пахомова возникла мысль, она стала идеей-страстью, началом его пути. Были преграды ибло- киро;вания. И все же случи лось так, что его идея долж на была реализбваться на . этой земле. Наверное, любое, самое вы сокое желание носит эгоис тичный характер — состо- яться самому и родить душу — стать личнозначимыми людьми. Сверхзадача уже реализуется в зрительном зале. Идет рождение и вклад, разрушение и отсев. С актерами иногда быва ет трагедия. Потому что од ного только «инсти'^та теат ра» недостаточно, чтобы быть артистом. (Надо будировать свои чувства и тревожить ко жу. Надо обезопасить себя от всего мелкого и жить на уровне творчества. Взять се бя в тиски и только после этого — позволить развлече ние и отдых. Мне бы очень хотелось жить именно так..- Заслужвнный артист РСФСР Виталий Пономарев: ЕАТР держится Т на творцах. Когда я пришел в 1962 году в Липецкий театр, там «хо дили» на Киру Александров ну Шитову, Михаила Собо лева — он остался у меня как Егор Булычев, — Льва Вляхера. Мы; тогдашние молодые, учились у профессионалов. Мы не пропускали ни одного спектакля с их участием, присутствовали на репети циях. Георгия Александрови ча Бессчетного я ______ запомнив в спектакле «Укра ли консула», где он играл консула. Помню артиста Юратова — огромнейший был талант. Вроде бы, пс слогам на репетициях роль читал, а когда выходил на сцену, «это было что-то...» Много людей прошло че рез театр—Леня Олыкайнен, Света Гайтан, Саша Тихий..- .Наверное, если можно бы было собрать все лучшее за годы жизни театра. Влади миру Михайловичу было бы сейчас легче работать. И это, конечно, касается не только артистов. Лидия Дмитриевна Захарова, Марина Федоров на Ворогушина — билетеры. Они смотрели каждый спек такль, переживали за наши удачи-инаеудачи. Мы прове- ояли по ним свое творчест- Театр знал разные перио ды жизни. Знал талантливых и средних режиссеров. Но я искренне убежден, что с приездом в Липецк Влади мира Михайловича Пахомо ва в жизни артистов все кру то изменилось. Он заставил уважать нашу профессию. Ведь как раньше было? Ес ли ты артист, значит, «два притопа, три прихлопа», спой или спляши на заказ, расска жи анекдот. Мы играли на току на открытых машинах, ночевали «на кулисах» в клубах. Репертуаром да и жизнью управляли чиновни ки от культуры. Владимир Михайлович смог собрать воедино все силы театра. Смог увлечь людей единой идеей и повес ти за собой. Ведь для того, чтобы быть артистом, очень многое надо. Театр — это, храм храмов, где усмиряется гордыня . и раздавливается самолюбие. Как говорит Па хомов, настоящий творец — это ракета, которая устрем ляется ввысь и оставляет за собой выжженную пустошь... Актриса Ольга Овчинникова: Ч то такое Липец кий театр? Для меня—это запо ведник духовнос ти. Может, другие ощущают это как-то иначе. Но я думаю, что если артист не, переживает такого отно шения, теряется всякий смысл жизни в театре. В Ли пецком театре я нашла все нужное мне как человеку. Нашла свое места Я думаю, что артисту не надо рассказывать о своей профессии, не надо «п вать себя на слова». тайну необходимо сберечь для сцены. Надо беречь свой характер и духовные качест ва. В «Сказках старого Ар бата» есть очень подходящее к этому слово — «сосредото читься». Артист постоянно должен жить своей профес сией. Рыть в себя. И гнать все плохое — интриги, ко рысть, нелюбовь. В театре — как и в семье. Каждый живет своей жизнью. Но как и в отношении к лю бимому человеку, в театре должно не проходить ощуще ние его особенности. Артисты Липецкого театра В. В. Пономарев и С. П. Погребняк выдвинуты на звание народных артистов РСФСР. Артисты Ю. Б. Ильин и О. А. Овчин никова —на звание заслуженных артистов РСФСР. созданные заел. арт. РСФСР, лауреатом Г о с п р е м и и РСФСР С. Погребняк, что поднимает их над реаль ностью конкретной судьбы, над бытописанием до глубо ко продуманного символа, до истории вечной загадочной женской души? В героинях С. Погребняк подозреваешь недюжинный ум. глубоко человеческую незаурядность. Они краси вы, а кто-то очень точно йэдметил: «Для самого орга низма красота есть признак души». Тема невостребован- ности этой души, ума, красо ты и любви, сполна отпу щенных всем е е героиням, сквозной трагической мыслью проходит через все работы актрисы. Она рассказывает нам не только о чисто жен ских дёлах — ведь именно в этой нереализованности луч шего в человеке заложена, может быть, главная причи на дисгармонии и бездухов ности нашего века. Г. ПЕТРОВА. «О, ЖЕНЩИНЫ, ЖЕНЩИНЫ!» Мели- А, в деревне те- Д перь хорошо. Не только хоро шо, но даже изу мительно. Весна настоящая. Поют соловьи и кричат на разные голоса ля гушки, — писал из подмосковного хово А,. П. Чехов., ня ни гроша, но я рассуж даю так: богат не тот, у ко го много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, ка кую дает весна». 19 мая подмосковный му зей — усадьба А. П- Чехша в Мелихово вместе с артис тами- Липецкого театра при гласили жителей мелихов ских окрестностей, всех гос тей чеховского музея в «рос кошную обстановку весны» на девятый уже по счету театральный праздник, ко торый проходит всегда в мае и называется «Мели ховская весна». На этот раз на веранде чеховского дома шел спек такль «О, женщины, женщи ны!», поставленный по ран ним рассказам Антоши Че- хонте. Думаю, театр не слу чайно обратился сегодня к чеховскому юмору. Согласи тесь. в наше время неразре^ шимых проблем, ожесточе ния и безнадежности, быть может, сильней, чем всегда, мы нуждаемся в душевном празднике, в смехе. Ведь, как уверяют, смеясь, человечест во прощается с собственными недостатками, и потом: «Кто смеется, — как заметил А. П. Чехов, — тот здоров». Г. ИВАНОВА Материалы выпуска подго- говилн Т. Щеглова и Г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz