Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 21, 1991 г. ПЕРЕМЕНА КАКУЮ ОТМЕТКУ ^ ПОСТАВИТЬ.,. УЧИТЕЛЮ? Самой высотой оценкой 1 — 2 балла, по данвьш иссле дований кафедры психологии и педагогики Липецкого ин- стичута усовершенствования угателей, отмечают подрост ки общение со сверстниками. В половину ниже котирукм- ся отношения с родителями- Общение с учителями зани мает одно из последних мест. Коэффициент удовлетворен ности от общения со сверстниками — ОД с педагогами — со знаком минус. Почему? ' Ответ На этот вопрос ис кали участники областнойт'- учно-практичсской конфер.ен-- щи «Гумашэания учебно- -воспитательного процесса», в которой также приняли уча стие преподаватели вузов Ле- , нинграда, Еязан.и,--11ерми,. , - - Беда в том, — говорит- В. С. Коростелев, заведу ющий кафедрой^ педагошкии-.: психблагнй Липецкого инсти тута усоверщенствования учи- • телей, — что начти все на ши учителя считают себя гу манистами, хотя на самом/ деле ташвыми не являются! Поговорите, с ними, и вы уз наете, что, по. их мнению, уче ники большей частью глупы, ленивы, н€спосОб.ны... При та - . ком отношении учителю во лей-неволей приходится при бегать к жесткой дисципли не на уроках, постоянному- контролю за учениками. К то му Же и оснав,ной своей за дачей наши учителя видят обучение ребят конкретным предагетам: физике, химии, математике. А личность уче ника?.,. Я вспомнила, как осенью повела сьша в первый класс. Школьная форма и портфель были Предметом его гордо сти. В детском понимании это были принадлежности мира школьников — мира взрос лых. И сын с гордостью нес ранец на плечах, с превосход ством поглядывая на сиеишв- ш^аx в детский сад малы шей. Но через месяц тащила портфель уже я, а заодно и сына в школу за руку. Он ныл и говорил, что идти ту да не хочет." — Почему? — недоумева ла я. — Понимаешь, нас там много и мы все одинаковые, объяснил он... — Не вдалблившже опре- ..■■Дедеышй суммы -Знаний, .а развитие ,личяост ребенка — ‘ главное в гуманизации школь ного процесса, — ' рассказал на конфере«г(ии Ю. И- Иса ев, д?иректор Липецкого ин- евйтута, усовершенствования учителей. — Что для этого, необходимо? Прежде всего, прямой межличностный кон такт: учитель — ученик. Кон такт, основанный на добро желательности, взаимолони- мании. Но такое общение са мб по себе не придет, ес ли к нему не готовы обесто- . роны. Готов ли учитель на- ■'пей школы со 1 переживать ученику, сочувствовать ему, непредвзято воспринимать его маленькие и большие- пробле мы? В целом г— нет. По данным Министерства обра зования Р*ОФСР, 37 процен тов учителей имеют постоян ные конфликты -с учащими ся. 30 процентов учащихся отмечают некоитактность. гру бость учителей... . Как-то сын пришел из школы совершенно расстро- енный. — Сегодня учительница назвала меня бестолочью. <!а- •м*х*:*х*х*х*:*!«м Обычный школьный день начинается, как всегда, с наннего прихода в. школу. Туда, как известно, нужно явиться в 8.15, а если опоз даешь, то на тебя обрушит ся «кара господля» — запи шут в специальный журнал. Этот журнал попадет насто,п к строгому завучу, который скрупулезно подсчитает, кто сколько раз опоздал, и пере даст данные класаньш руко водителям. Т'е . же, в свою очередь, за такие «страшные грехи» могут вызвать роди телей: как это их чадо сме ет так долго спать? К слову оказать, за три опоздания ставится уже «неуд» в чет верти. Вот такие дела. Ну а если же пришел во время, то усльппишь по школьному радио объявление, в котором директор сладким, многосбещающим голосом со общит об операции под ко довым названием «Штаны». Суть ее вот в чем: многие ученики под ■конец года ста ли ходить в простых штанах, аргументируя это тем,. что школьные пришли в негод ность. Так вот, чтобы полу чить милостивое директор ское «добро» на ношение не форменных брю(к, ему надо представить на пристальное ма перед этим рассказьюала, что луяшо быть добрщм, « тут же разозлилась на меня- Как |же так? Беседовать на эту тему нам с ним пришлось целый вечер. Ребенок явно пережи вал к цервничал... — Недобрсмкелательный микроклимат в школе ска зывается на здбро'вье школь ников, — отметил на кон ференции Г. Н. Гречихин, старший преподаватель ка федры психологии института усовершенствования учителей. Исследование, проведенное е отдельных штолах Липецкой. области показало, ч т о 'у од ной трети учеников в началь ных классах отмечаются стра хи, ПЛОХОЙ сон, нешные ТИ-. . ки, заикания.и др. К вось.мо- му классу средней школы выявляется 27 -^29 процен тов учащихся с различными проявлениями неврозов. По заключению медиков, на пер вом месте среди причин, вы- , зываюших подобные заболе- '■ва!ния, . стоят перегружи в школе, на втором — кон фликтные Ситуации с учите лями и в семье. На третьем — страх - получить плохую оценку, быть наказанным за эго. . . Эмоциональные пережива. ния отрицательного характе ра порой сопровождают уче^ ника с первого по десятый класс. Как же вернуть все «на круги своя»? Сделать нашу школу гуманной, чтобы шли туда и ученики, и учителя с радостью? На конференции много говорилось об этом- Особенно акцентировалось- внимание на необходимости создания длй учителей кур сов по проблемам общения, помощи в освоении практи- чееких навыков йедагогики сотрудничества, методики В. Ф. Шаталова в препода- ванш физики, Ю. С. Межен- ко в преподавании русского языка. Но основное внима ние, конечно, соверпен- ствованию 1 Ш 1 Ш)лога:Педаго- гической культуры учителей. Лирическим отступлением прозвучало выступление В. А. Чапышкина, преподавателя Рязанского •педивстштута. — Сейчас духа гуманно сти нет даже на уроках рус^ ского языка и литературы, отметил от. — Когда пе редача знаний не связана эмоционально с ребенком, они, эти знания, проходят мимо. Нужно учить наших детей сопереживать и сочув ствовать, больше“ устраивать- на уроках совместных про чтений. Пусть дети лучше что-то почувствуют и поймут сами, чем заучат параграф из учебника. Все дисципли ны нам надо учиться пода вать через общече. по!веческие ценности, через ребенка. Бопомним, Ре-, зерфорд сказал: «Достоев ский дал мне больше, чем все физики, вместе взятые»- Но когда придут в нашу школу времена заботы преж де всего о душе ребенка, его индивидуальности? Вероятно, не скоро. Сейчас здесь пре обладают проблемы иного ро да. . . Гуманизация обучения за висит вО многом и от гуман ного отношения к самому учителю со стороны общест ва. По уровню нервно-эмо ционального напряжения эта профессия стоит на 4-м месте после профессий руйово,ди- теля полетами, летчика, ма шиниста. С той только раз- шцей, что зарплата учите лей эначительно ниже, жиль ем наши педагопи' обеспечи ваются очень плохо. Страдают педагоги, стра дают и наши дети, ...А |скша летом переве дут из [Первого класса для шестилетннх при детском саду к насто-ящую школу, I— вспомнила я- И эта мысль меня Не об радовала. Руслана ЛЕВЫКИНА. изучение школьные брюки, и от решит: пригодны они к носке или нет. На перемене несколько ку- ряшдх пристро'юнись за глу хой стеной спортзала, спокой но наслаждаясь сигаретами и обшением.с друзьями. Но тут из-за у^ла вылетает разъя ренный директор и пытает ся показать- стиль борьбы, воспетый героями «крутых» боевиков, при этом он воз мущенно спрашивает, как еш,е объяснить .этим детям, что курить вредно. Куриль щики же, недокурив дефи цитный товар, смело бросают ся наутек. Но звенит звонок и все: зрители, беглецы и директор, удаляются в школу. Что это? Человек 8—9 под ростков стоят вдоль стены с поднятыми руками. Вы по думаете, что это юные пре- ступни'ни, задер?нанные доб лестной милицией? Ошибае тесь! Это просто завуч про- во.дит досмотр: ищет в кар манах курево. У кого обна ружат, те пройдут все семь кругов ада. Тем, кто постар ше, оказывается, родители разрешают курить, и даже достают сигареты. Но я шко ле ученик не смеет этого де лать, его просто-напросто мо гут отшлепать- Не легче ли было отвести им место для ■курения, чтобы они не бега ли по всему району и не опаздывали на уроки?. И снова уроки, .увлекатель ные и скучноватые, на про тяжении, которых можно по пасть в «черный» список дисциплинарный дневник. По. том перемена, и многие уче ники по старой -памяти идут к столовой, она почти пуста, цеиы-то ■кусаются. Учителя начали массированное насту пление, . чтобы ученики сда вали на обед, даже родите лей вызывали по этому пово ду. Большинство учеников остались непоколйимы, а столовая — пустой. И наконец уроки заканчи ваются. Все учащиеся идут домой. Впрочем, скоро ови опять вернутся сюда,- чтобы кое- как «отпахать» ОПТ. Отко пали ямк^^ потом закопали, не тут выкопали, оказывает ся. И вот таким манером 3 часа. А на следующий день сно ва занятия, снова строгие за вучи, построевие и многое другое, что присуще нашим школам... Алексей МИРОНОВ, у ч ащ и й 10-го класса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz