Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 21, 1991 г. ПЕРЕМЕНА КАКУЮ ОТМЕТКУ ^ ПОСТАВИТЬ.,. УЧИТЕЛЮ? Самой высотой оценкой 1 — 2 балла, по данвьш иссле­ дований кафедры психологии и педагогики Липецкого ин- стичута усовершенствования угателей, отмечают подрост­ ки общение со сверстниками. В половину ниже котирукм- ся отношения с родителями- Общение с учителями зани­ мает одно из последних мест. Коэффициент удовлетворен­ ности от общения со сверстниками — ОД с педагогами — со знаком минус. Почему? ' Ответ На этот вопрос ис­ кали участники областнойт'- учно-практичсской конфер.ен-- щи «Гумашэания учебно- -воспитательного процесса», в которой также приняли уча­ стие преподаватели вузов Ле- , нинграда, Еязан.и,--11ерми,. , - - Беда в том, — говорит- В. С. Коростелев, заведу­ ющий кафедрой^ педагошкии-.: психблагнй Липецкого инсти­ тута усоверщенствования учи- • телей, — что начти все на­ ши учителя считают себя гу­ манистами, хотя на самом/ деле ташвыми не являются! Поговорите, с ними, и вы уз­ наете, что, по. их мнению, уче­ ники большей частью глупы, ленивы, н€спосОб.ны... При та - . ком отношении учителю во­ лей-неволей приходится при­ бегать к жесткой дисципли­ не на уроках, постоянному- контролю за учениками. К то­ му Же и оснав,ной своей за­ дачей наши учителя видят обучение ребят конкретным предагетам: физике, химии, математике. А личность уче­ ника?.,. Я вспомнила, как осенью повела сьша в первый класс. Школьная форма и портфель были Предметом его гордо­ сти. В детском понимании это были принадлежности мира школьников — мира взрос­ лых. И сын с гордостью нес ранец на плечах, с превосход­ ством поглядывая на сиеишв- ш^аx в детский сад малы­ шей. Но через месяц тащила портфель уже я, а заодно и сына в школу за руку. Он ныл и говорил, что идти ту­ да не хочет." — Почему? — недоумева­ ла я. — Понимаешь, нас там много и мы все одинаковые, объяснил он... — Не вдалблившже опре- ..■■Дедеышй суммы -Знаний, .а развитие ,личяост ребенка — ‘ главное в гуманизации школь­ ного процесса, — ' рассказал на конфере«г(ии Ю. И- Иса­ ев, д?иректор Липецкого ин- евйтута, усовершенствования учителей. — Что для этого, необходимо? Прежде всего, прямой межличностный кон­ такт: учитель — ученик. Кон­ такт, основанный на добро­ желательности, взаимолони- мании. Но такое общение са­ мб по себе не придет, ес­ ли к нему не готовы обесто- . роны. Готов ли учитель на- ■'пей школы со 1 переживать ученику, сочувствовать ему, непредвзято воспринимать его маленькие и большие- пробле­ мы? В целом г— нет. По данным Министерства обра­ зования Р*ОФСР, 37 процен­ тов учителей имеют постоян­ ные конфликты -с учащими­ ся. 30 процентов учащихся отмечают некоитактность. гру­ бость учителей... . Как-то сын пришел из школы совершенно расстро- енный. — Сегодня учительница назвала меня бестолочью. <!а- •м*х*:*х*х*х*:*!«м Обычный школьный день начинается, как всегда, с наннего прихода в. школу. Туда, как известно, нужно явиться в 8.15, а если опоз­ даешь, то на тебя обрушит­ ся «кара господля» — запи­ шут в специальный журнал. Этот журнал попадет насто,п к строгому завучу, который скрупулезно подсчитает, кто сколько раз опоздал, и пере­ даст данные класаньш руко­ водителям. Т'е . же, в свою очередь, за такие «страшные грехи» могут вызвать роди­ телей: как это их чадо сме­ ет так долго спать? К слову оказать, за три опоздания ставится уже «неуд» в чет­ верти. Вот такие дела. Ну а если же пришел во­ время, то усльппишь по школьному радио объявление, в котором директор сладким, многосбещающим голосом со­ общит об операции под ко­ довым названием «Штаны». Суть ее вот в чем: многие ученики под ■конец года ста­ ли ходить в простых штанах, аргументируя это тем,. что школьные пришли в негод­ ность. Так вот, чтобы полу­ чить милостивое директор­ ское «добро» на ношение не­ форменных брю(к, ему надо представить на пристальное ма перед этим рассказьюала, что луяшо быть добрщм, « тут же разозлилась на меня- Как |же так? Беседовать на эту тему нам с ним пришлось целый вечер. Ребенок явно пережи­ вал к цервничал... — Недобрсмкелательный микроклимат в школе ска­ зывается на здбро'вье школь­ ников, — отметил на кон­ ференции Г. Н. Гречихин, старший преподаватель ка­ федры психологии института усовершенствования учителей. Исследование, проведенное е отдельных штолах Липецкой. области показало, ч т о 'у од­ ной трети учеников в началь­ ных классах отмечаются стра­ хи, ПЛОХОЙ сон, нешные ТИ-. . ки, заикания.и др. К вось.мо- му классу средней школы выявляется 27 -^29 процен­ тов учащихся с различными проявлениями неврозов. По заключению медиков, на пер­ вом месте среди причин, вы- , зываюших подобные заболе- '■ва!ния, . стоят перегружи в школе, на втором — кон­ фликтные Ситуации с учите­ лями и в семье. На третьем — страх - получить плохую оценку, быть наказанным за эго. . . Эмоциональные пережива. ния отрицательного характе­ ра порой сопровождают уче^ ника с первого по десятый класс. Как же вернуть все «на круги своя»? Сделать нашу школу гуманной, чтобы шли туда и ученики, и учителя с радостью? На конференции много говорилось об этом- Особенно акцентировалось- внимание на необходимости создания длй учителей кур­ сов по проблемам общения, помощи в освоении практи- чееких навыков йедагогики сотрудничества, методики В. Ф. Шаталова в препода- ванш физики, Ю. С. Межен- ко в преподавании русского языка. Но основное внима­ ние, конечно, соверпен- ствованию 1 Ш 1 Ш)лога:Педаго- гической культуры учителей. Лирическим отступлением прозвучало выступление В. А. Чапышкина, преподавателя Рязанского •педивстштута. — Сейчас духа гуманно­ сти нет даже на уроках рус^ ского языка и литературы, отметил от. — Когда пе­ редача знаний не связана эмоционально с ребенком, они, эти знания, проходят мимо. Нужно учить наших детей сопереживать и сочув­ ствовать, больше“ устраивать- на уроках совместных про­ чтений. Пусть дети лучше что-то почувствуют и поймут сами, чем заучат параграф из учебника. Все дисципли­ ны нам надо учиться пода­ вать через общече. по!веческие ценности, через ребенка. Бопомним, Ре-, зерфорд сказал: «Достоев­ ский дал мне больше, чем все физики, вместе взятые»- Но когда придут в нашу школу времена заботы преж­ де всего о душе ребенка, его индивидуальности? Вероятно, не скоро. Сейчас здесь пре­ обладают проблемы иного ро­ да. . . Гуманизация обучения за­ висит вО многом и от гуман­ ного отношения к самому учителю со стороны общест­ ва. По уровню нервно-эмо­ ционального напряжения эта профессия стоит на 4-м месте после профессий руйово,ди- теля полетами, летчика, ма­ шиниста. С той только раз- шцей, что зарплата учите­ лей эначительно ниже, жиль­ ем наши педагопи' обеспечи­ ваются очень плохо. Страдают педагоги, стра­ дают и наши дети, ...А |скша летом переве­ дут из [Первого класса для шестилетннх при детском саду к насто-ящую школу, I— вспомнила я- И эта мысль меня Не об­ радовала. Руслана ЛЕВЫКИНА. изучение школьные брюки, и от решит: пригодны они к носке или нет. На перемене несколько ку- ряшдх пристро'юнись за глу­ хой стеной спортзала, спокой­ но наслаждаясь сигаретами и обшением.с друзьями. Но тут из-за у^ла вылетает разъя­ ренный директор и пытает­ ся показать- стиль борьбы, воспетый героями «крутых» боевиков, при этом он воз­ мущенно спрашивает, как еш,е объяснить .этим детям, что курить вредно. Куриль­ щики же, недокурив дефи­ цитный товар, смело бросают­ ся наутек. Но звенит звонок и все: зрители, беглецы и директор, удаляются в школу. Что это? Человек 8—9 под­ ростков стоят вдоль стены с поднятыми руками. Вы по­ думаете, что это юные пре- ступни'ни, задер?нанные доб­ лестной милицией? Ошибае­ тесь! Это просто завуч про- во.дит досмотр: ищет в кар­ манах курево. У кого обна­ ружат, те пройдут все семь кругов ада. Тем, кто постар­ ше, оказывается, родители разрешают курить, и даже достают сигареты. Но я шко­ ле ученик не смеет этого де­ лать, его просто-напросто мо­ гут отшлепать- Не легче ли было отвести им место для ■курения, чтобы они не бега­ ли по всему району и не опаздывали на уроки?. И снова уроки, .увлекатель­ ные и скучноватые, на про­ тяжении, которых можно по­ пасть в «черный» список дисциплинарный дневник. По. том перемена, и многие уче­ ники по старой -памяти идут к столовой, она почти пуста, цеиы-то ■кусаются. Учителя начали массированное насту­ пление, . чтобы ученики сда­ вали на обед, даже родите­ лей вызывали по этому пово­ ду. Большинство учеников остались непоколйимы, а столовая — пустой. И наконец уроки заканчи­ ваются. Все учащиеся идут домой. Впрочем, скоро ови опять вернутся сюда,- чтобы кое- как «отпахать» ОПТ. Отко­ пали ямк^^ потом закопали, не тут выкопали, оказывает­ ся. И вот таким манером 3 часа. А на следующий день сно­ ва занятия, снова строгие за­ вучи, построевие и многое другое, что присуще нашим школам... Алексей МИРОНОВ, у ч ащ и й 10-го класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz