Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 18, 1991 г. Литературный'клуб «РАДУГА» «ПРОТАЛИНА» В этом году увидела свет третья, наиболее полная кни га стихотворений липчанина Ивана Харина «Проталина». Сегодня Иван ХАРИН --- гость «Радуги»: — Иван Николаевич, на сколько я знаю, ваш путь к читателю не был, как гово рится, «усыпан розами». С чем это связано? — Во-первых, конечно же, с цензурой. То, что вы на звали чувством совести и справедливости, условно при нимается за позитивное ка чество характера, но в дей ствительности не всегда удобно для окружающих. Ес ли к этому добавить юношес кий максимализм моих ран них стихов, то, разумеется, они не соответствовали тре бованиям эпохи «застоя». — Скажите, при сегодняш ней гласности, после фор мальной отмены цензуры пи шется легче- или трудней из-за повысившейся личной ответственностн? — В общем-то, я и преж- де не испытывал страха пе ред цензурой, всегда писал, что, как говорят. Бог на ду шу положит. Другое дело, что стихи не имели выхода к читателю, и приходилось отвечать за написанное толь ко перед собственной сове стью. Трудно, конечно, быть собственным судьей, но и от крытый путь к читателю — не легче, так что это, дейст вительно, палка о двух кон цах. — Иван Николаевич, вы считаете свободу творчест ва можно даровать нлн она заложена в характере твор ца? —- Это трудно объяснить. Чувство свободы, конечно, за ложено в генетике человека, но не всегда получает воз- моншость развития. У чело века творческого склада оно развито сильнее, ибо сама по пытка творчества — это рывок в свободу. Многое, ко нечно, зависит от личности. А вообще, как сказал Руб цов: «О чем писать, на то не наша воля». Тут большое значение имеют внутренние нравственные установки че ловека, сознательно опреде ленные пределы свободы, те самые вериги общечеловечес ких ценностей, без которых чувство свободы теряет смысл. — А что вы думаете о назначении поэзии? Соглас ны Ли вы с хребоваиием Ма яковского «к штыку прирав нять перо», то есть, ]февра- тить перо в оружие борьбы, или вам ближе позиция С. Гандлевского, утверждающе го, что «стихи не орудие мести, а серебряной чесхн родник»? — Да, родник, это все же ближе к истине. А -вообще- то для поэзии до сих пор не существует конкретного оп ределения. Гумилеву. к примеру, нравилась форму ла: «Лучшие слова и в луч шем порядке». Однако и эта формула весьма относитель на. Мне же думается, что поэзия — это попытка на звать неназываемое. А ору жие... это явление иного по рядка, у него свое строго оп ределенное назначение, к поэзии отношения не имею щее. Борьба же может быть предметом поэтического ос мысления. материалом поэ зии, но никак не сутью ее. — Иван Николаевич, «щ>о- талнна» — в заглавии книги — только природное явле ние» или примета социальной оттепели? — Тут все взаимосвязано. Социальная оттепель — это тоже явление природы. Раз мораживание мыслей и чувств;. являясь биологическим про цессом, влечет за собой обще ственные перемены, а обще ственные перемены порожда ют свежую волну энергии чувств и мыслей. — Я понимаю так, что в иное время ваша квита мог ла бы и не выйти, но, с дру гой стороны, это время мог ло бы не наступить, если бы перемены не созрели в умах в душах? — Совершенно верно. - г и последний вощюс. Какой судьбы желали бы вы своим п^изведевщям? — Разумеется, долгой жиз ни, Что еще можно желать своему детищу? Ну и свое временного выхода к читате-. лю. — Что ж, разрешите мне От имени читателей «Радуги» еще раз воздаавнть вас с выходом новой книгв и по желать ей читательского со чувствия. Беседовала Людмила ПАРЩИКОВА. Галина Григоренко Они так выросли внезапно. Так неприкаянно длинны. Им так видвы на солнце пятна, И лишь свои нм т видны. Весь мир—само несовершенство, , Но чтут себя, как абсолют: Вот как возьмут, да повернут. Да как изменят мир волшебно. Им не нужны авторитеты, Остережеиья не слышны. В них все смешалось — явь и свы. Они и грез, и гроз поэты. У них не все пока что дома. Их взгляд блуждающ и далек. Но близость истины искомой Их обжигает и зовет. Сергей Господариков (из афганских дневников} Забвтыж в угол, зарыдать. Стерев с лица следы бравадах, Как наждаком, песком сдирать Кровь с гфолатувенвой наградах. Смо^еться в мутное окно. Как паутину, рвать тельняшку, И лить дешевое вино В себя из поржавевшей фляжки; бреду. Забыться в пьяненьком I . Отречься ОТсебя, и веры. —Я десять лет во тьме иду К давно сгоревшим «бэтээрам»... г. Грязи. г. Чаплыгин. 1989 г. Светлана Аксенова Горе: вбегаю из лета в дом: В комнатах вьюга ночная, А дверь уже заперта... От порога и до Вздох пролетел, — пусто, Как и дома, куда не вернешься. Чаплыгинский р-н. Увозят «Явы» девушек кататься, С{а 1 ваясь с места, оставляя дым. И в е ^ у уж за ними не угнаться. Как старику за молодым. Вхшг разрывая ночь на части. Глуша покой в тишину. Они, как звезды, к звездам мчатся И неподвластны иикому. Нащ>асно зеброй жезл усталый Бросается наперерез. Не для него звезда увала Через реку в сосновш1 лес. г. Липецк. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Иван Харин Скрипят рассохшиеся севцы. Блестит на рамах толстый лед. Опять проклятый разум с^дцу всю ночь покоя не дает... Вновь память в прошлое уводит, где по избушке в тишине, клубясь над полом, холод бродит, искрится иней на стене. И епят двенадцать душ вповалку, как в тесных гнездышках грачи: кто на полатях, кто На лавках, кто на полу, кто на печи. Лампадку ветер беспокоит. Ложится тень на образа И то откроет, то закроет Христос печальные глаза. Вот лежит в моей руке зарплата — семьдесят новехоньких рублей. А ума не занимать — палата в голове седеющей моей. Я открою у времянки двери, приласкаю детушек рукой. И жена мне в сотый раз поверит, что не в деньгах радость й покой. Отобедав, разверну газету, и щ>н свете лампы, без хлопот, осмотрю внимательно планету — кто и как на ней, родной, живет. И на стол с почтеньем ляжет гфесеа: ведь согласно ей, на фоне дня МЩ10В0Г0 шумного прогресса нет счастливей на земле меня! Л ЕШИИ апрель ский ветерок, на толкнувшись на Я 4 .встречную ско- " рость, загусте- “вал, обдавая напрягшееся тело ледяным потоком и за- вихрялся за спиной воздуш ными бурунами. Сначала мо тоцикл мотнуло от обочины к обочине,.затем круто раз- вернулогпоперек трассы и оторвало Ъг чмокнувшего ас фальта. Пи-пи-пи-пи-пи — московское время девятнад цать часов — транзистор, подпрыгивая, больно бил по острым лопаткам, вцепившись в цыплячью шею мальчика узким лаковым ремешком. Вот это кайф! ЗКадь только, что не видят его сейчас веч но недовольная мама, сверх довольная своей взрослой жизнью сестра: и, до тошно ты доверчивый трехлетвий племянник. — Иди сюда, чего дам, — загадочно подмаргивал ему мальчик, зажав в большой несуразной ладони бабушки ну швейную подушечку с на тыканными в нее иголками. —- Не слушай этого обол туса, — кричала (она всегда почему-то кричала, словно долго жила среди глухих) из кухни мама и закрывала дверь в комнату мальчика, оберегая любимого внука. Малыш канючил, царапался в дверь, распахивал ее и тя нул ручонки за невиданной вещицей. Мальчик таинст венно вкладывал в кро шечные розовые ладошки ко варного ежика. На визг ре бенка прибегала сестра, бро сив в сторону мальчика унич тожающий взгляд, шлепала сына по спущенным колгот кам и волокла его за собой, приговаривая: «Не будешь связываться с предурком». Малыш визжал, рвался из рук матери, вырывался, наконец, и, цепляя ногой за ногу, мчался к мальчику, повисал у него на шее и победно улы бался мокрыми глазами. ...Посиневшие пальцы пра вой руки безвольно разжа лись, отпуская На волю руко ятку несработавшего ручного тормоза. Воздух, как плотная пробка, застрял в раздутых легких. Самоубийцами называла мама взрывающих вечернюю тишину города мотоциклис тов. Мальчик не знал, н о такое смерть, но какой долж на быть жизнь, он догады вался. Уж во всяком случае РАССКАЗ она не должна быть похожей на ту, которой ншл родной город. Вот если бы ощ. мог стать, к примеру, космонав том. лететь, рассекая Вселен, ную. чтобы мелькали за бортом корабля-'разрезашше пополам птичьи стаи, тре вожно вспорхнувшие созвез дия, завидущие глаза быв ших одноклассников, удив ленные и виноватые лица родных, соседей, учителей. (5собенно учителей, которые поперли его из восьмилетней школы за неуспеваемость. Он, правда, так и не понял, куда он не успел. Да пропа ди оно пропадом, это счаст ливое детство с аккурайю повязанным теплым от утю га пионерским галстуком, с «маршовками» и «редавка- ми», с пифагоровыми шта нами, пестиками и тычинка ми, с формулой мыла и ра ботниками санэпидстанции, которые заглядывают в ущи и роются в слишком длин ных, на их взгляд, волосах. Ох, до чего же противно принадлежать всем, любой из окружающих считает своим святым долгом учить, чи тать морали, приказьюать и требовать исполнения прика зов. Не очень-то его огорчил уход из школы. Правда, то карь — это не космонавт, но деньги платят, и взрослые мужики хотя и подтрунивают над ним, но беззлобно — за дание сменное он выполняет, в бильярд в обеденный пе рерыв может свц-рать, а что волосы до плеч отпустил или что деньги до копейки копит на мотоцикл — их не очень волнует, А то: «О чем ты думаешь? На что ты в жизни годишься — у тебя же три двойки по математи ке!» — приставали к нему на\ последнем педсовете. Да уж не о таблице умножения думал он. и не о сторонах треугольника. Он давно под- Марня Батищева считал, сколько зарплат по- требуется на покупку «тач ки», и бесполезны усилия всего человечества, проти вящегося этому. ...Теперь мальчик мягко держал руки на руле, маши на ..все равно была неуправ ляемой. По правую руку проплыл родаой го род, где до утра горело ма мино окно и лопались почки на кустиках смородины. За пахи какое-то время плыли следом, понемногу отрыва ясь. Внизу мелькнула белая пена. Черемуха, что ли, цве тет? Геометрически правиль- ные белые гребешки один за другим вспыхивали и гасли, давая вспыхнуть следуш- 1ЦИМ. Первый удар в грудь бьш смертельным для встреч ной чайки. Мальчик лете® над морем. Он никогда не видел моря, но догадался, что это оно по ощущению бес конечности пространства вок руг себя и внутри. Неушрав- ляемый мотоцикл стал ча стью тела. Вспыхнувший близко впереди свет Млечно го пути парализовал зрение. Огромные ореховые глаза распахнулись и застыли. Они стали ненужными;- как и ру ки, и ноги, которым мозг уже не мог приказать действовать. Он еще каким-то внутренним слухом слышал — сын-ок — жалобным маминым голо сом, но откликнуться не мог — переднее колесо мотоцик ла врезалось в светящуюся огненную лаву Млечного пу ти. Возврата не было. По следней вспышкой сознания он понял, что будет лететь вечно и испугался. Лицо ста ло мокрым, как от дождя. Капли по ложбинке у носа стекали к мертво сжатому несправедливой обидой дет скому рту, увлазкненные гу бы разлепились шепотом — ма-ма... В нос ударил запах поспевающей яичницы, потом отпустило уши — вставай, работничек, семь пятнадцать — перед глазами мелькну.ч застиранный мамин халат, ня-ня — тянул за одеяло племяш, дожевывая зубками ароматный кусочек сосисок и размахивая перед лицом ни чего еще не . понимающего мальчика новенькой хрустя щей сторублевкой — ровно столько не хватало для по купки мотоцикла. А сегодня был день рождения...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz