Ленинец. 1991 г. (г. Липецк)
сЛенинец» № 14, 1991 г. из жизни ОБИТЕЛИ Впервые за семьдесят лет в храме состоялся постриг в монашестве В КОНЦЕ прошлого го да газета писала уже о важнейшем событии в жизни Липецкой области — в Задонске открыт был Тешевско - Владимирский- Богородицкий монастырь. Его наместник, отец Нафа наил, получил в распоряже ние некогда величайшее тво рение архитектора Тона — Владимирский собор, комна ты в общежитии культпро- светучилища под покои по- слушников и обещания по степенно возвратить мона стырю другие владения, ко торыми пользуется сейчас овощесушильный завод и районная больница. Со времени нашей публи кации прошло пять месяцев. Что же изменилось с тех пор? Стараниями.-мастеров и доброхотов, которые при езжают сюда, чаще всего, из Ельца и Липецка, понемногу заполняется внутреннее уб ранство собора. Появляются иконы, продвигаются работы по росписи, стен. Можно на деяться, что к Пасхе закон чены будут алтарные фрес ки... Работы совершаются здесь неустанно. И все же проблем по-прежнему много. Перечень их обычен; не хва тает средств, почти невоз можно найти необходимые стройматериалы — требуют ся жесть, линолеум, дерево, кирпич, всего и не перечис лишь... Да и судить, о нуж ном размахе работ и дефици те средств на них бьшо бы л ^ш е профессионалам— мржет, кто-то и впрямь захо чет помочь. А доброхоты в монастыре есть уже и сегодня. Помога ют по старинной русской традиции — для души своей, для людей то, что принято называть «бесплатно». Мо лодые супруги принесли ^ храм икону Богоматери, в имени своего не захотели на звать. Потом приезжали ко операторы, тоже передали свою помощь — 12 мешков картошки — сказали, за ко го молиться, — и бьши та ковы. Откуда эти люди, что привело их в Задонск? В своей проповеди отец Нафанаил сказал однажды: «Желаю радости, которой ма ло в сегодняшней жизни, любви, которая потерялась». Может, поиск всего этого и объединяет помощников Богородицкой обители? Ху дожников и реставраторов из Москвы, Ельца, Липецр 1 , людей очень разных профес сий. Ибо каждый приносит сюда и обретает. М ОЯ НОВАЯ знакомая Людмила приезжает в Задонск из Ельца; «Когда мне было трудно в жизни, отец Нафанаил по мог, а вот теперь и я помо гаю здесь тем, что в моих силах», — рассказала она. Но в день нашей . встречи для приезда сюда был еще очень важный и особенный повод — впервые за 70 лет в храме состоялся постриг в монашество. -«Официально» об этом объявлено не было. Но прихожане, как и верую щие из разных мест, догады вались об этом и ждали со бытия. Пять послушников обите ли, прошедшие искус монас тырской жизни, были посвя щены в монахи. Всем пред стоит еще пострижениё в мантийное монашество, по этому имена пока что оста лись прежними, мирскими, хотя главный поворот к иной жизни, конечно же, сделан. Обет безбрачия, «келейное правило», богослужение, ко торое обязательно должно сочетаться с физическим трудом... Правда, насчет по- следнего сам наместник мо настыря отзывается с Юмо ром; «Чего-чего, а уже физи ческой работы у нас предо статочно, «уда ни глянь — штукатурка сыплется». И то верно. Богородицкий монастырь славен своей историей и тра дициями, поэтому новообра щенные иноки съехались в Задонск из разных мест. Среди них люди разных спе циальностей; медики, повар, экономист,.. И хо тя основным в новой жнзни^ конечно же, будет богослу- жение.отец Нафанаил видит возможности к применению этих знаний. Путь же к Богородицкой обители у каждого, конечно, был свой. Сергей — единст венный среди иноков житель Задонского района — рас сказал, что еще прадед его был монахом в этом мона стыре. А сам он «почувство вал Церковь» в 10 лет. ког да бабушка взяла с собой в храм, на службу. С юноше ских лет пребывал он в мо литве. Но поступать в семи нарию решил, когда окончил техникум. Помешала служба в армии. Потом ездил в За горск, йаблюдал монашескую службу... и решил, наконец, что осваивать духовные нау ки будет в местном мона стыре. Как восприняли столь ре шительный шаг в его жизни домашние? «Сестры отнес лись сумбурно, — рассказы вает Сергей, — бунтовали. Да и мама, наверное, еще окончательно не примири лась. Хотя стало уже легче, приезжает меня навещать». Наверное, все это иначе и быть не могло. За годы во инственности и нигилизма чин монашества успел стать для нас далеким и непонят ным... М ОНАШЕСТВО — от слова «моно», то есть, «один», — расска зывает наместник монасты ря, .архимандрит Нафанаац. — Человек решается прийтН в обитель, когда чувствует в себе силы жить самоотрече нием и волей Божьей, слу жить Богу и людям. Монастырь станет им до мом своим. Как наместник монастыря я свидетельство вал, что послушники, кото рых я наблюдал здесь, дей ствительно стремятся быть монахами. Перед постригом они исповедовали грехи, на чиная с семилетнего возрас та. и соединились с Христом через Таинство причащения. Но дальнейшего, наверное, нельзя предсказать логйкой, можно лишь довериться сво им чувствам. В одном из рассказов о Леонардо да Винчи есть такой эпизод. Художник задумал писать Ангела и выбрал для этого лучшего из ребятишек. А когда через несколько лет искал натуру для образа дьявола, услышал неожидан- ное для себя: «Мэтр, вы уже писали с меня Ангела...» Суть свершившегося в хра ме нельзя недооценить. Де сятилетиями преследовался чин монашества, известны даже случаи тайных постри гов — но все эти мытарства доказали лишь, что неизмен ны потребности человеческо- го сердца в вере и благоче стии. Невозможна жизнь без стороны духовной. В Болга рии, где я был, на террито рии, близкой Липецкой обла сти, находятся не менее 20 монастырей —- а ведь, каза лось, страна пережила подоб ные же трудности. Но еще более важно, что даже в су ровые годы и в сомнитель ном окружении монастыри сохраняют в себе атмосферу благочестия и духовных цен ностей. На мой вопрос о том, как живет его монастырь в центре города с дурной сла вой, парижский монах отве тил: «А мы просто не ощущаем всего этого». Еще большая ответствен ность лежит сегодня на воз рождающихся монастырях России, Помочь в дни ис пытаний и сомнений сохра нить людям стойкость, обре сти надежду и веру, исце лить и утешить духовно.,. М Ы рассказывали уже в предыдущих пуб ликациях, что наряду с духовным служени ем отцу Нафанаилу при ходится сейчас занимать ся и множеством бытовых вопросов. Не особенно помо гает пока спецсчет, постоян но надо следить за ходом строительных работ, почти по всей области приходится «добывать» материалы ' для реставрации. Можно только позавидо вать деловой и подвижниче ской энергии настоятеля, но и она, конечно, не вечна. И уж тем более неприятно, что ведь многих из этих душев ных затрат и стрессов могло и не быть. До сих пор неус тойчивы, к примеру, отноше ния с Задонским культнро- светучилищем. Администра ция передала недавно мо настырю еще одну комнату — под трапезную. Но, как видно, ничто не бывает у нас до конца хорошо. Не хочет ся утверждать, что соседские отношения нарушаются пред намеренно. Но разъехались на мартовсите праздники студенты по домам, и сразу же после этого в здании от ключено было отопление. А когда наместник вьшушден был обратиться -за естествен ной помощью к администра ции, получил отказ. Насельникам монастыря понятны, конечно же, трудно сти, которые, переживаем в столь непростое время все мы — предприятия, организа ции, люди; идёт борьба за выживание. Но даже забо тясь сейчас лишь о хлебе на сущном, не следует забы вать, что и вековая история монастырей, как говорит отец Нафанаил, строилась не только на «устремлении ввысь». Духовные и .мате-, риальные ценности, создан ные трудом монахов, как свидетельствуют историки и летописцы, не раз выручали народ в годы голода и лихо летья. ...Обещают, .что в скором времени Богородицкий мона стырь получит земельные угодья — чем же кормиться сейчас, до своего урожая? Овощесупшльный .завод уже передал обители второй этаж здания зимней церкви, можно бы приступить и к реставрации колокольни, но где изыскать необходимые средства? Фоторепортаж Анатолия ЕВСТРОПОВА. ...Свою особую известность Богородицкий монастырь об рел с появлением в обители Тихона Задонского. Святи тель провел здесь последние дни, здесь написаны были важнейшие из духовных его сочинений. Тысячи верую щих, да и просто людей про свещенных, неравнодушных к духовной истории РоДИНЬ!, устремлялись тогда к мона стырским стенам. Не хочется лишний раз поминать Запад, но там и се годня возводятся храмы в честь нашего Святого, и ты сячи верующих произносят его именем молитвы. А мь 1 ... К лету в Богоро дицкий монастырь возвраще на будет рака мощей Святи теля. Она обретет свое ме сто в невосстановленном еще храме. И это станет боль шим и радостным событием для всех верующих и тех, кто еи^е только начина ет преодолевать в себе годы воинственности и неприятия. Татьяна ЩЕГЛОВА. Спецсчех Владимирско-Бо- городицко-Задонского мона стыря № 00701802.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz