Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

По ЧИГМИН1 крн1и.к|>н, , ' ; > ч ш е «сею ни1>с .'га11ск)1й киноре­ жиссер Яушан Мачанеев ум•x^ будить своими ф ильм ам и чув­ ство пнссерженмогти. Именно атйм на I Гааьлнском кино- фестина. 1 е в ЬО-х привлек внимание его первый фильм «Че­ ловек - не П 1 нца». Следующая картина Макавеева (.Любов­ ный с.|учайт- шокировала всех небывалой по 1 см временам 01крииенностыо отдельных апилодов. Б ЫЛ конец 60-х — пред­ дверие грозы. Повсюду бунтовали студенты. И события эти носили подчас драматичный характер. Вол­ на бунта и всеобщего неудо­ вольствия вызвала у Макавее- аа замысел фильма «ВР — мистерия организма». Он вышел в 71-м году — в разгар популярности идей сек­ суальной революции. Идеоло­ гом и пропагандистом ее в свое вр |^я |был психиатр Вильгельм Райх. Он резко политизировал теорию 3. Ф^рейда и провоз­ гласил лозунг о первостепенно^ сти . сексуальной революции. Лишь только после нее мон^ет следовать революция полити­ ческая. Он говорил, что система при­ теснения. подавления личнос­ ти ;Властыо начинается в сек­ суальной сфере и уЖ' потом расгаространяется на все ос­ тальные сферы жизни челове­ ка. Работы Райха широко об­ суждались во всем мире в 20-е годы. У нас в стране они ш>- следний раз публиковались в 29-м году. События конца 60-х всколыхнули былой интерес к лидерам того времени, одним из которых и был Райх. Макавеев взял «а себя ве­ ликий труд иронически про- комментировая-ь -идеи Райха и столкнуть их с идеей тоталь­ ного подчинения, наиболее полно выразившейся . в стали­ низме. Эта картина не нашла при­ знания в Югославии, где бы­ ла проиэведеиа на сеет. За Макавеевым прочно укрепилась репутация возмутителя спокой­ ствия, антисоветчика и по1рно- лрафа. Как и у нас. 70-е го­ ды в Югославии были доста­ точно сложными, поэтому Ма- кавеев был вынужден покинуть родину. За рубежо-М в 74-м году Ма- кавеев выпускает «Сладкий фильм», который тоже был до-, статочно скандальным. В этом фильме разрабатываются че­ тыре основные темы: тема любви (сахара, сладости); тема молока; гема крови й те­ ма Дерьма. Вновь шок как ло­ гическое продолжение «ВР — мистерня организма». Макаве-. е® был еще раз дружно обру­ ган советской прессой. Но много писать о не.м боядись, потому что- он вее-таки- югос­ лав н сохранял югославское подданство: живет и работает ’ наполовину в Белграде, напо­ ловину в Париже, Недавно Душан М.акавеев побывал 'В Москве, где про^ ходил ретрсюпективный показ его фильмов. Корреспондент ТАСС В. Бирюков встретился Ф кзвестным кинорежиссером. Предлагаем вашему внима- Ш(Юзапись их беседы. . — По отзыюм критиков мы -знали вас как антикоммунис­ ту н -похабщина. Скажите, су) ществуют ли дЛя вас какие-то С1ШВОЛЫ. или ваш1г символы — это ваши фильмы?, — Мне кажется, что все лю­ ди «е могут смотреть на ве­ щи без того, чтобы не заме­ чать в них какие-то символы. Это сама природа видения ве­ щей. Поэтому, показывая ка­ кие-то реальные вещи, мы-по­ казываем нечто большее. Каждый понимает по-своему. В жизни плюрализ!М - - естест­ венная вещь. Если .мы будем говорить с каждым, мы пой­ мем, что у каждого есть свое мнение. Например, в фильме «Ма­ нифест» действие разворачи- ваетс.ч в городке ■«Вальтхайм». А знакомы Ли вы с человеком по имени Вальтхайм? Он ра­ ботал в СС в Югославии. Один югославский полковник рас­ сказывал мне о том, что в 47-м году он передал шефу со­ ветской контрразведки досье на Вальт-хайма. Но установить точно, на кого работал этот человек, так и »е удалось. Он бюрократ, двуличен, как Одис­ сей. Поэтому город, в кото- рсй1 люди показывают два сво­ их лица, я и назвал «Вальт* хайм». — В своих фильмах вы рас­ сматриваете политические Про­ блемы с точки зрения психо­ анализа. Это действительно ваш метод или лишь художе­ ственный способ подачи? — Я думаю, что и то, и другое. Я, когда работаю, ду­ маю, (}щлюсофС1КИ анализирую и журналиетски преподношу. Я лгоблю фильмы, которые меня учат ' ч©му-.ннбудь. И каждьГй фильм должен быть увлекательньши. Ведь это мас- жении, поскольку в этом дви­ жении' самое лучшее — это именно идеалы. — Я считаю, что идеи Рай­ ха о соединении свободной любви и сониалистич^кой ре­ волюции не будут' никогда иметь воплощения в реальнос­ ти. Ведь социализм — регла­ ментированная теория. — Действительно, с одной стороны, это симпатичная, ро- мант,ична1Я и немного забавная теория, С другой” стороны, она нереальна. Но ведь это проти­ воречие н хорошо для фильма. Потому что фильм должен ■касаться невозможных вещей. Поэтом>у в- картинах, в кото­ рых вы офатитесь к невозмож­ ным вещам, вы сделаете не­ которые из этих вещей возмож­ ными. В противном случае вы показываете, что- невозможное все-таки возможно, — В каждом вашем фильме есть секс. И везде он разный: психологический, коммерче­ ский, иронический, политиче- ПЫ.М людям, и иикто не хотеит иродолжать смотреть после нее фильм. Она вызывала та­ кое любойытст«>, что все спра­ шивали: «Что это?!» Несколько м«:я1цев мо1Нтажа сцена лежала на полке. Мы не могли продолжать ра,боту до тех пор, пока я не получил запрашиваемый ма,те.риал филь­ ма Чнаурелн «Клятва». Мате­ риал о Сталине я хотел вклю­ чить в мой фильм, еще ве зная, «уда поставить. Сцены, в которых появляется Сталйн ' в <«Клятве», очень симметрич­ ны а напоминают .релитоаные картины, как «Тайная вечеря». Где Иисус — в середине, а святая прислуга — рядом. В «Клятве», когда Инсух; (Сталин) цр|И|бл 1 Ижается к нам, то весь нконостас (ПолитбЮ|ро) дв,игается за .ним. Когда -^вы смотрите на .эти кадры, вас охватывает чувство религиоз­ ности, вы можете даже разли- нат1> лучи, 1расходящ1иеся от Стаяива, я получил отличный - „МНЕ НРАВИТСЯ ЛОМАТЬ ГРАНИЦЫ* совая куль-вура.. Коиетео, бы­ ло бы еще лучше, если бы фильм нес какую-то дополни­ тельную ияфсфмацию. Напри­ мер, в «Сладком фильме» — довольно поэтично, подобно сну, были 1Й некоторые очень важные информационные мо­ менты: кадры кинохроники из леса Хатыни. Для меня это было, как окно в полностью скрытую правду. Но я сделал фильм и достаточно занима­ тельным для того, чтобы бы­ ло легче всюприним.ать то, на что трудно смотреть. Это име­ ло о^азовательные цели. — Один из своих фильмов вы посвятили теории и жизни Вильгельма Райх.а. Почему? — Есть несколько причин. Я был очень по!ражен его жиз­ нью. И хотел сам больше уз­ нать о «ем. Фильм был хоро­ шим способо.м для этого. Ведь он финансируется. Иначе .у меня просто не было бы де­ нег поехать и все узнать са­ мому. Во-вторых, я думал, что Райх, — очень богатый мате­ риал для фильма. Потому что он был очень П|ротнворечивым человекам. Он был из очень радика:чьной и интересной вет­ ви психоанализа, одной из самых лучших, как мне ка­ жется, которые выШли из уче­ ния Фрейда. ; Разумеется, Райх; был наи­ более интересен' в 68-м году 1ВО время молОГдежвой револю- ции. Но к нему очень неспра. ведливо отнеслись психоанали­ тики: он был почти стерт из. истории. Это бьио проявление мещанства. Кроме ' того, * он был великим рам»нтиком-ком" муннстом. Он верил, что если привнесет в революцию лю­ бовь, то каждый последует за партией я будет творить рево- люшпо. В кои.нартни Германии в 32-м году в его организации «Секспол» было 20 тысяч по- сл)едователей,. Тогда, да и сейчас, у рабо­ чей молодежи была проблема: она жила в тесных квартирках, и ей очень трудно было соб^ раться — не было места для того, чтобы общаться и зани­ маться любовью. Он думал, что пвртия должна построить в горах дома — нечто вроде дач для молодежи, куда моло­ дые люди .могли бы поехать на уикэнды и там заниматься любовью, петь, наслаждаться жизнью. Он был большим ро­ мантиком и утопистом. Все, во что он верил, тогда невозмож­ но было достичь. Поэтому его МОЖ.НО отнести к лучшим явле­ ниям в коммунистическом дви- осяй. Каждый вооп{> 1 Ш 11 мает секс по-своему. Что есть секс для вас, художественный при­ ем? — Сексуальные сцены вовсе ■не делают фильм, коммерче­ ским. Именно из-за эротики ; мои фильмы запрещены в Яоо»- нии. «Сладкий фильм» запре­ щен в а|Нгляйской части Кана­ ды, в Великобр1И1таяи1И|. (•Ф1.И- стерия организма» в Канаде и ЮАР. Но я использую не толь­ ко- сжс, но и, вапрнм^р, поли­ тическую кинохронику. Я бы 'хотеч, чтобы вы посмотрел® мой фильм «Невданость без защиты». ,В нем почтя вег сек­ са! А если и есть, то в фо|рме о^чень наивной мелодрамы. Я - просто делаю филь.м, которого не встречал в других фильмах., И не .люблю, чтобы мне на­ доедала моя собственная ра­ бота. — А вам не кажется, что эротические сцены в наших • фильмах — это порнография? — Я боял.ся этого вопроса. Поэтому я ста^рался сделать все сцены настолько .красивы­ ми, 1насколько это 'возмож'Но. И очень осторожно с ними о.б- |ращался. Я должен вам ока­ зать одну вещь. Вот вы ис­ пользуете слово порнографИ'Я, обозначая эротику. Но суще­ ствуют разлн1чия между этши понятиями. Наи|ример,' вы мо­ жете подумать, что эпизод,, в котарам; иаготовляется пение. ив пластика .этог порнограг- фия.'Н^ж будто дориопрафяя — это показ того, что киког- да не должно выставляться пока|ГщубЛ1Ике,';';»вяяясБ> сугубо". личной вещью. -Этой сцены не было в сцеяа.р1ИИ. Мы сняли ее во время нашего докумея- тального исследоваяня. Это началось тогда, когда мы по­ сетили редакцию одной газеты ■и увидели ва столе главиого редактора пластиковый пенис. Мы апрооили его: «Что это?» «Это мой- пенис, — ответил . редактор, — сделанный скушщ- тором Нении Готри. Она дела­ ет это за 50 долларов». Счи­ тается, что пер|Вы.м' ее клиан- . том был Джимми Хендрикс, поскольку все- девушки хотели •иметь его пенис в качестве су­ венира. Мы спросили у нее, может ля она повторить? Это будет выглядеть так сильно. И, что самое сложное, не­ возможно было отредактиро- .вать эту сцену. Я пробо1вая вставлять ее в .различные ча­ сти фильма. Но .куда бы я ее ни поставил, она все уничтожа- -ха вокруг себя. Я пробовал показьгвать эту сцену ра.зл.вч- результат. Две сцрны вэа1Имно усилилн_ друг др5«'& .Лишь в этот момент я по-настоящему отирыл тайя.учо мощь Сталина: это была -власть замороженно­ го секса (это как -раз то, что я узнал из собственного филь­ ма). 'В данном случае эротцк-а — это политика. — Здесь шел разго.вор об изготовлении пениса. А как изготавливались фекалии в «Сладком фильме»? — Оно было настоящим оро- ДУ1КТОМ общины хиппи, кото­ рую мы снимали. Полов.иеа действующих лнц фильма бы-' ла из настоящей Венской об­ щины. Другая половина — ак- т ^ ы из. Па(ря,жа. Когда мы онималя эту сцену, вашей пер­ вой мыслью была мысль об ■ агокци .ребенка в семье. Когда .ребенок сидит на маленьком ■горшке, вся семья смотрит на ■него я ждет, когда же . он ■ начнет делать •это самое. Может быть,, вы уже » за­ были, как делали это в мла- деннест.ве. А ведь это один из первых моментов, когда обще­ ство даинт на яндиввдуаль- .шють. Все это делается по Павлову во всех семьях в ми­ ре. -И когда ребенок ■наконец вьшолняет то, что от него тре­ буют, вся семья кричит «О, браво!» Повиновение у вас всегда сопровождается" вели­ кой ..любовью и поддержкой. Мы хотели воссоздать эту агонию индивидуума в центре группы. Это была йол идея; Но йоммуна настол.ько была ди- ■кая, что воэразша; «Нет, ци- ■какого «див.идуалнэага не по-. терпим! Мы все - сядем пе­ ред каморой»; У , вас была большая дискуссия. Мне кажется, мы станем бо. лее духов:ньши,, если , будем бл|НЖ€ к ж.квагньш. ■Ведь ж№ нотное гораздо естественнее нас, а человек ушел очень далеко от своей ориги 1 наль.ной натуры. — Значит, показанная общи­ на — счастливое возвращение человечества к животному ми­ ру? Эта община —, еДи.вствен|- яая коммунистическая семья, которую я встречал в Ж 1 изви. В .ней было около 60 человек. Они ЖИЛИ .все вместе. У «ик не. было личных денег. Все заработанное они складывали в общий котел. Один из в»х 'был о'чень-ачень .иавестный в Вене диск-жокей и зарабаты­ вал М'МЛНОВЫ шиллингов. и он тоже скл.адывая сван день­ ги вместе е нвжолькими швл- ,лянга.мн друпик. В общине очень заботятся друг о друге, . СВОИХ детей .воспитывают вме-^В сте. Они очень мягкие и до(б-- - рые ЛЮ.ДИ. Раз в, неделю в общине про­ водятся специальные группо­ вые тррапии. Они назьш1ают это самовыра.жекием. Ойи со­ бираются, <жажем, по суббо­ там, и с помощью общины каждый возв1ра.щается к обоим дётсшм кслимарам. Это свае- обраэное катарсичеокое шоу. Эта очень зрелищное и - страшное шоу д.чя тех, кто не . понимает, для чего они все это .делают. Общинники умудри­ лись с памощью этой терапии ' ■отумить от на.ркотиков нес­ колько тяжело- больных нарко­ манов. ■Или, 'На-пример, один - из них до ■прихода в общину был законченным алкоголиком. Общнаннкн пропустили его- ■через терапию. В самый куль- ■минациавный мамент они: предложял'И ему стакан моло­ ка я овадаля: «Это молоко, твоей матери». Пария тяжело- стошнило. После этого он больше не пьет оп.иргтое. — В своих фильмах вы иронизируете над существо- вавшЕИмн извращениямн ком­ мунистических идей. :— Проблема в том, что мы не знаем, были ли это извра. щения. Может,.это была кал- раз реализац'ия идей? — Значит то, что происхо­ дит сегодня у нас в стране и в' других социалистических странах — это .извращение идей? Как вы вообще относи­ тесь к нынешним событиям в странах Восточной Европы? — Мне кажется, это замеча­ тельно, когда люди иачинают думать своей головой. Нр только думать,'(НО и говорить. Не -ТОЛЬКО говорить, ено и де-; ■лать. Люди Еначинают осозЕва- вать, что чело-веж все-таки от­ личен от животного. Мне нра-^„ ^ вится, что нйаиотря на больг-'* иной риск, люди вста,ют аа овои .права. . И .-на:ц:больши-й ,риск — в вашей стране. .По­ тому что стра.яа очень боль- ша.я. Чтобы орга|низовать ее, нуж>но много сил. ■ КонечЕНО, трудно в такой больЕШОй стрзЕне, когда все на- - чЕКнают говЕорить. одновременно. Но прелесть демократии и за- клЕЮчается в том, что все мо-' гут говорить свое, но все ра.в- но государственная маш-ина продолжает рзЕботать. Я жиЕву в Париже, Там бьм ■момент, .когда из-за низкой . заработной платы .МЕусорщики отказЕал1ись работать. Почти. 2 неделя инкто не собирал м|у- сор. -ПреЕкрасные ■ парйжскЕие .улицы дурно пах,т,и я ужасно выглядели. Правительство не в состоя- ■нии бьио заста.вить работать этих ребят. В конце концов ■были, -использованы солдаты. А через ■неско;’пщо недель был подписан .новый 'контракт, и МуЕСО(рЩ'И|К:И СТаЛ'И ПОЛУЧЕЗТЬ больше. Так.йм .образом, .при демократии тоже много своих ■Епроблем и етолкно.вений меж­ ду людьми. Но поскольку ЙЮ- ..ди аведста1НЛ1Яют собой равно-. прав.ные части общества, то- . Евсе эти стьмш завершаются ЕблагополучНЕО. Мне кажется,, что ОЕрганизм сопиалыных кон- флЕиктов 'более чело;венев- в. , значим, нежели организм все­ общего .счастья. — Вас критики называют «несносным ребенко.м мирово-' го кинематографа». — К еритвки имеют п(р.аво-. . сказать все, что угодно. е И ног - да Еоки говорят о|бо мне ХЕОро- шее, но Ене .всегда, - И<Ж|усство не имеет одина­ ковых для всех границ 'пове­ дения. Каждый в.ыби|рает гра’ Еницы сам. В е МО нх фильмах . есть .игра границ. Если вы пс­ амотрите их втЕорой |раз, смо­ жете уже Ейнане их оценить. Это как слоеный кИЕрог: когда едЕите, вы перемешнваЕете .слон ;и ;у|кинтожаете. таиим образом границы — вы вводите овои правила. Мне .нравиЕтся ломать грани­ цы. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz