Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
По ЧИГМИН1 крн1и.к|>н, , ' ; > ч ш е «сею ни1>с .'га11ск)1й киноре жиссер Яушан Мачанеев ум•x^ будить своими ф ильм ам и чув ство пнссерженмогти. Именно атйм на I Гааьлнском кино- фестина. 1 е в ЬО-х привлек внимание его первый фильм «Че ловек - не П 1 нца». Следующая картина Макавеева (.Любов ный с.|учайт- шокировала всех небывалой по 1 см временам 01крииенностыо отдельных апилодов. Б ЫЛ конец 60-х — пред дверие грозы. Повсюду бунтовали студенты. И события эти носили подчас драматичный характер. Вол на бунта и всеобщего неудо вольствия вызвала у Макавее- аа замысел фильма «ВР — мистерия организма». Он вышел в 71-м году — в разгар популярности идей сек суальной революции. Идеоло гом и пропагандистом ее в свое вр |^я |был психиатр Вильгельм Райх. Он резко политизировал теорию 3. Ф^рейда и провоз гласил лозунг о первостепенно^ сти . сексуальной революции. Лишь только после нее мон^ет следовать революция полити ческая. Он говорил, что система при теснения. подавления личнос ти ;Властыо начинается в сек суальной сфере и уЖ' потом расгаространяется на все ос тальные сферы жизни челове ка. Работы Райха широко об суждались во всем мире в 20-е годы. У нас в стране они ш>- следний раз публиковались в 29-м году. События конца 60-х всколыхнули былой интерес к лидерам того времени, одним из которых и был Райх. Макавеев взял «а себя ве ликий труд иронически про- комментировая-ь -идеи Райха и столкнуть их с идеей тоталь ного подчинения, наиболее полно выразившейся . в стали низме. Эта картина не нашла при знания в Югославии, где бы ла проиэведеиа на сеет. За Макавеевым прочно укрепилась репутация возмутителя спокой ствия, антисоветчика и по1рно- лрафа. Как и у нас. 70-е го ды в Югославии были доста точно сложными, поэтому Ма- кавеев был вынужден покинуть родину. За рубежо-М в 74-м году Ма- кавеев выпускает «Сладкий фильм», который тоже был до-, статочно скандальным. В этом фильме разрабатываются че тыре основные темы: тема любви (сахара, сладости); тема молока; гема крови й те ма Дерьма. Вновь шок как ло гическое продолжение «ВР — мистерня организма». Макаве-. е® был еще раз дружно обру ган советской прессой. Но много писать о не.м боядись, потому что- он вее-таки- югос лав н сохранял югославское подданство: живет и работает ’ наполовину в Белграде, напо ловину в Париже, Недавно Душан М.акавеев побывал 'В Москве, где про^ ходил ретрсюпективный показ его фильмов. Корреспондент ТАСС В. Бирюков встретился Ф кзвестным кинорежиссером. Предлагаем вашему внима- Ш(Юзапись их беседы. . — По отзыюм критиков мы -знали вас как антикоммунис ту н -похабщина. Скажите, су) ществуют ли дЛя вас какие-то С1ШВОЛЫ. или ваш1г символы — это ваши фильмы?, — Мне кажется, что все лю ди «е могут смотреть на ве щи без того, чтобы не заме чать в них какие-то символы. Это сама природа видения ве щей. Поэтому, показывая ка кие-то реальные вещи, мы-по казываем нечто большее. Каждый понимает по-своему. В жизни плюрализ!М - - естест венная вещь. Если .мы будем говорить с каждым, мы пой мем, что у каждого есть свое мнение. Например, в фильме «Ма нифест» действие разворачи- ваетс.ч в городке ■«Вальтхайм». А знакомы Ли вы с человеком по имени Вальтхайм? Он ра ботал в СС в Югославии. Один югославский полковник рас сказывал мне о том, что в 47-м году он передал шефу со ветской контрразведки досье на Вальт-хайма. Но установить точно, на кого работал этот человек, так и »е удалось. Он бюрократ, двуличен, как Одис сей. Поэтому город, в кото- рсй1 люди показывают два сво их лица, я и назвал «Вальт* хайм». — В своих фильмах вы рас сматриваете политические Про блемы с точки зрения психо анализа. Это действительно ваш метод или лишь художе ственный способ подачи? — Я думаю, что и то, и другое. Я, когда работаю, ду маю, (}щлюсофС1КИ анализирую и журналиетски преподношу. Я лгоблю фильмы, которые меня учат ' ч©му-.ннбудь. И каждьГй фильм должен быть увлекательньши. Ведь это мас- жении, поскольку в этом дви жении' самое лучшее — это именно идеалы. — Я считаю, что идеи Рай ха о соединении свободной любви и сониалистич^кой ре волюции не будут' никогда иметь воплощения в реальнос ти. Ведь социализм — регла ментированная теория. — Действительно, с одной стороны, это симпатичная, ро- мант,ична1Я и немного забавная теория, С другой” стороны, она нереальна. Но ведь это проти воречие н хорошо для фильма. Потому что фильм должен ■касаться невозможных вещей. Поэтом>у в- картинах, в кото рых вы офатитесь к невозмож ным вещам, вы сделаете не которые из этих вещей возмож ными. В противном случае вы показываете, что- невозможное все-таки возможно, — В каждом вашем фильме есть секс. И везде он разный: психологический, коммерче ский, иронический, политиче- ПЫ.М людям, и иикто не хотеит иродолжать смотреть после нее фильм. Она вызывала та кое любойытст«>, что все спра шивали: «Что это?!» Несколько м«:я1цев мо1Нтажа сцена лежала на полке. Мы не могли продолжать ра,боту до тех пор, пока я не получил запрашиваемый ма,те.риал филь ма Чнаурелн «Клятва». Мате риал о Сталине я хотел вклю чить в мой фильм, еще ве зная, «уда поставить. Сцены, в которых появляется Сталйн ' в <«Клятве», очень симметрич ны а напоминают .релитоаные картины, как «Тайная вечеря». Где Иисус — в середине, а святая прислуга — рядом. В «Клятве», когда Инсух; (Сталин) цр|И|бл 1 Ижается к нам, то весь нконостас (ПолитбЮ|ро) дв,игается за .ним. Когда -^вы смотрите на .эти кадры, вас охватывает чувство религиоз ности, вы можете даже разли- нат1> лучи, 1расходящ1иеся от Стаяива, я получил отличный - „МНЕ НРАВИТСЯ ЛОМАТЬ ГРАНИЦЫ* совая куль-вура.. Коиетео, бы ло бы еще лучше, если бы фильм нес какую-то дополни тельную ияфсфмацию. Напри мер, в «Сладком фильме» — довольно поэтично, подобно сну, были 1Й некоторые очень важные информационные мо менты: кадры кинохроники из леса Хатыни. Для меня это было, как окно в полностью скрытую правду. Но я сделал фильм и достаточно занима тельным для того, чтобы бы ло легче всюприним.ать то, на что трудно смотреть. Это име ло о^азовательные цели. — Один из своих фильмов вы посвятили теории и жизни Вильгельма Райх.а. Почему? — Есть несколько причин. Я был очень по!ражен его жиз нью. И хотел сам больше уз нать о «ем. Фильм был хоро шим способо.м для этого. Ведь он финансируется. Иначе .у меня просто не было бы де нег поехать и все узнать са мому. Во-вторых, я думал, что Райх, — очень богатый мате риал для фильма. Потому что он был очень П|ротнворечивым человекам. Он был из очень радика:чьной и интересной вет ви психоанализа, одной из самых лучших, как мне ка жется, которые выШли из уче ния Фрейда. ; Разумеется, Райх; был наи более интересен' в 68-м году 1ВО время молОГдежвой револю- ции. Но к нему очень неспра. ведливо отнеслись психоанали тики: он был почти стерт из. истории. Это бьио проявление мещанства. Кроме ' того, * он был великим рам»нтиком-ком" муннстом. Он верил, что если привнесет в революцию лю бовь, то каждый последует за партией я будет творить рево- люшпо. В кои.нартни Германии в 32-м году в его организации «Секспол» было 20 тысяч по- сл)едователей,. Тогда, да и сейчас, у рабо чей молодежи была проблема: она жила в тесных квартирках, и ей очень трудно было соб^ раться — не было места для того, чтобы общаться и зани маться любовью. Он думал, что пвртия должна построить в горах дома — нечто вроде дач для молодежи, куда моло дые люди .могли бы поехать на уикэнды и там заниматься любовью, петь, наслаждаться жизнью. Он был большим ро мантиком и утопистом. Все, во что он верил, тогда невозмож но было достичь. Поэтому его МОЖ.НО отнести к лучшим явле ниям в коммунистическом дви- осяй. Каждый вооп{> 1 Ш 11 мает секс по-своему. Что есть секс для вас, художественный при ем? — Сексуальные сцены вовсе ■не делают фильм, коммерче ским. Именно из-за эротики ; мои фильмы запрещены в Яоо»- нии. «Сладкий фильм» запре щен в а|Нгляйской части Кана ды, в Великобр1И1таяи1И|. (•Ф1.И- стерия организма» в Канаде и ЮАР. Но я использую не толь ко- сжс, но и, вапрнм^р, поли тическую кинохронику. Я бы 'хотеч, чтобы вы посмотрел® мой фильм «Невданость без защиты». ,В нем почтя вег сек са! А если и есть, то в фо|рме о^чень наивной мелодрамы. Я - просто делаю филь.м, которого не встречал в других фильмах., И не .люблю, чтобы мне на доедала моя собственная ра бота. — А вам не кажется, что эротические сцены в наших • фильмах — это порнография? — Я боял.ся этого вопроса. Поэтому я ста^рался сделать все сцены настолько .красивы ми, 1насколько это 'возмож'Но. И очень осторожно с ними о.б- |ращался. Я должен вам ока зать одну вещь. Вот вы ис пользуете слово порнографИ'Я, обозначая эротику. Но суще ствуют разлн1чия между этши понятиями. Наи|ример,' вы мо жете подумать, что эпизод,, в котарам; иаготовляется пение. ив пластика .этог порнограг- фия.'Н^ж будто дориопрафяя — это показ того, что киког- да не должно выставляться пока|ГщубЛ1Ике,';';»вяяясБ> сугубо". личной вещью. -Этой сцены не было в сцеяа.р1ИИ. Мы сняли ее во время нашего докумея- тального исследоваяня. Это началось тогда, когда мы по сетили редакцию одной газеты ■и увидели ва столе главиого редактора пластиковый пенис. Мы апрооили его: «Что это?» «Это мой- пенис, — ответил . редактор, — сделанный скушщ- тором Нении Готри. Она дела ет это за 50 долларов». Счи тается, что пер|Вы.м' ее клиан- . том был Джимми Хендрикс, поскольку все- девушки хотели •иметь его пенис в качестве су венира. Мы спросили у нее, может ля она повторить? Это будет выглядеть так сильно. И, что самое сложное, не возможно было отредактиро- .вать эту сцену. Я пробо1вая вставлять ее в .различные ча сти фильма. Но .куда бы я ее ни поставил, она все уничтожа- -ха вокруг себя. Я пробовал показьгвать эту сцену ра.зл.вч- результат. Две сцрны вэа1Имно усилилн_ друг др5«'& .Лишь в этот момент я по-настоящему отирыл тайя.учо мощь Сталина: это была -власть замороженно го секса (это как -раз то, что я узнал из собственного филь ма). 'В данном случае эротцк-а — это политика. — Здесь шел разго.вор об изготовлении пениса. А как изготавливались фекалии в «Сладком фильме»? — Оно было настоящим оро- ДУ1КТОМ общины хиппи, кото рую мы снимали. Полов.иеа действующих лнц фильма бы-' ла из настоящей Венской об щины. Другая половина — ак- т ^ ы из. Па(ря,жа. Когда мы онималя эту сцену, вашей пер вой мыслью была мысль об ■ агокци .ребенка в семье. Когда .ребенок сидит на маленьком ■горшке, вся семья смотрит на ■него я ждет, когда же . он ■ начнет делать •это самое. Может быть,, вы уже » за были, как делали это в мла- деннест.ве. А ведь это один из первых моментов, когда обще ство даинт на яндиввдуаль- .шють. Все это делается по Павлову во всех семьях в ми ре. -И когда ребенок ■наконец вьшолняет то, что от него тре буют, вся семья кричит «О, браво!» Повиновение у вас всегда сопровождается" вели кой ..любовью и поддержкой. Мы хотели воссоздать эту агонию индивидуума в центре группы. Это была йол идея; Но йоммуна настол.ько была ди- ■кая, что воэразша; «Нет, ци- ■какого «див.идуалнэага не по-. терпим! Мы все - сядем пе ред каморой»; У , вас была большая дискуссия. Мне кажется, мы станем бо. лее духов:ньши,, если , будем бл|НЖ€ к ж.квагньш. ■Ведь ж№ нотное гораздо естественнее нас, а человек ушел очень далеко от своей ориги 1 наль.ной натуры. — Значит, показанная общи на — счастливое возвращение человечества к животному ми ру? Эта община —, еДи.вствен|- яая коммунистическая семья, которую я встречал в Ж 1 изви. В .ней было около 60 человек. Они ЖИЛИ .все вместе. У «ик не. было личных денег. Все заработанное они складывали в общий котел. Один из в»х 'был о'чень-ачень .иавестный в Вене диск-жокей и зарабаты вал М'МЛНОВЫ шиллингов. и он тоже скл.адывая сван день ги вместе е нвжолькими швл- ,лянга.мн друпик. В общине очень заботятся друг о друге, . СВОИХ детей .воспитывают вме-^В сте. Они очень мягкие и до(б-- - рые ЛЮ.ДИ. Раз в, неделю в общине про водятся специальные группо вые тррапии. Они назьш1ают это самовыра.жекием. Ойи со бираются, <жажем, по суббо там, и с помощью общины каждый возв1ра.щается к обоим дётсшм кслимарам. Это свае- обраэное катарсичеокое шоу. Эта очень зрелищное и - страшное шоу д.чя тех, кто не . понимает, для чего они все это .делают. Общинники умудри лись с памощью этой терапии ' ■отумить от на.ркотиков нес колько тяжело- больных нарко манов. ■Или, 'На-пример, один - из них до ■прихода в общину был законченным алкоголиком. Общнаннкн пропустили его- ■через терапию. В самый куль- ■минациавный мамент они: предложял'И ему стакан моло ка я овадаля: «Это молоко, твоей матери». Пария тяжело- стошнило. После этого он больше не пьет оп.иргтое. — В своих фильмах вы иронизируете над существо- вавшЕИмн извращениямн ком мунистических идей. :— Проблема в том, что мы не знаем, были ли это извра. щения. Может,.это была кал- раз реализац'ия идей? — Значит то, что происхо дит сегодня у нас в стране и в' других социалистических странах — это .извращение идей? Как вы вообще относи тесь к нынешним событиям в странах Восточной Европы? — Мне кажется, это замеча тельно, когда люди иачинают думать своей головой. Нр только думать,'(НО и говорить. Не -ТОЛЬКО говорить, ено и де-; ■лать. Люди Еначинают осозЕва- вать, что чело-веж все-таки от личен от животного. Мне нра-^„ ^ вится, что нйаиотря на больг-'* иной риск, люди вста,ют аа овои .права. . И .-на:ц:больши-й ,риск — в вашей стране. .По тому что стра.яа очень боль- ша.я. Чтобы орга|низовать ее, нуж>но много сил. ■ КонечЕНО, трудно в такой больЕШОй стрзЕне, когда все на- - чЕКнают говЕорить. одновременно. Но прелесть демократии и за- клЕЮчается в том, что все мо-' гут говорить свое, но все ра.в- но государственная маш-ина продолжает рзЕботать. Я жиЕву в Париже, Там бьм ■момент, .когда из-за низкой . заработной платы .МЕусорщики отказЕал1ись работать. Почти. 2 неделя инкто не собирал м|у- сор. -ПреЕкрасные ■ парйжскЕие .улицы дурно пах,т,и я ужасно выглядели. Правительство не в состоя- ■нии бьио заста.вить работать этих ребят. В конце концов ■были, -использованы солдаты. А через ■неско;’пщо недель был подписан .новый 'контракт, и МуЕСО(рЩ'И|К:И СТаЛ'И ПОЛУЧЕЗТЬ больше. Так.йм .образом, .при демократии тоже много своих ■Епроблем и етолкно.вений меж ду людьми. Но поскольку ЙЮ- ..ди аведста1НЛ1Яют собой равно-. прав.ные части общества, то- . Евсе эти стьмш завершаются ЕблагополучНЕО. Мне кажется,, что ОЕрганизм сопиалыных кон- флЕиктов 'более чело;венев- в. , значим, нежели организм все общего .счастья. — Вас критики называют «несносным ребенко.м мирово-' го кинематографа». — К еритвки имеют п(р.аво-. . сказать все, что угодно. е И ног - да Еоки говорят о|бо мне ХЕОро- шее, но Ене .всегда, - И<Ж|усство не имеет одина ковых для всех границ 'пове дения. Каждый в.ыби|рает гра’ Еницы сам. В е МО нх фильмах . есть .игра границ. Если вы пс амотрите их втЕорой |раз, смо жете уже Ейнане их оценить. Это как слоеный кИЕрог: когда едЕите, вы перемешнваЕете .слон ;и ;у|кинтожаете. таиим образом границы — вы вводите овои правила. Мне .нравиЕтся ломать грани цы. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz